Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет т...полностью>>
'Документ'
2 августа сотрудниками УБОП ГУВД Московской области проведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и задержанию сбытчиков наркотиков....полностью>>
'Документ'
Страна, о которой идет речь в этом номере журнала, переживает этап «авторитарной и реакционной регрессии», как пишет один из наших авторов, эта стран...полностью>>
'Документ'
Мир рекламы яркий и многогранный! Рекламное агентство ”Миллениум”существует с 2001 года. За этот период было много интересных и красивых работ. Мы пр...полностью>>

Закон об основной школе и гимназии

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

RK, RTI, 05.07.2010, 41, 240

Внесены изменения согласно:

RT I, 2010, 41, 240, принят 09.06.2010, в действии с 01.01.2011.

Объявлен
постановлением Президента Республики
от 21 июня 2010 г. № 698

 

ЗАКОН ОБ ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ И ГИМНАЗИИ

Принят 9 июня 2010 г.

 

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера регулирования закона

 

(1) Настоящим Законом устанавливаются основы организации учебного процесса в основных школах и гимназиях (далее – школа), права и обязанности учащихся и их родителей или опекунов (далее – родители), права и обязанности работников школы, основы содержания и финансирования школы, а также основы осуществляемого в отношении учебно-воспитательной работы школы государственного надзора.

 

(2) Настоящим Законом регулируется деятельность школ, действующих в качестве учреждений, подведомственных волостным или городским учреждениям (далее – муниципальные школы), и школ, действующих в качестве учреждений, подведомственных Министерству образования и науки (далее – государственные школы). Владельцем муниципальной школы является волость или город. Владельцем государственной школы является государство. К школам, осуществляющим деятельность в качестве частноправовых юридических лиц (далее – частные школы), настоящий Закон применяется в объеме, в котором иное не устанавливается Законом о частных учебных заведениях.

 

(3) К предусмотренному настоящим Законом административному производству применяются положения Закона об административном производстве с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

 

Статья 2. Основные школы и гимназии и их организационно-правовые формы

 

(1) Основная школа – это общеобразовательная школа, создающая для учащихся возможность получения основного образования и выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения. В основной школе время, рассчитанное на выполнение учебной программы (далее – номинальный срок обучения), составляет девять лет. Для основной школы устанавливаются следующие школьные ступени:

1) I школьная ступень –  с 1-го по 3-й классы;

2) II школьная ступень – с 4-го по 6-й классы;

3) III школьная ступень – с 7-го по 9-й классы.

 

(2) Гимназия – это следующая за основной школой общеобразовательная школа, создающая возможность получения общего среднего образования. Номинальный срок обучения в гимназии составляет три года.

 

(3) Организационно-правовыми формами основных школ и гимназий являются:

1) основная школа;

2) детское дошкольное учреждение (далее – детское учреждение) и основная школа, действующие как единое учреждение, к которому в случае со школой, предназначенной для учащихся с особыми образовательными потребностями, может быть присоединена также гимназия (далее – общеобразовательная школа и детское учреждение);

3) основная школа, где обучение проводится на I школьной ступени или на I и II школьных ступенях, причем на II школьной ступени обучение не должно вестись в объеме всех классов II школьной ступени;

4) гимназия;

5) основная школа и гимназия, действующие как единое учреждение, причем в основной школе обучение может вестись во всех классах основной школы или только в некоторых последовательно предшествующих гимназии классах;

6) основная школа и гимназия, действующие как единое учреждение, где обучение проводится только по нестационарной форме;

7) общеобразовательная школа и школа по интересам, действующие как единое учреждение;

8) гимназия и профессиональное учебное заведение, действующие как единое учреждение.

 

(4) Для лучшей организации учебы учащихся с особыми образовательными потребностями могут быть учреждены и могут действовать школы, ориентированные на учащихся с особыми образовательными потребностями. Государство обеспечивает учреждение и содержание школ для учащихся с нарушениями зрения, слуха и речи, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих помимо нарушений опорно-двигательного аппарата особые образовательные потребности, для учащихся со сложными дефектами, для учащихся с интеллектуальными отклонениями, для учащихся с эмоциональными и поведенческими расстройствами, а также для учащихся, нуждающихся в особых условиях воспитания.

 

(5) В случае с общеобразовательной школой и детским учреждением, действующими как единое учреждение, в части детского учреждения применяется Закон о детских дошкольных учреждениях, а в части общеобразовательной школы – настоящий Закон. Директор общеобразовательной школы и детского учреждения, действующих как единое учреждение, имеет полномочия, вытекающие из настоящего Закона и Закона о детских дошкольных учреждениях.

 

(6) В случае с общеобразовательной школой и школой по интересам, действующими как единое учреждение, в отношении выдачи и признания недействительными лицензий на ведение образовательной деятельности, регистрации школы по интересам, организации учебного процесса, поддержки развития учащихся, обеспечения психической и физической безопасности и охраны здоровья, прав и обязанностей учащихся, финансирования обучения, организации труда педагогов и осуществления государственного надзора в части основной школы и гимназии применяется настоящий Закон, а в части школы по интересам – Закон о школах по интересам. В вопросах, касающихся положения о школе, программы развития, замещения вакантной должности директора, составов педагогического и попечительского советов и их образования, реорганизации школы, передачи содержания и прекращения деятельности школы, применяются положения настоящего Закона. Директор общеобразовательной школы и школы по интересам, действующих как единое учреждение, имеет полномочия, вытекающие из настоящего Закона и Закона о школах по интересам.

 

(7) К принципам осуществления гимназиями и профессиональными учебными заведениями деятельности в качестве единых учреждений применяются положения статьи 43 Закона о профессиональных учебных заведениях.

 

Статья 3. Основополагающие ценности общеобразовательной школы

 

(1) В общеобразовательной школе обеспечивается поддержка психического, физического, морального, социального и эмоционального развития учащихся. Создаются условия для уравновешенного развития способностей и для самоутверждения учащихся, для формирования у них научного миропонимания.

 

(2) Важными считаются ценности, вытекающие из этических принципов, указанных в Конституции Эстонской Республики, во Всеобщей декларации прав человека ООН, в Конвенции о правах ребенка и базовых документах Европейского союза.

 

(3) Социализация нового поколения основывается на принятии традиций эстонской культуры, общеевропейских ценностей и основных достижений мировой культуры и науки. Люди, получившие общее образование, смогут интегрироваться в общество и содействовать устойчивому социальному, культурному, экономическому и экологическому развитию эстонского общества.

 

Статья 4. Задачи основной школы

 

(1) Основная школа выполняет как образовательные, так и воспитательные задачи. Основная школа содействует воспитанию учащихся творческими, разносторонними личностями, способными полноценно реализовать себя в различных ролях: в семье, работе и общественной жизни, а также выбрать соответствующий их интересам и способностям образовательный путь.

 

(2) Задачей основной школы является создание для учащихся соответствующей возрасту, безопасной, положительно влияющей и развивающей учебной среды, поддерживающей развитие у них интереса к учебе и учебных навыков, саморефлексии и способности к критическому мышлению, приобретения знаний и волевых качеств, содействующей творческому самовыражению и формированию социального и культурного самосознания.

 

Статья 5. Задачи гимназии

 

(1) Гимназия выполняет как образовательные, так и воспитательные задачи. Задачей гимназии является формирование из молодых людей творческих, разносторонних, социально зрелых, надежных, осознающих свои цели и способных к их достижению личностей в различных сферах жизни: в качестве партнеров в личной жизни, в качестве носителей и деятелей культуры, в различных профессиях и ролях на рынке труда, а также в роли ответственных за сохранение стабильности общества и природной среды граждан.

 

(2) Основная учебно-воспитательная цель гимназии заключается в том, чтобы учащиеся смогли найти для себя соответствующую их интересам и способностям сферу деятельности, с которой они могли бы связать свой дальнейший образовательный путь. Задачей гимназии является создание условий для приобретения учащимися знаний, умений и ценностных установок, позволяющих беспрепятственно продолжить образовательный путь в высшем учебном заведении или в рамках постгимназического профессионального обучения.

 

Статья 6. Принципы организации обучения

 

При организации обучения государство, владельцы школ и школы руководствуются следующими принципами:

1) обеспечение равной доступности качественного общего образования для всех лиц, независимо от их социально-экономического фона, национальности, пола, места жительства или особых образовательных потребностей;

2) отсутствие препятствий, вытекающих из государственных учебных программ, при переходе от одной школьной ступени или формы обучения к другой либо от одного уровня образования к другому;

3) следование школой при организации своей деятельности выраженным в государственных учебных программах ожиданиям общества, потребностям и интересам учащихся с учетом по мере возможности предложений учащихся и их родителей, а также особенностей региона;

4) учет потребностей и интересов учащихся при формировании школьной учебной программы, а также при использовании индивидуальных учебных программ.

 

Статья 7. Доступность основного и общего среднего образования

 

(1) В школе владельцем школы должны быть обеспечены наличие необходимых для выполнения государственных учебных программ квалифицированных учителей, наличие соответствующей требованиям безопасности, охраны здоровья и учебной программы учебной среды, а также возможности поддержки развития учащихся. В гимназии ее владелец должен дополнительно обеспечить способность гимназии предложить помимо обязательных учебных предметов также факультативные предметы и сформировать из факультативных предметов не менее трех направлений обучения согласно требованиям, установленным государственной учебной программой.

 

(2) Не менее чем у 80 процентов учащихся, для которых основная школа является школой по месту жительства, не должно затрачиваться на дорогу в школу более 60 минут.

 

(3) В каждом уезде должна быть обеспечена возможность получения общего среднего образования.

 

(4) Муниципальная школа может осуществлять деятельность на административной территории другой волости или другого города с согласия этой волости или этого города.

 

(5) По ходатайству родителя волость или город должны обеспечить возможность получения основного образования в школе по месту жительства ребенку, не достигшему возраста, установленного для всеобщего обязательного обучения, если консультативной комиссией или посещаемым ребенком детским учреждением даны оценка готовности ребенка к школе и рекомендации относительно поступления в школу, и родитель уведомил волостную или городскую управу о желании начать учебу до 1 мая текущего года. В случае уведомления родителем волостной или городской управы о желании начать учебу после 1 мая текущего года школа по месту жительства может принять этого ребенка в качестве ученика при наличии в школе свободного учебного места.

 

(6) Волость или город должны обеспечивать возможность получения основного образования по нестационарной форме обучения лицам, достигшим возраста 17 лет, которые не получили основное образование и место жительства которых находится в этой волости или в этом городе.

 

(7) По ходатайству родителей волость или город должны обеспечить возможность получения основного образования в школах по месту жительства детям аккредитованных в Эстонской Республике представителей иностранных и международных организаций, проживающим в этой волости или в этом городе.

 

(8) За участие в обучении в муниципальной или государственной школе на основе школьной учебной программы с целью получения основного или среднего образования от учащихся или родителей нельзя требовать софинансирования. В случае организации в школе деятельности, не являющейся частью школьной учебной программы (далее – деятельность вне рамок учебной программы), покрытие расходов может осуществляться на условиях и в порядке, установленных положением о школе, при софинансировании участниками деятельности вне рамок учебной программы.

 

Статья 8. Определение местожительства лица

 

В качестве местожительства лица в настоящем Законе рассматривается адрес его местожительства, внесенный в регистр народонаселения Эстонии. Если адрес местожительства лица внесен в регистр с недостаточной точностью, то в недостающей части лицо само определяет адрес своего местожительства и информирует об этом волостную или городскую управу по месту жительства. Местом жительства лица, находящегося в патронатном доме, детском доме-школе или воспитательном доме для молодежи, считается соответственно адрес патронатного дома, детского дома-школы или воспитательного дома для молодежи.

 

Глава 2

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Статья 9. Всеобщее обязательное обучение

 

(1) Всеобщее обязательное обучение – это обязанность участвовать в учебе, предусмотренной школьным распорядком дня или индивидуальной учебной программой, выполнять учебные задания и приобретать знания и умения в соответствии со своими способностями. Обязанность всеобщего обязательного обучения не считается выполненной, если лицо, подлежащее всеобщему обязательному обучению, не внесено в список ни одной школы или отсутствует на учебных занятиях без уважительных причин.

 

(2) Всеобщему обязательному обучению подлежит лицо, (в том числе лицо, имеющее гражданство иностранного государства или неопределенное гражданство, за исключением детей аккредитованных в Эстонской Республике представителей иностранных или международных организаций, место жительства которых находится в Эстонии), которому до 1 октября текущего года исполнилось семь лет. Лицо подлежит всеобщему обязательному обучению до получения основного образования либо до достижения возраста 17 лет.

 

(3) Лицо, подлежащее всеобщему обязательному обучению, которое по состоянию здоровья к моменту достижения возраста, установленного для всеобщего обязательного обучения, не достигло необходимой для начала учебы готовности к школе, может по рекомендации консультативной комиссии приступить к выполнению обязанности всеобщего обязательного обучения на один учебный год позднее. Ходатайство об отсрочке выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения подается родителем в консультативную комиссию. Условия и порядок отсрочки выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения устанавливаются министром социальных вопросов.

 

Статья 10. Обязанность волостей и городов по созданию возможности выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения

 

(1) Волость или город обеспечивает лицу, подлежащему всеобщему обязательному обучению, место жительства которого находится на административной территории волости или города, возможность получения основного образования. Для обеспечения возможности получения основного образования всем лицам, подлежащим всеобщему обязательному обучению, а также лицам, указанным в частях 6 и 7 статьи 7 настоящего Закона, волостная или городская управа устанавливает условия и порядок определения муниципальной школы по месту жительства (далее – школа по месту жительства). При определении школы по месту жительства волостная или городская управа учитывает в качестве существенных обстоятельств в первую очередь близость места жительства учащегося к школе, обучение других детей из этой семьи в той же школе и по мере возможности пожелания родителей.

 

(2) Волостная или городская управа организует учет лиц, подлежащих всеобщему обязательному обучению. В целях ведения учета выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения не реже одного раза в учебный год, не позднее 10 сентября, сравниваются данные регистра народонаселения Эстонии, касающиеся лиц, подлежащих всеобщему обязательному обучению, места жительства которых находятся на административной территории волости или города, с данными Эстонской информационной системы образования (далее – информационная система образования).

 

(3) Муниципальная школа другой волости или другого города может быть определена в качестве школы по месту жительства учащегося с согласия волостной или городской управы, являющейся владельцем школы.

 

Статья 11. Обязанности родителей по обеспечению выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения

 

(1) Родители обязаны способствовать и благоприятствовать выполнению обязанности всеобщего обязательного обучения, в том числе:

1) создавать дома учащемуся, подлежащему всеобщему обязательному обучению, благоприятствующие учебе условия и предпосылки для участия в учебе;

2) предоставить школе свои контактные данные и проинформировать об их изменении;

3) ознакомиться с актами, регулирующими школьную жизнь;

4) сотрудничать со школой на условиях и в порядке, установленных настоящим Законом и изданными на его основе правовыми актами;

5) применять меры, предлагаемые им школой либо волостной или городской управой по месту жительства;

6) обращаться по предложению школы в консультативную комиссию;

7) ходатайствовать в случае необходимости перед школой и волостной или городской управой по месту жительства учащегося о применении мер по обеспечению выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения, установленных правовыми актами.

 

(2) В случае невыполнения родителями обязанностей, установленных частью 1 настоящей статьи, волостная или городская управа обязана принять необходимые меры по защите прав ребенка.

 

Статья 12. Применяемые школой меры по обеспечению выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения

 

(1) Для обеспечения выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения школа применяет в отношении учащихся, отсутствовавших на учебе без уважительных причин, одну или несколько мер, установленных частью 3 статьи 58 настоящего Закона, с учетом причины отсутствия.

 

(2) Если применяемые школой меры не оказывают воздействия или их применение невозможно по причине отсутствия у школы контактов с учащимся или родителем, то школа для применения дальнейших мер обращается к волостной или городской управе.

 

Статья 13. Применяемые волостью или городом меры по обеспечению выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения

 

Для обеспечения выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения волость или город по месту жительства лиц, подлежащих всеобщему обязательному обучению, в соответствии с потребностями и возможностями оказывает поддержку лицам, подлежащим всеобщему обязательному обучению, родителям и школам путем создания в пределах своей компетенции условий для выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения, в том числе:

1) организует работу с лицами, подлежащими всеобщему обязательному обучению, выясняет причины невыполнения обязанности всеобщего обязательного обучения и применяет меры в отношении лиц, не выполняющих обязанность всеобщего обязательного обучения, путем назначения должности или структурного подразделения, к задачам которых относятся данные вопросы;

2) организует по мере возможности обучение родителей, чьи дети не выполняют обязанность всеобщего обязательного обучения, чтобы оказывать им помощь в создании условий для выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения;

3) подает в соответствии с Законом о мерах воздействия, применяемых к несовершеннолетним, в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних.

 

Статья 14. Ответственность родителей за необеспечение выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения

 

(1) Родитель наказывается штрафом в размере до 200 штрафных единиц, если его подлежащий всеобщему обязательному обучению ребенок не внесен в список ни одной школы либо отсутствовал в течение учебной четверти необоснованно более чем на 20 процентах уроков.

 

(2) Родитель не наказывается, если он ходатайствовал перед школой либо уездной или городской управой по месту жительства учащегося о применении мер по обеспечению выполнения обязанности всеобщего обязательного обучения, согласился с применением мер, предложенных и профинансированных школой либо волостной или городской управой, и активно участвовал в применении мер, если применение соответствующих мер предполагают наличие ходатайства или согласия родителя либо его активное участие.

 

(3) Наложенный на родителя штраф может быть заменен с согласия родителя общественно полезными работами, прохождением курсов по вопросам воспитания или осуществлением совместной деятельности с ребенком. Родителю назначается выполнение общественно полезных работ в объеме 10 – 50 часов в свободное от работы и учебы время. Общественно полезные работы не оплачиваются. На родителей, привлеченных к общественно полезным работам, распространяются правовые акты, регулирующие охрану труда и здоровья. В случае уклонения родителя от выполнения общественно полезных работ наложенный на него штраф обращается к исполнению.

 

(4) В отношении проступков, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, применяются положения Общей части Пенитенциарного кодекса и положения Деликтно-процессуального кодекса, учреждениями, ведущими во внесудебном порядке производство по делам о проступках, являются волостные и городские управы по месту жительства учащихся.

 

Глава 3

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ

 

Раздел 1

Учебная программа

 

Статья 15. Государственная учебная программа

 

(1) В государственных учебных программах представляются учебные цели, ожидаемые учебные результаты, условия и порядок оценивания, а также требования к учебной среде, к организации учебно-воспитательной работы, к окончанию школы и к школьной учебной программе.

 

(2) Стандарт основного образования устанавливается государственной учебной программой основной школы, а для учащихся, обучающихся по упрощенной программе, по программе обучения навыкам самообслуживания и по программе медико-педагогических классов, –  государственной упрощенной учебной программой основной школы. Стандарт общего среднего образования устанавливается государственной учебной программой гимназии. Государственная учебная программа основной школы, государственная упрощенная учебная программа основной школы и государственная учебная программа гимназии (далее вместе – государственные учебные программы) устанавливаются  Правительством Республики.

 

(3) В государственной учебной программе основной школы и в государственной учебной программе гимназии по отдельным тематикам представляются предметные программы как минимум по следующим обязательным предметам:

1) язык и литература: эстонский язык (в школах с эстонским языком обучения), русский язык (в школах с русским языком обучения) и литература;

2) иностранные языки: эстонский язык как второй язык, английский язык, немецкий язык, французский язык, русский язык как иностранный язык группы «А», английский язык, немецкий язык, французский язык, русский язык как иностранный язык группы «В»;

3) математика: в основной школе – математика, в гимназии – узкая математика и широкая математика;

4) естествознание: биология, география, физика, химия, а в государственной учебной программе основной школы также природоведение;

5) социальные предметы: человековедение, история, обществоведение;

6) художественно-эстетические предметы: музыка, искусство;

7) предметы технологического цикла в государственной учебной программе основной школы: трудовое обучение, рукоделие и домоводство, учение о технологии;

8) физическое воспитание: физическое воспитание.

 

(4) Помимо этого государственная учебная программа основной школы и государственная учебная программа гимназии содержат предметные программы по религиоведению и карьерному обучению, а государственная учебная программа гимназии – также предметные программы по государственной обороне, по экономике и предпринимательству. В государственной учебной программе основной школы и в государственной учебной программе гимназии могут устанавливаться также предметные программы по другим факультативным предметам.

 

(5) Для использования интегрированного предметного и языкового обучения, для проведения предварительного профессионального обучения или профессионального обучения и для учета региональной специфики или особенностей школы с согласия попечительского совета на условиях и в порядке, установленных государственными учебными программами, может быть изменен перечень учебных предметов, установленный настоящей статьей. В связи с проведением обучения по нестационарной форме или с особыми образовательными потребностями учащихся номинальный срок обучения и учебная нагрузка могут на установленных государственными учебными программами условиях отличаться от номинального срока и учебной нагрузки, предусмотренных настоящим Законом.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Открытая конференция «Русская школа Эстонии» 25 сентября, Таллин. Пресса о выставке «Елгава 1937-1945 гг.»

    Документ
    25 сентября 2010 года в г. Таллине, состоится  Открытая Конференция Попечительских  Советов и Родительских Комитетов  Русских школ: «Русская школа Эстонии».
  2. Годовой отчет 2010 г. – Эстония

    Публичный отчет
    Демографическая ситуация. Согласно данным Департамента статистики, в последние годы численность населения Эстонии стабилизировалась. Три года подряд быстро сокращалась смертность, увеличивалась продолжительность жизни, выросла доля пожилых в населении.
  3. Новое на сайте Русский мир (4)

    Документ
    Культура иногда представляется мне нежным и хрупким ростком, кажущимся совершенно беззащитным перед любой опасностью. И в то же время ощущаешь ее силу, видя, как этот росток взламывает асфальт в своем стремлении к свету и жизни.
  4. II. Дистанционное обучение в России: история и перспективы функционирования в обучении русскому языку в странах СНГ и Балтии

    Реферат
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ СНГ И БАЛТИИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ
  5. Дипломатическая Академия мид кыргызской Республики

    Диплом
    В монографии на основе анализа обширного фактического материала, явившегося результатом комплексных мониторинговых исследований, проведенных под руководством и при непосредственном участии автора в течение нескольких последних лет,

Другие похожие документы..