Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
для студентів спеціальності «Електромеханічне обладнання енергоємних виробництв», «Електромеханічні системи автоматизації та електропривод», «Металор...полностью>>
'Программа'
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования для специальности “Юриспруде...полностью>>
'Документ'
Роль козацтва та Запорозької Січі в історії України унікальна і не має аналогів в історії інших народів. На певному етапі історичного буття України ко...полностью>>
'Учебно-методические указания'
Плазма крови. Состав плазмы, функции основных компонентов плазмы: белков, ионов, микроэлементов. Осмотическое, гидростатическое и онкотическое давлен...полностью>>

Давно замечаю, что речь детей часто отличается ограниченностью словаря, обилием стилистических ошибок. Исключение составляют те учащиеся, которые много читают, в их семье с уважением относятся к чтению книг

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Давно замечаю, что речь детей часто отличается ограниченностью словаря, обилием стилистических ошибок. Исключение составляют те учащиеся, которые много читают, в их семье с уважением относятся к чтению книг.

Но, к сожалению, таких с каждым годом становится всё меньше и меньше. Я работаю над проблемой «Повышение образовательного уровня, воспитание эстетического вкуса учащихся на уроках русского языка ». С этой целью я взяла для словарной работы тему «Музыка» и использовала в виде словарных выборочных, комментированных диктантов (зрительных, зрительно - слуховых, слуховых) при изучении тем «Имя существительное», «Имя прилагательное» в 6 классе. В работе использовала такие книги :«Твой друг музыка» Галины Левашёвой, «Поговорим о музыке» Галины Левашёвой, «Музыкальный словарь в рассказах» Людмилы Михеевой, «Пять портретов» Фаины Оржеховской, «Петер в стране музыкальных инструментов» Клары Хитц. На уроках русского языка обязательно находятся словари: толковые, иностранных слов; портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов.

Карточка №1 («Имя существительное как часть речи: общее значение,

20 слов морфологические признаки, синтаксическая роль»)

Скрипка, виолончель, контрабас, флейта, гобой, валторна, труба, туба, тромбон, саксофон, орган, лютня, фисгармония, аккордеон, гитара, фортепиано, стаккато, легато, глиссандо, нон - легато, (зрительный диктант )


Задание: списать и определить род существительных; после этого учащиеся рассматривают изображение музыкальных инструментов.

скрипка

виолончель

контробас

флейта

тромбон

валторна

труба

гобой

туба

саксофон

лютня

аккордеон

орган

фисгармония

фортепиано

гитара

Карточка №2

Во Франции проводится конкурс Маргариты Лонг и Жака Тибо: в нём принимают участие пианисты и скрипачи в память выдающихся музыкантов; пианистки Лонг и скрипача Тибо.

Самый представительный, самый ответственный и почтенный, безусловно, конкурс имени П. И. Чайковского, который проводится каждые четыре года Москве. Его победителями стали американский пианист Ван Клиберн и русский скрипач Валерий Климов. (зрительный диктант )


Американский пианист Ван Клиберн

Русский скрипач Валерий Климов.

Задание: выписать имена существительных, определить синтаксическую роль, указать род, число, падеж, собственные и нарицательные.

Карточка №3 («Большая буква и кавычки в именах собственных») 24 слова

Композитор Пётр Ильич Чайковский, балет Сергея Прокофьева «Золушка», партия Одетты из балета «Лебединое озеро», балерина Анна Павлова, либретто Бегичева («Лебединое озеро»), хореограф Михаил Фокин («Шопениана»). (слуховой диктант)


Композитор Пётр Ильич Чайковский

Балерина Анна Павлова

Задание: объяснить (устно) значение слов «хореограф», «либретто», «партия».

Карточка №4

Балерина Галина Уланова, «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Арама Ильича Хачатуряна, декорации к балету «Спящая красавица» композитора Петра Ильича Чайковского, партия Спартака, (слуховой диктант)


Балерина Галина Уланова

Задание: записать названия балетов. Объяснить (устно), чем балет отличается от оперы.

Карточка №5 («Число имён существительных»)

Литавры

У многих народов издавна известны инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Такие инструменты встречаются в Индии, в Африке, в Китае, у славянских народов. Именно от них произошли современные литавры, занимающие почётное место среди ударных инструментов симфонического оркестра. Литавры появились в оркестре первыми из ударных, ещё в XVI веке. Это большие медные котлы, верх которых затянут кожей. С помощью винтов натяжение кожи можно изменять, и тогда звук становится выше или ниже.

Играют на литаврах палочками, обтянутыми войлоком. Каждая литавра может издавать только один звук, - тот, на который ёё настроили. Перестраивать литавру долго и сложно. Поэтому в оркестре бывает две или три литавры разных размеров с разной настройкой. Современные композиторы используют четыре, иногда даже пять литавр. Звучность литавр может быть очень разнообразной: от подражания раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Отдельные удары литавр поддерживают низкие, басовые голоса оркестра. А иногда литаврам поручают даже мелодии, конечно, несложные, состоящие из трёх - четырёх звуков. (зрительно-слуховой диктант)

(После проверки можно показать изображение литавр)


Литавры

Задание: выписать имена существительные во множественном числе, определить падеж.

Карточка №6 («Несклоняемые имена суирествительные») 10 слов

Адажио (медленно), аллегро (весело), анданте (умеренно), андантино (в умеренном темпе), кантабиле (певуче), кода (заключение), крещендо (постепенное нарастание силы звучания), дольче (нежно), форте (громко), фортиссимо (очень громко). (зрительный диктант)


Задание: подобрать прилагательные к 5 несклоняемым существительным, обозначающим музыкальные термины.

Карточка №7 («Разбор имени супцествителыюго как части речи»)

Роберту Шуману было семнадцать лет, а Кларе Вик - восемь, когда они впервые встретились. Шуман мечтал стать пианистом и учился у отца Клары, знаменитого педагога Фридриха Вика, Клара тоже была ученицей своего отца и в восемь лет уже играла на рояле едва ли не лучше семнадцатилетнего Шумана. Через тринадцать лет знаменитая пианистка Клара Вик стала женой известного композитора Роберта Шумана. За эти годы они часто расставались, но Шуман всегда помнил Клару. Сначала талантливую девочку, своего маленького друга, потом нежно любил невесту. Он посвятил ей много чудесной музыки. Да, пожалуй, можно сказать, что почти вся музыка Шумана посвящена Кларе, (зрительно-слуховой диктант)


Роберт Шуман и Клара Вик

Задание: подчёркнутые существительные разобрать как часть речи, выписать сложные предложения, указать грамматические основы в них.

Вопрос: каких вы знаете композиторов, фамилии которых пишутся с буквы «Ш»

Карточка №8 («Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»)

Комментированный диктант

Если спросить человека, любящего музыку, что такое симфония, он вам ответит примерно так: симфония - это большое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра и состоящее обычно из четырёх частей. И, конечно же, назовёт вам композиторов, создавших гениальные симфонии. Среди них, очевидно, в первую очередь будут названы имена Бетховена, Чайковского, Моцарта...

Но если об этом же вы спросите музыканта, то первое имя, которое он вам назовёт, будет Гайдн.

Именно Гайдну принадлежит честь называться «отцом симфонии». Гайдн создал этот вид музыкального произведения. Бетховен, Моцарт и другие гениальные композиторы брали за основу своих многочастных произведений для оркестра симфонии Иосифа Гайдна, учились по ним.


Задание: определить падеж и склонение имён существительных, подчеркнуть как члены предложения имена существительные, стоящие в единственном числе.

Карточка №9 («Имя прилагательное как часть речи: общее значение,

морфологические признаки, синтаксическая роль»)

Комментированный диктант

Вернувшись после странствий на родину в пятьдесят четвёртом году, Глинка застал большие перемены. Уходил в прошлое мир его бурной молодости. Вокруг были новые люди, молодые, энергичные, решительные. Обо всём они судили категорически, а в искусстве разбирались, пожалуй, лучше, чем любители двадцатых и тридцатых годов.


Задание: найти имена прилагательные, указать их признаки, определить роль в предложении, выписать словосочетание «существительное + прилагательное» указать род, число, падеж.

Карточка №10 («Разряды имён прилагательных»)

Знаете ли вы сказку о бедной Снегурочке? Её написал русский драматург АН. Островский, а композитор Н.А.Римский - Корсаков создал на её основе оперу. Партию Снегурочки - хрупкой, нежной дочери грозного Мороза и прелестной Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому, словно голубой колокольчик, голосу - колоратурному сопрано.

Колоратурное сопрано - самый высокий и подвижный женский голос. Колоратурным он называется потому, что легко исполняет разные вокальные украшения - колоратуры. Тонкий орнамент мелодии чудесно передаёт сказочный образ. (слуховой диктант)


Композитор Н.А.Римский – Корсаков

Задание: определить разряды имён прилагательных, определить их синтаксическую роль.

Карточка №11

Используются карточки № 1 (частично), № 3, № 4, № 6 (частично).


Задание: подобрать качественные и относительные прилагательные к именам существительным.

Карточка №12 («Разбор имени прилагательного как части речи»)

Комментированный диктант

«Пан - по верованиям древних греков - бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов - гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона (бога искусства и света) на состязание это было на склонах горы Тмол. Судьёй был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Первый начал Пан. Раздались простые звуки его пастушьей свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил лесной певец.

Когда замерли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все, стоящие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Замерли звуки золотой кифары.

Бог горы Тмол присудил Аполлону победу... Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы....»

Так рассказывает древнегреческий миф. Рассказ этот - о том, как велика сила искусства, о том, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым, самым выразительным и волнующим звуком обладают струнные...

Кифара - один из предков современных струнных инструментов - возникла очень давно из охотничьего лука. Натягивая тетиву, какой - то охотник на заре человечества услышал приятный медленно угасавший звук. Тогда и родился первый струнный щипковый инструмент.


Кифара

Состязание богов на склонах горы Тмол

Задание: найти и выписать имена существительные, определить род, число, падеж; выписать два прилагательных, выполнить морфологический разбор. Написать четыре предложеия о музыкальном состязании богов.

После завершения работы над темами «Имя существительное», «Имя прилагательное» учащиеся кроме приобретенных умений и навыков по русскому языку расширят свой кругозор, повысят эстетический вкус.

При необходимости можно использовать отрывки из музыкальных произведений Шумана, Римского-Корсакова, Чайковского.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Существует много определений гениальности

    Документ
    Описание:Существует много определений гениальности. Например, Ньютон полагал, что гениальность — это терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении Гёте считал, что отличительная черта гениальности — умение духа распознать, что ему на пользу.
  2. * книга роза мира и ее место в истории глава роза мира и ее ближайшие задачи

    Книга
    Я писал ее тайком. Рукопись я прятал, и добрые силы - люди и не люди - укрывали ее во время обысков.
  3. Такова его и речь,- сказал Сократ,- и когда ему представили юношу, чтобы он оценил его и высказал суждение о нем, философ прежде всего вступил с ним в разговор

    Документ
    «Каков человек, такова его и речь»,— сказал Сократ,— и когда ему представили юношу, чтобы он оценил его и высказал суждение о нем, философ прежде всего вступил с ним в разговор.
  4. Н. Г. Чернышевского Балашовский филиал Кафедра русского языка Шумарин С. И., Шумарина М. Р. Теория и практика научной речи спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Требования Государственных образовательных стандартов ВПО к профессиональной подготовленности специалистов и бакалавров негуманитарных специальностей определяют, что выпускник вуза должен уметь решать задачи, связанные с анализом
  5. Степанов Александр Михайлович Большой словарь эзотерических терминов

    Документ
    Ведущий научный сотрудник Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, ФГУ «Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения».

Другие похожие документы..