Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Все разъясняется, все делается понятно — умей только хорошо обращаться с фактом, умей зорко наблюдать, изощрять чувства, научись правильно наблюдать,...полностью>>
'Документ'
1 день. Приезд в Минск, встреча на вокзале у вагона №5 Вашего поезда с желтой табличкой «тур БЕЛАЯ РУСЬ». Трансфер в гостиницу, расселение в гостиниц...полностью>>
'Документ'
Представление данных на мониторе компьютера в графическом виде впервые было реализовано в середине 50-х годов для больших ЭВМ, применявшихся в научны...полностью>>
'Документ'
В преддверии 65-го юбилейного Дня Победы в Институте истории, археологии и этнографии ДВО РАН состоялись две конференции, посвящённые истории Великой...полностью>>

Российской Федерации Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж» рабочая программа

Главная > Рабочая программа #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж»

Рабочая программа

учебной дисциплины: «Гигиена физического воспитания и спорта»

для специальности: 050721 «Адаптивная физическая культура»

(По повышенному уровню)

2009

Одобрена

кафедрой педагогики и

психологии и частных методик отделения «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Протокол №1 от 15.0909 г.

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню к минимуму подготовки выпускника по специальности 050721 «Адаптивная физическая культура»»

Зав. кафедрой: ___________ Ечевская О.В.

Заместитель директора

по учебной работе

__________ А.Г. Малышкина

Автор: Шишова С.В.

Рецензенты: преподаватель «Анатомии, физиологии и гигиены» ТОУГОУ СПО «Педагогический колледж» Ханина Н.Ф., доктор медицинских наук, профессор, С.Н. Симонов, зав. кафедрой АФК ТГУ им. Г.Р. Державина,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по курсу «Гигиена физического воспитания и спорта» написана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050721 «Адаптивная физическая культура».

Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.

Учебный материал включает основы экологии и воздействия факторов внешней среды на организм лиц, занимающихся физкультурой и спортом, историю развития гигиены, различные виды гигиены, санитарно-гигиенические требования к спортсооружениям, одежде, обуви, личной гигиене, особенностям тренировок и питания в различных климатических зонах, акклиматизации.

Основную часть курса составляет материал, посвященный личной гигиене, гигиене физического воспитания школьников, лиц среднего и пожилого возраста, высококвалифицированных спортсменов, здоровому образу жизни, факторам риска, профилактике инфекционных и паразитарных болезней, закаливанию, рекреации и активному отдыху, рациональному питанию и др.

Учебный процесс состоит из теоретического и практического материала.

Практические занятия направлены на освоение методов определения санитарно-гигиенических показателей: влажности, температуры, освещенности помещений и спортсооружений, энергозатрат при занятиях физкультурой и спортом, составления меню и оценки качества пищи, оценки пригодности воды к употреблению и в плавательных бассейнах, расчетов двигательной активности детей и подростков.

В результате изучения «Гигиена» студенты должны знать:

  1. Методы санитарно-гигиенической оценки мест занятий оздоровительной физкультурой и спортом, методы обеззараживания воды в турпоходах.

  2. Гигиену физических факторов и их влияние на здоровье и работоспособность человека.

  3. Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека. Факторы риска.

  4. Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков, лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся спортом и физкультурой.

  5. Профилактику инфекционных и паразитарных болезней.

В результате изучения «Гигиена» студенты должны уметь:

  1. Использовать в педагогической практике средства восстановления работоспособности.

  2. Медико-биологические и психологические средства восстановления.

  3. Обеспечивать пропаганду санитарно-гигиенических знаний.

  4. Прививать учащимся целенаправленную деятельность по формированию здорового образа жизни.

  5. Вести здоровый образ жизни.

Учебный план.

Учебной дисциплине «Гигиена»

Содержание

VII семестр

VIII семестр

Всего

1

2

3

Число недель в семестре

Число часов в неделю

Форма аттестации

15

1

Контрольная

работа

19

1

Экзамен

34

34

Всего учебных часов по дисциплине 74

4

Лекций

12

17

34

5

Практических занятий

3

2

40

6

Самостоятельная работа

3

8

11

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН учебной дисциплины «Гигиена»

Содержание разделов и тем

Максим.

учебная нагруз кА

(час)

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Всего

Лекций

Лаборные

работы

Практ.

занятия

Самост. работа

студента

1

2

3

4

5

6

45

34

29

5

11

1

Введение. Понятие о гигиене. Предмет, задачи и методы.

1

1

1

2

Медико-биологические методы исследования в гигиене

3

1

1

2

3

Организм и факторы окружающей среды. Влияние факторов на здоровье и работоспособность человека.

2

2

2

4

Гигиена физических факторов и их влияние на здоровье и работоспособность человека

2

2

2

5

Здоровый образ жизни

6

4

1

3

4

6

Психогигиена

2

2

2

7

Личная гигиена

1

1

1

8

Гигиена питания

1

1

1

9

Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков

3

2

2

1

10

Гигиена лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся спортом и физкультурой

1

1

1

11

Гигиена закаливания

2

2

2

12

Средства восстановления спортивной работоспособности

4

4

4

13

Самоконтроль спортсмена лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой, закаливанием.

4

2

2

2

Вести дневник самоконтроля

14

Биоритмы м физическая деятельность

2

2

2

15

Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека. Факторы риска.

2

2

2

16

Рекреация и активный отдых.

3

1

1

17

Профилактика инфекционных и паразитарных болезней

1

1

1

18

Гигиена инвалидов-спортсменов

1

1

1

19

Гигиена спортивных сооружений

3

3

3

20

Экогигиена физической культуры и спорта

3

1

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Введение. Краткие исторические данные о возникновении и развитии гигиены. Понятие о гигиене. Ее роль в оздоровлении населения. Основы общей гигиены. Предмет, задачи и методы гигиены. Роль отечественных ученых в развитии гигиены как науки и гигиены спорта (А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, В.Ц. Андреева-Галанина, А.Н. Сысин и др.)

  2. Медико-биологические методы исследования в гигиене. Оценка влияния внешних факторов на здоровье и работоспособность. Определение важности, температуры, освещенности помещений и спортсооружений. ПДК воздуха и воды. Исследование функции кардиореспираторной системы, измерения газообмена. Тонус мышц. Оценка психического состояния.

  3. Организм и факторы окружающей среды. Влияние факторов внешней среды на здоровье и работоспособность. Гигиена воздуха. Воздух и окружающая среда. Роль атмосферного воздуха в жизни человека, химический состав атмосферного воздуха. Физические свойства воздуха. Загрязнение атмосферного воздуха. Влияние загрязненного воздуха на здоровье, работоспособность и условия жизни людей. Атмосферное давление. Климат. Акклиматизация. Гигиена воды. Вода как фактор внешней среды, ее гигиеническое и эпидемиологическое значение для человека. Нормирование качественного состава питьевой воды. ПДК питьевой воды. Гигиенические требования к водным бассейнам, к воде для гигиенических ванн, гидропроцедур. Питьевой режим. Питьевой режим спортсменов. Химический состав воды. Методы очистки воды. Гигиена почвы. Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче инфекционных, паразитарных заболеваний. Значение рельефа местности и почвы для построения спортсооружений. Химический состав почвы. Критерии оценки степени загрязнения почв. Оценка чистоты почвы. ПДК почвы. Методы очистки местности от загрязнения.

  4. Гигиена физических факторов и их влияние на здоровье и работоспособность. Влияние на организм человека шума, инфра- и ультразвука, вибрации, ультрафиолетового излучения, электромагнитных, электрических и магнитных полей. Нормирование и методы профилактики. Пределы доз.

  5. Здоровый образ жизни. Понятие ЗОЖ. Режим жизнедеятельности. Основные показатели здоровья. Понятия «здоровье» и «болезнь». Роль активного образа жизни и долголетие. Стресс и здоровый образ жизни. Экология и здоровье. Вредные привычки и здоровье. Средства оздоровительной физкультуры. Сбалансированное питание. Закаливание. Русская баня.

  6. Психогигиена. Понятие «психогигиена». Сохранение и укрепление психического здоровья. Средства физкультуры, закаливания и их влияние на психическое состояние человека. Факторы внешней среды и психика человека. Предупреждение психических перегрузок. Психогигиена половой жизни. Правила психогигиены. Предупреждение психических перегрузок у спортсменов. Психогигиена и акклиматизация. Аутотренинг.

  7. Личная гигиена. Основы личной гигиены. Уход за кожей лица, волосами и телом. Гигиена полости рта. Гигиена мужчины и женщины. Гигиена спортсменов. Гигиена сна, одежды и обуви. Режим труда и отдыха. Гигиена водных процедур. Средства для воды и ухода за кожей.

  8. Гигиена питания. Энергетическая характеристика продуктов питания. Основной обмен. Питание и здоровье человека. Энергетика физической деятельности. Белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы. Питание спортсменов. Питание в подготовительном, соревновательном и послесоревновательном периодах. Особенности питания в различных видах спорта и в различных климатических зонах.

  9. Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков, закаливание. Режим школьника. Особенности питания школьников. Возрастная периодизация. Влияние физкультуры на рост и развитие детей и подростков. Гигиенические требования к школьному спортивному залу, площадкам, бассейну, спортинвентаря. Особенности питания юных спортсменов.

  10. Гигиена лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся спортом и физкультурой. Характеристика средств физической культуры и оздоровительной физкультуры. Гигиена питания, закаливания. Сна. Физиология старения. Активный двигательный режим и здоровье. Влияние гиподинамии на здоровье. Оценка двигательной активности по энергетическим затратам. Гигиена мест занятий, личная гигиена.

  11. Гигиена закаливания. Понятие о закаливании. Виды закаливания. Физиологические механизмы закаливания. Возраст и закаливание. Закаливание и времена года, биоритмы. Дневник самоконтроля. Гигиенические требования к местам закаливания.

  12. Средства восстановления спортивной работоспособности. Понятие «восстановление». Физиологические механизмы возникновения утомления. Педагогические, медицинские и психологические средства восстановления. Особенности восстановления в различных видах спорта с учетом возраста, функционального состояния биоритмов.

  13. Самоконтроль спортсмена и лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой, закаливанием. Определение понятия «самоконтроль». Объективные и субъективные показатели утомления. Дневник самоконтроля. Самоконтроль во время занятий физкультурой и спортом. Режим дня школьников.

  14. Биоритмы и физическая деятельность. Акклиматизация. Понятие «биоритмы». Классификация биоритмов. Циркадные или околосуточные биоритмы. Биоритмыи спортивная работоспособность. Акклиматизация в зонах жаркого климата и среднегорья с учетом временных поясов. Биоритмы и восстановление спортивной работоспособности.

  15. Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека. Факторы риска. Гиподинамия, курение, алкоголь, наркомания и СПИД. Снижение веса. Анаболики. Факторы риска: холестеремия, диабет, стресс, моржевание и др.

  16. Рекреация и активный отдых. Понятие «рекреация». Виды рекреации: пассивная и активная. Виды климато-рекреационной деятельности. Восстановление здоровья и трудоспособности в зонах отдыха. Профессиональная рекреация.

  17. Профилактика инфекционных и паразитарных болезней. Классификация инфекционных болезней. Санитарно-гигиенические меры профилактики инфекционных болезней. Прививки. Вакцинация. Профилактические мероприятия в детском саду, школе, на спортбазах, в комнатах отдыха.

  18. Гигиена инвалидов – спортсменов. Понятие «инвалидность». Санитарно-гигиенические требования к местам тренировок. Режим тренировок и отдыха. Восстановление спортивной работоспособности. Особенности тренировок в различных видах спорта. Личная гигиена инвалида – спортсмена. Профилактика травматизма при занятиях спортом. Режим дня и тренировок. Гигиена спортивной и ортопедической обуви. Гигиена спортсооружений для инвалидов – спортсменов.

  19. Гигиена спортсооружений. Гигиенические требования к закрытым и открытым спортсооружениям. Температурный режим, показатели освещенности, влажности и др. Гигиена спортивных материалов и покрытий. Гигиенические требования к постройке спортсооружений в городской и сельской местности.

  20. Экогигиена физической культуры и спорта. Понятие «экогигиена». Климатогеографические факторы и их влияние на здоровье и работоспособность спортсменов. Экогигиенические факторы, ухудшающие здоровье и физическую работоспособность. Экогигиена питания, закаливания, тренировок.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Алексеев, С.В. Гигиена труда/ С.В. Алексеев. - М., 1988.

  2. Воронин, Н.М. Основы медицинской и биологической климатологии/ Н.М. Воронин. - М., 1981.

  3. Гурова, А.И. Практикум по общей гигиене/ А.И. Гурова. - М., 1991.

  4. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни/ В.И. Дубровский. - М., 2002.

  5. Дубровский, В.И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский. - М., 2002

  6. Дубровский, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта/ В.И. Дубровский. - М., Владос. 2003

  7. Минх, А.А. Общая гигиена и медицина/ А.А. Минх. - М., 1984.

  8. Новожилов, Г.Н. Гигиеническая оценка микроклимата/ Г.Н. Новожилов. - М., 1987.

  9. Петровский, К.С. Гигиена питания/ К.С. Петровский М., 1982.

Вопросы для зачета по учебной дисциплине «Гигиена»

  1. Введение. Понятие о гигиене.

  2. Предмет, задачи гигиены.

  3. Методы гигиены.

  4. Медико-биологические методы исследования в гигиене. 1 2

  5. Организм и факторы окружающей среды. Гигиена воздуха.

  6. Влияние факторов на здоровье и работоспособность человека.

  7. Гигиена физических факторов.

  8. Влияние физических факторов на здоровье и работоспособность человека

  9. Здоровый образ жизни. Составляющие ЗОЖ.

  10. Оздоровительная физкультура.

  11. Закаливание. Гигиена закаливания.

  12. Сбалансированное питание.

  13. Психогигиена.

  14. Личная гигиена.

  15. Гигиена питания

  16. Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков.

  17. Гигиена лиц среднего, занимающихся спортом и физкультурой.

  18. Гигиена лиц пожилого возраста, занимающихся спортом и физкультурой.

  19. Средства восстановления спортивной работоспособности.

  20. Самоконтроль спортсмена лиц, занимающихся оздоровительной физкультурой, закаливанием.

  21. Биоритмы и физическая деятельность.

  22. Факторы, ухудшающие состояние здоровья человека. Факторы риска.

  23. Профилактика инфекционных и паразитарных болезней 14

  24. Гигиена инвалидов-спортсменов

  25. Гигиена спортивных сооружений: гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.

  26. Гигиена спортивных сооружений: гигиенические требования к закрытым спортивным сооружениям.

  27. Экогигиена физической культуры и спорта.

  28. Организм и факторы окружающей среды. Влияние факторов внешней среды на здоровье и работоспособность. Гигиена воды.

  29. Гигиена почвы.

  30. Основные показатели здоровья. Понятия «здоровье» и «болезнь».

  31. Режим жизнедеятельности.

  32. Роль активного образа жизни и долголетие.

  33. Стресс и здоровый образ жизни.

  34. Вредные привычки и здоровье.

  35. Русская баня.

  36. Гигиена спортсменов.

  37. Режим труда и отдыха.

  38. Гигиена сна,

  39. Особенности питания в различных видах спорта и в различных климатических зонах.

  40. Питание спортсменов.

  41. Особенности питания юных спортсменов.

  42. Влияние физкультуры на рост и развитие детей и подростков.

  43. Питание в подготовительном, соревновательном и послесоревновательном периодах.

  44. Активный двигательный режим и здоровье.

  45. Оценка двигательной активности по энергетическим затратам.

  46. Виды закаливания.

  47. Дневник самоконтроля.

  48. Возраст и закаливание.

  49. Гигиенические требования к местам закаливания.

  50. Рекреация и активный отдых.

  51. Особенности восстановления в различных видах спорта с учетом возраста, функционального состояния биоритмов.

  52. Акклиматизация в зонах жаркого климата и среднегорья с учетом временных поясов.

  53. Биоритмы и восстановление спортивной работоспособности

  54. Гиподинамия, курение, алкоголь, наркомания и СПИД.

  55. Факторы внешней среды и психика человека.

  56. Предупреждение психических перегрузок.

  57. Предупреждение психических перегрузок у спортсменов.

  58. Режим школьника.

  59. Влияние гиподинамии на здоровье.

  60. Физиологические механизмы возникновения утомления.

  61. Объективные и субъективные показатели утомления.

  62. Классификация биоритмов.

  63. Профессиональная рекреация.

  64. Виды климато-рекреационной деятельности.

  65. Гигиена спортивных материалов и покрытий.

  66. Экогигиена питания, закаливания, тренировок.

  67. Экогигиенические факторы, ухудшающие здоровье и физическую работоспособность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа «Основы православной культуры» для студентов специальности 050721 «Адаптивная физическая культура»

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с Государственным требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050721 «Адаптивная физическая культура»
  2. Рабочая программа Дисциплины: «Спортивно- боевые искусства» для специальности 050720 «Физическая культура»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки выпускника по специальности 050720 «Физическая культура».
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» Специальность

    Рабочая программа
    Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.
  4. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика музыкального развития» Специальность

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального образования Российской Федерации по специальности 050704 «Дошкольное образование и предусматривает воспитание всестороннего развитого
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» Специальность

    Рабочая программа
    Система образования в настоящее время находится в кризисе. Его причина не только в дефиците средств, но и в неумении руководителей детских садов адаптироваться к изменяющимся условиям развития рыночных отношений в системе образования.

Другие похожие документы..