Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. ВведениеПрежде всего хочу поблагодарить за предоставленную возможность выступить на столь серьезном мероприятии. Международный туристический Форум...полностью>>
'Статья'
Данная статья раскрывает методические особенности обучения лексике английского языка как основного вида деятельности при работе с детьми дошкольного в...полностью>>
'Закон'
Общественная палата России будет настаивать на снижении налогового бремени и иных преференциях для учреждений культуры. Об этом в интервью РБК-ТВ сооб...полностью>>
'Документ'
Ахременко Андрей Сергеевич, доктор политических наук, заведующий лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультет...полностью>>

Руководство по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях досааф россии

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ» – ДОСААФ РОССИИ

Департамент по подготовке специалистов для Вооруженных Сил

Российской Федерации и других войск

РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОСААФ РОССИИ

Москва

2010

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ РОССИИ» – ДОСААФ РОССИИ

Департамент по подготовке специалистов для Вооруженных Сил

Российской Федерации и других войск

РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОСААФ РОССИИ

Утверждено постановлением Бюро Президиума

Центрального совета ДОСААФ России

2 августа 2010 г., протокол № 29

Москва

2010

Руководство по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ДОСААФ России. – М.: ДОСААФ России, 2010. - 108 с.

Настоящее руководство определяет основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и на курсах ДОСААФ России.

В руководстве рассматриваются вопросы подготовки по военно-учетным специальностям граждан, которые подлежат призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также освещаются вопросы подготовки специалистов массовых технических профессий.

Общероссийская общественно-государственная организация

«Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………..

5

II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ……………………………

6

1. Общие положения ……………………………………………….…

6

2. Планирование и учёт результатов  образовательной

деятельности  ……………………………………………………….

8

3. Учебная работа .............................................................................

19

4. Контроль успеваемости и качества подготовки курсантов

и учащихся ………………………………………………………..

24

5. Воспитательная работа ……………………………………………

27

6. Методическая работа ……………………………………………...

29

III. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА …………………………………...

41

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО  ПОРЯДКА  …………….……..

45

V. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДЯЩЕГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ………………….…………..

48

VI VI. ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ПОРЯДОК

ПОВЫШЕНИЯ  ИХ  КВАЛИФИКАЦИИ  …...…………………………

51

VII. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …

65

VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………….…..

71

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Руководство определяет основы организации учебно-воспитательного процесса в негосударственных образовательных учреждениях ДОСААФ России, которые реализуют программы профессиональной подготовки и программы дополнительного профессионального образования.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся.

Программы дополнительного профессионального образования реализуются в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.

1.2. Учебно-воспитательный процесс организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Уставом ДОСААФ России, руководящими документами Центрального совета ДОСААФ России, уставами образовательных учреждений.

Основными задачами учебно-воспитательного процесса являются:

удовлетворение потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством получения и совершенствования профессионального образования;

удовлетворение потребностей общества в работниках квалифицированного труда с профессиональным образованием;

формирование у лиц, обучающихся в образовательном учреждении, гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

    1. Профессиональная подготовка в образовательном учреждении ДОСААФ России организуется по программам подготовки граждан по военно-учетным специальностям и по специальностям массовых технических профессий.

Основой учебно-воспитательного процесса являются практическая подготовка обучаемых, выработка у них умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

1.4. Основными задачами профессиональной подготовки граждан по военно-учётным специальностям являются:

обучение граждан, подлежащих очередному призыву в Вооружённые Силы, другие войска и воинские формирования, военным специальностям, отвечающим требованиям войск, привитие им практических навыков по эксплуатации техники и вооружения, изучение стрелкового оружия, практическая отработка вопросов защиты от оружия массового поражения; физическая подготовка к предстоящей военной службе;

формирование у курсантов чувства высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России, любви к военной службе и своей военной профессии.

1.5. Основной задачей профессиональной подготовки граждан по специальностям массовых технических профессий является обучение специалистов, отвечающих требованиям современного производства, научно-технического прогресса, перспективам их развития, удовлетворение потребностей государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений, отдельных граждан в обучении техническим профессиям и специальностям.

1.6. Подготовка граждан по военно-учётным специальностям для Вооружённых Сил Российской Федерации из числа призывников осуществляется по направлениям военных комиссариатов, а профессиональная подготовка по специальностям массовых технических профессий - по направлениям государственных и негосударственных предприятий и организаций, а также в порядке свободного набора по личным заявлениям граждан на договорной основе.

1.7. К подготовке специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации в образовательных учреждениях привлекаются юноши, которым на момент сдачи выпускных экзаменов исполнится 18 лет и подлежащие очередному призыву на военную службу.

1.8. Граждане Российской Федерации, подлежащие призыву на военную службу, обучающиеся по военно-учётным специальностям, именуются курсантами, а составленные из них группы - учебными взводами. Каждый учебный взвод включает три отделения.

Граждане, зачисленные на обучение в порядке профессиональной подготовки по специальностям массовых технических профессий, именуются учащимися, а составленные из них группы – учебными группами.

1.9. Региональные отделения ДОСААФ России в соответствии с уставом образовательного учреждения осуществляют руководство, контроль за организацией и проведением учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, несут ответственность за качество обучения и выполнение установленных заданий по подготовке граждан по военно-учётным специальностям, за профессиональную подготовку по специальностям массовых технических профессий, принимают меры к обеспечению всем необходимым подведомственные образовательные учреждения.

1.10. Образовательные учреждения ДОСААФ России несут непосредственную ответственность за выполнение плановых заданий, полноту выполнения учебных программ, организацию и качество подготовки специалистов.

II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Общие положения

2.1.1. Образовательная деятельность является основным видом деятельности образовательного учреждения ДОСААФ России и включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.

Цель образовательной деятельности состоит в том, чтобы подготовить в установленный срок выпускника, обладающего высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками по специальности, высокой духовностью, развитым чувством любви и преданности своему Отечеству.

2.1.2. Образовательное учреждение ДОСААФ России может реализовывать программы профессиональной подготовки и программы дополнительного профессионального образования при наличии у него соответствующих лицензий.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям должна соответствовать программам,  утверждённым  Министерством обороны Российской Федерации.

Лицам, завершившим обучение по указанным программ, прошедшим итоговую аттестацию (успешно сдавшим выпускной квалификационный экзамен) выдается документ о профессиональной подготовке (переподготовке, повышении квалификации) установленного образца.

2.1.3. Образовательное учреждение ДОСААФ России путем целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых требований безопасности создает обучающимся условия, необходимые для освоения программ профессиональной подготовки.

2.1.4. Учебно-воспитательный процесс организуется по следующим формам:

при подготовке граждан по военно-учетным специальностям:

в вечернее время без отрыва от места работы и обучения - не более 24 часов в неделю;

с отрывом от места работы - не более 36 часов в неделю;

при подготовке специалистов массовых технических профессий:

в соответствии с учебными планами подготовки.

Организация обучения должна обеспечивать высокое качество подготовки специалистов путём формирования у курсантов и учащихся устойчивых профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно и осознанно выполнять обязанности по полученной специальности.

Обучение в образовательных учреждениях ДОСААФ России осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

2.1.5.Учебный год в образовательном учреждении ДОСААФ России по подготовке граждан по военно-учетным специальностям начинается 1 октября и заканчивается согласно учебному плану по конкретной профессии и форме получения образования, но не позднее 30 сентября.

Учебный год по подготовке специалистов массовых технических профессий начинается с учётом продолжительности новогодних праздников, но не позднее 10 января, и заканчивается 31 декабря.

В образовательном учреждении сроки обучения по образовательным программам профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения.

2.1.6. Организация учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с рабочими образовательными программами профессиональной подготовки, расписанием учебных занятий для каждой профессии и формой получения образования. Рабочие образовательные программы профессиональной подготовки разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно с учетом требований рынка труда

на основе примерных образовательных программ, разрабатываемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

2.1.7. Обучение организуется в несколько потоков с учётом полного и своевременного выполнения установленного задания, равномерной нагрузки преподавателей и мастеров производственного обучения на протяжении всего учебного года и максимального использования учебно-материальной базы.

2. Планирование и учёт результатов образовательной деятельности

2.2.1. Планирование образовательной деятельности представляет собой целенаправленную работу по определению основных целей, конкретных задач, важнейших организационных и методических мероприятий образовательной деятельности, их всестороннему обеспечению, согласованию по объему, месту и срокам проведения, организации руководства ею в процессе подготовки граждан по военно-учетным специальностям и массовым техническим профессиям.

Основные принципы планирования образовательной деятельности:

научность, реальность и оперативность планирования;

комплексность планирования мероприятий образовательной деятельности;

обеспечение организации и содержательной направленности обучения на подготовку специалистов в строгом соответствии с заданными требованиями;

систематичность и последовательность подготовки специалистов;

максимальная эффективность использования объектов учебной материально-технической базы, лабораторного и кабинетного оборудования, специализированных аудиторий, обеспечение их рациональной загруженности в ходе учебно-воспитательного процесса при подготовке различных специалистов;

правильность подбора и грамотной расстановки руководящего и обучающего состава;

непрерывность повышения научного уровня, культуры, профессиональной этики всех категорий руководящих работников и педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения через систему повышения квалификации;

установление рационального распорядка дня образовательного учреждения и четкая организация всех видов его деятельности;

использование наиболее целесообразных технологий обучения путем правильного выбора и грамотного использования форм и эффективных методов обучения, рациональных методических приемов и средств воздействия на обучающихся, внедрения инновационных методик обучения;

создание благоприятных психологических, гигиенических и эстетических условий для проведения всех видов занятий на высоком методическом уровне и организация целенаправленной творческой самостоятельной работы обучающихся по усвоению программного материала, руководство этой работой и систематический контроль за ней;

обеспечение согласованности мероприятий образовательной и повседневной деятельности;

удобство повседневного использования планирующих документов.

Исходными документами при планировании являются:

организационно-методические указания Председателя ДОСААФ России по подготовке специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации, подготовке по специальностям массовых технических профессий;

приказы Председателя  ДОСААФ России, постановления Президиума ДОСААФ России об итогах подготовки специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации, а также массовых технических профессий в истекшем году и задачах на новый учебный (календарный) год;

плановые задания Центрального совета ДОСААФ России на подготовку специалистов;

постановление (решение) руководителя органа местного самоуправления, выписки из плана основных мероприятий по подготовке специалистов военного комиссариата и график проведения выпускных экзаменов по потокам обучения;

планы проведения учебно-методических сборов, соревнований по техническим и военно-прикладным видам спорта Центрального совета ДОСААФ России и отделений региональных организаций;

примерные образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

выписки из планов военных комиссариатов по военно-шефской работе.

Планирование образовательной деятельности осуществляется в региональных отделениях и в образовательных учреждениях ДОСААФ России.

2.2.2. Планирование в региональных отделениях ДОСААФ России должно учитывать особенности и специфику организации образовательной деятельности и подготовки специалистов конкретного субъекта Российской Федерации, на территории которого находится образовательное учреждение.

В региональных отделениях ежегодно издаётся приказ об итогах подготовки специалистов за истекший и задачах на новый учебный год, составляется годовой план подготовки специалистов и контроля за её состоянием. Кроме этого, разрабатываются планы проведения учебно-методических сборов с руководящим и обучающим составом, комплексных проверок подготовки специалистов в образовательных учреждениях, повышения квалификации руководящего и обучающего состава образовательных учреждений.

В годовом плане подготовки специалистов и контроля за её состоянием отражаются следующие вопросы:

сроки начала и окончания занятий в образовательных учреждениях, количество взводов в потоках обучения, распределении, задания на подготовку специалистов по образовательным учреждениям и их филиалам (представительствам);

подготовка специалистов массовых технических профессий;

сроки подготовки и проведения учебно-методических сборов с руководящим и обучающим составом образовательных учреждений;

оказание помощи образовательным учреждениям по вопросам комплектования;

контроль за ведением учёта и отчётности, техническим состоянием техники и вооружения, за работой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

проверка техники по результатам перевода её на зимний (летний) период эксплуатации;

мероприятия по военно-патриотическому воспитанию курсантов и спортивно-массовой работе;

мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы.

2.2.3. В образовательных учреждениях ДОСААФ России осуществляется непосредственное планирование, которое является одним из основных элементов организации подготовки специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации и массовых технических профессий.

Планирование в образовательных учреждениях должно дать возможность руководящему и преподавательскому составу, мастерам производственного обучения (обучения вождению) глубже уяснить цели и этапы выполнения своей работы, полнее учитывать межпредметные связи и необходимость взаимодействия при изучении отдельных тем разных предметов, увязывать теоретический материал с практикой, чётко и продуманно строить весь учебно-воспитательный процесс, правильно расставить силы и средства.

Планирование должно основываться на глубоком анализе основных итогов прошедшего года, что способствует выявлению достигнутых образовательным учреждением положительных результатов и определению путей их дальнейшего развития, помогает выявить недостатки и найти средства их устранения в ходе последующей работы.

Постоянный контроль за выполнением намеченных мероприятий обеспечивает своевременное внесение изменений, вызванных складывающимися обстоятельствами, с целью оперативной коррекции планирующих документов с целью обеспечения качественного выполнения задач по подготовке специалистов и недопущения формализма в проведении мероприятий.

Текущая работа образовательных учреждений строится на основе годовых планов подготовки специалистов, воспитательной, военно-патриотической, методической и спортивно-массовой работы, совершенствования учебно-материальной базы и составленных на их основе месячных планов.

Учебные и воспитательные мероприятия, предусмотренные в планах, должны согласовываться между собой по времени и обеспечивать своевременную и качественную их реализацию, выполнение установленных заданий и требований учебных программ, рациональное использование учебно-материальной базы и рабочего времени руководящего и обучающего состава.

2.2.4. Для непосредственной организации и проведения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении разрабатываются:

приказ об итогах подготовки граждан по военно-учетным специальностям за истекший год и задачах на новый учебный год;

приказ об итогах подготовки специалистов массовых технических профессий за истекший год и задачах на новый календарный год;

приказы о зачислении на обучение специалистов;

приказы о выпуске специалистов;

приказ о создании педагогического совета и предметных комиссий;

план подготовки граждан по военно-учетным специальностям на учебный год, согласованный с комплектующими военкоматами;

план подготовки специалистов массовых технических профессий на очередной календарный год,

рабочие программы подготовки;

план воспитательной работы (включает мероприятия военно-патриотической, спортивно-массовой, военно-шефской работы и культурно-досуговой направленности) на учебный год;

план методической работы на учебный год;

план спортивно-массовой работы на учебный год;

планы совершенствования учебно-материальной базы (перспективный - на 5 лет и на календарный год);

план повышения квалификации руководящего и обучающего состава образовательного учреждения;

месячный план работы образовательного учреждения;

распорядок дня;

планы-графики прохождения программы обучения учебными взводами (группами) по каждой специальности;

сводное расписание занятий на неделю;

расписание занятий учебного взвода (группы) на неделю;

график очередности обучения вождению машин (работы на технике, аппаратуре);

журнал  учета занятий с постоянным составом образовательного учреждения.

2.2.5. Приказы об итогах подготовки специалистов за истекший год и задачах на новый учебный (календарный) год, планы подготовки специалистов по военно-учётным специальностям, годовые планы работы должны быть составлены и утверждены не позднее, чем за 10 дней до начала нового учебного (календарного) года. Приказы о зачислении на обучение издаются до начала занятий, а о выпуске специалистов – после сдачи экзаменов внутренней комиссии и в ГИБДД МВД РФ.

По результатам повторных экзаменов издаются дополнительные приказы.

Месячный план работы составляется в конце предшествующего месяца.

Проекты годовых планов работы, планов подготовки специалистов до их утверждения рассматриваются на педагогическом совете образовательного учреждения.

2.2.6.  Приказы по итогам подготовки специалистов за истекший и задачах на новый учебный (календарный) год издаются в региональных отделениях и образовательных учреждениях ДОСААФ России раздельно: по подготовке граждан по военно-учётным специальностям и подготовке специалистов массовых технических профессий.

В констатирующей части приказов подводятся итоги подготовки специалистов, выполнения планов, результатов сдачи выпускных экзаменов, отмечаются лучшие преподаватели и мастера производственного обучения, основные положительные стороны, недостатки в подготовке специалистов и их причины, анализируются результаты эксплуатации техники, даётся анализ состояния воспитательной, военно-патриотической, спортивной и рационализаторской работы, состоянию учебно-материальной базы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Нашего заседания очень актуальна, ибо мы сейчас активно приступили к претворению в жизнь ноябрьского Постановления Правительства Российской Федерации «Об Общероссийской общественно-государственной организации досааф россии» и недавно утвержденной Правительс

    Документ
    совместного заседания Государственно-патриотического клуба Всероссийской политической партии «Единая Россия», Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и Общероссийской общественно-государственной
  2. Конференция посвящена проблеме интеграции российского образования в мировое образовательное пространство

    Документ
    Роль и место преподавателя в системе Россикого образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной Году учителя. – В 2-х ч.
  3. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  4. 2127 примерное положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

    Документ
    1.1. Настоящее Примерное положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее – Примерное положение), разработано в соответствии с Указом Президента
  5. Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения

    Документ
    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Нижегородской области от 23 июля 2008 года № 296 «О введении новых систем оплаты труда работников

Другие похожие документы..