Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
1.Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения со времен...полностью>>
'Документ'
Зовнішня політика України: Плани та методичні вказівки до семінарських занять для студентів спеціальності «Міжнародна інформація» / Укл. Бучин М.А., ...полностью>>
'Лекция'
Язык одного народа, взятый в совокупности всех присущих ему черт, оХватывающиЙ все сферы деятельности, называется национальным (общенародным) языком. ...полностью>>
'Документ'
Разграничительным признаком специальности 08.00.05 по отношению к другим экономическим специальностям, и в частности 08.00.01 – Экономическая теория,...полностью>>

Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЦЕЛИКОВА МАРИЯ ПЕТРОВНА

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

МОСКВА – 2011

Работа выполнена на кафедре методики преподавания русского языка филологического факультета Московского педагогического государственного университета

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор

Еремеева Ангелина Павловна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Колесникова Светлана Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

Воителева Татьяна Михайловна

доктор педагогических наук, профессор

Бирюкова Татьяна Геннадьевна

Ведущая организация:

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Защита диссертации состоится 17 октября 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, ауд. 204.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу:

119991 г. Москва, ул. М. Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «___» _________________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.А.Попова

Общая характеристика работы

Актуальность и постановка проблемы

Современная система непрерывного образования рассматривается как условие для самоопределения и саморазвития личности. Реализация непрерывного образования в образовательной системе опирается на «вертикальную интеграцию», т.е. преемственность ступеней формального образования – дошкольного, начального и среднего, при которой каждый уровень образования предполагает возможность перехода на последующий. Среди функций непрерывного образования условно выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации) и развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Общеобразовательная школа – базовое звено непрерывного образования. Именно этот основной уровень обучения необходим для включения каждого человека в самостоятельную жизнь, для продолжения образования и самообразования с учетом индивидуальных интересов, мотивов, ценностных ориентаций и способностей личности в современных условиях модернизации российского образования.

Методика обучения русскому языку в современной школе требует ориентировки в новых социальных условиях, обоснования новых принципов и методов обучения языку и речи с учетом содержания государственных образовательных стандартов. В центре их внимания – творческий потенциал личности, активная деятельность школьника по усвоению ценностной основы родного языка, речевое развитие и саморазвитие личности. Успешность образования на этом уровне во многом зависит от предшествующего этапа и нацеленности на последующие. Тенденции в современном образовании связаны с категориями компетентности и компетенции, предполагающими не только объем приобретенных знаний, но и самые способности как развивающую основу для получения различных компонентов образования. Интеллектуальное развитие как важнейшая составная часть психического развития и формирования личности немыслимо вне образовательного процесса. Успешность и образовательного процесса, и развития ребёнка как личности во многом зависит от степени развития способностей к учению.

В общеобразовательной школе курс русского языка начинается с изучения синтаксиса и заканчивается им же. Но не завершается процесс совершенствования языковой личности на основе знаний о синтаксисе (путём чтения, использования разнообразных синтаксических конструкций в собственной речи, внимания к синтаксическим построениям в общении и др.). «Синтаксис – это совокупность закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц» (А.И. Диброва). Отечественное образование строится на единстве теории и практики, «и абсолютизирование какой-нибудь из этих областей всегда ведёт только к регрессу этих областей» (А.Ф. Лосев). Небрежность в оперировании языковым материалом также препятствует успешности познания синтаксиса родного языка. Именно изучение синтаксиса требует тщательного анализа единиц языка, причём их многообразие становится доступно учащимся, если они проявляют способности рассуждать, сопоставлять, анализировать, дифференцировать, классифицировать, т.е. аналитические способности.

Школьный курс синтаксической теории основывается на следующем: основными единицами синтаксиса в школьной теории считаются словосочетание, предложение, текст. В предмет синтаксиса входят также строевые элементы синтаксических единиц: словоформы, синтаксические связи и синтаксические отношения как основные признаки синтаксических построений (моделей), выступающих в составе предложения как члены предложения. Словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе. Анализ синтаксических моделей с учетом принципа взаимосвязи синтаксиса с другими разделами курса может служить критерием (в силу своей универсальности) подлинного уровня обученности грамматике, так как объектом исследования в синтаксисе является предложение как целостная модель высказывания, имеющая коммуникативное значение. Понятна поэтому особая значимость интеллектуальной способности учащихся к осознанному выбору тех синтаксических единиц, которые необходимы для успешной коммуникации.

Выбор темы диссертационного исследования определяется рядом факторов: во-первых, вниманием к изучению грамматического строя языка и к его важнейшему разделу – синтаксису: именно синтаксис делает успешным изучение языка как системы и формирование речи как субъектной деятельности; во-вторых, значимостью проблемы послевузовских знаний о тексте как синтаксической единице; в-третьих, изучение синтаксиса связано с многокомпонентным анализом языковых явлений, поэтому правомерно рассматривать когнитивно-коммуникативную деятельность учащихся при изучении структурных компонентов языка со стороны развития аналитических способностей. Реализация непрерывного образования: школьного, вузовского, послевузовского – дает новые возможности интеллектуального развития личности.

Синтаксис конструктивен, функционален, поскольку его конструкции наделены определенными функциями; синтаксис семантичен, поскольку, функционируя, его единицы выражают определенное внеязыковое содержание; синтаксис коммуникативен, поскольку служит процессу коммуникации. «Структурные схемы – это те же типичные образцы (стереотипы), по которым строятся в речи синтаксические единицы, которые отражают логическую структуру мысли, определяющую синтаксические позиции членов предложения, а также количество и характер их» (В.В. Бабайцева).

Язык, будучи средством общения, имеет своей основной функцией коммуникацию, а коммуникация невозможна без общения.

В центре нашего исследования – развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса и создание методики, целенаправленно формирующей эти важные интеллектуальные способности учащихся в условиях непрерывного образования.

Актуальность исследования определяется особой ролью грамматики, потенциальные возможности которой далеко не раскрыты, в формировании лингвистического мышления учащихся. Проблема формирования аналитического мышления тесно связана с разрешением широкого круга психолого-педагогических проблем: с поиском методических путей становления личностно-ориентированного обучения, непрерывного образования, с профессионально оправданной реализацией преемственно-перспективного обучения, результатом которого должно стать не только развитое абстрактно-логическое мышление, но и достижение ценностного отношения к языку как национальному феномену.

Недостаточная разработанность перечисленных проблем в методике и важность их для формирования научного знания школьника предопределяет актуальность настоящего исследования. Она обусловлена появлением новых требований к организации процесса обучения, обозначенных в государственных стандартах, неразработанностью вопросов, непосредственно связанных с методикой развития аналитических способностей учащихся на уроках русского языка при изучении синтаксиса как его коммуникативной основы.

Востребованность развития лингвистических способностей учащихся подтверждается возрастающими потребностями общества и членов социума в интеллектуальном совершенствовании и самореализации личности в условиях непрерывного образования, позволяющего адаптироваться к новым социально-культурным условиям жизни в современной языковой ситуации.

Умение рассуждать, опираясь на мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения, необходимо для понимания природы языковых явлений, их системного восприятия. Усваивая практически различные модели словосочетаний, выражающих разнообразные синтаксические отношения, ученик постигает смысл и логику родного языка, его структуру. В младших классах восприятие синтаксических моделей происходит на уровне подсознательного, интуитивного, не осмысленного на уровне знания, впоследствии новые знания о русском языке становятся функциональными, практически нужными, а в последующих классах сложные синтаксические структуры становятся предметом целенаправленной аналитической работы.

В настоящее время методика преподавания русского языка, в частности синтаксиса, владеет такими методами и приёмами работы, которые позволяют нам рассматривать компетентность в овладении языком. Значительную роль в этом играет именно опора на способности ученика увидеть в любых языковых фактах, тем более синтаксических, разнообразное множество смысловых оттенков, в силу чего общение становится живой и подлинной динамической картиной выражаемых в языке мыслей.

Единая система непрерывного образования включает все уровни – от школьного до повышения квалификации и переподготовки специалистов – и трактуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, дающих возможность приобретения новых, не свойственных ей ранее форм и функций (диверсификация).

Процесс обучения русскому языку в средней школе имеет несколько этапов: от первоначального обучения в основной школе до углубленного курса в старших классах. Внутренняя связь между этими этапами реализуется во многом соблюдением преемственности и перспективности как необходимых условий систематичности учебно-воспитательного процесса и единством подходов в трактовке лингвистического содержания обучения.

В психолого-педагогических науках развитие определяется как управление процессом формирования личности, поскольку черты человеческой психики формируются в общественно-практической деятельности людей. Эту позицию всесторонне раскрывают исследователи-психологи: В.В. Давыдов. П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Л.В. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн. Развитие личности происходит в разных направлениях: интеллектуальном, духовном, нравственном, эстетическом. Интеллектуальное развитие заключается не только в формировании знаний, умений и навыков, а и в развитии теоретического мышления, в обогащении индивидуального (ментального) умственного опыта ребенка, в формировании общеучебных компетенций.

Так, В.В. Давыдов в концепции развивающего обучения определял, по оценке других учёных-психологов, новые формы и содержание образовательной деятельности, с тем чтобы она помогала преодолеть стереотип и инерцию воспроизводства «адаптированного типа личности с заглушёнными, неразвитыми способностями к самостоятельному мышлению (мышление только тогда мышление, когда оно самостоятельное)». (Ф.Т. Михайлов).

Интеллект ученика как система умственных способностей отражается в интеллектуальных умениях, которые становятся зримыми в учебной деятельности. Понятие способности психологи определяют как индивидуально-психологические способности человека (В.А. Крутецкий), как совокупность свойств личности, как индивидуально-психологические особенности людей (Г.Г. Голубев). Все они сходятся во мнении, что способности не есть раз и навсегда предопределенное, они формируются и развиваются в процессе обучения, овладения соответствующей деятельностью.

В области овладения русским языком как учебным предметом и синтаксисом как его вершиной аналитические способности учащихся мы определяем как интеллектуальное действие, лежащее в основе умения выделять элементы в структуре языковых единиц (словосочетаний, типов простого и сложного предложения, частей сложного синтаксического целого и грамматических признаков текста), сравнивать их между собой, отбирать адекватно ситуации, обобщать применительно к разным контекстам. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций, важнейшими среди которых являются анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, что, в первую очередь, ставит задачу развития аналитических способностей. Они играют ведущую роль в развитии личности. В.В. Давыдов полагал, что овладение учебной деятельностью формирует у учащегося осознанное отношение к реальности. Действия, связанные с осуществлением синтаксического разбора, закладывают основы аналитических способностей, а умения осуществлять синтаксический анализ требуют достаточного развития общих языковых способностей.

Нет, однако, абсолютного равенства между понятием умения осуществлять синтаксический разбор и понятием аналитические способности. (Криворотова Э.А.). Умения – это обобщенные способы действия, позволяющие осуществлять операции с заданным результатом в широком спектре разнообразных, меняющихся условий. Умение базируется, как правило, на обобщенных образно-концептуальных моделях задачи или, как это называл П.Я. Гальперин в своей теории поэтапного формирования умственных действий, – на обобщенной ориентировочной основе. Различие между способностями и умениями заключается в следующем: способности предполагают психологическую характеристику человека в деятельности, а умения – психологическую характеристику деятельности.

Способности человека, формируясь в его реальной деятельности, делают его готовым к открытию новых типов деятельности. Важно подчеркнуть, что между способностями и деятельностью существует двойная зависимость: с одной стороны, способности индивида выступают как результат его предыдущей деятельности, с другой стороны – как предвосхищение и опережение его будущей деятельности.

Развитие способностей в некоторой степени зависит от того, какова качественная характеристика реальной деятельности человека (то есть от его умений). Выделяются два уровня развития способностей как возможностей действования: репродуктивный и творческий. Репродуктивный уровень характеризуется достаточным умением усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по образцу. Творческий уровень предполагает деятельность, связанную с созданием нового, оригинального продукта труда. «Развитие предметного содержания учебных действий влечёт за собой формирование новых познавательных структур и, соответственно, развитие познавательных способностей учащихся». (Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию. / В.И. Панов// Известия РАО. – М., 2005. – № 2. – с. 62-63).

Важнейшим условием развития аналитических способностей является адекватность приемов возрастным особенностям учащихся: от младшего возраста (в начальной школе) до юношеского (в старших классах и вузе). Основные принципы развития аналитических способностей: осознанность владения учеником лингвистическими знаниями, их функциональностью, понимание грамматических значений, ориентация на трудные случаи определения синтаксических моделей, а для учителя – системность в применении анализа.

Задача непрерывного образования на основе преемственности и перспективности вызвала необходимость создания видов аналитических упражнений и текстовых заданий, на основе которых организуется процесс обучения.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения педагогической науки (А.В. Текучев, М.Т. Баранов, Е.А. Баринова и др.); философские положения о роли языка в становлении сознания и формирования языковой картины мира (М.М. Бахтин, Г.И. Богин, Н.С. Валгина, В.Г. Гак, Б.М. Гаспаров, А.Ф. Лосев, Д.С. Лихачёв, В.И. Мясищев, Е.Д. Поливанов, М.В. Панов, Ф. де Соссюр, Ю.С. Степанов и др.).

Настоящее диссертационное исследование основывается на концепции единства сознания и деятельности, принципа субъектной деятельности в образовательном процессе, положения о формировании личности в процессе деятельности (Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, И.Я. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.).

В своём исследовании мы опирались на лингвистические концепции Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, В.П. Шереметевского, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского, В.В. Виноградова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, В.В. Бабайцевой; поэтапного формирования умственной деятельности школьников: П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и др.; развивающего обучения: В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.; формирования и развития умственных способностей учащихся средствами русского языка: Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, Е.Н. Кабановой-Меллер, И.Я. Лернера, С.Л. Рубинштейна и др.; исследования детской речи (А.Н. Гвоздев, М.Р. Львов, С.Н. Цейтлин, А.А. Шахнарович и др.); по развитию личности школьника в учебно-воспитательном процессе (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Ю.Н. Караулов, Д.Б. Эльконин и др.); филологической составляющей в процессе обучения (А.И. Власенков, Л.Ю. Максимов, Н.М. Шанский и др.).

Лингвистическая концепция школьного курса грамматики основывается на структурно-семантическом принципе анализа языковых явлений при сохранении тесной связи с традиционным синтаксисом, включающим актуальное членение синтаксических структур в целом тексте. Цели методического обеспечения курса – структурировать лингвистический материал для формирования языковых компетенций и дать учителю дополнительные знания, которые он может реализовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Структурно-семантическое направление в языкознании позволяет определить фундаментальные понятия синтаксиса, построенного на связях и отношениях, дающих возможность рассматривать языковые факты как коммуникативные языковые единицы, учитывать семантические, структурные и функциональные особенности высказывания. Системные представления о синтаксисе предполагают усвоение учащимися типов синтаксической связи – сочинения и подчинения – и типов синтаксических отношений: предикативных (отношений между субъектом и предикатом) и непредикативных (всех остальных): атрибутивных, объектных, адвербиальных (обстоятельственных). Они возникают между компонентами словосочетаний и предложений.

Диссертационное исследование использует следующий комплекс источников:

- научные, научно-методические публикации по проблемам обучения русскому языку в условиях модернизации российского образования и определения методических стратегий в современной языковой ситуации;

- нормативные правительственные документы по вопросам образования: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»; «Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», «Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 11-летней школе»;

- официальные издания Министерства образования и науки России («Вестник образования»), ведущие российские периодические издания («Народное образование», «Русский язык в школе», «Русская словесность»);

- школьные программы и учебники по русскому языку, рекомендованные Министерством образования и науки России; словари трудностей русского языка и другие лексико-графические издания по современному русскому языку;

- опубликованные данные многолетнего научного исследования соискателя по проблемам обучения школьников, студентов и учителей в условиях применения синтаксических знаний и сформированных аналитических способностей в жизненных (коммуникативных) ситуациях и профессиональной учебно-научной деятельности.

Объект исследования: процесс обучения синтаксису современного русского языка в условиях непрерывного образования.

Предмет исследования: теоретические основы и методические условия развития аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса на основе принципов преемственности и перспективности с опорой на структурно-семантический и функциональный принципы анализа языковых явлений.

Целью диссертационного исследования является разработка методики, эффективно содействующей развитию аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в непрерывном образовании с опорой на системную организацию (синтаксический разбор, программирование, упражнения аналитического и синтезирующего характера).

Анализ научных источников по истории методики синтаксического разбора, принципов его применения, наблюдения соискателя за процессом использования синтаксического анализа в начальной и основной школе на уроках русского языка и овладения им учащимися, многолетний опыт работы в школе и вузе на факультете русского языка и литературы, в послевузовском образовании дали возможность сформулировать гипотезу исследования, в основе которой лежит главный тезис: эффективность работы по развитию аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса зависит от степени реализации принципа преемственности и перспективности между начальными классами, средней школой и вузом на основе синтаксического анализа при следующих условиях:

- осмысления грамматических значений синтаксических единиц (словосочетания, предложения и текста);

- понимания принципа взаимосвязи уровней языковой системы: фонетического, лексического, морфологического и синтаксического в процессе наблюдения над фактами языка и речи;

- эффективного и последовательного применения метода синтаксического анализа, который как универсальный имеет преимущества: обеспечивает более быстрое усвоение теоретических знаний; допускает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с разным уровнем интеллектуального развития; предоставляет возможность самостоятельной мыслительной деятельности; позволяет опереться на интуитивную способность детей приходить к интеллектуальному результату через синтаксическую рефлексию; более свободно выбирать грамматические явления, выясняя семантические и структурные различия в их совокупности.

В ходе исследования для подтверждения нашей гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

  1. изучить педагогический и психологический аспекты в преподавании синтаксиса; проанализировать действующие в школе (начальной и средней) программы и учебники; выявить типичные ошибки при проведении синтаксического разбора и пути их предупреждения;

  2. создать концепцию развития аналитических способностей при изучении синтаксиса, проверить авторскую программу опытного обучения и практические рекомендации для учителя старших классов и вузов по анализу всех типов простого и сложного предложения;

  3. разработать методику перспективного изучения стилистической функции периодической речи (периода) как типа сложного предложения; отобрать и смоделировать для исследования на перспективу стилистически маркированный языковой период в поэтической и прозаической речи;

  4. выработать критерии и определить особенности создания и отбора новых дидактических материалов, позволяющих интенсифицировать с опорой на индивидуальные способности учащихся процесс изучения синтаксиса с 1 по 11 класс в условиях непрерывного образования;

  5. определить пути повышения филологической и методической подготовки студентов, как будущих учителей, в области синтаксиса; выявить возможности самосовершенствования в осмыслении языковой теории в области синтаксиса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений 2012 год

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  2. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  3. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Программы учебных дисциплин Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методических материалов по направлению «050700 Педагогика»

    Документ
    П 44 Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования (программы учебных дисциплин). В 3-х ч. Часть 2./ Под ред. Г.И.Вергелес, М.И.Калинина, Л.
  5. Учебный план 60 начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа пос им. К. Маркса» на 2011-2012 учебный год 60

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён

Другие похожие документы..