Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Приводимая Л. Аринштейном версия авторства Александра Раевского дипломов рогоносца психологически оправдана и может быть требует графологической пров...полностью>>
'Документ'
Робоча програма навчальної дисципліни „Хемометричні методи аналізу даних” для студентів за напрямом підготовки 0703 хімія, спеціальністю 8.070301 хім...полностью>>
'Документ'
В 1996-1997гг. авторами была предложена концепция построения, обработки и анализа многоязыч­ных информационных ресурсов в решении правовых, экономи­ч...полностью>>
'Исследование'
В настоящее время большую актуальность приобретает использование экспертных систем для решения объемных, трудно формализуемых задач в различных предм...полностью>>

«Новая школа приоритет государства, общества, бизнеса»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад

заместителя Председателя Правительства РС(Я),

председателя оргкомитета

по проведению Года учителя Ф.В.Габышевой

«Новая школа – приоритет государства, общества, бизнеса»

5 октября 2010 г.

Уважаемый Президент Республики Саха (Якутия) Егор Афанасьевич!

Уважаемые делегаты съезда!

Дорогие гости!

Приветствую и поздравляю вас с Международным Днем учителя и XII съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия)!

Тема «Новая школа – приоритет государства, общества, бизнеса» отражает основную идею национальной образовательной политики – консолидацию общества на благо развития и процветания нашей республики.

Сегодня в этом зале присутствуют элита педагогической интеллигенции республики, члены Правительства, народные депутаты, представители органов местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций, профессиональных союзов, попечители, руководители крупных хозяйствующих субъектов, родители, члены управляющих школьных советов.

Главная задача съезда – это не только анализ реального состояния системы образования, ее проблем и рисков, но и выработка единого видения и тенденций дальнейшего развития образования как социального института, общественного блага и как инструмента экономического развития.

В истории Якутии во все времена образование играло первостепенную роль. Мы помним имена великих просветителей, благодаря которым происходило рождение и становление системы образования в республике. Именно в тот период были заложены традиции особой культурной миссии образования Якутии, которую и сегодня продолжают наши педагоги.

Задачи первых пятилеток, послевоенного восстановления, промышленного освоения территории Якутии решались благодаря росту образовательного уровня населения республики, развитию региональной системы образования как составной части единого российского образовательного пространства.

85 лет назад, в 1925 году состоялся I Всеякутский съезд учителей. На нем присутствовало 49 делегатов. Из них только один имел высшее образование. Только что закончилась гражданская война, надо было восстанавливать школы и ликвидировать неграмотность. Среди коренного населения было всего 5,7% грамотных.

Всего за 80 лет было проведено 11 съездов. Их история дает нам примеры, как образование решало важные государственные задачи обеспечения всеобщего среднего образования.

Позвольте остановиться на основных вехах истории съездов, напомнить их основную проблематику:

1933 год – II съезд – реорганизация школ I ступени в пятилетние и семилетние;

1936 год – III съезд – расширение сети педагогических учебных заведений, обучение детей на родном языке;

1958 год - IV съезд - открытие Якутского государственного университета;

1959 год – V съезд - укрепление связи школы с жизнью, введение кабинетной системы обучения;

1965 год – VI съезд – открытие политехнических школ;

1968 год – VII съезд – дифференциация обучения и открытие физико-математических классов;

1977 год – VIII съезд – совершенствование трудового обучения школьников и подготовки к выбору профессии;

1987 год – IX съезд – обучение детей с 6-летнего возраста;

1996 год – X съезд – обсуждение программы «Сельская школа – духовный центр преобразования села» и I государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия).

Предыдущий XI съезд учителей и педагогической общественности республики проходил в условиях структурных преобразований в экономике, активного процесса разграничения полномочий между Федерацией, регионами и местным самоуправлением, в период начала реформирования бюджетных процессов и реализации крупномасштабных проектов, в том числе и в социальной сфере.

Все это нашло отражение в Стратегии развития образования до 2020 года «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее», определившей приоритетом самореализацию юного якутянина на основе принципов гуманизма и открытости, мобильности и конкурентоспособности, инновационности и вариативности системы образования.

В современном мире образование является главным ресурсом и залогом успешного развития общества и страны. Чем больше вкладывают государство, общество, бизнес в образование, тем выше потенциал страны, многообразнее перспективы.

Выступая на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» в Ярославле, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул: «чем образованнее человек, чем выше уровень его культуры, тем он свободнее в суждениях, самостоятельнее в своих позициях. И именно такой человек будет наиболее востребован в XXI веке».

Государственные гарантии общедоступного бесплатного качественного образования, обеспечивающего воспитание свободной личности, способной взять на себя ответственность, достойно ответить на вызовы времени, - важный аспект социальной ответственности государства.

Действенным механизмом обеспечения государственных гарантий является программное финансирование системы образования, включающее республиканскую целевую программу развития образования, программы «Семья и дети», «Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия)», «Обеспечение пожарной безопасности объектов образовательных учреждений» и ее продолжение «Безопасность образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы», Межведомственный план «Развитие воспитания детей и молодежи», Комплексный план развития дошкольного образования.

Данные программы в комплексе помогли нам выйти на следующие позитивные показатели:

- 65,78% детей охвачены дошкольным образованием, в том числе 90,3% детей 5-летнего возраста;

- 60% обучающихся охвачены дополнительным образованием;

- в 2 раза увеличилось обеспечение учебной литературой;

- 72% учащихся охвачены профильным обучением;

- 25% школ предоставляют возможность школьникам получить профессию, 9% выпускников вместе с аттестатом получают документ о профессиональном обучении;

- 89,5% выпускников продолжают обучение в учреждениях профессионального образования, в том числе 64% в учреждениях высшего, 29,5% - среднего, 6,3% - начального профессионального образования;

- 85% родителей удовлетворены качеством дошкольного и общего образования.

Важной функцией государства является нормативно-правовое обеспечение отрасли. В период с 2005 по 2010 год было принято 28 законов, в том числе 5 по передаче государственных полномочий и 9 новых законов о:

- государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования;

- патронатном воспитании;

- размере нормативов на финансовое обеспечение общего образования;

- осуществлении деятельности по опеке и попечительству,

- учебных программах и учебных изданиях,

- кочевых школах,

- поддержке летней занятости, отдыха и оздоровления детей,

- экологическом образовании и просвещении,

- порядке предоставления жилья детям-сиротам и т.д.

Также внесены изменения в законы об образовании, о государственной поддержке сельских школ, о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и т.д.

В Республике Саха (Якутия) успешно реализуется приоритетный национальный проект «Образование». Мы приняли активное участие в разработке таких мероприятий проекта, как: «Классное руководство», «Дистанционное образование», «Лучшие учителя», «Инновационные школы», «Талантливая молодёжь». Кроме того были внесены предложения по обеспечению доступа к Интернету, учебно-лабораторным оборудованием, школьными автобусами и по организации школьного питания. Все это, вне всякого сомнения, дало значительные результаты.

Государственную поддержку получили 254 лучшие школы, 936 учителей, 3 650 талантливых детей и молодых людей, 235 детей-инвалидов, 10 000 классных руководителей. В школы республики дополнительно были направлены 1 013 комплектов учебно-лабораторного оборудования и 214 школьных автобусов.

В результате:

- число учащихся на 1 компьютер сократилось с 27 до 15;

- в 2 раза сократилось количество вакансий в школах;

- доля школ, в которых учителя работают по инновационным программам, выросла до 38,6%;

- вдвое выросло число призеров Всероссийских олимпиад;

- 6,0% детей от общего количества детей-инвалидов охвачены дистанционным обучением.

За пять лет в рамках национального проекта «Образование» дополнительно было направлено:

- 2 млрд. 470,9 млн. руб. из республиканского бюджета;

- 2 млрд. 22,3 млн. руб. из федерального бюджета;

- 206,7 млн. руб. из муниципальных бюджетов.

В 2007 году наша республика приняла участие в конкурсном отборе на реализацию комплексного проекта модернизации образования, ставшего пусковым механизмом системных изменений в управлении и финансировании отрасли на основе нормативного бюджетного финансирования, новой системы оплаты труда учителей, общественного управления, обязательной независимой оценки качества образования.

31 регион-лидер, в том числе Якутия, создали модель, которая, как отметил министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко, «может быть использована в масштабах всей страны».

Модернизация системы оплаты труда способствовала росту средней заработной платы учителей. В среднем она выросла в 2 раза. Введение стимулирующей части оплаты труда активизировало общественное обсуждение параметров качества образования с точки зрения удовлетворенности родителей и учащихся, работодателей, успешной социализации выпускников школ.

Переход на новую систему оплаты труда стал примером для всех отраслей социальной сферы. В целом среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в республике в 2005-2009 годах была выше, чем в среднем по России.

При введении механизма нормативно-подушевого финансирования руководство республики определило расходы на образование с учетом создания социально-экономических условий обеспечения конституционных прав граждан на образование и воспитание независимо от места жительства. Особый подход принят в отношении малокомплектных школ. Ежегодно Правительством утверждается их перечень. Такие труднодоступные и малочисленные школы финансируются по фактическим затратам независимо от количества обучающихся.

Региональная методика расчета нормативов финансирования по языку обучения, уровням образования, типам и видам образовательных учреждений обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей учащихся в профильных, дуальных, кочевых, лицейских, гимназических, специальных-коррекционных школах. Создана система государственной поддержки сельских образовательных учреждений, агропрофилированных школ и подсобных хозяйств образовательных учреждений.

В целях обеспечения педагогическими кадрами школ продолжается реализация мер социальной поддержки молодых педагогов, таких как выплата подъемных, единовременного пособия, заключение договоров на предоставление жилищной субсидии с педагогами, направленными в арктические улусы.

Развиваются новые формы повышения квалификации педагогов, созданы межшкольные информационно-образовательные центры, ресурсные центры на базе лучших школ. Ежегодный охват курсами повышения квалификации составляет 26% от общего количества педагогов республики, когда как по нормативу данный показатель равен 20%.

Для компенсирования части затрат родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях, решения проблем социального сиротства, поддержки опекунских, приемных семей, обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят ряд социальных мер. Размеры ежемесячных пособий индексируются исходя из фактически сложившихся цен. Ежегодно увеличиваются размеры стипендий студентов и учащихся учреждений профессионального образования.

Одним из приоритетных государственных задач является создание комфортной и здоровой школьной среды, которая предполагает современные здания, сбалансированное питание, творческую атмосферу в обучении, медицинское наблюдение и помощь.

По данным медиков, возрастная группа от 10 до 17 лет по состоянию здоровья является критической. Удельный вес детей I и II групп здоровья составляет сегодня 85%. В этой связи необходимо продолжать комплексное решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников.

Правительством ведется системная работа по развитию медицинского сопровождения, созданию условий для физкультуры и спорта. Если доля обучающихся в современных условиях до начала реализации национального проекта «Образование» составляла 7%, сейчас этот уровень достиг 72%. Мы должны довести этот показатель до 100%. Компенсационные выплаты на питание детей выросли в 5 раз. Ежегодный охват летним отдыхом и оздоровлением составляет более 75% школьников.

В каждой второй школе заменено технологическое оборудование столовых, обновляется учебное, медицинское и спортивное оборудование, мебель.

За последние 5 лет введено 64 школы. В 2006-2010 годах расходы на образование по Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) составили почти 5 млрд.руб.; субсидии на ремонт – более 2 млрд.руб.; на проведение противопожарных и антитеррористических мероприятий, оснащение медицинскими кабинетами – более 500 млн.руб.

В перспективе наша главная задача – продолжение работы по ликвидации ветхих и аварийных зданий школ и их оснащению современными средствами обучения. Общая потребность в финансовых средствах составляет более 13 млрд.руб. Данный вопрос ставится руководством Республики Саха (Якутия) перед Президентом и Правительством Российской Федерации.

Не менее важной является задача формирования нового облика школ с современной инфраструктурой электронной образовательной среды, обеспечения масштабного внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, методической и технической поддержки педагогов, обновления оборудования и программного обеспечения, в том числе для ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде.

Остается острым вопрос скорости и высокой стоимости услуг доступа в глобальную сеть Интернет. У нас стоимость 1 Мегабайта трафика кратно превышает среднюю стоимость, сложившуюся в России. Например, в г.Москве минимальная стоимость 1 мегабайта составляет 10 коп., в г.Якутске - 2 руб.35 коп.

В целях снижения тарифов на стоимость Интернет-трафика Правительством республики на федеральном уровне решаются задачи по государственному регулированию тарифной политики магистральных операторов связи, возмещению магистральным операторам связи части расходов по предоставлению каналов, по строительству в республике волоконно-оптических линий связи.

Еще одним из актуальных запросов общества является расширение доступности дошкольного образования. Для решения данной проблемы Правительством принят «Комплексный план мероприятий по развитию дошкольного образования в 2009-2011 годы», при переходе на отраслевую систему оплаты труда фонд оплаты труда дошкольных образовательных учреждений увеличен на 13% (в других отраслях на 5%). Реализуются меры по стимулированию негосударственного сектора.

В обеспечении качественного дошкольного образования, на наш взгляд, значимый вклад может внести бизнес-сектор. У нас в республике есть замечательные примеры сотрудничества с предпринимателями. Это Татьяна Герасимова в Сунтарском улусе, участвующая в строительстве уже второго детского сада; Петр Андреев, строящий детский сад в своем родном селе Чапаево Хангаласского улуса; бизнесмен из Верхоянского улуса Владимир Чириков построил на свои средства начальную школу-детский сад в с.Алысардах; Екатерина Портнягина из этого же улуса - стационарный лагерь с кумысолечебницей для детей и другие.

Вчера состоялся IV Форум попечителей и меценатов Республики Саха (Якутия), на котором Егор Афанасьевич Борисов единогласно избран президентом Ассоциации попечительских советов учреждений образования и выразил поддержку Программы деятельности Ассоциации до 2015 года.

Сегодня с особой благодарностью мы говорим о замечательных традициях социального партнерства, попечительства и меценатства в Якутии. Вместе с бизнес-партнерами «АЛРОСА», «Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Якутскэнерго», «Российские железные дороги», «Газпром», «Якутуголь», «Алмазы Анабара», «Якутцемент» создается социальная инфраструктура в опорных пунктах газовой, нефтяной, золотодобывающей промышленности, в центрах агропромышленных комплексов. Эта работа направлена на то, чтобы привлечь к реализации мегапроектов молодые поколения якутян.

Индивидуальные предприниматели и компании оказывают поддержку в подготовке специалистов, учреждают именные стипендии и гранты лучшим учителям и учащимся. Например, за четыре года «Сургутнефтегаз» за свой счет отправил на учебу около 70 человек. Кадры из местных жителей для себя готовят и «Транснефть», и «Таас-Юрях Нефтегазодобыча».

В этом плане заслуживают внимания:

- комплексная программа «АЛРОСА» по корпоративному воспитанию будущего специалиста «Будущее наших детей – будущее малой Родины», согласно которой компания берет на себя ответственность за развитие территории и создание условий для профессионального роста молодежи;

- строительство школы и детского сада в поселке Витим Ленского района - центре нефтяной промышленности Западной Якутии – при 50% софинансировании «Сургутнефтегаз». Ежегодно 15 лучших учеников становятся стипендиатами данной компании;

- социальная программа компании "Транснефть" по строительству исторического центра православия в г.Якутске, проведению V Спортивных игр народов Якутии в г.Олекминске и её инвестиционная программа по финансированию социальных проектов на сумму более 5 млрд.руб. в Олекминском, Алданском, Ленском районах и в г.Якутске.

Правительство республики высоко ценит деятельность социально направленных компаний, работающих в интересах людей. Это - высокооплачиваемая работа, будущее нашей молодежи, стимул к профессиональному росту. Сегодняшние школьники видят: появились новые интересные, перспективные профессии, где можно проявить себя, а значит связать свое будущее с развитием республики.

Уважаемые коллеги, действительно за 5 лет у нас есть определенные достижения, но мы не останавливаемся на достигнутом.

За этот период определился новый вектор развития российского общества – это движение к умной экономике, производящей уникальные знания, высокие технологии и инновации. Совершенно очевидно, что экономика, да и вся жизнь не могут оставаться такими как раньше и должны стать принципиально иными.

Сегодня республика имеет реальные результаты «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия)»: преодолена моноотраслевая направленность экономики; созданы новые для республики нефтегазовая и металлургическая промышленность; активно развивается производственная и социальная инфраструктура, энергетика, связь и транспорт. Геополитическую значимость Республики Саха (Якутия) как для Дальнего Востока, так и для всей России подтверждает создание Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова.

В феврале 2010 года в докладе Министерства регионального развития Российской Федерации Республика Саха (Якутия) вошла в список регионов, положение которых значительно лучше среднероссийских показателей. Якутия входит в десятку регионов страны по индексу развития человеческого потенциала, который измеряется исходя из средней продолжительности жизни, уровня и охвата населения образованием и уровня доходов граждан.

Государство, общество, бизнес предъявляют заказ на новое качество образования наших граждан. Для этого нам вместе надо сделать республику привлекательной для жизни, изменить сознание людей, научить их мыслить и работать по-новому.

Есть интересные данные комплексной оценки эффективности республиканской системы образования, иллюстрирующие вклад системы образования в экономику:

  1. Индекс проектной активности работников образования составляет 70%. Он оценивает применение педагогами информационных технологий, участие в экспериментальной творческой работе.

  2. Уровень общеобразовательной капитализации населения республики равен 50%, что свидетельствует о недостаточном участии школьников в общественно-полезной деятельности.

  3. Уровень образовательных инвестиций в экономику республики составляет одну треть от возможного уровня. Этот показатель отражает высокую долю неэффективных расходов в общем бюджете образования.

Считаю, что система образования и педагоги имеют значительный потенциал для увеличения своего вклада в развитие республики. Сегодня важно поддержать курс на максимальную открытость образования, на его интеграцию с экономикой, культурой, здравоохранением, спортом, правоохранительной системой, на вовлечение в орбиту образовательной политики не только родителей, но и всех активных граждан.

Как подчеркнул Президент Республики Саха (Якутия) Егор Афанасьевич Борисов: «Прежде всего, нам необходимо поднимать культурный, нравственный, духовный уровень населения. Ключевым для нас должно стать слово «консолидация»... Все властные структуры должны эффективно взаимодействовать, помогать, а не мешать друг другу. Нельзя допускать ситуацию, когда один работает, а другой за ним наблюдает».

Исходя из задач, поставленных Президентом республики, Правительство определяет следующие направления работы в сфере образования Якутии на основе консолидации государства, общества, бизнеса:

Первое – это реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», главным результатом которой должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

Ключевыми показателями качества современного образования являются эффективность, доступность, культура, индивидуальный прогресс, социализация и успешность человека. 85% родителей удовлетворены качеством дошкольного и общего образования. 96% выпускников детских садов готовы к обучению в школе. 82% выпускников начальной школы владеют универсальными способами деятельности. 89,5% выпускников школы поступают в учреждения профессионального образования.

В тоже время нас не удовлетворяют уровень воспитанности и гражданской активности молодежи и школьников; результаты единого государственного экзамена во многих школах республики; качество профессиональной подготовки молодых кадров.

Например, по итогам оценки функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста (PISA), российские учащиеся заняли среди 40 стран 29 место. Учащиеся республики в 2003 и 2009 годах показали результат ниже среднероссийских, что свидетельствует о недостаточном уровне практических знаний и умений.

Эти данные подтверждают необходимость существенных изменений содержания и технологий образовательного процесса. Достигается это через внедрение новых образовательных стандартов и максимально широкое использование технических инноваций. В бюджете республики предусмотрены дополнительные средства на введение новых стандартов.

Конечно, главной фигурой, субъектом образования является ученик. Важно, чтобы образовательные программы учитывали как индивидуальные потребности школьников, так и их возможности. Это относится к каждому ребенку, в том числе к нуждающемуся в дополнительной поддержке по состоянию здоровья, по причине особой одаренности или по сложившимся обстоятельствам жизни.

В республике действует сеть вариативных учебных заведений, есть ряд специальных учреждений: Высшая школа музыки, Школа олимпийского резерва, художественное и хореографическое училища. На этой добротной базе нам необходимо развиваться дальше. Президентом республики принято решение о строительстве здания Республиканского лицея-интерната, который имеет все шансы войти в федеральную сеть Президентских лицеев.

В сфере профильного и профессионального обучения усилена техническая направленность. При этом задача школы – проведение профориентационной работы, чтобы выпускники делали осознанный выбор профессии в соответствии с потребностями региональной экономики. Задача профессионального образования – соответствие технического образования экономическим процессам.

К примеру, в Мегино-Кангаласском улусе проводится международное исследование характеристики территориально-экономической среды трудоустройства и продолжения образования выпускников сельских школ. По итогам исследования будут выработаны рекомендации для переориентации профессионально-технического образования для обеспечения устойчивого развития села.

Реализация задач «Нашей новой школы» зависит в основном от педагогов. Современный педагог должен обеспечивать формирование гражданских, информационных, культурных компетенций, развивать творческие способности учащихся и умение учиться самостоятельно.

Правительство решает вопросы кадрового обновления через модернизацию педагогического образования и повышения квалификации; изменение требований аттестации педагогов; использование потенциала передовых школ; как ресурсных центров и стажировочных площадок.

Со стороны общественности ожидаем активного участия в улучшении содержания образования, формировании образовательных программ, совершенствовании государственно-общественного управления, деятельности управляющих советов, общественной экспертизы, публичной отчетности образовательных учреждений. Система управления в образовании должна быть открытой и понятной для родителей и общества.

От бизнеса необходима поддержка долгосрочных социальных программ и проектов, направленных на решение задач создания безбарьерной среды для детей-инвалидов, семейного устройства детей-сирот, социальной адаптации выпускников интернатных учреждений к жизни в социуме, их трудоустройству и самореализации.

Второе направление - дальнейшее повышение уровня образования населения, совершенствование системы непрерывного образования. В настоящее время в России доля граждан, получавших в текущем году непрерывное образование, включая самообразование, составляет чуть более 20%, что почти в 2 раза меньше, чем в развитых европейских странах. К 2012 году мы должны вплотную приблизиться к этим показателям.

Принятые Правительством республики меры по снижению напряжённости на рынке труда обеспечили уменьшение численности безработных на 21%. До конца года ожидается снижение этого показателя до 8,7%. В связи с этим крайне важно предоставить гражданам возможности для получения новых специальностей и вырабатывать у них профессиональную мобильность.

При этом следует эффективно использовать многочисленные информационно-коммуникативные средства, способствующие обучению людей всех возрастов, независимо от места проживания.

Президентом страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым дано поручение внедрить с 2011 года новое направление национального проекта «Образование» в сфере развития профессионального образования, направленное на стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний. В этом направлении мы намерены принять активное участие.

Правительство республики с учетом реализуемого кластерного принципа развития экономики на примере Южной, Западной, Северо-Восточной Якутии считает перспективным создание социокультурных кластеров. Этот метод как нельзя лучше обеспечивает социокультурный подход к модернизации образования. При этом необходимо учитывать потребности сельскохозяйственных районов, где нужно налаживать кооперацию, товарное производство, и территорий, ориентированных на традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов Севера.

В целях реализации социокультурного подхода Правительство поддерживает партнерство крупных организаций, предприятий с муниципальными образованиями в организации центров образования для профильной подготовки, межшкольных учебно-производственных комбинатов, бизнес-инкубаторов для школьников.

Бизнес-сообщество может внести огромный вклад в развитие дуального образования, подготовки кадров на основе паритетного финансирования подготовки учащихся и студентов совместно с государством. Профессиональные программы должны быть разработаны совместно с работодателем на условиях последующего приема на работу. Хозяйствующие субъекты должны принимать участие не только в формировании профессионального заказа, но и в воспитании мобильного, ответственного, интеллектуального молодого поколения.

К сожалению, квалифицированный рабочий по нынешним временам редкость, а молодой квалифицированный рабочий – явление уникальное.

Все общество должно работать над повышением престижа рабочей профессии как современного высококвалифицированного и востребованного специалиста в промышленности и сельском хозяйстве.

Третье направление - повышение эффективности деятельности учреждений образования и органов управления. Образование - не самоцель, а средство, и чтобы быть средством эффективным, оно нуждается в развитии собственного потенциала – с его кадровым, материально-техническим, финансово-экономическим, управленческим наполнением.

Сегодня Президентом и Правительством республики принимаются все возможные меры и новые расходные обязательства в целях повышения благосостояния и статуса учителей и преподавателей, улучшения материально-технической базы учреждений. В 2010 году общий объем расходов на образование составил 27,3 млрд. руб. или почти 28% от всех расходов консолидированного бюджета республики.

В целях привлечения международных средств для решения проблем в образовании в сентябре этого года состоялось подписание Меморандума о стратегическом партнерстве между Республикой Саха (Якутия) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) – организацией, входящей в группу Всемирного банка. Меморандум предусматривает в числе прочих совместную работу по развитию дошкольного и школьного образования, устойчивому развитию здравоохранения.

Такие серьезные вложения требуют, безусловно, эффективного их использования, отдачи и достижения ожидаемых результатов. А в этом плане у нас остаются узкие места. По итогам 2009 года, по оценке Министерства регионального развития Российской Федерации, наша республика имеет долю неэффективных расходов в сфере общего образования более 18%. Поэтому вопросы повышения эффективности остаются весьма актуальными.

Понятно, что эти задачи нельзя решить без целенаправленной работы по рационализации расходов, повышению эффективности использования бюджетных средств, включая энергосберегающие мероприятия. Педагоги сами должны быть рачительными хозяевами. Средства для повышения материального благосостояния работников отрасли, создания современных условий надо искать и за счет внутренних резервов и ресурсов.

Правительством республики принята Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в республике. Энергосберегающие технологии должны войти в каждый дом, в каждое учреждение социальной сферы. Например, малокомплектной школе с.Тулуна Усть-Алданского района в результате установки тепло- и водосчетчиков удалось сэкономить около 2 млн. руб. Таким образом высвобождены средства на оплату и улучшение условий труда.

Основным звеном в повышении эффективности ресурсов является совершенствование правового положения учреждений. Здесь важна позиция школьных управляющих советов, населения, которые также должны определиться, какой быть школе с точки зрения её организационно-правового статуса, финансовых возможностей и автономности. Правительство готовит нормативную базу для проведения этих реформ.

Кроме того, мы далеко не в полной мере используем возможности индивидуальных предпринимателей, частного сектора для обеспечения доступности качественного образования и удовлетворения разнообразных потребностей населения, особенно в сфере дополнительного и дошкольного образования. Например, услуги, не связанные с образовательным процессом (питание, жилищно-коммунальные и медицинские услуги), можно передавать малому бизнесу.

Таким образом, часть расходов в сфере образования можно на взаимовыгодной основе переложить на бизнес и родителей. Общество все больше привыкает к понятию «образовательная услуга», которая может быть оказана негосударственным учреждением или частным лицом на конкурсной основе. Современные родители хотят выбирать образовательные услуги и это право нужно им предоставить. На федеральном уровне рассматривается возможность привлечения в систему образования частных инвестиций, освобождения от налога на прибыль (по крайней мере, до 2020 года).

Буквально завтра в г.Якутске начнет работу III съезд представителей малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), где главной темой является роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики республики. У нас уже есть успешный опыт сотрудничества Министерства образования и Министерства по делам предпринимательства. Отрадно то, что к воспитанию предпринимательских качеств молодежи подключились общественные организации. Этот опыт безусловно надо развивать.

Четвертое направление - повышение общей культуры населения, устранение недугов современного общества – употребления психоактивных веществ, наркомании, алкоголизации, преступности и т.п. Работа должна вестись комплексно, с привлечением творческой и научной интеллигенции, институтов гражданского общества с упором на грамотную молодежную и кадровую политику, на поддержку бизнес-сообщества, на пропаганду спорта и здорового образа жизни.

В сентябре с.г. Президентом республики Егором Афанасьевичем Борисовым подписан указ, направленный на борьбу с алкоголизацией населения. Уверена, что учительство республики займет принципиальную позицию по этому вопросу, личным примером воспитывая в своих учениках здоровые привычки и стремление к прекрасному.

В системе образования ведется системная целенаправленная работа по оказанию психолого-педагогической поддержки трудным подросткам. С 2004 года ведется ежегодный мониторинг наркоситуации в среде несовершеннолетних. Сеть учреждений по оказанию психолого-медико-социальной помощи детям включает в себя 10 центров, 173 логопедических пункта, 584 наркопостов, 637 психолого-медико-педагогических консилиума, 60 классов коррекционно-развивающего обучения, 26 специально-коррекционных и санаторных школ. В них работает более 1000 психологов и представителей специальной педагогики.

В результате их работы сокращается количество детей и подростков, состоящих на учете наркопостов, сохраняется тенденция к уменьшению количества правонарушений и количества не работающих и не обучающихся подростков.

Правительство республики будет целенаправленно совершенствовать образовательные, психолого-педагогические программы, мобилизующие потенциал социально уязвимых семей, направленные на преодоление социального иждивенчества и решение проблем молодежи.

Духовно-нравственное развитие, отказ от вредных привычек, занятия физической культурой являются основой культуры здоровья. Сегодня существенное значение имеет обеспечение учащихся сбалансированным рационом питания с использованием экологически чистых продуктов, современных технологий производства. Хотелось бы обратить внимание наших уважаемых попечителей, представителей малого и среднего бизнеса на создание индустрии здорового школьного питания.

Увлеченность спортом наших детей с самых малых лет обеспечивает иммунитет от социальных болезней и дарит нам радость побед спортсменов Якутии на международных аренах. Несомненно, серьезным стимулом для развития детско-юношеского спорта и физической культуры является решение Президента Российской Федерации о проведении в 2012 году Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава» в городе Якутске, включая V Международные спортивные игры «Дети Азии». Это высокое доверие и ответственность для нас. С целью популяризации спорта Правительство республики ставит задачу перед населением, бизнесом, органами местного самоуправления массового строительства спортивных объектов.

Многое в воспитании гражданина зависит от содержания работы средств массовой информации, учреждений культуры и спорта. В эпоху повсеместного насаждения коммерческого кино, учреждениям культуры и искусства надо включать в репертуар больше детских программ, воспитывающих в юных зрителях чувство прекрасного. На местном уровне, особенно в селах, остается весьма актуальной поддержка бизнесом художественных и музыкальных школ, детских духовых оркестров, школьных театров, студий и т.д.

Исторически школа являлась очагом культуры, выполняя просветительную функцию. В какой-то мере эту миссию школы утратили, но мы сейчас должны превратить школу, и в особенности на селе, в центр социального развития, выполняющий культурные, информационные, организационно-педагогические функции. Именно для этого мы строим современные школьные здания, создаем комфортные условия для работы и учебы. В ответ мы ждем повышения качества образования, внедрения творческих и инновационных технологий, а также новой культуры поведения, в том числе культуры здорового образа жизни.

Уважаемые делегаты!

Ещё раз подчеркну: перед Якутией, перед всеми ее гражданами и руководителями стоит исключительной трудности и ответственности задача: предложить такую модель развития образования, которая смогла бы выдержать нагрузку, возлагаемую на нее реалиями самой жизни – со всеми ее противоречиями, многомерностью и неоднозначностью обстоятельств.

Прообраз такой модели в республике уже создан. Законодательно утверждены механизмы государственно-общественного управления, нормативного финансирования, работают общественные организации.

Быстрый темп современной жизни, бурное развитие технологий требуют изменений в нашем мышлении и образе жизни, и в первую очередь, это касается учителей как передовой части общества.

Движение не должно быть односторонним. Правительство целенаправленно продолжает работу по социальной поддержке педагогических работников, но повышение престижа, роли и авторитета учителя зависит прежде всего от качества образования, которое мы даем детям. Современный педагог должен в совершенстве владеть принципиально новыми средствами организации образовательного процесса, чтобы формировать у учащихся компетенции, необходимые для инновационного развития страны.

Недавно в газете «Якутия» были опубликованы результаты опроса школьников города Якутска о современном учителе. Дети были единодушны в том, что учитель должен хорошо владеть информационными технологиями, быть в курсе новинок в мире науки и техники, быть открытым к новациям и внимательным собеседником, вести активный образ жизни. Вот требования, которые ставят перед педагогами наши дети.

Каждый понимает, что от нашего профессионализма зависит будущее республики. Именно мы можем научить наших детей думать и работать по-новому, быть инициативными и активными гражданами своей республики, которым чуждо иждивенчество и потребительское отношение к жизни. Это главные цели нашей новой школы, которую мы создаем.

Уверена, что образовательная политика Правительства Республики Саха (Якутия) может рассчитывать на поддержку со стороны всех граждан, заинтересованных во всестороннем и эффективном развитии человеческого потенциала республики, чтобы выпускники выходили из школы людьми, уже нашедшими себя, способными жить в стремительно развивающемся мире на радость людям и на пользу родной Якутии и великой России.

Благодарю за внимание!

21



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2010 год введение

    Публичный отчет
    В 2010 году в Республике Саха (Якутия) были обновлены ключевые институты государственной власти. По представлению Президента Российской Федерации Д.А.
  2. К вопросу о внедрении полезного для России опыта эффективного совместного управления природопользованием и охраной природной среды на примере Колорадо (сша) в системе «государство-общество-бизнес» Вяткин Игорь Алексеевич

    Документ
    К вопросу о внедрении полезного для России опыта эффективного совместного управления природопользованием и охраной природной среды на примере Колорадо (США) в системе «государство-общество-бизнес»
  3. Муниципальное общеобразовательное учреждение (115)

    Документ
    Публичный доклад МОУ «Табагинская средняя общеобразовательная школа» Городского округа «Город Якутск» является аналитическим отчетом о деятельности школы за 2010-2011 учебный год.
  4. Тема 1: «Институты гражданского общества по противодействию коррупции. Взаимодействие с государственными органами»

    Лекция
    На протяжении всей истории человечества коррупция как системное явление сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти.
  5. Эволюция отношений государства и крупного бизнеса в республике корея

    Автореферат
    Защита состоится « » 2008 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 002. 003. 01 при Институте мировой экономики и международных отношений Российской Академии Наук по адресу: 117997, Москва, ул.

Другие похожие документы..