Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Участь студентів у конференціях (міжнародні, всеукраїнські, регіональні, університетські) у 2011 р. (табл. № 22). Обов’язково додається ксерокопія пр...полностью>>
'Документ'
РИА Новости, Марина Сарданашвили. Поток российских туристов в Болгарию за первые шесть месяцев 2011 года в сравнении с показателем за аналогичный пери...полностью>>
'Методические указания'
по выполнению курсовой работы по дисциплине «Зоогигиена с основами ПЖО» для студентов технологического факультета по специальности 11035 – «Технология...полностью>>
'Документ'
Публикации на темы культуры, литературы, истории в газетах «Дзеркало тижня», «Дзеркало тижня», «День», «Літературна Україна », «Високий замок» «Украї...полностью>>

Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Опытное обучение осуществлялось в разных формах: проведение соискателем уроков в 9-х – 10-х – 11-х классах по коррекции синтаксических знаний, занятий по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену, консультирование учителей-словесников по авторской методике синтаксического анализа, апробация учебных материалов учителями и учащимися для самостоятельной работы по программированному пособию «Сложное предложение. Схемы. Задания». Обучающий эксперимент по разработанной системе поэтапного развития аналитических способностей учащихся средствами синтаксического анализа имел целью проверку эффективности предложенной методики обучения синтаксису в условиях непрерывности и при целенаправленном развитии аналитических способностей на специально отобранном дидактическом материале.

В качестве контрольных были выбраны параллельные классы: два 9-х, два 10-х и два 11-х, а всего в эксперименте было занято 450 учащихся, включая 2 группы студентов 1 курса (34 чел.).

Пропедевтическое изучение синтаксиса в начальных классах предполагает раскрытие его единиц в речевых образцах, расширяющих речевой синтаксический опыт учащихся. Накопление наблюдений в процессе языкового анализа, введение термина с определением понятия являются основными этапами процесса формирования грамматического знания в начальной школе.

Уже в сензитивный период, в котором пребывают ученики, возникают и развиваются способности к осознанию теоретического материала. Любой мыслительный процесс начинается с разрешения проблемных ситуаций. Сравнивая и сопоставляя языковые явления, школьник устанавливает их тождество или различие. Сравнение приводит к элементарным классификациям. На этом этапе формируются умения: 1) делить текст на предложения, 2) различать простое и сложное предложение, 3) составлять (придумывать) простые и сложные предложения, 4) находить главные и второстепенные члены в простом предложении, 5) производить разбор сложного предложения по членам предложения.

В начальных классах для грамматического анализа даются предложения с составными глагольными сказуемыми и составными именными сказуемыми для активизации мыслительных способностей школьников. На этапе систематического изучения синтаксиса в содержание обучения включается и отработка умений трансформировать синтаксические структуры, близкие по значению (придаточные определительные и причастные обороты; придаточные обстоятельственные и деепричастные обороты; и др.); линейное повторение узловых вопросов теории синтаксиса; моделирование синтаксических структур; полный синтаксический анализ текста.

Умения формируются с помощью заданий и упражнений, ориентированных на развитие познавательной активности. Упражнения по синтаксису типизированы таким образом: 1) распознавание синтаксических конструкций и объяснение их; 2) конкретизация понятия и правила с помощью примеров на новом языковом материале; 3) построение синтаксических моделей по образцу или схеме; 4) составление графических схем предложений и целых текстов; 5) нахождение общего и различного в построении и значении синтаксических структур; 6) выполнение лингвистического эксперимента: замена синтаксических структур, включение и исключение фрагментов предложения и текста с последующим объяснением изменившейся семантики высказывания.

В нашем исследовании была проведена работа над всеми видами синтаксических умений в начальных, средних и старших классах, а также в вузе на коррекцию синтаксических умений (например, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по средствам связи – сочинительным и подчинительным союзам, - обозначающим виды сочинительной и подчинительной связи). Эти умения являются базой для формирования более частных классификационных умений (например, определять типы бессоюзных сложных предложений по характеру смысловых связей между предикативными частями, входящими в состав сложного предложения).

Умение разложить сложное предложение на предикативные части, увидеть и проанализировать их структуру, определить взаимосвязь и взаимообусловленность относится к числу аналитических, необходимых для развития всех важнейших мыслительных способностей учащихся и для успешного результативного познавательного процесса.

Умение на слух и в процессе письма заметить синтаксические признаки, воспринимать их в системе, быстро улавливать особенности синтаксических конструкций, характер их связей свидетельствует о развитости аналитических способностей школьника. Аналитические способности, связанные с осуществлением синтаксического анализа предложения, основывается на аналитических умениях учебно-языкового типа: метода полного (частичного) анализа на зрительной и слуховой воспринимаемости дидактического материала, развернутого описания с элементами рассуждения, характеристикой признаков синтаксических единиц (возможно с составлением схем). Синтез грамматических умений базируется на опознавательных, классификационных и аналитических способностях обучаемых. С.Л. Рубинштейн считал, что «… синтезом раскрываются существенные связи целого. Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения». Процесс развития аналитических способностей учащихся на основе вырабатываемых грамматических умений переходит от анализа свойств синтаксического явления к выяснению характера отношений между ними: развитие способностей непосредственно связано с ростом грамматических знаний.

Развивать аналитические способности учащихся на уроках русского языка – значит формировать умения правильно представлять явления языка в их существенных свойствах и отношениях:

- выделение главного, существенного в языковых явлениях;

- установление сходства и различия в фактах языка;

- группировка, классификация языковых явлений по одному или нескольким основаниям;

- установление и аргументация обобщающих выводов;

- обоснование истинности или ложности тех или иных утверждений.

В старших классах коррекция синтаксических умений осуществлялась и на языковом материале повышенной трудности (синтаксический анализ членов предложения, представляющих устойчивое сочетание слов, фразеологизмы и др.), например:

1.Больше трех десятков животных рассыпалось по каменистому склону (И. Соколов-Микитов). (Подлежащее выражено нечленимым синтаксически словосочетанием и состоит из 4-х слов). 2.Безжизненным, мертвым показывается лес (И. Соколов-Микитов). (Сказуемое с двунаправленными связями имеет некоторые трудности в разборе). 3.В самый день отхода погрузили (что? сколько?) несколько бочек с бензином, которые по пути корабля взялись забросить на соседнее становище (И. Соколов-Микитов).

При синтаксическом разборе анализируются не слова, как лексические единицы, а члены предложения, которые определяются по грамматическим вопросам, поэтому член предложения может быть выражен не только одним словом, но цельным словосочетанием с несколькими словами. Сопоставление одного и того же синтаксически нечленимого словосочетания то в роли подлежащего, то в роли дополнения развивает аналитические способности учащихся, учит их дифференцировать синтаксические явления на дограмматическом, общесмысловом уровне.

Результаты контрольного эксперимента показали, что в классах с опытным обучением учащиеся быстрее овладевают приёмами грамматического разбора, имеют более высокую степень осознанности операций при выполнении видов грамматического анализа предложения, более способны мыслить обобщённо, составляя структурные схемы предложений.

Качественный и количественный сопоставительный анализ экспериментального исследования знаний учащихся на втором этапе показал, что в контрольном (9 «а») классе среднее количество ошибок на одного учащегося – 1,82%, а в экспериментальном (9 «б») классе среднее количество ошибок на одного учащегося – 0,64%.

Результаты сопоставительного анализа в 10-ых классах при тех же критериях оценки на втором этапе показали, что в контрольном (10 «а») – 1,38%, а в экспериментальном (10 «б») – 0,5%.

Результаты сопоставительного анализа в 11-ых классах при тех же критериях оценки на втором этапе показали, что в контрольном (11 «а») – 1,48%, а в экспериментальном (11 «б») – 0,48%.

В процессе опытного обучения достаточно успешными проявились следующие умения:

- овладевать грамматическими значениями;

-устанавливать смысловые отношения между словами в словосочетании, частями простого предложения и простыми предложениями в составе сложных;

- понимать семантические отношения между предикативными частями сложного предложения, характеризовать структуру и значение каждой части, определять виды простых и сложных предложений;

- доказательно рассуждать, опираясь на мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.

Сформированные в процессе опытного обучения сложные умения свидетельствуют о развитой способности учащихся к пониманию закономерных связей языка и речи, вытекающих из синтаксического знания, применения знаний на практике.

Общий уровень развития аналитических способностей, проявившийся при синтаксическом анализе в экспериментальных классах, значительно повысился, так как анализ простых и сложных предложений проводился по более совершенной схеме, разработанной автором: с соблюдением последовательного нарастания трудностей, учёта индивидуального развития, подбора дидактического материала, использования учебных ситуаций и учебного диалога, применение проблемного метода обучения, активного использования графических схем и др.

Практическая значимость проявлялась в разработке и внедрении в широкую практику программ, учебных пособий, методических рекомендаций для школы и спецкурсов в вузе по синтаксису, учитывающих специфику мыслительных операций, основанных на способностях к анализу, синтезу, сравнению, обобщению языкового материала, в отборе и апробации языкового материала для аналитической работы с учётом трудностей синтаксического анализа в простом, осложнённом, сложном предложениях, в создании алгоритмизированных образцов (для синтаксического анализа разных единиц), позволяющих актуализировать мыслительные операции и продуктивно развивать аналитические способности; в подготовке к широкому использованию практикоориентационный материал на принципиально новой основе его анализа на разных ступенях непрерывного образования.

В заключении содержатся общие выводы по результатам диссертационного исследования. Синтаксис дает теоретическую основу умственному развитию школьников как предмет высокого уровня абстракции. Именно синтаксический разбор как метод теоретического изучения языка активно развивает аналитические способности учащихся на основе принципов преемственности и перспективности и в условиях непрерывного образования.

Анализ школьных программ и учебников показал, что существуют нереализованные возможности развития аналитических способностей учащихся средствами синтаксического анализа. Повышение роли познавательных аналитических упражнений на основе принципов преемственности и перспективности в обучении являются необходимым условием результативного усвоения синтаксиса и развития аналитических способностей.

Выяснена высокая эффективность такого методического приема, как дидактическая игра, как вида учебной деятельности, положительная роль программированного обучения для учащихся начальных классов, применение семантико-стилистического анализа сложных синтаксических структур (например, периода) для углубления филологической подготовки старшеклассников.

Концептуальные положения исследования по развитию аналитических способностей учащихся средствами синтаксического анализа в условиях непрерывного образования подтверждены теоретико-экспериментальным анализом и диагностикой на всех этапах исследования. Эффективность предложенной методики доказана положительными результатами эксперимента.

Вопросы, связанные с другими, не менее важными качествами развития умственных способностей учащихся в процессе синтаксического анализа (мобильности, оперативности, критичности, доказательности и т.д.), остаются актуальными для методической науки.

Научные основы в исследовании проблемы развития аналитических способностей учащихся на разных ступенях непрерывного образования представлены со стороны общеметодических принципов преемственности и перспективности в изучении синтаксиса, от реализации которых зависит эффективность процесса обучения и развития учащихся от начального школьного этапа до послевузовского. Организация непрерывного образования требует целенаправленности и системности, что, как показывает анализ программ и учебников, не всегда учитывается как необходимость в соотнесённости познания лингвистического материала и развития интеллектуальных способностей учащихся. В качестве универсального метода для осознания синтаксических явлений и плодотворного развития аналитических способностей учащихся предложен и обоснован синтаксический анализ с его возможностью усложняться и обогащаться системно в соответствии с усложнением синтаксической теории и практики и повышения развития аналитических способностей учащихся.

Лингвистическое мышление учащихся развивается постепенно, с применением активных методов изучения синтаксиса. Продуктивны и нестандартные методы дидактической игры. В системе обучения синтаксису придано особое значение анализу взаимодействия единиц разных языковых уровней с синтаксическими единицами и показана роль грамматики в интеллектуальном развитии личности. Синтаксический разбор рассмотрен в логике «от простого к сложному», в динамике изучения курса синтаксиса от начального школьного образования к послевузовскому с позиции его развивающего потенциала для активизации аналитических способностей учащихся и развития их мышления.

Типология упражнений отражает ориентированность в изучении синтаксиса на умения аналитического характера (опознавать, сравнивать, классифицировать и др.), связанные с учётом трудных для анализа случаев. Лингвистическая основа упражнений строится с учётом возрастных особенностей учащихся. Одной из важных сторон изучения синтаксиса является взаимообусловленность в анализе синтаксических структур и их пунктуационного оформления. Параллельное внимание к интонации на протяжении всего процесса изучения синтаксиса делает анализ продуктивным для развития всех видов речевой деятельности (слушания, чтения, письма, аудирования) и обеспечивает большую успешность в коммуникации.

Для непрерывного образования на принципах преемственности и перспективности важны последовательные этапы в применении схем при изучении синтаксиса. Уровневые схемы возможны на всех этапах изучения сложного предложения и в самообразовании, если алгоритмы их создания усвоены осознанно. Они же помогают в коррекционной работе по пунктуации на основе синтаксического анализа и выразительности речи.

В концепции учебной работы, развивающей аналитические способности, уделено особое внимание грамматико-стилистической категории периода как сложного предложения. Методика работы с периодом повышает лингвистическую подготовку учащихся и аналитические способности опознавать и характеризовать по отдельным признакам и в совокупности эту категорию в литературных текстах, что положительно сказывается на текстовой компетенции. Таким образом, идея компетентности в овладении языком рассмотрена значительно глубже, чем это принято: значительную роль в этом играет опора на способности ученика путем аналитической работы увидеть и осознать разнообразие и множество смыслов и структур, существующих в языке и передаваемых языком.

Приложение к диссертационному исследованию включает:

1 – Рабочую программу авторского исследования «Пропедевтическая работа по синтаксису в 4 и 5 классе в целях развития аналитических способностей учащихся»;

2 – Таблицы 5.1.1, 5.1.2., 5.1.3. «Качественный и количественный анализ экспериментального исследования знаний учащихся 9 – 10 – 11 классов»;

3 – Графики «Уровень синтаксического анализа при диагностирующем и контрольном экспериментах (9 – 10 – 11 классы)».

Основные научные результаты, содержащиеся в диссертации Целиковой М.П., отражены в следующих публикациях:

I. Монографии

1. Целикова М.П. Преемственность и перспективность при изучении синтаксиса в средней школе/ М.П. Целикова. – Шуя, 2007. – 207 с. 12,8 п.л.

2. Целикова М.П. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса русского языка. – Шуя, 2010. – 76 с. 4,8 п.л.

II. Научные статьи, опубликованные в ведущих российских изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Целикова М.П. Как устранить шаблон в изучении подлежащего/ М.П. Целикова. // Русский язык в школе. – 1993. – №1. – С.27-29. 0,25 п.л.

2. Целикова М.П. Об отборе дидактического материала при изучении CПП с придаточными изъяснительными/ М.П. Целикова// Русский язык в школе. – 1980. – № 6. – C. 51-52. 0,25 п.л.

3. Целикова М.П. Игровые пунктуационные упражнения на материале простых и сложных предложений/ М.П. Целикова// Начальная школа. – 1995. – № 3. – С.26-30. 0,5 п.л.

4. М.П. Целикова Материал для работы над предложением в школах с углубленным изучением русского языка/ М.П. Целикова //Начальная школа. – 1996. – № 3. – С.28-32. 0,4 п.л.

5. Целикова М.П. Предупреждение ошибок в разборе сложного предложения// Русский язык в школе. – 1998. – № 1. – С.40-42. 0,4 п.л.

6. Целикова М.П. Трудные случаи при синтаксическом анализе второстепенных членов предложения/ М.П. Целикова //Русский язык в школе. – 2005. – № 1. – С.42-46. 0,4 п.л.

7. Целикова М.П. Занимательный материал по синтаксису простого предложения как средство развития младших школьников/ М.П. Целикова // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С.59-61. 0.4 п.л.

8. Целикова М.П. Использование грамматических упражнений при изучении причастных оборотов/ М.П. Целикова //Русский язык в школе. – 2006. – № 2. – С.26-29. 0,4 п.л.

9. Целикова М.П. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении/ М.П. Целикова // Русский язык в школе. – 2008. – № 4. – С.26-29. 0,4 п.л.

10. Целикова М.П. Изучение сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными/М.П. Целикова// Русский язык в школе. – 1963. - №6. – С.15-16. 0,2 п.л.

11. Целикова М.П. Об опыте изучения периода в старших классах/М.П. Целикова//Русский язык в школе. – 2010. - №6. – С. 49-51. 0.3 п.л.

12. Целикова М.П. Синтаксический разбор как критерий развития аналитических способностей учащихся на уроках русского языка/М.П. Целикова//Наука и школа. – 2010. - №3. – С. 87-91. 0.5 п.л.

III. Учебные пособия

1. Целикова М.П. Второстепенные члены предложения/М.П. Целикова: Пособие. – Шуя, 1999. – 32с. 1,9 п.л.

2. Целикова М.П. Синтаксико-пунктуационный анализ осложненных и сложных предложений/М.П. Целикова: Методические материалы /учебные материалы с элементами программирования для учителей и учащихся 4 и 5 класса. – Шуя, 2005. – 47с. 3 п.л.

3. Целикова М.П. Русский язык. Сложные предложения. Схемы. Задания/М.П. Целикова: Учебное пособие. – М.: «Владос» // учебное пособие. – 2003. – 95с. 5,88 п.л.

4. Целикова М.П. Культура русской речи/М.П. Целикова: Пособие. – Шуя, 2004. – 37с. 2,2 п.л.

5. Целикова М.П. Учение о периоде в трудах лингвистов и школьных учебниках русского языка конца XVIII в., XIX – XX вв. /М.П. Целикова: Пособие. – Шуя, 2006. – 45с. 2,8 п.л.

6. Целикова М.П. Игры и занимательные упражнения по русскому языку для 4 класса/М.П. Целикова, Н.М. Бетенькова, В. П. Дунаева, Л. И. Малышева, Д. С. Фонин: Пособие. – Иваново: ИУУ, 1991. – 95с. 5,58 п.л., авт.вкл. 1,5 п.л.

7. Целикова М.П. Занимательный русский язык/ М.П. Целикова, Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова: Пособие. – Иваново: ИУУ. – 1994. – 37с. 1,1 п.л., авт.вкл. 0,5 п.л.

8. Целикова М.П. Методические материалы к теме спецкурса «Трудности синтаксического анализа многочленных сложных предложений»/ М.П. Целикова. – Шуя, 1995.– 15с. 0,93 п.л.

9. Целикова М.П. Пособие по развитию устной и письменной речи. Госкомитет по высшему специальному образованию/ М.П. Целикова, Л.П. Спиридонова, С. Алтангэрэл, Д. Менхбаатар, Г. Пурэвдорж. – Улан-Батор, 1986. – 171с. 11,6 п.л., авт.вкл. 2,9 п.л.

10. Тетрадь для работы над предложением в школах с углубленным изучением русского языка (3 и 4 классы)/ М.П. Целикова. – Шуя, 1994. – 56с. 3,25 п.л.

11. Игры и занимательные упражнения по русскому языку для 3-го класса 4-летней начальной школы/ М.П. Целикова, Н.М. Бетенькова, В.П. Дунаева, Л.И. Малышева, Д.С. Фонин. – Иваново, 1989. – 70с. 4,5 п.л. авт.вкл. 0,9 п.л.

IV. Учебно-методические работы

1. Целикова М.П. Перспективная работа над сложным предложением в 3 классе. / М.П. Целикова //. Материалы XXXVI науч. конф. преподавателей по итогам научно-исслед. работы в 1987 году. – Шуя, 1988. – С.64-65. 0,1 п.л.

2. Целикова М.П. О методической последовательности в изучении подлежащего двусоставного предложения. / М.П. Целикова // Учебные материалы по итогам 35-ой научной конференции преподавателей. Шуя: ШГПИ, 1989. – С.56-57. 0,2 п.л.

3. Целикова М.П. Занимательный материал по синтаксису простого предложения как средство развития речи младших школьников. / М.П. Целикова // Материалы межвузовской научно-практической конференции Проблемы развития речи. – Петрозаводск, 1992. – С.57-62. 0,25 п.л.

4. Целикова М.П. Осуществление дифференцированного подхода в обучении русскому языку студентов педфака. / М.П. Целикова // Всероссийская конференция. Дифференциация непрерывного образования: проблемы, поиски, решения. – Шуя: ШГПИ, 1994. – С.122-123. 0,1 п.л.

5. Целикова М.П. О роли лекционного курса по методике русского языка на педагогическом факультете в развитии творческих способностей студентов. / М.П. Целикова // III Всеросс. научно-практ. конф. Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности. - Йошкар-Ола, 1995. – С.21. 0,1 п.л.

6. Целикова М.П. Подготовка студентов педагогического факультета к работе над предложением в школе с углубленным изучением русского языка. / М.П. Целикова // Международная научно-практическая конференция Инновационные подходы в системе качества подготовки учителей начальных классов. (Подготовка студентов педагогического факультета к работе над предложением в школе с углубленным изучением русского языка). - Самара: Самарский педуниверситет, 1994. – С.158-160. 0,2 п.л.

7. Целикова М.П. Творческая деятельность младшего школьника при изучении грамматики на уроках русского языка /М.П. Целикова // Материалы Всероссийской научно-практич. конференции. Народная художественная культура образование. - Шуя: ШГПУ, 1997. – С.144-145. 0,1 п.л.

8. Целикова М.П. Самостоятельная работа студентов педфака в исследовании перспективы обучения сложному предложению в начальной школе. / М.П. Целикова // 5-тые Рязанские педагогические чтения. Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству. – Рязань, 1998. – С.161-163. 0,1. п.л.

9. Целикова М.П. Коррекция пунктуационных навыков студентов на основе выразительной речи. / М.П. Целикова //. 6-е Рязанские педагогические чтения. Преемственность программ средней и высшей школы – основа фундаментальной подготовки специалиста. – Рязань, 1999. – С.121-122. 0,1. п.л.

10. Целикова М.П. Социальная роль преподавания грамматики. / М.П. Целикова // 6-е Рязанские педагогические чтения. Профессионально-педагогическая и специальная подготовка студентов как социокультурная деятельность. – Рязань, 2000. – С.16-17. 0,2 п.л.

11. Целикова М.П. Межпредметные связи в преподавании курсов «Современный русский язык» и «Методика преподавания русского языка». / М.П. Целикова // Инновации в психологической теории и практике: II междунар.конф. – Шуя: ШГПУ, 2002. 0,2 / 0,1 п.л.

12. Целикова М.П. Вычленение трудностей синтаксического анализа главных членов предложения (подлежащего) как способ развития грамматического мышления студентов. / М.П. Целикова //. Сборник «Русский язык, литература и культура в современном обществе». –– Иваново, 2002- С.573-578. 0,4 п.л.

13. Целикова М.П. Комплексный подход к усвоению пунктуации в школе / М.П. Целикова // Материалы 4-х Ушаковских чтений. – Иваново, 2003. – С.135-138. 0,3 п.л.

14. Целикова М.П. Пропедевтика работы над синтаксисом простого и сложного предложения в 4-ом и 5-ом классах. / М.П. Целикова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Сб. «Русский язык в профильном обучении». Ч. 1.. – Москва-Ярославль, 2005. – С.104-107. 0,2 п.л.

15. Целикова М.П. Об изучении периодической речи в системе занятий по спецкурсу «Сложное предложение». / М.П. Целикова // Материалы межвузовской научно-практической конференции 17-18 марта 2006 г. – М., 2007. – С.71-74. 0,35 п.л.

16. Целикова М.П. Реализация принципов преемственности и перспективности при изучении синтаксиса на уроках русского языка в 1-5 классах. / М.П. Целикова // Русский язык в современном мире: теория, изучение, культурологический аспект. – М.: «Весть» ГОУ ВПО ШГПУ Шуя, 2007. – С.73-81. 0,5 п.л.

17. Целикова М.П. Синтаксический разбор как критерий уровня развития логического мышления учащихся 4 класса на уроках русского языка. / М.П. Целикова // Русский язык в современном мире. Теория, изучение, культурологический аспект. Сборник статей.– Шуя, 2008. – С.59-62. 0,2 п.л.

18. Целикова М.П. Роль синтаксического анализа в реализации непрерывного образования по русскому языку. / М.П. Целикова // Русский язык в современном мире. Теория, изучение, аксиологический подход. – Шуя, 2009. – С.82-87. 0.4 п.л.

19.Целикова М.П. Развитие грамматического мышления старшеклассников на основе анализа синтаксических трудностей. / М.П. Целикова // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни). - Москва: МПГУ: Ремдер, 2009. – С.134-138. 0,3 п.л.

20.Целикова М.П. Пропедевтика работы над сложным предложением с безличными предикативными частями в 8 классе на материале поэтической речи/ М.П. Целикова //Сокровищница жизни человека: русский язык, литература, культура. Сборник статей. – Шуя, 2010. – С.68-71. 0,3 п.л.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений 2012 год

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  2. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  3. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Программы учебных дисциплин Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методических материалов по направлению «050700 Педагогика»

    Документ
    П 44 Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования (программы учебных дисциплин). В 3-х ч. Часть 2./ Под ред. Г.И.Вергелес, М.И.Калинина, Л.
  5. Учебный план 60 начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа пос им. К. Маркса» на 2011-2012 учебный год 60

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён

Другие похожие документы..