Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Абсолютная власть над миром и человеком принадлежит Богу, Который дал человеку власть над своей общественной жизнью. Никто не может отобрать у челове...полностью>>
'Документ'
Современный этап развития отечественного образования связан с формированием творчес­ких возможностей человека, созданием реаль­ных условий для обогащ...полностью>>
'Программа'
Требования к итоговой государственной аттестации специалиста определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образова...полностью>>
'Книга'
Для нас, как и для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии – от аудиоплееров д...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы экономической теории: экономика фирмы» Для направления: 080100. 62 «экономика» подготовки бакалавра

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1. Лекционный курс

Тема 1. Фирма как субъект рыночной экономики

1.1. Понятие, предмет, метод и структура

современной экономической теории

Экономическая теория (или экономика) – это наука, изучающая поведение человека с точки зрения удовлетворения его потребностей ограниченными ресурсами.

Семантика (происхождение) термина «экономика» восходит к древнегреческой «экономии» – науке о домоводстве, ведении домашнего хозяйства. Впервые предложенный античным историком Ксенофонтом (конец V – первая половина IV в. до н. э.), термин «экономия» несколько позднее был развит Аристотелем (384-322 гг. до н. э.) в рамках его учения о справедливости. Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономию» – хозяйство ради самоообеспечения, к которой древнегреческий ученый относил натуральное крестьянское хозяйство и розничную торговлю сельскохозяйственной и ремесленной продукцией, их он считал справедливыми, и «хрематистику» – хозяйство с целью обогащения (торговый и ростовщический капитал), функционирование которого он считал противоестественным.

Существование современной экономической науки определяется объективным противоречием между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов для их удовлетворения. Отсюда вытекает
основная проблема экономики – проблема выбора варианта рационального использования имеющихся ресурсов. Предметом такого выбора, при этом, являются экономические блага, то есть блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Напротив, блага, количество которых не ограничено по сравнению с потребностями в них, являются свободными (например, атмосферный воздух, вода и т. д.); однако, по мере исчерпания свободных благ последние могут трансформироваться в экономические.

Экономический выбор предполагает ответ на три основных вопроса.

Что производить? – то есть какие из взаимоисключающих друг друга товаров и услуг должны производиться в экономике и в каком количестве.

Как производить? – то есть с помощью каких ресурсов и какой технологии.

Для кого производить? – то есть для кого должны предназначаться эти товары и услуги.

Экономическая теория базируется на гипотезе о рациональном поведении экономических агентов, означающей, что последние способны определить свои потребности, и стремятся к достижению максимальных результатов при имеющихся ресурсах: отдельные индивиды максимизируют удовлетворение своих потребностей, фирмы – прибыль, а государство – общественное благосостояние.

Таким образом, предмет экономической теории составляют
решения, принимаемые в обществе при распределении ограниченных экономических ресурсов между различными вариантами их использования в целях максимизации благосостояния субъектов экономики.

Экономика как наука имеет не только собственный предмет изучения, но и особые методы исследования. К их числу относятся следующие.

  • Количественный (или эконометрический) метод, состоящий в использовании математического аппарата (уравнений, формул, алгебраических зависимостей) для экономических измерений.

  • Метод научной абстракции (абстрагирование), заключающийся в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности изучаемого предмета или явления. Результатом абстрагирования является выработка экономических категорий (например, товар, деньги и др.), то есть научных понятий, выражающих наиболее общие свойства и связи изучаемых экономических явлений.

  • Метод анализа и синтеза, логический метод, предполагающий изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Сочетание анализа и синтеза обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) экономическим явлениям.

  • Метод экономического эксперимента, представляющий собой искусственное воспроизведение экономических явлений или процессов с целью их наблюдения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения (внедрения).

  • Метод экономического моделирования, заключающийся в формализованном описании экономических процессов или явлений, отражающем главные экономические характеристики исследуемых объектов и связи между ними. Задавая в алгебраическом, графическом или компьютерном виде количественные значения показателям исследуемых объектов, строят модели, отражающие динамику изменения экономических показателей.

Построение моделей осуществляется для нормативного и позитивного анализа экономических явлений.

Позитивный анализ устанавливает причины и следствия экономических явлений, описывает их и анализирует, но не дает их оценок и рекомендаций. Он отвечает на вопросы типа: «Что и почему происходит в экономике сегодня?», «Что и почему происходило вчера?», «Что будет, если...?».

Нормативный анализ, напротив, содержит оценки и рекомендации относительно тех или иных экономических действий. Он устанавливает норму, задает цели. Круг его вопросов: «Как надо?», «Что лучше?», «Что надо сделать, чтобы...?».

Таблица 1.1

Содержание и структура экономической теории

п/п

Вопросы экономической теории

Разделы экономической теории

Микроэкономика

1.

Почему, какие и в каком количестве спрашиваются блага на рынке?

Теория спроса и

предложения

2.

Почему, в каком количестве и каком ассортименте на рынке предлагаются блага?

3.

Чем определяется поведение потребителя на рынке?

Теория потребления

4.

От чего зависит масштаб производства, издержки и доходы производителя?

Теория фирмы

5.

Как формируются рыночные цены?

Теория совершенной

и несовершенной

конкуренции

6.

Как распределяется национальных доход?

Теория факторного

распределения

7.

Какое влияние на экономику оказывают политические и общественные решения?

Теория общественного

выбора

Макроэкономика

1.

Чем определяется экономическая
конъюнктура?

Теория экономических циклов

2.

Чем определяется уровень занятости?

Теория занятости

3.

Что такое уровень цен и чем определяется его
динамика?

Теория инфляции

4.

Что такое деньги и какова их роль?

Теория денег и кредита

5.

Какое воздействие на экономику оказывает государство?

Теория экономической

политики

6.

Как осуществляется экономический рост?

Теория экономического

роста

Позитивный и нормативный анализ тесно взаимосвязаны между собой: нормативные утверждения влияют на выбор предмета позитивного анализа, тогда как результаты позитивного анализа облегчают достижение нормативных целей. Например, правительство принимает решение обеспечить развитие отечественной авиастроительной промышленности (это нормативное утверждение). Достичь этой цели можно по-разному: увеличивая расходы бюджета на субсидирование предприятий авиастроения, снижая налоги на разработку и производство инновационных технологий, создавая частно-государственные концерны в сфере гражданского и военного авиастроения и т. д. Выбрать лучший способ позволяет позитивный анализ (например, увеличение субсидий бюджета авиапроизводителям приведет к тому-то и тому-то, снижение налогов на разработку и производство инновационных технологий – к тому-то и тому-то, и т. д.).

Структура современной экономической теории включает в себя две основные части (раздела):

  • микроэкономику, изучающую поведение первичных экономических агентов (домохозяйств и фирм), их взаимодействие на отдельных рынках; в центре внимания микроэкономики находятся цены и объемы производства отдельных товаров и услуг, выбор отдельного потребителя, выпуск и ресурсы отдельной фирмы и т. д.;

  • макроэкономику, изучающую в целом экономику страны
    (национальную экономику) как единую систему; в центре ее внимания – такие обобщающие показатели как валовой внутренний продукт, экономический рост, занятость, безработица, инфляция и т. д.

В структуре экономической науки иногда также выделяют
мезаэкономику (экономику отраслей и регионов) и мегаэкономику (мировую или международную экономику).

Содержание и структура современной экономической теории представлены в табл. 1.1.

В целом, значение экономической теории (важность ее изучения) заключается в том, что она хотя и не избавляет людей от экономического выбора, но позволяет сделать этот выбор более осознанным и обоснованным.

Экономическая наука является системой научных дисциплин, включающих общую экономическую теорию, отраслевые экономические науки (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. п.), науки, изучающие функциональные аспекты экономики (маркетинг, финансы и кредит, планирование, бухгалтерский учёт и т. п.). Одной из комплексных, сугубо прикладных дисциплин экономической науки является «Экономика фирмы», представляющая собой систему специальных знаний, базирующихся на законах функционирования и развития производственных коммерческих систем, обеспечивающих отражение состояния и движения коммерческой системы, оценку, диагностику и прогнозирование её финансово-хозяйственной деятельности.

Объектами познания данной дисциплины являются производственные коммерческие организации (фирмы), характеризующиеся комплексом следующих признаков:

  • создаются с целью устойчивого долговременного получения прибыли за счёт удовлетворения общественных потребностей путём производства материальных и нематериальных благ, выполнения работ, оказания услуг;

  • формируются на основе капитала, принадлежащего одному или нескольким частным лицам, государству или муниципальным образованиям;

  • владеют и управляют одним или несколькими предприятиями – имущественными комплексами, осуществляющими одну или несколько стадий производственного процесса, процесса общественного производства материальных и нематериальных благ;

  • самостоятельно определяют направления производственной деятельности, объёмы производства, направления и уровень кооперации, используемые для производства ресурсы, цены на производимую продукцию и рынки сбыта;

  • осуществляют установленные законодательством платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

  • самостоятельно планируют и обеспечивают развитие производства;

  • строят свою деятельность на основе принципа экономической рациональности при безусловном соблюдении норм действующего законодательства.

В класс производственных коммерческих организаций (фирм) попадают коммерческие организации промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, торговли, иных отраслей общественного производства, научно-исследовательские, конструкторские, проектные и другие коммерческие организации, достигающие основную цель своей деятельности за счёт производства материальных и нематериальных благ, независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы.

Предметом изучения научной дисциплины «Экономика фирмы» является экономическая система коммерческой организации, представляющая собой единство экономических аспектов всех элементов (технического, технологического, организации производства, совместного труда) и протекающих в ней процессов, а также процессов между коммерческой организацией и элементами внешней среды, созданное и обеспечиваемое коммерческой целью её функционирования. Экономическая система представляет собой отражение всей реальной системы коммерческой организации в стоимостных характеристиках их статического и динамического состояния.

Задачей «Экономики фирмы» как прикладной научной дисциплины является:

  • познание базовых экономических категорий и взаимосвязей между ними;

  • описание элементов и процессов коммерческой организации в категориях и понятиях экономики;

  • определение методик расчёта влияния параметров элементов и процессов на итоговые результаты деятельности коммерческой организации.

1.2. Основы теории общественного производства.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.

Потребности лица можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое оно стремится преодолеть. Именно состояние неудовлетворенности заставляет человека осуществлять производственную деятельность.

Потребности в литературе чаще всего подразделяются на:

  • первичные (или низшие), под которыми подразумеваются
    физиологические потребности человека (в еде, питье, одежде и т. д.);

  • вторичные (или высшие), которые связаны главным образом с духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизнью человека
    (в образовании, развлечении, самовыражении и т. д.).

Средство, которое удовлетворяет ту или иную потребность называется экономическим благом. При этом для признания того или иного предмета благом, его способность удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана самим человеком.

Для осуществления производственной деятельности люди должны обладать неким набором экономических ресурсов, называемых факторами производства. Факторы производства – это средства (товары и услуги), используемые для производства экономических благ.

К числу факторов производства относятся следующие.

  • Природные ресурсы, то есть факторы производства естественного происхождения (обеспечиваемые природой), такие как земля, вода, полезные ископаемые и т. д. Природные ресурсы делятся на восполняемые (например, лесные ресурсы) и невосполняемые (например, нефть, уголь, железная руда и др., на образование которых в природе уходят тысячи и даже миллионы лет). Природные ресурсы являются единственным фактором, который не производится человеком.

  • Труд, то есть целесообразная деятельность людей, направленная на создание экономических благ. Труд представляет собой совокупность умственных и физических способностей занятых в производственном процессе, людей, а также их профессиональных знаний, трудовых навыков и производственного опыта. При этом если умственные и физические способности работников носят естественных характер, то знания, трудовые навыки и производственный опыт (называемые иногда также человеческим капиталом) могут быть преумножены в процессе обучения и трудовой деятельности.

  • Капитал, то есть созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. Капитал, как фактор производства, может рассматриваться как в натуральной форме (реальный капитал), так и оцениваться в денежном эквиваленте (финансовый капитал). В отечественной экономической терминологии натуральная форма промышленного капитала образует производственные фонды (основные – здания, сооружения, оборудование и т. д.; и оборотные – товары на складе, в продаже и т. д.), а их стоимостная оценка именуется основными или оборотными средствами.

  • Предпринимательские способности, то есть способности лица (предпринимателя) организовать производство, соединив все факторы производства в единый производственный процесс. К качественным характеристикам предпринимательства некоторые авторы [19, с. 58] относят следующие:

  • постоянное реформирование производства (инновации), поставка на рынок новых товаров и услуг, освоение новых технологий, снижающих стоимость производимых товаров и услуг;

  • принятие предпринимателем на себя финансового, психологического и социального риска;

  • получение предпринимателем по результатам предпринимательской деятельности денежного вознаграждения (прибыли) и морального удовлетворения от причастности к процессу созидания.

Инновационный характер предпринимательства позволяет во многом решить проблему ограниченности экономических ресурсов и является одним из главных факторов экономического роста.

Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и каких количествах использовать для производства экономических благ, демонстрирует модель, называемая кривая производственных возможностей (или кривая трансформации).

Таблица 1.2

Производственные возможности страны


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс составлен Бурлаковым Н. Н, кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита протокол от 21 января 2011года №5 Рецензент: Дроздов В. (2)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования ( Бакалавр (Направление 521600 «Экономика»)
  2. Программа дисциплины «Организация производства» Для направления: 080100. 62 «экономика» подготовки бакалавра профиль специальных дисциплин «Экономика фирмы»

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  3. Программа дисциплины Финансы корпораций для направления 080100. 62 «Экономика»

    Программа дисциплины
    Программа составлена старшим преподавателем кафедры финансового менеджмента Жуковой Натальей Юрьевной на основании программы «Корпоративные финансы», авторы программы: Ивашковская Ирина Васильевна (заведующая кафедрой экономики и финансов фирмы, к.
  4. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Математика и информатика» «18» ноября 2007 г. (Протокол №7) (1)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Информатика» (требование Государственного стандарта по дисциплине «Информатика», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий,
  5. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Кузминов В. (2)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлений подготовки (бакалавр) 080100.

Другие похожие документы..