Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
 о конкурсе детского творчества «Отечества великие сыны», посвященного духовному наследию великого сына казахского народа Абая Кунанбаева и великого ...полностью>>
'Автореферат'
Специальность 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (политические нау...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Д Основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Панчук, Е.Ф. Шевель; Бийский пе...полностью>>
'Документ'
Американский священник и борец за гражданские права Мартин (первоначально Майкл) Лютер Кинг родился в Атланте (штат Джорджия), в семье пастора баптис...полностью>>

Вестник Православия. 1996. Том II

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Жизнеописание Преосвященного Владимира, митрополита Киевского

Жизнеописание Преосвященного Владимира,

митрополита Киевского и Галицкого

(1848—1918 гг.) *

Память

25 января (7 февраля) — 1918;

в воскресенье после 25 января —

Собор новомучеников и исповедников Российских

Среди сонма выдающихся святителей и подвижников, украшавших Русскую Церковь в недалёком прошлом — во второй половине XIX — начале XX веков, ярко светит имя митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).

Первый из священномучеников Русской Церкви новейшего времени в архиерейском сане митрополит Киевский и Галицкий Владимир в миру именовался Василием Никифоровичем Богоявленским.

Он родился 1 января 1848 года в семье благочестивого священника села Малая Моршка Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Отличительной чертой характера будущего иерарха с раннего детства была исключительная скромность, переходившая в застенчивость.

Начальное и среднее образование он получил в Тамбове.

На всю жизнь остались у него светлые воспоминания детства, благодарность своим первым наставникам. По словам митрополита Евлогия (Георгиевского), уже в последний, киевский, период его жизни «он любил вспоминать детство, идеализировал семинарию, своих учителей, рассказывал, как, бывало, в ученические годы ватагой мальчуганов пробирались домой, в деревню, на пасхальные каникулы; шли с котомочками, с палочками, в половодье... Завидев родное село, кричали с торжеством: “Воду прошед, яко сушу, и тамбовского зла избежав!..”»

С детства хорошо знавший народную жизнь и вкусивший её трудности, Владыка Владимир всегда относился с чуткостью и пониманием ко всем проявлениям человеческих страданий, бед, искушений.

Закончив Тамбовскую семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870 году поступает в Духовную Академию.

Нет сомнения, что киевские святыни оказали большое влияние на благочестивого юношу.

По окончании Академии в 1874 году В.Н. Богоявленский был рекомендован, как выдающийся студент, получивший звание кандидата богословия, для оставления на кафедре церковно-славянского языка и славянских наречий. Он должен был бы быть послан в заграничную командировку для усовершенствования в знаниях и затем отдаться учёной деятельности.

Но Промысел приуготовлял ему иной, более высокий путь служения Церкви и народу. В.Н. Богоявленский получил скромное назначение на должность преподавателя в родную Тамбовскую семинарию.

31 января 1882 года Василий Никифорович был рукоположён во священника и определён к соборной Покровской церкви города Козлова.

Вскоре он становится настоятелем приходской церкви. В том же году он получает набедренник, а в 1883 году назначается благочинным городских церквей города Козлова и награждается скуфьёй.

В Козлове он запомнился и как замечательный проповедник. Став благочинным, отец Василий был истинным отцом для козловского духовенства.

Снискав общую любовь, отец Василий в ней нашёл и утеху от тяжкого горя — потери жены и ребёнка. И во имя этой любви отдаёт всего себя на служение Церкви, принимая иночество с именем Владимира.

Постриг состоялся 8 февраля 1886 года. Уже на следующий день иеромонах Владимир был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в том же городе Козлове.

Новую свою должность архимандрит Владимир исполнял недолго, всего лишь несколько месяцев.

В октябре 1886 года он был переведён настоятелем первоклассного Антониева монастыря в Великом Новгороде.

Но Господь вёл своего избранника ко всё более и более высокому служению. Через два года с небольшим архимандрит Владимир был назначен викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония, возглавленная митрополитом Санкт-Петербургским Исидором, состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года.

19 января 1891 года Преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским.

Много забот и стараний Владыка положил на просвещение: устроил в Самаре “Алексеевское религиозно-просветительное братство”, которого сам был почётным председателем; открыл в городской думе бесплатные вечерние чтения религиозного содержания; обратил внимание на развитие и правильную постановку катехизических поучений; устраивал для любителей духовного просвещения чтения в залах семинарии.

Особенное внимание обратил он на церковно-приходские школы, относясь с отзывчивостью ко всяким их нуждам, духовным и материальным. Особо заботился Владыка о распространении церковных женских школ, зная, какую роль играет женщина в русской семье.

Много внимания он уделял и благолепию церковного богослужения. Много труда он посвятил церковному строительству: за время его короткого пребывания в Самаре выстроено до десяти новых храмов.

Но с особенной силой энергичная и самоотверженная деятельность Владыки проявилась в дни народных бедствий. Именно в это время в Самарской губернии разразился голод, но, по милосердному Промыслу Божию, Самаре был послан такой архипастырь, который делал всё, что возможно, для облегчения положения.

18 октября 1892 года Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Само назначение на такой ответственный церковно-административный пост стояло в тесной связи с успешной архипастырской деятельностью в Самаре, заметно выделившей его из среды всего русского епископата.

Грузинским экзархатом Преосвященный Владимир управлял в течение пяти лет с небольшим.

Здесь от него потребовались новые усиленные труды. Духовное просвещение грузинского народа стояло на низком уровне. Владыка поставил задачей содействовать развитию и укреплению в крае просвещения и веры в духе Православной Церкви.

Как и всюду, где он появлялся, Владыка Владимир развил в экзархате энергичную созидательную деятельность. При нём было построено и возобновлено более ста храмов, открыто более трёхсот церковно-приходских школ и была устроена духовная семинария в Кутаисе...

Служение на Московской кафедре стало как бы апогеем архиерейского служения митрополита Владимира.

Здесь, на кафедре великих святителей Московских, в самом центре России, во всей полноте раскрылись его дарования. Здесь по Промыслу Божию он провёл наиболее долгое время своего служения, посвятив московской пастве четырнадцать с половиной лет.

По поводу его назначения Петербургский митрополит Антоний (Вадковский), хорошо знавший его с детства, писал в Казань ректору Духовной Академии Антонию (Храповицкому): “Назначен на Московскую кафедру новый, сравнительно молодой митрополит Владимир. Это назначение Москва, вероятно, встретит не без некоторого недоумения; но если Господь приведёт митрополита Владимира пожить там долго, то его чистая душа, его безукоризненная жизнь и ревность о Церкви стяжают ему постепенно такой же авторитет в Москве, каким пользовался митрополит Филарет”.

Назначение Высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 года, а 28 марта того же года он вступил в управление епархией.

Митрополит Владимир прибыл в Москву с богатым духовным и административным опытом, приобретённым на предшествующих кафедрах. На всех этапах своего служения он руководился, прежде всего, идеей духовного возрождения церковной жизни.

Будучи Московским митрополитом, Владыка принимал участие в заседаниях Святейшего Синода; этой работе он отдавался со всей свойственной ему энергией. Когда же 2 ноября 1912 года Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) скончался, то на его место был переведён митрополит Владимир с присвоением ему звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода.

Это совершилось 23 ноября 1912 года.

Ровно три года продолжалось служение архипастыря на кафедре Петроградской митрополии. Само по себе ответственное и чрезвычайно трудное служение в столице для митрополита Владимира было сопряжено с особенными неприятностями и огорчениями, заботами, которые обусловливались исключительными событиями того времени.

В конце его пребывания на Петроградской кафедре против него ополчилась группа лиц, которая приобрела тогда преобладающее влияние на направление церковно-общественной жизни в русском государстве.

Свойственные митрополиту Владимиру прямолинейность и твёрдость поведения вызывали порой против него раздражение. Известен случай, когда митрополит Владимир просил личной аудиенции у императора Николая II, на которой изложил своё мнение относительно отрицательного влияния при Дворе деятельности Распутина...

Кончилось тем, что митрополит Владимир попал в немилость и был удалён из Петрограда в почётную ссылку в Киев, куда был назначен митрополитом на место скончавшегося митрополита Флавиана (Городецкого).

О переводе Владыки Владимира в Киев митрополит Арсений вспоминал: «В ноябре 1915 года состоялся неожиданный перевод его в Киев, о чём Владыка сам поведал мне первому: “Таким образом, я поистине митрополит Всероссийский, как занимавший все митрополичьи престолы”». При назначении митрополита Владимира в Киев за ним было сохранено звание первенствующего члена Святейшего Синода и соединённые с этим званием права.

22 декабря 1915 года митрополит Владимир приехал в Киев для официального вступления в управление новою своею епархиею, с которой он был связан давними узами, как питомец Киевской Духовной Академии. Киевская паства на первых порах окружила своего нового первосвятителя искренним сочувствием, видя и ценя в нём опального и гонимого за правду архиерея.

Митрополит Владимир на этот раз недолго оставался в Киеве. После праздника Богоявления Господня он поспешил 7 января 1916 года выехать в Петроград для участия в заседаниях Святейшего Синода.

В Петрограде он проводил большую часть всего последующего своего пребывания на Киевской митрополичьей кафедре. А с открытием Всероссийского церковного Собора 15 августа 1917 года, будучи его почётным председателем, он жил большей частью в Москве.

Киевский период в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и самым мучительным.

В ноябре 1917 года в Киеве организовался комитет по созыву всеукраинского церковного собора, который быстро преобразовался во “временное правительство” для всей украинской православной Церкви.

Митрополита Владимира было решено не допускать в Киев.

В ответ на эти самозванные действия 24 ноября состоялось общее многолюдное собрание союза приходских православных советов Киева, постановившее всеми силами протестовать против самочинной антиканонической попытки создать автокефальную украинскую церковь. Вместе с тем, собрание признало “пребывание Киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время нежелательным явлением”.

После прибытия патриаршего представителя в лице кавказского митрополита Платона, который был специально уполномочен руководить приготовлениями к украинскому церковному собору, положение митрополита Владимира в этом отношении значительно облегчилось.

7 января он после Литургии и молебна на Софийской площади сказал открывшемуся украинскому церковному собору приветствие, которое закончилось молитвой к Богу о ниспослании благословения на труды собора. На другой день, открывая деяния собора в зале религиозно-просветительского общества, митрополит Владимир произнёс вдохновенную речь, в которой призывал членов собора к осторожной, серьёзной и вдумчивой работе в духе любви и единения со всей православной восточной Церковью вообще и в особенности со Всероссийской Православной Церковью. Забаллотированный в качестве кандидата в председатели собора, он потом единогласно был призван почётным председателем его.

22 января начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы. К вечеру 23 января большевики овладели Лаврой, и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся монголами во время разорения Киева и Лавры в 1240 году.

Вооружённые толпы людей врывались в храмы, вламывались в жилища монахов днём и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, производили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили что только попадалось под руку; останавливали монахов днём во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками; хватали оказавшихся в то время в Лавре посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни... Подобные насилия происходили в течение всего дня 24 января, когда со стороны города доносился сильный орудийный гул.

Такими насилиями и открытыми угрозами — всех монахов перебить и перерезать или всех их собрать в один корпус и взорвать на воздух — Лавра и все живущие в ней были совершенно перепуганы.

Митрополит Владимир наружно казался спокойным, крепился, мужался, хотя по временам начал обнаруживать нервное беспокойство. До 23 января он жил в верхнем своём помещении и, оставаясь большею частию один, продолжал вести обычный, регулярный образ жизни, занимаясь даже литературным трудом.

С раннего утра 25 января начались новые насилия и грабежи в Лавре... Лавра оказалась в полном осадном положении. Запрещено было даже звонить в колокола...

Вечером того же дня, в начале седьмого часа, в экономические (северные) ворота Лавры вошли пять вооружённых людей.

Все они накануне того дня (24 января) обедали в лаврской трапезе. Руководитель их, бывший тогда в матросской фуражке, остался недоволен чёрным хлебом, какой был подан им к обеду, бросил хлеб на пол и сказал: “Разве я свинья, чтобы есть такой хлеб?” Монах-трапезник заметил на эти слова его следующее: “У нас, господа, лучшего хлеба нет, какой нам дают, то мы и подаём”. Вслед за тем матрос встал, за ним поднялись солдаты и пошли из трапезной, причём матрос, обращаясь к монаху, сказал: “Больше вы митрополита не увидите”.

25 января после шести с половиной часов вечера на парадном ходе митрополичьей квартиры раздались три резких звонка, и в открытую дверь вошли пять вооружённых солдат во главе с матросом. Матрос спросил: “Где Владимир-митрополит? Мы желаем с ним переговорить”. И, не ожидая ответа, четыре солдата пошли прямо наверх, а один сел на диван в передней. Швейцар закричал вслед солдатам: “Митрополит не наверху, а нанизу, пожалуйте сюда”. Солдаты возвратились и направились за швейцаром к келии архимандрита Амвросия.

...Через пять минут митрополит с солдатами вышел из своего помещения. Митрополит был возбуждён и, проходя мимо епископа Феодора и архимандрита Амвросия, обратившись в их сторону, сказал: “Вот, они хотят уже расстрелять меня”, — и при этом развёл руками. Следовавший за ним матрос грубо закричал: “Иди, не разговаривай! Кто тебя будет расстреливать? До коменданта пойдёшь”.

Швейцар подал митрополиту комнатную лёгкую рясу, и он пошёл с убийцами наверх.

Поднявшись на первую площадку лестницы, ведущей в верхний этаж, митрополит остановился и, обращаясь к сопровождавшим его убийцам, сказал: “Ну, господа, если вам угодно расстрелять меня, расстреливайте здесь же, на месте, — я дальше не пойду”. Матрос на это заметил грубо: “Кто тебя расстреливать будет? Иди!”

В запертой спальне убийцы оставались с митрополитом пятнадцать-двадцать минут. Что там происходило, осталось неизвестным...

Митрополит Владимир вышел из своей спальни, окружённый тремя солдатами, в рясе, с панагиею на груди и белым клобуком на голове.

Келейник Филипп встретил его в передней и хотел подойти к нему под благословение. Матрос оттолкнул его от митрополита, грубо заметив: “Довольно кровопийцам кланяться, кланялись, будет...” Но келейник решительно стал подходить к митрополиту, который и сам приблизился к нему, благословил его, поцеловал и, пожав руку, сказал: “Прощай, Филипп!” Вслед за тем митрополит вынул из кармана платок и вытер слёзы. По словам того же келейника, митрополит был спокоен, будто он идёт на обычное служение Литургии...

На лестнице митрополиту подали шубу, галоши и палку. Он всех вместе благословил и сказал: “Прощайте!”

Один из лаврских монахов видел, как убийцы вели митрополита через двор к экономическим воротам.

Митрополит шёл окружённый солдатами. Впереди всех шёл матрос. Подойдя к углу Великой церкви, солдаты закурили папиросы.

Митрополит, дойдя до главного входа в Великую церковь, остановился, обратился ко храму и стал молиться. Идя далее, он напевал что-то про себя.

Дойдя до экономических ворот, он снова остановился, обратился к иконе святителя Николая и, перекрестившись, поклонился. Привратник — монах Софроний — открыл обе половинки ворот и пропустил митрополита и его убийц, скрывшихся в ночном мраке.

Через несколько минут после того два лаврских монаха, стоявших во дворе и делившихся между собой своими впечатлениями по поводу случившегося, услышали сначала четыре, а через полминуты — ещё два выстрела.

После первых четырёх выстрелов один из монахов сказал другому: “Это Владыку расстреливают”. Подошедший к ним в это время третий монах заметил: “Для убийства столько выстрелов слишком много...”

Впоследствии оказалось, что убийцы отвели митрополита Владимира от лаврских экономических ворот шагов на тысячу, свернули с дороги, ведущей из Лавры в город, на несколько шагов влево и там на небольшой полянке среди крепостных валов расстреляли свою жертву... Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи острым холодным оружием.

По словам одного случайного очевидца мученической кончины митрополита Владимира, убийцы привезли последнего к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами: “Что, вы здесь меня хотите расстрелять?” Один из них сказал: “А что же? Церемониться с тобою?” Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: “Но только поскорее”. Митрополит воздел руки кверху и сказал: “Господи! Прости мои согрешения — вольные и невольные и приими дух мой с миром”. Потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: “Господь вас благословляет и прощает”. И после этого, когда митрополит не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к митрополиту и уже в лежачего сделали несколько выстрелов.

Имеется и другое свидетельство, идущее будто бы от одного из убийц, о том, что когда митрополита расстреливали, то он благословлял своих убийц...

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, сказал: “Мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, но и жертвою благовонную во очищение грехов великой матушки — России”.

Митрополит Арсений (Стадницкий) о священномученике Владимире добавляет: «...Он кровью оросил служение Русской Церкви. И ничего не уступил из своего долга. И на нём исполняются слова Тайнозрителя: “Буди верен до смерти и дам ти венец живота”».

* * * * * * *

Тропарь священномученику Владимиру,

митрополиту Киевскому и Галицкому, глас 2:

Веру православную непорочно соблюд, /

подвигом добрым во святительстве подвизался еси, /

священномучениче отче Владимире, /

и убивающим тя рекл еси: /

Господь да простит вас. /

Сего ради уготовася ти венец правды от Христа, Бога нашего, /

Егоже, яко имеяй дерзновение, моли //

оправдание даровати нам в День Судный.

Ин тропарь священномученику Владимиру,

митрополиту Киевскому и Галицкому, глас 2:

Веры православныя непорочный блюстителю /

и заповедей Христовых усердный исполнителю, /

священномучениче Владимире, /

Христа всем сердцем возлюбив, /

паству твою добре упасл еси, /

незлобиво мученическую смерть приял еси. /

Сего ради в вечной славе пребывая, //

моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

Образ Христова милосердия являя, /

покров и защищение пастве твоей был еси, /

святителю отче Владимире, /

в кротости страдания приемля, /

безбожных мучителей, благословляя, простил еси. /

Темже и нам испроси у Христа Бога //



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. Г. Кара-Мурза "Советская цивилизация" (том II)

    Документ
    После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. Он оказался самым трудным и завершился уничтожением как СССР и его государственной
  2. А. Н. Стрижев Настоящий том Полного собрания творений святителя Игнатия содержит капитальный богословский труд «Аскетическая проповедь» ибольшой массив вновь публикуемых текстов, собранных в разделе «Приложение»

    Документ
    Настоящий том Полного собрания творений святителя Игнатия содержит капитальный богословский труд — «Аскетическая проповедь» и большой массив вновь публикуемых текстов, собранных в разделе «Приложение».
  3. С. Н. Гавров кандидат философских наук, доцент. Автор более тридцати научных публикаций, посвященных проблемам модернизационных трансформаций в России, в том числе монографии Социокультурная традиция и модернизац

    Книга
    В монографии рассмотрен процесс российской модернизации как чередование имперской и либеральной моделей модернизации, в котором имперская модель является доминантной, а либеральная лишь дополнительной, компенсационной.
  4. Программа спецкурсов для магистрантов I и II гг обучения по направлению 031000 (520300) филология (по программам подготовки «Русская (отечественная) литература») Часть I

    Программа
    - обосновать понятие поэтической практики как средоточия новой познавательной стратегии - экзистенциального понимания поэзии, определить соответствующие рабочие понятия;
  5. Социальная психология XXI столетия том 2

    Документ
    Члены Оргкомитета Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Лаптев Л.Г., Львов В.М., Мануйлов Г.М.

Другие похожие документы..