Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий...полностью>>
'Документ'
Реализм в искусстве - это понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, м...полностью>>
'Реферат'
“Працівники, колективи культури і мистецтва України, удостоєні почесних звань і нагороджені почесними відзнаками Президента, орденами України у 2003 р...полностью>>
'Документ'
Назначение. Операционная система (ОС) – неотъемлемая часть программного обеспечения компьютера, управляющая всеми его аппаратными компонентами. Други...полностью>>

Всоответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Администрация города Вологды

ПРОЕКТ

Стратегия развития потребительского рынка

муниципального образования «Город Вологда»
на период до 2020 года

«ВОЛОГДА ТОРГОВАЯ»

Вологда

2011

Содержание

1. Введение 3

2. История Вологды торговой 6

3. Приоритетные направления развития потребительского рынка 10

3.1. Торговля (розничная и оптовая) 11

3.2. Общественное питание 20

3.3. Сфера услуг 25

4. Механизмы реализации Стратегии 29

5. Система управления реализацией Стратегии 31

6. Ожидаемые результаты 33

7. Приложения 35

7.1. Целевые индикаторы Стратегии 35

7.2. STEP – анализ 36

7.3. SWOT – анализ 37

7.4. Аналитическая информация о состоянии потребительского рынка в городе Вологде 30

7.5. Инвестиционные проекты в торговле 63

1. Введение

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, решение проблем в развитии потребительского рынка возложено на местные органы власти, от деятельности которых зависит создание благоприятных условий для развития потребительского рынка, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары, услуги общественного питания, бытового обслуживания по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.

Исходя из этого, в отношении потребительского рынка города должна формироваться и реализовываться эффективная муниципальная политика, в которой четко сформулированы стратегические цели, направления, конкретные методы и способы работы, направленные на дальнейшее развитие потребительского рынка, повышение эффективности удовлетворения потребительского спроса, совершенствование форм и методов обслуживания.

Данный документ представляет собой Стратегию развития потребительского рынка на территории муниципального образования «Город Вологда» (далее – город Вологда) до 2020 года (далее - Стратегия), разработанную Администрацией города Вологды.

Стратегия является частью Стратегии комплексной модернизации городской среды муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «Вологда - комфортный город» (утверждена решением Вологодской городской Думы № 715 от 01.07.2011 года), построена на ее принципах, раскрывает и дополняет содержание пункта 2.13 «Вологда - торговая» и направлена на достижение главной цели комплексного развития - повышение качества жизни населения города Вологды, путем создания максимально комфортных условий для жителей, гостей и эффективно работающих компаний.

Стратегия также учитывает положения Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России № 422 от 31 марта 2011 года.

Стратегия разработана с учетом задач, стоящих перед городом, основывается на комплексной оценке тенденций и проблем развития потребительского рынка в регионе и определяет приоритеты его развития в городе Вологде. Стратегия затрагивает сегменты оптовой и розничной торговли товарами, общественного питания, сферы услуг.

Потребительский рынок является неотъемлемым структурным звеном экономики и при всей его важности для развития экономики города имеет не только экономическое, но и социальное значение. Роль и динамика потребительского рынка города Вологды зависит от его объема, структурной устойчивости потребления товаров, самообеспеченности, поставок с других регионов России, перспектив роста и развития в направлении, необходимом для расширенного воспроизводства.

Торговля и общественное питание являются важной составляющей внутреннего рынка и играют значительную роль, как в формировании общего экономического потенциала, так и в обеспечении потребностей населения города в товарах и услугах.

Разработанные положения Стратегии основаны на анализе существующих статистических данных, обсуждений с представителями отрасли торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами.

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики России. За последние годы в Вологде введено большое количество торговых площадей, обеспеченность торговыми площадями превышает норматив по Российской Федерации и по странам Европы.

Миссия Стратегии: Вологда – центр изобилия.

Основная цель Стратегии - превратить Вологду в областной и межрегиональный центр торговли и оказания различных видов услуг населению, эффективно продвигающий на мировой рынок собственные товары и бренды.

На основании анализа развития потребительского рынка определены пять групп приоритетных задач, решение которых позволит достигнуть поставленную цель:

1. Развитие современных форматов и совершенствование форм обслуживания сферы потребительского рынка, инновационное перевооружение действующих предприятий.

2. Содействие обеспечению ценовой и территориальной доступности товаров и услуг.

3. Содействие повышению культуры и качества обслуживания в сфере потребительского рынка.

4. Содействие в формировании в исторической (центральной) части города и на основных туристических маршрутах предприятий сферы потребительского рынка, продвигающих местную «брендовую» продукцию.

5. Совершенствование нормативно-правового, организационного и координационного обеспечения сферы потребительского рынка. Анализ и прогнозирование потребительского рынка.

При определении дальнейшего вектора развития каждой из сфер потребительского рынка будут представлены направления, ориентированные на решение приоритетных задач.

Значения целевых индикаторов Стратегии устанавливались на основе показателей, используемых в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года и Стратегии комплексной модернизации городской среды муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «Вологда - комфортный город». Перечень целевых индикаторов представлен в приложении 1.

2. История Вологды торговой

Вологда - один из самых древних городов России, ровесница Москвы. Город исторический и современный, Вологда является административным, промышленным и культурным центром Вологодской области. Кладовая русских традиций, родина удивительных ремесел и промыслов.

В истории города есть много ярких примеров того, что Вологда являлась крупным торгово-купеческим центром. Развитие торговли сопровождалось периодами бурного развития и спада. Основными факторами развития отрасли были географическое положение и общественный строй, который определял место торговли в системе общественных взаимоотношений.

Значительный период расцвета и укрепления Вологды связан с правлением Ивана IV Грозного. Прежде всего, город становится одним из важнейших транзитных центров во внешней торговле России с Англией, Голландией и другими западными странами по Беломорскому пути и в торговле с Сибирью по Сухоне и Вычегде. В Вологде был построен государев кладовой двор на берегу реки. Англичане открыли в городе свою торговую контору. В 1556 году из России отплыл в Англию первый русский посол – вологжанин дьяк Иосиф Непея. Открытие торговых отношений с заграницей послужило толчком к быстрому процветанию Вологды. Торговый агент Гасс в 1554 году писал о Вологде, что это «большой город в центре России, окружённый многими и хорошими городами; здесь изобилие хлеба и нет города в России, который бы не торговал с Вологдой».

Нашествие интервентов отразилось на благополучии Вологды очень тяжело, однако город в короткий срок восстановил своё место в экономической жизни государства. Во второй половине XVII века через Архангельский порт возобновилась торговля с заграницей. Голландец Корнелий де-Бруини, проезжавший в 1701 году через Вологду, нашёл здесь «торжище, наполненное всякими товарами» и назвал город «украшением русской страны».

Вологда XVII — начала XVIII веков не только административный центр, но и город через который шла внешняя торговля Московского государства с Западными странами. Это был один из главных рынков торговли хлебом, солью, продуктами животноводства. Здесь развивались: переработка льна, кожевенное производство, переработка древесины, кузнечное дело. Из женских ремёсел было широко развито золотошвейное.

Овладев после победы над шведами выходом к Балтийскому морю, Пётр I сделал столицей государства Петербург. Как только сюда пошли корабли, последовал царский указ о запрещении заморского торга через Архангельск. Белое море на десятилетия теряет былое значение главного водного пути в Европу. Торговые люди, не находя сбыта товарам, переселялись в Петербург, Москву, Ярославль. При преемниках Петра I ограничения в торговле по Северо-Двинскому пути были отменены. В 40-х годах XVIII века снимаются таможенные пошлины на ярмарках, разрешается ввоз товаров из-за границы через Архангельск, упраздняются различные монополии. Заморские товары по Северной Двине хлынули в Вологду, а из неё – по другим городам. Восстановив торговое значение, Вологда превратилась в крупный центр ремесленного производства. В середине XVIII века здесь возникли первые мануфактуры. В 80-х годах XVIII века в Вологде насчитывалось уже около семидесяти ремесленно-промышленных предприятий.

После отмены крепостного права на Север стал проникать капитализм. Постройка железных дорог, возникновение парового флота, расширение лесоразработок, кружевного промысла и маслоделия оказали своё влияние и на развитие экономики Вологды. В 1862 году на Сухоне появился первый пароход. В 1872 году открылось железнодорожное сообщение Вологды с Ярославлем, в 1898 году – с Архангельском, в 1905 году – с Петербургом и Вяткой. Как и раньше, город стал занимать видное место во внутренней торговле Российской империи.

В XIX - начале XX веков Вологда становится и промышленным центром Северо-Запада России. К концу XIX века в городе открываются полотняная фабрика, кожевенный, сахарные, канатные заводы. Появились и крупные государственные предприятия - главные мастерские Петербургско-Вятской железной дороги, паровозное и вагонное депо. В городе были построены электростанция, водопровод, телефонная станция. Развиваются и традиционные народные промыслы - прежде всего кружевоплетение.

В «советский» период развитие торговли и сферы услуг возобновилось на плановой основе и было направлено на достижение подушевых нормативов обеспеченности населений товарами и услугами. Главными задачами руководства государства в этот период были индустриализация, приоритетное развитие промышленных производств и строительства, послевоенное восстановление экономики, освоение космоса, развитие военно-промышленного комплекса. Это отразилось на темпах развития торговли и бытовых услуг, которые значительно отставали от темпов развития других отраслей народного хозяйства. Новый период бурного развития торговли и сферы услуг начался в города в начале 90-ых годов XX века с началом формирования в России рыночных отношений и продолжается до настоящего времени.

В последние годы в сфере торговли города произошли кардинальные изменения: появилось большое количество торговых объектов, работающих по методу самообслуживания; розничные сети постепенно вытесняют из городской инфраструктуры рынки и одиночные магазины; увеличивается доля торговых и торгово-развлекательных центров в общем объеме торговой недвижимости; активно развивается ресторанный бизнес.

Вологда сегодня - город с развитой многоотраслевой экономикой. Основой экономического процветания областной столицы стали промышленные предприятия. В городе сосредоточено почти все машиностроение и металлообработка области. Здесь производят высококачественные оптические приборы, как военного, так и гражданского назначения. Линзы, телескопы, бинокли, приборы ночного видения пользуются в России и за рубежом заслуженным спросом.

Станки и дорожные машины вологодского производства разрабатываются по последнему слову техники. Во многих городах страны пассажиров возят троллейбусы и автобусы, изготовленные в Вологде. Знаменитые на всю Россию подшипники не раз получали призы на зарубежных промышленных выставках за свое исключительное качество.

Всемирную известность Вологде принесли предприятия молочной промышленности. Вологодское масло. Его традиционные рецепты сохраняют мастера-технологи. Специалистов для молочных предприятий готовят в единственной на всю Россию молочно-хозяйственной академии. Молочные продукты из Вологды можно увидеть на прилавках магазинов обеих столиц. Подарочный вариант вологодского масла поставляется в дипломатические представительства страны.

Заслуженную известность и широкое признание за высокую художественность, декоративное богатство, совершенство техники исполнения снискало вологодское кружево. Традиции и секреты вологодских кружевниц спустя века остались неизменными.

Продукция вологодских предприятий пользуется повышенным спросом не только в России, но и за рубежом. Она экспортируется в Индию, Китай, Польшу, Финляндию, Англию и другие страны.

Таким образом, история развития Вологды не просто неразрывно связана с развитием торговли в городе, а во многом ей определяется. На протяжении нескольких веков Вологда являлась крупным торгово-купеческим центром. Сохранить и преумножить исторические традиции – задача современной сферы торговли.

3. Приоритетные направления развития потребительского рынка

Потребительский рынок города Вологды, являясь крупной составной частью экономики Вологодской области, призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, а также качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории города.

Систематизировать всю совокупность факторов, влияющих на развитие потребительского рынка города, позволяет STEP-анализ, который предполагает изучение четырех основных компонентов: социального (Social), технологического (Technological), экономического (Economic), политического (Political) (приложение 2).

Рассматривая перспективы развития потребительского рынка, следует обратить снимание не только на традиционные, но и на нетрадиционные формы потребления, к числу которых относятся: встречи с друзьями, прогулки в парке, чтение книг, занятия спортом, слушание музыки и т.д. Сущность перечисленных видов удовольствий заключается в том, что они все тесно связаны с досугом человека и для своей реализации требуют наличия свободного времени. Досуг превращается в специфический рыночный фактор производства и потребления, имеющий свою цену и полезность. Свободное время капитализируется.

Таким образом, потребление всей массы благ требует двух ресурсов: денег и времени. Следовательно, для стабильного роста потребления необходимо обеспечить приток этих ресурсов в город. Запасами свободного времени и денег обладают жители Вологодской области, а так же гости города. Эти группы людей приезжают в Вологду для того, чтобы приобрести необходимые товары и услуги, в том числе и нематериальные. Многие жители Вологодчины уже сейчас пользуются услугами предприятий, расположенных в областном центре. Вологодские предприятия оказывают услуги половине жителей области. Люди приезжают в областной центр, чтобы обратиться к юристу, стоматологу, заказать мебель или окна, посетить косметические салоны или парикмахера, даже сдать вещи в химчистку.

О наличии свободных денег у жителей города Вологды свидетельствуют депозиты, которые, по сути, представляют собой отложенный спрос. Он формируется по причине невозможности его удовлетворения в текущий момент времени вследствие отсутствия необходимого ассортимента товаров, несоответствия предъявляемых требований к качеству и цене продукции.

Город является городом настолько, насколько житель может капитализировать свое свободное время. В Вологде возможность капитализации свободного времени рассчитана в основном на жителей со средним и выше среднего уровнями дохода. То есть одним из главных недостатков системы капитализации свободного времени является отсутствие внимания к сегментам рынка, отвечающим потребностям населения с разным уровнем доходов. Именно поэтому необходимо создать сеть объектов торговли и услуг, способных удовлетворить потребительский спрос всех слоев населения.

Превратить Вологду в областной и межрегиональный центр торговли и оказания всевозможных видов услуг населению означает дать возможность не только Вологжанам, но и гостям города эффективно использовать имеющиеся у них свободные ресурсы времени и денег. Эффективно как для города, так и для людей т.к. они смогут удовлетворить свои потребности не только в материальных, но и в нематериальных (духовных, интеллектуальных) благах.

Аналитическим инструментом, позволяющим обобщить состояние внутренней среды потребительского рынка г. Вологды (его силы и слабости), а также внешней (возможностей и угроз) является SWOT-анализ (приложение 3).

3.1. Торговля (розничная и оптовая)

Анализ

Отрасль торговли в Вологде играет важную социальную и экономическую роль не только на уровне города, но и на уровне Вологодской области в целом. В последние годы в сфере торговли города произошли кардинальные изменения: появилось большое количество торговых объектов, работающих по методу самообслуживания; розничные сети постепенно вытесняют из городской инфраструктуры рынки и одиночные магазины; увеличивается доля торговых и торгово-развлекательных центров в общем объеме торговой недвижимости.

Ведущим звеном потребительского рынка является торговля, так как она непосредственно затрагивает интересы населения. Оборот розничной торговли по Вологде в 2010 г. составил 26,7 млрд. руб., что на 18% выше, чем в 2009 г. (подробная аналитическая информация по каждому сегменту сферы потребительского рынка представлена в приложении 4).

На 1 января 2011 г. в городе Вологде функционировало 1465 стационарных магазина (из них 667 продовольственных и 798 непродовольственных), 721 торговый павильон, киоск и тонар, 3 рынка.

В сегменте розничной торговли города все большее развитие приобретает сетевая торговля - 19 % (от общей торговой площади). В Вологде работают порядка 36 торговых сетей. Наибольшая доля по специализации принадлежит продовольственным сетям - 56% (непродовольственным - 44%). Сложившаяся ситуация характеризуется масштабным распространением сетевого принципа создания крупных продовольственных магазинов, супермаркетов, осуществляющих продажу товаров методом самообслуживания с применением компьютерных касс и штрихового кодирования товаров. Внедрение современных технологий, форм и методов товарного обслуживания обусловило рост реализации товаров торговыми предприятиями и сокращение товарного оборота на рынках.

По количеству магазинов среди продовольственных сетей на первом месте сеть краснодарских дискаунтеров «Магнит» ЗАО «Тандер» (в городе насчитывается более 20 магазинов). Второе место занимает торгово-розничная сеть «Макси». В состав компании входят один гипермаркет «Мармелад», порядка 11 супермаркетов «Макси» и минимаркетов «Мини». Далее идут магазины ООО «Армез» под брендом «Лучик» (порядка 16 магазинов) и магазины ООО «Лоза» под брендом «Гурман» (около 16 магазинов).

Наряду с развитием крупных продовольственных сетей в городе Вологде продолжается формирование специализированных магазинов, представленных такими федеральными сетями как «Эльдорадо», «М-Видео», «Позитроника», «Sela», «Центрообувь», «Л’Этуаль», «Белый ветер Цифровой» «Буквоед» и др.

Среди непродовольственных сетей лидирует «Десяточка» (порядка 15 магазинов), «Черная кошка» (около 12 магазинов), и «Континент» (4 магазина).

Наибольшая доля по торговой площади приходится на магазины, расположенные в торговых центрах (73% от общей площади), и на участников торговых сетей (18%).

Всего в городе функционирует порядка 45 торговых центров, которые делятся на две категории. К первой категории относятся торговые центры, масштаб которых можно охарактеризовать как «микрорайонный», ко второй – современные форматные торговые центры, активное строительство которых наблюдается в последнее время: ТРЦ «Мармелад», ТЦ «Оазис», ТЦ «Форум», ТРЦ «Панорама», ТЦ «Остров» и т.д. В сентябре 2011 года на Окружном шоссе открыл свои двери торгово-развлекательный центр «РИО» (компания «Ташир»). На сегодняшний день торговые площади, расположенные в торговых центрах современного формата составляют 25% от общего числа торговых площадей или 146 кв.м. на 1000 человек (продовольственная группа товаров). Стратегией развития торговли Российской Федерации определен ориентир обеспеченности современными форматами торговли к 2020 году в 60-80% или 300 кв.м. на 1000 человек (продовольственная группа товаров).

До 2014 года на территории муниципального образования «Город Вологда» частными инвестициями запланировано ввести в эксплуатацию 132 тыс. кв.м. торговых площадей современного формата, что позволит достичь запланированных показателей. Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в торговле, представлен в приложении 5.

Важной ступенью в продвижении изделий, которыми славится Вологодский край, стало открытие магазина «Вологодские продукты» в ассортимент которого вошли лишь товары, производимые в Вологде. Вологодское масло и молочные продукты, изделия кондитерской фабрики и вологодских хлебокомбинатов – эту и многую другую продукцию можно купить в новом магазине, который расположен в самом центре города. В этом же здании открылся ещё один магазин – вологодского льна и кружева. Таким образом, активно развивается торговля брендовыми вологодскими товарами.

В 2011 году для улучшения торгового обслуживания населения дополнительно разработана схема размещения мелкорозничных  передвижных торговых объектов, состоящая из 113 площадок, в том числе 83 передвижных торговых точек (тонаров).

На развитие розничной торговой сети положительно влияет рост инвестиций (преимущественно частных), доля которых в данный сектор в 2009 г. составила 6,8% от общего объема инвестиций1]. Это нашло свое проявление в росте обеспеченности населения торговыми площадями. По этому показателю Вологда уверенно опережает ряд других городов России. В среднем в Вологде приходится 1,32 квадратных метра торговых площадей в расчете на 1 жителя, что на 32% выше общеевропейского стандарта (1000 кв. м на 1 тыс. жителей) и почти в 3 раза выше норматива по Постановлению правительства Вологодской области №1447 от 13.12.2010 «О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов Вологодской области». Превышение норматива достигнуто в основном за счет увеличения площади непродовольственных магазинов.

Относительно территориального размещения предприятий потребительского рынка города следует отметить, что наибольшее их количество расположено в Центральной и Западной части города Вологды, что обусловлено их выгодным местоположением и транспортным сообщением. При этом в некоторых микрорайонах города обеспеченность торговыми площадями достигается за счет объектов мелкорозничной торговли. В связи с чем одной из проблем является наличие диспропорции количества стационарных магазинов и объектов мелкорозничной торговли.

Таким образом, в целях более равномерного размещения объектов торговли по районам города, при дальнейшей планировке размещения предприятий потребительского рынка города Вологды, необходимо обеспечить приоритетное их размещение в Восточной части города и Заречье

Администрация города Вологды уделяет большое внимание поддержке социально незащищенных слоев населения. В социальном  проекте «Городская дисконтная  карта  «Забота»  принимает  участие 157 предприятий  и  предпринимателей,  осуществляющих  деятельность  в  розничной  торговле, организации   общественного  питания  и  сфере  услуг.  Для  социально  незащищенных  категорий  населения  ими  предоставляются  скидки  по  карте «Забота» от 5% до 50%  на  продукты, товары,  услуги.  С начала  реализации  проекта  (декабрь  2009 года)  пользователи   карты «Забота» (более 60 тыс.  человек)  сэкономили  порядка 40 млн.  руб.   

В целях поддержки населения и местных производителей увеличилось число сельскохозяйственных ярмарок с участием предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Так, за 2010 г. в городе Вологде было проведено 89 ярмарочных мероприятия, в том числе 2 межрегиональные ярмарки «Настоящий вологодский продукт», 52 сельскохозяйственные ярмарки на площади Революции, 71 ярмарка на Старом рынке, 2 – на Вологодской слободе), на которых горожане могли приобрести продукцию местных производителей. Общий объем продаж за 2010 г. составил 105,87 млн. руб. Средний чек покупки – от 300 до 800 руб., что значительно выше среднего чека в розничных торговых сетях и свидетельствует о высоком спросе населения на товары, представленные на ярмарках.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Всоответствии с федеральными законами от 21. 12. 1994 г

    Закон
    В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера-, от 21.
  2. Всоответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 г

    Закон
    В соответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 28 декабря 2009 г.
  3. Всоответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г

    Закон
    В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27 февраля 2010 г.
  4. Всоответствии с Федеральным законом от 24. 07

    Закон
    В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Администрации города Губкинского от 11.
  5. Всоответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г

    Закон
    О системе подготовки населения в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Соликамского городского округа

Другие похожие документы..