Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Система национальных счетов (СНС), реализуемая в Российской Федерации, основана на методологических положениях, разработанных совместно с ООН, МВФ, М...полностью>>
'Программа'
Перед подачей документов абитуриент представляет на кафедру органической химии печатные научные труды или реферат по специальности и проходит собеседо...полностью>>
'Документ'
Распространяются на деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием ...полностью>>
'Закон'
Настоящий Федеральный закон всоответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы,обязанности и ответственность военнослужащих, ...полностью>>

Психологические аспекты профессиональной деятельности линейного менеджера в условиях средней компании

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Бобинкин Сергей Александрович

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИНЕЙНОГО МЕНЕДЖЕРА В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ КОМПАНИИ

Специальность: 19.00.03 – психология труда,

инженерная психология, эргономика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Тверь 2009

Диссертационная работа выполнена на кафедре психологии ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Научный руководитель доктор психологических наук, профессор

Пряжникова Елена Юрьевна

Научный консультант кандидат психологических наук, доцент

Каращан Виктор Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Феоктистова Светлана Васильевна

НОУ ВПО «Российский Новый университет»

кандидат психологических наук, доцент

Новикова Галина Викторовна

Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

Ведущая организация ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Защита диссертации состоится «21» октября 2009 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 12, корп. Б, ауд. 425.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета; с авторефератом можно ознакомиться на сайте Тверского государственного университета

Автореферат разослан « » сентября 2009 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук И.М. Филинова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях развития «рыночных отношений» на первый план выходят профессии, связанные с «куплей-продажей», а по мере развития этих отношений – профессии, связанные с цивилизованным менеджментом. В современных социально-экономических условиях развития общества практически все создаваемые в России компании заинтересованы в грамотных, профессионально подготовленных менеджерах, способных при принятии управленческих решений учитывать особенности взаимоотношений между людьми. Практика показывает, что линейные менеджеры являются ключевым звеном «субъект – субъектной» деятельности, в скалярной цепи вертикальной структуры организации «топ менеджер – линейный менеджер – персонал». Следовательно, изучение связей трудовой деятельности линейных менеджеров с профессионально важными качествами является остроактуальным, а также показывает высокое прикладное значение изучения этих вопросов, особенно в рамках психологии труда.

Многими исследователями подчеркивается междисциплинарность и высокая прикладная значимость изучения вопросов профессиональной деятельности линейных менеджеров, обусловленная тем, что данный вопрос оказывает непосредственное влияние на эффективность работы персонала, трудовых коллективов и в целом компаний. Вопрос оптимизации профессиональной деятельности рассматривали исследователи различных направлений: общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии труда и др. (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Т.Ю. Базаров, Т.Ф. Базылевич, В.Р. Веснин, В.Н. Дружинин, А.Л. Журавлев, Е.А. Климов, Н. Корнелиус, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, В.А. Розанова, В.А. Соснин и др.). Необходимо отметить, что в настоящее время недостаточно работ по психологии труда и акмеологии, где в той или иной мере рассматривался бы вопрос оптимизации профессиональной деятельности линейных менеджеров.

Современные исследования управленческих явлений в организации свидетельствуют, что в XXI веке профессиональная деятельность менеджера, несомненно, усложнится. Перед линейным менеджером-профессионалом уже сегодня ставится задача быстрее принимать эффективные решения, а также мгновенно находить и использовать адекватно-релевантную информацию.

Трудности изучения индивидуально-психологических способностей линейных менеджеров связаны с тем, что сама категория способностей является одной из наиболее сложных в психологии и раскрыта еще не в полной мере. В отечественной психологии вопрос связи способностей с деятельностью и личностью рассматривали ряд известных авторов (Т.С. Кабаченко, А.В. Карпов, М.И. Магура, Е.Б Моргунов, А.В. Морозов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Н.В. Самоукина, В.Д. Шадриков, П.Я. Шлаен и др.).

В современных условиях одно из центральных мест в поисках резервов повышения эффективности профессиональной деятельности линейных менеджеров по праву занимают исследования, посвященные психологическому анализу оптимизации управления. Это приводит к необходимости анализа многообразия подходов, тактик и стратегий, которые реализуются при изучении связи индивидуально-психологических способностей с эффективностью деятельности линейных менеджеров как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. В связи с этим вопрос объективной оценки индивидуально-психологических способностей линейного менеджера как субъекта профессиональной деятельности сегодня является остроактуальным и, несомненно, будет оставаться таковым в общей проблематике психологии труда.

Актуальность проблемы исследования усиливает и наличие основного противоречия современной жизни, между конкретной реальностью и специфическими требованиями, предъявляемыми к профессионально важным качествам, влияющим на эффективность трудовой деятельности линейных менеджеров. Г.М. Андреева, рассматривая психологические качества (свойства) и способности личности, выделяет противоречия по следующим пунктам: а) перечень социально-психологических качеств (свойств) личности и критериев для их выделения; б) соотношение качеств (свойств) и способностей личности.

Как показал анализ исследования профессиональной деятельности линейных менеджеров, существует ряд вопросов, являющихся наименее изученными.

Во-первых, при рассмотрении вопросов оптимизации профессиональной деятельности линейного менеджера зачастую не учитываются функциональные особенности его труда, определяемые структурой организации.

Во-вторых, при исследовании «субъект – субъектной» деятельности линейных менеджеров внимание исследователей зачастую растворяется в общепсихологических понятиях (знания, умения, интеллект, психологические качества, психические процессы и др.) без учета профессиональных способностей линейных менеджеров.

В-третьих, отсутствуют практически обоснованные программы и результаты объективной оценки и конкурсного профотбора, учитывающие индивидуальные особенности линейных менеджеров и связанные с оптимизацией их профессиональной деятельности в изменяющихся условиях.

Таким образом, актуальность изучения психологических аспектов профессиональной деятельности линейных менеджеров определяется сочетанием высокой теоретической и практической значимости с явно недостаточным уровнем ее разработанности как в целом, так и ее аспектов в отечественной психологии труда.

Цель исследования: изучение психологических аспектов профессиональной деятельности линейных менеджеров с учетом различных индивидуально-психологических способностей, влияющих на ее эффективность.

В соответствии с заявленной целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Основываясь на материалах отечественных и зарубежных авторов выявить и изучить основные психологические аспекты профессиональной деятельности линейных менеджеров в различных социально-психологических условиях.

  2. Провести содержательный анализ и структурировать индивидуально-психологические способности, влияющие на профессиональную деятельность линейных менеджеров.

  3. Основываясь на результатах теоретического исследования, подобрать и разработать методический инструментарий для фиксации эмпирических результатов влияния индивидуально-психологических способностей на эффективность профессиональной деятельности линейных менеджеров.

  4. Провести интерпретацию и анализ влияния индивидуально-психологических способностей на эффективность профессиональной деятельности линейных менеджеров банков и торговых компаний.

  5. Изучить особенности эмпирических результатов конкурсного профотбора линейных менеджеров банков и торговых компаний, способных раскрыть свой управленческий потенциал в социально-психологических условиях профессиональной деятельности.

Объект исследования: профессиональная деятельность линейного менеджера в различных социально-психологических условиях.

Предметом исследования являются взаимосвязи индивидуально-психологических способностей с профессиональной деятельностью линейных менеджеров.

Гипотеза исследования: эффективность работы компаний и трудовых коллективов обусловливаются знанием и учетом психологических аспектов, влияющих на профессиональную деятельность линейного менеджера.

В связи с тем, что основная гипотеза носит отчетливо выраженный теоретический характер, нами выделены частные гипотезы, которые могут быть эмпирически подтверждены.

  1. Индивидуально-психологические характеристики, включающие биографические характеристики и личностно-психологические качества, влияют на эффективность профессиональной деятельности линейных менеджеров, работающих в различных социально-психологических условиях.

  2. Управленческие способности влияют на эффективность профессиональной деятельности линейных менеджеров, работающих в различных социально-психологических условиях.

  3. Знание и учет индивидуально-психологических способностей к профессиональной деятельности, включающих управленческие способности и индивидуально-психологические характеристики, способствуют объективной оценке и эффективному профотбору линейных менеджеров из числа претендентов.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования изложена в работах ряда авторов.

Методология деятельности и ее структура (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Т.Ф. Базылевич, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, Ю.МЗабродин, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев О.Г. Носкова, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Суворова, В.Д. Шадриков и др.).

Психология профессиональной деятельности менеджера (Т.Ю. Базаров, М. Вебер, В.Р. Веснин, М. Вудкок, А.Д. Глоточкин, А.А. Деркач, Т.С. Кабаченко, А.В. Карпов, В.Г. Крысько, Н.А. Куртиков, К. Левин, Х.И. Лейбович, М.Х. Мескон, В.С. Пудич, Е.Ю. Пряжникова, Д.Я. Райгородский, Н.В. Самоукина, Г.В. Телятников, В.Г. Федцов, А.Ф. Шикун и др.).

Психология способностей и индивидуально-психологических характеристик, влияющих на деятельность менеджера (Г.М. Андреева, Д.Г. Бойетт, Т.С. Кабаченко, А.Н. Капустина, А.В. Карпов, М.И. Магура, Д. МакКлелланд, Е.Б Моргунов, А.В. Морозов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Н.В. Самоукина, В.Д. Шадриков, П.Я. Шлаен и др.).

Профессиографирование деятельностно важных качеств (В.Е. Гаврилов, Э.Ф. Зеер, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, С.Н. Чистякова и др.).

В качестве методов исследования применялись: методы теоретического и исторического анализа, обобщения и интерпретации научных данных; эмпирические методы – наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертные оценки, анализ документов, анализ результатов исследования, анализ результатов деятельности; тестирование: опросник Р. Кеттелла (форма С); тест-опросник Г. Айзенка – определение степени выраженности свойств «интроверсия – экстраверсия» и «нейротизм – эмоциональная стабильность»; опросник «Шкала оценки потребности в достижении»; авторский опросник «Оценки управленческих способностей линейных менеджеров». Полученные в ходе исследования данные были подвергнуты статистическому анализу с применением методов ранговой корреляции Спирмена и критерия Фишера в сочетании с критерием Колмогорова-Смирнова, с помощью статистических пакетов компьютерной обработки данных "EXCEL" и "Statistica 6,0".

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась позициями общей и частной методологии, применением апробированного инструментария фиксации эмпирических данных, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, а также математическими методами обработки и анализа данных с помощью различных компьютерных программ.

Эмпирическая база. Общая численность принявших участие в эмпирическом исследовании составила более 638 человек в возрасте от 25 до 48 лет. Исследуемая группа включает 153 линейных менеджеров, работающих в дополнительных офисах банков и 239 линейных менеджеров, работающих в торговых компаниях. Для проверки результатов исследования выступили две группы (экспериментальная и контрольная), включающие более 246 претендентов на должность линейных менеджеров.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе исследования (2005-2006 гг.) проводились: анализ литературы по проблеме исследования, разработка теоретических положений, постановка целей и задач исследования.

На втором этапе исследования (2006-2007 гг.) продолжалось изучение литературы, проведено пилотажное исследование выделенной проблемы, позволившие построить обобщенную модель исследования, разработать программы объективной оценки и конкурсного профотбора, а также получить основной массив данных.

На третьем этапе исследования (2007-2008 гг.) проведены дополнение, обобщение и анализ полученных результатов, разработаны рекомендации по повышению эффективности профессиональной деятельности, с учетом индивидуально-психологических способностей линейных менеджеров.

Научная новизна. Проблема оптимизации профессиональной деятельности линейных менеджеров впервые рассмотрена сквозь призму индивидуально-психологических способностей. В связи с этим определена и сформулирована структура индивидуально-психологических способностей с учетом специфичности «субъект – субъектной» деятельности линейных менеджеров. Для оценки управленческих способностей линейных менеджеров нами был разработан и апробирован авторский опросник.

Впервые продемонстрировано, что в социально-психологических условиях индивидуально-психологические способности влияют на эффективность профессиональной деятельности линейного менеджера. В результате, исследование основных психологических аспектов профессиональной деятельности позволило определить структуру индивидуально-психологических способностей и составить авторский методический инструментарий объективной оценки и конкурсного профотбора линейных менеджеров, которые способны раскрыть свой управленческий потенциал в различных социально-психологических условиях профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования. Определяется теоретическим и эмпирическим анализом проблемы эффективности «субъект – субъектной» деятельности линейного менеджера через выявление ее взаимосвязи с профессионально важными качествами и системным анализом, направленным на оптимизацию трудовой деятельности управленца на уровнях «линейный менеджер – трудовой коллектив», с учетом различных социально-психологических условий.

На теоретическом уровне впервые обоснован системный подход к оценке индивидуально-психологических способностей, влияющих на эффективность профессиональной деятельности линейных менеджеров. Выделены и структурированы две основные группы качеств, которые являются либо непосредственно профессиональными способностями, либо опосредованно реализующими функции способностей (т.е. влияющими на успешность профессиональной деятельности субъекта труда).

Исследование взаимосвязи индивидуально-психологических способностей с эффективностью профессиональной деятельности способствует развитию основ психологической теории профессиональной деятельности линейных менеджеров. Дополнено содержание понятия «индивидуально-психологических способностей линейных менеджеров», а также приведено единое теоретическое основание для их дальнейшего изучения в рамках психологии труда.

Практическая значимость исследования заключается в серии теоретических и эмпирических результатов, которые включены в основу разработанной нами комплексной методики объективной оценки и конкурсного профотбора линейных менеджеров с учетом индивидуально-психологических способностей, что позволяет на основе этих данных строить диагностический прогноз эффективности профессиональной деятельности линейного менеджера в различных социально-психологических условиях.

Полученные данные вносят существенный вклад в развитие психологии труда, акмеологии и психологии управления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы обсуждались: на заседаниях кафедры психологии Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) (2005-2008гг.); на международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2005); на научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Научно-теоретические проблемы современного российского общества» (Москва, 2006); на всероссийской конференции РПО «Современные проблемы прикладной психологии» (Ярославль, 2006); на всероссийской научной конференции аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы сервиса и туризма» (Москва, 2007); на межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Г.В. Телятникова, «Психология управления в современной России» (Тверь, 2007); на всероссийской научной конференции аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы сервиса и туризма» (Москва, 2008); на научно-практической конференции «Психология креативности: психолого-социальный дискурс» (Москва, 2008); на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психология образования: состояние и перспектива» (Славянск-на-Кубани, Краснодарский край, 2008).

Теоретические и практические результаты исследования нашли свою реализацию в системе оценок, связанных с эффективностью деятельности линейных менеджеров и конкурсного профотбора. Внедрение результатов исследования проводилось: в дополнительных офисах банка ВТБ 24 и др.; в ряде компаний: ИП Анисимов, ИП Мартынов, ИП Связист, ИП Фалевич, ИП центр дизайна и полиграфии «ТВОЙ ГОРОД», ООО «Энергогазкомплект», ООО «НПФ «Энергосбережение» и др. Полученные теоретические и практические знания позволили провести серию консультаций менеджеров по персоналу различных компаний Москвы и Московской области, по вопросам объективной оценки и конкурсного профотбора управленческого персонала и оптимизации профессиональной деятельности менеджмента различных компаний.

Материалы исследования составили основу курсов лекций «Психология деятельности руководителя» (20 часов) РГСУ, кафедра психологии, г. Клин и «Практическая психология и психодиагностика» (104 часа.) РГУТиС, кафедра психологии, г. Москва.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Эффективность профессиональной деятельности линейного менеджера в различных социально-психологических условиях определяется индивидуально-психологическими способностями, в структуру которых входят управленческие способности в качестве профессиональных и индивидуально-психологические характеристики.

  2. Управленческие способности линейных менеджеров, включающие общие и специальные профессиональные способности, должны рассматриваться как психологические качества, непосредственно влияющие на эффективность профессиональной деятельности в различных социально-психологических условиях.

  3. Индивидуально-психологические характеристики линейных менеджеров, включающие биографические характеристики и личностно-психологические качества, опосредованно реализуют функции способностей и определяют эффективность профессиональной деятельности в различных социально-психологических условиях.

  4. Качественная и количественная интерпретация, анализ индивидуально-психологических способностей линейных менеджеров позволяют сформулировать объективные оценки и провести конкурсный профотбор с учетом прогноза эффективности выполнения субъектом труда своих управленческих функций.

  5. Повышение эффективности профессиональной деятельности менеджера в различных социально-психологических условиях возможно при условии применения авторского методического инструментария объективной оценки и конкурсного профотбора линейных менеджеров с учетом индивидуально-психологических способностей.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 235 наименований и 14 приложений, содержащих результаты статистической обработки данных. Основной текст диссертации изложен на 191 странице текста и сопровождается 19 таблицами, 17 графиками и рисунками.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция «Социально-психологические аспекты менеджмента в туризме»

    Лекция
    Туризм как отрасль только формируется, при этом в нем появляются новые сегменты, новые виды туристских предприятий и услуг, требующих новых категорий работников, с наделенных новыми профессиональными обязанностями.
  2. Психологические аспекты деятельности организационного психолога в области профориентации и профессионально-психологического отбора

    Документ
    Роль педагогической диагностики межличностных отношений военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России в военном профессиональном психолого-педагогическом отборе
  3. Профессиональный стандарт вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности): управление (руководство)

    Руководство
    Профессиональный стандарт управляющего (руководителя) организации – это многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям управляющего (руководителя), изложенные
  4. Психологическая энциклопедия психология человека

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  5. Н. В. Козлова Современное профессиональное образование: психолого-акмеологический подход Издательство тпу томск 2007

    Документ
    В монографии рассматриваются теоретико-методологические и исследовательские позиции в представлении высшего профессионального образования на основании акмеологической методологии.

Другие похожие документы..