Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в 6-й Сибирской международной конференции молодых ученых по Наукам о Земле, которая состоится 9-23и...полностью>>
'Реферат'
Тема развитие взглядов на научный менеджмент и управление предприятием на сегодняшний день актуально. Научный менеджмент стал зарождаться в период с 1...полностью>>
'Программа'
Программа по акушерству и гинекологии для поступающих в аспирантуру основана на программе вуза и включает основные положения специальности, изучаемые...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Развитие российской экономики в настоящее время предъявляет новые требования к подготовке специалистов в области финансового и управленческого учёта....полностью>>

Организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Каверин Ю.А., Тамбовская СОШ

Организация учебного процесса

на основе использования опорных конспектов.

Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. С методикой работы с опорными конспектами я познакомился на курсах В.Ф. Шаталова в Донецком институте усовершенствования учителей, а на семинаре у учителя физики из г. Дубны Г.Д. Луппова я увидел использование опорных конспектов вместе с тестовыми заданиями.

Каким же образом строится учебный процесс при использовании данной методики? Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект. Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, формулами, отдельными фразами и словами, в которых закодирована определенная информация. Необходимость конспектов (схем, сигналов) обусловлена тем, что в каждом классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Виды опор могут быть разными, но общий принцип, сформулированный педагогами-новаторами, таков: «чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки».1

Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания. Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит к успешному усвоению учащимися изучаемого материала.

При изучении нового материала максимально использую демонстрационный и фронтальный эксперимент, техничес­кие средства обучения, аудиовизуальные средства. Ведь еще Я.А.Коменский писал: "Пусть будет для ýчащих золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания". Об этом же говорил и великий русский педагог К.Д.Ушинский: "… Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств … приняли участие в акте запоминания". И современные психологи подтверждают значительно бóльшую силу восприятия, если в нем участвует несколько органов чувств.

В зависимос­ти от содержания материала, состава класса, задач, решаемых уроком, выбираю ту или иную форму работы: беседу, лекцию, эв­ристическую беседу и т.д.

Изложение материала строится в строгом соответствии с планом расположения его в опорном конспекте и его содержанием. Но, конечно, рассказ учителя может быть шире и глубже за счет привлечения дополнительного, занимательного материала, исторических справок, биографических сведений. В конспект же включается только тот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником. Во время объяснения учителя ученики не делают никаких записей. Главное для учеников на данном этапе – внимательно слушать объяснение учителя, отвечать на его вопросы, размышлять, разбираться в изучаемом материале, а задача учителя - добиться, чтобы каждый ученик понял каждую часть конспекта.

После объяснения материала всему классу предъявляется опорный конспект (через кодоскоп). Ис­пользуя рисунки на опорном конспекте, быстро и четко повторяю весь изложенный материал. Ученикам хорошо видно, что они должны усвоить по данной теме.

В конце урока учащиеся получают напечатанный конспект, который они дома переписывают в тетрадь для конспектов. Данный вид работы диктуется необходимостью активизации моторной памяти.

Опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят.

На этапе проверки знаний стараюсь добиваться не простого запоминания конспекта (что прекрасно получается у учащихся с хорошо развитой зрительной памятью), а его глубокого осмысления и понимания. Для этого использую разнообразные формы контроля, такие как написание по памяти опорного конспекта (полностью или частично по вариантам), тихий опрос (рассказ у стола учителя во время написания классом опорного конспекта), магнитофонный опрос, взаимоопрос (рассказ конспекта соседу по парте), «щадящая» форма фронтального опроса (на вопросы учителя один вариант отвечает другому, а затем ученики прослушивают правильный ответ учителя и оценивают ответ своего соседа).

Одним из видов оперативного контроля усвоения теоретического материала являются физические диктанты, которые составлены мною в соответствии с материалом, изложенном в конспекте.

Дальнейшая отработка материала проходит в ходе выполнения фронтальных экспериментальных заданий, решения качественных и количественных задач, во время выполнения лабораторных работ, тестовых заданий, самостоятельных работ.

Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале, изло­жение его небольшими порциями, удобными для усвоения и запо­минания, обеспечивает ученикам успешность продвижения в усво­ении системы физических знаний.

1 См. : Педагогика сотрудничества: Отчет о встрече учителей-экспериментаторов. // Учительская газета. 1986. 18 октября.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа XI всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, посвященной 75-летию Высшего образования в Якутии и 35-летию города Нерюнгри

    Программа
    Безух Александр Николаевич, студент ГОУ ВПО «Дальневосточный университет путей сообщения» (ДВГУПС), г. Хабаровск, группа 435 (3 курс). Научные руководители: Колтун Полина Александровна, старший преподаватель кафедры «Железнодорожный путь.
  2. Учебно-методическое пособие Издательство Москва

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.
  3. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии безопасности, образования и воспитания Москва- 2009 Федулова А. В. Методика преподавания социологии учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Методика преподавания социологии», методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, тематику рефератов и курсовых
  4. Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

    Документ
    Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.
  5. Опорный конспект Составитель: д э. н., проф. А. Н. Цветков Данный методический материал составлен на основе следующих источников (1)

    Конспект
    1. Менеджмент. Дайджест основных разделов и тем для студентов всех специальностей и форм обучения. /Под. ред. д.э.н., проф. А.К.Казанцева. СПб.: СпбГИЭА, 1997.

Другие похожие документы..