Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Объект разработки: суда внутреннего плавания с альтернативными видами топлива, т.е. возможность применения на судах двух вариантов газового топлива: ...полностью>>
'Документ'
Відповідно до статті 2, частини першої статті 6, статті 13 Закону України «Про місцеві державні адміністрації», на виконання Обласної програми підвищ...полностью>>
'Реферат'
Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания ...полностью>>
'Конкурс'
Сообщение С.Н. Шатохина по итогам выдвижения в вузах и академических институтах кандидатур на соискание Профессорских премий главы города Красноярска...полностью>>

Машиностроительный комплекс 42 Строительный комплекс и промышленность строительных материалов 47 Лесной комплекс 50

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ввоз железорудного сырья из других субъектов Российской Федерации при постоянном повышении железнодорожных тарифов приводит к тому, что производство металла на Урале становится неконкурентоспособным в сравнении даже с отечественными комбинатами «Северсталь» и Новолипецким. Эти обстоятельства могут привести к снижению объема производства металла на Урале и даже закрытию ряда предприятий.

Существенным фактором развития металлургической промышленности с позиций ее ресурсного обеспечения является расширение использования вторичного сырья - лома и отходов черных металлов. Использование лома при производстве металлов приводит к экономии энергоресурсов, сырья, материалов, повышает эффективность использования технологических агрегатов, снижает вредное воздействие на окружающую среду. При выплавке 1 тонны стали с применением металлолома экономится 180 кВт/ч электроэнергии, 0,8 тонн угля, 175 куб. м природного газа.

Важнейшей проблемой развития черной металлургии Урала является проблема переработки техногенных образований. На долю предприятий этого комплекса приходится до 44 процентов промышленных выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, 32 процента сброса загрязненных сточных вод, около 72 процентов токсичных отходов. Проблемы, связанные с переработкой отходов металлургического производства имеют не только экологический характер. При комплексном подходе к их решению возможно достижение положительных результатов также в экономической, технической и социальной областях. Железосодержащие отходы черной металлургии при соответствующей их переработке являются дополнительным местным источником сырья, использование которого позволит уменьшить остроту решения задачи дефицита железорудного сырья.

Актуальна также проблема использования вторичных энергетических ресурсов, как собственно топливных - конвертерного газа и газа электросталеплавильных и ферросплавных печей, так и тепловых – тепла отходящих газов, тепла охлаждающей воды, тепла жидких шлаков.

В прогнозный период необходимо осуществить:

повсеместное увеличение глубины передела и расширение номенклатуры выпускаемой продукции,

замену мартеновского производства электросталеплавильным,

переход на выпуск продукции из непрерывнолитых заготовок кислородно-конвертерной стали,

производство высокопрочных труб большого диаметра из природно-микролегированных сталей повышенной прочности и хладостойкости.

В издержках на производство черных металлов сохраняется высокий расход энергоресурсов. Уровень удельного потребления энергии на крупных металлургических предприятиях региона на 20 - 30 процентов выше по сравнению с соответствующими показателями по металлургическим предприятиям промышленно развитых стран Западной Европы. Это объясняется в значительной степени использованием устаревших оборудования и технологий (особенно на старых заводах небольшой мощности). Недостаточно используются в отрасли современные компьютерные системы управления.

К числу важнейших направлений экономии энергоресурсов в черной металлургии в первую очередь следует отнести:

развитие подразделений, связанных с подготовкой железорудного сырья и кокса, а также электрометаллургии;

в сталеплавильном производстве – полный вывод из эксплуатации мартеновских печей; снижение сквозной энергоемкости конвертерной стали; внедрение технологии внепечной обработки стали (установка ковш-печь); вакуумирование; доведение объемов непрерывной разливки стали до 100 процентов;

в доменном производстве - улучшение подготовки доменной шихты; замена природного газа пылеугольным топливом; переход воздухонагревателей на использование тепла отходящих газов;

в производстве проката и труб - внедрение низкотемпературной прокатки сталей массового производства; внедрение технологии деформационно-термического упрочнения сортового проката; применение сквозной технологии прямой прокатки путем совмещения машин непрерывной разливки стали с прокатным станом.

Основная цель развития черной металлургии Уральского федерального округа состоит в повышении эффективности производства отрасли за счет создания и дальнейшего использования новых технологических заделов, превращения инновационных факторов в основной источник ее экономического роста путем модернизации отраслевого производства. Наряду с этим предполагается развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, в том числе базового транспортно-ресурсного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», что будет способствовать ускоренному развитию отраслей-потребителей продукции черной металлургии.

Основными факторами, определяющими развитие отрасли по инновационному сценарию, станут сохранение позиций на мировом рынке металлов, увеличение конкурентоспособности металлургической продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение спроса на продукцию со стороны топливно-энергетического комплекса, строительства и машиностроения, замещение импортной продукции за счет реконструкции и ввода новых мощностей, повышения качества продукции, расширение экспортных поставок с переориентацией на новые рынки сбыта.

Инновационный сценарий развития отрасли опирается на более высокие темпы роста инвестиций в основной капитал и в обновление основных фондов.

Важнейшими задачами развития черной металлургии Урала являются:

вовлечение в производство запасов железорудного сырья второй очереди Качканарского горно-обогатительного комбината, а также месторождений Приполярного Урала;

разработка месторождений марганцевых и хромовых руд;

расширение производства феррованадия и в целом ферросплавной подотрасли металлургического комплекса. Урал производит свыше 70 процентов российской продукции ферросплавов различных марок. Поэтому необходимо совершенствование технологий производства ферросплавов и расширение номенклатуры выпускаемых качественных сталей;

изменение сортамента сталей в сторону производства микролегированной металлопродукции;

развитие инфраструктуры заготовки лома и совершенствование контроля оборота лома черных и цветных металлов;

повышение на инновационной основе качества огнеупоров, производимых на металлургических предприятиях;

создание на всех металлургических предприятиях информационно-управляющих центров, внедряющих современные информационные технологии для управления производством на всех его стадиях;

необходимое инвестиционное обеспечение научно-технических разработок и подготовка кадров, в том числе создание технико-внедренческого центра металлургической промышленности и тяжелого машиностроения в г.Екатеринбурге в рамках частно-государственного партнерства, с перспективным развитием науки и образования, подготовки и переподготовки кадров на территории Свердловской области.

Развитию черной металлургии Урала будет способствовать строительство комплексов:

По производству холоднокатаного проката, проката с покрытием и автокомпонентов в Магнитогорске, по производству рельсобалочной продукции в Челябинске, электроплавильного по выпуску трубной заготовки в Первоуральске, реконструкция колесобандажного цеха в Нижнем Тагиле.

Рост инвестиций и повышение эффективности всех факторов металлургического производства в инновационном сценарии обеспечит устойчиво высокие темпы роста производства металлопродукции на всем протяжении реализации Стратегии.

Цветная металлургия

Уральский федеральный округ является в России основной базой производства продукции цветной металлургии. Урал занимает первое место в стране по производству рафинированной меди, второе – по производству первичного алюминия, третье – по производству никеля.

Развитие внутреннего рынка цветных металлов и прогрессивных видов металлопродукции в период до 2020 года будет связано с увеличением их потребления, прежде всего, в следующих направлениях: алюминия - на производство тароупаковочных материалов, строительных конструкций, транспортных средств; меди — на создание энергосберегающего безопасного оборудования и приборов, теплообменных аппаратов, прогрессивных видов медного и латунного проката для автомобилестроения, авиации, производства товаров длительного пользования; цинка — на увеличение производства стальной оцинкованной продукции, резинотехнических изделий и лакокрасочных материалов.

Прогнозируемое увеличение спроса на цветные металлы будет определяться, прежде всего, расширением потребности в продукции четвертого передела, особенно в алюминиевом и медном прокате, латунном прокате.

В связи с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года предполагается значительное увеличение спроса на различные виды прокатной продукции из титановых сплавов. Развитие этих тенденций приведет к увеличению спроса на цветные металлы к 2020 году по сравнению с 2010 годом на 80 - 100 процентов.

Основным ограничением развития цветной металлургии в регионе является дефицит отдельных видов руд, который покрывается импортными поставками.

В связи с этим важнейшей проблемой дальнейшего развития отрасли становится создание надежной сырьевой базы. На Урале, вследствие интенсивной разработки месторождений цветных металлов, в значительной степени отработаны запасы богатых и легкообогатимых руд. В переработку вовлекают рудное сырье со сравнительно низким содержанием ценных компонентов, тонковкрапленное и труднообогатимое, а также техногенные образования и лом.

Важную роль в сырьевом обеспечении производства играет вторичное сырье. На предприятиях медной подотрасли скопились миллионы тонн отвалов, содержащих цинк, свинец, драгметаллы. Вовлечение в производство этих отходов позволит не только улучшить обеспечение предприятий сырьем, но и снизить экологическую нагрузку на территорию.

Серьезной проблемой является высокий износ основного оборудования, особенно в прокатном производстве, что ограничивает выпуск современной, конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Актуальной является проблема переработки отходов производства. Для ее решения необходимо внедрение новых передовых технологий, которые обеспечат не только экологически более чистое производство, но и существенно сократят затраты на получение конечной продукции.

Сценарий инновационного развития предполагает прорыв в повышении эффективности производства за счет создания и дальнейшего использования новых технологических заделов. Этот сценарий отражает использование конкурентных преимуществ в отрасли, превращение инновационных факторов в основной источник ее экономического роста.

Основной целью развития цветной металлургии Уральского федерального округа является расширение и модернизация производства и структуры отрасли, обеспечивающие рост качественной продукции в объемах, удовлетворяющих российских и зарубежных потребителей цветных металлов.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

расширение сырьевой и энергетической базы;

внедрение новых технологий переработки руд цветных металлов;

вовлечение в производство вторичного сырья;

обновление производственного оборудования и строительство новых предприятий отрасли;

углубление взаимовыгодного финансово-экономического и технико-технологического сотрудничества с зарубежными производителями и потребителями цветных металлов;

освоение новых экспортных рынков и направлений поставок продукции отрасли.

Прирост экспортных поставок цветных металлов в инновационном варианте развития будет связан, в основном, с поставками алюминия и меди с вновь введенных мощностей и поставками готовых деталей из титана и титановых сплавов.

Ожидается улучшение производственной структуры отрасли за счет увеличения выпуска продукции подотраслями четвертого передела (обработка цветных металлов, спецметаллургия, электродная, твердосплавная, полупроводниковая). Доля продукции этих подотраслей к 2020 году должна составить почти 25 процентов. Увеличится также доля выпуска металлов и сплавов из вторичного сырья.

В производстве тяжелых цветных металлов предполагается расширение внедрения автогенных процессов с использованием нового плавильного оборудования при переработке сульфидного сырья.

В производстве алюминия доля металла, полученного в усовершенствованных электролизерах с предварительно обожженными анодами и по технологии «сухой» и «полусухой» анод, в 2020 году должна превысить 85 процентов.

Инновационный сценарий развития отрасли опирается на более высокие темпы роста инвестиций в основной капитал и в обновление основных фондов. Это обеспечит реализацию таких инвестиционных проектов, как:

реконструкция Богословского алюминиевого завода в Свердловской области;

вводы новых мощностей по производству медных катодов и катанки на предприятиях Челябинской области;

строительство гидрометаллургического завода в Челябинской области и других.

Особое значение имеет реализация инновационных проектов в производстве продукции повышенной технологической готовности, таких, как создание новой мощности по производству высокотехнологичной продукции из титана и титановых сплавов в Свердловской области.

Рост инвестиций и повышение эффективности всех факторов металлургического производства в инновационном сценарии обеспечат устойчиво высокие темпы роста производства металлопродукции на всем протяжении прогнозного периода. При этом предполагается к 2020 году снижение коэффициента износа основных фондов отрасли с 70 процентов до 35 - 40 процентов, увеличение доли инновационной продукции, выпускаемой предприятиями отрасли, с 20 - 25 процентов до 40 - 50 процентов, а рост производительности труда в 1,8 – 2 раза по сравнению с настоящим периодом.

2.4. Машиностроительный комплекс

Машиностроение является одним из базовых отраслевых комплексов в промышленности Урала. Исторически наиболее развитыми секторами машиностроительного комплекса региона являются отрасли тяжелого, инвестиционного машиностроения. Выдающееся место в машиностроении Урала до «перестройки» занимали предприятия оборонно-промышленного комплекса.

В настоящее время наиболее развито на Урале производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств. В структуре промышленного производства Уральского федерального округа на долю вышеназванных видов деятельности приходится 5,5 процента (в структуре обрабатывающих производств – 13,5 процента).

В территориальной структуре машиностроения Уральского федерального округа ключевые позиции занимают Свердловская и Челябинская области.

Для машиностроительного комплекса Свердловской области характерен высокий удельный вес металлоемких производств, обусловленный размещением на Урале отраслей мощной металлургической промышленности, потребляющих крупногабаритную и многотоннажную технику. Важной отраслью машиностроения области является транспортное машиностроение, в том числе вагоностроение. Крупнейшее предприятие этого профиля - Уралвагонзавод в г. Нижнем Тагиле, специализирующийся на изготовлении вагонов большой грузоподъемности по перевозке руды, угля и других навалочных грузов. В области организовано серийное производство электровозов нового поколения 2ЭС6, основанное на тесной кооперации отечественных предприятий, а также трамваев. Сформировалась и устойчиво функционирует новая отрасль – медицинское машиностроение. В масштабах Уральского федерального округа и всей страны заметное место занимает энергетическое и электротехническое машиностроение.

В Свердловской области также широко представлены сложные, наукоемкие производства машиностроения, главным образом, оборонно-промышленные: авиационная, ракетно-космическая, средства связи, радиопромышленность и другие отрасли, а из гражданского машиностроения – станкостроение, приборостроение и другие.

В Челябинской области развито, прежде всего, тяжелое машиностроение, производящее горно-металлургическое оборудование, тракторы (93 процента общероссийского производства), бульдозеры (более 80 процентов), грузовые автомобили (около 8 процентов). Значительное развитие получило производство электродвигателей малой мощности, продукции приборостроения, часов и ряда других видов машиностроительной продукции.

В Тюменской области машиностроение представлено отдельными предприятиями нефтепромыслового и сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной, авиационной и электротехнической промышленности, судостроения и приборостроения.

В Курганской области развито машиностроение оборонно-промышленного комплекса, химическое машиностроение, приборостроение, производство мостовых металлоконструкций, производство машин и оборудования, пожарного и специального оборудования, трубопроводной арматуры.

Основными факторами, сдерживающими развитие машиностроительного комплекса, являются:

недостаточная загрузка мощностей машиностроительного комплекса. До 1991 года машиностроительные предприятия Урала были ориентированы на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири и на нужды добывающих отраслей других регионов страны. Начиная с 90-х годов XX века, нарастали процессы выбытия машиностроительных предприятий Урала из кооперации с топливно-энергетическим комплексом и металлургией;

слабая работа в области диверсификации и специализации производства;

недостаточно высокий уровень конкурентоспособности продукции машиностроения с позиций качества, надежности, ценовых показателей, а также ориентация на выпуск ранее освоенных моделей;

неблагоприятное финансовое положение производств машиностроительного комплекса.

В среднем по округу более 30 процентов предприятий машиностроения убыточны, поэтому они не в состоянии осуществлять модернизацию производства, внедрять новые конкурентоспособные образцы продукции. Более 60 процентов основных фондов отрасли исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Инновационные вложения в модернизацию производства машиностроительных предприятий крайне низкие. В последние годы в машиностроение направлялось всего около 2 процентов от общего объема ежегодных инвестиций в основной капитал предприятий Уральского федерального округа.

Эти факторы влияют на снижение качества продукции, производительности труда, ведут к росту брака, ограничению технологических возможностей предприятий, росту затрат в производстве, экологическим потерям и, в конечном итоге, к существенному снижению конкурентоспособности предприятий и машиностроительной продукции, выпускаемой предприятиями Урала. Практически на всех рынках машиностроительной продукции наблюдается экспансия импорта.

Особо в машиностроительном комплексе Урала выделяется проблема средних и малых предприятий, многие из которых являются градообразующими и находятся, как правило, в более сложном финансовом и технико-технологическом положении, нежели крупные.

Несмотря на современное достаточно сложное состояние машиностроения региона, в отрасли присутствует целый ряд оптимистических примеров инвестиционной деятельности предприятий по освоению и выпуску новых, востребованных рынком видов продукции. Среди них можно отметить следующие.

В Свердловской области осуществлена разработка и начато производство нового универсально-пропашного трактора мощностью 160 л.с. В настоящее время разрабатывается программа по выпуску 5 тыс. тракторов. Разработаны и проходят испытания машины для уборки пляжей, ведется подготовка серийного производства погрузчиков универсальных малогабаритных ПУМ-600 и ПУМ-1250, изготавливается опытный образец шахтного погрузчика грузоподъемностью 6 тонн.

В Челябинске реализуется инвестиционный проект по организации эффективного производства корпусов бортовых фрикционов тракторов Т-10 и Т-12.

В Тюменской области реализуется проект организации производства оборудования и комплектующих для нефтедобычи. В рамках проекта предполагается строительство завода по производству электропогружных центробежных насосов и строительство завода по производству комплектующих для перфораторного оборудования.

В Курганской области организуется производство буровых машин и оборудования для выполнения фундаментных работ. Создается новое производство трубопроводной арматуры на основе последних достижений в области конструкций, материалов, технологий, способов управления и логистики с целью освоения растущего российского рынка потребления трубопроводной арматуры с объемом производства 1,6 – 1,7 млрд руб. в год.

Анализ выпуска машиностроительной продукции позволяет сделать вывод о том, что по некоторым основным ее видам регион теряет свои традиционные рынки. В то же время, в отношении влияния институциональных факторов на развитие отрасли, необходимо сказать, что вхождение машиностроительных предприятий в состав вертикально-интегрированных, холдинговых структур в общем случае оказывает положительное влияние на финансово-экономическое положение предприятий и способствует повышению уровня фактических инвестиций и инвестиционной активности комплекса в целом. В инновационной деятельности, несмотря на наличие определенных успехов, на внедрение новых технологий и освоение выпуска инновационной продукции на предприятиях машиностроительного комплекса Урала расходуется недостаточно средств.

Основной целью развития машиностроения Урала является его инновационное развитие с темпами роста не ниже 10 процентов в год с опережающим обновлением технологической базы, решением проблемы подготовки профессиональных кадров, проведением прогрессивной амортизационной политики.

Достижение поставленной цели развития машиностроения Урала возможно только при условии приоритетного и быстрого обновления и модернизации его производственной инфраструктуры, активизации инвестиционно-инновационной деятельности, институциональных и инфраструктурных преобразований. В кратчайшие сроки необходимо восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, отстающую от развитых стран на целый технологический уклад, или минимум на 30 лет. Для достижения поставленных перед машиностроительным комплексом целей предстоит решить ряд серьезных задач.

К основным задачам развития машиностроительного комплекса Урала относятся следующие:

техническое перевооружение и производственно-технологическая реструктуризация предприятий отрасли;

обновление и модернизация парка технологического оборудования;

диверсификация машиностроительного производства, расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

сохранение и развитие научно-технического потенциала;

развитие производств, осуществляющих разработку и внедрение импортозамещающих технологий, проведение политики импортозамещения;

проведение активной энергосберегающей политики, осуществление мероприятий по снижению прямых затрат;

повышение производительности труда в машиностроении;

переход от стратегии выпуска единых серий и параметрических рядов машиностроительной продукции к стратегии преимущественного выпуска комплектного оборудования, что приводит к расширению функции обслуживания потребителя;

увеличение экспортной составляющей в реализации продукции машиностроения;

повышение эффективности существующей системы сбыта на машиностроительных предприятиях;

улучшение инвестиционного климата в машиностроении и активизация инвестиционных потоков долгосрочного характера;

поддержание и дальнейшее развитие сети региональных технопарков, содействие развитию особых экономических зон;

развитие сети специализированных технологических центров и расширение объемов деятельности уже существующих;

обеспечение создания и поддержание работы узкоспециализированных малых и инновационных предприятий;

всестороннее развитие производств на основе внутрирегиональной отраслевой и межотраслевой кооперации (включая принятие законодательных мер), содействие процессам внешней кооперации между предприятиями.

Только инновационный подход в рамках инновационного сценария развития Уральского федерального округа способен обеспечить структуризацию и восстановление машиностроения округа на высокотехнологичной основе.

Развитие машиностроения Урала ожидается в два этапа.

На начальном этапе – до 2015 года - предусматривается сосредоточить усилия для более эффективной адаптации предприятий машиностроения к специфике рыночной экономической среды в рамках дальнейшего проведения мероприятий по реструктуризации, техническому перевооружению производства, а также внедрению новейших технологий, в том числе посредством облегчения доступа к инвестиционным кредитам.

Предполагается максимально возможное направление на цели технического перевооружения, модернизации и создания новых производственных мощностей в машиностроении собственных средств предприятий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. Р. Шегельман лесные трансформации

    Документ
    Особенности трансформаций в лесной отрасли с XV века по настоящее время приведены во взаимосвязи с изменениями политической и экономической ситуации в России.
  2. Распоряжение от 30 ноября 2005 г. N 216-рм об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального

    Документ
    В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 2.08.1 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.
  3. Об утверждении программы Архангельской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы

    Программа
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
  4. Иванова Ольга Васильевна (ф и. о., ученое звание, ученая степень) учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности/основной образовательной программой по специальности 080109 Бухгалтерский учёт,
  5. Н. Г. Чернышевского А. С. Кусков, О. В. Терентьева социально-экономическая география россии отраслевая часть. Учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    9. Минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. Качественная и количественная оценка месторождений полезных ископаемых. Место России на мировом рынке минерально-сырьевых и топливно - энергетических ресурсов.

Другие похожие документы..