Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
(государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица/регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтвержда...полностью>>
'Документ'
Интерфейс SCSI был разработан в конце 1970-х годов и предложен организацией Shugart Associates. Первый стандарт на этот интерфейс был принят в 1986 г....полностью>>
'Лекция'
Духовное и практическое освоение мира. Виды познавательной деятельности человека. Основные разделы философии познания. Сознание и знание. Субъектно-о...полностью>>
'Реферат'
Актуальность: На уроках истории и литературы мы изучаем древнерусские источники, но недостаточное количество времени не дает возможности более глубок...полностью>>

Консалтинговые услуги в системе управления туристским потенциалом дестинации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Карташева Анна Юрьевна

Консалтинговые услуги В СИСтеме управления туристским потенциалом дестинации

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Санкт-Петербург – 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Научный руководитель-

доктор экономических наук, профессор

Карпова Галина Алексеевна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Курочкина Анна Александровна

кандидат экономических наук

Никифоров Иван Валерьевич

Ведущая организация -

Негосударственное образовательное

учреждение высшего профессионального

образования «Балтийская академия

туризма и предпринимательства»

Защита состоится «___» декабря 2010 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21, ауд. ___.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан «___» ноября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.И. Сигов

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Сфера услуг в течение последних десятилетий стремительно развивается. Темпы роста производства услуг опережают темпы роста материального производства, а сами услуги являются важным результатом труда огромного числа работников. В начале XXI века доля услуг в мировом ВВП достигла 68%. Все это привело к тому, что современную экономику часто называют «экономикой услуг». Услуги отражают и воплощают уровень развития общества, так как возникновение новых потребностей ведет к постоянному обогащению типов и форм услуг. Одним из видов услуг, лидирующих в мире по темпам роста, является комплекс туристских услуг. Сегодня в экономике многих государств индустрия туризма занимает одно из ведущих мест. Этот факт стал результатом наличия прямой зависимости между развитием сферы туризма и общим экономическим, техническим и социальным развитием как целой страны, так и ее отдельных регионов.

Развитие туристской отрасли имеет большую зависимость от экономических условий на главных мировых рынках, поэтому мировой финансовый кризис, начавшийся в конце 2008 года, не мог не сказаться отрицательно на сфере туризма. Следует отметить, что последние данные Всемирной туристской организации за 2010 год отражают тенденцию восстановления отрасли на уровне 2006-2007 года. Что касается российской сферы туризма, то, несмотря на произошедшее в последнее время улучшение состояния отечественного туристского рынка, результаты взаимодействия российского туризма и мировой туриндустрии говорят о недостаточном уровне его развития по сравнению с мировым уровнем в связи со слабым развитием инфраструктуры туризма в России. Осознание того факта, что туризм может стать основой для возрождения экономики в регионах с развитой инфраструктурой в период восстановления после мирового финансового кризиса, требует от управляющих структур применения стимулирующих мер, направленных на смягчение кризисного эффекта в сфере туризма, и делает актуальными исследования в этом направлении. Одной из таких мер является внедрение в сферу туризма специализированных консалтинговых услуг.

Важным условием успешного развития любой отрасли экономики, включая туристскую, является необходимость постоянного эволюционирования, совершенствования и внедрения новых технологий, непрерывного приспосабливания к постоянно меняющимся запросам потребителей. В данной ситуации деловые услуги, в частности услуги сферы консалтинга, представляющие собой своеобразную форму регулирования экономических процессов, создают необходимые условия для качественного и эффективного функционирования определенной сферы народного хозяйства. В развитых странах консалтинговые услуги являются неотъемлемой частью и важнейшим элементом экономики, поддерживающим на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры. Применение услуг консалтинга может стать важным инструментом в процессе развития отечественной туристской сферы. Изучение зарубежного опыта подтверждает актуальность исследований в данном направлении.

Обоснование теоретических положений по развитию консалтинговых услуг в сфере туризма, а также разработка методических рекомендаций по созданию специализированного регионального туристского консалтингового центра, как представляется, будут способствовать совершенствованию системы управления туристским потенциалом дестинации, повышению эффективности функционирования и развитию индустрии туризма. Данная гипотеза обусловливает актуальность проводимого исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические основы организации и функционирования сферы услуг исследуются в работах таких отечественных и зарубежных авторов как В.Э. Гордин, О.Т. Лойко, С.Н. Коробкова, В.И. Кравченко, Ю.М. Краковский, С.В. Орлов, И.П. Павлова, Д.Б. Предеин, Ф. Котлер, К. Лавлок, К. Маркс и др. Вопросы теории и практики туристской деятельности освещены в работах таких специалистов как М.Б. Биржаков, А.А. Власов, Т.И. Власова, А.П. Дурович, И.В. Зорин, Г.А. Карпова, В.А. Квартальнов, Г.А. Папирян, Ю.В. Темный, А.Д. Чудновский, В. Арчер, Г. Харрис и др. Проблемы и методы сферы консалтинговых услуг освещены в трудах Г.А. Васильева, О.В. Курбатовой, А.П. Посадского, Э.А. Уткина, А. Вайса, М. Кубра, К. Макхэма и др.

Однако проблема исследования и развития консалтинговой деятельности в сфере туристских услуг, как важного теоретического и практического аспекта организации деятельности предприятий индустрии туризма, в достаточной степени не решена. Недостаточность теоретической базы, отсутствие научно-методических и практических разработок, необходимых консалтинговой и туристской отраслям для организации и развития консалтинговых услуг для сферы туризма, ограничивают их успешное развитие.

Актуальность темы и степень научной разработанности обусловили цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель исследования заключается в обосновании теоретических положений по развитию консалтинговых услуг в сфере туризма и разработке методических рекомендаций по созданию и функционированию консалтингового центра, работа которого будет направлена на повышение эффективности управления туристским потенциалом дестинации.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

    • раскрыть особенности функционирования и развития рынка туристских услуг, и выявить основные тенденции;

    • определить сущность консалтинга как неотъемлемой части деловых услуг; исследовать структуру консалтинга и его специфику;

    • провести обзор международного и отечественного рынков консалтинговых услуг, в том числе провести анализ состояния и выявить перспективы развития консалтинга в сфере туризма в современной ситуации;

    • осуществить практические исследования актуальности консалтинговых услуг в сфере туризма и обосновать эффективность использования консалтинговых услуг для современной туристской индустрии;

    • проанализировать состояние и особенности туристской сферы в регионе на примере Ленинградской области, выявить проблемы и определить перспективы ее развития в сложившейся кризисной ситуации; предложить механизм повышения эффективности функционирования предприятий индустрии туризма региона;

    • на основе международных принципов менеджмента качества разработать методические рекомендации по созданию и функционированию регионального туристского консалтингового центра, деятельность которого способствовала бы эффективному управлению туристским потенциалом дестинации.

Объектом исследования являются предприятия индустрии туризма, как важнейшая часть туристского потенциала и экономики региона.

Предметом исследования является организационно-экономический механизм консалтингового обеспечения индустрии туризма в регионе.

Теоретической и методологической основой исследования являются результаты фундаментальных и прикладных работ отечественных и зарубежных ученых в области экономики, сервиса, туристской деятельности, консалтинга, менеджмента качества, управления предприятиями и региональной экономикой. В работе использован опыт Всемирной туристской организации (UNWTO), исследования Европейской федерации ассоциаций управленческого консалтинга (FEACO), данные рейтингового агентства Эксперт-РА, информация, размещенная на Интернет-сайтах консалтинговых компаний, а также публикации периодических изданий, материалы международных форумов и конференций. В исследовании применялись различные научные методы познания: метод логического, исторического, системного и информационного анализа, синтеза, аналогии, экспертного опроса, наблюдения и сравнения.

Информационной базой исследования, обеспечивающей достоверность исходных данных, ее надежность, точность выводов, рекомендаций и положений послужили материалы федеральных и региональных органов Росстата, материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых и научные статьи по исследуемой проблеме, интернет-ресурсы.

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что в ней на основе принципов менеджмента качества проведено комплексное исследование по обоснованию теоретических положений развития консалтинговых услуг в сфере туризма и разработке методических рекомендаций создания и функционирования регионального туристского консалтингового центра, деятельность которого будет способствовать совершенствованию системы управления туристским потенциалом и активному развитию и совершенствованию туристской индустрии региона.

Научная новизна диссертационного исследования представлена следующими выносимыми на защиту положениями и результатами:

    1. На основе изучения и обобщения опыта функционирования туристских консалтинговых компаний за рубежом были впервые выявлены основные формы организации туристской консалтинговой деятельности, определены основные направления, в которых ведется работа зарубежных консалтинговых туристских организаций. Определена специфика рынка туристских консалтинговых услуг в России и выявлены его основные тенденции.

    2. Уточнен понятийный аппарат сферы консалтинга. В дополнение к известным в сфере туризма и консалтинга определениям автором сформулированы понятия «туристский консалтинг» и «туристский консалтинговый центр».

    3. На основе анализа предложений зарубежных и отечественных консалтинговых компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма, автором разработана классификация основных туристских консалтинговых услуг, учитывающая новые для российской туристской консалтинговой индустрии услуги.

    4. Автором впервые проведено исследование мнений профессионалов туриндустрии, на основе которого, с учетом анализа современных тенденций в сфере туризма, доказаны актуальность и целесообразность применения консалтинговых услуг для развития и совершенствования системы управления туристским потенциалом дестинации.

    5. На основе анализа состояния, проблем и перспектив развития сферы туризма в Ленинградской области в условиях кризиса предложен механизм повышения эффективности функционирования предприятий индустрии туризма региона, отличающийся от прежних подходов и состоящий в использовании услуг консалтинга.

    6. Впервые в туристской науке на основе принципов менеджмента качества на основе международных стандартов серии ISO 9001 разработаны методические рекомендации по созданию туристского консалтингового центра в регионе. Обоснована эффективность внедрения деятельности туристского консалтингового предприятия для дестинации, представлены варианты определения его эффективного функционирования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения по развитию теории и практики туристской деятельности и методические основы создания туристской консалтинговой организации развивают современные теории консалтинга, экономики и управления применительно к сфере туристских услуг.

Практическая значимость результатов исследования определяется их направленностью на формирование новых стратегий развития сферы туризма в регионах с использованием консалтинговых услуг в качестве инструмента эффективного развития туриндустрии. Предложенный вариант создания туристской консалтинговой организации может быть использован администрациями субъектов Российской Федерации в качестве нового инструмента в развитии индустрии туризма.

Основные результаты и положения диссертационного исследования легли в основу разработанных рекомендаций регионам по повышению эффективности функционирования отрасли туризма с помощью механизма создания туристского консалтингового центра. Рекомендации направлены органам управления туризмом Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.

Основные выводы и положения диссертационного исследования были использованы в учебном процессе Балтийской академии туризма и предпринимательства на кафедре «Организация и управление в туризме» в преподавании дисциплин «Инновации в туризме» и «Туристско-рекреационные ресурсы Северо-Западного федерального округа Российской Федерации».

Апробация и публикация результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования апробированы на Международной научно-практической конференции Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина «Сервису и туризму – инновационное развитие» (22 апреля 2009 года, Санкт-Петербург) и научно-практическом семинаре Балтийской академии туризма и предпринимательства «Инновационные направления повышения эффективности функционирования отрасли туризма Ленинградской области» (2 ноября 2010 года, Санкт-Петербург). Основные научные и практические положения и выводы диссертационного исследования отражены в десяти публикациях общим объемом 3,62 п.л., включая пять статей общим объемом 1,87 п.л. в журналах, входящих в Перечень научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК.

Структура и объем работы.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (172 наименования) и пяти приложений. Основной текст изложен на 179 страницах, включает 14 таблиц и 34 рисунка.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цель и задачи, требующие решения, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе на основе анализа особенностей развития рынка услуг исследована специфика туристских и консалтинговых услуг, выявлены тенденции в развитии рынка туристских услуг.

Во второй главе проведено исследование современной практики услуг сферы консалтинга, произведен обзор международного и отечественного рынков консалтинговых услуг, выполнен анализ состояния и перспектив консалтинга в сфере туризма в современной ситуации, обоснована необходимость внедрения консалтинга в сферу туризма.

В третьей главе рассмотрено внедрение туристских консалтинговых услуг, выявлены тенденции развития регионального туризма на примере Ленинградской области, предложены методические рекомендации по созданию туристского консалтингового центра как инструмента повышения эффективности управления и развития туристского потенциала дестинации.

В заключении обобщены основные положения работы, сформулированы выводы, проведена оценка практической значимости.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Научные, теоретические и практические результаты исследования отражают решение поставленных перед автором диссертации задач, продиктованных развитием новой экономики, ее сетевой составляющей (компьютерных сетей, сети Интернет), внедрением в туристский бизнес России компаний из других сфер экономики (инвестиционных, консалтинговых, финансовых), влиянием на инновационные процессы в туризме политической, экономической и социальной сфер.

В работе выявлены и исследованы особенности функционирования современного рынка туристских услуг, исследована и обоснована роль туристских услуг в развитии экономики.

Отличительными чертами современной экономики являются опережающие темпы роста производства услуг; рост числа работников сферы услуг; увеличение объема экспортно-импортных операций в сфере услуг в мировой экономике; возрастание интенсивности миграционных потоков рабочей силы в сфере услуг. При этом рынок услуг в различных отраслях экономики развит неодинаково. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных, а также туристских услуг.

В экономике многих государств индустрия туризма занимает одно из ведущих мест. С экономической точки зрения туристский рынок является совокупностью конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающего экономические интересы субъектов рыночных отношений. По данным на начало первого десятилетия XXI века на долю туризма приходится около 8% всего мирового экспорта, 30% мировой торговли услугами, 10,8% мирового валового продукта, 9,4% мировых капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, каждое восьмое рабочее место в мире. Для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран – главным источником дохода. В развитых странах вклад туризма в ВВП составляет среднем 5-7%. По мнению автора, туризм может стать основой для восстановления экономики в условиях выхода из мирового кризиса.

Туристский бизнес, являясь динамично развивающейся частью экономики, стимулирует развитие других отраслей хозяйства. Между развитием сферы туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями в стране наблюдается прямая зависимость. В то же время, сфера туризма сильно зависит от экономических условий на главных мировых рынках. Результатом мирового финансового кризиса, начавшегося в конце 2008 года, стало сокращение в 2009 году количества международных туристских прибытий на 4%. Показатели поступлений от туризма снизились на 6% и составили 852 млрд. долл. Однако ВТО прогнозирует скорое восстановление сферы туризма. Первоначальные данные 2010 года подтверждают эту тенденцию. За первые шесть месяцев 2010 года число международных туристских прибытий выросло на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Международное неравенство в секторе туризма значительно. Анализ рынка туризма в России показывает, что взаимодействие российского туризма с мировой индустрией туризма и внедрение международных стандартов выявляет слабую развитость инфраструктуры туризма в России. Однако в последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция улучшения процессов развития туризма: растет объем инвестиций в объекты туристской индустрии, увеличивается число туристских прибытий, улучшается качество обслуживания, разрабатываются новые туристские продукты.

В обобщении результатов изучения рынка туристских услуг, отмечается, что следствием значительного влияния туристской индустрии на экономику является необходимость постоянно поддерживать и улучшать деятельность субъектов сферы туризма с целью все более эффективного ее функционирования. Результативным методом поддержки развития туризма сегодня становится сфера консалтинга.

В работе раскрыты теоретические аспекты сферы консалтинга как неотъемлемой части сферы деловых услуг, выявлена структура и специфика консалтинговых услуг.

Консалтинговые услуги, являющиеся частью деловых услуг, создают необходимые условия для качественного и эффективного функционирования обслуживаемых ими сфер народного хозяйства и представляют собой своеобразную форму регулирования экономических процессов. Консалтинг – это понятие рыночной экономики. Консалтинг осуществляется на коммерческих началах независимыми производителями консалтинговых услуг в условиях конкурентной борьбы. Спецификой консалтинга являются высокие требования к качеству и эффективности услуг, а также их ориентированность на интересы клиента.

На сегодняшний день, как в общей, так и в специальной литературе, отсутствует общепринятое определение консалтинга. На основе существующих дефиниций, обобщается и уточняется понятие консалтинга. По мнению автора, консалтинг представляет собой осуществляемую по заказу клиента деятельность специалистов или специализированных предприятий (в пределах их квалификации и компетенции), результатом которой является пакет рекомендаций, разработанных с целью решения заявленных проблем клиента. В данном определении подчеркивается особенность консалтинговых услуг, которая заключается в том, что специалисты сферы консалтинга (в соответствии с их квалификацией и компетенцией) занимаются исключительно выработкой рекомендаций, но не дальнейшим решением поставленной перед ними проблемы. Кроме того, исходя из представленного определения, потребителями консалтинговых услуг могут считаться не только юридические, но и физические лица.

В диссертационной работе исследована структура консалтинга и его специфика, выявлены основные виды консалтинговых услуг.

Европейской Федерацией Ассоциаций Консультантов по Организации Производства (FEACO), объединяющей ассоциации консультантов по экономике и управлению 16 европейских стран и представляющей более 3000 консультационных компаний, разработана предметная классификация консалтинговых услуг, которая включает в себя 84 вида предметных областей консалтинга, объединенных в восемь групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги. Самые распространенные направления консалтинговых услуг сегодня: консалтинг в области налогообложения и юридические услуги; аудит, бухгалтерский учёт, отчётность и ревизионная деятельность; консалтинг в области управления и консалтинг в сфере информационных технологий.

Согласно методологической классификации в международной практике принято выделять три типа консалтинговых услуг: процессный, или проектный, экспертный и обучающий. В России наибольшей популярностью пользуется обучающее или экспертно-обучающее консультирование, тогда как в западных странах на первые позиции выходит процессное и процессно-экспертное.

Роль консалтинговых услуг в общественном воспроизводстве состоит, прежде всего, в качественном совершенствовании производительных сил общества и повышении эффективности функционирования хозяйствующих субъектов рыночной экономики. Обладая специфическими свойствами, консалтинговые услуги напрямую не увеличивают национального богатства страны, однако в процессе производства консалтинг используется во внутреннем национальном продукте в качестве создаваемых материальных и нематериальных благ.

Делается вывод о том, что сфера консалтинговых услуг сегодня динамично развивается, консалтинг в большинстве развитых стран мира выступает как отдельный сектор экономики, по темпу роста уступающий только рынку информационных технологий. В странах с развитой рыночной экономикой консалтинг стал ее неотъемлемой частью и важнейшим элементом, поддерживающим на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.

В диссертационном исследовании проведен обзор современного международного и отечественного рынков консалтинговых услуг, выполнен анализ состояния и определены перспективы развития консалтинга в сфере туризма.

Системный анализ зарубежного и отечественного рынка консалтинговых услуг показал, что наиболее развитой сфера консалтинговых услуг является в Северной Америке (США и Канада), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре, однако консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира. Сегодня большинство крупнейших консалтинговых фирм мира по своему происхождению являются американскими, но каждая фирма имеет филиалы в нескольких десятках стран. Четыре из них – «Deloitte Touche», «Ernst & Young», «KPMG» и «PricewaterhouseCoopers», имеющие наибольший оборот, называют «Большой четверкой».

На сегодняшний день сформировалась инфраструктура регулирования и саморегулирования консалтинговых услуг, одним из элементов которой является ориентация на международные стандарты качества предоставления услуг (стандарты ISO-9001, разработанные Международной организацией по стандартизации).

Рынок консалтинговых услуг в России относительно молод и имеет свою специфику. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень, а вместе с этим качественно изменился и рынок консалтинговых услуг. Объем рынка консалтинговых услуг в России, по оценкам экспертов, вплотную подошел к отметке в два миллиарда долларов. Рынок консалтинга в России растет благодаря двум основным факторам: стремлению российского бизнеса к выходу на международные рынки капитала и динамичному росту среднего бизнеса и его желанию привлекать дополнительные финансовые ресурсы.

Основными тенденциями функционирования российского рынка консалтинга являются: ориентация консалтинговых компаний на средний и малый бизнес, региональное расширение крупных компаний, проникновение международных компаний на региональные консалтинговые рынки России.

На основе изучения консалтинговых услуг в сфере туризма диссертантом отмечается, что туристский консалтинг является одним из новых развивающихся видов консалтинга. Основные направления, в которых ведется работа консалтинговых туристских организаций за рубежом: исследование туристского рынка, туристский маркетинг, бизнес-планирование, маркетинг дестинации, интерпретация наследия, проведение тренингов и рекрутинг. Анализ показывает, что основными формами организации консалтинговой деятельности в сфере туризма являются: туристская консалтинговая компания, союз консультантов в сфере туризма и индивидуальное консультирование.

Многообразие видов консалтинговой помощи субъектам туристского бизнеса и их востребованность за пределами Российской Федерации, формирование единого геоэкономического общества и осуществление нововведений международными туристскими организациями, широкий спектр возможностей консалтинга в сфере туризма определяют необходимость развития этого направления и в нашей стране. Пока данные услуги являются новыми для российской экономической среды, однако появление в России компаний с подобным предложением доказывает существующий на него спрос и актуальность.

В работе исследуется и обосновывается значимость применения консалтинговых услуг для развития и совершенствования деятельности современной туристской индустрии, формулируется перечень туристских консалтинговых услуг.

Вследствие того, что туристский консалтинг является новым видом деятельности для сферы консалтинговых услуг в России и не имеет общепринятого определения, в диссертации вводится понятие «туристский консалтинг», под которым понимается «вид профессиональных деловых услуг в сфере туризма по совершенствованию системы управления туристским потенциалом дестинации, включающих выработку рекомендаций по оптимизации деятельности туристских предприятий, развитие их инновационного потенциала, а также консультирование физических лиц по широкому спектру вопросов, связанных с потреблением туристских услуг».

Проведенное исследование подтверждает вывод о том, что внедрение услуг делового консультирования в качестве метода повышения конкурентоспособности в условиях финансового кризиса и перехода от экономики предложения к экономике спроса является актуальным для сферы туризма. Оказание туристских консалтинговых услуг может стать для туристской сферы в ближайшие годы не только перспективным, но и доходным видом деятельности, одним из современных методов повышения эффективности работы предприятий индустрии туризма.

Значимым фактором, который приводит субъекты туристского рынка к необходимости совершенствования и поиска новых форм и методов работы для выживания и повышения конкурентоспособности является снижение объемов туристских потоков, выявленное по результатам туристских сезонов 2009 и первой половины 2010 года вследствие мирового экономического и финансового кризиса.

Результаты проведенного в ходе диссертационного исследования экспертного опроса показали явно положительное отношение к сфере консалтинга специалистов, работающих в сфере туризма. Эксперты подтверждают актуальность туристского направления в консалтинговой деятельности, кроме того, специалистами весьма высоко оцениваются возможности положительного влияния консалтинга на положение туриндустрии (Рисунок 1).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Смогла бы консалтинговая деятельность в туризме, на Ваш взгляд, положительно повлиять на состояние отрасли в целом?»

Турфирмы заинтересованы в услугах внешних консультантов. Спектр таких услуг может быть различным: маркетинговый консалтинг, бренд-консалтинг, стратегический консалтинг, операционный консалтинг, кадровый консалтинг, инвестиционный консалтинг, финансовый консалтинг, юридический консалтинг, услуги по интерпретации культурного и природного наследия дестинации, консалтинговые услуги для индивидуальных потребителей.

В завершающей части диссертационного исследования разработаны методические рекомендации по созданию и функционированию регионального туристского консалтингового центра. С целью исследования факторов повышения эффективности управления туристским потенциалом дестинации проведен анализ состояния, особенностей и тенденций развития регионального туризма (на примере Ленинградской области).

Как показали результаты исследования, регион Ленинградской области имеет все необходимые туристские ресурсы (уникальные природные достопримечательности, богатую историю, а также культурное и этническое разнообразие) и в достаточной мере развитую инфраструктуру для эффективного функционирования сферы туризма.

Развитие туризма в Ленинградской области имеет положительную динамику. Количество туристов, посетивших регион в 2009 году по отношению к 2008 году, возросло на 3,6% и достигло 1850 тыс. человек, из которых около 20% – иностранцы (около 370 тыс. человек). Однако исследование показывает, что существуют проблемы, препятствующие полноценному развитию туризма в Ленинградской области: недооценка значения туризма для региональной и муниципальной экономики; низкая вовлеченность муниципальных органов власти в развитие туризма; отсутствие эффективного взаимодействия между предприятиями и организациями турбизнеса, органами власти, научными и учебными учреждениями; нарастание конкуренции компаний, городов и регионов; устаревание региональных турпродуктов.

Автор делает вывод о том, что для повышения эффективности функционирования туризма, увеличения вклада сферы в экономику региона в условиях продолжающегося экономического кризиса, удержания позиций на туристском рынке, органам власти области необходимо предпринять ряд активных действий в сфере развития туризма. В первую очередь, таким действием следует считать внедрение инновационных методов в управление туристским потенциалом дестинации через использование инновационных элементов. Создание единого туристского консалтингового центра Ленинградской области может стать эффективной инновацией для системы управления туристской инфраструктурой области.

При планировании и создании регионального туристского консалтингового центра автором определяется основная цель его деятельности: через внедрение консалтинговых услуг в сферу регионального туризма достичь значительного роста показателей туризма, увеличения его вклада в экономику области, а также улучшения качества жизни населения за счет качественного рывка в развитии индустрии туризма области. Главными задачами работы центра являются следующие: оказание спектра актуальных консалтинговых услуг туристским предприятиям области как меры для повышения эффективности туристского потока региона; разработка и реализация областной туристской маркетинговой программы; выработка мер по повышению конкурентоспособности регионального туристского продукта; консультационная поддержка для туристов, желающих посетить Ленинградскую область.

В разработке методических рекомендаций по созданию туристского консалтингового центра (на примере региона Ленинградской области) автор использует основные принципы менеджмента качества международных стандартов серии ISO 9001.

Выработано понятие: туристский консалтинговый центр (ТКЦ) – многопрофильное учреждение, основной целью деятельности которого является совершенствование сферы туризма в определенном регионе, а основными видами деятельности – оказание разноплановых консалтинговых и туристских услуг.

Государственная власть региона заинтересована в успешном развитии сферы туризма на территории области и совершенствовании системы управления туристским потенциалом. Поэтому предполагается, что учредителем новой структуры, работа которой будет направлена на более эффективное функционирование рынка туризма в дестинации, станет орган управления туризмом региона (Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области). При данных условиях возможными формами создания ТКЦ являются государственное и автономное учреждение. Наиболее оптимальной формой создания центра является автономное учреждение (АУ), которое имеет некоторые преимущества по сравнению с государственным бюджетным учреждением: получение бюджетного финансирования в форме субсидий и субвенций; существенно большая хозяйственно-экономическая самостоятельность по сравнению с бюджетным учреждением; возможность распоряжаться заработанными средствами (поступлениями от платных услуг) без постоянного контроля со стороны учредителя, казначейства и финансового органа. Кроме того, вследствие большей финансовой самостоятельности, АУ ориентировано на предоставление качественных услуг и максимально полное удовлетворение потребностей потребителей в предоставляемых услугах.

Возможны два варианта создания АУ ТКЦ в Ленинградской области: создание абсолютно новой организации или преобразование действующего государственного учреждения «Информационный туристский центр Ленинградской области» в автономное учреждение с добавлением новых консалтинговых функций. Возможность варианта создания ТКЦ путем реорганизации существующего информационного туристского центра обусловлена тем фактом, что, благодаря эффективной работе, существующий областной информационно-туристский центр уже в значительной мере выполнил поставленные перед ним задачи, в результате чего его влияние на развитие туризма практически достигло максимума и не увеличивается, что указывает на необходимость внедрения в его деятельность новых форм работы.

В диссертационном исследовании с использованием менеджмента качества и процессного подхода в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 и рекомендациями ГОСТ Р ИСО 10006-2005 «Системы менеджмента качества», разработаны методические рекомендации по планированию, созданию и функционированию нового ТКЦ. Предложенный в результате исследования алгоритм создания ТКЦ содержит перечень основных этапов работы, а также исходных данных и документов для организации работы (Рисунок 2).

  1. Начальным этапом работы является разработка стратегии развития ТКЦ, которая должна базироваться на требованиях потребителей и предусматривать основные цели деятельности ТКЦ, направления работы и виды деятельности, сроки создания и достижения определенных стратегией целей, финансовое и организационное обоснование.

  2. На втором этапе производится анализ потенциала рынка туристских и консалтинговых услуг в регионе и оценка возможных рисков, что позволяет спроектировать для центра наиболее конкурентоспособные услуги, не дублирующие услуги конкурентов и удовлетворяющие ожиданиям потребителей.

  3. Следующим необходимым этапом является бизнес-планирование и формирование бюджета центра, так как выделение ресурсов (финансы, информация, персонал, программное обеспечение, помещения) нуждается в планировании и контроле.

  4. Ключевым в создании ТКЦ является этап формирования модели учреждения. Определяются процессы и виды деятельности, выбираются наиболее эффективные рабочие процедуры, методики и технологии. На данном этапе необходимо определить функции персонала, проработать должностные инструкции, организовать структурные единицы, разработать программу подготовки специалистов. Этап включает калькуляцию стоимости работ и услуг, создание информационной системы и тестирование модели функционирования нового центра в виде эксперимента по применению его услуг.

Рис. 2. Блок-схема алгоритма создания ТКЦ

  1. Производственный этап – начало деятельности ТКЦ, внедрение новых услуг.

  2. Этап продвижения нового учреждения на рынок. Этот этап начинается одновременно с пятым этапом и должен включать деятельность по продвижению ТКЦ и его новых услуг на туристский рынок региона. Необходимо подготовить и разместить информацию об учреждении, прорекламировать его услуги и провести работу с потенциальными клиентами. При осуществлении этого этапа для достижения планируемого результата необходимо разработать план мероприятий по продвижению компании, в который включить: организацию рекламы, мероприятия по привлечению потенциальных клиентов, ценовую стратегию для обеспечения конкурентоспособных цен и стратегию постоянного улучшения качества услуг. Для продвижения услуг ТКЦ важно разместить информацию и рекламу в специализированных туристских изданиях, запустить официальный Интернет-сайт.

  3. Оценочный этап. Процесс работы центра должен контролироваться и подвергаться периодическому мониторингу и измерению показателей. Этот этап включает оценку ряда показателей: степени продвижения услуг на рынке; эффективности отдельных процессов и действий; объема фактически используемых ресурсов; качества оказания услуг; удовлетворенности потребителей.

  4. На заключительном этапе по результатам мониторинга и оценки значений показателей руководством центра должен проводиться анализ достижения целей, поставленных на начальном этапе планирования деятельности ТКЦ. При выявлении несоответствий должны вырабатываться действия по их корректировке и предупреждению. По результатам проведенного анализа делается вывод о результативности функционирования предприятия. Если все этапы создания нового центра выполнены качественно и его работа оказалась результативной, то она продолжается. Если результативность работы недостаточна, то организаторам и руководителям центра необходимо вернуться к этапу формирования процессной модели деятельности центра, проанализировать его и внести в модель необходимые изменения, направленные на повышение результативности, а затем повторить этапы работы от запуска работы центра до анализа эффективности и результативности деятельности.

В работе предложен вариант структурной схемы ТКЦ (Рисунок 3), основные направления взаимодействия центра (Рисунок 4) и основные виды оказываемых услуг (Таблица 1).

Рис. 3. Структурно-управленческая схема ТКЦ

Рис. 4. Направления взаимодействия ТКЦ

Эффективному развитию туризма способствует формирование разнообразных сегментов рынка, при этом инновационная активность является главным фактором экономического роста. Востребованность услуг и результативность работы туристского консалтингового центра будет во многом определяться факторами инновационности, которые в первую очередь приводят к повышению эффективности деятельности предприятий сферы туризма. Главными инновационными факторами в данном случае являются создание нового типа консалтингового учреждения (консалтинговый туристский центр) и внедрение нового типа услуг (консалтинговые туристские услуги). Кроме того, важным инновационным аспектом деятельности ТКЦ должно стать развитие государственно-частного партнерства в сфере туризма на территории области.

Таблица 1

Основные виды деятельности ТКЦ

Направления

деятельности ТКЦ

Виды деятельности ТКЦ

Взаимодействие с областным Комитетом по физической культуре, спорту и туризму (отдел по туризму), органами управления смежных отраслей, муниципальными органами власти

(осуществление проектов на конкурсной основе и на основе госзаказа)

  • проведение маркетинговых исследований регионального туристского рынка, рынков других регионов (в том числе иностранных), общероссийского и общемирового рынков для получения важной информации, в последующем используемой в составлении концепций и программ развития туризма в регионе

  • экспертная помощь в создании региональных и муниципальных программ, целью которых служит развитие сферы туризма на территории

  • многоуровневые исследования сферы туризма региона и создание стратегий и планов ее совершенствования

  • содействие взаимодействию Комитета с ведущими экспертами в сфере туризма в рамках решения текущих проблемных ситуаций или в рамках общих консультаций

Взаимодействие с туристской бизнес-средой

  • взаимодействие с областными туристскими предприятиями

  • консалтинговые услуги по вопросам эффективного продвижения регионального туристского продукта

  • консалтинговые услуги по юридическим вопросам функционирования фирм

  • консалтинговые услуги по вопросам успешного управления и функционирования туристских компаний

  • содействие взаимодействию областных туристских компаний с ведущими экспертами в сфере туризма в рамках решения текущих проблемных ситуаций или в рамках общих консультаций

  • взаимодействие с туристскими компаниями Санкт-Петербурга и других регионов России

  • организация маркетинговых мероприятий, направленных на представление регионального турпродукта и его продвижение на внутренний рынок

  • консалтинговые услуги различных направлений (юридические, управленческие, информационные, бухгалтерские и др.)

  • содействие взаимодействию с ведущими экспертами в сфере туризма в рамках решения текущих проблемных ситуаций или в рамках общих консультаций

  • взаимодействие с зарубежными туристскими компаниями

  • организация маркетинговых мероприятий, направленных на представление регионального турпродукта и его продвижение на внешний рынок

Взаимодействие с потребителями туристских услуг

  • консультации по вопросам организации путешествий по Ленинградской области

  • консультации по туристским ресурсам региона – достопримечательностям, местам размещения и питания, туристским фирмам, предлагающим туры в область

  • другие консультации по вопросам потребления туристского продукта (информационные, юридические и др.)

В работе рассматриваются аспекты прямого и косвенного влияния деятельности ТКЦ на сферу туризма и региональную экономику. Выделены количественные и качественные показатели, мониторинг которых позволит оценивать эффективность работы ТКЦ: доля поступлений в ВВП региона от туристской деятельности; число туристских прибытий и посещений мест туристского интереса; число туристских компаний в регионе и показатели их работы; количество средств размещения туристов и показатели их работы; количество фирм, продающих региональный туристский продукт за пределами области; появление новых видов туризма и новых туристских услуг в регионе; изменение методов руководства туристкой сферой в области; изменение структуры создания новых туристских услуг; изменение системы управления туристскими предприятиями; изменение методов взаимодействия руководства туристской сферы и ее субъектов и т.п.

В диссертационном исследовании рассматривается также мультипликативный эффект от деятельности ТКЦ. Определяется система мультипликаторов, с помощью которых возможно оценить экономическую эффективность деятельности ТКЦ на региональном уровне и которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития туризма:

              • мультипликатор дохода – показывает дополнительный доход (заработную плату, ренту, прибыль и т.д.);

              • мультипликатор продаж – измеряет дополнительные обороты (валовую выручку) туристских предприятий в результате увеличения доходов туристов;

              • мультипликатор объема выпуска – определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения расходов туристов;

              • мультипликатор занятости – показывает общее количество дополнительных рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов туристов, или определяет отношение числа рабочих мест, созданных дополнительными расходами, к общему числу рабочих мест в туристской сфере;

              • мультипликатор инвестиционный – увеличение инвестиций в индустрию туризма (определяется как воздействие капиталовложений на суммарный доход).

Результаты проведенного в диссертационной работе исследования основ создания нового для России направления консалтинговых услуг – туристского консалтинга – дополняют современные теории консалтинга, экономики и управления применительно к сфере туристских услуг, имеют научную и теоретическую значимость, направлены на формирование новых стратегий развития сферы туризма в регионах с использованием консалтинговых услуг в качестве инструмента эффективного управления туристским потенциалом дестинации. Результаты исследования являются практически значимыми для специалистов туристской сферы, что подтверждает актуальность научной темы, исследования которой могут быть продолжены с целью разработки направлений туристского консалтинга, особенностей его функционирования, выбора оптимальных структур и организационно-правовых форм туристского консалтингового центра, наиболее эффективных форм и направлений его работы.

Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученным лично соискателем. В результате проведенного исследования решена научная задача, имеющая существенное значение для теории экономики и управления и заключающаяся в разработке теоретических и методических основ стратегического управления развитием туристского потенциала дестинации на основе применения механизмов инновационной туристской консалтинговой деятельности.

Конкретный вклад автора в проведенное исследование состоит в следующем:

Разработаны теоретические основы организации консалтинговой деятельности в туризме, в том числе выработано понятие «туристский консалтинг», выявлены формы организации туристского консалтинга и его основные направления, определена специфика организации туристской консалтинговой деятельности в России и за рубежом.

  • Проведено исследование мнений профессионалов туриндустрии, а также анализ современных тенденций в сфере туризма, на основе которых доказана целесообразность применения консалтинговых услуг для развития и совершенствования системы управления туристским потенциалом дестинации.

  • С учетом особенностей и современного состояния регионального туризма (на примере Ленинградской области) предложен механизм повышения эффективности функционирования предприятий индустрии туризма дестинации, отличающийся от прежних подходов и состоящий в использовании услуг консалтинга. Введено понятие «туристский консалтинговый центр». На основе принципов менеджмента качества и международных стандартов серии ISO 9001 разработаны методические рекомендации по созданию туристского консалтингового центра в регионе.

  • Основываясь на системе мультипликаторов и направлениях прямого и косвенного влияния деятельности туристского консалтингового центра на сферу туризма дестинации, выработаны критерии и способы оценки эффективности внедрения деятельности туристского консалтингового предприятия в систему управления туристским потенциалом дестинации.

3. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Карташева А.Ю. Возможности и перспективы туристского консалтинга // Сервису и туризму – инновационное развитие: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2009 г. – СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – 0,26 п.л.

  2. Карташева А.Ю. Современные тенденции развития туристских услуг // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сборник научных трудов. Выпуск VII. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 0,51 п.л.

  3. Карпова Г.А., Максарова Е.М., Карташева А.Ю. Государственно-частное партнерство как основа сохранения туристских ресурсов // Государственно-частное партнерство в сфере туризма: практика, проблемы, перспективы: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10-11 апреля 2009 г. – СПб.: Изд-во ДАРК, 2009. – 0,46 п.л. (авт. 0,16 п.л.).

  4. Карташева А.Ю. Туристский консалтинговый центр как инновационный элемент развития индустрии туризма // Вестник Национальной академии туризма. – 2010. – №4 (16). – 0,53 п.л.

  5. Карташева А.Ю. Методические рекомендации по созданию и функционированию регионального туристского консалтингового центра // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2010. – №6 (66). – 0,26 п.л.

  6. Карташева А.Ю. Туристский консалтинг: пути реализации, прогноз эффективности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – №124. – 0,22 п.л.

  7. Карташева А.Ю. Вопросы использования менеджмента качества в разработке и внедрении новых туристских услуг // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – № 1 (Том 6, Экономика). – 0,48 п.л.

  8. Карташева А.Ю. Исследование возможности развития сферы консалтинговых услуг в современном в туристском бизнесе // Вестник Национальной академии туризма. – 2010. – № 1 (13). – 0,38 п.л.

  9. Карташева А.Ю. Региональный туристский консалтинг – инновационный путь развития территории // Туризм и биологическое разнообразие: Сборник тезисов докладов межрегиональной и международной научно-практической конференции по случаю Всемирного Дня туризма, Санкт-Петербург, 21-22 сентября 2010 г. Часть II. – СПб.: Изд-во ПСП-Принт, 2010. – 0,25 п.л.

  10. Карташева А.Ю. Исследование актуальности внедрения консалтинговых услуг для развития современной туристской отрасли // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сборник научных трудов. Выпуск VIII. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 0,27 п.л.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управление производством и потреблением туристских услуг

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
  2. Учебное пособие опирается на материалы специализированных учреждений оон, Европейского Союза, Всемирной туристской орга­низации (вто), национальных туристских администраций, Госком­стата России и пр.

    Учебное пособие
    Учебное пособие опирается на материалы специализированных учреждений ООН, Европейского Союза, Всемирной туристской орга­низации (ВТО), национальных туристских администраций, Госком­стата России и пр.
  3. В. С. Новиков Инновации в туризме оглавление

    Документ
    В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в последнее время стало обращаться на совершенствование инно­вационных процессов в области науки и техники, материального
  4. Книга предназначена для студентов экономических специальностей вузов, преподавателей, аспирантов, работников сферы туризма, а так же для всех лиц, интересующихся рынком туристских услуг

    Книга
    В монографии исследуется социально-экономическая сущность туристской услуги, инфраструктура рынка туристских услуг, брендинг, как форма современной маркетинговой стратегии в туризме, интеграционные процессы на рынке туристских услуг.
  5. Вища школа менеджменту кримський інститут бізнесу консалтингово-конфліктологічний центр центр розвитку освіти, науки та інновацій індустрія гостинності у країнах європи

    Документ
    Індустрія гостинності у країнах Європи / Матеріали ІІІ міжнародної науково-практичної конференції 4-6 грудня 2009 р. – Сімферополь: ВіТроПринт, 2009. – 176 с.

Другие похожие документы..