Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; ...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Документ'
Мобилизация и реструктуризация инновационного потенциала Красноярского края как фактора стратегической конкурентоспособности региона в контексте миро...полностью>>
'Документ'
ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ВАРТАНОВ В. Н. (первый заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И. (заместитель председателя), МУХИН В В. (заместитель ...полностью>>

Методические указания по изучению дисциплины «пчеловодство» изадания для контрольной работы студентам заочного отделения по специальностям

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Воронежский государственный аграрный университет

им. К.Д. Глинки

Факультет агрохимии, почвоведения и экологии
Кафедра защиты растений

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЧЕЛОВОДСТВО»

И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

студентам заочного отделения

по специальностям: 310200 «Агрономия»,

310300 «Плодоовощеводство и виноградарство»,

310600 «Селекция и генетика с.-х. культур»

Воронеж

2005

Составитель: доктор биологических наук, профессор

Н. Д. Добрыниным

Рецензент: доктор биологических наук, профессор А. В. Никулин

Методические указания одобрены и рекомендованы к изданию кафедрой защиты растений (протокол № 5 от 27 декабря 2004г.) и методической комиссией агрономического факультета (протокол № 6 от 8 февраля 2005 г.)

Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи изучения дисциплины

Пчеловодство дает ряд ценных продуктов, используемых для питания человека, в медицинской практике и в качестве сырья для некоторых отраслей промышленности.

В условиях современного сельского хозяй­ства пчеловодство имеет большое народнохозяйственное зна­чение как эффективное средство повышения урожаев энтомофильных (насекомоопыляемых) культур за счет опыления их пчелами. Подсчитано, что стоимость дополнительной продукции, полученной в результате пчелоопыления, в десятки раз превышает стоимость прямых продуктов пчеловодства. При правильном и планомерном опылении пчелами урожаи энтомофильных культу­р, которых в нашей стране насчитывается более 150 видов, увеличивается на 30—40%.

Основной продукт пчеловодства — мед, отличается от са­хара, употребляемого в пищу, не только приятным вкусом и тонким ароматом, но и более легкой усвояемостью и бактери­цидными свойствами. В связи с этим мед широко применяется в диетическом и детском питании, при лечении желудочно-кишечных и других заболеваний. Все более широкое применение в ка­честве лекарственного препарата находит пчелиный яд, ис­пользуются медициной получаемые от пчел маточное молоч­ко и прополис.

Около 3/4 производимого на пасеках воска идет на изго­товление искусственной вощины, остальной воск потребляется в кожевенной, лакокрасочной, фармацевтиче­ской и других видах промышленности. Мед и воск экспортируются в ряд за­рубежных стран.

В реализации задач по увеличению производства сельскохозяйственной продукции пчеловод­ству принадлежит далеко не последнее место.

Необходимо, однако, иметь в виду, что богатейшие медо­носные ресурсы нашей страны используются для сборов меда далеко не достаточно. Медосборы на одну семью пчел неус­тойчивы по годам; производительность труда в пчеловодстве относительно невысока, трудоемкие процессы на большинстве пасек мало ме­ханизированы.

Одной из основных причин этого являются небольшие размеры пасек во многих районах страны, поэтому создание крупных пчеловодческих хозяйств приобретает все большее и большее значение в деле повышения продуктивности отрасли. С другой стороны для лучшего опыления знтомофильных культур следует шире внедрять аренду пчелиных семей.

Обеспечение высокой рентабельности пчеловодства воз­можно лишь в том случае, если работы на пасеке организованы в соответствии с рекомендациями науки и передо­вой практики. Поэтому, чтобы обеспечить высокую товарность отрасли и повышение урожа­ев путем опыления энтомофильных культур пчелами, специа­листы сельского хозяйства должны владеть необходимыми теоретическими знаниями по вопросам, касающимся биологии пчелиной семьи и практическими навыками по разведению, содержанию и использованию пчел на опылении сельскохозяйственных культур.

Дисциплина «Пчеловодство» логически связана с такими дисциплинами как: зоология, ботаника, органическая химия, физиология животных и рас­тений.

Цель дисциплины — формирование знаний, умений и навыков по биологии, содержанию и разведению медоносных пчел, использованию их для опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур.

Задачами дисциплины является изучение:

  • состава и биологии пчелиной семьи;

  • технологии содержания и разведения пчелосемей;

  • кормовой базы медоносных пчел и опыления ими энтомофильных сельскохозяйственных культур.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • з н а т ь

1) основные сведения по составу и биологии пчелиной

семьи;

2) технологию содержания пчел в ульях различных

систем и приемы размножения пчелиных семей;

3) основные болезни пчел и методы их профилактики

и лечения;

4) основные медоносные растения и технику опыления

пчелами сельскохозяйственных культур;

  • у м е т ь:

1) управлять жизнедеятельностью пчелиных семей;

2) составлять кормовой баланс пасеки и график

использования пчел на медосборе и опылении

с.-х. культур;

  • в л а д е т ь:

1) методами содержания и разведения пчелосемей;

2) методами использования пчел для опыления с.-х.

культур;

3) методами улучшения кормовой базы пчел.

Распределение учебного времени для изучения дисциплины

В процессе работы студент должен, пользуясь програм­мой дисциплины, и настоящими методическими указаниями, внима­тельно прочитать материал по учебнику. Рекомендуется так­же изучить дополнительную литературу, которая приведена в конце каждой темы методических указаний, и материалы, освещающие опыт работы передовых пчеловодов, достижения отрасли в стране и за рубежом.

После усвоения материала по той или иной теме програм­мы студенту необходимо проверить свои знания по вопросам для самопроверки, приведенным в методических указаниях.

До начала экзаменационной сессии студент должен также представить в университет контрольную работу по данной дисциплине.

Ответы на вопросы контрольной работы даются развер­нуто, иллюстрируются цифровым материалом и примерами из передовой практики, в первую очередь, из прак­тики самого студента.

По всем вопросам, которые остались неясными при са­мостоятельном изучении дисциплины и выполнении контрольной работы, следует обращаться за консультациями на кафедру защиты растений ВГАУ (см. также сайт в Интернете: ).

Студент, успешно выполнивший контрольное задание и лабораторные работы, допускается к сдаче зачета по данной дисциплине.

Список рекомендуемой литературы

Основной

  1. Аветисян Г.А., Черевко Ю.А. Пчеловодство. М.: Академия, 2001.

2. Бондаренко Н.В. Практикум по пчеловодству. Л.: Колос, 1981.

3. Кривцов Н.И., Лебедев В.И., Туников Г.М. Пчеловодство. М.: Колос, 2000.

Дополнительный

4. Таранов Г.Ф. Биология пчелиной семьи. Сельхозиздат. М., 1961.

5. Иойриш Н.П. Продукты пчеловодства и их использование. Россельхозиздат. М., 1976.

6.Аветисян Г. А. Разведение и содержание пчел. М.: Колос, 1983.

7. Буренин Н. Л., Котова Г. Н. Справочник по пчеловодству. М.: Колос, 1985.

8. Лаврехин Ф. А., Панкова С. В Биология пчелиной семьи. М.: Колос, 1983.

9. Лукоянов В. Д., Павленко В. Н. Пчеловодный инвентарь и па­сечное оборудование. М.: Агропромиздат, 1988.

10. Гробов О. Ф., Лихотин А. К. Болезни и вредители пчел. М.:Агропромиздат, 1989. 1

11.Пономарева Е. Г., Детерлеева Н. Б. Медоносные ресурсы и опы­ление сельскохозяйственных растений.

М.: Агропромиздат, 1986.

12.Таранов Г. Ф. Промышленная технология получения и переработ­ки продуктов пчеловодства. М.: Агропромиздат,
1987.

13. Журнал «Пчеловодство».

Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. История, состояние и перспективы развития пчеловодства. Продукты пчеловодства, их состав и использование.

Изучая первую тему, следует кратко ознакомиться с исто­рией пчеловодства в нашей стране и его состоянием, а также с состоянием отрасли в зарубежных странах. Необходимо представлять перспективы развития отрасли в стране и мире.

По второму вопросу темы следует знать определение и состав основных продуктов пчеловодства, направления их использования в народном хозяйстве и медицине.

Вопросы для самопроверки

  1. Значение пчеловодства в народном хозяйстве страны.

  2. Основные этапы развития пчеловодства, роль П. И. Прокоповича, Л. Лангстрота, М. Меринга, Ф. Грушки и других ученых в совершенствовании тех­нологии разведения и содержания пчел.

  3. Какие задачи стоят перед пчеловодством в деле повышения производства продукции сельского хо­зяйства?

ЛИТЕРАТУРА: I, 3, 5, 13.

Тема 2. Биология пчелиной семьи

Для правильного понимания вопросов, связанных с разве­дением, кормлением и содержанием пчел, необходимо хорошо знать анатомию и физиологию пчелы, биологию пчелиной семьи. Поэтому вторая тема является основой для изучения всех последующих.

Начиная изучение темы, следует большее внимание обра­тить на те особенности строения и функции органов, кото­рые связаны с размножением и работой пчелы по сбору и переработке в мед нектара, а также по созданию запасов перги. Необходимо знать строение пищеварительной системы, функции «слюнных желез», процесс переработки нектара в мед и какие условия необходимо обеспечить семье пчел, чтобы этот процесс протекал нормально.

Следует обратить внимание на строение заднего отдела кишечника пчелы, функции ректальных желез и понять, по­чему благополучная зимовка пчел зависит не только от коли­чества, но и от качества кормовых запасов.

Ясно представляя, что пчелиная семья является целостной биологической и хозяйственной единицей, студент должен усвоить, чем отличаются друг от друга по наружному и внут­реннему строению и выполняемым функциям составляющие семью касты: рабочие пчелы, матка и трутни. При этом особое внима­ние необходимо обратить на роль матки — единственной в семье вполне развитой самки — и уяснить, что от качества матки, возраста ее и наследственных особенностей зависит количество пчел в семье, их работоспособность, устойчивость против неблагоприятных природных условий и болезней. Не­обходимо знать строение половых органов матки и недораз­витых самок — рабочих пчел.

Нужно знать строение половой системы трутня и учиты­вать, что трутни, как и матки, оказывают влияние на наслед­ственные качества рабочих пчел. После этого можно перей­ти к изучению процесса развития и размножения пчел. Надо усвоить, что матка может откладывать оплодотворенные и неоплодотворенные яйца. Из оплодотворенных яиц выводятся, как правило, и рабочие пчелы и матки (в зависимости от условий питания). Поэтому надо четко представлять, как питается развивающаяся личинка матки и рабочей пчелы

Необходимо четко представлять, как протекает жизнь пче­линой семьи течение года.

Рассматривая вопросы биологии пчелиной семьи, следует постоянно иметь в виду, что для хозяйственного использова­ния ценны только такие семьи, которые имеют большое коли­чество рабочих пчел (сильные пчелиные семьи). Следует знать также, как изменяется сила (численность) пчелиной семьи по перио­дам сезона.

По мере усиления пчелиных семей у них появляется ин­стинкт роения. Необходимо понимать биологию этого яв­ления.

Поведение пчел и их ориентировка в пространстве занима­ют важное место в жизни пчелиной семьи. Начиная изучение этого раздела, следует ознакомиться со строением нервной системы и функциями органов чувств этого насекомого. За­тем необходимо обратить внимание на взаимоотношения между особями, составляющими семью, а также на формы сигнализации («язык» пчел) при нахождении разведчицей источника медосбора, при появлении врагов, подготовке к выходу роя. Следует знать, какие работы выполняют рабочие пчелы в гнезде и вне его, и каким образом работа отдельных особей зависит от возраста, силы семьи и количества в ней расплода, интенсивности медосбора и погоды.

Студент должен иметь представление о гнезде пчел, строении сотов и типах ячеек, значении сотов для жизни и продуктивности семьи. Необходимо представлять процессы старения сотов и последствия этого явления..

При изучении зимовки пчел основное внимание нужно об­ратить на условия (доброкачественные корма, оптимальный газовый и температурный режим в гнезде, нормальная влаж­ность воздуха), наиболее благоприятные для хорошей зимов­ки; при этом следует иметь в виду, что в зимнем клубе рез­ко снижается интенсивность обмена веществ у пчел.

Вопросы для самопроверки

  1. Из каких особей состоит пчелиная семья и в чем их от­личие друг от друга (по строению и выполняемым функциям)?

  2. Назовите условия, необходимые для выделения воска у пчелы и строительства сотов.

  3. Строение и функции пищеварительной системы пчел.

  4. Строение половых органов пчелиной матки и трутня.

  5. Какая разница между нектаром и медом?

6. В какие сроки происходит развитие рабочей пчелы,

матки и трутня?

  1. В чем состоит разница в питании личинки матки и

рабочей пчелы / трутня?

  1. Какое значение для жизни пчелиной семьи имеет спо­собность пчел различать цвета, запахи и звуки?

  2. Как осуществляется сигнализация у пчел?

  1. Как определить, что семья готовится к естественному
    роению?

  2. Расскажите о жизни пчел зимой.

ЛИТЕРАТУРА: 1,3,4,8.

Тема 3. Ульи, пчеловодный инвентарь и оборудование

Ульи, пчеловодный инвентарь и оборудование в значительной степени влияют на производительность труда пчеловода. Внимательно прочитав материал по учебнику, необходимо ознакомиться с ульями различных типов (многокорпусными и лежаками), пасечным инвентарем и оборудованием и их использованием на пасеке. Следует обратить внимание на при­способления, при помощи которых можно изолировать пчел в улье и обеспечить их водой во время обработки посевов и насаждений пестицидами. Студенты должны уметь: опреде­лять тип улья, знать преимущества и недостатки ульев раз­личных типов.

Надо усво­ить, какие существуют типы зимовников, каким требованиям они должны отвечать в зависимости от условий зоны.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие основные требования предъявляются к улью?

  2. Какие вы знаете типы ульев?

  3. В чем отличие многокорпусных ульев и ульев-лежаков?

4.Какой инвентарь и оборудование надо приобретать при организации пасеки?

  1. Каково назначение различного инвентаря?

  2. На чем основан принцип устройства и действия медо­гонки?

  3. Какие требования предъявляются к зимовнику? Какой тип зимовника наиболее подходит для условий

вашей природной зоны?

8. Какое оборудование необходимо, чтобы изолировать пчел в улье во время обработки территории пестицидами?

ЛИТЕРАТУРА: 1, 2, 3, 7, 9.

Тема 4. Технология содержания пчелиных семей и производства продуктов пчеловодства

Приступая к изучению четвертой темы, необходимо иметь в виду, что технология ухода за пчелами на небольших пче­лофермах и крупных специализированных хозяйствах, ра­ботающих на промышленной основе, в значительной степени различается. На крупной пасеке неприменим целый ряд при­емов ухода за пчелами, которые имеют место в мелких хозяй­ствах, особенно на индивидуальных пасеках (сокращение улочек, частые осмотры с разбором гнезда и т. д.) Соответственно, необходимо знать отличия технологии содержания пчел в многокорпусных ульях и в ульях лежаках, сущность группового метода ухода за пчелами в хозяйствах с промыш­ленной технологией производства меда.

В этом разделе большое внимание должно быть обращено на изучение вопросов обеспечения пчел кормами. Студент должен знать, сколько пчелам требуется в год углеводистых (мед) и белковых (перга) кормов. Особенно важно усвоить, что на зимне-весенний период пчелам необходимо оставлять доброкачественный корм в достаточном количестве. Следует усвоить способы определения падевого ме­да.

Рассматривая вопросы содержания пчел, необходимо по­стоянно помнить, что высокие оборы меда и эффективное опыление сельскохозяйственных растений могут обеспечить только сильные семьи пчел. Надо усвоить, что только в сильной семье имеется достаточное количество ра­бочих пчел, собирающих и перерабатывающих нектар в мед. Сильная семья способна поддерживать оптимальные условия в гнезде для вывода большого количества расплода, лучше кормить матку и личинок; в результате молодые пчелы выво­дятся не только в большем количестве, но и более работоспо­собными. Зимовка сильной семьи, как правило, протекает лучше при меньших затратах корма, поражение болезнями встречается реже, а затраты труда на уход резко уменьшают­ся. Учитывая перечисленные преимущества сильных семей, требуется вполне ясно представлять, что все приемы ухода за пчелами направлены на обеспечение условий для увеличения силы семей.

Следует иметь в виду, что наращивание силы семьи связа­но с особенностями кормовой базы для пчел в условиях той или иной зоны. Если медосбор ранний, возникает необходи­мость иметь сильные семьи с весны, а при позднем — исполь­зовать ряд приемов, предотвращающих роение и способству­ющих поддерживанию семьи пчел в рабочем состоянии.

Необходимо усвоить признаки подготовки семьи к роению, причины, вызывающие это явление, и условия, способствую­щие его возникновению. Студент должен понять, что на пасе­ках, где допускается естественное роение, нельзя планово вести племенную работу и требуется затрачивать много до­полнительного времени на постоянное наблюдение за подго­товкой семьи к роению, сбор и посадку роев.

Наращивание силы семей зависит от целого ряда условий. Важнейшие из них следующие: молодая, здоровая, обладаю­щая хорошими наследственными качествами матка, достаточ­ный запас кормов в гнезде, наличие поддерживающего медо­сбора, своевременное сокращение и расширение гнезда, стимулирующее интен­сивное откладывание яиц маткой, обеспеченность доброкачественными сотами.

Переходя к изучению вопросов использования медосбора, необходимо иметь в виду, что для получения высокого выхода продукции, наряду с подготовкой сильных семей пчел, сле­дует иметь достаточный запас сотов для приносимого пчелами нектара и обеспечить своевременный подвоз пасеки к посевам или насаждениям цветущих медоносов. Необходимо знать технику подготовки ульев с пчелами к перевозке, организа­цию перевозки и способы расстановки ульев на участке.

Зимовка пчел, как правило, имеет решающее значение для получения высокого сбора меда в будущем году. Изучая этот раздел, студент должен обратить внимание на необходи­мость наращивания молодых пчел в конце сезона, усвоить правила сборки гнезд перед зимовкой и знать условия, наибо­лее благоприятные для жизни пчел в зимний период (температура и влажность воздуха в зимовнике).

Студент должен уметь обосновать выбор способа зимовки пчел в условиях своей зоны.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие работы проводятся на пасеке в день выставки
    пчел из зимовника?

  2. Задачи весенней ревизии пчел.

  3. Профилактика и меры борьбы с «воровством» у пчел.

  4. Как помочь пчелам поддерживать оптимальный темпе­ратурный режим в гнезде?

  5. Когда и как надо расширять гнездо пчел?

  6. Почему требуется обновлять гнездо пчелиной семьи?

  7. В чем состоят преимущества сильных семей пчел?

  8. От каких условий зависит наращивание силы семей пчел?

9. Как подготовить семью пчел к перевозке? Техника и организация перевозки.

10.Что такое падевый мед? Способы определения приме­си пади в меде.

11.Как правильно собрать гнездо пчел на зимовку?

  1. В чем состоит уход за пчелами зимой?

ЛИТЕРАТУРА: 1, 3, 6, 12, 13.

Тема 5. Разведение пчел и племенное дело в пчеловодстве

В процессе работы необходимо ознакомиться с основными породами пчел, разводимыми в нашей стране (среднерусская темная лесная, серая горная кавказская, желтая кавказская и др.), уяснив при этом, что наиболее продуктивными в каждой зоне бывают породы, наиболее приспособленные к местным природным условиям.

Далее следует ус­воить методы и приемы получения и использования высококачественных маток (формирование отцовских и материнских семей, семей воспитательниц, сроки вывода, способы получения личинок, значение медосбора в период вывода маток, получение плодных маток, замена старых маток молодыми).

При изучении способов формирования новых семей нужно уяснить преимущества искусственного размножения и недо­статки естественного роения. Следует иметь представление о технике формирования индивидуальных и сборных отводков, деления семьи на «пол-лёта».

Вопросы для самопроверки

  1. Какие породы пчел разводятся в России?

  2. Основные способы увеличения числа семей на пасеке.

  3. В чем недостатки естественного роения?

  4. Способы предупреждения естественного роения.

  1. В чем заключается подготовка семей пчел к выводу маток?

  2. Каковы два основных метода вывода маток?

7.Как проводится бракераж пчелиных маток?

ЛИТЕРАТУРА: 1, 3, 6.

Тема 6. Кормовая база пчеловодства

Изучая настоящий раз­дел, студент должен иметь в виду, что богатые запасы нектара естественной медоносной флоры используются далеко не достаточно. Организация крупных пчеловодческих хозяйств как раз и направлена к наиболее полному освоению этих богатств.

В то же время кормовая база в зоне интенсивного исполь­зования сельскохозяйственных угодий обеспечивается преиму­щественно за счет возделываемых человеком растений и также нуждается в улучшении.

В процессе изучения темы студенту необходимо уяснить значение перевозок пчел к цветущим медоносным растениям.

Далее необходимо составить ясное представление о медо­носах, обеспечивающих продуктивные и поддерживающие ме­досборы в Центрально-Черноземной зоне, знать ботаническую характеристику этих медоносов, хозяйственное значение, сро­ки цветения и медоносную ценность. Следует уяснить, что такое безвзяточные периоды, в какое время они наступают в указанной зоне и почему наличие их нежелательно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по изучению дисциплины для студентов по специальности 110201 «агрономия» Чита, 2009

    Методические указания
    Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению – очного обучения
  2. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Зоогигиена с основами пжо» для студентов технологического факультета по специальности 11035 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» ифвм по специальности 110502.

    Методические указания
    по выполнению курсовой работы по дисциплине «Зоогигиена с основами ПЖО» для студентов технологического факультета по специальности 11035 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и ФВМ по специальности 110502.
  3. Методические указания по выполнению самостоятельной работы по зоогигиене для студентов III

    Методические указания
    Методические указания по выполнению самостоятельной работы по зоогигиене для студентов III курса зооветеринарных специальностей/С.Г. Лумбунов, А.Л. Лузбаева, С.
  4. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов очного и заочного отделений по специальностям: i-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Методические указания
    Выполнение студентами курсовой работы по бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных предприятиях и предприятиях “Агросервиса” необходимо для закрепления полученных теоретических знаний.
  5. Примерная программа наименование дисциплины «Микробиология и иммунология» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния

    Примерная программа
    Цель в подготовке бакалавра по дисциплине «Микробиология и микология» - дать студентам теоретические знания о многообразии микробного мира, его глобальной роли в жизни планеты, в прак­тической деятельности чело­века; сформи­ровать у студентов научное

Другие похожие документы..