Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «25» октября 2007 года в час мин. на заседании диссертационного совета Д.311.009.01 при Кубанском государственном университете физич...полностью>>
'Документ'
Цель данной программы состоит в определении минимального объема теоретических сведений, необходимого для овладения основами современной теории диффере...полностью>>
'Документ'
Развитие туристической индустрии , продвижение национального туристического продукта на зарубежных рынках, формирование позитивного туристического им...полностью>>
'Конспект'
Мы, жалкие ничтожные людишки, чтобы самоутвердиться, считаем себя царями природы, венцами творениями и идеальными животными. Когда животные что-то не ...полностью>>

М. К. Аммосова программ акурса «хронология» Специальность 0207 история 2001 Составитель: Третьякова Н. В. ст преп. Рабочая программа

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

П Р О Г Р А М М А

курса

«ХРОНОЛОГИЯ»


Специальность 0207 - история

2001

Составитель: Третьякова Н.В.

ст.преп.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории России «___» ____________ 2001 г. Протокол № ____

Зав. кафедрой / Ю.Н. Ермолаева /

Рабочая программа утверждена на заседании методкомиссии ИФ «___» ____________ 2001 г. Протокол № ___

Председатель методкомиссии ИФ / Парфенова О.А. /

Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического совета ЯГУ «_ _» ________ 2001 г. Протокол № ____

Председатель научно-методического совета ЯГУ /А.Н.Яковлева/

Выписка из учебного плана



Специальность

история

Факультет

исторический

Кафедра

истории России

Курс

2

Семестр

3

Всего аудиторных часов

72

Лекций

50

Семинарских занятий

22

Часов самостоятельной работы

70

Часов индивидуальной работы

7

Зачет

Экзамен

3 семестр

Рейтинговый контроль

45 часов

Курсовая работа

2 семестр

Всего часов

142

  1. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА

Специалист должен:

  1. Уметь использовать современные методы исторического анализа для

решения фундаментальных и прикладных проблем развития

исторической науки

  1. Применять достижения смежных гуманитарных наук для разработки исторической тематики и решения специальных научных проблем;

  2. Понимать систему взаимосвязей между теорией и методами исторического познания

  3. Владеть методикой самостоятельной обработки информации и использовать ее в решении исследовательских и профессиональных задач;

  4. Уметь максимально использовать общие и специальные исторические знания для решения профессиональных задач.

2. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ

Принципы построения курса
  1. Данный курс разработан для студентов 2 курса в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2000 г. и на основе программы курса «История России». МГУ, М., 2000.

  2. На семинарских занятиях рассматривается материал, который дополняет лекционный и направлен на развитие исторического мышления.

  3. На лекциях большое внимание уделяется новым подходам, проблемному изложению отечественной истории данного периода, дается необходимый историографический анализ дискуссионных вопросов.

  4. Отдельные темы, в частности, связанные с историей русской культуры, предлагаются для самостоятельного изучения. Это продиктовано тем, что аналогичный курс читается студентам исторического факультета.

  5. В курсе использованы авторские лекции по темам «История общественного движения в России в 60-90-е гг. XIX в.», «Интеллигенция в освободительном движении России»

2.2. Цели курса

после изучения курса истории России (вторая половина XIX в. – 1917 г.) студент будет:

  1. Иметь представление:

    1. О цивилизационном подходе к изучению истории России.

    2. Об альтернативности в историческом процессе.

    3. О России в контексте развития мирового цивилизационного процесса на рубеже XIX-XX веков.

  1. Знать:

    1. Теорию модернизации и особенности России как страны второго эшелона модернизации с моделью «догоняющего развития».

    2. Основные события истории пореформенной России с альтернативными путями развития.

    3. Новые подходы к изучению революции.

    4. Различные авторские концепции о возможностях развития России в начале XX века.

    5. Персоналии личностей, сыгравших заметную роль в развитии российского общества этого периода ( Александр II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др.)

  1. Уметь:

    1. Аргументировать свою точку зрения по основным проблемам истории России второй половины XIX в. – 1917 года.

    2. Работать с источниками по истории России указанного периода.

    3. Составлять рефераты, доклады, курсовые проекты по истории России этого периода.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3.1. Структура

Модули

Кол-во часов

Содержание модулей

Модуль 1

50 лекционных

22 семинарских

История России второй половины XIX в. – 1917 г.

3.2. Содержание курса

3.2.1. Лекционные занятия

Содержание модулей

Соответствие целям курса и требованиям ГОС

Кол-во часов

Модуль 1.

Россия во второй половине XIX в. –1917 г.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

50

1.1. Россия в период падения крепостного права. На путях модернизации. Крестьянская реформа 1861 г. и последующие буржуазные реформы (земская, судебная, военная и др.). Россия – страна второго эшелона модернизации. Оценка реформы 1861 года в отечественной историографии.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

6

1.2. Пореформенное развитие России и его особенности. Промышленное развитие страны: завершение промышленного переворота, формирование новых промышленных районов. Роль иностранного капитала в экономике России. Экономическая политика государства. Развитие сельского хозяйства. «Моральный» тип крестьянской экономики. Современные концепции экономического уровня развития страны.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

4

1.3. Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в. Демократический подъем в 60-е гг. в связи с подготовкой реформы. Н.Г. Чернышевский и А.И. Герцен. Дальнейшее развитие демократического движения. Период прокламаций. Радиальные настроения в демократической среде (прокламация П.Заичневского «Молодая Россия»). Организация «Земля и Воля». Польское восстание 1863 г. и отношение к нему русской общественности. Либеральное движение в 60-70-е гг. (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин). Рост радикализма в демократическом движении. Первое покушение на Александра II (попытка Д. Каракозова в 1866 г.). С.Г. Нечаев и феномен «нечаевщины» как тенденции в революционно-демократическом движении. Деятельность русских революционеров в эмиграции. «Русская секция I Интернациоанала».

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

2

1.4. Народническое движение в 70-80-е гг. Теория и практика народничества. Новое в оценке народничества. Деятельность «Земли и Воли». Террор в революционной практике землевольцев. Раскол организации на «Народную Волю» и «Черный Передел». Исторические итоги. Эволюция революционного народничества в либеральное.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

4

1.5. Русское самодержавие в 80-90-е гг. Внутренняя политика Александра III. Курс на укрепление монархии. Свертывание либеральных реформ. Продолжение реформ в экономической сфере. Деятельность Министерства Финансов (Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте). Реформы Витте. Программа «сверхиндустриализации» страны.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

4

1.6. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Новый курс во внешней политике. Борьба за отмену ограничительных статей Парижского мирного договора. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Итоги войны. Международная ситуация в 80-90-е гг. Образование Тройственного Союза. Русско-французский союз. Дальневосточная политика. Присоединение Средней Азии.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

4

1.7. Россия на рубеже веков. Начало царствования Николая II. Внутренняя политика Николая II. Государственный и политический строй России в начале ХХ века. Экономическое развитие страны. Развитие монополий и его особенности.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

4

1.8. Внешняя политика России в начале ХХ века. Дальневосточная политика. Причины и начало русско-японской войны 1904-1905 гг. Итоги войны. Портсмутский мирный договор.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

2

1.9. Россия накануне и в годы первой русской революции. Альтернатива «реформа-революция» в начале ХХ в. Общественное движение в стране. Земско-либеральная оппозиция. Российское социалистическое движение. Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов (Ленин). Рабочее и крестьянское движения. Кризис внутренней политики накануне революции. Причины и начало революции, ее развитие. Манифест от 17 октября 1905 г. – шаг к конституционной монархии. Образование политических партий и складывание многопартийности. Партия кадетов. Черносотенные организации. Партия социалистов-революционеров. Образование Государственной Думы: структура, место в системе органов власти. Думский этап революции. События 3 июня 1907 г. Разгон II Думы. Итоги революции и ее завоевания. Новое в оценке I русской революции.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

6

1.10. новый избирательный закон по выборам в Думу. Правительство П.А. Столыпина. Третьеиюньская политическая система. Национальная политика Столыпина. Аграрная реформа и ее итоги. Оценка реформаторского курса П.А. Столыпина в отечественной историографии.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

2

1.11. Внешняя политика России накануне первой мировой войны. Образование Антанты. Отношения России с Германией. Балканский узел противоречий. Боснийский кризис 1907 г. Образование Балканского союза. Балканские войны. Миссия фон Сандерса в Турцию. Подготовка Германии к войне.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

2

1.12. Первая мировая война. Начало войны. Военные действия на Восточном фронте в 1914 г. Экономика России в условиях I мировой войны. Восточный фронт в 1915-1016 гг. Брусиловский прорыв. Революционный выход из войны в 1917 г. Итоги войны. Новые подходы в изучении первой мировой войны.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

4

1.13. Общественно-политическая обстановка в стране накануне войны. Социально-политический кризис в период войны. Политическая оппозиция в Государственной Думе. Образование Прогрессивного блока. Кадеты во главе Прогрессивного блока. Внутриполитическая обстановка в стране осенью-зимой 1916 г. Убийство Г. Распутина. Накануне революции.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

2

1.14. Стихийный взрыв народных выступлений в январе-феврале 1917 г. Начало революции в Петрограде. Падение самодержавия и проблема исторического выбора. Политическая культура революционного времени. Образование Петроградского Совета и Временного правительства. Деятельность Временного правительства. Феномен большевизма. Поиски выхода из политического кризиса. Современная историография Февральской революции. Новые подходы к изучению революции.

ГОС: 1,5

Цели 1.1., 2.1.

4

3.2.2. Семинарские занятия

Содержание занятий

Соответствие целям курса и требованиям ГОС

Кол-во часов

Модуль 1.

Занятие 1

1.1. Падение крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861 г. и либеральные реформы 60-70-х гг. Россия накануне реформы. Причины реформы. Подготовка реформы. Александр II во главе реформаторского процесса. Проекты реформы. Основные принципы реформы. Реформа среди различных категорий крестьянства. О возможностях альтернативы «реформа-революция» в этот период. Новые подходы в оценке реформы 1861 г. Реформа местного управления: земская, городская. Судебная, военная реформы, реформа цензуры. Оценка реформ в отечественной историографии.

ГОС: 2,3

Цели: 1.1., 1.2.

2

Занятие 2

1.2. Пореформенное развитие России и его особенности.

Развитие промышленности и завершение промышленного переворота, его социально-экономические последствия. Социальная структура российского общества: дворянство, крестьянство, буржуазия, рабочие. Основные черты социального облика, менталитет. Пореформенное развитие деревни. Экономическая политика государства. Иностранный капитал в экономике страны. Особенности российской модели модернизации.

ГОС: 2,3

Цели: 1.1., 1.2.

2

Занятие 3

1.3. Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX в.

Демократизация общественной и политической жизни страны в период реформ. Либеральное движение. Демократический лагерь. Революционные организации 60-70-х гг. Польское восстание 1863 г. Рост леворадикальных настроений в революционном движении. Деятельность С.Г. Нечаева. Идеология народничества. «Хождение в народ». Революционно-народнические организации. «Земля и Воля». Деятельность «Народной Воли» в период политического кризиса 1879-1881 гг. Оценка революционного народничества в современной историографии.

ГОС: 2,3

Цели: 1.1., 1.2.

2

Занятие 4

1.4. Внешняя политика России в 60-90-е гг. Борьба за отмену ограничительных статей Парижского мирного договора. Россия – многонациональное государство. Присоединение Средней Азии. Политика России на Балканах. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия и международные отношения на рубеже веков. Формирование военно-политических блоков в Европе. Россия и Антанта. Отношения России с Германией.

ГОС: 2,3

Цели: 1.1., 1.2.

2

Занятие 5

1.5. Россия в 80-90-е гг. XIX в.

Внутренняя политика Александра III. Свертывание предшествующих либеральных реформ: земская, городская, судебная контрреформы и др. Национальная политика. Продолжение реформ в социально-экономической сфере. Мероприятия Н.Х. Бунге. Успехи экономического развития.

ГОС: 2,3

Цели: 1.1., 1.2.

2

Занятие 6

1.6. Россия в начале века. Социально-экономическое развитие. Реформы С.Ю. Витте по плану форсированной индустриализации страны. Мировой экономический кризис и Россия. Развитие промышленности в 1900-1903 гг. и образование монополий. Монополистический капитализм и его особенности в России. Сельское хозяйство в этот период. Роль государства в экономике страны.

ГОС: 2,3

Цели: 1.1., 1.2.

2

Занятие 7

1.7. Общественно-политическое развитие страны в начале ХХ в. Власть и общество. Земско-либеральное движение в России. Российский радикализм: возникновение российской социал-демократии. Революция 1905-1907. Причины революции. Развитие рев олюции. Манифест от 17 октября 1905 г. и образование политических партий. Типы партий, программа, тактика. Российский парламент: структура и деятельность. Итоги революции. Новое в оценке революции.

ГОС: 2,3

Цели: 1.1., 1.2.

2

Занятие 8

1.8. Третьеиюньская политическая система. III Государственная Дума. Столыпинская аграрная реформа. Разрушение общины. Создание фермерских хозяйств. «Американский» путь развития капитилизма. Переселенческая политика и ее итоги. Результаты реформы. Ее оценка в отечественной историографии.

ГОС: 2,3

Цели: 1.1., 1.2.

2

Занятие 9

1.9. Внешняя политика накануне войны. Первая мировая война. Причины войны. Начало войны и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте. Экономика России в условиях войны.

ГОС: 2,3

Цели: 1.1., 1.2.

2

Занятия 10-11

1.10. Назревание революционного кризиса в стране. Консолидация оппозиционных сил. Образование Прогрессивного блока. Кризис верхов. Февральская революция. Начало и развитие революции в центре т на периферии. Деятельность Временного правительства. Новое в оценке революции.

ГОС: 2,3

Цели: 1.1., 1.2.

4

Текущий контроль и итоговый контроль.

3.2.3. Содержание самостоятельной работы.

Культура России во второй половине XIX в. Влияние особенностей российского варианта модернизации на духовные жизнь общества. Развитие науки, просвещения. Достижения в изобразительном искусстве, музыке, театре.

Культура «серебряного века». Общественное развитие и его влияние на культурный процесс в стране. Поиски путей общественного прогресса.

Русская философская мысль о России. Новые формы в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Духовная жизнь общества.

  1. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

Для успешного изучения курса студенту необходимо:

  1. Проработать и сдать монографическую литературу по проблематике

курса (по самостоятельному выбору).

  1. Проконспектировать обязательный минимум публикаций по тематике

курса.

3. подготовить и составить письменный доклад, реферат с обязательным оформлением справочного аппарата.

4. Выполнить следующие самостоятельные работы:

    1. Работа с первоисточниками.

    2. Изучение тем, не рассмотренных специально в лекционном курсе, например, по истории русской культуры, история рабочего движения в 70-80-е г.г.

    3. Изучение материалов текущей периодики и информация о новейших исследованиях по проблематике изучаемого курса.

  1. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

  1. Проработка и сдача монографии – 100 баллов

  2. Конспектирование – 10 , за 10 конспектов – 100

  3. Подготовка доклада – 100

  4. Подготовка сообщения – 50

  5. Работа на семинарах – 5, за 5 тем – 25

  6. Контрольные работы:

исходный контроль – 30

текущий контроль – 40

итоговый контроль – 50

Итого: 495 баллов

Студенты, получившие максимальное количество баллов, при сдаче экзамена пользуются правом ответа на один вопрос экзаменационного билета.

Рекомендуемая литература:

  1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995.

  2. Н.А.Троицкий . Россия в XIX в. Курс лекций.М,1999.

  3. Лекции по истории России второй половины XIX века / Под. ред. Н.А. Троицкого. Саратов, 1994.

  4. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. / Под. ред. В.Г.Тюкавина. М., 1990.

  5. Освободительное движение и общественная мысль в России в XIX в. / Под. ред. В.Г. Тюкавина. М., 1990.

Дополнительная:

  1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

  2. Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории. 1991. № 1.

  3. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Ч.1-3. М., 1991.

  4. «Великие реформы» в русской истории: 1861-1874. М., 1992.

  5. Власть и реформы. СПб., 1996.

  6. Георгиев А.в. Царизм и русская дипломатия накануне первой мировой войны // Вопросы истории. 1988. № 3.

  7. Демин В.А. Государственная Дума в России: Механизм функционирования. М., 1996.

  8. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990.

  9. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

  10. Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет. М., 1992.

  11. История Отечества: люди, идеи, решения. Кн. 1. М., 1991.

  12. Карякин Ю., Володин А. Чернышевский или Нечаев? О подлинной и мнимой революционности в освободительном движении России 50-60-х гг. XIX в. М., 1976.

  13. Киняпина Н.С. Внешняя политика России во второй половине XIX в. М., 1974.

  14. Корелин А.П. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.

  15. Литвак Б.Г. Переворот в России 1861 г.: почему не реализовалась реформаторская альтернативе. М., 1991.

  16. Малинин В.А. История русского утопического социализма. М., 1991.

  17. Монополистический капитализм в России. М., 1989.

  18. Нарочницкая Л.И. Россия и отмена нейтрализации Черного моря. 1856-1871: К истории восточного вопроса. М., 1989.

  19. Писарев Ю.А. Великие державы и Балканы накануне первой мировой войны. М., 1985.

  20. Политические партии России в период революции 1905-1907 гг.: Количественный анализ. М., 1987.

  21. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории. М., 1995.

  22. Сироткин В.Г. Великие реформаторы России. М., 1991.

  23. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX веке. М., 1991.

  24. Тютюкин С.В. Июльский политический кризис 1906 г. в России. М., 1991.

  25. Харитонов В.И. Февральская революция в России (попытка многомерного подхода) // Вопросы истории. 1993.№ 11-12.

  26. Шелохаев В.В. Партия октябристов в период первой русской революции. М., 1987.

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ

Текущая контрольная работа:

Образцы вопросов:

  1. Условия наделения крестьян землей по реформе 1861 года.

  2. Идеология народничества и его три основных направления.

  3. Особенности российского капитализма.

Образцы заданий теста:

  1. Министром иностранных дел России после Крымской войны стал:

а) А.М. Горчаков

б) К.В. Нессельроде

в) Н.К. Гирс

  1. Мировой суд по реформе 1864 года:

а) состоял из присяжных заседателей

б) мог приговорить к смертной казни

в) разбирал мелкие уголовные и гражданские дела

  1. Продолжить ряд:

а) М.А. Бакунин, П.Л. Лавров …

б) Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский …

4. Согласны ли Вы со следующими утверждениями:

а) С.Ю. Витте, являясь министром финансов России, отменил винную монополию государства.

б) В 1870-е гг. господствующим в народничестве становится либеральное направление.

в) В начале 1890-х гг. в России начался промышленный подъем.

5.П.Н.Милюков был лидером партии

а) октябристов

б) эсеров

в)кадетов.

6.Итоги русско-японской войны 1904 – 1905 г.г.были подведены

а) Токио

б) Петербург

в) Портсмуте


Перечень основных терминов и понятий дисциплин

  • модернизация, особенности российской модернизации

  • формационный и цивилизационный подходы

  • вариативность и альтернативность в истории

  • традиционное общество

  • индустриализация, индустриальное общество

  • менталитет, ментальное измерение истории

  • капитализм

  • буржуазия; пролетариат

  • монополистический капитализм

  • реформа и революция

  • гражданское общество



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. К. Аммосова программа курса физика для государственных университетов Специальность (011000) химия квалификация химик Составитель: доцент Попов К. Ф. Якутск 2001 г Рабочая программа

    Программа курса
    Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 011 "Химия", утвержденного 10 марта 2 г.
  2. М. К. Аммосова программа спецкурса «Герой якутской художественной прозы» Специальность 021700 Якутский язык и литература

    Программа спецкурса
    История литературы в контексте гражданской и общей истории культуры, важнейшие литературные течения и школы, развитие жанровых систем и стилевая эволюция в различных исторических эпохах и различных регионах мира, взаимодействие и взаимообогащение
  3. М. К. Аммосова программа курса физика для государственных университетов Специальность (011600 биология ) Составитель: к б. н., доцент Алексеев Александр Алексеевич Якутск 2004 г. Рабочая программа

    Программа курса
    Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 011600 "Биология", утвержденного 10 марта 2 г.
  4. М. К. Аммосова программа к урса строение вещества для государственных университетов Специальность 01. 10. 00 «Химия» Составитель: к Х. н., доцент Капитонов А. Н. Якутск 2004 г Рабочая программа

    Программа
    Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 01.10.00 «Химия» (номер государственной регистрации 127 ЕН/сп) от 10 марта 2 г.
  5. Программа курса " история мировой культуры" для студентов исторического отделения

    Программа курса
    Знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы,
  6. Программа курс «Электрическое освещение» Для государственных университетов Специальность 100400 Электроснабжение

    Программа
    Требования Государственного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания образовательной программы по специальности 100400 – Электроснабжение

Другие похожие документы..