Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В процесі досягнення головної мети на підприємстві необ­хідно вирішувати багато задач: забезпечувати високу фінансову стійкість підприємства та реалі...полностью>>
'Закон'
00 , ВВР, 00 , N 1, ст.171 N 575-V ( 575-1 ) від 11.01. 007, ВВР, 007, N 1 , ст.110 N 0 -V ( 0 -1 ) від 1 .01. 007, ВВР, 007, N 13, ст.134 } / / { Що...полностью>>
'Документ'
1. Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века - остановила падение уровня и качества жиз...полностью>>
'Расписание'
15 - 9.50 1 10.00 - 11.35 11.45 - 13. 0 13.30 - 15.05 15.15 - 1 .50 17.00 - 18.35 8.15 - 9.50 10.00 - 11.35 11.45 - 13. 0 13.30 - 15.05 15.15 - 1 ....полностью>>

Межкультурная коммуникация и обучение русскому языку как иностранному

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. Русские народные сказки как источник лингвострановедческих знаний и фактор формирования межкультурной компетенции в процессе обучения русскому языку

1.2.1.Русские народные сказки как литературный жанр

СКАЗКА – это один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов мира. Сказки – это один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества.

Известный литературовед А. И. Никифоров дает следующее определение слову сказка: “Сказка (нем. Märchen, англ. tale, франц. conte, итал. fiaba, серб.-хорв. pripovijetka, болг. приказка, чешск. pohadka, польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у русских до XVII в. баснь, байка) — рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В динамике развития общественных форм и общественного сознания изменяется и понятие «сказка» [17: 236]. Т. Чернышова определяет сказку как: «особый замкнутый мир, в котором действуют законы, не применяемые в реальном мире». Ведь это действительно целый мир! И законы, по которым он живет, особые Сказками называются все общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев. В древности они назывались "баснями", "байками". Рассказчики сказок до сих пор называются в народе "баянами", "баюнами", "баутчиками" и "бахарями." Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки, по В.Я.Проппу, относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется» (в этом отличие сказки от литературного повествования). Сказка, как и песня, зародились очень давно. “На ранних стадиях культуры cказка, сага и миф встречаются нерасчлененными и носили первоначально, вероятно, производственную функцию: охотник жестом и словом приманивал вспугнутого зверя. Позднее вводится пантомима со словом и пением. Следы этих элементов сохранила cказка поздних стадий развития в виде драматического исполнения, напевных элементов текста и широких пластов диалога, которого в cказка тем больше, чем она примитивнее” [17: 234]. Однако позже достаточно часто сказка получала функцию магического обряда, который использовался для воздействия на духов. Сказки сочинялись и рассказывались для того, чтобы развлекать и привлекать лесных, водных и других духов, чтобы они благоволили к рассказчику и помогали ему в его делах, будь то охота, рыбалка или же земледелие. Такое применение сказок можно было наблюдать у турок, бурят, сойатов, урянхайцев, орочон, алтайцев, шорцев, сагайцев, жителей о. Фиджи, Самоа, австралийцев.

Жители Новой Гвинеи, алтайцы, и чукчи употребляли сказки в качестве заклинаний. Кроме того, у многих народов сказка прямо входит в религиозные обряды. Это видно при исследовании этого вида народного творчества у малайцев, гиляков, иранских таджиков и чукчей. Даже русская сказка входила в свадебный обряд. Именно благодаря такому культовому значению сказки многие народы мира имеют четкую регламентацию сказывания сказок. У некоторых народов сказки нельзя говорить днем или летом, а только ночью после захода солнца и зимой. В настоящее время сказки служат для забавы и интересного времяпровождения. Главными их слушателями и читателями являются дети. Народ не относится к сказкам с такой серьезностью, как это было раньше. По убеждению люде й сказка – это порождение фантазии. Такое отношение к этому виду творчества выражено самим народом словами: "сказка - складка, песня - быль". Нужно отметить, что сказки очень рано превратились у нас в источник забавы. В произведении, датируемом XII веком под названием "Слово о богаче и бедняке", описывается, как забавляется древнерусский богач на сон грядущий: домочадцы и слуги "ноги ему гладят... инии гудуть, инии бают (подразумевается сказки) ему...". Однако, вопреки народному убеждению, сказки не являются чистой воды вымыслом. Именно в сказках отразились быт и воззрения, принадлежащие нашим древним предками, и которые во многом не дошли до нас. “Так, в сказках встречается отражение черт, характеризующих грубость древнего быта: людоедство (Баба-яга), разрубание тела на мелкие части, вынимание сердца и печени, выкалывание глаз, выбрасывание стариков, новорожденных, больных и слабых на голодную смерть, казнь осужденных при помощи привязывания их к хвостам лошадей, выпускаемых на свободу в поле, закапывание в землю живыми, надземное погребение (на высоких столбах), клятвы землей” [21:314].

Являясь, по сути, продуктом творчества очень древних, преимущественно языческих времен, сказки наравне с другими видами устного творчества, стали рано подвергаться преследованию со стороны духовенства. В XI веке было запрещено, как говорили тогда "баять сказки, кощюнить", т.е. рассказывать смешное. Кроме того, подвергаются порицанию рассказчики сказок, "празднословци", "смехословци". Это продолжалось и в XII веке. В XVII веке осуждения удостаиваются те люди, которые "сказки сказывают небывалые".
     Однако, несмотря на все запреты сказки никогда не сходили с уст народа. Именно благодаря этому, хотя и в измененном виде, они дошли до наших дней. В сказках всегда различают определенный мотив. Мотив – это простейшая повествовательная художественная единица. В русских сказках таким мотивом часто служило гонение на младшего в роде. Мотивы сказок часто были связаны с происходившими в обществе процессами. Они делятся на общинные, связанные с производственно-бытовыми социально-экономическими формами общества. Кроме того, мотивы суеверно-волшебные, т. е. или те же общинные мотивы с выветрившимся, забытым их реализмом, или  мотивы, созданные намеренным переосмыслением действительности. Так же в сказках встречаются культурные мотивы, которые связаны с развитием человеческой культуры и техники с позднейшими стадиями развития общества, с фактами классовой борьбы и т.д. Кроме того, в сказках так же различают и эпизод. Эпизод – это конкретное воплощение мотива сказки. Следует отметить, что мотивы и эпизоды сказок связаны с разными стадиями развития человеческого общества и человеческого мышления. “Анимистически-тотемное мировоззрение сказалось в образах зверей-помощников, в мотивах превращений, в рассказах о происхождении людей от растений и животных и т. д. Матриархальная община породила сюжеты о выборе мужа женщиной (Амур и Психея), о трагическом для мужчины исчезновении жены (Мелюзина), о партеногенезе и т. п. Патриархальный род дал сюжет древнеегипетской С. о двух братьях, о борьбе отца с сыном. На племенной и эттической стадиях зарождаются мотивы о старых и новых людях, о великанах и людях, об изобретениях, идеализации героя. Сложные отношения феодально-классового общества создают мотивы сокровищницы царя Рампсенита, неверных жен, антагонизма бедных и богатых, солдата и офицера, барина и слуги, попа и крестьянина” [17:247]. Следует отметить, что современная сказка включает в себя большое количество разнообразных мотивов.

В сказках используются самые разнообразные сказочные образы. В разные периоды истории эти сказки менялись. Например, у народов доклассовой стадии сказке были довольно сильно присущи мифические элементы. Например, в сказках эскимосов встречается богиня Седна, которая является не только героиней их мифов. У народов Европы ее воплощением является баба Яга, Кощей бессмертный, Сам с перст-борода семь верст, окружаемые более мелкими духами вроде северных шаловливых лесных троллей, южных нимф и сильванов или же среднеевропейских фей, чертей и ведьм. “Феодально-классовое общество расширяет запас образов за счет условно «глупого» Ивана-дурака, Ганса и т. д. Русская сказка имеет свои излюбленные образы. Кроме названных Яги и Кащея, это змей о 3, 6, 9, 12-головах, силы природы — солнце, месяц, вихрь, а затем бытовые персонажи — поп, работник, купец, барин, солдат, царь и т. п.” [17:249]. Сказочный образ менялся параллельно с изменением быта. Следует отметить, что с переходом сказки из мифотворчества в художественное творчество в ее композиции появляется характерная особенность, которая заключается в любовании действием, т. е. замедление или ретардация. На более поздней ступени на территории феодальной Европы, сказка еще более усложняет свою структуру. В этот период миф и героическая сага постепенно утрачивают свои сакральные или научные функции, опускались до состояния сказки, вливались в нее, обогащая ее репертуар и образуя подчас в сказке особые потоки и особые разновидности сказочного жанра. Позднее потребность смеха породила сатирический и юмористический вид сказки. Художественная литература так же служила еще одним источником обогащения сказки. Таким образом, современная сказка впитала в себя материал разных источников, подчиняя его известному комплексу принципов специфической сказочной композиции. “Недаром романтики и народники — исследователи сказок — склонны были видеть в ней поэтическую формулу философии жизни, представители исторической школы толковали ее как культурно-исторический памятник, а формалисты находили в ней особенно убедительный материал для развлекательной концепции словесного искусства” [17:239].

1.2.2. Типология сказок

Поскольку единой научной классификации для сказки до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Так, например, в своей

В известной работе "Психология народов" Вундт предлагает следующее деление:

1) Мифологические сказки-басни (Mythologische Fabelmarchen).

2) Чистые волшебные сказки (Reine Zaubermarchen).

3) Биологические сказки и басни (Biologische Marchen und Fabein).

4) Чистые басни о животных (Reine Tierfabeln).

5) Сказки "о происхождении" (Abstammungsmarchen).

6) Шутливые сказки и басни (ScherZmarchen und ScherZfabeln).

7) Моральные басни (Moralische Fabein).

В то же время Э.В.Померанцева подразделяет их на сказки:

1) о животных,

2) волшебные,

3) авантюрно-новеллистические

4) бытовые.

Владимир Яковлевич делит сказки следующим образом:

1) волшебные сказки,

2) кумулятивные сказки,

3) сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах,

4) бытовые или новеллистические сказки,

5) небылицы,

6) докучные сказки. Некоторые исследователи немного упрощают такую классификацию сказок и предлагают подразделять их на:

1) сказки о животных,

2) сказки со следами мифологии,

3) сказки бытовые.

Теперь проанализируем каждый вид сказок отдельно. Сказки о животных — это древнейший вид сказок.  Сказками о животных или животным эпосом называются такие виды сказок, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Этот тип сказки возник в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто сталкиваться с животным миром, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. В эту эпоху борьба с животными таила в себе опасность из-за того, что человек не имел достаточно большого количества средств. Именно поэтому человек казался самому себе слабым по сравнению с тем животным миром, который его окружал. Вследствие этого многие звери представлялись человеку необыкновенно могучими, и человек приписывал им те качества, которые им не были присущи. Наблюдая за животными человек, постепенно стал приходить к выводу, что не все они могущественны и обладают сверх силой. В связи с этим человек стал приписывать животным человеческие свойства в преувеличенных размерах. Например, человек не понимал крик зверя или птицы, в то время как они понимали человеческую речь и им была свойственна особая мудрость и они знали гораздо больше, чем человек. Именно тогда у человека возникло убеждение в возможности превращения в зверя и обратно, которое стало мотивом многих сказок, присущих различным культурам. Следует отметить, что развитие человека, а следовательно и рост человеческого могущества постепенно ослабил эти взгляды и убеждения. Все это не могло не отразиться на содержании сказок о животных.
Именно в этот период появляются сказки, которые рассказывают о человеке герое, способном обуздать сильных и могущественных животных. Известный литературовед В.Я. Пропп выделяет не просто сказки о животных, а объединяет их в тип сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах составляют небольшую часть русских и западноевропейских сказок. Примерами таких сказок можно назвать русские сказки: «Война грибов», «Ветер, мороз, солнце» и «Лапоть, соломинка, пузырь, уголек». У народов Севера, Северной Америки и Африки сказки о животных широко распространены. Наиболее популярными героями являются ловкие обманщики-трикстеры, которые предстают в образе разнообразных животных заяц, паук, лиса, койот и т.д. Следующим типом сказок являются волшебные сказки. Как подчеркивал В.Я.Пропп, волшебные сказки “выделяются не по признаку волшебности или чудесности… а по совершенно четкой композиции” [21:278].

В основе волшебной сказки всегда какой-нибудь фантастический сюжет. Многие литературоведы так же отмечают, что волшебная сказка всегда содержит элементы инициации. Инициация – это разновидность обряда перехода, посвящения юношей в разряд взрослых мужчин. Сюжеты волшебных сказок довольно часто содержат так называемое «иное царство», куда следует попасть герою, чтобы приобрести невесту или сказочные ценности, после чего он должен вернуться домой. Повествование «вынесено целиком за пределы реальной жизни». Характерные особенности волшебной сказки: словесный орнамент, присказки, концовки и устойчивые формулы. Кроме того, достаточно часто в волшебной сказке появляются различные персонажи и места действия, далекие от реальной жизни. Следующий тип сказок, так называемые кумулятивные сказки основываются на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо так называемое «нагромождение», которое мы встречаем в сказке «Терем мухи», либо «цепь», ярким примером которой является русская народная сказка «Репка». Так же в таких сказках может применяться прием под названием «последовательный ряд встреч». Примером такого рода приемов в кумулятивных сказках, конечно же, служит знакомая нам с детства сказка «Колобок». В кумулятивных сказках так же применяется прием «отсылок», как, например, в сказке «Петушок подавился». Следует отметить, что в русском фольклоре кумулятивных сказок не так уж и много. Кроме особенностей композиции такие сказки так же отличаются стилем и богатством языка. Кроме того, они, зачастую тяготея к рифме и ритму. Сказки со следами мифических представлений это те сказки, в которых изображается борьба светлого и темного божества. Многие ученые связывают такое представление о мире со сменой дня и ночи. Достаточно часто такое противоборство представлено в виде природных явлений, таких как солнце и луна и т.д.
      Но зачастую в сказках с мифическим содержанием борьба светлого божества с темными изображается при помощи фантастических образов. Например, замирание природы в осенний и зимний период представляется в образе похищения красавицы какими-нибудь чудовищами, драконами, или в образе усыпления, окаменения, околдования красавицы. Туманы и тучи, закрывающие солнце и препятствующие его благотворному воздействию на земную красавицу-природу, олицетворяются в образе Змея; стужа и холод представлены в образах Мороза или, фантастического персонажа, присущего русскому фольклору Кащея-бессмертного. Зимнее время, которое заставляет всю природу замереть, представлено в образе Бабы-яги костяной ноги. Герои мифологических сказок ставят перед собой цель возвращение похищенных красавиц или их оживление. Эта цель всегда достигается при помощи особых волшебных предметов или диковинных существ. В таких сказках часто упоминаются такие предметы, как золотые яблоки, конь златогривый, олень-золотые рога, свинка-золотая щетинка, жар-птица, которые, скорее всего, намекают на золотые лучи солнца. Герои таких сказок часто используют для достижения своих целей разнообразные волшебные предметы: сапоги-скороходы, ковер-самолет. Многие исследователи сказок полагают, что эти предметы означают ветер или быстро несущиеся тучи. Героям мифологических сказок так же приходится сталкиваться с мертвой и живой вода, оживляющая мертвых. Все это олицетворяет росу, весенние и летние дожди, которые оживляют природу. Такой диковинный предмет как скатерть-самобранка в мифологических сказках представляет собой образ обилия, наступающего в природе весной и летом. Из сюжетов, разработанных сказками с мифическим содержанием, можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся: борьба со змеем, превращение людей в животных, птиц и т.д. Это видно на примере сказок «царевна-Лягушка», «сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д. Кроме того, сюда же можно отнести выполнение трудных задач: герои таких сказок должны добыть красавиц, чудесные предметы, построить за одну ночь дворцы и сады и т.д. В этом им зачастую помогают их родственники или возлюбленные. Бытовые сказки или как их еще называют некоторые литературоведы новеллистические сказки – это такие сказки, в которых отражаются черты народного быта. Такие сказки делятся на два разряда. К первому принадлежат сказки, в которых присутствуют следы мифических или каких-либо древних воззрений. Ко второму разряду бытовых сказок относятся сказки, в которых есть следы христианских воззрений и которые по своему происхождению относятся к более поздней эпохе. Бытовые сказки включают в себя следующие темы: брак близких родных, падчерица и мачеха, младший брат и старшие братья, о правде и кривде, и т.д. В таких сказках можно найти следующие типы персонажей: ловких и умных отгадчиков, мудрых советчиков, ловких воров, о злых жен и т. д. Примерами таких сказок могут быть: «Правда и кривда», «Мудрая жена», «Терпеливая жена», «Маркобогатый» и т.д. В своей классификации типов сказок Владимир Яковлевич Пропп указывает такой тип сказок, как небылицы. Как отмечает знаменитый литературовед такие сказки рассказывают «о совершенно невозможных в жизни событиях» (например, о том, как волки, загнав человека на дерево, становятся друг другу на спину, чтобы достать его оттуда).

Докучные сказки, по мнению В.Я.Проппа, это скорее, так называемые прибаутки или, как их еще называют, потешки. При помощи такого рода прибауток и потешек зачастую хотят угомонить детей, требующих рассказывать сказки. Примером такой сказки является сказка «Про белого бычка», которая так нравится маленьким детям. Однако разнообразие фольклорных сказок в данной классификации отнюдь не исчерпано. Следует отметить, что каждому народу свойственна своя типология сказок. Так, например, в славянской традиции можно выделить еще сказки богатырские, солдатские и т.п. Героями таких сказок являются сильные защитники родины.

1.2.3. Образы животных в сказках

В жизни человека животные играли и продолжают играть большую роль. Не даром мифы древних народов, принадлежащих к разным культурам, были полны образов животных. Не удивительно, что животные так же стали героями народного фольклора. Люди издавна жили рядом с природой, ежедневно наблюдали за поведением разных животных и не могли найти объяснение многим явлениям. Они подмечали разные особенности в строении и образе жизни животных, приписывали им различные черты характера. Постепенно они переносили их в свои мифы и сказки. В зависимости от географического положения социума, в котором создаются сказки, в них могут фигурировать животные, которые живут на данной территории. Так главными действующими лицами русских сказок являются лиса, волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Среди героев африканских, австралийских и азиатских сказок встречаются, в основном, змеи, ящерицы, лягушки, черепахи.

У народов Севера, Северной Америки и Африки наиболее популярными сказочными героями являются ловкие обманщики-трикстеры, которые предстают в образе таких животных как заяц, паук, лиса, койот и т.д. Наиболее часто встречающимися героями русских сказок о животных являются волк и лиса. Это можно объяснить тем, что именно с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в своей хозяйственной деятельности. Именно поэтому человек имел возможность познакомиться с ними очень близко.
Кроме того, эти звери по своей величине и силовым качествам занимают в животном мире середину.

Образ лисы в Западной Европе достаточно широко употреблялся в народном эпосе. И в западно-европейском животном эпосе, и в наших сказках, лиса представляет собой хитрого, пронырливого и достаточного коварного зверя. Она всегда берет перевес над другими животными-персонажами сказок, не смотря на то, что они являются более сильными зверями, такими как волк и медведь. Кроме того, в русских народных сказках лиса предстает эдакой кокеткой. Недаром в русских народных сказках это животное имеет много прозвищ: кума-лиса, лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна, Лизавета Ивановна и т.д.     

Во всех русских народных сказках этот персонаж ловок, удачлив, предприимчив и находчив, что не может не. И в то же время лиса –притворщица, воровка, расчетливая, злопамятная и жестокая.

Следует отметить, что у народов, населяющих обе Америки, а так же Африканский материк такими же отрицательными чертами характера наделены заяц, паук, лиса и койот. У индонезийцев хитроумным зверьком считалась карликовая роль, которая называется канчиль. Народы Тропической Африки отдавали эту роль различным мелким грызунам, таким как тушканчик или мангуст.

Волку присущи несколько иные черты. Он зол, жаден и прожорлив, однако присущая ему глупость и отсутствие смекалки помогают другим животным брать над ним верх. В корейских сказках злоба, жадность и прожорливость присущи тигру.

Возьмем хотя бы ту же лису. Не смотря на то, что лиса частенько подшучивает над этим героем и проводит его, он каждый раз снова и снова позволяет ей провести себя. И волк и лиса являются типичными отрицательными персонажами, хотя они частенько и обладают долей обаяния, которые немного смягчаю их отрицательные характеристики. Еще один популярный персонаж русской животной сказки медведь может быть как отрицательным, так и положительным персонажем. Единственной отличительной чертой, которая присуща ему как в том, так и в другом случае является его недогадливость. Однако чаще всего медведь все же выступает в роли неуклюжего и добродушного героя. Еще одним популярным героем русской народной сказки является заяц. Присущей ему характерной чертой является трусость. Однако в большинстве случае именно этот сказочный герой и выходит победителем в схватке с хитрой лисой и злым серым волком. Ворон так же является отрицательным персонажем. В народных представлениях это нечистые и зловещие птицы. Ворон — вещая птица. Он живет сто или триста лет и владеет тайнами: предсказывает нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает зарытый клад, в песнях приносит матери весть о гибели сына и т.п. Во многих волшебных сказках ворон предсказывает скорую смерть. Кроме того, в некоторых сказках ворон считается обладателем большого сокровища и богатства. Он охраняет клады, спрятанные в земле. Так, в одной белорусской сказке рассказывается, как наследники в поисках денег раскопали могилу скупой помещицы и обнаружили Ворона на груди у покойницы, похороненной вместе с подушкой, куда она спрятала деньги. Ворон вынимал из подушки деньги и клал ей в рот, но людям не дал прикоснуться к деньгам. В волшебных сказках вороны часто сопровождают злых волшебников. Совсем другие свойства вороны раскрываются в русских народных сказках о животных. В них на первый план выставляется глупость вороны, что делает ее достаточно комическим персонажем. В сказках глупость вороны сочетается с хвастовством и тщеславием.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование практического направления в обучении русскому языку как иностранному (xvi - первая половина XX века)

    Автореферат
    Защита состоится «10» октября 2007 г. в «10-00» ч. в зале Ученого совета на заседании диссертационного совета К 212.047.01 Государственного института русского языка им.
  2. Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов, аспирантов и стажеров

    Документ
    Качество подготовки специалистов, его соответствие российским и международным образовательным стандартам призваны обеспечить Государственные образовательные стандарты по русскому языку как иностранному (РКИ), которые были разработаны
  3. Формирование словообразовательной компетенции филолога-русиста (русский язык как иностранный)

    Автореферат
    Защита состоится 09 февраля 2012 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.79 при ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.
  4. Применение проектной технологии в курсе русского языка как иностранного на подготовительном отделении российского вуза

    Автореферат
    Защита состоится «15» февраля 2012 г. в «10:00» ч. в зале Ученого совета на заседании диссертационного совета Д 212.047.01 Государственного института русского языка им.
  5. Программа для поступающих в магистратуру обучение Английскому языку и русскому языку как иностранному в полиэтническом и поликультурном пространстве

    Программа
    В соответствии с требованиями данного направления на вступительном экзамене в магистратуру поступающий должен продемонстрировать знание следующего цикла специальных теоретических дисциплин: теоретической фонетики, лексикологии, теоретической

Другие похожие документы..