Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерац...полностью>>
'Документ'
Так сложилось, что в школе у меня были два самых нелюбимых предмета – История и География. На Географии весь класс мне старался показать, где находят...полностью>>
'Документ'
Успех нашего бизнеса зависит от Вас. Вы встречаете и обслуживаете наших гостей, и от Вас зависит правильное впечатление, производимое нашим сервисом. ...полностью>>
'Рабочая программа'
По дисциплине “Методы оптимизации" для специальности 230105 "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем&quo...полностью>>

Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методы исследования, использованные при решении задач и подтверждении гипотезы:

  • теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов средней общеобразовательной школы с целью изучения постановки и разрешения проблем преемственности и перспективности в обучении русскому языку;

  • проведение педагогических измерений (опрос, анкетирование учителей, а также студентов факультета педагогики и психологии и филологов с дополнительной специальностью «Педагогика и методика начального образования»);

  • наблюдение над учебным процессом для выявления роли синтаксического разбора в развитии аналитических способностей учащихся и формировании лингвистического мышления;

  • педагогический эксперимент, включающий учет форм устного и письменного синтаксического анализа на уроках русского языка;

  • обобщение результатов экспериментального исследования, анализ и определение перспектив дальнейших научных разработок.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • создана научно-методическая концепция развития аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса с 1 по 11 класс в условиях непрерывного образования;

  • обоснованы критерии отбора упражнений, направленных на развитие аналитических способностей школьников, включающих все виды аналитической и синтезирующей интеллектуальной деятельности и обеспечивающих семантическое разнообразие синтаксических конструкций: учет уровня трудности для учащихся языкового материала; насыщенность текста изучаемыми единицами для синтаксического анализа; стилистическое разнообразие текстовых упражнений;

  • выявлены условия, обеспечивающие результативность развития лингвистических умений и компетенций при выполнении синтаксических заданий: дифференциация упражнений для учащихся с разным уровнем интеллектуального развития; формирование у учащихся сознательного отношения к явлениям языка; применение методов активной коммуникативности (ситуативное обучение, метод дидактической игры и т.д.); развитие индивидуальной грамматической аналитики, позволяющей ученику преодолевать противоречия, разрешать проблемные ситуации, решать грамматические задачи;

  • предложена авторская методика использования на уроках русского языка грамматической дидактической игры как вида деятельности, включающего элементы группового и индивидуального соревнования при изучении трудных тем синтаксиса;

  • обосновано в целях углубления филологической подготовки в старших классах (10-11) изучение периодической речи как грамматико-стилистической фигуры в форме сложного предложения;

  • выявлена структура профессиональной компетенции студентов-филологов при реализации непрерывного образования на уроках русского языка в начальной и средней школе: терминологически грамотная культура устной и письменной речи студентов; осмысленное отношение к выбору методов и приемов в обучении русскому синтаксису; способности выявлять на уроке взаимосвязи лексики, морфологии и синтаксиса, т.е. уровни языка как системы;

  • разработана система поэтапного развития аналитических способностей учащихся средствами синтаксического разбора: выявлен уровень отсчёта сформированности аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в пропедевтическом курсе (1-4 классы) и динамика синтаксических аналитических умений в 8-9 классах; произведён отбор дидактического материала (10-11 классы), на котором успешно развиваются аналитические способности учащихся;

  • обозначены тенденции (внимание к аналитическим синтаксическим структурам, к семантическим оттенкам в грамматических значениях, к стилистическим особенностям синтаксических единиц в тексте и др.) в усвоении синтаксической теории в условиях преемственности и перспективности при осуществлении непрерывного образования, при сохранении лучших традиций отечественного языкознания, нацеленного на реализацию ценностного отношения к русскому языку;

  • обосновано применение нестандартных форм работы, связанных с невербальным представлением структур языка на основе преемственности в виде схем (5-11 классы), игровой деятельности в начальных классах, «молчаливого» изображения схем и моделирования синтаксических конструкций и пунктуационных норм в старших классах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

– подтверждено и научно обосновано представление о системном характере синтаксического разбора как универсального метода языкового анализа, о его роли в развитии лингвистических способностей учащихся;

– доказана положительная динамика интеллектуального роста обучающихся в классах и группах, работающих по методике преемственно-перспективного и непрерывного обучения синтаксису;

– реализованы принципы преемственности и перспективности в обучении русскому языку между начальной и основной школой, старшими классами и вузом и создана база для самообразования языковой личности;

– предложены концептуальные основы и доказательства роли синтаксического анализа в развитии аналитических способностей учащихся в условиях непрерывного образования.

– определена общетеоретическая сущность взаимодействия синтаксиса и морфологии, структуры предложения и форм речевого высказывания, что позволяет отбирать из большого числа моделей словосочетаний и предложений коммуникативно достаточные конструкции.

Практическая значимость исследования определяется

– направленностью на создание результативной методической системы, позволяющей успешно развивать аналитические способности учащихся при изучении синтаксиса,

– исследовательский материал защищаемой лингвометодической концепции позволяет создавать авторские программы и методические материалы для осуществления самостоятельной работы учащихся в 5–9 классах и внедрение дифференциального обучения школьников, студентов и учителей.

Практическая значимость исследования состоит также в том, что

  • предложено дидактическое содержание системы обучения синтаксису, обогащающее учащихся синонимическими грамматическими (синтаксическими) конструкциями;

  • разработана авторская опытная программа изучения простого и сложного предложения для 4-5 классов;

  • апробированы конкретные модели уроков по анализу структуры сложного предложения и периода в форме сложного предложения с применением уровневых схем;

  • разработаны методические рекомендации для учителей русского языка и преподавателей педагогических колледжей, отраженные в следующих публикациях: программированное пособие «Сложное предложение. Схемы. Задания» на основе вычленения трудностей изучения сложного предложения учащимися старших классов и абитуриентами; «Второстепенные члены предложения» с обозначениями трудностей для учащихся 8 класса и педагогического колледжа; учебные материалы «Учение о периоде в трудах лингвистов и школьных учебниках русского языка конца XVIII века, XIX-XX веков», являющиеся итогом теоретических и практических исследований автора в области сложного предложения, представленного в форме периодической речи, с образцами разбора, для углубления филологической подготовки учащихся старших классов и студентов факультета педагогики и психологии;

  • представлены методические указания и материалы для дифференцированного обучения и переподготовки специалистов с учетом базового и последипломного образования.

Проверенная на практике методика может быть использована при разработке вариативных курсов по методике преподавания русского языка, при создании информационно–коммуникативных технологий в образовании.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются анализом научной литературы в области лингвистики, методики преподавания русского языка, педагогики, психологии; проведением констатирующего и обучающего экспериментов, диагностических заданий для учащихся 4-11 классов, в педагогическом колледже и среди студентов вуза; результатами опытного обучения, личным опытом преподавания, публикациями в виде монографий, yчебно-методических пособий и статей в центральной печати, внедрением результатов в школах Ивановской области и г. Шуи, педагогических колледжах и вузе. Имеются многочисленные положительные отклики учителей на вышедшие авторские пособия по изучению синтаксиса сложного предложения в старших классах.

Материалы исследования и его практические рекомендации могут быть использованы в курсах «Современный русский язык. Синтаксис», «Методика преподавания русского языка в начальных классах», при подготовке спецкурсов и разработке тематики спецсеминаров, при составлении учебников русского языка для общеобразовательных школ.

Положения, выносимые на защиту:

– изучение синтаксиса для развития интеллектуальных способностей учащихся создает развивающую основу формирования личности, достижения ею личностных результатов в овладении языком и совершенствовании коммуникативной компетенции для получения содержательных компонентов образования, ориентирующих на профессиональную компетенцию обучающихся, обеспечивает динамику в развитии интеллектуальных способностей;

– в условиях непрерывного образования именно преемственно-перспективное изучение синтаксиса обогащает индивидуальный опыт учащихся, развивая их аналитические способности, делает успешным изучение языка как системы и формирование речи как субъектной деятельности;

– многокомпонентный анализ разнообразных синтаксических явлений (от простых к сложным) развивает логическое мышление учащихся, обеспечивает осознание синтаксиса русского языка как семантической, функциональной, коммуникативной системы и позволяет личности успешно адаптироваться к новой социально-культурной среде и новой языковой ситуации на разных образовательных этапах (школьном, вузовском, послевузовском);

– развитие аналитических способностей в процессе изучения синтаксиса основывается на системе упражнений, включающих активную аналитическую и синтезирующую интеллектуальную деятельность, обеспечивающих семантическое и структурное разнообразие синтаксических конструкций;

– задачу формирования и развития аналитического мышления учащихся в процессе обучения в большой степени реализует синтаксический разбор, который как универсальный метод изучения грамматического строя языка обеспечивает сознательное отношение к языку как системе, помогает более свободно дифференцировать и выбирать нужные грамматические явления, выяснять семантические и структурные совпадения и др.;

– системно проводимый метод грамматического (синтаксического) разбора и наблюдения над фактами языка как непрерывный преемственный и перспективный процесс дает возможность связать формально-грамматический (структурно-семантический) синтаксис с коммуникативным и положительно влиять на развитие устной и письменной речи учащихся;

– аналитические способности основываются на умении обучающихся мысленно расчленять целостные образования языка (например, текст) на составные части, и эта способность имеет свойство совершенствоваться в процессе правильно организованной продуктивной языковой деятельности учащихся. Учащиеся, обладающие аналитическими способностями, в большей мере достигают успехов в учебе: мысленно расчленяя предложение или целый текст на части, ученик уже знает структуру целого.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены следующим образом:

– доклады на научно-практических конференциях кафедры русского языка и методики обучения Шуйского государственного педагогического университета: 1988, 1989, 1995, 1997, 1999, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 гг.;

– доклады на межрегиональных практических конференциях: Рязанские педагогические чтения (Рязань, 1998, 1999, 2003); «Проблемы лингвистического образования в дошкольных учреждениях, школе и вузе» (Шуя, 2003);

– участие в: 4-ых Ушаковских чтениях (Иваново, 2001); 5-ых Ушаковских чтениях (Иваново, 2002); 7-ых Ушаковских чтениях (Иваново, 2005);

– доклад на Международном симпозиуме «Учебный комплекс по русскому языку» (Улан-Батор, МНР, 1986);

– доклад на Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в системе качества подготовки учителя начальных классов» (Самара, 1994);

– доклад на Всероссийской конференции «Дифференциация непрерывного образования: проблемы, поиски, решения (Шуя, 1994);

– доклад на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы развития речи» (Петрозаводск, 1992);

– доклад на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития образования на селе» (Ярославль, 2005);

– сообщение результатов исследования на Всероссийской конференции: «Русский язык в профильном обучении» (Москва, 2005);
– сообщение результатов на межвузовской научно-практической конференции «Русский язык, литература и культура в современном мире» (Иваново, 2002);

– участие в Международной научно-практической конференции «Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни)» (Москва: МПГУ. – 2009);

– участие в международной научно-практической конференции: «Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка». (Москва: МПГУ. – 2011).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованной литературы (405 источников) и приложения из трёх частей: программы авторского исследования, таблиц качественного и количественного сопоставительного анализа экспериментального исследования знаний учащихся 9-10-11 класса и контрольных 9-10-11 класса, а также результатов синтаксического анализа в процентах при констатирующем и контрольном экспериментах в этих же классах.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, задачи исследования; излагается гипотеза; раскрываются теоретические положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Научные основы исследования проблемы непрерывного процесса изучения синтаксиса» нами рассматриваются преемственность и перспективность как ведущие принципы учебной деятельности, которые служат неотъемлемыми элементами систематичности учебно-воспитательного процесса, осуществлен научный анализ учебных программ и учебников как средства организации непрерывного образования; определена роль синтаксического анализа в динамике его использования; рассмотрены нестандартные методы изучения синтаксиса.

Реализация концепции развития интеллекта учащихся с дошкольного возраста, единство программ и учебников, создание единого курса русского языка в средней школе, пропедевтика в младших классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах, и повторения и обобщения изученного на последующих этапах и соответствие норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в изучении языка, приобретённых на разных возрастных ступенях, перспективного планирования работы с учетом возрастных особенностей учащихся – позволяет считать принципы преемственности и перспективности ведущими в организации непрерывного образования.

Преемственность определяется в педагогических трудах как важнейшее условие и принцип повышения качества и результативности всех видов педагогической деятельности. Преемственность знаний реализуется по вертикали, как углубление и развитие их в рамках одного предмета, и по горизонтали, как осуществление внутрипредметных связей. Но прежде всего преемственность должна быть обеспечена на уровне содержания учебного материала, включающего в себя свод закономерностей, законов, правил. Принцип преемственности требует продолжения работы на более глубокой теоретической основе.

Над проблемой преемственности работали многие ученые: Е.В. Архипова, Т.М. Балыхина, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, А.В. Дудников, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова, Г.А. Фомичева, А.Н. Матвеева, Е.Г. Шашкова и др. Однако единая научная концепция преемственности и перспективности в обучении до конца не разработана.

Перспективность в образовании связана с преемственностью как второй дидактический принцип, который состоит «в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень языкового развития, согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы» (М.Р. Львов).

Образование не должно сводиться только к пропедевтике, так как представляет собой непрерывный процесс приобретения знаний как в плане профессионального роста, так и повышения уровня общей культуры, воспитания нравственности и гражданской ответственности.

Последовательность образовательного процесса в системе средней школы реализуется на основе соблюдения принципов преемственности и перспективности. При изучении синтаксиса ведущая роль принадлежит синтаксическому анализу, позволяющему увидеть системные связи синтаксиса с морфологией, лексикой и другими разделами курса русского языка.

Перспективность осуществляется: ранним введением научных понятий о синтаксической структуре предложений и словосочетаний; последовательным и всесторонним развитием понимания системных связей синтаксиса с морфологией и лексикой; включением в круг синтаксического анализа проблемных задач и заданий повышенной сложности; применением методов активной коммуникативности (ситуативное обучение, метод дидактической игры и др.)

Синтаксический разбор определяется как вид теоретического исследования синтаксических коммуникативных единиц, включающий в себя перечисление в определенной смысловой последовательности грамматических дифференцирующих признаков отдельных словосочетаний, предложений и целого текста: сначала указываются наиболее общие признаки (например, деление предложений по интонации и по цели высказывания; по структуре: простое предложение или сложное); затем такие, которые характеризуют только данную синтаксическую единицу: предложение простой или осложненной структуры: с однородными членами, обособленными второстепенными членами и т.д.). За этими процедурами стоит глубокий аналитический процесс: опознание, классификация, сравнение, выбор из ряда признаков с одним общим основанием, обобщение, что требует аналитических способностей и в свою очередь помогает качеству мыслительных операций и развитию способностей к анализу, синтезу, обобщениям в абстрактной лингвистической теории и в конкретных примерах синтаксиса русского языка. Задача нашего исследования заключалась в том, чтобы определить, какую роль играет синтаксический анализ в реализации принципов преемственности и перспективности в условиях непрерывного образования и насколько результативно применение синтаксического разбора в развитии аналитических языковых способностей учащихся.

Несмотря на широкий круг исследований в области синтаксического анализа (Ф.И. Буслаев, Ф.Ф. Фортунатов, К.Д. Ушинский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский, И.И. Ковтунова, В.В. Бабайцева, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, В.И. Фурашов, Н.С. Валгина, Е.И. Диброва и др.) и методики его изучения в школе (А.Д. Алферов, Н.С. Поздняков, А.В. Текучев, Л.П. Федоренко, А.В. Дудников, Г.П. Фирсов, А.П. Еремеева и др.), он все еще остается наиболее сложным этапом работы не только для учащихся, но и для учителя, особенно в области анализа текста, его структурно-семантических особенностей, стилистического разнообразия языковых единиц.

Задача непрерывного образования требует новых подходов не только в изучении синтаксиса, в определении системы синтаксического анализа на основе преемственности, но и в создании новых дидактических материалов. Одна из задач исследования состояла в нахождении методически совершенного дидактического материала, который основывается на новых теоретических позициях методики синтаксиса, выявлении практической роли синтаксического разбора в решении непрерывного образования. Образцами должны быть тексты, помогающие не только вскрыть сущность изучаемого синтаксического явления, но и осознать, почувствовать богатство прекрасного русского языка. Воспитывающее и развивающее значение имеет и сам процесс познания системы языка, дисциплинирующий логику мышления и позволяющий полнее, осознаннее овладеть культурным наследием народа. Поэтому необходимо опереться на интеллектуальные способности учащихся, развивая их аналитические способности.

По нашим наблюдениям, в старших классах средней общеобразовательной школы снижены требования к выполнению синтаксического разбора учащимися. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки в ученических работах. Учителя объясняют это явление «невостребованностью синтаксического анализа при подготовке школьников к Единому государственному экзамену», что, по нашему мнению, неправомерно и вызывает вопрос: ведь развитие письменной речи учащихся старших классов, владение разнообразными структурными моделями простого и сложного предложения в творческих видах речи, прямой и косвенной речью, вводными и вставными конструкциями – требует хорошей лингвистической подготовки, чему способствует в максимальной степени синтаксический анализ. А если старшеклассник испытывает затруднения в определении структуры предложения, не владеет терминологией грамматики, с трудом читает, но не воспроизводит схемы моделей предложений, то мы не можем судить о развитости его аналитических способностей, об интеллектуальной зрелости.

Путем эксперимента мы доказываем эффективность применения синтаксического анализа как уникального упражнения по грамматике. Стадии синтаксического анализа, о которых пишет Л.П. Федоренко как об этапах его, – разбор-рассуждение, разбор-суждение и разбор-указание на грамматические признаки – определяют последовательность «осмысления школьниками грамматических понятий» (Федоренко Л.П. Трудные вопросы синтаксиса/ Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1972. – с. 23). Однако процесс этот длительный и личностно-ориентированный: зная уровень обученности каждого ученика, мы получаем представление и о степени развития его словесно-логического и абстрактного мышления. Занятия по синтаксису предполагают постоянные наблюдения над фактами языка, практическое овладение «материей языка», моделирование синтаксических конструкций.

Успешности учебного процесса способствуют активные методы познания, особенно у младших школьников. Дидактическая игра должна содержать серьёзный учебный материал, который снимает психическую и физическую перегрузку учащихся.

Умения, развиваемые в процессе дидактических игр как нестандартных методов изучения синтаксиса: правильное интонирование предложения; умение распространять простое предложение второстепенными членами; умения моделировать словосочетания и структуру простого двусоставного предложения – совершенствуются в последующих классах и путём дальнейшего самообразования на фоне привитого учащимся познавательного интереса, и постоянно востребованным способностям аналитического характера.

Преемственность, основанная на систематичности и последовательности расположения учебного материала, опирается на достигнутый учащимися уровень языкового развития, что обеспечивает его непрерывность. Преемственность между средним и начальным звеном школы – один из принципов организации непрерывного образования. В старших классах школы, реализуя принцип преемственности, расширяем возможности перспективного подхода к изучаемым языковым явлениям. Это отражено в авторском пособии «Русский язык. Сложные предложения. Схемы. Задания.»

Одним из наиболее рациональных видов упражнений по синтаксису является синтаксический анализ, на основе которого в большой мере можно реализовать не только взаимосвязь морфологии и синтаксиса при изучении грамматики на всех ступенях средней школы, но широко использовать и принципы преемственности и перспективности в обучении.

Глава вторая - «Развитие аналитических способностей учащихся средних и старших классов на основе целенаправленного изучения синтаксиса русского языка». В данной главе подробно раскрывается роль грамматики (синтаксиса) в интеллектуальном развитии учащихся. Рассмотрено соотношение между познанием и развитием аналитических способностей в процессе изучения синтаксиса путём активного применения синтаксического разбора, определена лингвистическая основа упражнений по синтаксису с учётом трудностей в анализе отдельных синтаксических структур. Интеллект ученика (как система умственных способностей) отражается в интеллектуальных умениях, которые становятся зримыми в учебной деятельности. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций, важнейшими среди которых являются: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д. Это непосредственно связано с развитием аналитических способностей учащихся. К.Д. Ушинский писал о том, что «грамматика является началом филологии и в то же время началом наблюдения человека над своею душевной жизнью». Идеи Ф.И. Буслаева, Ф.Ф. Фортунатова, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского, Д.Н. Овсянико-Куликовского, а также многих других ученых-лингвистов заложили основы методики изучения грамматики в школе. Выдающийся лингвист Л.А. Булаховский писал о том, что выучиться письменному языку и многочисленным особенностям литературной речи чисто практическим путем невозможно, поэтому необходимо систематическое изучение грамматики. Синтаксис, по учению Н. Ю. Шведовой, занимает центральное место в грамматической системе языка, так как «он непосредственно служит для общения людей и непосредственно соотносит сообщаемое с реальной действительностью, включая сюда как внешнюю, так и внутреннюю интеллектуальную и эмоциональную сферу жизни». Интенсивное развитие языкознания в XIX и XX веках подвигает общество к широкому ознакомлению с законами языка в целях быстрейшей коммуникации. В XX веке грамматика являлась основой кодификации письменной речи и овладения навыками письменной речи. О том, что преподавание грамматики имело важнейшее общественное значение, свидетельствовали съезды преподавателей русского языка, в которых принимали участие виднейшие ученые-лингвисты: Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, А.М. Пешковский. Ученые-грамматисты XX века: В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов, А.Н. Гвоздев, Н.С. Валгина, А.Г. Руднев, С.Е. Крючков, Н.С. Поспелов, Г.П. Фирсов, Л.Д. Чеснокова и многие другие - связывали грамматическое мышление в первую очередь с определением синтаксического понятия, выяснением отношений между понятиями, формулировкой определения понятий, классификацией понятий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений 2012 год

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  2. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  3. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Программы учебных дисциплин Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методических материалов по направлению «050700 Педагогика»

    Документ
    П 44 Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования (программы учебных дисциплин). В 3-х ч. Часть 2./ Под ред. Г.И.Вергелес, М.И.Калинина, Л.
  5. Учебный план 60 начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа пос им. К. Маркса» на 2011-2012 учебный год 60

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён

Другие похожие документы..