Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2 день: Прибытие в Варшаву в 08:30. Посадка в автобус. Переезд в Свиноустье. По пути – осмотр города Познань (площадь Рынок, старая Ратуша, здание Ве...полностью>>
'Документ'
(указать, какие действия) Приложения: 1....полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный техниче...полностью>>
'Документ'
1. Утвердить прилагаемую к настоящему приказу форму оперативной отчётности (полугодовую, годовую) «Сведения о результатах мониторинга мероприятий по ...полностью>>

"А душу можно ль рассказать?"

Главная > Рассказ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

"А душу можно ль рассказать?"

Мажаева Н.Н. , учитель русского языка и литературы

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;

закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем, по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой “Душа”:

Душа – не вздох,

Не звук пустой,

Не приземленная работа.

Она окрылена мечтой

И жить не может без полета.

Ей надо, не жалея сил,

Парить, сроднившись с высотою,

Так, чтоб навстречу ветер был

Упруго сжатою волною,

И быть выносливой в пути,

И не бранить дождей постылых,

И горы снежные нести

На широко простертых крыльях.

Я сегодня неспроста начала урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом. А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером)

Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия.

- Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер?

(Т.е. человек любит свободу)

– Каково значение слова “свобода”?

– Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

II. Беседа по тексту.

- Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?

– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?

– Как рос?

Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

– Когда формируется характер?

– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

“Мцыри в детстве” “Мцыри в монастыре” “Мцыри на свободе”

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли.

– Каковы причины побега?(у него была мечта - вернуться на родину)

– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.

Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).

– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.

– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.

– Какой художественный прием использует автор?

(Сравнение) Выступление ученика.

Помощи людской я не желал,

Я был чужой для них навек,

Как зверь степной.

Я видел горные хребты

Причудливые, как мечты.

В снегах, горящих, как алмаз.

И солнце сквозь хрусталь земли

Сияло сладостней луны.

Едва взошла заря,

Палящий луч её обжег

В тюрьме воспитанный цветок.

- Какие средства выразительности автор еще использует?

Выступление ученика. Эпитеты.

Выступление ученика. Метафоры.

Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу того, что он чист душой и потому, что он – божий человек (“Судьбой монах”) Мцыри любит природу, понимает её и чувствует.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я увидал:

Мне было свыше то дано. (Стр.79)

Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе.

– Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви).

И мрак очей был глубок,

Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои смутились.

Когда же я очнулся вновь

И отлила от сердца кровь,

Она была уж далеко.

– Итак, какими же чертами характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова “свобода” и “душа”.

Составьте синквейн с данными словами. (Синквейн – пятистишие, где

первая строка – основное слово (имя существительное),

вторая строка – 2 определения к нему,

третья строка – 3 глагола к нему,

четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову,

пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно слово)Свобода Характер

Желанная, окрыляющая Свободолюбивый, сильный

Помогает, дарует, воскрешает Заставляет, позволяет, поднимает

Свет во мне рождает В человека меня превращает

Жизнь Солнце

Душа Человек

Добрая, парящая Думающий, действующий

Переживает, любит, страдает Взирает, действует, отвечает

Несет людям только хорошее Свою судьбу сам выбирает

Свет Ваятель

III. Подготовка к написанию сочинения.

Примерный план раздается всем учащимся.

Что значит слово “свобода”?

Истоки и проявление свободолюбия.

Исповедь Мцыри.

Черты характера, заложенные природой.

Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.

Чуткость души через понимание природы.

Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.

Мцыри – человек, жаждущий любви.

Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “А душу можно ль рассказать?”



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок 6,7 Тема: «А душу можно ль рассказать?»

    Урок
    Угрюм и одинок, Прозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах. (4 гл.) Дитя гор, он прекрасно чувствует и видит красоту природы, осознавая себя ее составной частью.
  2. Занятий литературной гостиной

    Учебно-методическое пособие
    Учебно – методическое пособие составлено из разработок занятий Литературной гостиной, проведенных в различных формах. Данная работа - это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир
  3. Б. эйхенбаум лермонтов опыт историко-литературной оценки

    Документ
    Настоящая работа о творчестве Лермонтова написана одним из виднейших представителей так называемой „формальной школы“ в историко-литературной науке, Б.
  4. Учебно-методическое пособие по воспитанию духовных и нравственных качеств личности по произведениям русских писателей

    Учебно-методическое пособие
    Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.
  5. Методика преподавания древней русской литературы и фольклора с. Методика преподавания русской литературы до 1917 г с. Методика преподавания литературы ХХ века с

    Документ
    Список литературы «В союзе звуков, чувств и дум» адресуется, прежде всего, молодым учителям-словесникам, работающим в V-ХI классах. Его цель – помочь учителю литературы в преподавании данного предмета.

Другие похожие документы..