Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1 Настоящий технический регламент в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603-II «О техническом регулировании» устанавл...полностью>>
'Решение'
О внесении изменений в Положение «О порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собст...полностью>>
'Документ'
Карате уже завоевало сердца молодых людей во всем мире. Они обратились к каратэ в надежде реализовать мечту, свойственную всем людям, по крайней мере...полностью>>
'Документ'
Электрокипятильник непрерывного действия с производительностью от 15 до 150 литров в час кипяченой воды. Предназначен для использования в рабочих цех...полностью>>

Тенденции развития двухуровнего образования в России: отраслевая и территориальная специфика, стоимость подготовки, влияние кризиса

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тенденции развития двухуровнего образования в России:

отраслевая и территориальная специфика, стоимость подготовки, влияние кризиса

И.В. Абанкина, к.э.н.,

Директор Института развития образования

Государственного университета – Высшая школа экономики

1. Проблемы в подготовке квалифицированных кадров.

Утверждать, что у нас нет диспропорций в подготовке кадров, не взялся бы никто. Да, конечно, у нас серьезные проблемы соответствия структуры выпуска по специальностям потребностям рынка труда. Диспропорции усугубляются в условиях экономического кризиса и нестабильности. Снимать ответственность с вузов за низкий темп выбраковки устаревших программ, недостаточное количество и качество новых образовательных программ, востребованных на рынке труда, никто не собирается. Но не только вузы виноваты в рассогласовании спроса и предложения на рынке труда. Виноваты и бизнес, и общественные организации и органы власти. Бизнес не может сформулировать свои требования - разработка профессиональных стандартов, которые бы могли взять вузы как точку опоры для разработки образовательных программ, идет крайне медленно. Новых профессиональных стандартов нет для 90% специальностей. Это дело не вузов, а бизнеса и объединений работодателей.

Большинство предприятий и организаций не имеет долгосрочных планов развития – их видение перспектив короче, чем образовательные программы. Они реально не представляют, какие специалисты потребуются им через 7-10 лет, а именно таков срок от начала разработки образовательной программы до выпуска первых специалистов. Очень слабо налажено участие работодателей в создании новых образовательных (а не только профессиональных) стандартов.

В быстро меняющейся экономике с учетом ее цикличности многими экспертами ставится вопрос о соотношении программ по общей подготовке и узкоспециализированных программ. Идеология непрерывного образования (образования в течение жизни) подразумевает, что человек может доучиваться и переучиваться, что образование дается не один раз на всю жизнь, а продолжается в течение всей жизни. Главное, чтобы человек умел учиться и сохранял желание учиться. Сегодня многие вузы начинают разрабатывать и осваивать технологии непрерывного образования, вуз становится партнером человека на всю жизнь. Государственная политика идет именно в этом направлении - в направлении создания условий для академической автономии, стимулировании инноваций, поддержки связей с работодателями.

2. Сложившаяся и перспективная структура подготовки кадров.

Исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:

  • независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;

  • совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1-го по 2-й или 3-й курсы) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших курсах, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и информационной безопасности.

За период 1995 - 2007 гг. численность выпускников бакалавриата в государственных и муниципальных вузах относительно всех выпускников увеличилась с 1,7% до 5,4%, а численность выпускников магистратуры, соответственно с 0,3% до 1,1%, что пока следует признать крайне низкими показателями.

Рис. 1. Динамика структуры подготовки кадров по уровням системы высшего профессионального образования.

Численность выпускников вузов в разрезе уровней высшего профессионального образования

(по всем вузам России), чел.

Год

Бакалавры

Магистры

Специалисты

Общий итог

2006

53822

12369

989736

1055927

2007

55644

14375

1038919

1108938

Большим препятствием для расширения двухуровнего образования в России являются сложившаяся система финансирования высшей школы, слабое участие работодателей1 в ее развитии, во многом обусловленное затянувшимся спадом производства в большинстве отраслей, а также особенностями рынка труда.

Необходимо определенное время для того, чтобы двухступенчатая система высшего профессионального образования в России органично заменила собой одноступенчатую систему в базовых отраслях экономики.

В зарубежных странах наблюдается значительная дифференциация в объемах подготовки магистров. Так, доля магистров и аспирантов (в большинстве стран эти категории рассматриваются вместе) в общей численности студентов составляет: в Японии – 8,4 %, в Китае – 14,9 % (без учета студентов, обучающихся по программам послевузовского образования), в Великобритании – 22,1%. Вероятно, такой высокий уровень магистров и аспирантов в английских вузах во многом объясняется экспортом образовательных услуг, когда в страну приезжает большое число иностранных выпускников вузов для обучения именно по магистерским программам.

На двухуровневую систему образования переходят и в ряде республик СНГ. Например, в Казахстане на начало 2006/2007 учебного года действовало 176 высших учебных заведений с общей численностью студентов – 768,4 тыс. человек, из которых 25,2% получают высшее специальное образование, 73,8% высшее базовое образование (бакалавриат) и 1,0% высшее научно-педагогическое образование (магистратура). По сравнению с предыдущим учебным годом численность бакалавров увеличилась в 1,3 раза. В тоже время численность магистров снизилась на 7,6%, численность студентов, получающих высшее специальное образование, - на 39,6%.

В качестве перспективной задачи предстоит выработать механизмы и формы вхождения российских вузов в образовательное европейское пространство, сохранив при этом лучшие черты отечественной системы высшего образования. Необходимо сближение образовательной и научной составляющей программ, изменение и унификация внутренней структуры вузов, разработка и принятие единых вузовских учебных циклов наряду с созданием индивидуальных планов обучения студентов и содействием их мобильности.

Одной из первых задач в выработке отмеченных механизмов является формирование контрольных цифр приема в магистратуру, служащая в свою очередь основным методом размещения государственного задания на подготовку специалистов в учреждениях высшего профессионального образования.

Изменения, происходящие в экономике и обществе, не в полной степени отражаются в системе формирования государственного задания на подготовку специалистов. С одной стороны, это связано с определенной консервативностью системы образования, поскольку фактически результаты сегодняшних коррекций проявятся на рынке труда через 4-5 лет, одновременно это обеспечивает определенную защиту от спекулятивных изменений спроса, имеющих локальный, сиюминутный характер и не связанных с реальными тенденциями изменений. С другой стороны, сами механизмы формирования государственного задания требуют определенной коррекции - в первую очередь в целях более адекватного прогнозирования перспективных потребностей рынка труда с учетом тенденций изменения социально-экономической структуры, особенно в условиях финансового и экономического кризиса.

В этих условиях особую актуальность приобретает необходимость прогнозирования и соответствующего реагирования на появление новых потребностей, новых специальностей и соответствующих квалификаций, связанных с изменением социально-экономической структуры. Отсутствие анализа потребности в высококвалифицированных специалистах определенного профиля и долгосрочного рыночного прогноза может привести либо к дефициту специалистов, либо перепроизводству специалистов определенного профиля2. Схема краткосрочного планирования основывается на ближайших потребностях вузов и ресурсных возможностях государства (Рис. 2). Такой подход продолжает схему «от достигнутого уровня» и не отвечает на вопрос «сколько в действительности необходимо высококвалифицированных кадров».

Рис. 2. Изменение численности магистров по наиболее значимым специальностям,

2007 г. относительно 2005 г., человек

При формировании государственных заданий на подготовку магистров по основным инженерным специальностям целесообразно привлечение к определению как общих параметров задания, так и его распределения в разрезе вузов с учетом интересов работодателей в лице саморегулируемых организаций и союзов, а также конкретных организаций, имеющих системообразующее значение для государства. Это позволит повысить экономическую обоснованность заданий на подготовку магистров по основным инженерным специальностям, увязать реальные потребности государства и рынка труда со структурой приема и подготовки кадров в разрезе направлений подготовки.

3. Территориальный разрез подготовки магистров

По численности студентов, проходящих подготовку по магистерским программам, лидирует Центральный федеральный округ, на втором месте – Северо-Западный федеральный округ, что объясняется большим количеством вузов, расположенным в этих федеральных округах (рис. 3). Однако по ежегодному приросту студентов, обучающихся в магистратуре, картина другая. На первое место выходит Дальневосточный федеральный округ - в нем прирост превышает 30%. Около 20% ежегодного роста отмечается в Уральском и Приволжском федеральных округах, тогда как в Центральном и Сибирском федеральных округах – самая низкая динамика, темп не превышает 10% (рис. 4).

Рис. 3. Численность магистров по федеральным округам, человек

Рис. 4. Изменение численности магистров по федеральным округам в 2007 г. относительно 2005 г. (2005 г. – 100%)

Наряду с локальным совершенствованием действующей системы конкурсного распределения государственного задания необходимо обратить серьезное внимание на разработку и апробацию сопутствующих механизмов формирования и реализации государственного задания, включая механизмы мониторинга и коррекции соответствующих процессов.

4. Оценка стоимости подготовки специалистов и магистров

В целях эффективного перехода на двухуровневую подготовку необходимо экономическое обоснование подготовки магистров в сопоставлении с подготовкой специалистов с учетом достигаемого уровня компетентности выпускников. В настоящее время нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг в сфере высшего профессионального образования при финансировании вузов не используются, применяются только материальные нормы и общие для всех бюджетных учреждений финансовые нормативы. Объем финансирования рассчитывается вузами по каждой статье расходов на основании упомянутых выше материальных и финансовых норм (по статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, методом прямого счета).

Нормативный метод частично используется при планировании объема бюджетного финансирования учреждений высшего профессионального образования, однако характер и порядок применения и состав норм не в полной мере отвечает требованиям действующих нормативных документов в части перехода к финансированию вузов на основе дифференцированных нормативов, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ.

Несомненный интерес вызывает оценка разницы в стоимости подготовки специалистов и магистров. Речь идет о сравнении стоимости обучения по этим программам в год. Результаты проведенных расчетов по методикам, предложенным Финансовой Академией совместно с Высшей школой экономики и Академией народного хозяйства, показывают, что ежегодный базовый норматив подушевого финансирования подготовки магистров в вузах, рассчитанный в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования в два раза превышает ежегодный базовый норматив подушевого финансирования подготовки дипломированных специалистов. Такое соотношение стоимости подготовки специалистов и магистров должно учитываться вузами при разработке стратегий развития и позиционирование на рынке образовательных услуг. Одни вузы могут ориентироваться на разворачивание магистерских программ, стоимость подготовки по которым значительно выше, но требует наличия современной базы и оборудования, проведения научных исследований и разработок, привлечения высококвалифицированных кадров, партнерских связей и т.д. Другие вузы могут сосредоточить основной фокус на подготовке бакалавров как наиболее массовых специалистов с высшим образованием, удовлетворяющих спрос на рынке труда в условиях высокой динамики и глобализации. В любом случае оценка финансовых ресурсов, получаемых вузами при различных стратегиях, должна соотноситься с возможностями предоставления качественного образования и только в зависимости от качества оптимизировать соотношение программ подготовки бакалавров и магистров. Именно показатели качества станут определяющими при распределении государственного задания между вузами на подготовку бакалавров и магистров.

5. Основные вызовы системе профессионального образования в условиях кризиса

К основным негативным вызовам системе образования в условиях кризиса следует отнести:

  • существенные трудности в трудоустройстве выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования из-за снижения объемов производства, в том числе временной остановки крупных базовых предприятий;

  • снижение финансирования системы образования, включая программы развития на всех уровнях управления образованием вследствие сокращения бюджетных расходов;

  • угрозы снижения заработной платы (или ее задержки), что усугубляется переходом на новую систему оплаты труда. Эффективная сама по себе НСОТ, в рамках которой подразумевается резкое повышение стимулирующей части оплаты труда, т.е. переход на принципы оплаты за качество и результативность, будет воспринята как негативная реформа, ведущая к снижению доходов учителей, преподавателей и научных сотрудников;

  • введение ЕГЭ и барьеров отсечения для поступления в вузы выпускников, которые имеют низкие баллы по ЕГЭ. В этом случае им грозит социальная неустроенность, т.к. поступление в вуз откладывается на год – до следующей возможности пересдачи ЕГЭ.

Демпфирующим моментом можно считать снижение выпуска из всех учебных заведений – и школ, и НПО, и СПО и ВПО – в результате демографического спада. Снижение происходит по всем без исключения регионам России и всем группам специальностей. Несмотря на увеличение приема в вузы в 2007/2008 учебном году по некоторым группам специальностей (при уменьшении по другим группам), прогнозируемый выпуск в ближайшие три года снижается по всем группам специальностей. Увеличение приема в вузы по отдельным специальностям в ближайшие три года не сказывается на увеличении выпуска по этим специальностям. Однако по истечении этих лет увеличение выпуска по отдельным специальностям произойдет, что потребует корректировки в соответствии с потребностями рынка труда.

К позитивным вызовам следует отнести:

1. Необходимость переквалификации части работников, которые уволены или сокращены, а также тех, кто не будет востребован рынком труда в ближайшей перспективе по полученной специальности. Это означает необходимость быстрого развертывания системой образования программ по профессиональной переподготовки под будущие потребности рынка труда, образовательных программ по социально-психологической адаптации к финансово-экономическому кризису, а также программ по предотвращению социального сиротства и безнадзорности.

Снижение реальных доходов населения и их возможностей софинансировать образовательные программы, накладывает на органы управления образованием дополнительную ответственность по изысканию источников финансирования образовательных программ за счет средств бюджета. Проведение активной антикризисной образовательной политики позволит предотвращать социальные риски и негативные социальные последствия безработицы и кризиса, предоставить людям возможности трудоустройства в будущем, в том числе и за счет развития своего бизнеса (включая самозанятость).

2. Возможность задействования существующего потенциала образовательных учреждений. Мощность (включая материально-технический и кадровый потенциал) и вместимость сети образовательных учреждений всех уровней недогружена в условиях демографического спада. В силу этого избыточная мощность образовательных учреждений может быть использована для развертывания программ по переподготовке кадров, по дополнительному образованию, по социально-психологической адаптации и т.д.

Меры, которые целесообразно принять в условиях кризиса:

  • За счет средств службы занятости и соответствующих бюджетов должны быть организованы программа по переподготовке кадров под будущие возможности рынка труда, а также образовательные программы по созданию и ведению собственных бизнесов, обеспечивающие самозанятость населения в соответствии с местными условиями.

  • Рассмотреть вопрос об установлении гибких сроков освоения образовательных программам начального, среднего и высшего профессионального образования (например, за счет увеличения сроков по программам, позволяющим получать социальные компетенции и навыки). Такая мера позволяет построить гибкую систему выпуска из учебных заведений в соответствии с возможностями трудоустройства на региональных и местных рынках труда. Увеличение программ может быть осуществлено за счет средств бюджета на оплату труда преподавателей и использования материально-технической базы самих учебных заведений (с учетом ее избыточности в условиях демографического спада).

  • Своевременное информирование населения о разворачивании образовательных программ, о программах социальной адаптации к условиям кризиса, об изменении сроков образовательных программ и т.д. Это позволит снять социальную напряженность и повысит доверие населения к органам власти. Образовательные учреждения должны стать точкой опоры для населения в условиях кризиса. На них должны быть возложены функции по демпфированию последствий безработицы. Финансирование должно быть устроено на паритетных основания – частично за счет дополнительных средств бюджета, частично за счет повышения результативности и эффективности использования текущего финансирования учебных заведений, частично за счет работодателей, для которых организована переподготовка кадров.

1 Двухуровневая система высшего образования: взгляд работодателя / Кленина А. Н., Коляда И. Н.// Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Кн. 1/ Сборник докладов по материалам Третьей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / ПетрГУ, Петрозаводск, 2006 г., стр. 228-232.

2 Учет федеральных и региональных приоритетов при формировании государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку специалистов для образовательных учреждений профессионального образования / О. П. Маркова, М. В. Суровов, В. А. Гуртов // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Кн. 3/ Сборник докладов по материалам второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / ПетрГУ, Петрозаводск, 2005 г., стр. 106-115.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (70)

    Документ
    "ПРОСМОТРЕВ "СИМПСОНОВ", ЭКСПЕРТЫ СДЕЛАЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ЧТО МУЛЬТФИЛЬМЫ ПРОСТО НАПИЧКАНЫ ЭПИЗОДАМИ НАСИЛИЯ И АГРЕССИИ , ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА, ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ (ЛДПР), ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ НЕДОВОЛЬНЫ ЕЩЕ И НЕКОТОРЫМИ МУЛЬТФИЛЬМАМИ.
  2. Ская модель, основанная на мак­симальном и эффективном использовании, прежде всего, имеющихся ресурсов и тех возможностей, которые нам представляет глобализация

    Документ
    Для реализации стратегических целей, стоящих перед страной, прежние социально-политические отношения, прежние способы хозяйствования не достаточны, нужны новые подходы.
  3. Е. В. Леонтьева -г. П. Окорокова

    Документ
    Н47 НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ: История. Опыт. Перспективы. — М.: МГОФ «Знание», 2008.
  4. Е. Ю. Грачева Э. Д. Соколова Финансовое право учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса «Финансовое право» для юридических вузов и содержит изложение всех тем данного курса.
  5. Словарь по политологии

    Документ
    Подготовлен кафедрой политологии РГУ в рамках реализации проекта «Поддержки кафедры политологии факультета социологии и политологии Ростовского госуниверситета в сотрудничестве с кафедрой сравнительной политологии МГИМО (У) МИД РФ»

Другие похожие документы..