Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
Художник изобразил момент одного из самых общественно значимых нововведений Петра I – стрижка длинных пол и бород. История о том, как Петр I по выраж...полностью>>
'Документ'
«Стоит пирамида. Внутри нее — камеры. И — гроб. Слева в большой комнате. Размер гроба — точно — метр семьдесят пять на метр. И весь он золотой. Прошу...полностью>>
'Программа'
Цель курса состоит в освоении основ финансового менеджмента. В рамках изучения данного курса перед слушателем ставятся задачи приобретения теоретичес...полностью>>
'Документ'
формулами и/или рисунками 8-00 1 лист А4 Сканирование изображения с корректировкой 5-00 1 изображение Сканирование с распознаванием текста и корректи...полностью>>

Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (24)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по курсу

«История и философия науки»

«Общие проблемы философии науки»

 

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по философии, социологии и культурологии.

 

  1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна,  П.Фейерабенда,  М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

 

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

3. Возникновение науки  и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

 

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

 

6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной  рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

 

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд,  Р. Аттфильд). 

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа  цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

 

Рекомендуемая основная литература:

1.              М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.

2.              В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

3.              Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

4.              М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

5.              А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

6.              А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

7.              К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

8.              В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

9.              Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

10.           Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.

11.           Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

12.           Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

 

Дополнительная литература:

1.              П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.

2.              Наука в культуре. М., 1998 г.

3.              Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.

4.              Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.

5.              В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.

6.              Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.

7.              В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г.

8.              Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.

9.              А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.

10.           Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г.

11.           П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

12.           Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,

13.           А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.

14.           Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г.

15.           В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г.

16.           Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г.

 «История медицины и фармацевтики»

 

Введение

В основу настоящей Программы положены следующие дисциплины: история медицины, всеобщая история; история России; философия; основные медико-биологические и клинические дисциплины.

Программа разработана Российским Университетом дружбы народов и одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России  по медико-гигиеническим специальностям.

 

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

 

1. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Периодизация и хронология всемирной истории медицины. История медицины как часть культуры и истории человечества. Философия и медицина. Источники изучения истории медицины.

Характеристика первобытной эры. Периодизация и хронология первобытного врачевания. Источники информации о болезнях первобытного человека и врачевании в первобытную эру. Гипотеза "золотого века" и ее опровержение. Апополитейные и синполитейные первобытные общества.

 

1.1. Становление первобытного общества и первобытного врачевания

(свыше 2 млн. лет назад - ок. 40 тыс. лет назад)

 

Современные представления о происхождении человека. Прародина человечества: гипотезы моногенизма и полигенизма. Антропогенез и социогенез.

Эпоха праобщины (первобытное человеческое стадо). Зарождение коллективного врачевания и гигиенических навыков. Природные лечебные средства. Развитие абстрактного мышления и речи (поздние палеоантропы). Первые погребения умерших (ок. 65-40 тыс. лет назад) о лекарственном врачевании. Зачатки идеологических (религиозных) представлений.

 

1.2. Врачевание в период зрелости первобытного общества

(ок. 40 тыс. лет назад - X-V тысячелетия до н.э.)

 

Завершение антропогенеза; формирование человека современного вида - Homo sapiens (неоантроп). Расширение ойкумены. Расогенез.

Эпоха первобытной общины. Матрилинейный род.

Ранняя родовая община охотников, собирателей и рыболовов (ок. 40 тыс. лет назад - ок. VII тысячелетия до н.э.). Представления о здоровье, болезнях и их лечении как результат рациональных и превратных представлений об окружающем мире. Рациональные приемы врачевания. Зарождение культов, религиозных верований и лечебной магии. Переход от коллективного врачевания к знахарству. Трепанации черепов (с XII-X тысячелетий. до н.э.).

Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Коллективное врачевание и знахарство. Становление культовой практики. Антропоморфный тотемизм и представления о болезни. Гигиенические навыки.

 

1.3. Врачевание в период разложения первобытного общества

(с X-V тысячелетий до н.э.)

 

Эпоха классообразования. Зарождение частной собственности, классов и государства. Патриархат и матриархат - формы разложения первобытного общества. Культ предков и представления о здоровье и болезни. Появление профессиональных служителей культа врачевания; сфера их деятельности. Расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания.

Народное врачевание первобытных синполитейных обществ аборигенов Австралии, Азии, Африки, Америки, Океании. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе, лечебные средства и приемы психологического воздействия на больного и общество.

Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в развивающихся странах.

Народное врачевание - один из истоков традиционной и научной медицины.

 

ДРЕВНИЙ МИР

 

2. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

(IV тысячелетие до н.э. - середина V в. н.э.)

               

Характеристика эпохи. Возникновение первых рабовладельческих цивилизаций: в Месопотамии и Египте (IV-III тысячелетия до н.э.), Индии (середина III тысячелетия до н.э.), Китае (II тысячелетие до н.э.), Восточном Средиземноморье (III-II тысячелетия до н.э.), Америке (I тысячелетие н.э.).

Общие черты развития врачевания в странах древнего мира.

 

2.1. Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)

(III тысячелетие до н.э. - VII в. до н.э.)

 

Историческое развитие региона: города-государства шумеров (с конца IV тысячелетия до н.э.), Вавилонское царство (ХХ-VI вв. до н.э.), Ассирийское царство (ХV-VII вв. до н.э.). Источники информации о врачевании.

2.1.1. Врачевание в Шумере. (III тысячелетие до н.э.)

Изобретение клинописи. Древнейшие тексты медицинского содержания (начало III тысячелетия до н.э.); их эмпирический характер. Мифология и врачевание. Достижения шумерской цивилизации - основа и источник вавилоно-ассирийской культуры и врачевания.

2.1.2. Врачевание в Вавилонии и Ассирии.(II - середина I тысячелетия до н.э.)

Эмпирические знания. Мифология и врачевание. Божества - покровители врачевания. Представления о причинах болезней. Два направления врачевания: асуту и ашипуту. Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) о правовом положении врачевателей. Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения.

 

2.2. Врачевание в древнем Египте

(III-I тысячелетия до н.э.)

 

Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Египта.

Источники информации о врачевании. Медицинские папирусы (папирус Э.Смита, ок. 1550 г. до н.э. и папирус Г.Эберса, ок. 1550 г. до н.э.).

Характерные черты древнеегипетской культуры. Заупокойный культ и бальзамирование умерших. Накопление знаний о строении человеческого тела.

Естественнонаучные знания древних египтян. Представления о причинах болезней. Врачебная специализация: лекарственное лечение и диететика, оперативное врачевание, родовспоможение, лечение женских и детских болезней, зубоврачевание, заразные болезни. Шистозомоз. Гигиенические традиции.

Помещения для больных при храмах. "Дома жизни". Врачебная этика.

 

2.3. Врачевание в древней Индии

(III тысячелетие до н.э. - середина I тысячелетия н.э.)

 

Периодизация и хронология истории и врачевания древней Индии.

Источники информации о врачевании.

Период хараппской цивилизации (III - начало II тысячелетия до н.э., долина р. Инд). Древнейшие (из известных) санитарно-технические сооружения.

Ведийский период (конец II - середина I тысячелетия до н.э., долина р. Ганг). Священные книги: "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа", "Атхарваведа" как источник сведений о болезнях. Философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевание.

Классический период (вторая половина I тысячелетия до н.э. - IV в. н.э.). Религиозно-философские системы и представления о здоровье и болезнях. Аюрведа - учение о долгой жизни. Вскрытие умерших. Лекарственное врачевание ("Чарака-самхита", датируется II в. н.э.). Высокое развитие оперативных методов лечения ("Сушрута-самхита", датируется IV в. н.э.) и родовспоможения.

Гигиенические традиции. "Предписания Ману". Лечебницы (дхармашалы).

Врачебная этика. Врачебные школы при храмах.

 

2.4. Врачевание в древнем Китае

(середина II тысячелетия до н.э. - III в. н.э.)

 

Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Китая. Достижения древнекитайской цивилизации. Источники информации о

врачевании.

Философские основы китайской традиционной медицины. Учения у син и инь-ян; их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечение.

Методы обследования больного. Учение о пульсе. Традиционное врачевание чжэнь-цзю ("Нэй цзин", III в. до н.э.). Лекарственное врачевание и оперативное лечение. Бянь Цюэ (XI в. до н.э.), Ван Чун (I в.), Хуа То (II в.), Ван Шухэ (III в.).

Предупреждение болезней. Вариоляция. Гигиенические традиции.

 

3. МЕДИЦИНА ЦИВИЛИЗАЦИЙ АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

(III тысячелетие до н.э. - V в. н.э.)

 

3.1. Врачевание и медицина в древней Греции

(III тысячелетие до н.э. - I в. н.э.)

 

Роль древней Греции в истории мировой культуры и медицины. Периодизация и хронология. Источники информации о врачевании и медицине.

Крито-микенский период (III-II тысячелетия до н.э.). Санитарно-технические сооружения цивилизаций на о. Крит (середина III тысячелетия до н.э.).

Предполисный период (XI-IX вв. до н.э.). Поэма Гомера "Илиада" о врачевании времен Троянской войны (XII в. до н.э.) и последующего периода. Эмпирический характер врачевания.

Полисный период (VIII-VI вв. до н.э.). Греческая мифология о врачевании; боги - покровители врачевания. Первые асклепейоны (с VI в. до н.э.). Храмовое врачевание. Греческая натурфилософия (VII в. до н.э.) и врачевание. Лечебницы.

Классический период (V-IV вв. до н.э.). Формирование (к V в. до н.э.) двух философских направлений: естественнонаучного направления и объективного идеализма; их влияние на развитие врачевания. Учение о четырех соках организма. Врачебные школы: кротонская, книдская, косская. Их выдающиеся врачеватели.

Жизнь и деятельность Гиппократа (ок. 460-370 гг. до н.э.).

"Гиппократов сборник" - энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания. История создания. Содержание основных работ сборника.

"Гиппократов сборник" о врачебной этике. "Клятва".

Эллинистический период (вторая половина IV в. до н.э. - середина I в. н.э.). Эллинистическая культура. Аристотель и его влияние на развитие медицины. Медицина в Царстве Птолемеев. Александрийский мусейон. Александрийское хранилище рукописей. Развитие описательной анатомии и хирургии: Герофил (ок. 335-280 гг. до н.э.) и Эразистрат (ок. 300-240 гг. до н.э.).

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (4)

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (15)

    Программа
    Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской работой в области экономических наук, к экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки».
  3. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (10)

    Программа
    Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.
  4. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (16)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  5. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (7)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.
  6. Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» (17)

    Программа
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

Другие похожие документы..