Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методичні рекомендації'
1. РОЗРОБЛЕНО у відповідності до вимог освітньо-кваліфікаційної характеристики, робочої програми нормативної навчальної дисципліни "Маркетинг&qu...полностью>>
'Учебное пособие'
Цель издания – научно-методическое обеспечение преподавания религиоведения в условиях обновления гуманитарного образования в России. Обе части книги ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Абстрактная алгебра, раздел современной математики, выросший из исследования уравнений и теории чисел. Свою теперешнюю форму абстрактная алгебра нача...полностью>>
'Документ'
Управление предприятием» 08 «Экономика и управление» региональный Обмен научной информацией с преподавателям вузов и учеными регионов....полностью>>

1 Особенности развития связной речи учащихся 1-го класса с нарушениями интеллекта

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. Особенности развития связной речи учащихся 1-го класса с нарушениями интеллекта.

Формирование связной речи у данной категории детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Дети долго задерживаются на вопросно-ответной и ситуативной речи.

В процессе порождения связных высказываний они нуждаются в постоянной стимуляции со стороны логопеда, в систематической помощи в виде вопросов или подсказок. Особенно трудной для детей является контекстная форма речи. Недостаточно сформирована диалогическая речь из-за слабой ориентированности на собеседника.

Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями.

Более легко дается детям пересказ, однако не без издержек: пропускаются важные части текста, упрощенно передается содержание, дети не понимают причинно-следственные, временные и пространственные связи.

В дефектологической литературе имеются сведения о том, что умственно отсталые учащиеся сложные предложения начинают употреблять в письменной речи раньше, чем в устной об этом говорится в книге М.С. Певзнер,"Дети – олигофрены. М. Изд-во АПН РСФСР. 1963.270

В.Г. Петрова считают, что становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. В процессе порождения связных высказываний умственно отсталые школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Особенно трудной для этих детей является контекстная форма речи. Ситуативная речь, то есть речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию, осуществляется ими гораздо легче.

Немаловажную роль в недоразвитии связной речи играет недостаточная сформированность диалога. Диалоговая речь, как известно, предшествует развитию монологической речи и подготавливает ее развитие. Умственно отсталые первоклассники часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание какого-либо события, то есть они не ориентируются на собеседника.

Отечественный психолог В.Г. Петрова, «Психология умственно отсталых школьников. Красноярск. 190с». изучая устные высказывания детей, делает вывод о том, что связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

Одной из причин задержки формирования связной речи умственно отсталых детей является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляются самим ребенком. В связи с этим недостаточность волевой сферы умственно отсталых детей играет определенную отрицательную роль в нарушении протекания связных речевых высказываний. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, меняется и характер связных высказываний, они становятся развернутыми и связными, увеличивается количество слов в предложении. Таким образом, в характере связных высказываний большую роль играет мотивация.

Особенности связных высказываний у умственно отсталых детей во многом определяются и характером заданий, формой связных высказываний. Более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществляется у умственно отсталых первоклассников пересказ. Но и пересказ имеет ряд особенностей. Так, дети пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений. На основе случайных ассоциаций они додумывают события, детали, которые отсутствуют в тексте.

Дефектолог А.Н. Граборов «Вопросы изучения детский речи. М.: Педагогика. 1961.170с.» исследуя интонационную выразительность речи детей с умственной отсталостью, пишет о том, что речь детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, немодулированный, у возбудимых – резкий, крикливый.

Одним из выдающихся логопедов М.Г. Хватцевым «Логопедия М.1974г» приводится такие данные: патологическую молчаливость отмечает у 14% детей, замедленную речь у 13%, ускоренно-возбудимую – у 7%, многоречивость – у 12% детей с умственной отсталостью.

Логопеды-практики Ефименкова Л.Н. Садовникова И.Н в книге «Формирование связной речи у детей - олигофренов.М. Педагогика. 1970.230с.» пишут о том, что в условиях специальной школы дефекты речи детей изживаются. Так, если в первом классе у 74% учащихся выявляются нарушения произношения звуков, то во втором классе – уже только у 22%, а в третьем классе – у 9% учащихся.

Таким образом, речь умственно отсталых детей имеет качественное своеобразие во всех компонентах, что, с одной стороны, делает возможным на основе ее психолого-педагогического изучения более уверенно судить о наличии и степени выраженности интеллектуального дефекта, с другой – требует комплексного подхода к диагностике речевого развития ребенка и проведению эффективной коррекционно-развивающей работы.

Вопрос о развитии связной речи у учащихся 1 класса - это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Изучая особенности развития связной речи необходимо отметить, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у детей с умственной отсталостью. Для того, чтобы обучение в школе было успешным, необходимо проведение специальных коррекционных занятий по формированию умений и навыков построения связного речевого высказывания. Чтобы более успешно проводить коррекционную работу, нужно выяснить на каком этапе развития речи находится каждый первоклассник, для этого нужно провести исследование, что и будет сделано во второй главе. Эта тема достаточно актуальна, так как в логопедии делается акцент на развитие связной речи у детей с умственной отсталостью, т.е. на их успешное обучение в школе и адаптация в жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Особенности нарушения письменной речи у учащихся 4-ого класса общеобразовательной школы

    Документ
    Особенности нарушения письменной речи у учащихся 4-ого класса общеобразовательной школы. Введение По данным Департамента здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической
  2. Исмаилова Индира Седрединовна развитие связной речи у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта

    Автореферат
    Защита состоится 12 октября 2009 года в 13 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, Нижний Новгород, ул.
  3. Речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах коррекционной школы VIII вида

    Урок
    Исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, К.С. Лебедин­ской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и других дают основание относить к интеллектуальной недостаточности только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое
  4. Особенности устной речи учащихся I класса

    Документ
    Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательной школы предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.
  5. А. К. Хизрибекова сборник упражнений по практическому курсу русского языка

    Документ
    Хизрибекова А.К. Сборник упражнений по практическому курсу русского языка. Часть I. Учебное пособие для студентов 1 курса ФНК. – Махачкала: ДГПУ, 2005.

Другие похожие документы..