Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Решения международной конференции ООН по охране окружающей среды и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), определяют необходимость создания в к...полностью>>
'Документ'
Международная олимпиада по научным проектам, практика в Нефтенной компании "КОР" в г. Кызылорда, "Каспиймунайгаз" практикант Сборн...полностью>>
'Программа'
Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Налоговое право» составлена на основе ГОСО по специальности юриспруденция, типового учебного плана, типовой ...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Жировые включения в клетках печени . Митохондрии в клеточном эпителии 3. Пигментные клетки 4. Симпласт ( скелетные мышцы) 4....полностью>>

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по курсу маркетинг территорий

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (Филиал)

Кафедра «Туризма»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ

специальность ______ «Туризм»

Москва 2009 г.

Методическое пособие составлено на основании рабочей программы дисциплины «Маркетинг территорий»

Методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «Туризма»

Протокол № 1 от «31» __ августа_____ 2009 г.

Зав. кафедрой д.э.н., проф. Джанджугазова Е.А.

Методическое пособие одобрено Учебно-методическим Советом Института туризма и гостеприимства

Протокол № от «__» __ _ 2009 г.

Председатель УМС Института туризма и гостеприимства

к.т.н., доцент Е.В.Субботина

Методическое пособие разработали:

Зав. кафедрой «Туризма» профессор, д.э.н. Джанджугазова Е.А.

Преподаватель кафедры «Туризма» к.э.н. Лапочкина В.В.

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Туризма»

Протокол № 1 от 31.08.2009 г.

Методические указания по выполнению курсовой работы по курсу "Маркетинг территорий" разработаны для студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования. Перечень используемой литературы предусмотрен учебной программой.

Курс «Маркетинг территорий» является прикладной экономической дисциплиной, носит комплексный характер и интегрирует в единую систему знания, полученные студентами в процессе изучения туристских и экономических дисциплин.

В период становления постиндустриального общества особое значение приобретает маркетинговая деятельность, позволяющая обеспечить баланс интересов трех главных субъектов: потребителя, общества и производителя. Маркетинг как философия современного бизнеса, стратегия и тактика рыночной деятельности находится в динамичном развитии. В этих условиях особую роль приобретает маркетинг территорий, так как он становится важнейшим фактором успешного регионального развития. Маркетинг территорий позволяет взглянуть на территорию с новой точки зрения, не только как на пространственную или географическую единицу, а как на объект продвижения или своеобразный продукт, обладающий потребительной ценностью. Маркетинг территории дает возможность создавать, поддерживать или изменять мнения, намерения или поведение потребителей региональных продуктов и услуг, способствует формированию особого образа региона.

Маркетинг туристских территорий является прикладной экономической дисциплиной, которая имеет комплексный характер и интегрирует в единую систему знания, полученные студентами в процессе изучения туристских и экономических дисциплин и в частности «Маркетинг», «Маркетинг в туризме».

Основной целью студентов при выполнении курсовой работы по этой дисциплине, является:

  • получение научное представление о «регионе», «территориальном туристском комплексе», «туристском регионе» и социально- экономической роли туризма в региональном развитии.

  • знание теоретические основы территориального маркетинга, основные тенденции и направления развития маркетинговых исследований в регионе, особенности регионального маркетинга, специфику комплекса маркетинга туристских территорий, основные направления территориального туристского маркетинга.

  • умение применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Основными задачами, стоящими перед студентами при выполнении курсовой работы являются:

  • Овладение теоретическими знаниями в области современного маркетинга территорий с учётом передового отечественного и зарубежного опыта;

  • Знакомство с работами современных ученых и специалистов в области регионального маркетинга;

  • Показать важность и практическую значимость туристской территории как объекта продвижения;

  • Дать представление об особенностях маркетинговой деятельности в регионе;

  • Показать влияние туризма на региональное развитие;

  • Рассмотреть основные методы оценки влияния туризма на региональное развитие;

  • Продемонстрировать необходимость формирования и продвижения регионального туристского продукта;

  • Показать роль и значение передового опыта развития туристских регионов.

При выполнении курсовой работы следует подчеркнуть, что социальным наполнением маркетинговой концепции является удовлетворение потребностей широкого круга потребителей, что предполагает определение роли и значения маркетинга в стратегическом планировании деятельности предприятия. В свою очередь, маркетинг территории – это деятельность, осуществляемая в интересах регионального развития, в результате которой создается, поддерживается или изменяется отношение к региону со стороны целевых рынков и широких кругов потребителей. Маркетинг территории базируется на активном использовании природных, трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов региона, а также на возможностях их реализации и воспроизводства. Кроме того, следует уделить особое внимание таким важнейшим видам маркетинговой деятельности туристских территорий, как формирование конкурентоспособного территориального продукта, сегментация потребителей по различным признакам, выбор целевых и наиболее «плодоносных» сегментов рынка, продвижение и формирование имиджа туристского территориального продукта. При чем раскрывать вышеуказанное, следует на примере конкретных туристских территорий и регионов.

В ходе выполнения курсовой работы представляется возможным закрепить и осмыслить теоретический материал по ряду дисциплин: организация въездного, выездного и внутреннего туризма, основы туроперейтинга, страноведение, виды и тенденции туризма, статистике, менеджменту, маркетингу и другим.

Данное исследование позволяет выявить и проанализировать круг проблем, с которыми могут столкнуться территориальные органы власти, местные субъекты хозяйственной деятельности, сообщества, частные предприниматели, глубокий и всесторонний анализ которых позволит принять эффективные и своевременные решения..

В современных условиях грамотно построенная маркетинговая деятельность и владение инструментами бизнес-планирования, является важнейшим инструментом управления и развития туристских территорий. Тщательная разработка плана маркетинга фактически является алгоритмом решения серьезных экономических задач и освоения новых коммерческих проектов с целью развития и популяризации туристских территорий в различных отраслях (торговля, общественное питание, сфере услуг, туристском и гостиничном бизнесе и т.д.).

Кроме того, в современном мире любая территория сталкивается с острой конкуренцией, будь то борьба за туриста или инвестора, поэтому она нуждается в экономически обоснованном прогнозе развития бизнеса, что позволяет привлечь деловых партнеров, а также ответить на главные вопросы: Что производить? Кому продавать? Принесет ли он доходы? Когда окупятся все затраты?

Курсовая работа по маркетингу территорий представляет собой логически стройное, систематизированное исследование, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть работы выполняется на конкретном примере любой территории (страны, региона, города, центра).

В работе рекомендуется привести необходимые расчеты, таблицы, графики, схемы, рисунки, сопровождающиеся соответствующими пояснениями и выводами.

Помимо основной смысловой части работа включает в себя введение, в котором коротко отражаются: цели и задачи исследования, основные проблемы, стоящие перед отраслью, дается краткая характеристика рынка товаров и услуг, намечаются возможные пути решения поставленных проблем.

Завершает смысловую часть работы заключение, в котором формируются общие выводы, формулируются возможности и предложения по реализации предложенных инноваций, программ или идей.

Работа завершается списком используемой литературы, выполненной в установленном порядке.

Основные требования:

  1. Текст должен быть набран на компьютере, размер шрифта 14.

  2. Объем – 30 печатных листов (не менее).

  3. Список литературы не менее 20 источников.

Обязательное наличие таблиц, расчетов согласно предложенной методике.

Ход работы:

  1. Выбор темы исследования.

  2. Формирование плана работы.

  3. Подбор необходимого теоретического и практического материала.

  4. Выполнение смысловой части работы.

  5. Подведение итогов и оформление выводов (заключение).

  6. Оформление списка литературы.

  7. Приложение (по желанию автора работа может иметь приложение в виде рисунков, таблиц, схем, иллюстративного и рекламного материала.

Часть 1. Тематика теоретической части

курсовых работ по маркетингу территорий

  1. Современный маркетинг, основные категории и тенденции развития.

  2. Маркетинг туристских территорий, как инструмент управления региональным развитием.

  3. Регион, как объект исследования территориального маркетинга.

  4. Сущность и особенности туристского территориального продукта, способы его формирования.

  5. . Туристские и рекреационные потребности, их место и роль в системе потребностей населения.

  6. Туристские и рекреационные ресурсы как основа формирования территориального туристского продукта.

  7. .Потенциал туристских территорий, особенности его оценки

  8. Комплекс маркетинга территории, характеристика основных элементов, особенности разработки.

  9. Влияние туризма и рекреации на региональное развитие

  10. Оценка социально-экономического влияния туризма на региональное развитие

  11. Оценка экологического воздействия туризма на регион.

  12. Характеристика основных выгод и проблем, связанных с развитием туризма

  13. Современные средства продвижения туристских территорий.

  14. Выставочная деятельность территории, как важнейший элемент ее продвижения.

  15. Электронный маркетинг, его роль и значение в формировании коммуникативной политики администрации туристской территории.

  16. Официальный Сайт туристской администрации как инструмент развития.

  17. Новейшие электронные технологии продвижения туристской территории.

  18. Сущность и значение имиджа туристской территории.

  19. Формирование имиджа туристстких территорий.

  20. Особенности брэндинга туристских территорий.

  21. Городской туристский продукт его специфика и особенности формирования.

  22. Маркетинг городов и туристских центров, основные понятия, специфические особенности

  23. Курортный продукт его структура и специфические особенности.

  24. Маркетинг достопримечательностей как важнейший элемент маркетинга туристских территорий.

  25. Особенности маркетинга достопримечательностей, роль и значение тематических парков в формировании привлекательного имиджа туристских территорий

  26. Основные проблемы и тенденции в области продвижения туристских регионов.

  27. Разработка стратегии продвижения туристских регионов на внутренние и внешние рынки.

  28. Программы продвижения России на региональном и международном уровне, особенности формирования региональных программ продвижения.

  29. Маркетинговые исследования, как эффективный способ установления обратной связи с потребителями региональных туристских продуктов и услуг.

  30. Роль и значение региональных маркетинговых центров в продвижении туристских регионов.

  31. Музейные бренды и особенности их формирования.

  32. Историко-культурные центры как полюса экономического роста территории.

  33. Роль туристской инфраструктуры в формировании территориального туристского продукта.

  34. Концепции маркетинга, особенности их применения в формировании программ развития туристской территории.

Примерное содержание теоретической части по некоторым темам курсовой работы.

Тема 1. Современный маркетинг, основные категории и тенденции развития.

1.Роль и значение маркетинга в постиндустриальном мире, основные понятия, цели, задачи и функции современного маркетинга.

2.Концепции маркетинга и их эволюция.

3. Особенности развития маркетинга в условиях «сервисной экономики».

4.Понятие интегрированного маркетинга и маркетинга открытых систем.

5.Роль и значение клиентоориентированного подхода в маркетинговой деятельности

Тема 2. Маркетинг туристских территорий, как инструмент управления региональным развитием.

1.Маркетинг туристских территорий: понятие, основные цели, функции и задачи.

2.Основные стратегические направления территориального маркетинга.

3.Важнейшие тенденции и основные проблемы регионального развития, роль туризма в успешном развитии регионов.

4.Характеристика основных элементов характеризующих маркетинговую деятельность туристских территорий

Тема 3. Регион, как объект исследования территориального маркетинга.

1. Характеристика основных понятий «регион», «территория», «район».

2. Основные понятия в области экономического районирования, типология регионов, их краткая характеристика.

3. Научно-практические подходы к исследованию туристских регионов, типы и виды регионов.

4. Характеристика важнейших туристских регионов и территорий, теория и практика их освоения, пути формирования туристской специализации региона

Тема 4. Сущность и особенности туристского территориального продукта, способы его формирования.

1. Характеристика «туристской территории» с точки зрения «особого продукта», способного удовлетворять туристские потребности.

2. Структура территориального продукта, уровни туристского продукта региона.

3. Комплексный подход к формированию и продвижению регионального турпродукта.

Тема 6. Туристские и рекреационные ресурсы как основа формирования территориального туристского продукта.

1.Понятие и характеристика туристских ресурсов. Подходы к классификации ресурсов

2.Влияние ресурсов на специализацию и развитие туризма в регионе.

3.Потенциал туристских территорий, особенности его оценки.

Тема 7. Потенциал туристских территорий, особенности его оценки

1.Понятие и характеристика потенциала туристских территорий. Определение кадастра туристских ресурсов.

2.Основные этапы процесса оценки туристско-рекреационных ресурсов

3.Типы оценок природных рекреационных ресурсов

4.Оценка туристского потенциала регионов России

Тема 8. Комплекс маркетинга территории, характеристика основных элементов, особенности разработки.

1. Понятия комплекса маркетинга туристских территорий, роль и значение базовых элементов в формировании региональных маркетинговых программ.

2. Структура территориального продукта, уровни туристского продукта региона.

3. Особенности ценообразования территориального продукта, основные факторы, формирующие цены на региональные туристские продукты и услуги.

4.Характеристика важнейших каналов продвижения территориальных туристских продуктов и услуг.

5. Продвижение туристских территорий на внутренних и внешних рынках.

Тема 9. Влияние туризма и рекреации на региональное развитие

1.Основные тенденции развития туризма, исследование проблем влияния туризма как вида экономической деятельности на региональное развитие.

2.Особенности экономического и социального влияния туризма, понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта».

3.Методология оценки туристского влияния, особенности казуальной методологии.

4.Понятие и значение мультипликатора и мультипликативного эффекта в туризме, особенности применения мультипликаторов.

Тема 12. Характеристика основных выгод и проблем, связанных с развитием туризма.

1. Основные тенденции развития туризма, исследование проблем влияния туризма на экономическое развитие стран и регионов.

2. Выгоды, связанные с развитием туризма и рекреации.

3. Проблемы, связанные с развитием туризма и рекреации

4. Использование концепции устойчивого развития при формировании стратегии развития туристско-рекреационных регионов

Тема 16. Официальный Сайт туристской администрации как инструмент развития.

1. Информационный маркетинг его роль и значение в развитии туристской территории.

2. Веб-сайт региональной туристской администрации, его структура функции, особенности дизайна.

3. Информационные модули веб-сайта региональной туристской администрации, особенности их формирования.

4. Технология и эффективные пути продвижения веб-сайта региона.

Тема 18. Сущность и значение имиджа туристской территории.

1.Понятие и значение имиджа территории.

2.Географические, культурные, исторические и этнические составляющие имиджа туристской территории.

3.Понятие «образа территории», особенности формирования и закрепления в сознании потребителей.

4.Символика региона, роль и значение атрибутивных знаков в формировании привлекательного имиджа туристского региона.

Тема 19. Формирование имиджа туристстких территорий.

1. Маркетинг имиджа, основные понятия, роль и значение.

2. Характеристика основных этапов формирования имиджа

3. Процессный подход к маркетингу имиджа, характеристика основных- элементов.

4. Имиджевое позиционирование туристских территорий.

Тема 20. Особенности брэндинга туристских территорий.

1.Бренд туристской территорий., определение, основные понятия и значение.

2.Характеристика видов брендов территории

3.Процесс формирования бренда, характеристика основных этапов.

4.Международный и отечественный опыт формирования успешных территориальных брендов

ЧАСТЬ 2. Практическая часть курсовой работы

Для выполнения практического задания студент должен выбрать определенную территорию (страну, туристский район, турцентр, курорт или курортную местность) по желанию или интересам.

Например: страна – территориальный туристский продукт Италии; территориальный туристский продукт Карелии; территориальный курортный продукт Большого Сочи и пр.

Материал следует излагать лаконично и последовательно, после каждого раздела делать выводы.

Ключевой концепцией практической части работы является представление туристской территории как продукта, который должен удовлетворять определенные туристские и рекреационные потребности, быть конкурентоспособным по цене, обладать комплексом уникальных преимуществ, что позволит эффективно продвигать его на рынке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для выполнения курсовых работ

    Методические рекомендации
    Задания и методические указания по выполнению курсовой работы составлены в соответствии со стандартом базового высшего образования и учебной программой курса «Экономика».
  2. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по курсу «экономическая теория»

    Методические рекомендации
    Курсовая работа по курсу «Экономическая теория» является обобщающей самостоятельной работой студентов, а также подготовительным этапом к выполнению теоретической части дипломной работы.
  3. Методические указания к выполнению курсовой работы курсовая работа по курсу «Менеджмент»

    Методические указания
    Курсовая работа по курсу «Менеджмент» должна вы­явить способности студента: правильно применять теоре­тические положения к решению практических вопросов, анализировать использование достижений современной науки в области управления,
  4. Методические указания к выполнению курсовой работы по маркетингу преподаватель к э. н., доцент Пронина Н. Н

    Методические указания
    Выполнение курсовых работ является одним из элементов учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов, поскольку их написание способствует глубокому изучению учебных дисциплин, включенных в процесс обучения.
  5. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» для студентов специальности 080504. 65(061000) «Государственное и муниципальное управление» Краснодар 2010г (1)

    Методические указания
    Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» для студентов специальности 80504.65(061 ) - «Государственное и муниципальное управление».

Другие похожие документы..