Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Индивидуальный предприниматель Тиунова Инга Анатольевна, именуемая в дальнейшем Поставщик, с одной стороны, и в лице , действующего на основании , им...полностью>>
'Рабочая программа курса'
Программа курса «Управление государственной собственностью на основе оценки рыночной стоимости» составлена в соответствии с требованиями Государствен...полностью>>
'Диплом'
Дипломатія арабських країн на прикладі Арабської Республіки Єгипет Етнокультура та дипломатія. Матеріали науково-практичної конференції. 12 травня ...полностью>>
'Документ'
или внеаудит. Баллы Сроки выполнения 1. Основы микроэлектроники 1. Работа на занятиях (0,5 балла/час) аудитор. 0-9 по расписанию ....полностью>>

Учебная программа «Специальные дисциплины» дополнительной профессиональной образовательной дистанционной программы

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы для самостоятельной работе:

  1. Проанализируйти сложившуюся в вашем классном коллективе воспитательную систему. Можете ли вы четко выделить целевой, мотивирующий, содержательный, деятельностный компоненты? Если вы обнаружили каике-то затруднения: рассогласование компонентов между собой, отсутствие каких-либо компонентов, продумайте шаги по их устранению.

  2. Опишите модель ученического самоуправления вашего образовательного учреждения.

  1. Этапы деятельности в целях помощи детям в решении проблем.

4. Используя предложенную ниже методику, проведите диагностику уровня развития самоуправления в детском коллективе:

(методика М. И. Рожкова)

Цель: определить уровень развития студенческого самоуправления.

Ход проведения. Каждый подросток заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями.

4 3 2 1 0 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моей группы работал лучше.

4 3 2 1 0 2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы.

4 3 2 1 0 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в группе.

4 3 2 1 0 4. Участвую в подведении итогов работы группы, в определении ближайших задач.

4 3 2 1 0 5. Считаю, что группа способна к дружным самостоятельным действиям.

4 3 2 1 0 6. У нас в группе все обязанности четко и равномерно распределяются между ребятами.

4 3 2 1 0 7. Выборный актив в нашей группе е пользуется авторитетом среди всех членов коллектива

4 3 2 1 0 8. Считаю, что актив в нашей группе е хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

4 3 2 1 0 9. Считаю, что ребята нашей группе добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0 10. Своевременно и точно выполняю решения принятые собранием или активом группы.

4 3 2 1 0 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4 3 2 1 0 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4 3 2 1 0 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом техникума.

4 3 2 1 0 14. Учащиеся моей группы часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива.

4 3 2 1 0 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива группы, органов самоуправления техникума в решении задач, стоящих перед ними.

4 3 2 1 0 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом техникума.

4 3 2 1 0 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими группами и объединениями.

4 3 2 1 0 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим группам.

4 3 2 1 0 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, первокурсникам в разрешении трудностей, возникающих перед ними

4 3 2 1 0 20. Считаю, что студенты, избранные в органы самоуправления техникума, пользуются заслуженным авторитетом.

4 3 2 1 0 21. Учащиеся моей группы добросовестно относятся к выполнению поручений органов студенческого самоуправления всего коллектива.

4 3 2 1 0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив техникума достиг более высоких результатов.

4 3 2 1 0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива техникума в других коллективах и общественных организациях.

4 3 2 1 0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива техникума.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да»,

0 – «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность подростков в самоуправленческую деятельность (предложения 1–4);

2) организованность группового коллектива (5–8),

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12),

4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16),

5) отношения группы с другими студенческими общностями(17–20),

6) ответственность учащихся группы за дела всего коллектива техникума (21–24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.

Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.

3. Используя предложенную ниже программу, проанализируйте состояние воспитательного процесса в классе:

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

1.1. Результаты решения воспитательных задач прошедшего года. Целесообразность их постановки, действенность идеи, которые выдвигались при планировании.

1.2. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

2. Анализ развития учащихся класса.

2.1. Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

2.2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

2.3. Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).

2.4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы проявления «новых» потребностей школьников и т. д.).

2.5. Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.

2.6. Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге – развитие культуры жизненного самоопределения).

2.7. Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.

2.8. Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

3.1. Особенности отношений учащихся класса /с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения этих отношений за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?

3.2. Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, труду, учебе, школе, классу и т. д.

3.3. Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым: каковы степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?

3.4. Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, дарования и способностей на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т. д.)?

3.5. Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?

4. Анализ развития коллектива класса.

4.1. Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, проявление взаимной ответственности, заботы и т. д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.

4.2. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структура класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.

4.3. Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).

4.4. Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.

4.5. Особенности общественного мнения класса и его влияния на интересы и поведение учащихся (что оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса).

5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.

5.1. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

5.2. Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебному году?

5.3. Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

5.4. Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?

5.5. Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее воздействовали на развитие учащихся?

6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

6.1. Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.

6.2. Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

7.1. Частота и характер контактов с семьями учащихся.

7.2. Изменение отношения родителей к школе за учебный год.

7.3. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).

7.4. Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).

7.5. Результативность организации родительских собраний в классе.

7.6. Эффективность индивидуальной работы с родителями.

7.7. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).

7.8. Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся классов, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.

7.9. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов школы.

8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

8.1. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?

8.2. Кто из взрослых, работающих с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?

8.3. В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?

8.4. Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

9. Выводы:

– об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

– об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитания учащихся;

– о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

– о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

10. Приложение может содержать следующее:

10.1. Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов и т. д.

10.2. Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.

10.3. Другие аналитические материалы.

Методические рекомендации

по изучению дисциплины для слушателей.

Авторы предлагаемой программы исходят из того, что содержание дисциплины «Обновление воспитательной деятельности в контексте модернизации российского образования» способствует повышению качества подготовки слушателей дистанционных курсов, если в нем находит отражение современный уровень развития педагогики как науки и реальные потребности сегодняшней практики. Овладение знаниями и умениями, непосредственно связанными с актуальными проблемами социально-педагогической практики, поможет слушателям в дальнейшем практически решать эти проблемы. А усвоение слушателями научных фактов, педагогических концепций, идей поможет им не только объяснять существующие в жизни проблемы, но и прогнозировать их дальнейшее развитие. Предлагаемая программа поможет удовлетворить потребности педагогов в новых педагогических знаниях и технике использования их в практической деятельности, в оказании инструктивно-методической помощи, в разработке программ воспитания и новых форм воспитательной работы, используя информационные технологии и не выезжая на базу Сар ИПК и ПРО.

Лекция систематическое, последовательное, изложение учебного материала, чаще всего теоретического характера. Это экономичный, эффективный способ передачи знаний, который позволяет слушателю в течение очень непродолжительного времени сориентироваться в рассматриваемой научной проблеме, понять наиболее существенные стороны, узнать спектр различных взглядов, наиболее значительные научные работы по рассматриваемому вопросу.

Работая над лекционым материалом, обучающийся активно включается в мыслительную деятельность, главная задача – понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений преподавателя, размышлять вместе с ним, оценивать его аргументацию, составить собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести прочитанное с тем, что уже изучено. Особое место в лекциях занимает использование элементов проблемного изложения.

Обучающимся важно помнить, что:

лекция – это не весь материал по изучаемой теме, предлагаемый для того, чтобы его «вызубрили», а «путеводитель» в их дальнейшей самостоятельной воспитательной работе;

Лекционный материал строится в соответствии с программой и находит отражение в содержании семинарских и практических занятий.

Практические занятия в программе дистанционного обучения содержат предметные действия, повторяющиеся в измененных условиях. Практические занятия включаются в учебную программу, как правило, после изучения темы или раздела и ориентированы на закрепление у обучающихся материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание обучающемуся следует уделять выработке учебных и профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий, упражнений, задач. На практических занятиях обучающийся всегда имеет возможность получить от преподавателя необходимую методическую и консультационную помощь, через установку обратной связи.

В конце каждой темы лекционного или практического занятия ему предлагается список тем рефератов или контрольных или практических заданий.

Предлагаемая программа дистанционного обучения воспитателей образовательных учреждений (классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, воспитателей детских домов и школ-интернатов) рассчитана на 72 часа и разделена на три модуля: «Педагогическое сопровождение образовательного процесса» (20 часов), «Формирование воспитательной системы класса» (20 часов), «Современные воспитательные технологии» (20 часов) и «Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка» (12 часов). Каждый модуль заканчивается практическими и контрольными заданиями.

Учебно-методические материалы

Модуль № 1

1.1. Основные направления обновления воспитательной деятельности

Задачи:

  • осознание студентами сущности и специфики воспитания как особой сферы профессиональной деятельности педагога;

  • выявление места воспитания в структуре целостного педагогического процесса;

  • усвоение основных теоретических понятий, раскрывающих цели, содержание, принципы, методы, формы и средства воспитательного процесса в условиях современной школы;

  • познакомиться с основными направлениями обновления воспитательной деятельности школы на современном этапе

Глобальный характер преобразований, происходящих сегодня в нашей страны и обусловленных гуманизацией и демократизацией общества, требует «возвращения» к личности во всем многообразии проявлений ее индивидуальных особенностей, склонностей и талантов.

В связи с этим переориентация педагогической теории и практики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции в подходе к человеку как активному субъекту жизнедеятельности, как неповторимой и уникальной личности является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Ее эффективное решение требует глубокого знания теоретических и практических основ воспитательного процесса в современной школе как одном из важнейших социальных институтов общества.

I.1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс, в рамках которого тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

— обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

— воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

1) оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения;

2) воспитание всегда содержит в себе элементы обучения;

3) в ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект.

Вместе с тем необходимо помнить, что обучение и воспитание — это самостоятельные процессы, каждый из которых имеет свою специфику:

— целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т.е. формирование интеллектуальной культуры личности; целью воспитательного процесса — освоение норм поведения, т.е. формирование поведенческой культуры личности;

— процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные границы, осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе четкой нормы оценок;

— процесс воспитания не имеет четкой регламентации;

— хотя процессы обучения и воспитания оперируют общим понятийным аппаратом, конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.

I.2. Особенности воспитательного процесса

Воспитание как особая сфера профессиональной деятельности педагога имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер протекания.

1. Воспитание – процесс целенаправленный;

2. Воспитание – процесс многофакторный;

3. Воспитание — процесс субъективный;

4. Воспитание — процесс, характеризующийся отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия;

5. Воспитание — процесс непрерывный;

6. Воспитания – процесс комплексны;

7. Воспитания — процесс двусторонний;

II.1. Базовые теории воспитания и развития личности

Методологической базой «Теории воспитания» как раздела педагогики выступают различные базовые теории воспитания и развития личности, среди которых на сегодняшний день наиболее значимыми являются теории свободного воспитания, формирующего воспитания, теория воспитания личности в коллективе и теория национального воспитания.

Тория свободного воспитания — направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

В отечественной педагогике на протяжении советского периода ее развития господствовала теория формирующего воспитания, направленная на подготовку социального индивида как части коллективного целого. Согласно теории формирующего воспитания воспитанник рассматривался как объект целенаправленного и жестко регламентированного управления, собственные желания, интересы и активность которого не учитывались, что приводило к формированию социального индивида, а не конкретной личности с многообразными формами проявления ее жизненной и творческой активности.

Теория воспитания личности в коллективе была разработана в отечественной педагогике в 20-30 годы, когда перед обществом со всей остротой встала масштабная социально-педагогическая задача: необходимо было одновременно создавать адекватные формы социальной жизни детско-взрослого сообщества и разрабатывать принципиально новую практику образования (воспитание и обучение беспризорников).

Сегодня создается новая гуманистическая концепция воспитания в личности коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в коллективе.

В настоящее время в отечественной педагогике все большее распространение получает теория национального воспитания.

II.2. Закономерности и принципы современного воспитания

Теория воспитания как научная дисциплина и составная часть общей педагогики открывает и формулирует закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса. Выделяются внешние и внутренние закономерности воспитательного процесса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. Выписка из учебного плана Специальность: 030500. 06 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)»

    Лекции
    Содержание дисциплины соответствует требованиям к уровню подготовки выпускника по специальности 030500.06 - профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) по циклу дисциплины отраслевой подготовки ОД.
  2. Дополнительная профессиональная подготовка преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «05» февраля 2011 года в «17.00» часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: 141420, Московская область, г.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (8)

    Учебно-методический комплекс
    П Педагогика среднего профессионального образования [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Г. Верещагина; Бийский пед. гос. ун-т им.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (9)

    Учебно-методический комплекс
    П Психолого-педагогическая диагностика детей с отклонением в развитии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Аношкин; Бийский пед.
  5. Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

    Документ
    Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.

Другие похожие документы..