Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Каковы настроение и интонация стихотворения? . Чем вызвано такое настроение лирического героя? О чем его размышления? Что его тревожит? 3....полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 1 класс разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начальног...полностью>>
'Решение'
1) обмен российским и зарубежным методическим опытом преподавания способов Альтернативного разрешения споров (международного коммерческого арбитража,...полностью>>
'Документ'
Часто у студентов, молодёжи возникают ситуации, когда требуется перевести текст, документ и они не знают куда обратиться. Текст на английском, немецк...полностью>>

Машиностроительный комплекс 42 Строительный комплекс и промышленность строительных материалов 47 Лесной комплекс 50

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. Анализ и оценка конкурентных позиций Уральского федерального округа

Лидирующие позиции и первостепенное значение Уральского федерального округа в общероссийской экономике обеспечивается относительно высокой конкурентоспособностью его хозяйственного комплекса. По интегральному индексу конкурентоспособности, рассчитанному по совокупности восьми важнейших характеристик регионального развития за 2009 год и динамики их изменения по отношению к 2008 году, Уральский федеральный округ занимает третье место, уступая Дальневосточному и Центральному федеральным округам.

Значительное влияние на текущую конкурентоспособность окружной экономики в 2009 году и снижение основных ее параметров оказало резкое ухудшение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей и продукции черной металлургии.

По итогам 2009 года Уральский федеральный округ занимает лидирующее место в стране по ряду важнейших характеристик региональной конкурентоспособности - уровню производства валового регионального продукта на 1 занятого в экономике (159 процентов к аналогичному среднероссийскому показателю), среднедушевому объему частных (внебюджетных) инвестиций в основной капитал (210 процентов), среднедушевым денежным доходам населения с учетом уровня покупательной способности (около 131 процента), а также по среднедушевой величине экспорта (около 179 процентов к аналогичному среднероссийскому показателю).

Заметно выше среднероссийских значений также показатели Уральского федерального округа по общему (суммарному) среднедушевому объему собственных доходов консолидированных региональных бюджетов, рассчитанному с учетом уровня покупательной способности (141 процент) и величине сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике (91,7 тыс. рублей против 62,1 тыс. рублей по Российской Федерации).

В свою очередь, по ряду основных характеристик конкурентоспособности, ниже среднероссийского оказался в Уральском федеральном округе уровень инновационной активности (98процентов к аналогичному среднероссийскому показателю), отражающий сравнительный объем производства инновационных товаров (работ, услуг) и сравнительную степень патентной активности, а также уровень развития малого предпринимательства по совокупности основных товаропроизводящих отраслей (промышленности, сельскому хозяйству и строительству). Среднедушевой оборот в этом секторе малого бизнеса составляет по округу около 83 процента от аналогичного показателя по Российской Федерации. Причем по данной позиции округ занимает только 6 место в Российской Федерации, опережая лишь Северо-Кавказский и Сибирский федеральные округа.

Вместе с тем по отдельным субъектам Российской Федерации Уральского федерального округа текущий уровень конкурентоспособности экономики сильно дифференцирован. По отдельным базовым характеристикам конкурентоспособности разрыв между крайними значениями по регионам округа достигает значительных величин: по среднедушевому обороту малых предприятий в товаропроизводящих отраслях – свыше 8 раз, сводному индексу инновационной активности – около 6 раз, среднедушевому объему частных (внебюджетных) инвестиций в основной капитал – почти 24 раза, среднедушевому объему экспорта - 75 раз, величине сальдированного финансового результата на одного занятого в экономике – 150 раз. Показатели конкурентоспособности экономики Уральского федерального округа и его регионов представлены в Приложении 1.

В целом основными конкурентными преимуществами Уральского федерального округа являются:

ключевая геополитическая и геоэкономическая роль округа в стране, занимающего срединное положение в Российской Федерации, и имеющего первостепенное значение в системе транспортных коммуникаций страны, соединяющих ее европейскую и азиатскую части, страны Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона;

богатейший природно-ресурсный потенциал округа (в частности, крупнейшие в стране запасы нефти и газа), в существенной мере определяющий современные конкурентные позиции России в глобальной экономике;

мощный экономический потенциал, обеспечивающий сравнительно высокий уровень экономического развития территории и лидирующие позиции в Российской Федерации по основным характеристикам региональной конкурентоспособности;

значительные объемы собственных доходов региональных бюджетов большинства субъектов Российской Федерации, позволяющие проводить эффективную региональную политику;

присутствие на территории округа конкурентоспособных на глобальном уровне бизнес-структур в нефте- и газодобыче, в металлургии, машиностроении, оборонно-промышленном комплексе, авиатранспортных и финансовых услугах, в машиностроении, металлургии, строительстве объектов транспортной инфраструктуры;

сравнительно высокий уровень обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами;

высокий научный и образовательный потенциал, наличие передовых научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений широкого профиля.

наличие в регионе развитой, динамично развивающейся системы электронных коммуникаций;

значительный потенциал роста регионального потребительского рынка, определяемый сравнительно высокими личными доходами населения;

наличие на территории округа крупных полифунциональных агломераций;

устойчиво высокая инвестиционная привлекательность экономики округа.

Для обеспечения динамичного развития окружной экономики в долгосрочной перспективе первостепенное значение будет иметь последовательное и рациональное использование всего комплекса имеющихся конкурентных преимуществ Уральского федерального округа.

1.3. Вызовы и угрозы

Основными вызовами и угрозами развития Уральского федерального округа на период до 2020 года являются следующие:

значительная исчерпанность минерально-сырьевой базы на территории традиционного промышленного развития;

наиболее высокий в стране уровень изношенности основных фондов в отраслях экономики, прежде всего, в старопромышленных центрах Урала;

недостаточный уровень развития межрегиональной транспортной инфраструктуры, не соответствующий геополитическому и геоэкономическому потенциалу округа;

наличие резких межрегиональных различий внутри округа по степени экономической активности и уровню жизни населения;

резко обострившаяся в последние годы и ставшая уже хронической проблема городов с монопрофильной структурой экономики – одна из важнейших в социальном отношении проблем Уральского федерального округа, в особенности Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Ханты-Мансийского автономного округа;

относительно низкий уровень диверсификации структуры экономики с явным доминированием в ней промышленности и сравнительно слабым развитием сферы услуг;

неразвитость внутрирегиональных железнодорожных коммуникаций, автодорожной сети и трубопроводной системы;

неблагоприятные демографические тенденции и низкое качество жизни в старопромышленных регионах Урала;

значительные различия между уровнями социально-экономического развития городских и сельских поселений, доходов городских и сельских жителей;

в целом неблагоприятные природно-климатические условия на большей части территории округа, осложняющие жизнь населения, сдерживающие развитие сельского хозяйства и туризма;

опасные, все чаще повторяющиеся гидрометеорологические явления: паводки и наводнения, ураганы и смерчи, засухи и т.п., нарушающие жизнедеятельность населения и функционирование жизнеобеспечивающих производственных, энергетических, транспортных, социальных систем региона;

крайне высокий уровень загрязнения окружающей среды в промышленных центрах Урала и районах нефтедобычи;

низкий уровень инноваций в большинстве регионов округа;

возможность техногенных аварий с масштабными негативными последствиями из-за высокой изношенности оборудования и инфраструктуры и низкой эффективности систем и служб производственно-экологической безопасности;

относительно низкий уровень развития малого предпринимательства;

низкий уровень интегрированности экономик западных и восточных регионов округа;

низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики;

значительная степень воздействия колебаний конъюнктуры мирового рынка на состояние профильных отраслей экономики округа;

вывоз капиталов за пределы округа финансово-промышленными группами и международными корпорациями.

1.4. Цель и задачи развития Уральского федерального округа

Стратегической целью развития Уральского федерального округа на период до 2020 года является максимально возможное повышение уровня и качества жизни, стабилизация и рост численности населения на основе устойчивого инновационного развития, диверсификации и модернизации экономики.

Ключевыми задачами Стратегии социально- экономического развития Уральского федерального округа являются:

повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей при обеспечении экономического роста и социальной стабильности в обществе;

осуществление эффективной интеграции экономик Уральской и Сибирской частей Уральского федерального округа на базе крупных инвестиционных проектов, концентрирующихся в зонах опережающего развития, в том числе, проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» и «Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий»;

приоритетное, ускоренное развитие научно-инновационной сферы и ракетно-космической промышленности;

системно-инновационное преобразование всего производственного комплекса;

максимально возможное использование сельскохозяйственного и производственного потенциала регионов Уральского федерального округа для стабильного развития его аграрного сектора и обеспечения продовольственной безопасности населения;

обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы и эффективного использования природно-ресурсного потенциала округа;

освоение месторождений углеводородного сырья и созданию новых горнопромышленных районов на Полярном и Приполярном Урале;

диверсификация ресурсной базы промышленных предприятий Среднего Урала посредством освоения месторождений Полярного и Приполярного Урала и, частично, Тимано-Печерского района;

активизация развития транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры для эффективного освоения природных ресурсов, обеспечения согласованного и ускоренного развития всей территории округа, реализации транзитного потенциала и создания условий для полноценного и широкомасштабного взаимодействия экономических районов Востока и Запада Российской Федерации;

усиление урало-печорского направления интеграции транспортных и энергетических систем Уральского, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, в частности, глубокая диверсификация топливного баланса энергетики округа за счет использования печорских углей и высвобождения из топливного баланса части природного газа, добываемого в Западной Сибири.

Решение ключевых задач устойчивого социально-экономического развития Уральского федерального округа на долгосрочную перспективу, одним из основных механизмов которого является реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», будет основываться на обеспечении гармоничного, комплексного развития окружной экономики, инновационной модернизации в основных ее отраслях, последовательных институциональных преобразованиях, диверсификации хозяйственной структуры на базе опережающего роста сферы услуг, региональной инфраструктуры и создания новых предприятий в высокотехнологичных секторах экономики, в том числе в перерабатывающих отраслях промышленности.

1.5. Сценарии социально-экономического развития Уральского федерального округа

Сценарии долгосрочного развития Уральского федерального округа разработаны на основе стратегических ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов1.

Стратегическим ориентиром социально-экономического развития Российской Федерации, определенным в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года, является переход к инновационной, социально-ориентированной модели экономического роста страны в долгосрочной перспективе. Экономический кризис не изменил глобальных приоритетов развития страны и общего вектора в сторону усиления инновационных факторов, однако сказался на количественных параметрах развития страны, прежде всего в среднесрочном аспекте. Помимо изменения по сравнению с предполагавшейся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года базой экономического роста кризис сформировал новые условия, ограничения, вызовы и угрозы, которые окажут сильное воздействие на траектории будущего развития, особенно в среднесрочной перспективе. При разработке сценариев долгосрочного развития Уральского федерального округа учтены изменения ресурсных, прежде всего инвестиционных возможностей государства и коммерческого сектора экономики, изменения относительной конкурентоспособности отдельных секторов экономики, сроков реализации крупных инвестиционных проектов и их эффективности, снижение реальных доходов населения и государственных расходов на социальные программы.

Сценарии социально-экономического развития Урала в долгосрочной перспективе определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

эффективностью исполнения комплексного инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный»;

масштабами и динамикой освоения богатейших природных ресурсов региона, прежде всего, запасов нефти в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и газа в Ямало-Ненецком автономном округе, а также развитием природно-ресурсной базы Полярного и Приполярного Урала;

интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда промышленных центров Урала;

развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечивающей новые возможности освоения природных ресурсов федерального округа;

решением социальных проблем Уральского федерального округа, развитием человеческого капитала как основного фактора, формирующего модель перспективного развития региона;

развитием инновационного сектора экономики, реализацией высокого научного и образовательного потенциала Урала;

диверсификацией традиционной промышленной и институциональной структуры производства; эффективным развитием непромышленных отраслей; повышением роли в экономике малого предпринимательства;

интеграцией экономики Уральского федерального округа в евроазиатское экономическое пространство, а также развитием интеграционных процессов, повышением связности экономического пространства, эффективности межрегиональных взаимодействий в рамках федерального округа, а также направлениями и масштабами институциональных преобразований;

изменениями распределения доходов между различными уровнями бюджетной системы, что особенно актуально для нефтегазодобывающих регионов, источники перспективного роста которых находятся в сильной зависимости от схемы распределения создаваемой добавленной стоимости и рентных доходов;

масштабами и динамикой решения экологических проблем Урала.

Перспективы развития Урала рассматриваются в рамках реализации одного из трех предполагаемых сценариев будущего развития: инерционного, энерго-сырьевого и инновационного. Описание перспектив развития Уральского федерального округа в рамках инерционного и энерго-сырьевого сценариев представлено в Приложении 2

В качестве базового выбран сценарий инновационного развития Уральского федерального округа, который исходит из предположения о формировании в Российской Федерации модели инновационного, социально ориентированного роста, принятой в качестве стратегической цели в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Развитие Урала в рамках инновационного сценария будет базироваться на полной реализации его конкурентных преимуществ и специализации в рамках общероссийского и международного разделения труда, поэтому при любой модели экономического роста России Уральский федеральный округ сохранит за собой позиции основного производителя углеводородного сырья и центра металлургии и машиностроения. Ключевым фактором динамики социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года останется вклад нефтегазового и металлургического секторов.

Модель инновационного, социально-ориентированного развития Урала базируется на гармоничном сочетании трех составляющих перспективного развития округа: экономики, социальной сферы и сферы природопользования.

Перспективы экономического развития Уральского федерального округа при реализации инновационного сценария определяются следующими факторами:

расширением возможностей увеличения добычи газа и нефти за счет перехода к освоению крупнейших месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал и шельфа Карского моря, более совершенных технологий эксплуатации месторождений в традиционных районах добычи, которые будут обеспечены ростом инвестиций для развития инфраструктуры и добычи других минеральных ресурсов в районах Крайнего Севера, техническими и технологическими инновациями в добыче и транспортировке углеводородов; качественно новым уровнем применяемых в нефтегазодобыче технологий, обеспечивающих их экономическую эффективность и экологическую безопасность;

развитием существующих и созданием новых объектов генерации для обеспечения районов нового освоения и преодоления прогнозного энергодефицита; совершенствованием структуры генерации за счет создания и развития угольных и атомных электростанций; использованием нетрадиционных, возобновляемых источников энергии; развитием сетевого хозяйства, преодолением изоляции районов нового освоения и радикальным повышением энергобезопасности северных регионов. При этом предусмотрена возможность передачи части электрической мощности в Центральные регионы России;

модернизацией производства и технологическим прорывом в металлургическом и машиностроительном комплексах Урала на базе создания и производства новых материалов и выпуска высокотехнологичного оборудования;

диверсификацией экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств в газо- и нефтегазохимии, фармацевтике, биотехнологиях, производстве наноматериалов и продукции на основе нанотехнологий;

созданием эффективной региональной инновационной системы, включающей научно – инновационный комплекс, федеральный университет, ряд инновационных зон и кластеров, в том числе зоны инновационного развития на базе закрытых административно-территориальных образований; созданием инновационных продуктов и высоких технологий в научно-инновационном центре «Титановая долина», городах Снежинск-Озерск, Тюмени, которые обеспечат высокотехнологичное развитие базовых и новых перспективных отраслей специализации регионов Урала;

реализацией транспортно-транзитных преимуществ Уральского федерального округа путем формирования ряда транспортно–логистических комплексов международного и межрегионального значения;

интенсивным ростом сервисного сектора округа, базирующемся на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также развитии финансовых и страховых услуг, туризма и рекреации;

формированием на базе крупных агломераций Урала (Екатеринбургской и Челябинской) торговых, транспортно-логистических и финансовых центров общенационального и межрегионального значения.

Развитие социальной сферы Уральского округа при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.

Инновационный сценарий предполагает качественно новый подход к решению проблем рационального природопользования и экологии в Уральском федеральном округе за счет осуществления экологически значимых мероприятий, прежде всего в области экологически безопасного развития производства, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов.

Реализация инновационного сценария предполагает создание условий равного доступа к добыче и транспортировке углеводородного сырья для мелких и средних компаний (независимых производителей), охрану окружающей среды в местах добычи природных ресурсов, местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Уральского федерального округа, и сохранения их культуры и традиционного образа жизни, развитие районов Крайнего Севера и решение социальных проблем северян, регулирование миграционных процессов. Предполагается достижение следующих целевых установок развития Уральского федерального округа:

средняя ожидаемая продолжительность жизни возрастет к 2020 году до 72 - 73,5 лет, а уровень младенческой смертности понизится в 1,3 - 1,4 раза;

охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60 - 70 процентов;

средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году достигнет 30 кв. м на человека;

доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится до 14 процентов в 2020 году.

Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта Уральского федерального округа при реализации инновационного сценария в 2011 - 2020 годах составит 6,1 процента в год, в последнее десятилетие прогнозного периода темп снизится до 4,7 процента. В целом за 2010 - 2020 годы валовой региональный продукт округа увеличится в 1,9 раза. Значительная часть прироста производства будет обеспечена за счет непромышленных отраслей: транспорта и связи, торговли, а также сектора высокодоходных высокотехнологичных услуг, рост которых базируется на развитии инновационных видов деятельности. Реализация крупных инвестиционных программ в округе обусловит высокие темпы роста строительства.

В инновационном варианте, ориентированном на диверсификацию экономики, доля добывающего сектора сократится к 2020 году до 22 процентов. Основным фактором, определяющим рост обрабатывающих производств в округе, явится машиностроение.

Инновационный сценарий развития Урала означает переход к новому типу развития, отличающемуся качеством экономического роста. Количественная оценка параметров развития федерального округа на базе предположений инновационного сценария показывает, что он позволит в полной мере реализовать конкурентные преимущества федерального округа и упрочить его позиции в российской экономике. Вместе социально-экономическое развитие Урала в рамках инновационного сценария будет происходить равномерно, в связи с чем отдельные этапы развития социальной сферы и отраслей экономики не выделяются.

Сравнение прогнозных показателей социально-экономического развития при реализации различных сценариев представлено в Приложении 3.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. Р. Шегельман лесные трансформации

    Документ
    Особенности трансформаций в лесной отрасли с XV века по настоящее время приведены во взаимосвязи с изменениями политической и экономической ситуации в России.
  2. Распоряжение от 30 ноября 2005 г. N 216-рм об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального

    Документ
    В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 2.08.1 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.
  3. Об утверждении программы Архангельской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы

    Программа
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
  4. Иванова Ольга Васильевна (ф и. о., ученое звание, ученая степень) учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности/основной образовательной программой по специальности 080109 Бухгалтерский учёт,
  5. Н. Г. Чернышевского А. С. Кусков, О. В. Терентьева социально-экономическая география россии отраслевая часть. Учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    9. Минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. Качественная и количественная оценка месторождений полезных ископаемых. Место России на мировом рынке минерально-сырьевых и топливно - энергетических ресурсов.

Другие похожие документы..