Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
25 марта 2011 г. Председатель Комитета по аграрным вопросам Валентин Денисов принял участие в семинаре «Российские СМИ, как ресурс инновационного раз...полностью>>
'Документ'
Подаётся в корзинке из пшеничной лепёшки. 00 Сырное ассорти 30руб Дор-блю, масдам и ольтермани с грецким орехом и виноградом....полностью>>
'Литература'
Не так давно, медицинские дистрибъюторские предприятия и организации нашей страны воспринимались как торговые учреждения в последнюю очередь. Дистриб...полностью>>
'Документ'
№301 Выездной буфет ГОУ СП ЛО «Политехнический колледж г. Светогорска» г. Светогорск, ул. Красноармейская, д. 3 4 декабря 011г. /hdd1/1/1....полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы экономической теории: экономика фирмы» Для направления: 080100. 62 «экономика» подготовки бакалавра

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал Государственного университета –

Высшей школы экономики

Факультет экономики

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:

ЭКОНОМИКА ФИРМЫ»

Для направления: 080100.62 «ЭКОНОМИКА» подготовки бакалавра

Автор: к.э.н., доцент Балашов Алексей Игоревич

abalashov@

Одобрен на заседании кафедры

экономики фирмы

Зав. кафедрой Н.Н. Шляго

___________________

от «31» августа 2010 г.

Согласован УМО:

Начальник УМО В.В. Шереметова

__________________________

от «_____» ___________ 2010 г.

Утвержден Советом факультета экономики

Председатель Совета факультета В. Э. Гордин

______________________________

от «_____» ___________ 2010 г.

Санкт-Петербург

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 5

1.1. Область применения и нормативные ссылки 7

1.2. Цели освоения дисциплины 7

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате 8

освоения дисциплины 8

1.4. Место дисциплины в структуре образовательной программы 8

1.5. Тематический план учебной дисциплины 8

1.6. Формы контроля знаний студентов 9

1.7. Содержание дисциплины 9

1.8. Образовательные технологии 13

1.9. Оценочные средства для текущего контроля 13

и аттестации студента 13

1.9.1. Тематика заданий текущего контроля 13

1.9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 16

1.10. Порядок оценки по дисциплине 18

2. Методические рекомендации 20

по изучению дисциплины 20

для студентов И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 20

По теме 1. Фирма как субъект рыночной экономики. 20

По теме 2. Основной капитал фирмы 20

По теме 3. Оборотный капитал фирмы 21

По теме 4. Трудовые ресурсы и их использование фирмами. 22

По теме 5. Финансовые ресурсы и финансовые результаты 22

деятельности фирмы. 22

По теме 6. Анализ производства и реализации продукции фирмы. 23

По теме 7. Анализ перспектив развития фирмы на рынке. 24

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 25

3.1. Лекционный курс 25

Тема 1. Фирма как субъект рыночной экономики 25

Тема 2. Основной капитал фирмы 47

Тема 3. Оборотный капитал фирмы 61

Тема 4. Трудовые ресурсы и их использование фирмами 75

Тема 5. Финансовые ресурсы и финансовые результаты 94

деятельности фирмы 94

Тема 6. Анализ производства и реализации продукции фирмы 161

Тема 7. Анализ перспектив развития фирмы на рынке 186

3.2. Задания к семинарским и практическим занятиям 223

Семинар 1. Фирма и предприятие в современной рыночной экономике 223

Семинар 2. Управление основными фондами фирмы 224

Практическое занятие 1. Расчет амортизационных отчислений 224

основных фондов 224

Семинар 3. Управление оборотными средствами фирмы 226

Практическое занятие 2. Расчет нормативов оборотных средств 226

Семинар 4. Управление персоналом фирмы 227

Семинар 5. Управление финансами фирмы 227

и порядок формирования финансового результата 227

Семинар 6. Производственная 228

и торгово-снабженческая деятельности фирмы 228

Практическое занятие 3. Расчет длительности 229

производственного цикла 229

Семинар 7. Источники и методы развития фирмы. 230

3.4. Примеры вариантов контрольных работ 231

3.5. Вопросы и порядок сдачи зачета 233

3.6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 235

3.8. Глоссарий 237

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал Государственного университета –

Высшей школы экономики

Факультет экономики

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:

ЭКОНОМИКА ФИРМЫ»

Для направления: 080100.62 «ЭКОНОМИКА» подготовки бакалавра

Автор: к.э.н., доцент Балашов Алексей Игоревич

abalashov@

Одобрена на заседании кафедры

экономики фирмы

Зав. кафедрой Н.Н. Шляго

___________________

от «31» августа 2010 г.

Согласована УМО:

Начальник УМО В.В. Шереметова

__________________________

от «_____» ___________ 2010 г.

Утверждена Советом факультета экономики

Председатель Совета факультета В. Э. Гордин

______________________________

от «_____» ___________ 2010 г.

Санкт-Петербург

2010

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1.1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Основы экономической теории: экономика фирмы».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Минобрнауки от 21 декабря 2009 г. № 747 (зарегистрирован в Минюсте 25 февраля 2010 г. № 16500);

  • Образовательной программой направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра.

1.2. Цели освоения дисциплины

Настоящая программа составлена на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников бакалавриата по направлению специальности «Экономика».

Изучение дисциплины «Основы экономической теории: экономика фирмы» является важной частью профессиональной подготовки будущего бакалавра по направлению «Экономика». Данный курс необходим для более углубленного изучения микроэкономических основ рыночной экономики и основ теории общественного производства. Данная дисциплина отражает новое содержание экономической работы в производственных организациях в связи с их коммерциализацией, переходом к экономической системе развитого рынка, изменением форм собственности и вызванными этими переменами изменением организационно-правовой формы юридического лица.

Предметом изучения экономики фирмы является центральный субъект рыночного хозяйства – производственная коммерческая организация (фирма).

Целью курса «Основы экономической теории: экономика фирмы» является формирование у студентов основ экономического мышления. Цель данной дисциплины - научить студентов выполнять основные технико-экономические расчеты, необходимые для обоснования принимаемых экономических решений и ознакомить их с основными закономерностями развития производственных коммерческих организаций в рыночных условиях.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать экономические основы функционирования центрального субъекта рыночного хозяйства - фирмы;

  • знать основные понятия экономики фирмы: «основные фонды», «себестоимость», «прибыль», «рентабельность», «эффективность» и пр.;

  • научиться применять теоретические знания в практике осуществления предпринимательской деятельности;

  • уметь выполнять технико-экономических расчеты;

  • уметь выносить обоснованные суждения по вопросам организации производства;

  • уметь проводить сравнительный анализ различных вариантов организации производства на предприятии;

  • уметь организовывать процесс создания и освоения новой промышленной продукции;

  • приобрести навыки для принятия оптимальных производственных решений, имеющих практическое значение для будущего бакалавра экономики в области организации производства;

  • приобрести навыки, необходимые для осмысления процессов, происходящих в экономической системе предприятия.

1.4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению «Экономика».

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях студентами основ экономические теории и микроэкономики.

1.5. Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и

практ. занятия

1.

Фирма как субъект рыночной экономики

8

4

4

8

2.

Основной капитал фирмы

14

3

3

8

3.

Оборотный капитал фирмы

14

3

3

8

4.

Трудовые ресурсы и их использование фирмами

9

4

4

8

5.

Финансовые ресурсы и финансовые результаты деятельности фирмы

13

4

4

8

6.

Анализ производства и реализации продукции фирмы

13

4

4

8

7.

Анализ перспектив развития фирмы на рынке

8

4

4

8

Всего

92

26

26

56

1.6. Формы контроля знаний студентов

Формами контроля знаний студентов является текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль – проводится во время практических занятий. Это – посещение лекционных занятий, активность в выступлении на семинарах, написание двух контрольных работ.

Итоговый контроль – письменный зачет по материалу всего курса.

Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры **

Текущий

Контрольная работа №1

Экономики фирмы

Например: письменная работа 40 минут

Контрольная работа №2

Экономики фирмы

Например: письменная работа 60 минут

Итоговый

Зачет

Экономики фирмы

2 вопроса в письменной форме на 60 мин.

1.7. Содержание дисциплины

Тема 1. Фирма как субъект рыночной экономики.

1.1. Понятие, предмет, метод и структура современной экономической теории. Место теории фирмы в системе экономической теории.

1.2. Основы теории общественного производства. Понятие производства, потребления, факторов производства. Роль предпринимательства в системе общественного производства. Понятие об экономических системах и институтах. Цели, условия и организационно-правовые формы предпринимательства. Цели фирмы: экономические предметные, результативные, финансовые), социальные, экологические. Взаимосвязь между целями: индифферентность, комплементарность, противоречивость. Классификация фирм по: отраслевой принадлежности, размерам, формам собственности, принадлежности капитала, организационно-правовым формам, способам объединения. Формы организационного оформления объединений: холдинги, финансово-промышленные группы.

1.3. Фирма и предприятие в системе рыночного хозяйства. Фирма как основная предпринимательская структура. Ресурсный потенциал фирмы. Способы обеспечения фирмы ресурсами: сделка на месте, контракт, вертикальная интеграция. Микросреда фирмы: основные и поддерживающие виды деятельности. Мезосреда: поставщики, потребители, конкуренты, контактные аудитории. Макросреда фирмы: экономическая, политическая, международная, технологическая, правовая, социальная, экологическая. Динамическая модель фирмы: движение товарно-денежных потоков.

Тема 2. Основной капитал фирмы.

2.1. Понятие, состав и структура основных средств производственной фирмы. Соотношение понятий «основной капитал» и «основные производственные фонды». Основные производственные фонды как обобщающий показатель, используемый в хозяйственной практике. Место основных производственных фондов в структуре внеоборотных активов. Экономическое назначение и классификация основных производственных фондов: видовая, по характеру участия в производственном процессе, по сферам деятельности.

2.2. Оценка основных средств. Виды оценки основных производственных фондов: первоначальная, ликвидационная, амортизируемая, остаточная стоимость.

2.3. Износ и амортизация основных средств. Виды износа и амортизации основных производственных фондов. Методы амортизации: линейный, единиц продукции, суммы чисел, двойной остаточный.

2.4. Показатели и анализ использования основных средств фирмы. Показатели использования основных производственных фондов: фондоотдача, фондоемкость. Нематериальные активы предприятия как элемент внеоборотных активов: определение, специфика функционирования, состав. Оценка нематериальных активов. Особенности износа и начисления амортизации.

Тема 3. Оборотный капитал фирмы.

3.1. Понятие, классификация, состав и структура оборотных средств фирмы. Соотношение понятий «оборотный капитал», «оборотные активы», «оборотные средства». Оборотные средства – как обобщающий показатель, используемый в хозяйственной практике. Экономическое назначение, экономическое содержание оборотных средств. Структура оборотных средств: оборотные производственные фонды и фонды обращения. Классификация оборотных производственных фондов и фондов обращения по характеру участия в производственно-хозяйственной деятельности.

3.2. Нормирование оборотных средств. Факторы, определяющие потребность предприятия в оборотных средствах: нормы и нормативы оборотных средств.

3.3. Стоимостная оценка учета и списания материальных запасов.

3.4. Показатели использования оборотных средств. Анализ использования оборотных средств предприятием: показатели эффективности использования оборотных средств: коэффициент оборачиваемости, средний период аккумулирования оборотных средств, расчет суммы оборотных средств, высвобождаемых из оборота в результате ускорения оборачиваемости или дополнительного привлечения оборотных средств в случае ее замедления.

Тема 4. Трудовые ресурсы и их использование фирмами.

4.1. Трудовые ресурсы (персонал) фирмы как фактор производства. Труд как фактор производства. Персонал фирмы и его структура.

4.2. Определение потребности в персонале. Планирование персонала: прогнозирование спроса и анализ работы: описание работ, детализация работ. Этапность обеспечения персоналом: рекрутинг, отбор, тестирование, интервью, обдумывание, экзаменовка, окончательное решение, ориентация и местоположение работника. Обучение персонала: тренинг и развитие.

4.3. Производительность труда.

4.4. Оплата труда персонала.

Тема 5. Финансовые ресурсы и финансовые результаты

деятельности фирмы.

5.1. Финансовые ресурсы фирмы. Финансовые ресурсы: определение, назначение финансовых ресурсов. Определение потребности фирмы в финансовых ресурсах. Источники обеспечения фирмы финансовыми ресурсами. Классификация внутренних (обратный приток денежных средств и прибыль) и внешних (паевое и кредитное финансирование) источников финансирования. Классификация собственных и заемных средств. Пути сокращения позитивной потребности в капитале: лизинг, факторинг, форфейтинг.

5.2. Доходы и расходы фирмы. Порядок формирования себестоимости. Затраты, расходы, издержки: общие черты и различия. Критерии классификации затрат по способу отнесения на себестоимость (прямые материалы, прямая рабочая сила, общепроизводственные расходы) и в зависимости от уровня деловой активности (постоянные и переменные). Определение объема производства, обеспечивающего безубыточность и получение целевой прибыли. Понятие операционного рычага и степени операционного рычага. Степень операционного рычага как фактор риска. Особенности отражения классификационных критериев деления затрат в отчете о финансовых результатах: традиционный формат и формат маржинальной прибыли. Доходы фирмы: состав, структура. Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия. Факторы её определяющие. Распределение и использование прибыли. Особенности отражения финансовых результатов в отчёте о прибылях и убытках. Доходность фирмы и методы её определения.

5.3. Основы внутрифирменного ценообразования.

5.4. Налогообложение деятельности фирмы.

5.5. Основы экономического анализа деятельности фирмы. Анализ имущественного состояния фирмы. Анализ рентабельности текущей деятельности и эффективности использования капитала фирмы. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы.

Тема 6. Анализ производства и реализации продукции фирмы.

6.1. Функции и задачи управления фирмой. Определение менеджмента. Уровни менеджмента. Процесс управления компанией и его составляющие: планирование, организация, руководство, контроль. Процесс планирования: миссия (цель) фирмы, осведомлённость о возможностях анализ среды (внешней и внутренней), определение стратегических задач, бюджетирование, контроль. Организация: формулировка целей, развитие координации, делегирование власти, очертания структуры. Департментализация. Типы оргструктур. Мотивация. Двухфакторная теория мотивации Херцберга. Техники мотивации. Контроль: критерий эффективного контроля (сопоставление планируемых и фактических результатов), методы эффективного контроля (принцип ожидания и MBWA).

6.2. Основы внутрифирменного планирования.

6.3. Основы организации производства. Понятие производственного процесса и его составляющие: ресурсы, процесс обработки ресурса, конечный продукт. Производственный цикл, производственная мощность, производственное расписание. Производственный процесс и его характеристики: способы получения конечного продукта (аналитический и синтетический), последовательность производства (постоянная и прерывистая), способы подачи материалов в производственном процессе (спускающийся и горизонтальный), особенности комбинации факторов производства. Планирование производства: планирование производственной программы и выполнения производственной программы.

6.4. Логистические системы в управлении фирмой. Материально-техническое снабжение на предприятии: определение и функции. Классификация объектов снабженческой деятельности. Логистика на предприятии: определение, предметная и функциональная классификация логистики. Методы планирования снабжения на предприятии: разработка программы снабжения (определение ассортимента закупаемых материалов, характеристик закупаемых объектов, спросы на сырье и материалы во времени), политика в отношении условий поставок (прямые платежи, скидки, кредит), коммуникации (прямая, стимулирование расширения снабженческих операций, реклама в СМИ, PR), доставки товара( выбор канала снабжения). Методы планирования логистики: организация хранения( мотивы ритмичности производства, предусмотрительности, спекулятивности), перевозок( управление из пункта отправления, пункта назначения и централизованное управление перевозками), перераспределения товаров. Принципы решения проблем внутрифирменной логистики: система «канбан» и «точно в срок».

Тема 7. Анализ перспектив развития фирмы на рынке.

7.1. Теория потребления и перспективы развития фирмы на рынке. Потребление и полезность. Общая и предельная полезность блага. Теория потребительского поведения и равновесие потребителя на рынке. Реакция потребителя на изменение цен и доходов. Роль маркетинга в определении перспектив развития фирмы. Концепция маркетинга. Функции маркетинга: получение информации о рынке, покупки, продажи, транспортировка, хранение, стандартизация, сортировка, финансирование маркетинга, принятие маркетингового риска. Логика маркетинга: знание рынков (промышленные и потребительские), изучение поведения потребителей, проведение маркетинговых исследований (техника и направленность), сегментация рынка (демографическая, географическая, психографическая), выбор маркетингового подхода (концентрированный, дифференцированный, недифференцированный), выбор целевого рынка. Реализация маркетинговой стратегии в отношении: продукта, цены, местоположения, продвижения. Характеристика составляющих стратегии маркетинга.

7.2. Рынок бизнес-идей и оценка их экономической эффективности. Понятие инноваций. Инновации как система использования научно-технического и интеллектуального потенциала фирмы. Виды инноваций: продуктовая и процессная. Жизненный цикл инноваций. Содержание нновационной деятельности. Экономическая оценка инновация. Управление инновациями. Оценка эффективности инвестиционных проектов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс составлен Бурлаковым Н. Н, кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита протокол от 21 января 2011года №5 Рецензент: Дроздов В. (2)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования ( Бакалавр (Направление 521600 «Экономика»)
  2. Программа дисциплины «Организация производства» Для направления: 080100. 62 «экономика» подготовки бакалавра профиль специальных дисциплин «Экономика фирмы»

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  3. Программа дисциплины Финансы корпораций для направления 080100. 62 «Экономика»

    Программа дисциплины
    Программа составлена старшим преподавателем кафедры финансового менеджмента Жуковой Натальей Юрьевной на основании программы «Корпоративные финансы», авторы программы: Ивашковская Ирина Васильевна (заведующая кафедрой экономики и финансов фирмы, к.
  4. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Математика и информатика» «18» ноября 2007 г. (Протокол №7) (1)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Информатика» (требование Государственного стандарта по дисциплине «Информатика», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий,
  5. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Кузминов В. (2)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлений подготовки (бакалавр) 080100.

Другие похожие документы..