Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКАПомітним явищем у світовій економіці став динамічний розвиток деяких країн, що розвиваються, які дістали назву "нові індус...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуни...полностью>>
'Документ'
На сегодняшний день, основным наиболее действенным инструментом комплексного привлечения инвестиций путем территориальной концентрации значительного ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Как специальный предмет, курс менеджмента в физической культуре и спорте будет способствовать формированию у студентов новаторского социально-экономи...полностью>>

Правительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Нижегородский филиал Факультет менеджмента программа дисциплины

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Нижегородский филиал

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

исследование социально-экономических и политических процесов

для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

подготовка специалиста

Автор: к.соц.н., доцент Шпилев Дмитрий Анатольевич

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Общественные науки» социально-гуманитарных наук

Председатель Зам.зав. кафедрой

_____________________Е.А. Гриднева _____________________Т.И. Бикметова «_____» __________________ 2010 г. «____»_____________________ 2010 г

Утверждена УМС НФ ГУ-ВШЭ

Председатель

___________________Л.Г. Макарова

« ____» ___________________2010 г.

Н.Новгород, 2010

Пояснительная записка.

Аннотация

Исследование социально-экономических и политических процессов – это отражение реального состояния социальных явлений и определение факторов, воздействующих на их изменение; выяснение ведущих тенденций развития общественных отношений и нахождение оптимальных путей и средств их совершенствования; обоснование планов, управленческих решений и оценка эффективности и реализации; анализ, обобщение накопленного опыта и прогнозирование социальных ситуаций; изучение имеющихся противоречий и выработка рекомендаций по преодолению недостатков.

Данный курс призван обеспечить повышение качества как общегуманитарной, так и профессиональной подготовки студентов. В условиях современного общества эффективная профессиональная деятельность будущего специалиста невозможна без умений и навыков комплексного анализа взаимодействия экономических, социальных, политических и духовных процессов, без знания теоретических и практических основ проведения различных видов прикладных исследований.

Особое внимание в рамках курса уделяется основным элементам (принципиальная структура, методология, методика, техника, процедура), разновидностям (фундаментальное, прикладное, комплексное, разведывательное, пилотажное, описательное, аналитическое, прогностическое, монографическое, выборочное, сравнительное, панельное, трендовое, лонгитюдное исследование, социальный мониторинг) и этапам (подготовка программы исследования, сбор и анализ данных) прикладных исследований. Кроме того, подробно рассматривается проблема выбора методологических оснований социального познания в конкретных прикладных исследованиях на основании различий между так называемой количественной и качественной парадигмой, а также общие принципы обработки и анализа данных.

Наряду с изучением стандартного набора программного обеспечения для обработки и анализа данных в социальной сфере (Statistica, SPSS, MO Excel и т.д.) студенты и магистры НФ ГУ-ВШЭ получат возможность познакомиться и овладеть навыками работы с уникальными пакетами программного обеспечения Form Designer / Form Processor (для проведения анкетного опроса) и ЛЕКТА (для проведения факторного анализа), установленными в компьютерных классах НФ ГУ-ВШЭ.

Учебные задачи курса

В результате освоения курса “Исследование социально-экономических и политических процессов” студенты должны:

  • знать категориальный аппарат, владеть инструментарием прикладного исследования;

  • получить представление о сущности, этапах, целях и задачах прикладного исследования

  • знать основные методы и методологию проведения прикладных исследований (опросных и неопросных);

  • иметь представление о структуре и программе прикладных исследований, уметь составлять такие программы;

  • знать основные виды и типы анкетных вопросов, уметь составлять анкеты для проведения различных опросов;

  • обладать навыками проведения социологического опроса и анализе полученных данных.

Формы контроля:

- текущий контроль обеспечивается мини-тестированием, проводимым на каждом семинаре и предназначенным для отслеживания усвоения студентами материала прочитанных лекций;

- итоговый контроль обеспечивается проведением зачета по всему материалу лекционного курса, а также выполнением самостоятельного прикладного исследования;

- итоговая оценка (зачет) складывается либо из суммы результатов текущего мини-тестирования, оценки за эссе и оценки (зачета) за самостоятельное прикладное исследование, либо из оценки (зачета) по контрольным вопросам курса, оценки за эссе и оценки (зачета) за самостоятельное прикладное исследование.

Методика формирования итоговой оценки (зачета):

Итоговая оценка (зачет) по курсу ”Исследование социально-экономических и политических процессов” формируется как среднее арифметическое четырех оценок: первая оценка (максимум 28 баллов) – за результаты по мини-тестированию, которые проводятся на семинарских занятиях, вторая оценка (максимум 35 баллов) – за работу на семинарских занятиях, третья оценка (максимум 20 баллов) – за написание и защиту эссе, четвертая оценка (максимум 30 баллов) – за самостоятельно проведенное социологическое исследование.

II.Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.

1.

Особенности измерения социальной информации, логика и методология исследования, интерпретация основных операционных понятий.

15

2

2

11

2.

Концептуальное обоснование программы социологического исследования и его организация.

15

2

2

11

3.

Основные способы формирование выборочной совокупности.

15

2

2

11

4.

Анкетирование как основной метод сбора данных в социологическом исследовании, биографический метод, метод социометрии.

15

2

2

11

5.

Метод и виды интервью, метод экспертного опроса, метод фокус группы.

16

2

2

12

6.

Метод наблюдения, его виды, анализ документов, классификации документарных источников.

16

2

2

12

7.

Первичная обработка и анализ данных, статистические методы анализа, обобщение и разъяснение полученных данных.

16

2

2

12

Итого

108

14

14

80

III. Основное содержание курса

Тема 1. Особенности измерения социальной информации, логика и

методология исследования, интерпретация основных операционных понятий.

Измерение в социальных науках. Проблема квантификации социальных явлений. Понятие «социальный показатель». Принципы построения системы социальных показателей.

Измерение и шкалирование. Типы шкал, применяемых в конкретном социологическом исследовании. Основные методы измерения социальной информации: метод суммарных оценок Лайкерта, шкалограммный анализ Л. Гуттмана, метод Л. Л. Терстоуна, метод парных сравнений, шкала Э. Богардуса.

Проблема достоверности результатов социального познания и принципы ее решения в социологии. Понятие социального факта.

Место и значение конкретных социологических исследований в системе социологического познания. Основные понятия процесса конкретного социологического исследования. Основные этапы конкретного социологического исследования: общая характеристика процедур.

Процедуры интерпретации и операционализации как средство перехода от теоретического к эмпирическому уровню исследования. Виды и уровни интерпретации. Логический и операциональный анализ понятий исследования. Индикатор и индекс. Критерии отбора индикаторов при проектировании инструментария исследования.

Основная литература:

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М. Аспект Пресс, 1995, – 286 с.

  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Методы социологического исследования. Издат.: ИНФРА-М., 2004, – 768 с.

  3. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. Москва: Омега-Л., 2009, с. 567.

Дополнительная литература:

  1. Балабанова Е.С. О комплексном характере социологических исследований // Социологические исследования. – 2002. № 10. С. 11-17.

  2. Берка Г. Измерения. Понятия, теории, проблемы. М., 1987.

  3. Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. Чебоксары. 1995.

  4. Гуттман Л. Основы шкалограммного анализа // Математические методы в современной буржуазной социологии. М., 1966.

  5. Дерюшев, В.В. Методология и методы в теоретической социологии. 2002.

  6. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979.

  7. Дэвид Г. Метод парных сравнений. М., 1978.

  8. Жабский М.И. Надежность социологических измерений // Социологические исследования. – 1982. - № 4.

  9. Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологического исследования // Социологические исследования. – 1982. № 2.

  10. Ильин В.В. Идеализация в социальном познании: «что может» и «что не может» социологическая теория // Вестник МГУ. Серия 11. Социально-политические исследования. – 1991. № 5. – С. 37-55.

  11. Исследования построения показателей социального развития и планирования. М., 1979.

  12. Кабыща А. В. Некоторые методологические вопросы операционализации понятий в социологии // Вопросы философии. 1978. № 2.

  13. Клигер С.А., Косолапов С.М., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978.

  14. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. 1992. № 2

  15. Логика социологического исследования / Под ред. Г.В.Осипова. М.,1987.

  16. Логика социологического исследования / Под ред.Г.В.Осипова. М.,1987.

  17. Маслова О.М. Обоснование методических решений в сравнительных социологических исследованиях. // Проблемы сравнительных исследований в социологии. М., 1988.

  18. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975.

  19. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания // Социс, 1997. № 7.

  20. Нерсесова Е.Х. Гносеологический анализ проблемы социальных показателей. М., 1981.

  21. Овсянников В.Г. Методы социологии: их содержание и особенности // Социально-политический журнал. – 1993. № 3. – С. 40-49.

  22. Овсянников В.Г. Функции методики в прикладном социологическом исследовании // Вестник ЛГУ. Серия 5. Экономика. – 1989. – Вып.4. – С.72-79.

  23. Осипов В.Г., Андреев В.П. Методы измерения в социологии. М., 1977.

  24. Петренко Е.С., Ярошенко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. М., 1979.

  25. Пфанцагль И. Теория измерений. М.,1983.

  26. Ростегаева Н.И. О некоторых методических аспектах построения социологических индексов // Комплексный подход к анализу данных в социологии. М., 1989. С.43-52.

  27. Сатаров Г.А. О новом подходе к построению социологических переменных // Полития. – 1999-2000. № 4. С.173-187.

  28. Социальная статистика: учебник под ред. М.Г.Назарова. М., 1988.

  29. Социальные исследования: построение и сравнение показателей. М., 1978.

  30. Социогуманитарная экспертиза («круглый стол») // Социологические исследования. 1992. № 11.

  31. Тавокин. Е.П. Проблемы познания и анализа в социологии. М., 1993.

  32. Тихомирова Б.И. Функции социального анализа на стадии прикладного социологического исследования // Вестник ЛГУ. Серия 5. Экономика. – 1989. – Вып.4. – С.66-71.

  33. Толстова Ю.Н. Одномерное шкалирование: тестовая традиция в социологии (построение индексов, шкала Лайкерта, латентно-структурный анализ) // Социология: 4М. – 1997. № 8.

  34. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

Тема 2. Концептуальное обоснование программы социологического исследования

и его организация.

Формализации проблемы конкретного социологического исследования. Виды исследовательских проблем. Формулировка целей и задач исследования. Виды исследовательских задач. Способы теоретического и эмпирического описания объекта и предмета исследования.

Процедура системного анализа объекта исследования. Процедура выдвижения гипотез и ее значение для разработки программы исследования.

Виды исследовательских гипотез и требования к их разработке. Стратегический план социологического исследования и его основные разновидности. Организационные процедуры в социологическом исследовании: последовательность реализации. Понятия «рабочий план исследования», «сетевой график работ». Организационная структура исследовательской социологической группы и принципы ее работы. Распределение функций.

Правовое регулирование социальных взаимодействий в процессе социологического исследования (отношения с заказчиком, с группами общественности, прессой, респондентами, интервьюерами) Документы социологического исследования. Финансовое обоснование исследовательского проекта.

Основная литература:

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М. Аспект Пресс, 1995, – 286 с.

  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Методы социологического исследования. Издат.: ИНФРА-М., 2004, – 768 с.

  3. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. Москва: Омега-Л., 2009, с. 567.

Дополнительная литература:

  1. Акофф Р. Искусство решения проблем. М., 1982.

  2. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986.

  3. Градосельская Г.В. Метод генерализации гипотез на основе принципа транзитивности // Социс, 2001. № 1. С. 122-127.

  4. Гурко Е.М. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск, 1984.

  5. Пешков В.М. Научная проблема. Логико-гносеологический анализ. Минск, 1979.

  6. Тавокин Е.П. Проблемы познания и анализа в социологии. М., 1993.

  7. Рейзема Я.В. Информационный анализ социальных процессов. М., 1982.

Тема 3. Основные способы формирование выборочной совокупности.

Основные понятия, связанные с организацией выборки. Условия применимости выборочного метода. Основные методы построения выборки. Виды выборки. Процедуры, используемые при обосновании выборки. Математический анализ выборки в конкретных социологических исследованиях. Ошибки выборки.

Основная литература:

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М. Аспект Пресс, 1995, – 286 с.

  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Методы социологического исследования. Издат.: ИНФРА-М., 2004, – 768 с.

  3. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. Москва: Омега-Л., 2009, с. 567.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Нижегородский филиал Факультет бизнес-информатики и прикладной математики программа дисциплины

    Программа дисциплины
    Аннотация: Курс «Бизнес и политика» рассматривает малоисследованный в отечественной науке вопрос об отношениях государственной власти и корпоративного капитала как субъектов процесса распределения функций управления в различных сферах.
  2. Высшая Школа Экономики Нижегородский филиал Факультет менеджмента программа дисциплины

    Программа дисциплины
    Учебная программа рассчитана на подготовку специалиста (специальность 080 .65 «Маркетинг»), для студентов 4-го курса дневной формы обучения Нижегородского филиала ГУ - ВШЭ.
  3. Программа дисциплины Исследование операций для направления080200. 62 Менеджмент подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины Исследование операций для направления080200.62 Менеджмент подготовки бакалавра
  4. Программа дисциплины Правоведение и правовая среда бизнеса  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  5. Программа дисциплины «Поведение потребителей» для направления 080500. 68 «Менеджмент»

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины «Поведение потребителей» для направления 080500.68 «Менеджмент» магистерская программа «Маркетинг» подготовки магистра

Другие похожие документы..