Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Российской Федерации Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж» рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Педагогический колледж»
Рабочая программа
учебной дисциплины: «Гигиена физического воспитания и спорта»
для специальности: 050721 «Адаптивная физическая культура»
(По повышенному уровню)
2009
Одобрена кафедрой педагогики и психологии и частных методик отделения «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура» Протокол №1 от 15.0909 г. | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню к минимуму подготовки выпускника по специальности 050721 «Адаптивная физическая культура»» |
Зав. кафедрой: ___________ Ечевская О.В.
Заместитель директора
по учебной работе
__________ А.Г. Малышкина
Автор: Шишова С.В.
Рецензенты: преподаватель «Анатомии, физиологии и гигиены» ТОУГОУ СПО «Педагогический колледж» Ханина Н.Ф., доктор медицинских наук, профессор, С.Н. Симонов, зав. кафедрой АФК ТГУ им. Г.Р. Державина,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Гигиена физического воспитания и спорта» написана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050721 «Адаптивная физическая культура».
Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.
Учебный материал включает основы экологии и воздействия факторов внешней среды на организм лиц, занимающихся физкультурой и спортом, историю развития гигиены, различные виды гигиены, санитарно-гигиенические требования к спортсооружениям, одежде, обуви, личной гигиене, особенностям тренировок и питания в различных климатических зонах, акклиматизации.
Основную часть курса составляет материал, посвященный личной гигиене, гигиене физического воспитания школьников, лиц среднего и пожилого возраста, высококвалифицированных спортсменов, здоровому образу жизни, факторам риска, профилактике инфекционных и паразитарных болезней, закаливанию, рекреации и активному отдыху, рациональному питанию и др.
Учебный процесс состоит из теоретического и практического материала.
Практические занятия направлены на освоение методов определения санитарно-гигиенических показателей: влажности, температуры, освещенности помещений и спортсооружений, энергозатрат при занятиях физкультурой и спортом, составления меню и оценки качества пищи, оценки пригодности воды к употреблению и в плавательных бассейнах, расчетов двигательной активности детей и подростков.
В результате изучения «Гигиена» студенты должны знать:
Методы санитарно-гигиенической оценки мест занятий оздоровительной физкультурой и спортом, методы обеззараживания воды в турпоходах.
Гигиену физических факторов и их влияние на здоровье и работоспособность человека.
Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека. Факторы риска.
Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков, лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся спортом и физкультурой.
Профилактику инфекционных и паразитарных болезней.
В результате изучения «Гигиена» студенты должны уметь:
Использовать в педагогической практике средства восстановления работоспособности.
Медико-биологические и психологические средства восстановления.
Обеспечивать пропаганду санитарно-гигиенических знаний.
Прививать учащимся целенаправленную деятельность по формированию здорового образа жизни.
Вести здоровый образ жизни.
Учебный план.
Учебной дисциплине «Гигиена»
№ | Содержание | VII семестр | VIII семестр | Всего |
1 2 3 | Число недель в семестре Число часов в неделю Форма аттестации | 15 1 Контрольная работа | 19 1 Экзамен | 34 34 |
Всего учебных часов по дисциплине 74 | ||||
4 | Лекций | 12 | 17 | 34 |
5 | Практических занятий | 3 | 2 | 40 |
6 | Самостоятельная работа | 3 | 8 | 11 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН учебной дисциплины «Гигиена»
№ | Содержание разделов и тем | Максим. учебная нагруз кА (час) | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | ||||
Всего | Лекций | Лаборные работы | Практ. занятия | Самост. работа студента | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
45 | 34 | 29 | 5 | 11 | |||
1 | Введение. Понятие о гигиене. Предмет, задачи и методы. | 1 | 1 | 1 | |||
2 | Медико-биологические методы исследования в гигиене | 3 | 1 | 1 | 2 | ||
3 | Организм и факторы окружающей среды. Влияние факторов на здоровье и работоспособность человека. | 2 | 2 | 2 | |||
4 | Гигиена физических факторов и их влияние на здоровье и работоспособность человека | 2 | 2 | 2 | |||
5 | Здоровый образ жизни | 6 | 4 | 1 | 3 | 4 | |
6 | Психогигиена | 2 | 2 | 2 | |||
7 | Личная гигиена | 1 | 1 | 1 | |||
8 | Гигиена питания | 1 | 1 | 1 | |||
9 | Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
10 | Гигиена лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся спортом и физкультурой | 1 | 1 | 1 | |||
11 | Гигиена закаливания | 2 | 2 | 2 | |||
12 | Средства восстановления спортивной работоспособности | 4 | 4 | 4 | |||
13 | Самоконтроль спортсмена лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой, закаливанием. | 4 | 2 | 2 | 2 Вести дневник самоконтроля | ||
14 | Биоритмы м физическая деятельность | 2 | 2 | 2 | |||
15 | Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека. Факторы риска. | 2 | 2 | 2 | |||
16 | Рекреация и активный отдых. | 3 | 1 | 1 | |||
17 | Профилактика инфекционных и паразитарных болезней | 1 | 1 | 1 | |||
18 | Гигиена инвалидов-спортсменов | 1 | 1 | 1 | |||
19 | Гигиена спортивных сооружений | 3 | 3 | 3 | |||
20 | Экогигиена физической культуры и спорта | 3 | 1 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Краткие исторические данные о возникновении и развитии гигиены. Понятие о гигиене. Ее роль в оздоровлении населения. Основы общей гигиены. Предмет, задачи и методы гигиены. Роль отечественных ученых в развитии гигиены как науки и гигиены спорта (А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, В.Ц. Андреева-Галанина, А.Н. Сысин и др.)
Медико-биологические методы исследования в гигиене. Оценка влияния внешних факторов на здоровье и работоспособность. Определение важности, температуры, освещенности помещений и спортсооружений. ПДК воздуха и воды. Исследование функции кардиореспираторной системы, измерения газообмена. Тонус мышц. Оценка психического состояния.
Организм и факторы окружающей среды. Влияние факторов внешней среды на здоровье и работоспособность. Гигиена воздуха. Воздух и окружающая среда. Роль атмосферного воздуха в жизни человека, химический состав атмосферного воздуха. Физические свойства воздуха. Загрязнение атмосферного воздуха. Влияние загрязненного воздуха на здоровье, работоспособность и условия жизни людей. Атмосферное давление. Климат. Акклиматизация. Гигиена воды. Вода как фактор внешней среды, ее гигиеническое и эпидемиологическое значение для человека. Нормирование качественного состава питьевой воды. ПДК питьевой воды. Гигиенические требования к водным бассейнам, к воде для гигиенических ванн, гидропроцедур. Питьевой режим. Питьевой режим спортсменов. Химический состав воды. Методы очистки воды. Гигиена почвы. Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче инфекционных, паразитарных заболеваний. Значение рельефа местности и почвы для построения спортсооружений. Химический состав почвы. Критерии оценки степени загрязнения почв. Оценка чистоты почвы. ПДК почвы. Методы очистки местности от загрязнения.
Гигиена физических факторов и их влияние на здоровье и работоспособность. Влияние на организм человека шума, инфра- и ультразвука, вибрации, ультрафиолетового излучения, электромагнитных, электрических и магнитных полей. Нормирование и методы профилактики. Пределы доз.
Здоровый образ жизни. Понятие ЗОЖ. Режим жизнедеятельности. Основные показатели здоровья. Понятия «здоровье» и «болезнь». Роль активного образа жизни и долголетие. Стресс и здоровый образ жизни. Экология и здоровье. Вредные привычки и здоровье. Средства оздоровительной физкультуры. Сбалансированное питание. Закаливание. Русская баня.
Психогигиена. Понятие «психогигиена». Сохранение и укрепление психического здоровья. Средства физкультуры, закаливания и их влияние на психическое состояние человека. Факторы внешней среды и психика человека. Предупреждение психических перегрузок. Психогигиена половой жизни. Правила психогигиены. Предупреждение психических перегрузок у спортсменов. Психогигиена и акклиматизация. Аутотренинг.
Личная гигиена. Основы личной гигиены. Уход за кожей лица, волосами и телом. Гигиена полости рта. Гигиена мужчины и женщины. Гигиена спортсменов. Гигиена сна, одежды и обуви. Режим труда и отдыха. Гигиена водных процедур. Средства для воды и ухода за кожей.
Гигиена питания. Энергетическая характеристика продуктов питания. Основной обмен. Питание и здоровье человека. Энергетика физической деятельности. Белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы. Питание спортсменов. Питание в подготовительном, соревновательном и послесоревновательном периодах. Особенности питания в различных видах спорта и в различных климатических зонах.
Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков, закаливание. Режим школьника. Особенности питания школьников. Возрастная периодизация. Влияние физкультуры на рост и развитие детей и подростков. Гигиенические требования к школьному спортивному залу, площадкам, бассейну, спортинвентаря. Особенности питания юных спортсменов.
Гигиена лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся спортом и физкультурой. Характеристика средств физической культуры и оздоровительной физкультуры. Гигиена питания, закаливания. Сна. Физиология старения. Активный двигательный режим и здоровье. Влияние гиподинамии на здоровье. Оценка двигательной активности по энергетическим затратам. Гигиена мест занятий, личная гигиена.
Гигиена закаливания. Понятие о закаливании. Виды закаливания. Физиологические механизмы закаливания. Возраст и закаливание. Закаливание и времена года, биоритмы. Дневник самоконтроля. Гигиенические требования к местам закаливания.
Средства восстановления спортивной работоспособности. Понятие «восстановление». Физиологические механизмы возникновения утомления. Педагогические, медицинские и психологические средства восстановления. Особенности восстановления в различных видах спорта с учетом возраста, функционального состояния биоритмов.
Самоконтроль спортсмена и лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой, закаливанием. Определение понятия «самоконтроль». Объективные и субъективные показатели утомления. Дневник самоконтроля. Самоконтроль во время занятий физкультурой и спортом. Режим дня школьников.
Биоритмы и физическая деятельность. Акклиматизация. Понятие «биоритмы». Классификация биоритмов. Циркадные или околосуточные биоритмы. Биоритмыи спортивная работоспособность. Акклиматизация в зонах жаркого климата и среднегорья с учетом временных поясов. Биоритмы и восстановление спортивной работоспособности.
Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека. Факторы риска. Гиподинамия, курение, алкоголь, наркомания и СПИД. Снижение веса. Анаболики. Факторы риска: холестеремия, диабет, стресс, моржевание и др.
Рекреация и активный отдых. Понятие «рекреация». Виды рекреации: пассивная и активная. Виды климато-рекреационной деятельности. Восстановление здоровья и трудоспособности в зонах отдыха. Профессиональная рекреация.
Профилактика инфекционных и паразитарных болезней. Классификация инфекционных болезней. Санитарно-гигиенические меры профилактики инфекционных болезней. Прививки. Вакцинация. Профилактические мероприятия в детском саду, школе, на спортбазах, в комнатах отдыха.
Гигиена инвалидов – спортсменов. Понятие «инвалидность». Санитарно-гигиенические требования к местам тренировок. Режим тренировок и отдыха. Восстановление спортивной работоспособности. Особенности тренировок в различных видах спорта. Личная гигиена инвалида – спортсмена. Профилактика травматизма при занятиях спортом. Режим дня и тренировок. Гигиена спортивной и ортопедической обуви. Гигиена спортсооружений для инвалидов – спортсменов.
Гигиена спортсооружений. Гигиенические требования к закрытым и открытым спортсооружениям. Температурный режим, показатели освещенности, влажности и др. Гигиена спортивных материалов и покрытий. Гигиенические требования к постройке спортсооружений в городской и сельской местности.
Экогигиена физической культуры и спорта. Понятие «экогигиена». Климатогеографические факторы и их влияние на здоровье и работоспособность спортсменов. Экогигиенические факторы, ухудшающие здоровье и физическую работоспособность. Экогигиена питания, закаливания, тренировок.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев, С.В. Гигиена труда/ С.В. Алексеев. - М., 1988.
Воронин, Н.М. Основы медицинской и биологической климатологии/ Н.М. Воронин. - М., 1981.
Гурова, А.И. Практикум по общей гигиене/ А.И. Гурова. - М., 1991.
Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни/ В.И. Дубровский. - М., 2002.
Дубровский, В.И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский. - М., 2002
Дубровский, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта/ В.И. Дубровский. - М., Владос. 2003
Минх, А.А. Общая гигиена и медицина/ А.А. Минх. - М., 1984.
Новожилов, Г.Н. Гигиеническая оценка микроклимата/ Г.Н. Новожилов. - М., 1987.
Петровский, К.С. Гигиена питания/ К.С. Петровский М., 1982.
Вопросы для зачета по учебной дисциплине «Гигиена»
Введение. Понятие о гигиене.
Предмет, задачи гигиены.
Методы гигиены.
Медико-биологические методы исследования в гигиене. 1 2
Организм и факторы окружающей среды. Гигиена воздуха.
Влияние факторов на здоровье и работоспособность человека.
Гигиена физических факторов.
Влияние физических факторов на здоровье и работоспособность человека
Здоровый образ жизни. Составляющие ЗОЖ.
Оздоровительная физкультура.
Закаливание. Гигиена закаливания.
Сбалансированное питание.
Психогигиена.
Личная гигиена.
Гигиена питания
Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков.
Гигиена лиц среднего, занимающихся спортом и физкультурой.
Гигиена лиц пожилого возраста, занимающихся спортом и физкультурой.
Средства восстановления спортивной работоспособности.
Самоконтроль спортсмена лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой, закаливанием.
Биоритмы и физическая деятельность.
Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека. Факторы риска.
Профилактика инфекционных и паразитарных болезней 14
Гигиена инвалидов-спортсменов
Гигиена спортивных сооружений: гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.
Гигиена спортивных сооружений: гигиенические требования к закрытым спортивным сооружениям.
Экогигиена физической культуры и спорта.
Организм и факторы окружающей среды. Влияние факторов внешней среды на здоровье и работоспособность. Гигиена воды.
Гигиена почвы.
Основные показатели здоровья. Понятия «здоровье» и «болезнь».
Режим жизнедеятельности.
Роль активного образа жизни и долголетие.
Стресс и здоровый образ жизни.
Вредные привычки и здоровье.
Русская баня.
Гигиена спортсменов.
Режим труда и отдыха.
Гигиена сна,
Особенности питания в различных видах спорта и в различных климатических зонах.
Питание спортсменов.
Особенности питания юных спортсменов.
Влияние физкультуры на рост и развитие детей и подростков.
Питание в подготовительном, соревновательном и послесоревновательном периодах.
Активный двигательный режим и здоровье.
Оценка двигательной активности по энергетическим затратам.
Виды закаливания.
Дневник самоконтроля.
Возраст и закаливание.
Гигиенические требования к местам закаливания.
Рекреация и активный отдых.
Особенности восстановления в различных видах спорта с учетом возраста, функционального состояния биоритмов.
Акклиматизация в зонах жаркого климата и среднегорья с учетом временных поясов.
Биоритмы и восстановление спортивной работоспособности
Гиподинамия, курение, алкоголь, наркомания и СПИД.
Факторы внешней среды и психика человека.
Предупреждение психических перегрузок.
Предупреждение психических перегрузок у спортсменов.
Режим школьника.
Влияние гиподинамии на здоровье.
Физиологические механизмы возникновения утомления.
Объективные и субъективные показатели утомления.
Классификация биоритмов.
Профессиональная рекреация.
Виды климато-рекреационной деятельности.
Гигиена спортивных материалов и покрытий.
Экогигиена питания, закаливания, тренировок.
Экогигиенические факторы, ухудшающие здоровье и физическую работоспособность.
Похожие документы:
Рабочая программа «Основы православной культуры» для студентов специальности 050721 «Адаптивная физическая культура»
Рабочая программаСоставлена в соответствии с Государственным требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050721 «Адаптивная физическая культура»Рабочая программа Дисциплины: «Спортивно- боевые искусства» для специальности 050720 «Физическая культура»
Рабочая программаРабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки выпускника по специальности 050720 «Физическая культура».Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» Специальность
Рабочая программаСоциальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.Рабочая программа учебной дисциплины «Методика музыкального развития» Специальность
Рабочая программаПрограмма составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального образования Российской Федерации по специальности 050704 «Дошкольное образование и предусматривает воспитание всестороннего развитогоРабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» Специальность
Рабочая программаСистема образования в настоящее время находится в кризисе. Его причина не только в дефиците средств, но и в неумении руководителей детских садов адаптироваться к изменяющимся условиям развития рыночных отношений в системе образования.