Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
«Физическая культура и спорт» со специализацией «Обучение безопасности жизнедеятельности», «Технология спортивной подготовки», «Физическая реабилитаци...полностью>>
'Закон'
- про стан роботи з кадрами, додержання законодавства про державну службу та боротьбу з корупцією у Головному управлінні статистики у 2009 році; - пр...полностью>>
'Закон'
В условиях модернизации различных сфер общества, когда главной фигурой инновационного развития становится человек с его потребностями, ценностями и и...полностью>>
'Документ'
С 25 по 27 ноября на базе отдыха «Иволга» (Екатеринбург) пройдет одно из самых ярких IT-событий осени — школа CSEDays. Application 2011. В рамках школ...полностью>>

План семинарских (самостоятельных) занятий по дисциплине Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) Астрахань 2010

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 6. Гражданский иск в уголовном процессе.

Семинары – 2 часа.

Вид семинара – тематический.

Цель семинара: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекциях и в часы самоподготовки к данной теме; более детальное рассмотрение вопросов, не вынесенных на лекционное обозрение; работа с литературными источниками.

Вопросы, выносимые на семинар:

1. Понятие гражданского иска. Основания, процессуальный порядок предъявления и предмет гражданского иска в уголовном процессе.

2. Лица, наделенные правом предъявления гражданского иска в уголовном процессе. Порядок доказывания гражданского иска на предварительном следствии и в судебном разбирательстве.

3. Меры обеспечения гражданского иска в уголовном деле.

4. Решения, принимаемые по гражданскому иску в уголовном про­цессе, их виды, порядок принятия и оформления.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:

1. Подготовка рефератов по темам:

  • Основания, процессуальный порядок предъявления и предмет гражданского иска в уголовном процессе.

  • Доказывание гражданского иска в уголовном деле.

2. Составление гражданского иска по уголовному делу по предложенным ситуациям.

Решение вводных задач:

1. На предварительном следствии Игнатов, имущество которого было уничтожено в результате поджога, обратился к следовате­лю с ходатайством о признании его гражданским истцом и о возмещении ему стоимости дачного домика в размере 80 тыс. рублей. Следователь отказал в признании Игнатова гражданским истцом, ука­зав, что ходатайство заявлено преждевременно, поскольку преступник на данный момент не установлен, а значит отсутствует лицо, которое несет ответственность за вред, причиненный преступлением. Устно следователь Игнатову пояснил, что сроки предварительного следствия подходят к концу и производство по делу, скорее всего, будет приоста­новлено. При обнаружении лица, подлежащего привлечению в качест­ве обвиняемого, следствие будет возобновлено, Игнатов поставлен в известность, и тогда он сможет заявить гражданский иск.

Оцените правомерность действий следователя.

Дайте определение гражданского иска в уголовном процессе. Кто и в какой момент вправе заявить гражданский иск по уголовному делу?

Изложите порядок предъявления гражданского иска и признания лица гражданским истцом.

Составьте необходимые документы от имени Игнатова для их представления следователю применительно к изложенной ситуации и в случае обнаружения лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.

Список нормативных материалов и рекомендуемой литературы:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ.

  2. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт; Высшее образование, 2010.

  3. Уголовно – процессуальное право Российской Федерации : учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / Л.Н. Башкатов (и др.); отв. ред. И.Л. Петрухин, И.Б. Михайловская. – М.: Проспект, 2010

  4. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник / отв.ред. проф. А.П. Кругликов. – М.: Проспект, 2009.

  5. Уголовный процесс России : Курс лекций / С.Б. Россинский. – 2-е изд., исправл. и доп. – М.: Эксмо, 2008.

  6. Уголовно - процессуальное право Российской Федерации: Учебник /отв. ред. П. А. Лупинская. М.: Юристъ, 2007.

  7. Понарин В.Я. Деятельность следователя по возмещению материального ущерба. Казань, 1990.

  8. Понарин В.Я. Производство по гражданскому делу при расследовании уголовного дела. Воронеж, 1978.

  9. Мазалов А.Г. Гражданский иск в уголовном процессе. М., 1977.

  10. Никулин Е.С. Возмещение ущерба, причиненного правонарушением. М., 1983.

Тема 7. Доказательства и доказывание в уголовном процессе.

Виды (источники) доказательств.

Семинары – 10 часов.

Вид семинара – тематический.

Цель семинара: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекциях и в часы самоподготовки к данной теме; более детальное рассмотрение вопросов, не вынесенных на лекционное обозрение; работа с литературными источниками.

Вопросы, выносимые на семинар 1:

1. Общетеоретические и философские проблемы доказывания и доказательств в уголовном процессе:

а) понятие и содержание уголовно-процессуального доказывания, доказательственного права и теории доказательств;

б) уголовно-процессуальное доказывание как разновидность познавательной деятельности;

в) общие особенности и специфические особенности познания (доказывания) в уголовном процессе;

г) проблема истины в уголовном процессе.

2. Предмет уголовно-процессуального доказывания, его структура и содержание.

Вопросы, выносимые на семинар 2:

1. Доказательства в уголовном процессе:

а) понятие и свойства доказательств;

б) соотношение доказательств и их источника;

в) классификация доказательств;

г) непроцессуальная информация, ее роль и возможность использования в доказывании.

2. Процесс и пределы доказывания по уголовному делу:

а) понятие, содержание и структура процесса доказывания;

б) собирание, проверка, оценка и использование доказательств;

в) субъекты уголовно - процессуального доказывания. Обязанность доказывания;

г) правовые возможности участия в доказывании обвиняемого, его законного

представителя, защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ­ответчика и их представителей;

д) пределы доказывания по уголовному делу. Преюдиция.

Вопросы, выносимые на семинар 3:

1. Понятие, правила и значение оценки доказательств.

2. Внутреннее убеждение как принцип и метод оценки доказательств.

3. Роль закона, правосознания и совести в оценке доказательств.

Вопросы, выносимые на семинар 4:

1. Показания свидетеля. Предмет показаний свидетеля, процесс их формирования.

2. Показания потерпевшего. Предмет и значение показаний потерпевшего.

3. Показания подозреваемого и обвиняемого.

4. Заключение и показания эксперта:

а) основания производства и предмет экспертизы;

б) случаи обязательного назначения экспертизы;

в) предмет показаний эксперта и их значение;

г) особенности заключения эксперта как вида (источника) доказательств, его оценка.

5. Заключение и показания специалиста.

Вопросы, выносимые на семинар 5:

1. Вещественные доказательства:

а) понятие, виды и процессуальный порядок оформления вещественных доказательств, их проверка и оценка;

б) хранение вещественных доказательств;

в) решение вопроса о судьбе вещественных доказательств.

2. Протоколы следственных действий и судебного заседания:

а) требования, предъявляемые к протоколам, процессуальные гарантии их полноты и достоверности;

б) оценка и доказательственное значение протоколов следственных действий и судебного заседания.

3. Иные документы, их понятие, сущность и виды.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:

  1. Изучение уголовных дел, находящихся в учебно-методическом кабинете кафедры, с целью анализа процессуальных документов, относящихся к теме.

  2. Подготовка рефератов по темам:

  • Понятие доказывания в уголовном процессе.

  • Истина: цель или ориентир уголовно-процессуального доказывания.

  • Правовые возможности установления истины по уголовному делу.

  • Обязанность и субъекты доказывания в российском уголовном процессе.

  • Косвенные доказательства и особенности их использования при доказывании по уголовным делам.

  • Признание обвиняемым своей вины, его доказательственное значение по российскому уголовно-процессуальному законодательству.

  • Оценка показаний свидетеля и потерпевшего.

  • Особенности заключения эксперта как источника доказательств.

  • Использование вещественных доказательств в следственной и судебной практике.

  1. Написание контрольной работы.

Решение вводных задач:

1. Коблов, работавший грузчиком в АО «Ликсар», был привлечен к уголовной ответственности за хищение 30 л спирта. В судеб­ном заседании Коблов пояснил, что обнаруженный у него спирт он скупал у отдельных работников АО «Ликсар», назвать которых отка­зался. Суд возвратил уголовное дело на дополнительное расследова­ние, указав, что по делу не установлены время, место и способ хище­ния. Прокурор опротестовал это постановление судьи, считая, что время хищения не имеет существенного значения для правильного разрешения дела, а место и способ являются очевидными, поскольку Коблов по роду своей деятельности имел доступ к спирту.

Оцените действия прокурора и суда.

Какие обстоятельства подлежат доказыванию по уголовному делу?

Связаны ли они с составом преступления, если да, то каким обра­зом? Изобразите эту связь на конкретных составах преступлений.

2. Ивин, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 162 УК РФ, был опознан потерпевшим. У него были обнаружены похищенные часы. Ивин заявил, что часы он купил на рынке у неизвестного лица, а грабежа совершить не мог, так как работал на заводе в вечернюю смену до 24 часов. По показа­ниям потерпевшего грабеж был совершен в 20 часов. Следователь истребовал справку о времени работы Ивина в этот день. Начальник цеха выслал следователю справку о том, что, по данным табельного учета, Ивин работал в вечернюю смену. В управление рынка следова­тель направил запрос, в котором просил сообщить, допускается ли продажа промышленных товаров на рынке. Управление рынка пред­ставило справку, что продажа промышленных товаров с рук на рынке не допускается.

Соблюдены ли правила доказывания по настоящему делу?

Если нет, то в чем состоят нарушения, что и как должен был сделать следователь?

3. Суд признал Золотарева виновным в том, что он затеял драку и избил Уткина, причинив его здоровью тяжкий вред. Показа­ниями потерпевшего и свидетелей установлено, что избиение имело место, в драке участвовало несколько лиц, но было темно, потерпев­ший и свидетели не заметили, кто конкретно наносил побои. Однако они видели, что зачинщиком ссоры был Золотарев. Потерпевший и свидетели утверждали, что они, как и все жители села, предполагают, что это сделал именно Золотарев. В приговоре суда было указано: «Хотя прямых доказательств избиения Уткина Золотаревым не соб­рано, суд, разделяя мнение потерпевшего, свидетелей и жителей села Крутояра, оценив имеющиеся доказательства по внутреннему убежде­нию, единодушно пришел к выводу, что тяжкий вред здоровью Утки­на причинен Золотаревым».

Проанализируйте доказательства, собранные по этому уголов­ному делу.

Отвечает ли требованиям закона процесс доказывания, осуще­ствленный по настоящему уголовному делу?

Правильно ли произведена судом оценка доказательств, если нет, то в чем состоит ошибка суда?

4. По уголовному делу об изготовлении и сбыте поддельных денег следователь составил список предполагаемых лиц, че­рез которых сбывались поддельные банковские билеты, и магазинов, в которых могли предъявляться поддельные деньги; поручил студентам-практикантам пройти по имеющимся у него адресам, установить лиц, значащихся в списке, и продавцов соответствующих магазинов, опро­сить их на предмет получения денег от обвиняемого и его посредников.

Правильны ли действия следователя?

Назовите субъектов доказывания по уголовным делам, укажите, на ком из них лежит обязанность доказывания.

Проанализируйте, возможности по осуществлению доказывания потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и иных участников уго­ловного судопроизводства. Оговорите соответствующие возможно­сти защитника подозреваемого и обвиняемого.

5. В обвинительном заключении по делу о вооруженном напа­дении Ганина на сторожа магазина и хищении промышлен­ных товаров следователь, изложив обстоятельства совершения престу­пления, указал: «Изложенные обстоятельства подтверждаются показа­ниями свидетелей Емелиной и Оваловой, вещественными доказатель­ствами, заключениями судебно-медицинской и криминалистической экспертиз и другими материалами дела».

Что понимается под доказательствами в уголовном процессе?

Дайте определение доказательств и проанализируйте их соотно­шение с видами доказательств, указанными в ч. 2 ст. 74 УК РФ.

Допустимо ли приведенное в задаче обоснование решений, прини­маемых в уголовном процессе? Если нет, то как это должно быть изложено?

6. Есин был привлечен к уголовной ответственности за умыш­ленное причинение тяжкого вреда здоровью Обанькина. Преступление было совершено в приемном покое психиатрической больницы, где в это время кроме Обанькина находились душевноболь­ные Раков, Канов и Линьков. На предварительном следствии Раков, Канов и Линьков были допрошены в качестве свидетелей. В судебном заседании защитник Иванов просил суд исключить из числа свидете­лей указанных лиц, так как в момент совершения преступления они находились на излечении в наркологическом отделении психиатриче­ской больницы по поводу хронического алкоголизма и в силу закона не могут быть допрошены в качестве свидетелей.

Подлежит ли удовлетворению ходатайство защитника?

Определите круг лиц, которые могут быть свидетелями по уго­ловному делу.

7. Адвокат Нефедов, прибывший в следственный изолятор на свидание со своим подзащитным Макаевым, обвиняемым в умышленном убийстве своей жены, стал свидетелем того, как группа лиц, содержащихся под стражей, среди которых оказался и Макаев, захватила в качестве заложников трех работников следственного изо­лятора с целью освобождения из карцера их сокамерников, водворен­ных в карцер за организацию азартных игр в камере. Вызванный в ка­честве свидетеля по делу о захвате заложников адвокат Нефедов отка­зался от дачи показаний, мотивируя свой отказ тем, что является защитником обвиняемого Макаева и поэтому в силу закона не может быть допрошен в качестве свидетеля по делу о захвате заложников. Обоснован ли отказ адвоката от дачи показаний? В каких случаях не могут допрашиваться в качестве свидетелей защитник обвиняемого и адвокат, исполняющий обязанности предста­вителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика?

8. По делу Панова, обвиняемого в истязании жены и двух ма­лолетних детей, т.е. в совершении преступления, преду­смотренного пп. «а», «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ, следователь вызвал для допроса в качестве свидетеля племянника обвиняемого, проживающе­го в одном доме с Пановым. Последний позвонил следователю и отка­зался явиться для дачи показаний, так как является близким родствен­ником обвиняемого и не обязан свидетельствовать против него.

Правомерен ли отказ племянника обвиняемого от дачи показаний? Что такое «свидетельский иммунитет» и кто им обладает?

9. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по обвинению Малкина. в совершении изнасилования потер­певшая Трепова отказалась от дачи показаний, мотивируя свой отказ тем, что она с подсудимым Мачкиным вступила в брак и как супруга отказывается свидетельствовать против своего мужа.

Правомерен ли отказ потерпевшей от дачи показаний? Как должен поступить суд в данном случае?

Каковы обязанности и ответственность потерпевшего, связан­ные с дачей им показаний?

10. Фокин, который нигде не работал и не имел постоянного места жительства, был задержан на вокзале по подозрению в краже чемодана у Тархова. Через сутки после задержания он был допрошен в качестве подозреваемого без разъяснения его прав, в том числе и права иметь защитника. Перед допросом Фокин был предупрежден об ответст­венности по ст. 307, 308 УК РФ, но отрицал совершение им хищения и дать какие-либо объяснения по существу отказался.

Соответствует ли порядок получения показаний от подозревае­мого требованиям уголовно-процессуалъного закона?

Каковы предмет и значение показаний подозреваемого?

11. По заявлению Носковой об изнасиловании было возбуждено уголовное дело в отношении Сахарова по признакам пре­ступления, предусмотренного ч. 1 ст. 131 УК РФ. Вызванный в качестве свидетеля Сахаров был предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Сахаров отказался отдачи показаний.

Правильно ли поступил следователь? В качестве кого следовало

допрашивать Сахарова?

Каковы особенности показании подозреваемого?

Какие обстоятельства учитываются при оценке показаний подозреваемого?

12. Трунов в нетрезвом состоянии совершил хулиганские действия в ночном ресторане: нецензурно выражался, ударил официанта и соседа по столу, сдернул со стола скатерть и разбил посуду, оказал активное сопротивление охранникам, пытавшимся вывести его из зала ресторана. Допрошенный в качестве обвиняемого Трунов признал себя виновным и показал, что он пошел в ресторан после того, как заключил для себя очень выгодную сделку, пил много и того, что произошло с ним, не помнит. Но он полностью доверяет свидетелям, так как ни с кем из них не знаком и вряд ли незнакомые люди будут на него наговаривать. По заключению судебно-психиатрической экспер­тизы Трунов в момент правонарушения находился в состоянии просто­го (непатологического) опьянения. Признав Трунова виновным, суд указал в приговоре на признание подсудимым своей вины и его актив­ное способствование раскрытию преступления.

Правильно ли оценены судом показания обвиняемого Трунова?

Каковы предмет и значение показаний обвиняемого?

Чем отличается признание обвиняемым своей вины от активного способствования раскрытию преступления и каково его значение?

Каково доказательственное значение признания обвиняемым своей вины?

13. Лобанова, вернувшись домой, обнаружила своего 17-летнего сына повесившимся в ванной комнате. При осмот­ре трупа были обнаружены множественные кровоподтеки и ссадины на ногах и туловище подростка. Какой-либо предсмертной записки найдено не было. Мать несовершеннолетнего заявила, что не верит в самоубийство сына и считает, что он был убит. Следователь, принявший дело к производству, назначил судебно-медицинскую экспертизу, на разрешение которой поставил следующие вопросы:

а) какова причина смерти несовершеннолетнего Лобанова?

б) какова тяжесть имеющихся у него телесных повреждений, дав­ность их причинения и возможный механизм причинения?

в) явилось ли повешение Лобанова результатом самоубийства либо насильственных действий посторонних лиц?

Правильно ли поставлены следователем вопросы эксперту?

Каковы права и обязанности эксперта?

Вправе ли эксперт провести дополнительный осмотр места про­исшествия?

Список нормативных материалов и рекомендуемой литературы:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ.

  2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции»

  3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»

  4. Положение о хранении и реализации предметов, являющихся ве­щественными доказательствами, хранение которых до окончания уго­ловного дела или при уголовном деле затруднено // СЗ РФ. 2002. № 34. Ст. 3307.

  5. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Элькинд П.С. Проблемы доказательств в советском уголовном процессе. Воронеж, 1978.

  6. Джатиев В.С. Доказывание и оценка обстоятельств преступления. Ростов н/Д, 1991.

  7. Доля Е.А. Соотношение гносеологической и правовой сторон дока­зывания в российском уголовном процессе // Государство и право. 1994. №10. С. 118-128.

  8. Допустимость доказательств // Советская юстиция. 1993. № 7. С. 27-28.

  9. Винокурова Т.В., Астафьев Ю.В. Оперативно-розыскная деятельность: гарантии и ограничения // Уголовный процесс. 2009. № 2. С.39-43.

  10. Владимиров Л. Е. Учение об уголовных доказательствах. Тула. 2000. С.464.

  11. Евстигнеева О.В. Использование специальных познаний в доказы­вании на предварительном следствии: Учебное пособие. Саратов, 2002.

  12. Кипнис Н.М. Допустимость доказательств. М., 1995.

  13. Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Доказывание и доказательства. Воро­неж, 1995.

  14. Копьева А.Н. Документы как доказательства в советском уголов­ном процессе. Иркутск, 1973.

  15. Маслов А.Г. Показания обвиняемого и процесс доказывания. Сара­тов, 1996.

  16. Маслов А.Г'. Процессуальная природа показаний обвиняемого. Са­ратов. 1994.

  17. Орлов Ю.К. Производство экспертизы в уголовном процессе. М, 1982.

  18. Прокофьев Ю.Н. Понятие и сущность документов как доказа­тельств в советском уголовном процессе. Иркутск, 1978.

  19. Рахунов Г.Д. Признание обвиняемым своей вины. М., 1975.

  20. Соловьев А. Б. Доказывание в досудебных стадиях уголовного процесса. М., 2002.

  21. Строгович М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция не­виновности. М.. 1984.

  22. Теория доказательств в советском уголовном процессе. М.. 1973.

  23. Трусов А. О допустимости и относимости доказательств // Совет­ская юстиция. 1990. № 14.

  24. Фиткуллин Ф.Н. Общие проблемы процессуального доказывания. Казань. 1976.

  25. Шейфер С.А. Собирание доказательств в советском уголовном процессе. Саратов. 1986.

  26. Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. НОРМА, 2009.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для специальности 021100 юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Уголовный процесс» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция», рассчитана на 140 часов (из них 68 – практические занятия)
  2. Планы семинарских занятий по курсу «криминология» Астрахань 2010

    Планы семинарских занятий
    Цель – Закрепление и углубление знаний, полученных на лекции и в часы самоподготовки, а так же более детальное рассмотрение вопросов, не вынесенных на лекционное обозрение.
  3. Планы семинарских занятий по дисциплине «уголовное право (Особенная часть)» Астрахань 20100

    Планы семинарских занятий
    Астрахань 2010047474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747474747
  4. Президенте Российской Федерации учебная программа курса

    Учебная программа курса
    Целями и задачами изучения учебной дисциплины «Гражданское право» является глубокое усвоение механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений, овладение навыками толкования и применения законов, других нормативно-правовых
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине судебная медицина специальность 030501. 65 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Государственным образовательным стандартом по специальности 030501.

Другие похожие документы..