Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Новая современная гостиница, расположена в самом центре города в тихой парковой зоне, в 50 метрах от городского парка развлечений. В 5 минутах ходьбы...полностью>>
'Урок'
Цель урока: развитие представлений о понятии «гражданственность» в России ХIХ и ХХI веков через художественный текст (стихотворения Н.А.Некрасова) и ...полностью>>
'Реферат'
Проблема приватизации и разгосударствления собственности в условиях рыночной экономики - очень актуальная тема на сегодняшний день. С начала приватиз...полностью>>
'Документ'
В воздушный бассейн городов с выбросами промышленных предприятий и транспорта за год поступают сотни, а иногда и тысячи тонн различных вредных вещест...полностью>>

Реформирование экономической основы местного самоуправления крупного города (на примере бюджетов городов уральского региона)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Обобщение и систематизация различных подходов к раскрытию сущности понятия «местный бюджет» в процессе его эволюции позволяют идентифицировать четкую взаимосвязь с сущностными характеристиками местного самоуправления.

Проведенный автором анализ определений понятия «местный бюджет», содержащихся в научных исследованиях дореволюционного, советского и современного этапов, позволяет сделать вывод о направлении эволюционирования его сущности (рис. 2). С каждым новым периодом развития системы управления в стране и его бюджетной системы, в характеристике местных бюджетов появлялись новые аспекты раскрытия его содержания. Между тем, следует констатировать, что стержень этой сущности – местное самоуправление, его функции (задачи) и необходимость их финансирования – остается неизменным на всех этапах развития финансово-экономической мысли.

Местный бюджет, на наш взгляд, комплексное понятие, сущность которого определяется не только сущностью финансов и бюджета в целом, не только спецификой функционирования и развития территории, но и учитывает сущностные черты местного самоуправления:

во-первых, местный бюджет является средством реализации коллективных интересов на территории муниципального образования, в которых участвуют органы местного самоуправления;

во-вторых, местный бюджет является одним из средств обеспечения реализации функций местного самоуправления как специфической ветви власти: а) обеспечения самоорганизации граждан для решения социально значимых задач, требующих совместных усилий; б) решения вопросов местного значения; в) осуществления властных функций, принимая обязательные для исполнения

















Рисунок 2 – Эволюция сущности понятия «местный бюджет»

решения по вопросам местного значения, а также участия в осуществлении государственной политики на местах;

в-третьих, местный бюджет является средством выражения принципа самостоятельности деятельности органов местного самоуправления;

в-четвертых, местные бюджеты являются самостоятельным уровнем бюджетной системы, по аналогии с тем, что органы местного самоуправления организационно обособлены в системе управления государства;

в-пятых, местный бюджет является одним из средств воплощения принципа соответствия финансовых и материальных ресурсов полномочиям местного самоуправления.

Таким образом, взаимосвязь сущности местного бюджета и местного самоуправления очевидна, что в современных условиях находит подтверждение в процессах реформирования местного самоуправления.

3. Оценены тенденции формирования и развития бюджетов как элементов экономической основы местного самоуправления крупных городов, выявлены особенности бюджетов крупных городов в условиях реализации реформы местного самоуправления.

Объектами для анализа в контексте данного исследования выступают бюджеты крупных городов – административных центров субъектов РФ, входящих в состав Уральского региона (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Оренбург, Уфа, Ижевск). Муниципальные образования, сформированные на основе этих городов, имеют статус городского округа и формируют самостоятельный местный бюджет.

Сводные показатели доходов и расходов бюджетов данных городов, а также их территориальная структура представлены в табл. 1. Как показывает анализ, бюджеты административных центров субъектов РФ, входящих в состав Уральского региона, существенно различаются по объемам доходов и расходов, что обусловлено различиями их социально-экономического потенциала.

В целом, территориальная структура по бюджетным показателям подтверждается территориальной структурой по другим социально-экономическим показателям и соответствует тому потенциалу, которым обладают соответствующие субъекты РФ и города. Столицы субъектов РФ, как правило, имеют первые ранги в классификациях муниципальных образований по различным социально-экономическим показателям, в т.ч. финансово-бюджетным.

Общий объем налоговых поступлений в составе доходов бюджетов городов показан в табл. 2. Как видно из представленных данных, удельный вес налоговых доходов в рассматриваемом периоде в бюджетах большинства городов имел тенденцию к росту. Так, в бюджете Екатеринбурга удельный вес вырос с 56,0 до 56,9%, в бюджете Перми – с 39,3 до 52,1%, в бюджете Кургана – с 40,0 до 54,6%, в бюджете Ижевска – с 44,3 до 50,1%. В то же время, в бюджетах Оренбурга, Челябинска, Уфы доля налоговых доходов снизилась.

Таблица 1 – Доходы и расходы бюджетов крупных городов – административных центров Уральского региона

Город

Доходы, тыс. руб.

Удельный вес, %

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

Екатеринбург

8761769,0

9979579,0

13451674,0

19544341,0

25,2

23,0

24,9

27,7

Пермь

8458411,0

10190444,6

11515610,7

14995479,6

24,4

23,5

21,2

21,3

Челябинск

5766916,0

6411657,9

9519028,3

11642387,1

16,6

14,8

17,6

16,5

Курган

2007590,0

2399019,0

2241672,0

2803118,0

5,8

5,5

4,1

4,0

Оренбург

2450000,0

3443300,0

4272428,8

5425328,6

7,1

7,9

7,9

7,7

Уфа

3181218,0

6167155,7

7505509,7

9576805,2

9,2

14,2

13,9

13,6

Ижевск

4087364,0

4820134,0

5588547,0

6485801,0

11,8

11,1

10,3

9,2

Всего

34713268,0

43411290,2

54094470,5

70473260,5

100,0

100,0

100,0

100,0

Расходы, тыс. руб.

Удельный вес, %

Екатеринбург

9054715,0

10797243,0

14753520,0

21653899,0

25,1

23,8

25,8

29,0

Пермь

9068841,0

10768371,4

12720099,2

16101660,7

25,1

23,7

22,2

21,6

Челябинск

5766916,0

6411657,9

9519028,3

11642387,1

16,0

14,1

16,6

15,6

Курган

2111558,0

2531547,0

2356672,0

3016595,0

5,9

5,6

4,1

4,0

Оренбург

2641026,0

3777100,0

4522775,8

5722572,6

7,3

8,3

7,9

7,7

Уфа

3491218,0

6167155,7

7505509,7

9576805,2

9,7

13,6

13,1

12,8

Ижевск

3944364,0

4983631,0

5883769,0

6945087,0

10,9

11,0

10,3

9,3

Всего

36078638,0

45436706,0

57261374,0

74659006,6

100,0

100,0

100,0

100,0

Дефицит (-) / профицит (+), тыс. руб.

Удельный вес, %

Екатеринбург

-292946,0

-817664,0

-1301846,0

-2109558,0

19,4

37,7

39,7

50,4

Пермь

-610430,0

-577926,8

-1204488,5

-1106181,1

40,5

26,7

36,7

26,4

Челябинск

0

0

0

0

Курган

-103968,0

-132528,0

-115000,0

-213477,0

6,9

6,1

3,5

5,1

Оренбург

-191026,0

-333800,0

-250347,0

-297244,0

12,7

15,4

7,6

7,1

Уфа

-310000,0

0

0

0

20,6

Ижевск

+143000,0

-304583,0

-408377,0

-459286,0

14,1

12,5

11,0

Всего

-1365370,0

-2166501,8

-3280058,5

-41857446,1

100,0*

100,0

100,0

100,0

Таблица 2 – Налоговые доходы бюджетов крупных городов – административных центров Уральского региона

Показатели

2005

2006

2007

2008

Екатеринбург

Доходы бюджета, тыс. руб.

8761769,0

9979579,0

13451674,0

19544341,0

Налоговые доходы, тыс. руб.

4906370,0

5347578,0

7449279,0

11122731,0

Удельный вес, %

56,0

53,6

55,4

56,9

Пермь

Доходы бюджета, тыс. руб.

8458411,0

10190444,6

11515610,7

14995479,6

Налоговые доходы, тыс. руб.

3320655,0

4344602,0

5807361,0

7813008,7

Удельный вес, %

39,3

42,6

50,4

52,1

Челябинск

Доходы бюджета, тыс. руб.

5766916,0

6411657,9

9519028,3

11642387,1

Налоговые доходы, тыс. руб.

3823924,0

4409230,0

5441701,0

Нет свед.

Удельный вес, %

66,3

68,8

57,2

Курган

Доходы бюджета, тыс. руб.

2007590,0

2399019,0

2241672,0

2803118,0

Налоговые доходы, тыс. руб.

803310,0

867168,0

1082838,0

1529235,0

Удельный вес, %

40,0

36,1

48,3

54,6

Оренбург

Доходы бюджета, тыс. руб.

2450000,0

3443300,0

4272428,8

5425328,6

Налоговые доходы, тыс. руб.

1681590,0

1642900,0

2066892,0

2742908,0

Удельный вес, %

68,6

47,7

48,4

50,6

Уфа

Доходы бюджета, тыс. руб.

3181218,0

6167155,7

7505509,7

9576805,2

Налоговые доходы, тыс. руб.

2559626,0

3195368,0

3637590,0

5113847,0

Удельный вес, %

80,5

51,8

48,5

53,4

Ижевск

Доходы бюджета, тыс. руб.

4087364,0

4820134,0

5588547,0

6485801,0

Налоговые доходы, тыс. руб.

1812389,0

2114782,0

2603427,0

3246566,0

Удельный вес, %

44,3

43,9

46,6

50,1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 22 ноября 2011 г

    Информационный бюллетень
    Российский президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости создавать по всей стране особые полюса модернизации, опираясь не столько на природные, сколько на человеческие производственные ресурсы, на научно-технический, образовательный потенциал.
  2. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 17 ноября 2009 г

    Информационный бюллетень
    Модернизация российской экономики стала красной нитью в ежегодном послании Президента РФ Дмитрия Медведева. На этом пути не исключены очередные дополнительные антикризисные меры.
  3. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 14 июня 2011 г

    Информационный бюллетень
    Президент России Дмитрий Медведев подписал указ об отмене зимнего времени. Помимо отмены перехода на зимнее время, закон также вводит понятие «часовой зоны» - части территории страны, на которой действует единое время.
  4. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 21 июня 2011 г

    Информационный бюллетень
    Президент РФ Дмитрий Медведев подвел некоторые итоги развития страны за последние 20 лет. «В этом году исполняется 20 лет новой России, – сказал он, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
  5. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 02 марта 2010 г

    Информационный бюллетень
    Президент России Дмитрий Медведев указом преобразовал управление своей администрации по работе с обращениями граждан, сообщила пресс-служба Кремля. Теперь оно сможет рассматривать обращения различных организаций и заставлять муниципалитеты

Другие похожие документы..