Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Общая теория относительности (или теория гравитации Эйнштейна) нелегко поддаётся экспериментальной проверке. Сам Эйнштейн в 1916 году сделал три набл...полностью>>
'Документ'
Примите нашу глубокую и искреннюю благодарность от командования и личного состава 11-ой Краснознаменной эскадры атомных подводных лодок Северного Фло...полностью>>
'Закон'
О лицензировании медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенны...полностью>>
'Документ'
Величина надбавок (скидок) за компенсацию реактивной энергии в процентах от действующего тарифа за активную энергию без НДС Основные понятия и термин...полностью>>

Министерство образования российской федерации кафедра литературы курсовая работа по литературе Тема: Лицо и маски Печорина

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

***

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ

Курсовая работа по литературе

Тема: Лицо и маски Печорина

Выполнила студентка ** курса

**

Руководитель:

**

2004

Содержание

1. Биография М.Ю. Лермонтова 4

2. История создания «Героя нашего времени» 7

3. О романе, структуре, особенностях 11

4. Печорин и его маски 18

5. Истинное лицо Печорина 28

6. Заключение 45

7. Библиография 47

1. Биография М.Ю. Лермонтова

15.10.1814 - 27.07.1841

Михаил Юрьевич родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны. Брак был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий.

Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов отразились в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 году семья переезжает в Москву, через год Лермонтов зачисляется в Московский университетский благородный пансион, где получает гуманитарное образование. Уже тогда определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству, его преимущественная ориентация на А. С. Пушкина, байроническую поэму. В центре творчества - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.

В 1830-1831 годах достигает вершины раннее лирическое творчество поэта; далее начинается спад. После 1832 года Лермонтов обращается к балладе и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности", 1831), другая - к экзотическим кавказским темам ("Хаджи-Абрек", 1833).

В 1832 году поэт оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов избирает военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в этом военно-учебном заведении.

В 1835 году, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, выходит поэма "Хаджи Абрек" – его первое выступление в печати.

В 1835-1836 годах Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта" (1837), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 года Лермонтов был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом поэт пишет несколько стихотворений ("Сосед", "Узник"), положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики".

В феврале 1837 года был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком на Кавказ. Михаил простудился в дороге и был вынужден лечиться в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. По пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце".

Во 2-й половине января 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетневым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. В 1840 году отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".

Наследие Лермонтова к 1840 году включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.

В 1838-1840 годах в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы во многом противоположны пушкинским. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнев далеко не все принимают в его творчестве. Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом "Отечественные записки". Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову княгиней Щербатовой. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов, тем не менее, был предан военному суду. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтова с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ.

В мае 1841он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк". Здесь же Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен поэт в фамильном склепе в Тарханах.

Одинокое детство в деревне, ранняя разлука с отцом, особая роль бабушки в воспитании, затем юнкерство с его специфической атмосферой, - все это формирует у Лермонтова такой тип личности, который запомнился современникам: человек с тяжелым характером, внутренне одинокий. Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Конфликт мечты и реальности - основа романтического мировосприятия Лермонтова, что можно наблюдать в его творчестве.

2. История создания «Героя нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году.

В нём Лермонтов затронул многие социальные, нравственные и философские проблемы, возникшие в среде дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Отличительной чертой этого времени стало отсутствие высоких общественных идеалов для поколения, вступившего в жизнь после жестокого разгрома декабристов. Чернышевский писал, что "Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучше, сильнейшие, благороднейшие люди под влияние общественной обстановки их круга".

Роман написан в период 1837-1839 г, когда перед литературой стояла задача поиска нового героя, воплощающего новые тенденции общественного развития. Лермонтов стоял в это время перед лицом уже иного общества, чем - то, которое было запечатлено в «Евгении Онегине» Пушкина. «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании новых и новых поколений. О подобных произведениях Белинский писал, что они принадлежат к «вечно живым и движущимся явлениям... Каждая эпоха произносит о них свое суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего».

По сути, роман Лермонтова самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об этом небольшом произведении. Каждая эпоха при всех издержках в истолковании и оценках этого великого произведения, в чем - то, пусть на небольшой шаг приближалась к его более глубокому прочтению и пониманию.

Начать обзор критики, пожалуй, нужно начать с письма Николая I. Имеется в виду письмо Николая I к жене от 12/24 июня 1840 года, содержащее оценку «Героя нашего времени» и его автора. Первый критический отзыв из уст русского царя-деспота был крайне негативен: “Я дочитал «Героя» до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер».

Когда вышел из печати роман «Герой нашего времени», охранительная критика, осведомленная резко отрицательной оценкой Николаем 1, уверяла читателей в том, что в романе нет ничего русского, что его «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов. Дошло дело до того, что вскоре после роковой гибели поэта барон Розен выразил свою «радость» по поводу того, что Лермонтов убит и уже не напишет «второго Печорина». Резкую оценку Печорина дали критики консервативно-охранительного толка О.И. Сенковский, С.П. Шевырев, С.А. Бурачок.

Негативное восприятие образа Печорина было и у некоторых декабристов: Д.И. Писарева, А.В. Дружинина, К.С. Аксакова и других. Так В.К. Кюхельбеккер писал: «Лермонтова роман - создание мощной души... Все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин».

Отметая злобные измышления критиков-охранителей, которых он презрительно именовал «критиканами», Белинский предрекал «Герою нашего времени» долгую жизнь. «Никто и ничто, - писал он о лермонтовской книге, - не помешает ее ходу и расходу, пока не разойдется она до последнего экземпляра; тогда она выйдет четвертым изданием, и так будет продолжаться до тех пор, пока русские будет говорить русским языком». В работах Белинского о Лермонтове, полных любви к поэту, презрения и ненависти к его политическим врагам и литературным «критиканам», сложилась настолько основанная и всеобъемлющая концепция его мировосприятия и творчества, которая в своих главных чертах была принята, подтверждена, а затем и развита такими выдающимися деятелями нашей литературы, общественной мысли, как А. И. Герцен, Н.Г Чернышевский, Н. А.Добролюбов, М.Е. Салтыков-Щедрин. Каждый из них в чем-то дополнял и уточнял суждения Белинского о Лермонтове, о его романе, в тоже время непременно подчеркивая его заслуги в борьбе за Лермонтова, непреходящее значение его статей о творчестве поэта.

Н.Г. Чернышевский, вслед за Белинским наносил удары «критиканам» обвинявшим Лермонтова в подражательности. В статье «Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбов показал, как измельчали люди, подражавшие Печорину через два десятилетия после его появления в литературе. Добролюбов, а за ним и Щедрин, разоблачая либералов 60-х и последующих годов, пользовались лермонтовскими образами, страстным его словом, продолжавшим жить в других исторических условиях, в другое время.

И в наше время лермонтовские произведения не теряют своей актуальности, а интерес исследователей не угасает до сих пор. До сих пор нельзя окончательно ответить на вопросы, поставленные в этом бессмертном произведении.

Нельзя обойти вниманием и работы Эйхенбаума. Он очень четко расшифровывает текст "Героя нашего времени", объясняя характер Печорина действием времени николаевского террора. В ней он представляет Печорина героем, обладающим огромным внутренним потенциалом, но не могущем воплотить мечты в жизнь, не могущем реализовать силы необъятные. Эйхенбаум считает, что в романе кроется и подлинный сюжет: на самом Печорин попадает на Кавказ вследствие политической ссылки, а сложившийся свой характер опять-таки зашифровано объясняет влиянием постдекабристского общества.

Мануйлов говорит о Печорине в соотношении с самим Лермонтовым. Он доказывает, что едва зарождающаяся вера Печорина в силу человеческой души раскрывается позже в душе Лермонтова, и что шаг, который не под силу было сделать Печорину, сделал сам автор романа. И с этой позиции он оценивает роман так: "Мы знаем, что Лермонтов хотел «указать болезнь», поставить общественно-исторический диагноз. Но он не столько осуждал пороки Печорина, сколько объяснял их происхождение, а главное, раскрывал в своем герое «силы необъятные», «предназначение высокое», добрые задатки богатой натуры Печорина, обреченного стать жертвой своего века".

Шелгунов Н.В. в статье "Русские идеалы, герои и типы" в ряду других "лишних" людей доказывает, что Печорин своим безверием и сомнениями обязан обществу, так как оно вырастило его неприспособленным для жизни одиночкой: «Он оторванный от мира одиночка, отделившийся от людей и их ненавидевший. Глядя на его бесцельно убитую жизнь, на деятельность, направленную на пагубу отдельных людей, жалеешь о том, что общественная жизнь могла производить такие болезненные, уродливые явления». И что именно это одиночество и делает Печорина противником общества, "топором в руках судьбы".

И конечно, нельзя забыть статью В. Г. Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова». Гениальный критик был во многом солидарен и с Лермонтовым и с Печориным, его детищем. Весьма эмоционально и страстно Белинский подходит к тому же результату, что и многие критики: "Он (Печорин) много перечувствовал, много любил и по опыту знает, как непродолжительны все чувства, все привязанности; он много думал о жизни и по опыту знает, как ненадежны все заключения и выводы для тех, кто прямо и смело смотрит на истину, не тешит и не обманывает себя убеждениями, которым уже сам не верит... Дух его созрел для новых чувств и новых дум, сердце требует новой привязанности: действительность — вот сущность и характер всего этого нового. Он готов для него; но судьба еще не дает ему новых опытов, и, презирая старые, он все-таки по ним же судит о жизни. Отсюда это безверие в Действительность чувства и мысли, это охлаждение к жизни, в которой ему видится то оптический обман, то бессмысленное мелькание китайских теней. — Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет..."

Почему же до сих пор споры о Печорине очень злободневны, хотя образ жизни, идеалы, цели, мысли, мечты в настоящее время совершенно иные. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования волнует всех, независимо от времени и окружающей обстановки.

3. О романе, структуре, особенностях

1. Жанровое своеобразие романа и литературные традиции

«Герой нашего времени» - первый крупный социально-психологический роман в русской литературе. Его структура своеобразна: это роман, но одновременно и цикл повестей с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Каждая из повестей имеет свою индивидуальную жанровую характеристику.

  • «Бэла» сродни так называемой «кавказской новелле» (сюжет о приключениях русского офицера на Кавказе);

  • «Максим Максимыч» - написан в духе очерка, путевых заметок,

  • «Тамань» - новелла с авантюрным и слегка фантасмагорическим сюжетом, заставляющим вспомнить мир баллад,

  • «Княжна Мери» - психологическая повесть из светской жизни.

  • «Фаталист» - философская повесть-притча.

  • Кроме того, есть два предисловия - одно к роману, а другое - к дневникам Печорина. Это публицистика, играющая роль комментария.

  • К жанровым компонентам романа следует отнести и дневник.

  • Формальной основой повествования являются путевые заметки.

Все вышеназванные жанры в своей динамике повлияли на становление крупного романа в русской литературе, а «Герой нашего времени» - важная веха этого процесса.

2. Своеобразие сюжета и композиции романа

Обращают на себя внимание две принципиально важные композиционные особенности:

  1. В течение повествования несколько раз меняется рассказчик.

  2. Нарушена хронологическая последовательность событий.

Нарушение хронологии событий можно истолковать в романтическом духе, учитывая известный нам конфликт лермонтовского героя со временем, неприятие самой идеи времени в поэтическом мире Лермонтова. Он изображает судьбу своего героя как бы вне зависимости от временных рамок. Более важна не эволюция героя во времени, а «вечное», неменяющееся содержание характера. На протяжении всего повествования господствует ощущение «тайны души», иногда кажется, что мы близки к «разгадке», но это ожидание нас обманывает.

С этим связан и принцип смены рассказчиков. Сначала рассказчиком является основной повествователь («безымянный» офицер), но он сразу же предоставляет слово для рассказа Максиму Максимычу. Особенность Максима Максимыча как рассказчика в том, что он - наиболее «далекий» от Печорина человек, его психологический антипод.

3. Система персонажей в романе

Как всякий романтический роман, «Герой нашего времени» построен так, что в центре находится главный герой, во многом отождествляемый с автором. Кроме того, присутствует рассказчик, типологически также близкий автору и Печорину. Остальные герои помогают раскрытию характера Печорина.

Героев можно подразделить на две группы: те, кто когда-либо является рассказчиком (повествователь, Максим Максимыч, сам Печорин), и остальные. Читатель постепенно приближается к самому Печорину, проходя как бы систему концентрических кругов. Сопоставление с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером открывает новые грани в характере, проливает свет на судьбу героя.

Главные персонажи

Печорин - Максим Максимыч.

Человек «простой» и «светский», аристократический и демократический. Анализируя психологический конфликт между ними в главе «Максим Максимыч», читатель видит, что повествователь сочувствует обоим, представляя две точки зрения на эту ситуацию. Как автору, так и читателю легче отождествить себя с Печориным, нежели с Максимом Максимычем.

Печорин - Грушницкий.

Это пара противоположностей – герой и человек-пародия. Антитеза получает заостренное воплощение на уровне сюжета (дуэль). Предвосхищается это столкновение еще в реплике Печорина до завязки интриги с княжной Мери: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дорожке». Здесь видно, что антитеза Печорин - Грушницкий выходит за рамки любовной интриги.

Печорин - Вернер.

Эти отношения – драма несостоявшейся дружбы. Честные и прямые, не претендующие на то, чтобы называться дружбой, эти отношения противопоставлены «дружбе» Печорина с Грушницким.

Печорин - Вулич.

Во взаимодействии этой пары персонажей решаются главным образом проблемы фатализма, «судьбы» и «удачи», предопределения. Потом свое мнение об этих проблемах высказывает и Максим Максимыч, чье «возвращение» на страницы романа очень знаменательно.

Второстепенные персонажи

Второстепенные персонажи разделены в романе как бы на три группы, с которыми герой взаимодействует в то или иное время:

  1. Печорин среди «естественных людей» - горцев (Казбич, Азамат).

  2. Печорин среди людей света («водяное общество»).

  3. Печорин среди «простых людей» («честные контрабандисты»). И все ему остаются чуждыми, причем, прежде всего светское общество, с которым формально у него больше всего общего (он сам осознает свою неотделимость от «света» как трагический внутренний конфликт).

Роль женских образов

Можно описать эти образы в порядке возрастания значимости в судьбе Печорина. Наименее значимая - эпизодическая роль – у Насти в «Фаталисте». Затем следует Бэла: то, что для нее жизнь и судьба, для Печорина лишь эпизод. «Ундина» - очень заинтересовала Печорина, но для нее встреча с Печориным - просто опасное приключение. Важнее для Печорина отношения с княжной Мери, он их осмысляет как психологический эксперимент и задумывается о причинах такого своего отношения к людям. Особенно же значим образ Веры, единственной женщины, с которой для Печорина была возможность любви. Именно Вере передает Лермонтов одну из важнейших оценок Печорина как человека, неспособного самоотверженно любить.

4. Философская проблематика романа

Одно из определений жанра «Героя нашего времени» - философский роман. Наличие философской проблематики и сам факт постановки философских вопросов в романе не подлежат сомнению.

В литературе существуют традиционно философские темы. К ним относятся, например:

1. Тема смысла жизни. Об этом постоянно задумывается Печорин и не находит ответа. Экзистенциальная проблематика особенно важна для него, потому что, не ответив на эти вопросы, он не может жить просто бытовой жизнью. Бесплодность собственного существования при обширных дарованиях тяготит его.

2. Человек и природа (пейзажи, созвучные или контрастные настроению героя; философско-символический пейзаж в «Фаталисте»).

3. Проблема предопределения, судьбы (фатума).

4. Размышление над теми или иными философскими универсальными категориями, например, явление и сущность: поступки Печорина постоянно анализируются с этой точки зрения; он сам постоянно ищет за феноменами мира иной, скрытый смысл («ундина», например, видится ему совсем не той, что она есть на самом деле).

Можно говорить и о философской проблематике другого рода в романе. Проблема поступка могла бы быть поставлена как социальная и даже политическая, но в романе Лермонтова она приобретает звучание психологическое и даже чисто философское. Например, постоянно исследуются причинно-следственные связи событий и идей, событий и поступков, роль вмешательства судьбы и доля участия самого человека в событиях. Почему из всего «веера возможностей» реализовалась именно эта одна? - вполне философская постановка вопроса. Или, с другой стороны, какое сочетание причин привело именно к такому исходу?

Вопрос о предопределении, таким образом, не решен в романе однозначно. Философское осмысление жизненных, а порой и житейских более или менее простых или сложных понятий в высшей степени свойственно Печорину, ведь одна из главных особенностей его характера - рефлексия, стремление дойти до сути явлений. Скажем, при размышлении о закономерностях человеческих отношений он всегда готов обернуть проблему другой стороной, поставить вопрос философски, и тем самым усложнить все:

счастье: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»; дружба: «из двух друзей всегда один раб другого»;

любовь: для Печорина она имеет непосредственное отношение к власти и к страху, и т. п.

Заметим, что философские воззрения Печорина и автора романа могут не совпадать. Анализ текста позволяет увидеть критическое отношение автора к герою как к объекту изображения, а не своему «двойнику». Например, Печорин любит говорить: «Я как топор в руках судьбы», - а мы видим, что в каждом конкретном случае он все делает сам, чтобы разрешить ситуацию. Выясняется, что у Печорина отсутствует простое человеческое смирение, это человек, наделенный непомерной гордыней, «сверхчеловеческими» претензиями. Он не может даже признать для себя возможность таких человеческих чувств, как любовь или дружба. В то же время убийство Грушницкого он говорит о неизбежности судьбы, хотя на самом деле у него была возможность не совершать этого поступка.

Можно сделать вывод, что философия Печорина (в смысле – высказываемые им философские взгляды) нередко прикрывает собою психологию героя, а «философская проблематика романа» сама по себе гораздо шире, она включает в себя и наблюдения над Печориным извне, глазами автора и читателя.

Таким образом, «Герой нашего времени» - один из тех романов, где читатель приглашается к активному участию и своеобразному философскому диалогу: автор устами героя, а также при помощи эпических средств ставит и решает философские вопросы, ведет спор, высказывает аргументы и контраргументы, делает ложные, обманные ходы, отвлекающие маневры, предоставляя читателю возможность вовлечься в переживание и обдумывание проблематики, волнующей автора и его героя.

5. Тема любви и дружбы в романе

Эти темы очень важны для лирики Лермонтова, они могут раскрываться в духе романтизма, но постепенно приобретают новое, реалистическое решение раскрытия (углубленное психологическое исследование феномена любви и дружбы, связанных с ними этических, философских проблем). В центре повествования - Печорин.

Пронаблюдаем взаимоотношения Печорина с разными людьми.

Взаимоотношения с людьми, далекими по духу.

Существуют представления, что подобное тянется к подобному и что, напротив, противоположности притягиваются. На примере взаимоотношений Печорина с Бэлой и с Максимом Максимычем рассматривается вопрос о возможности достижения гармонии в отношениях с человеком, не похожим на героя. Выясняется, что Печорину это не удается.

Взаимоотношения с людьми, близкими по социальному и культурному статусу, по эмоционально-психологическому складу.

В данном случае, это взаимоотношения Печорина с Грушницким и Мери. Видна ложность этих взаимоотношений, сильный элемент фальши и «позы». Они зависят от норм поведения, законов светского общества.

Подлинно близкие отношения, не зависящие от внешних факторов.

Подлинный диалог, полнота общения. В жизни Печорина такие взаимоотношения начинают складываться с Верой и с доктором Вернером. Но и здесь не удаётся достичь гармонии. Создается впечатление, что в жизни Печорина так и не находится места подлинным, реальным взаимоотношениям с людьми.

Отсутствие любви и дружбы - лишь один из аспектов судьбы Печорина. В дневнике он пишет, что не понял своего «высокого назначения», а отношения с людьми сводит лишь к достижению «власти» над ними, чтобы «насытить» свою «гордость». Печорину не хватает самоотречения (так думает Вера), он «эгоист» (выражение Белинского), а может быть, ему не хватает какого-то творческого импульса. Он всегда остается рабом своих желаний, не идет наперекор своим привычкам.

6. Форма исповеди в романе «Герой нашего времени»

Сюжетная форма исповеди широко распространена в романтической литературе, позволяя представить внутренний мир героя и его глубинные психологические конфликты. В романе «Герой нашего времени» она делает возможным глубокое и многостороннее социально-психологическое исследование «истории души человеческой». В принципе, можно говорить, в жанровом смысле о романе-исповеди «Герой нашего времени».

Исповедь Печорина - это его «Журнал», который появляется только в последних трех главах романа. Этот печоринский «голос» можно правильно интерпретировать только в сопоставлении с другими присутствующими в романе голосами - повествователя, Максима Максимыча. Веры (в ее письме, которое цитирует Печорин).

Реалистическое начало выражается в том, что эта исповедь психологически усложнена и все, сказанное в ней Печориным, строго соотнесено с другими предлагаемыми в романе точками зрения. Что касается идейного, содержательного различия между этими двумя «исповедями», то его можно понять. Исповедь Печорина, несмотря на характерное для реалистического повествования обилие психологических деталей, сообщающих о внутреннем конфликте, не содержит в себе ничего, что хоть отдаленно напоминало бы покаяние. Герою не хватает внутренних душевных сил возвыситься над собой, над своим привычным взглядом на себя, он честно признает свои пороки и зловещий характер своих поступков, но склонен к самооправданию.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью говорить, что в романе «Герой нашего времени» исповедь героя является важным сюжетообразующим и отчасти жанрообразующим элементом. Идейные и композиционные особенности объясняются преобладанием романтических и/или реалистических тенденций, а также особенностями замысла этого произведения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приоритетные направления программы Укрепление и сохранение здоровья детей. Развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инноваций. Создание условий для получения качественного образования

    Документ
    Проблема школы: развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление их здоровья, обеспечение их безопасности, сохранение, дальнейшее развитие и модернизацию системы образования и воспитания учащихся, способствующей
  2. Проблемы современного образования информационные технологии в средней школе сборник материалов конференции

    Документ
    В современном мире постоянно осуществляется процесс совершенствования системы образования, поиски и внедрение наилучших форм, средств и методов обучения, адекватных практическим потребностям общества.
  3. Нтов и проведения государственной аккредитации утвержденного приказом Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области от 10

    Документ
    Составлено на основании порядка представления документов и проведения государственной аккредитации утвержденного приказом Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области от 10.
  4. Справочнометодическое пособие по истории киноискусства часть II

    Учебно-методическое пособие
    Начиная с конца 19-го века, в России происходило повсеместное главенствование иностранных (преимущественно французских) фирм. В 1907 году появляется первое кинематографическое ателье Александра Осиповича Дранкова, которым была произведена
  5. Утверждаю (108)

    Пояснительная записка
    Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века. 97

Другие похожие документы..