Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Просимо надати заповнену анкету з 26 по 29 ЖОВТня 2006 року НА СТЕНД «ФЕСТИВАЛЬ ПЛАНЕТА ДРАГОБРАТ 2007» НА ВИСТАВЦІ WINTER SPORT EXTREME (КиївЕкспоПл...полностью>>
'Диплом'
викладав у Дніпропетровському музичному училищі ім. М.І. Глінки та Дніпропетровському театральному училищі, працював доцентом кафедри образотворчого ...полностью>>
'Анализ'
В современных условиях, когда значительное внимание уделяется экологически благоприятной продукции, наличие (создание) системы экологического менеджм...полностью>>
'Документ'
Уже несколько столетий в мире ученых этнографов идет спор: к какому этносу отнести бесермян. Всесоюзной переписи 1926 года их численность была равна ...полностью>>

Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Принципиально важной для решения как крупных, так и более частных методических вопросов является концепция соотношения обучения и развития, выдвинутая Л. С. Выготским и разработанная психологами его школы (А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.). Важнейшим понятием, которое легло в основу фундаментальной психологической концепции, разработанной А.Н. Леонтьевым, является понятие деятельности и важнейшие положения о поэтапном формировании умственных действий. Опираясь на исследования педагогов, психологов и лингвистов, мы рассматриваем развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в контексте теории познавательной и активной мыслительной деятельности учащихся.

Развитие логического мышления учащихся при изучении грамматики – это формирование системы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. Логическое мышление проявляется в определённых умениях:

- выявление главного, существенного в языковых явлениях;

- установление сходства и различия между языковыми явлениями;

- группировка, классификация языковых явлений по определенному основанию;

- формулирование обобщающих выводов.

Аналитическое мышление развивается у учащихся путем интериоризации (А.Н. Леонтьев), т.е. постепенным преобразованием внешних действий во внутренние, умственные; только знания являются необходимым условием мышления и развития аналитических способностей учащихся. На уроках грамматики развивается лингвистическое мышление как составная часть мышления логического. Новый подход к изучению грамматических понятий в школе предполагает изучение синтаксиса на текстовой основе: по этой проблеме нами внимательно изучены работы Г.Г. Граник, В.А. Добромыслова, А.В. Дудникова, Т.И. Донской, А.П. Еремеевой, Н.А. Ипполитовой, В.И. Капинос, А.Ю. Купаловой, Л.А. Тростенцовой, А.Ф. Ломизова, А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой. М.Р. Львовым намечены ступени восприятия речи как звучащего или написанного текста, как осознание структуры текста, понимание отдельного предложения в структуре целого текста.

Грамматические умения создают лингвистическую базу для развития аналитических способностей, а именно:

1) умение узнавать грамматическую категорию и сопоставлять языковые факты;

2) умение выявлять особенности синтаксической категории, ее свойств и отношений развивает способность к синтезу;

3) лингвистический эксперимент как высшая форма поисковой деятельности учащихся (трансформационные преобразования, синонимические и антонимические замены, наблюдения над языковыми фактами с необходимыми обобщениями и выводами) развивает креативные свойства мышления и творческие способности учащихся;

4) составление структурных схем словосочетаний с общим для всех грамматическим значением и предложений (простых и сложных) формирует абстрактное мышление, способность к отвлечённому языковому моделированию.

По мнению М.Т. Баранова, каждое умение формируется определенными видами упражнений. Аналитические упражнения направлены, в основном, на кропотливый и подробный разбор словосочетаний, предложений в соответствии с их семантическими и структурными признаками. Они предполагают выявление признаков текста и его единиц, что обеспечивает лингвистическую компетенцию обучаемого.

Т.М. Балыхина, рассматривая структуру и содержание российского филологического образования, определяет компетенцию как «уровень сформированности знаний, умений, способностей (выделено нами – М.Ц.), инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности». По мнению Т.М. Балыхиной, существенными признаками компетенции являются: «во-первых, уровень усвоения знаний и умений, их качество, полнота, глубина; во-вторых, диапазон, широта, системность, осознанность знаний и умений; в-третьих, способность использовать знания и умения в стандартных и нестандартных вариативных ситуациях; быстро адаптироваться при изменении технологии и организации деятельности – оперативность, гибкость компетенции; в-четвертых, рационально организовать и планировать свою деятельность и деятельность окружающих» (Балыхина Т.М. Структура и содержание профессиональной компетенции филолога: методологические проблемы обучения русскому языку/ Т.М. Балыхина: дис. д-ра пед. наук. – М., 2000. – 476 с.). Содержание обучения становится ориентированным на профессиональную компетенцию обучающихся. В числе первых составляющих собственно-профессиональную компетенцию Т.М. Балыхина называет лингвистическую.

Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка, так как непосредственно выполняет функцию общения: соотносит сообщаемое с реальной деятельностью, включая как внешнюю, так и внутреннюю интеллектуальную и эмоциональную сферу жизни. (Н.Ю. Шведова). Опираясь на фундаментальные исследования педагогов, психологов и лингвистов, мы рассматриваем изучение синтаксиса в аспекте активного развития аналитических способностей учащихся. Разработанная нами методика строится так, что процесс анализа сопровождается образованием суждений об отдельных частях предложения и понятий о существенных свойствах (дифференциальных признаках) отдельных видов предложения. Аналитические способности проявляются в умении обучающихся мысленно расчленять целостные образования языка (например, текст) на составные части, и эта способность имеет свойство совершенствоваться в процессе правильно организованной продуктивной языковой деятельности учащихся. Нами замечено, что учащиеся, обладающие аналитическими способностями, в большей мере достигают успехов в учебе: мысленно расчленяя отдельные предложения или целый текст на части, ученик лучше познает смысловую структуру текста.

Нами отобраны наиболее трудные в работе с учащимися синтаксические темы: второстепенные члены предложения (несогласованные определения, приложения); дополнения и обстоятельства, выраженные нечленимыми синтаксически словосочетаниями; обособленные второстепенные члены предложения (причастные обороты); сложносочинённые предложения с односоставными предикативными частями и др.

Аналитические умения школьников развиваются на основе синтаксического анализа как уникального метода обучения и эффективного теоретико-практического упражнения, играющего ведущую роль в непрерывном образовании. В настоящем исследовании определена его роль и значение в реализации принципов преемственности и перспективности и как ведущего приёма в развитии аналитических способностей, необходимого для продуктивного усвоения грамматики.

Эффективность обучения повышается, если учитель сливает в единый процесс изучение теории и практическое усвоение материала по грамматике. Научно-теоретические положения по грамматике должны перерабатываться учителем применительно к уровню развития детей школьного возраста. Путём наблюдения над фактами языка ученик получает максимальную возможность (на основе сравнения и сопоставления, анализа и синтеза) выявления существенных признаков языкового факта.

Развитие аналитических способностей учащихся играет ведущую роль в формировании личности наряду с коммуникативными, речевыми, творческими и др.

Синтаксические умения закладывают основы аналитических способностей, содействуя при известных условиях их развитию.

Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса происходит в течение длительного непрерывного обучения на основе формирования синтаксических умений – опознавательных, классификационных, аналитических и синтетических.

В главе третьей «Синтаксико-пунктуационный анализ предложения в начальной и основной школе на основе преемственности и перспективности» рассматриваются сложные взаимоотношения между синтаксисом, интонацией и пунктуацией. Рассматриваются типы ошибок и затруднений учащихся в синтаксическом анализе; проводится учёт интонации при взаимодействии параллельного обучения пунктуации; динамика коммуникативной направленности курса синтаксиса; и новые этапы в применении уровневых схем.

Современные синтаксические теории строятся на выявлении взаимоотношений языка и мышления (В.В. Бабайцева, В.А. Белошапкова, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, Н.Ю. Шведова, и др.), языка и речи, структуры и семантики. При этом синтаксис остается одним из трудных для изучения уровней языка в связи с тем, что полное осмысление всех возможностей предложения (простого и сложного) может осуществляться в структуре сложного синтаксического целого – текста. Коммуникативная целостность текста выражается в тесной смысловой связи между его составляющими.

Большинство же правил пунктуации, по мнению проф. С.И. Абакумова, основано на изучении синтаксической структуры предложения.

Так, уже в первом классе обучение предложению дается с опорой на речевую практику: отрабатывается умение слышать и произносить интонационно законченное предложение, соблюдать прямой и обратный порядок слов, находить связь слов в предложении. Практикуется составление учащимися предложений на заданные темы. Современный подход ставит своей целью формирование и совершенствование синтаксической теории речевой деятельности, анализ предложения как коммуникативной единицы в тексте и устном высказывании. Каждое последующее предложение в ССЦ (сложном синтаксическом целом) опирается в коммуникативном плане на предшествующее, образуя темо-рематическое единство, определяющее границы сверхфразового единства и имеющее конечный характер.

Упражнения, на актуальном членении предложения, выявляющие темо-рематические связи и границы сверхразовых единств, позволяющие по-разному осмыслить один и тот же текст и допускающие различные пунктуационные варианты, тренируют мыслительные способности учащихся. М.Р. Львов пишет о том, что слабые синтаксические знания имеют причиной «малый объём упреждающего синтеза речи, неспособность схватить сознанием весь объём предложения или нескольких предложений».

Многие мыслительные операции, связанные с анализом синтаксических конструкций, основаны на умении рассуждать, сравнивать, вникать в смысл, видеть смысловые связи слов и замечать смысловые оттенки в значениях элементов синтаксических структур.

Так, в зависимости от намерения придать тот или иной смысл речи выбирается знак препинания, например двоеточие или точка с запятой.

Я слушал его неподвижно: странные, противоположные чувства волновали меня (отмечается причинная связь: душевное состояние слушателя от речи собеседника).

Я слушал его неподвижно; странные, противоположные чувства волновали меня (простые предложения оформляются как самостоятельные мысли).

Такого рода упражнения, или лингвистические задачи, позволяют по-разному осмыслить один и тот же текст, что говорит о допустимости различных пунктуационных вариантов, которые нельзя считать ошибкой.

Эти умения к анализу обеспечиваются в процессе выполнения грамматико-стилистических упражнений по замене синтаксических структур, конструирования вариантов пунктуационного характера, моделирования однотипных предложений, имеющих различные смысловые оттенки.

Обучение начинается с начальной школы введением пропедевтических сведений о синтаксисе русского языка как фундамента для развития коммуникативной связной речи учащихся, поскольку живая материя языка проявляется только в речи. Уже в 4-ом классе формируются следующие умения учащихся: различать простое и сложное предложения; вычленять в тексте сложные предложения; составлять сложные предложения простейших конструкций; видеть сложные предложения в авторской речи; использовать сложные предложения в устной речи; производить разбор простых частей сложного предложения по членам предложения. Изучение сложных предложений в 4-ом классе сопровождается составлением схем, что помогает младшему школьнику воспринять зрительно структуру предложения. Степень автоматизированности навыка пунктуации во многом определяется навыками грамматического анализа предложения.

В синтаксической науке существует определение пунктуационных умений как интеллектуальных действий, выражающихся в выборе и постановке знаков препинания при письме. (М.Т. Баранов). Виды пунктуационных умений связаны с выделением смысловых коммуникативных отрезков, постановкой знаков препинания в соответствии с правилом, обоснованием выбора места необходимого знака препинания, такая работа (синтаксико-пунктуационный анализ предложений) важна, так как анализ и синтез применяются постоянно, являясь основой формирования новых синтаксических знаний, необходимых для усвоения правил пунктуации. О слабом усвоении учащимися таких знаков препинания, как точка с запятой, двоеточие и тире, можно судить по тому, как редко встречаются они в самостоятельных творческих работах школьников. Параллельно с работой над интонацией (например, в бессоюзном сложном предложении) осуществляется и смысловой анализ отношений между предикативными частями сложного предложения.

В целом работа по пунктуации строится на материале связной письменной речи. При этом правильно организованная работа над словосочетанием обеспечивает формирование навыков согласования слов, выбора падежной формы слова, то есть учит установлению связей слов в предложении. В 5-6 классах синтаксическая основа изучения морфологии позволяет рассматривать синтаксические свойства слов. Под синтаксическими свойствами слов подразумевается нормативные правила сочетаемости слов данной части речи со словами других частей речи (наречие свободно сочетается с глаголом, а с местоимением почти не сочетается; прилагательное всегда сочетается с существительным, а с глаголом – нет). В.В. Виноградов считал, что «морфологические формы слов – это отстоявшиеся синтаксические формы».

Особого внимания требует анализ предложения с однородными сказуемыми. Мы опираемся на правила разбора, разработанные В. В. Бабайцевой. Главная трудность для учителя при разборе этих предложений – считать это предложение простым с однородными сказуемыми или сложным с предикативными основами предложения.

Например, предложение: «Мы довольно долго стояли друг против друга и, не говоря ни слова, внимательно всматривались; потом, пододвинувшись поближе, кажется, хотели поцеловаться, но, посмотрев еще в глаза друг другу, почему-то раздумали» (простое предложение с однородными сказуемыми), а предложение типа «Знай играй, да не падай» - сложное с односоставными предикативными частями, поскольку зависимая форма первого сказуемого относится только к одному из двух независимых членов.

Подобная работа старшеклассников и студентов по анализу трудных случаев соединения предложений в составе сложного помогает развивать мыслительные способности, заставляет думать при разборе данных конструкций и находить единственно правильное определение.

Чтобы развить аналитические способности учащихся средствами синтаксического разбора, прежде всего нужны знания синтаксического разнообразия структуры предложений, как простых, так и сложных, умения их дифференцировать, составлять схемы предложений, создавать по заданным схемам собственные предложения и тексты.

На основе синтаксического анализа объясняется употребление каждого знака препинания, то есть применяется последовательный, поструктурный пунктуационный разбор. Знаки препинания часто соответствуют определённым интонациям, поэтому овладение интонацией – одна из задач, решение которой помогает более прочному и сознательному усвоению пунктуации. Синтаксический (структурно-семантический) подход к правилам пунктуации сложился в результате теоретических исследований правил оформления письменной речи. Современная пунктуация предполагает учёт как синтаксической структуры предложения, так и интонации как важного синтаксического средства. Этот вопрос впервые был представлен в трудах А.М. Пешковского. Работа над грамматическим правилом и интонацией идёт параллельно. В создании методики обучения синтаксису на основе развития аналитических способностей мы опирались на работы М.Т. Баранова, Г.И. Блинова, В.А. Добромыслова, А.В. Дудникова, А.Ф. Ломизова, Н.С. Позднякова, Г.П. Фирсова, Л.В. Щербы.

Грамотное выполнение аналитических упражнений требует от учащихся не только знания пунктуационного правила, но и навыка быстрого анализа смысловых синтаксических отношений в предложении.

Пунктуационные умения складываются из следующих компонентов:

1) опознавания пунктограмм;

2) мотивировки постановки знаков препинания на основе синтаксического разбора;

3) осмысления интонации как грамматического средства;

4) владения навыком выразительного чтения.

Формирование указанных умений происходит в том числе при записи диктуемого текста, если учитель придает значение интонации и упреждаемому анализу (А.М. Пешковский) и приучает к вниманию при работе над интонацией. Во время диктанта у ученика активно развивается орфографическая и пунктуационная реакция на читаемый текст, т.е «перекодировка» звуковой речи, недостаток которой часто наблюдается при коррекции пунктуационных навыков студентов, в письменный её эквивалент.

Формирование пунктуационных навыков и степень их автоматизированности во многом определяются навыками грамматического анализа предложения. Анализ структурных моделей и схем предложений, отражающих логическую структуру связного текста, способствует опознаванию пунктограмм, а поддержка со стороны интонационного выразительного произнесения читаемого текста – осмыслению интонации как грамматического средства.

Выявление структурных моделей, образцов, схем предложений, отражающих логическую структуру мысли, требует от ученика не только знания главных и второстепенных членов предложения, но и применения аналитических умений в опознании строения простого или сложного предложения, его состава, средств связи, понимания смысловых отношений.

Коммуникативно-речевая направленность в обучении русскому языку должна восприниматься как единый процесс лингвистического образования и речевого развития школьников.

В главе четвертой «Методические условия реализации принципа преемственности между школой и вузом при изучении синтаксиса» раскрываются: коррекционная работа по пунктуации на основе синтаксического анализа и выразительной речи (в вузе); перспективное изучение грамматико-стилистической категории периода как сложного предложения на уроках русского языка в 9-ом классе; роль и место лингвистических знаний в профессиональной подготовке по синтаксису учителя начальной школы.

Коррекционная работа по синтаксическому анализу предполагает самостоятельную деятельность учащихся по программированным пособиям, тренировку в практических заданиях по школьным учебникам русского языка, синтаксико-пунктуационный анализ художественного текста в старших классах. Индивидуальные задания учащихся проверяются учителем, ошибки анализируются.

Подготовка дидактического материала для синтаксического анализа осуществляется на основе вычленения известных нам трудностей в проведении синтаксического разбора типов сложного предложения. Так, при анализе сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным с безлично-предикативными словами в главном предложении и сложного предложения с придаточной частью, относящейся к безличным, обращается внимание на осознание значения каждой части сложного предложения, на семантику подчинительных союзов, проводится работа по конструированию аналогичных СПП с придаточными изъяснительными.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений 2012 год

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  2. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  3. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Программы учебных дисциплин Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методических материалов по направлению «050700 Педагогика»

    Документ
    П 44 Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования (программы учебных дисциплин). В 3-х ч. Часть 2./ Под ред. Г.И.Вергелес, М.И.Калинина, Л.
  5. Учебный план 60 начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа пос им. К. Маркса» на 2011-2012 учебный год 60

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён

Другие похожие документы..