Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Історія свідчить про багатоманіття шляхів виникнення та розвитку держав у різних народів світу, що обумовило плюралізм теоретичних поглядів на процес...полностью>>
'Документ'
Відповідно до статті 21 Закону України "Про центральні органи виконавчої влади", пункту 7 Положення про Державну екологічну інспекцію Украї...полностью>>
'Тезисы'
Оценка экологического состояния окружающей среды микрорайона «Восточное Дегунино» и разработка мер действий по её улучшению» в рамках проекта «Зелены...полностью>>
'Методические указания'
Рукопись одобрена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности» протокол №3 от 21.02.08 г. Публикуется по решению учебно-методического совета...полностью>>

Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет (1)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

Ливанцев К. Е.

ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Санкт-Петербург

2000

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНКОВ

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНЦИИ

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ГЕРМАНИИ

ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНГЛИИ

ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ

ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗАПАДНЫХ И ЮЖНЫХ СЛАВЯН

  1. Болгария

  2. Сербия

  3. Чехия

  4. Польша

ГЛАВА VII. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

ГЛАВА VIII. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ИНДИИ

ГЛАВА IX. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КИТАЯ

ГЛАВА X. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЯПОНИИ

Источники и литература

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел первый. Государство и право стран Западной Европы

Глава 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНКОВ

§ 1. Общественный и государственный строй

§ 2. Государственный строй при Каролингах

§ 3. Право

Глава 2. ФРАНЦИЯ

§ 1. Раннефеодальный период

§ 2. Период сословно-представительной монархии

§ 3. Период абсолютной монархии

§ 4. Право

Глава 3. ГЕРМАНИЯ

§ 1. Германия в X — XV вв.

§ 2. Германия в XVI — XVIII вв.

2.1. Пруссия

2.2. Австрия

§ 3. Право в X — XV вв.

§ 4. Право в XVI — XVIII вв.

Глава 4. АНГЛИЯ

§ 1. Раннефеодальная монархия

§ 2. Сословно-представительная монархия

§ 3. Абсолютная монархия

§ 4. Право

4.1. Общая характеристика права Англии (1066 — 1584)

4.2. Общая характеристика права Англии периода

абсолютизма

Раздел второй. Государство и право Византии и славянских стран

Глава 5. ВИЗАНТИЯ

§ 1. Общественный и государственный строй

§ 2. Право

Глава 6. Государство и парво южных и западных стран

§ 1. Болгария

§ 2. Хорватия и Сербия

§ 3. Полабско-балтийские славяне

§ 4. Польша

§ 5. Чехия

Раздел третий. Государство и право средневекового

Востока

Глава 7. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И СРЕДНЕВЕКОВОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

§ 1. Образование общеарабского государства (Арабского халифата)

§ 2. Мусульманское право

Глава 8. ИНДИЯ

§ 1. История индийской государственности

§ 2. Основные черты права

Глава 9. КИТАЙ

§ 1. История китайской государственности

§ 2. Основные черты права

Глава 10. ЯПОНИЯ

§ 1. Образование и развитие феодального государства в Японии

§ 2. Право

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи в 476 г.

Средние века — это эпоха возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. В эту историческую эпоху, насыщенную острыми социальными противоречиями, человечество в целом продвинулось вперед в деле развития производительных сил, материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующим периодом истории. В средние века появились многие новые государства: Англия, Франция, Германия, Италия, Россия, Чехия, Польша, Скандинавские государства, Арабские государства, Япония, государства Индо-Китая (Вьетнам, Камбоджа), Турция и др.

Продолжали также развиваться и играть крупную историческую роль сложившиеся в более ранний период государства Китая, Индии, Ирана, Средней Азии.

Важную роль в мировой истории на рубеже древности и средневековья играли пять крупных центров древней цивилизации: Ханьская империя в Китае, империя Гунтов в Индии, Кушанское царство в Средней Азии, царство Сасанидов (включавшее Иран, Месопотамию и часть Средней Азии) и Римская империя (с 395 г. разделенная на Западную и Восточную империи).

Но история человечества в период перехода от древнего мира к средневековью не ограничивалась событиями, происходившими в пределах указанных государств. В Закавказье существовало древнее рабовладельческое государство — Армения. Большое рабовладельческое государство — Аксумское царство, включавшее Эфиопию (Абисинию), часть Нубии и другие области, существовало в это время в Восточной Африке.

К началу средних веков существовали только рабовладельческие государства. У кельтских, германских, славянских и других племен Северо-Западной, Северной и Восточной Европы в это время шел процесс разложения первобытно-общинных отношений, зарождались классы, возникали племенные союзы, появились зачатки государственной организации. Процесс развития классовых отношений и создания государств происходил и у других племен (у тюркских, монгольских, тунгусских и др.).

Изолированно от государств и народов Европы, Азии и Африки протекала почти до конца средневековья жизнь таких относительно развитых обществ, как общество майя, ацтеков, инков и других в Центральной и Южной Америке.

Вопрос о периодизации истории феодального государства и права является весьма сложным. Переход к феодализму в разных странах Азии и Европы не был одновременным.

Раньше, чем в других странах, феодальные отношения возникли в Китае (III в. н. э.). В Индии, странах Передней и Средней Азии, в Европе гибель рабовладельческого строя произошла между III и VII вв. н. э.

Следовательно, время между III и VII вв. н. э. можно рассматривать как один из важнейших рубежей во всемирной истории, как начало средневековья.

В истории феодального государства в Европе поочередно сменялись следующие его главные формы: 1) раннефеодальная монархия, характеризующаяся тем, что органами, направляющими деятельность монарха, являются королевская курия и съезды феодалов; 2) сословно-представительная монархия, характерной чертой которой ограничение власти монарха особым сословно-представительным учреждением (Парламентом в Англии, Генеральными штатами во Франции, Кортесами в Испании и т. д.); абсолютная монархия, т. е. такая форма последней, при которой всецело монарху.

Основой средневековых производственных отношений является собственность феодала на землю и некоторая собственность на крестьян, которые были в основном лишены собственности на землю, не обладали собственностью на другие средства производства и имели свое частное хозяйство. Феодальная собственность отличается особыми, присущими ей чертами. Ей свойственна прежде всего иерархическая структура земельной собственности, которая выражалась в том, что все феодалы разделялись на —категории от высших до низших степеней в зависимости от своего экономического и политического могущества.

Так, например, в феодальных государствах Западной Европы на верхней ступени этой иерархической структуры стоял монарх. От него получали и «держали землю» феодалы высшего ранга (герцоги, графы и др.), от которых получали и «держали землю» средние и мелкие феодалы.

Вне этой феодальной иерархии (системы вассалитема) стояли крестьяне, находившиеся в различных формах зависимости от феодалов. Сама феодальная собственность расчленялась на верховную собственность короля, сеньора и владение вассала.

Феодальное право — право, закрепляющее господство привилегированных сословий (дворянства и духовенства).

Таким образом феодальное право утверждает сословный строй общества, разделение его на неравные по своим правам и обязанностям замкнутые группы, причем сословная принадлежность передается по наследству.

Развитие производительных сил влекло за собой усиление разделения труда, рост народов и численности их населения, рост обмена, развитие товарно-денежных отношений. С развитием городов происходит расслоение городского населения, появляются объединения ремесленников в цеха. Внутри цехов создаются условия для образования, с одной стороны, предпринимателей, а с другой — наемных рабочих.

Последствием развития городов является также рост товарного хозяйства в деревне, в результате которого увеличивалось число малоземельных и безземельных, что приводило к росту лиц, работающих по найму. Все эти обстоятельства создавали предпосылки для развития в недрах феодального строя капиталистического уклада.

Развитие феодализма происходило неравномерно не только в отдельных государствах Западной Европы, но и в отдельных регионах той или иной страны.

XVII — XVIII вв. — это время буржуазных революций (прежде всего в таких странах, как Англия, Франция, США, Нидерланды) эпоха крушения феодализма и образования буржуазного государства и права.

Большую роль в средние века играла религиозная идеология. Различные религиозные системы и церковные организации служили одной и той же цели — укрепление господства феодалов над массами народа. Эту цель преследовали буддизм в Китае, Тибете, Монголии, Японии, Индо-Китае и ряде других стран Азии; поздний брахманизм (индуизм) в Индии; ислам (мусульманство) в большей части стран Передней и Среднее Азии; христианская религия в ее двух основных формах (католицизм и православие) в европейских странах, в Византии, в странах Закавказья и т. д.

Во всех странах церковь в период средневековья была крупнейшим феодальным землевладельцем. В ряде стран церковное землевладение было наиболее привилегированным. Являясь важнейшей опорой феодализма, церковные организации не во всех отношениях играли одинаковую роль в истории различных государств. Так, например, буддизм в Китае, Корее и Японии никогда не имел столь сильного политического и идеологического влияния, как католицизм в Западной Европе. К тому же в Китае буддизм не был единственной формой религиозной идеологии. Наряду с ним выступала в качестве его противника другая религия — даосизм, а также конфуцианство.

Догматы церкви, освещающие феодальный строй и сословное неравенство, вызывали противодействие со стороны угнетенных слоев обществ. Это противодействие находило свое выражение в различных формах, в том числе и в многочисленных народных еретических движениях, что являлось выражением социального протеста в религиозной оболочке.

В Западной Европе, а также в некоторых странах Азии духовенство, пользуясь слабостью и раздробленностью феодальных государств, домогалось на разных этапах развития феодализма не только идеологического, но и политического господства. Особенно долго и упорно добивалось это папство, ведя на протяжении нескольких столетий борьбу с европейскими монархами за политическое подчинение их папскому престолу. Однако рост городов, усиление их экономического и политического значения и укрепление централизованных феодальных государств ослабили политические и идеологические позиции церкви, главным образом в Европе и в Восточной Азии, в меньшей степени в Передней и Средней Азии. В Европе это нашло выражение в усилении еретических движений и в подготовке предпосылок для реформации — широкого общественного движения против католической церкви, развернувшегося в полную силу уже в XVI в.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНКОВ

В IV — V вв. Европа пережила Великое переселение народов1. В движение пришли десятки варварских племен. Возникали и распадались союзы племен. В числе германских племен были салические франки, прежние союзники (федераты) Рима.

После падения в 476 г. Западной Римской империи образовалось несколько варварских королевств: Франкское, Бургундское, Вестгомское, Вандальское, Свевское и государство Одоакра в Италии. Салические франки во главе с королем Хлодвигом (486 — 511) заняли почти всю территорию бывшей Римской провинции Галлии. В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Наиболее жизнеспособным оказалось Франкское королевство, истории государства и права которого посвящена данная глава.

§ 1. Общественный строй

Общественный строй франков можно представить по Салической правде — памятнику обычного права начала VI в. В нем отражен переход от родоплеменного строя к государству. Здесь нашли отражение такие новые общественные отношения как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам. Требовало также твердой фиксации появление частной собственности на движимое имущество и защита ее. Салическая правда закрепляла следующую социальную структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки — крестьяне (основная масса населения страны), литы — полусвободные, галло-римлянине, рабы. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной — маркой. Именно они составляли основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни; также и по приказу короля любой мог поселиться на общинных землях.

Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки. Верховные права на эту землю сохраняла вся крестьянская община в целом, но она уже не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого отдельного крестьянина. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля переходила к сыновьям. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота находились в совместном пользовании. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родственников. Франки ежегодно призывались на сборы, получившие название «мартовские поля». Король проводил смотр ополчения.

Личная собственность крестьянина-франка в те времена состояла обычно из дома, скота, приусадебного участка. Остальная земля была наделена подворно; в таком подворном пользовании находились пашня, виноградники; иногда луга и леса. Состоятельная семья имела рабов и полусвободных литов в качестве слуг, ремесленников. Из их числа Салическая правда упоминает кузнеца, конюха, свинопаса, виноградаря.

Следует иметь в виду, что Салическая правда в статьях об общине фиксирует уже новые общественные связи: родовая община, основанная на кровном родстве, заменяется общиной соседской (маркой). Община-марка явилась основой хозяйственной и социальной организации франкского общества.

Пребывание в общине-марке не являлось обязанностью: ее член мог выйти из общины путем так называемого отказа от родства. Для этого было необходимо на заседании суда сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что отказываешься от сопряжничества, наследства и от помощи сородичей (титул X). Выход из общины путем отказа от родства был выгоден наиболее богатым и могущественным людям. О расслоении свободных франков на бедных и богатых говорит также титул «О горсти земли», титулы о задолженности и способах ее погашения, о займах и их взыскании с должника и другие.

Указы (капитулярии) королей VI в., дополнявшие Салическую Правду и характеризовавшие процесс классового расслоения франкского общества, говорили уже о малоземельных франках, крупных землевладельцах, владеющих поместьями в разных местах и о разорившихся людях, не могущих уже платить штрафы и бродящих по стране. А причины разорения были очевидны: тяжесть военной службы, отрыв от хозяйства; обременительные налоги, распространенные в VI в. и на свободных франков и вызвавших ряд волнений; непосильные штрафы за разного рода правонарушения.

Салическая правда содержит положение об аллодах — участках земли, принадлежащих их владельцам на праве частной собственности. С каждым годом аллодов становилось все больше. В королевстве появился слой новой служилой знати, представители которой получали от короля земли на праве аллода2. Эта знать постепенно превращалась в крупных землевладельцев — феодалов. Крупными собственниками стали приближенные короля, его чиновники (графы, сацебароны), его дружинники (антрустионы). Салическая правда выделяет их из остальной массы франков, особо охраняя их жизнь тройным вергельдом (штрафом в 600 солидов3 за убийство) и создавая из них наряду с духовенством привилегированное сословие служилой аристократии.

Образование частной земельной собственности (аллода) должно было в дальнейшем привести к широкому развитию крупного землевладения. Расширение частновладельческих земель несло угрозу самому существованию общины.

Как уже указывалось, общинная собственность на пахотную землю, луга и леса совмещалась у франков с индивидуальной (семейной) собственностью на дом, приусадебный участок, скот, домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь. Эти франкские общины сосуществовали с сохранившейся со времен Западной римской империи частной земельной собственностью галло-римлян и появившихся у служилой феодальной аристократии и церкви аллодов. Однако сосуществование продолжалось сравнительно недолго. Общинная собственность франков на значительной части территории страны уступила место аллоду. В то же время наблюдался процесс постепенного установления зависимости от светских и духовных феодалов свободного крестьянского населения. Этот процесс происходил в VII — VIII вв. в различных формах: в виде отдачи свободного человека под покровительство крупных феодалов (коммендация)4; долговой кабалы; путем поселения разорившихся свободных людей на земле феодала под условием выполнения соответствующих повинностей в пользу крупного землевладельца. При этом широкое распространение приобретает практика так называемых прекариев, как при получении безземельным от феодала участка земли в пожизненное (а иногда и в наследственное) пользование, так и при коммендации, когда крестьянин передает в собственность феодалу свой аллод с получением этой земли обратно с обязанностью платить оброк (ценз) и выполнять барщинные работы.

Одновременно с ростом крупного землевладения и закрепощением крестьянства шел процесс усиления личной власти крупных магнатов путем предоставления им так называемых иммунитетов (королевских иммунитетных грамот), в результате которого феодальная знать получила право в пределах своих владений на выполнение в известных пределах административных, судебных, полицейских, военных и фискальных функций.

Необходимо отметить рост церковного землевладения, в результате которого церковные магнаты — епископы и аббаты крупных монастырей — по своему влиянию, привилегиям и могуществу не уступали светским магнатам.

Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение как в центральном, так и в местном управлении королевства. Увеличивается роль и значение съезда светской и духовной знати, без согласия которой король не мог принять сколько-нибудь важного решения. Во Франкском государстве происходит процесс децентрализации, которая сопровождается междоусобными войнами.

Во второй половине VII в. из среды землевладельческой знати франкского государства выдвинулся сильный клан Пипинидов (Арнульфингов), который сумел объединить его и в дальнейшем заменить династию Меровингов новой династией Каролингов. Арнульфинги завладели высшей должностью франкского королевства — палатного мэра (майордома). В первые годы правления власть майордома Карла (715–741), прозванного позднее Мартеллом (что значит «молот») упрочилась окончательно. В это время над франками нависла серьезная опасность со стороны Арабского халифата: арабы, завоевав Испанию, с 720 г. начали наступление на Галлию. Войны с арабами показали преимущество конницы над пехотным ополчением, составлявшим основную массу франкского войска. Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, Карл Мартелл секуляризовал ряд церковных и монастырских земельных владений и передал их представителям светской знати. Последние должны были раздать эти земли в виде бенефициев на условиях несения военной службы возможно большему числу лиц, которые должны были являться на коне при соответствующем оружии. В битве под Пуатье (732) арабы потерпели поражение, движение ислама на запад было остановлено.

Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы. До Карла Мартелла преобладающей формой королевских земельных пожалований были дарения земли на праве аллода. Такие дарения быстро уменьшали фонд королевских земель и вместе с тем не устанавливали никакой новой связи между королем и феодалами. Карл Мартелл ввел совершенно новую систему пожалования земли в виде бенефициев на условиях преимущественно несения военной службы5. Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, которые в его пользу платили оброк и выполняли барщинную работу.

Следует отметить, что реформа Карла Мартелла усилила центральную власть. Укрепившийся благодаря ей слой средних и мелких феодалов составил на определенное время опору каролингской династии.

По примеру короля другие крупные магнаты тоже стали практиковать раздачу бенефиций, что содействовало созданию иерархической структуры феодального общества и земельной собственности.

В дальнейшем сын Карла Мартелла Пипин Короткий, пользуясь поддержкой римского папы, произвел в 751 г. государственный переворот, заточив в монастырь последнего короля франков из династии Меровингов, и сам стал первым королем из представителей новой династии Каролингов. Королевство франков достигло своего наивысшего могущества при сыне Пипина Короткого Карла Великом (768–814), которому в результате войн удалось создать огромную державу, включавшую в себя, помимо франков, множество других племен и народностей. Говоря об основных изменениях в общественном строе франков, необходимо отметить важность процесса превращения бенефиция из пожизненного владения в наследственное (в феод. лен).

Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Среди них главную массу составляли колоны, которые в отличие от рабов считались людьми свободными. Но колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы). Сервы считались прикрепленными к земле и не могли отчуждаться без земли.

Кроме зависимого населения, на землях феодалов проживали лично независимые от них свободные арендаторы.

По сравнению с колонами положение сервов было более тяжелым; так сервы работали на помещика без ограничения срока («сколько им прикажут»).

Ремесло не было еще отделено от сельского хозяйства; иногда отдельные ремесленники содержались на барском дворе, обслуживая не только феодалов, но и нужды остального населения поместья. При этом следует отметить, что в эпоху Каролингов торговля несколько оживляется; растет сеть местных рынков, с 759 г. появляется ярмарка. Оживляется и внешняя торговля, для которой учреждается сеть таможен на границе; развиваются торговые отношения с Британией и даже с Востоком. Устанавливается регламентация мер и весов, вводится новая монетная система; чеканка монеты вновь становится королевской монополией.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Санкт-петербургский государственный университет юридический факультет (2)

    Курсовая
    Мировое законодательство о банкротстве в своем развитии претерпело ряд кардинальных изменений. В римском праве невозвращение долга было опасно для жизни и здоровья должника и вело к захвату его имущества.
  2. Санкт – Петербургский государственный университет Юридический факультет

    Лекции
    С момента издания приказа о переводе на выпускной курс оформить на соответствующей кафедре индивидуальную заявку в соответствии с разделом 2 «Положения об итоговой государственной аттестации студентов юридического факультета СПбГУ».
  3. Петербургский Государственный Университет Юридический Факультет курсовая

    Курсовая
    Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника (п. «в» ч.
  4. Санкт-Петербургский Государственный Университет Исторический факультет

    Документ
    Самоопределение "церковного прихода" в русской истории тождественно дискуссионным обсуждениям в печати, правящих кругах, в законотворческой деятельности Думских фракций в к.
  5. Петербургский Государственный Университет Юридический факультет «Некоммерческие Фонды» курсовая

    Курсовая
    Законодательство о некоммерческих организациях стало скла­дываться с 1990 года с принятием Закона СССР «Об обществен­ных объединениях». Принятие первой и второй части Гражданс­кого кодекса Российской Федерации, а также ряда положений,

Другие похожие документы..