Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
У межах повноважень визначених Положенням про Міністерство культури і туризму України, затвердженим постановою Кабінету Міністрів України від 08.11.2...полностью>>
'Документ'
Примітка. Ця типова форма застосовується для обліку руху грошей у касі. Кожна сторінка касової книги складається з двох рівних частин: одна з них (з ...полностью>>
'Документ'
Учителей не надо убеждать, что каждый учащийся является личностью и обладает неповторимыми индивидуально-психологическими особенностями и своей истор...полностью>>
'Документ'
Ключевые понятия: культурная модернизация, концепции модернизации, основные характеристики модернизации по С. Хантингтону, конфликты (столкновения) ц...полностью>>

Программа «Путешествие в мир сказки» (3-4 класс) для школ с русским языком обучения

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа

«Путешествие в мир сказки»

(3-4 класс)

для школ с русским языком обучения

Объяснительная записка

В развивающей образовательной среде особое место должна занять культуролого-личностная подготовка учащихся, которая имеет целью приобщить младших школьников к овладению национальными и общечеловеческими ценностями, к осознанию той культуры, того социального опыта, который выработало человечество.

Эффективным средством для достижения этой цели в работе с детьми младшего школьного возраста может служить сказка. В ней зашифрован в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений, традиций разных народов, многогранность и многоуровневость хранимой информации.

Цель предусматривает решение следующих задач:

- овладение социальным и нравственным опытом, представленным в сказках разных народов и авторских произведениях;

- приобретение нового жизненного опыта и проявление нравственных качеств на новом уровне (любви и уважения в семье, милосердия, доброты, чуткости, сострадания, чувства долга, трудолюбия и т.д.);

- обогащение эмоционально-ценностной сферы младших школьников, их представлений о мире и природе;

- развитие индивидуальности личности, ее творческой активности, самостоятельности, критичности мышления;

- расширение и углубление представлений и понятий о сказке как литературном жанре;

- развитие читательского интереса;

- создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Программа занятий по интересам «Путешествие в мир сказки» выступает в качестве вариативного компонента образования по литературному чтению.

Сказочные истории, складывающиеся в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством: в них заложен высокий нравственный потенциал, объединяющий все нации и культуры. Сказка дает философское осмысление действительности, активизирует мышление, чувства, психологические состояния детей. Она адресована живому, творческому, созидательному, открытому детскому началу в человеке, способствует его личностному развитию. Воспринимая и осмысливая сказку, ребенок «впитывает» стили взаимоотношений и модели поведения людей. Пережитые им события сказки косвенно приобретают значимый для него жизненный опыт.

Знание сказок – это постижение и освоение культурных традиций, духовных ценностей, жизни определенных народов, что определяет выбор учебного материала (художественная сказка – народная и авторская), это и процесс поиска смысла содержания, образов сказок, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов в реальность.

При отборе художественных сказок – народных и авторских – учитываются следующие их особенности: идейно-эстетические качества произведений, занимательность, доступность текстов данному возрасту, национально-культурная особенность материала.

Народные сказки несут в себе основополагающие философские и социальные идеи, которые являются чрезвычайно важными в формировании нравственно-этического потенциала ребенка:

- окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает – люди, растения, животные, рукотворные вещи;

- ожившие объекты окружающего мира имеют право на собственную жизнь, собственное существование и уважения к ним. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого;

- разделение добра и зла, победа добра над злом. Эта идея важна для осмысления положительных и отрицательных человеческих качеств, для развития стремления самосовершенствоваться;

- самое ценное дается через трудности и испытания, а то, что далось легко, часто недолговечно. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения;

- вокруг нас множество помощников. Они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем сами справиться с ситуацией или заданием. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности и доверия к окружающему миру.

В отличие от народных, авторские художественные сказки более образны, поэтичны, эмоциональны. Они помогут глубже осознать не только идейную сущность произведения, не только закрепить основные нравственные идеи народных сказок, но и активизировать внутренние чувства, переживания, ассоциации, психологические состояния детей. А это, в свою очередь, создает проекцию для самовоспитания ребенка, для его личностного развития.

Программа занятий по интересам «Путешествие в мир сказки» предполагает использование определенных форм, методов, приемов обучения и воспитания.

Среди основных форм работы можно выделить следующие: презентация сказки, сказочный салон, драматизация, кукловедение, театрализация, сказочная интерпретация, бесконфликтная медитация и др.

Каждая из форм работы со сказкой предполагает использование определенных методов и приемов.

Так, презентация сказки может включать: знакомство с автором и его творчеством; выявление национального, культурного, идейного своеобразия сказки; использование иллюстраций сказки; поиск аналогов народной сказки и т.д.

В сказочном салоне можно исследовать сказочные архитипы и образы, искать ответы на "скрытые" или "открытые проблемы", переносить сказочные ситуации в реальную жизнь, сочинять новые сказки и т.д.

Драматизация сказки должна иметь значительную подготовку: вхождение в сказку; чтение диалогов, выборочное чтение; психогимнастика; выразительное чтение по ролям и т.д.

Кукловедение может иметь различные разновидности: пальчиковые куклы; теневые куклы; куклы-марионетки; кукольные спектакли и т.д.

Театрализация сказки включает разнообразную работу: создание сценариев; живые картины, немые сцены; постановка сказок; театрализованные игры и т.д.

Сказочная интерпретация имеет широкие возможности, например: коррекция действий отрицательных персонажей; сочинение различных композиционных частей сказки; соединение слова, музыки, рисунка; создание тематической сказки и т.д.

Бесконфликтная медитация – это вариант сказочной интерпретации в определенном направлении, например: осознание себя положительным героем сказки; осознание себя героем в прошлом; осознание себя героем в настоящем "здесь и сейчас"; осознание себя героем в будущем и т.д.

Методологическую основу работы со сказкой определяют литературоведческий и культурно-исторический методы. Они позволяют учитывать своеобразие художественного произведения и принимают во внимание социокультурный контекст произведений.

Программа занятий по интересам «Путешествие в мир сказки» предлагается для учащихся третьих и четвертых классов. Выбор аргументируется тем, что восьми-девятилетние читатели имеют уже довольно стабильную технику чтения, представления о различных видах сказок (о животных, бытовых, волшебных), у них уже накоплен определенный жизненный опыт для ощущения собственного «я», для формирования позиций «здравого смысла», для осознания, осмысления или коррекции своих нравственных качеств.

Предполагаемая работа осуществляется при следующих условиях:

- систематическое проведение занятий во внеурочное время (один раз в неделю), осуществляемое на добровольных, заинтересованных началах;

- создание оптимальной активизирующей среды: сказочного салона и сказочного интерьера;

- построение занятий по принципу преемственности и связи (от народной сказки к авторской), от простого к сложному, от незнакомого к знакомому, от представления к понятиям.

При этом необходимо:

- создавать на занятиях ситуации, когда ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью сказочных эпизодов, характеров героев, будет познавать философию жизни;

- воздействовать на ум, чувства, душевные качества ребенка сказочной средой, обстановкой, в которых могут проявляться его нереализованные качества, будет активизироваться творческий потенциал, воспитываться художественный вкус.

Цель, задачи и специфика учебного материала предполагают следующие элементы в структуре занятий.

1. Ритуал «входа» в сказку (создание настроения на совместную работу).

2. Видение сказки через зрительные, слуховые и осязательные ощущения.

3. Расширение и углубление представлений и понятий.

4. Закрепление (приобретение нового опыта, прогнозирование проявления нового уровня качеств личности).

5. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).

6. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта).

7. Ритуал «выхода» из сказки (проигрывание ситуаций, в которых приобретенный опыт можно использовать в социальной среде) и т.д..

Каждая тема предлагается для изучения в течение месяца, т.е. на 4–5 занятиях. Первые 3–4 – подготовительные, последнее занятие – итоговое.

На подготовительных занятиях учащиеся под руководством учителя читают предложенные сказки, анализируют их, выявляют сказочные образы и архитипы, выразительно читают тексты по ролям, делают рисунки к сказкам, ставят живые картинки, немые сцены, разрабатывают сценарии сказочных спектаклей и т.д., готовят выступления для одноклассников или родителей.

Итоговое занятие по теме, как правило, – творческая работа либо ее результаты. Оно может быть самым разнообразным, например:

  • «вхождение в образ», когда сказки рассказываются от имени главного героя;

  • разыгрывание сказки в лицах;

  • показ кукольного спектакля по сказке;

  • создание своих сказок по теме с использованием известных или новых героев;

  • театрализованные игры;

  • разгадывание литературных кроссвордов и т.д.

Тематическая направленность и примерное содержание занятий

III класс (34 ч.)

Тема 1. Лад в семье – покой в душе (4 ч.).

Стары бацька, Разумная дачка (беларускiя народныя казкi);

Белая уточка, Мудрый старик (русские народные сказки);

Петр и его жена (болгарская народная сказка);

Пять овечек (польская народная сказка);

Петру – Пепел (румынская народная сказка);

Самая старая сказка попугая (индийская народная сказка).

Тема 2. Что посеешь, то и пожнешь (4 ч.).

Пiлiпка-сынок (беларуская народная казка);

Сказка о молодильных яблоках и живой воде (русская народная сказка);

Что дороже (татарская народная сказка);

Принцесса из апельсина (итальянская народная сказка);

Теодор Шторм. Ганс-Медведь;

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

Тема 3. Терпение и труд все перетрут (4 ч.).

Рукоделица и Ленивица (русская народная сказка);

Дедка Петка и его бабка Пена (болгарская народная сказка);

«Трое умельцев» (вьетнамская народная сказка);

Ленивая красавица и ее тетушки (ирландская народная сказка);

В.Даль. Что значит досуг?

Е.Пермяк. Золотой гвоздь.

Тема 4. Друга иметь – себя не жалеть (4 ч.).

Волшебное кольцо (русская народная сказка);

О верном соколе (индийская народная сказка);

Журавлиные перья (японская народная сказка);

Два друга (китайская народная сказка);

Братья Гримм. Бременские музыканты.

В.Катаев. Цветик-семицветик.

Тема 5. Не все то золото, что блестит (5 ч.).

Каток – залаты лабок (беларуская народная казка);

Царевна-лягушка (русская народная сказка);

Ш.Перро. Золушка.

С.Аксаков. Аленький цветочек.

Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок.

А.Толстой. Картина.

Тема 6. Не силой, а умом (4 ч.).

Андрэй – усiх мудрэй (беларуская народная казка);

Людзей слухай, а сваiм розумам жывi (беларуская народная казка);

Иван Бесталанный и Елена Премудрая (русская народная сказка);

Три умные головы (английская народная сказка);

Хитроумный Петр (болгарская народная сказка);

О трех советах попугая (индийская народная сказка);

Человек и тигр (монгольская народная сказка);

Тема 7. Люби ближнего и тебя будут любить (4 ч.).

Аленка (беларуская народная казка);

Сестрица Аленушка и братец Иванушка (русская народная песня);

Птица-счастье (польская народная сказка);

Ганс-счастливчик (немецкая народная сказка);

Шиповничек (немецкая народная сказка);

Бедняк и счастье (македонская народная сказка);

Тема 8. Не хлебом единым жив человек (5 ч.).

Залатая яблынька (беларуская народная казка);

Финист – ясный сокол (русская народная сказка);

Добрая душа (английская народная сказка);

Как сосна за добро отплатила (болгарская народная сказка);

Ц. Топелиус. Зимняя сказка;

С. Минков. Сказка о лжи. Сказка о зависти. Как вороненок стал певцом.

Предлагаемые тексты к темам занятий могут быть частично заменены, исходя из их наличия в конкретной школе и библиотеках.

К концу III года обучения учащиеся должны:

- иметь представления о жанре сказка (народная, литературная и их специфика);

- понимать основные идеи сказок разных народов и тот жизненный опыт, который в них заложен;

- понимать роль каждого персонажа в развивающемся событии;

- уметь определять свою эмоциональную реакцию на произведение;

- сопоставлять сказочные и жизненные ситуации;

- применять полученный нравственный опыт в жизненных ситуациях.

IV класс (34 ч.)

Тема 1. Лад в семье – покой в душе (5 ч.).

А.Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне;

А.Линдгрен. Пеппи Длинный чулок.

Тема 2. Что посеешь, то и пожнешь (4 ч.).

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане;

В.Белов. Родничок;

Н.Телешов. Белая цапля;

Ш. Сильверстайн. Щедрое дерево;

Д.Крюс. Тим Талер, или Проданный смех.

Тема 3. Терпенье и труд все перетрут (4 ч.).

С.Маршак. Сказка про двух лодырей;

Н.Телешов. Крупенечка;

В.Бианки. Мастер без топора;

Е.Пермяк. Город Мастеров;

Г.Х.Андерсен. Дикие лебеди.

Тема 4. Друга иметь – себя не жалеть (5 ч.).

С.Лагерлеф. Чудесные приключения Нильса с дикими гусями;

Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья;

Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот;

Г.Х.Андерсен. Русалочка;

А.Милн. Вини-Пух и все-все-все.

Ц.Топелиус. Кнут-Музыкант.

Тема 5. Не все то золото, что блестит (4 ч.).

О.Уальд. Мальчик-звезда;

В.Гауф. Карлик-Нос;

Т.Гофман. Щелкунчик, или Мышиный король;

С.Моэм. Принцесса Сентябрь.

Тема 6. Не силой, а умом (4 ч.).

Л. Кэрролл. Алиса в стране Чудес;

А.С.Пушкин. Сказка о попе и его работнике Балде;

С.Минков. Сказка о глупости;

В.Даль. У тебя у самого свой ум.

Тема 7. Люби ближнего и тебя будут любить (4 ч.).

А.Сент-Экзюпери. Маленький принц.

О.Уайльд. Счастливый принц.

Тема 8. Не хлебом единым жив человек (4 ч.).

Э.Синклер. Гномобиль;

Д.Толкин. Хоббит;

К.Паустовский. Теплый хлеб. Стальное колечко;

Е.Шварц. Сказка о потерянном времени.

Предлагаемые тексты к темам занятий могут быть частично заменены, исходя из их наличия в конкретной школе и библиотеках.

К концу IV года обучения учащиеся должны:

- иметь четкие представления и понятия о жанре сказка (народная, литературная и их специфика);

- анализировать под руководством учителя не только идейное, но и художественное своеобразие сказок разных народов и тот жизненный опыт, который в них заложен;

- осознавать причинно-следственные связи в развитии сюжета;

- понимать роль каждого персонажа в развивающемся событии;

- понимать, что одно и то же событие, ситуации могут иметь несколько значений и смыслов;

- видеть прямую и скрытую мотивацию поступков героя сказки, общую направленность его действий (он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям);

- осознавать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему;

- предвидеть в каких жизненных ситуациях пригодится то, что узнали из сказок;

- осознавать то, что каждая сказочная ситуация – некий жизненный урок;

- применять полученный нравственный опыт в жизненных ситуациях.

Авторы

профессор кафедры филологии БГУ культуры и искусств Воропаева В.С.,

доцент кафедры русской и зарубежной литературы МГПУ им. Максима Танка Куцанова Т.С.

7

Скачено с Образовательного портала www.adu.by



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа составлена на основе проекта федерального компо­нента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики

    Программа
    Программа составлена на основе проекта федерального компо­нента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики.
  2. Программа по литературному чтению для школ с русским (родным) языком обучения пояснительная записка общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане (1)

    Программа
    Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию
  3. Программа по литературному чтению для школ с русским (родным) языком обучения пояснительная записка общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане (2)

    Программа
    Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию
  4. Программа по литературному чтению для школ с русским (родным) языком обучения пояснительная записка

    Программа
    Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию
  5. Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией М. Г. Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», 2009 г

    Программа
    Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», 2009 г.

Другие похожие документы..