Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа «Практика по профилю специальности» предназначена для организации практического обучения студентов по специальности 100201 «Туризм»...полностью>>
'Урок'
Большой вклад в изучение витаминов внес Лунин Николай Иванович (20.1 (1.2).1853, Тарту - 18.6.1937, Ленинград), советский педиатр. В 1878 окончил Дер...полностью>>
'Документ'
1. Цель курса: формирование знаний и умений в области организации экономически эффективной коммерческой деятельности, решении комплекса вопросов, свя...полностью>>
'Публичный отчет'
Факультет дистанционного обучения МГППУ и Федерация Психологов-Консультантов Онлайн 24-25 февраля 2011 г. провели Межведомственную научно-практическую...полностью>>

Рекомендации об организации управления охраной труда на малых предприятиях

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент социальной защиты населения, труда и занятости

Нижегородской области

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Государственное учреждение «Областной учебно-методический, исследовательский центр охраны труда и социального партнерства»

Сборник

рекомендаций по охране труда

для малых предприятий

2008

Настоящий сборник рекомендаций подготовлен департаментом социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области и государственным учреждением «Областной учебно-методический, исследовательский центр охраны труда и социального партнерства» совместно с министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области в соответствии с решением областной межведомственной комиссии по охране труда от 13 мая 2008 года, протокол № 63, в целях оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам малого предпринимательства по организации работ по охране труда, созданию систем управления охраной труда, обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников на основе их оценки по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Содержание

Стр.

1.

Рекомендации об организации управления охраной труда на малых предприятиях……………………………………………………………………………….

4

2.

Рекомендации об организации системы управления охраной труда (СУОТ) в организации…………………………………………………………………………………

27

3.

Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях………………………………………………………………………..………

67

4.

Рекомендации по формированию комплекта нормативно-правовых документов по охране труда у работодателя (в организации)…………………………………...……….

90

5.

Справочные материалы…………………………………………………………………….

78

Рекомендации об организации управления

охраной труда на малых предприятиях

(утверждены приказом директора департамента социальной защиты населения,
труда и занятости Нижегородской области от 20 июня 2007 года № 258)

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает, что к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого.

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия и малого предприятия.

1. Общие положения.

Обеспечение прав каждого на труд, отвечающего требования безопасности и гигиены, приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, являются основными конституционными принципами охраны труда и наиглавнейшими по сравнению со всеми иными интересами работодателя.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Как только любой субъект права (юридическое или физическое лицо) заключит хотя бы один трудовой договор с физическим лицом, он превратится в работодателя и в дополнение ко всем другим своим обязанностям приобретет обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда этого работника (ст. 212 ТК РФ).

При организации обеспечения безопасных условий и охраны труда работодатель осуществляет управление охраной труда в целом по организации и имеет право (ст. 22 ТК РФ):

- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами;

- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством;

- принимать локальные нормативные акты;

- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Создание корпоративной системы управления охраной труда (организации работ по охране труда) требует от работодателя обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки (ст. 163 ТК РФ). К таким условиям, в частности, относятся:

- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

- своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

- надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

- условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Оперативное управление, организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет структурное подразделение (или специалист) по охране труда, непосредственно подчиненное работодателю (руководителю) организации.

Для реализации своих обязанностей в области охраны труда работодатель создает систему управления охраной труда (СУОТ) в организации, в рамках которой разрабатываются и утверждаются положения о СУОТ (Положение об организации работ по охране труда), должностные инструкции руководителей и специалистов, включая их права в решении вопросов охраны труда, руководствуясь при этом нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.

2. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных

условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти Нижегородской области в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

- беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

С учетом численности работников и специфики производственной деятельности отдельные обязанности работодателя могут быть детализированы и уточнены.

Работник обязан (ст. 214 ТК РФ):

- соблюдать требования охраны труда;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

3. Служба охраны труда (специалист по охране труда).

(см. Рекомендации об организации системы управления охраной труда (СУОТ)

в организации)

4. Планирование работ по охране труда.

Целью планирования работ по охране труда является определение приоритетных направлений, сроков, этапов и способов реализации требований охраны труда.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда необходимо учитывать:

- требования законодательных актов, государственных нормативных требований охраны труда;

- важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности организации;

- ресурсные возможности;

- политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- мнение заинтересованных сторон (работодатель, работники).

Исходными данными для разработки планов по охране труда служат данные учета, отчетности, оценки риска, материалы проверок и пр. Среди них:

- результаты аттестации рабочих мест по условиям труда;

- статистические сведения об условиях труда, производственном травматизме, профессиональных заболеваниях, временной нетрудоспособности по страдавших от несчастных случаев на производстве и затратах на мероприятия по охране труда;

- предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

- организационно-распорядительные документы самой организации.

Планирование работ по охране труда целесообразно строить с учетом следующих показателей:

- численность работающих, которым предусматривается приведение условий труда в соответствие с требованиями охраны труда;

- сокращение количества занятых на работах с вредными условиями труда и на тяжелых работах;

- состояние зданий и сооружений, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, а также технологических процессов, оборудования, подлежащих замене, реконструкции в целях приведения состояния условий труда в соответствие с требованиями и нормами охраны труда.

Контроль за выполнением мероприятий коллективного договора (соглашения) осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями. Как правило, контроль осуществляет служба (специалист) охраны труда и комитеты (комиссии) по охране труда.

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по итогам проведенной аттестации рабочих мест разрабатывается в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

План работы комитета (комиссии) по охране труда разрабатывается на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 № 413 «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».

В целевые планы включаются мероприятия, связанные с итогами проверок состояния условий и охраны труда всех уровней.

5. Система контроля за состоянием условий и охраны труда.

Контроль как важнейшая функция управления должен удовлетворять следующим требованиям: оперативности, гласности, объективности, целесообразности. Контрольная функция заключается в выявлении отклонений и корректировке управленческих воздействий.

С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения ее в состояние соответствия с ними. Контроль призван обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов и объектов управления.

Контроль выступает как элемент обратной связи, по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, а также норм и нормативов.

Основной целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма и профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.

Основными видами контроля являются:

- административно-общественный (оперативный) контроль;

- ведомственный контроль;

- государственный контроль;

- общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль, на малых предприятиях, как правило - двухступенчатый.

Первая ступень - проводится ежедневно перед началом работ (в течение смены) непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) с участием уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза на участке. Проверяется состояние рабочих мест по условиям труда, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.

В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.

На второй ступени оперативный контроль осуществляется главным инженером (должностным лицом, на которого работодатель возложил обязанности по охране труда) с участием представителей комитета (комиссии) по охране труда, специалиста по охране труда и другими специалистами организации с периодичностью не реже одного раза в квартал (день устанавливается исходя из графика проверок).

При этом проверяется:

- исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

- своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;

- выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;

- выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

- выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;

- организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов организации;

- организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;

- проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей и специалистов организации.

Результаты проверки оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на совещании.

Работодателем один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда в организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль.

Осуществляется вышестоящей организацией:

- при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;

- при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;

- по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда и ее территориальные органы (государственные инспекции труда).

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Нижегородской области, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами Нижегородской области.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в обществе с ограниченной ответственностью фирме «стройпрогресс»

    Документ
    Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ООО фирме «Стройпрогресс» является одним из элементов общей системы управления и устанавливает порядок организации и проведения работы по охране труда и промышленной
  2. Рекомендации круглого стола «Состояние условий и охраны труда работающих женщин в крае»

    Документ
    Заслушав и обсудив информацию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти края, прокуратуры Красноярского края, органов исполнительной власти края,
  3. Доклад " Состояние условий и охраны труда в Удмуртской Республике в 2010 году и меры по их улучшению"

    Доклад
    Доклад «Состояние условий и охраны труда в Удмуртской Республике в 2010 году и меры по их улучшению» подготовлен Министерством труда Удмуртской Республики в 2011 году на основе анализа состояния условий и охраны труда в Удмуртской Республике.
  4. Стандартов безопасности труда (30)

    Документ
    1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН РГКП «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» в г.
  5. Прейскурант на нормативную, методическую, типовую проектную документацию и другие издания по строительству

    Документ
    В настоящий Прейскурант включены сведения об издаваемой и распространяемой ОАО «ЦПП» нормативной, методической, типовой проектной документации, справочно-информационных и других изданиях (более 2,5 тыс.

Другие похожие документы..