Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
7 N 59 -IV ( 59 -15 ) від 31.05. 005, ВВР, 005, N , ст.348 N 3151-IV ( 3151-15 ) від 30.11. 005, ВВР, 00 , N 8, ст.93 N 3 35-IV ( 3 35-15 ) від 0....полностью>>
'Документ'
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Изобильненского муниципального района Ставропольского края на 2009 год с...полностью>>
'Документ'
Мета вступного іспиту на освітньо-кваліфікаційний рівень «спеціаліст», «магістр» зі спеціальності „Управління персоналом і економіки праці”: визначен...полностью>>
'Урок'
1 1 Подготовиться к сочинению. Тема ответственности в произведениях М.А.Булгакова. Анализ эпизода из романа «Мастер и Маргарита». Истинные и мнимые ц...полностью>>

Разработка урока обществознания по теме «Национально государственное устройство»

Главная > Разработка урока
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Разработка урока обществознания

по теме «Национально – государственное устройство»

9 класс

с использованием технологии развивающего обучения

Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Выполнена:

учителем истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ № 64 им. Б. Ручьёва»

Рыбаковой Татьяной Стефановной

г. Магнитогорск

Город: Магнитогорск

ОУ № « Средняя общеобразовательная школа № 64 »

Учитель: Рыбакова Татьяна Стефановна

Класс: 9А

Тема учебного занятия: Национально – государственное устройство.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: урок-практикум

Цели учебного занятия:

  1. Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.

  2. Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства

  3. Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация», «сепаратизм», «национализм».

  4. Продолжить формирование навыков работы в группе, работы с таблицами и схемами, видеоматериалом; умения анализировать общественно- значимые политические проблемы, мыслить независимо и действовать ответственно; обобщать факты политической жизни; коммуникативные умения.

  5. Способствовать формированию гуманистической направленности личности, неприятия любых форм насилия и экстремизма.

Формы работы:

  1. Фронтальная.

  2. Групповая.

Методы:

  1. « Мозговой штурм ».

  2. Проблемная беседа.

Дидактические материалы к учебному занятию:

  1. Видеоматериал.

  2. Раздаточный материал.

  3. Конституция РФ.

Оборудование урока:

1. Таблички с основными понятиями урока.

2. Телевизор, видеомагнитофон.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

I. Организационный момент. Постановка конкретно – практической задачи .

4 мин.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организует начало урока, приветствует учащихся.

Затем предлагает учащимся конкретно – практическую задачу:

Согласны ли вы с точкой зрения философа А. Моджевского? Ответ обоснуйте. Необходима ли обществу государственная организация жизни?

Цель государства должна состоять в том, чтобы все граждане могли жить хорошо и счастливо, т.е. жить достойно и справедливо, так, чтобы все могли умножить свои богатства и возвышать своё достоинство, вести мирную и спокойную жизнь. Каждый должен иметь возможность оберегать и сохранять свою собственность, быть абсолютно ограждённым от всяких несправедливостей и убийств.

Приветствуют учителя.

Учащиеся выполняют задание. Они соглашаются с точкой зрения философа. В ответах называют признаки государства и те функции, которые оно должно выполнять. Доказывают, что только государство способно преодолеть хаос и анархию, сплотить людей, дать им чувство защищённости.

Этап учебного занятия

Время

II . Разрыв в знаниях.

6 мин.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель предлагает посмотреть два видеофрагмента.

В первом видеофрагменте рассказывается о войне, начавшейся после распада Югославии. Во втором – о событиях Чеченской войны.

После просмотра сюжетов учитель предлагает поразмышлять над вопросами:

- Что объединяет данные сюжеты?

- Как ощущают себя граждане государств, в которых идут вооружённые конфликты? Можно говорить об их защищённости?

- Почему подобного рода конфликты стали возможными именно в Югославии и России?

Учащиеся смотрят видеофрагменты.

Учащиеся отмечают, что видеосюжеты объединяет тема насилия и войны. В такие периоды граждане государства подвергаются страданиям, оказываются незащищёнными от произвола и насилия. Ответа на последний вопрос не прозвучало. Ребята затруднились найти общие причины вооружённых конфликтов в бывшей Югославии и Чечне.

Знаний учащихся в сфере политики оказалось недостаточно.

Этап учебного занятия

Время

3 минуты

III. Постановка учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель предлагает учащимся самим обозначить выявившуюся проблему и сформулировать учебную задачу.

Учащиеся обозначают проблему и формулируют учебную задачу урока (работают в группах)

Проблема:

Почему в государствах, подобных Югославии и России, чаще случаются межнациональные конфликты, происходит их распад?

Учебная задача:

От чего зависят единство и территориальная целостность государства, его устойчивость?

Этап учебного занятия

Время

28 минут

IV . Решение учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель предлагает творческим группам выполнить задания.

Задание 1. На основе информации заполнить таблицу «Формы национально – государственного устройства».

  1. В административном отношении Венгрия делится на 19 областей (медье). Столица и 4 крупнейших города выделены в отдельные административные единицы, в них назначаются управители, которые формируют местные органы управления. Государственное управление – республика. Глава государства президент. Глава правительства – премьер. Высший законодательный орган - парламент.

В административном отношении Албания делится на 26 районов и столичную область. Государственное управление – республика. Глава государства президент. Глава правительства – премьер. Высший законодательный орган - парламент, который называется Народное Собрание.

2. … Благодаря конституции 1848 года Швейцария из непрочной конфедерации кантонов превратилась в единое союзное государство. Каждый кантон имеет собственную конституцию, парламент и правительство и совершенно самостоятелен в решении своих внутренних проблем. Союзные власти ведают только вопросами войны и мира, дипломатическими отношениями, выпуском денег и федеральным бюджетом.

Территориально Германия разделена на 16 земель, которые имеют свои законы и правительства, равные права в федерации и равно представлены в верхней палате парламента – бундесрате. Между разными землями существуют некоторые языковые, этнические, экономические и законодательные отличия. Полномочия чётко поделены между федеративными (центральными) и земельными властями. Так, разрешение на въезд в страну даёт федеральное министерство иностранных дел, а право на проживание – земельное правительство. Даже школьные каникулы имеют неодинаковую продолжительность и проходят в разное время. В дополнение к общефедеральным праздникам, таким, как Новый год, Пасха, Рождество, существуют и местные, земельные праздники, выбор которых зависит от преобладающей религиозной принадлежности местного населения.

3.Развитие европейской интеграции шло в двух направлениях: вводилась система ассоциированного членства, был учреждён Европейский парламент. С 1970 года начали проводиться прямые выборы в Европарламент. В 1987 году ЕЭС был переименован в ЕС ( Европейский Союз). Это преобразование предполагало, что Западная Европа станет пространством без внутренних границ, которые сохранят лишь символическое значение. Маастрихтские соглашения дали возможность гражданам ЕС без особых виз неограниченное время проживать в любой из европейских стран, участвовать в выборах в местные органы власти. Сложилась единая европейская система правовых норм. Осуществляется проведение согласованной внешней и оборонной политики. В XXI век Европа входит с единой валютой «евро». На почве экономической интеграции в ЕС сложилась система наднациональных институтов и норм. Идёт процесс создания евроармии, которая дополняла бы структуры НАТО.

Задание 2. Поработайте со статьями 5, 65, 71,72,73 Конституции РФ и ответьте на вопросы:

- Дайте характеристику составу Российского государства, из каких единиц оно состоит.

- Сколько субъектов Федерации в России?

- Назовите виды субъектов РФ?

- По каким признакам они образованы?

- Определите степень самостоятельности субъектов в составе РФ?

- Сделайте вывод о форме национально – государственного устройства России.

Учитель рассказывает учащимся древнюю притчу о двух враждовавших племенах, живших на противоположных берегах реки. Волшебник встретил человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил : «Выколи мне один глаз».

- В чём смысл и мораль древней притчи?

Задание 3. Учитель предлагает проанализировать три источника информации и сделать вывод о проблемах, существующих в РФ, и связанных с формой её национально – государственного устройства:

    1. видеосюжет о скинхедах (из программы «Намедни»);

    2. видеосюжет о действиях чеченских боевиков (из программы «Время»);

    3. выдержки из статьи о положении северных народов (из еженедельника «Аргументы и время»)

- Почему многие федеративные государства сталкиваются с данными проблемами?

Учитель предлагает в качестве домашнего задания творческим группам предложить свои проекты решения проблем России как федерации (по выбору).

Учитель предлагает самостоятельно сформулировать и записать в

тетрадь план урока.

Учащиеся работают в творческих группах.

Результатом работы становится заполненная таблица

Вопросы для сравнения

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

Состав

административно – территориальные единицы

Субъекты федерации

Независимые государства

Степень самостоятельности

Имеют единый статус и лишены политической самостоятельности, государственная власть распространяется на всю территорию страны

Имеют определённую самостоятельность, разграничены полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации

Сохраняют полную независимость и объединяются для реализации определённых целей

Примеры

Венгрия, Албания

Германия, Швейцария

Европейский Союз

Группы представляют результаты своей работы.

Учащиеся работают в творческих группах.

Группы представляют результаты своей работы.

И делают вывод, что по форме национально – государственного устройства Россия представляет собой федеративное государство. Субъекты РФ образованы по территориальному и национальному признакам.

Учащиеся слушают задание учителя.

Учащиеся отмечают, что это пример ненависти, которая может вспыхнуть в отношениях между народами, об опасностях межнациональной вражды., особенно в многонациональных государствах.

Учащиеся работают в творческих группах.

Группы представляют результаты своей работы. Учащиеся называют проблемы России как федерации – национализм, сепаратизм, тяжёлое положение малых народов. Ребята отмечают, что данные проблемы характерны для многонациональных государств, какими и являются федерации.

Учащиеся работают в творческих группах и записывают план урока:

  1. Формы национально – государственного устройства.

  2. Россия как федерация.

  3. Проблемы нашей федерации.

Этап учебного занятия

Время

4 минуты

V . Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

В случае затруднения помогает учащимся, отвечает на их вопросы.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, анализируют успехи и ошибки.

Заполняют оценочный лист.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

В классе

В группе

В паре

Индивидуально



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  2. Отчет о самообследовании фгоу спо «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум»

    Публичный отчет
    В 2008 году в соответствии с графиком прохождения комплексной экспертизы Рособрнадзора Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум (ДГПГТ) подлежит Государственной аттестации, что является обязательным условием для
  3. Программа занятий родительского университета педагогических знаний стр. 22-24 Разработка урока "Путешествие в прошлое моей семьи"-стр. 25-27 Разработка класс

    Программа
    1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия.
  4. Тема: Великая французская революция

    Документ
    Роль и место темы в курсе. Великая французская революция является одним из ключевых событий в ис­тории XVIII века, во многом предопределив­шим ход развития человечества.
  5. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.

Другие похожие документы..