Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует...полностью>>
'Документ'
- еволюцію теорії конкурентних переваг; теоретичні моделі та компоненти аналізу конкуренції; основні принципи управління конкурентоспроможності, осно...полностью>>
'Документ'
Генерация, миграция и аккумуляция углеводородов в пределах Земли на доступной для человека глубине является фундаментальной проблемой естествознания ...полностью>>
'Инструкция'
1. К работе оператором пульта управления оборудованием в производстве бетонных и железобетонных изделий (далее – оператор) допускаются лица, достигши...полностью>>

Социология (3)

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ

Кафедра философии и политологии

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания

к семинарским занятиям

для студентов очной формы обучения

всех специальностей

Чебоксары

2006

УДК 316

ББК 60.5

Составители: Ю.С. Гуров,

Т.Н. Евграфова, А.Д. Митрофанова

Рецензенты:

Зав. кафедрой гуманитарных и

естественнонаучных дисциплин

филиала Волго-Вятской академии

госслужбы в г. Чебоксары ЧР,

канд. социолог. наук, доцент

Н.Г. Семедова – Полупан;

доцент кафедры философии

Чувашского государственного

педагогического университета

им. И. Я. Яковлева, кандидат

философских наук, Р.С. Кириллов.

Ответственный редактор: д-р филос. наук, профессор Н.А. Исмуков

Утверждено Методическим советом Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации

Социология: Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения всех специальностей /Сост. Ю.С. Гуров, Т.Н.Евграфова, А.Д. Митрофанова. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2006. – 28 с.

Методические указания к семинарским занятиям составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебной и рабочей программами по курсу «Социология».

В методических указаниях рассматриваются цели и задачи курса, тематика лекций и семинарских занятий, раскрывается их содержание, предлагаются темы рефератов, даются примерные вопросы для контроля знаний, помещен список рекомендуемой литературы. В приложениях приведены основные понятия и термины, персоналии, примерный перечень тем для проведения социологического исследования, программа социологического исследования.

Рекомендуется для студентов очной формы обучения всех специальностей.

УДК 316

ББК 60.5

ВВЕДЕНИЕ

Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс дисциплин, изучаемых в высшей школе. Важное место среди них занимает социология как наука об обществе в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

Система социологических знаний необходима студенту для того, чтобы с ее помощью лучше понять общество, в котором он живет, научиться тому, как жить в этом обществе, как разбираться в перипетиях социальной реальности и глубже осмыслить происходящие процессы. Социология помогает понять происходящие вокруг нас события и те социальные силы, которые оказывают на нас воздействие. Социология не только излагает законы социального поведения, анализирует структуру и механизмы развития общества, но и раскрывает те сложные проблемы, с которыми приходится сталкиваться каждому.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Социология» включают следующие цели и задачи:

Цели курса:

- изучить основы и закономерности функционирования социологической науки, выделить ее специфику, раскрыть принципы соотношения методологии и методики социологического познания;

- овладеть социологическими знаниями во всем многообразии научных школ, направлений и концепций, в том числе и русской социологической школы;

- научиться анализировать и прогнозировать сложные социальные проблемы (в том числе - в сфере потребительской кооперации) и проводить социологические исследования;

- понимать окружающие социальные явления и процессы, происходящие в современной России;

- исследовать актуальные общественные проблемы развития социальных общностей и социальных институтов, специфику возникновения, развития и разрешения социальных конфликтов;

- формировать активную гражданскую позицию, ценностные ориентации в этом сложном и противоречивом мире.

Задачи курса предполагают знание:

- основных этапов культурно-исторического развития: общества, механизмов и форм социальных изменений;

- основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

- понимание общества как социальной реальности и целостной социокультурной системы, социализации личности, социального контроля,

- социальных процессов в сфере потребительской кооперации;

- социальной структуры общества, социальной стратификации, социальной мобильности;

- межличностных отношений в группах, особенностей формальных и неформальных отношений, природы лидерства и функциональной ответственности;

- программы, методологии и методики социологических исследований.

Целью предлагаемых нами методических указаний является оказание помощи студенту в изучении дисциплины «Социология» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Их задачей является формирование у студентов навыков научного анализа, активизации мыслительной деятельности и накопления знаний по данному предмету. Методические указания предназначены для подготовки студентов к семинарским занятиям.

Содержанием семинарских занятий может быть обсуждение вопросов, заранее предложенных преподавателем, дискуссии по социологическим проблемам; заслушивание сообщений и докладов, защита рефератов, подготовленных студентами в ходе самостоятельной работы; написание контрольных работ или письменное изложение собственного понимания социологической проблемы; тестирование.

В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо ознакомиться с планом предстоящего семинара и списком рекомендованной литературы по данной теме; выписать незнакомые термины и понятия; для защиты реферата подготовить тезисы, отражающие его основное содержание.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ

Цель занятия: усвоить основные категории, методы и функции социологии, изучить основы и закономерности функционирования социологической науки, выделить ее специфику, раскрыть принципы соотношения методологии и методики социологического познания.

План занятия:

1. Определение социологии, ее объекта, предмета и метода.

2. Функции и структура социологического знания.

Краткое содержание темы:

    Социология как учение о человеческой социальной жизни, группах и обществах. Социология и естественные науки; математика, информатика, статистика. Социология в системе гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.). Предмет и объект социологии, обыденный и теоретический уровни научного знания. Теоретическая, практическая, социально-управленческая, критическая, гуманистическая, мировоззренческая функции философии. Законы функционирования и взаимодействия социальных элементов; развития, устойчивости и стабильности; статистические, динамические, общесоциологические и специфические законы социологии. Основные категории социологии: социальное пространство, социальное поле, социальная общность, социальные группы, социальная структура, социальные отношения, социальное взаимодействие, социальный индивид, реальное сознание, реальное поведение, социальный факт. Методы социологии: структурно-функциональный, социометрический, моделирования, интерпретации. Теоретическая социология, прикладная (практическая) социология, специальные социологические теории, социологические исследования как элементы структуры социологического знания. Роль социологии в жизни общества.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему и когда возникает социология как отрасль знания?

2. Что такое социология и каковы ее функции?

3. В чем отличие социологии от других общественных наук?

4. В чем заключается специфика определения объекта социологии?

5. Как определить предметную область социологии?

6. Какую роль в общественном развитии играет социология?

Темы рефератов:

1. Понятие, предмет и объект социологии.

2. Задачи, функции, законы и методы социологии.

3. Структура социологического знания.

4. Место социологии в системе общественных наук.

5. Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и руководителя.

Рекомендуемая литература [1, 9, 10, 12, 14, 16, 18, 21, 22, 28, 34, 35].

Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ,

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Цель занятия: усвоить основные этапы развития социологической мысли и современных направлений социологической теории, научиться разбираться в школах и течениях социологии, овладеть социологическими знаниями во всем многообразии научных школ, направлений и концепций, в том числе и русской социологической школы.

План занятия:

1. Социология как наука об обществе. Объективные предпосылки ее возникновения и становления.

2. Этапы его становления и развития.

Краткое содержание темы:

Социология как наука об обществе. Объективные предпосылки возникновения западной социологии. Социологические учения Платона и Аристотеля. Французская социологическая школа: О. Конт, Э. Дюркгейм. Огюст Конт как основоположник научной социологии. Социальный прогресс и социальная гармония в учении Конта. Социологические теории Э.Дюркгейма. Марксистская социология: К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин. Немецкая школа социологии: М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Зиммель. Социологические взгляды Г.Спенсера и В. Парето. Американская школа социологии: Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гидденс. Понимающая, феноменологическая и драматургическая социология.

Развитие социологии в России в XIX и начале XX века. Вклад русских революционных демократов в развитие социологической мысли (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др.). П.Л. Лавров как основатель социологии в России. Социологические мысли в работах М.А.Бакунина, П.Н.Ткачева, П.А. Кропоткина, Н.К. Михайловского, М.М.Ковалевского, В.С. Соловьева, П.А. Бердяева, Н.И. Кареева, Г.В.Плеханова, В.И. Ленина. П.А. Сорокин как крупный русский социолог. Развитие социологии в СССР и Российской Федерации (Г.М.Андреева, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В. Бестужев-Лада, Я.И.Гилинский, З.Т. Голенкова, Т.А.Гурко, В.И. Добреньков, Н.И.Дряхлов, О.М. Маслова, В.Б. Ольшанский, В.Д. Патрушев, Е.С.Петренко, А.Ю.Согомонов, В.Н. Шубкин, О.Н. Яницкий, В.А. Ядов и др.)

Социологические исследования в Чувашской Республике (Г.Е.Кудряшов, Ю.С. Гуров, Г.И. Тафаев, В.М. Шабунин, Н.Г. Полупан, Н.П. Бахтинов и др.). Основные проблемы социологических исследований: социология политики, этносоциология, социология молодежи, гражданское общество и др. Проблемы труда и занятости, культуры и быта населения, отношения к религии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль О. Конта в возникновении социологии как науки?

2. Каковы социологические воззрения Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера?

3. В чем состоят особенности русской социологической мысли?

4. Какие течения существуют в современной западной социологии?

Темы рефератов:

1. Огюст Конт как родоначальник социологии.

2. Возникновение и развитие социологии как науки.

3. Современная западная социология.

4. Основные этапы развития русской социологической мысли.

5. Современный этап развития социологии.

Рекомендуемая литература [7, 9, 10, 11, 12, 13, 26, 32, 36, 43].

Тема 3. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

ЭТАПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

Цель занятия: сформировать понимание общества как социальной реальности и целостной социокультурной системы, ориентироваться в парадигмах культуры и составных элементах культуры.

План занятия:

1. Понятие об обществе как системном образовании,

2. Культура как система ценностей и норм.

Краткое содержание темы:

Сущность и строение общества. Общество как целостная система. Признаки общества. Типология и эволюция общества. Различные концепции общества: формационная, индустриальная и др.

Сферы общества: экономическая, политическая, правовая, социальная, духовная. Социальный прогресс как поступательное развитие общества. Регресс. Социальная структура и организация общества. Социальное пространство и время. Социальные общности и социальные группы. Социальная организация. Социальные институты. Гражданское общество.

Социальная стратификация общества и неравенство. Исторические системы социальной стратификации - рабство, крепостничество, кастовый строй, сословия, классы. Классы в социальной структуре общества. Высший класс, средний класс, рабочий класс, низший класс. Бедность и неравенство. Социальная мобильность. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Миграция, эмиграция и иммиграция. Трудовая и экономическая миграция. Беженцы. Социальная стратификация российского общества.

Социальные статусы и роли. Социальный и личностный статус. Прирожденный и достигаемый статусы. Статусный портрет человека. Социальные нормы и социальные роли. Социальная установка.

Культура как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей, символов и языка. Черты культуры. Материальная и духовная культура. Формы и разновидности культуры. Молодежная культура.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как соотносятся между собой понятия «общество» и «социальная система», «культура», «цивилизация»?

2. В каком смысле общество можно рассматривать как социокультурную систему?

3. Дайте определение понятий «субкультура», «контркультура».

Темы рефератов:

1. Основные признаки общества и их характеристика.

2. Объективные закономерности развития и функционирования общества. 3. Проблемы социокультурных отношений в современном обществе.

4. Социокультурные отношения в российском обществе.

Рекомендуемая литература [2, 10,11, 18, 25, 41].

Тема 4. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Цель занятия: определить основные механизмы социализации личности, закрепить знания о межличностных отношениях в группах, особенностях формальных и неформальных отношений, природы лидерства и функциональной ответственности.

План занятия:

1. Социальная детерминация поведения личности.

2. Социализация личности.

Краткое содержание темы:

Личность как социальное существо. Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений. Личность как совокупность общественных отношений (К. Маркс) и социальный тип. Базисная личность как соответствие идеалу данной культуры и модальная личность. Традиционный и современный типы личности. Концепции личности 3.Фрейда, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Статусно-ролевая теория личности Т.Парсонса и Ч. Кули. Личность как ансамбль социальных функций, заданных ее положением (статусом) в группе и обществе. Социальное поведение личности. Социальный контроль поведения личности. Механизмы социальной детерминации поведения личности. Самооценка личности. Самоуважение личности. Социализация личности как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы ценностей, норм и знаний, опыта. Теории социализации (ролевые теории, теории «Я», психоаналитические теории). Формы и механизмы социализации личности (адаптация, интериоризация, активность личности). Выполнение социальной роли как часть процесса социализации. Ролевой конфликт как несовместимость ролей, невозможность удовлетворить их требования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково соотношение понятий «человек», индивид» «личность» и «индивидуальность»?

2. В чем состоит механизм личности?

3. Что такое социальный статус личности, социальная роль личности?

4. Каков Ваш статус в обществе и какую социальную роль Вы играете?

Темы рефератов:

1. Человек как биосоциальная система.

2. Определение, структура и формирование личности.

3. Ценностные ориентации и формы социализации личности.

4. Менталитет россиянина.

5. Социальные типы личности.

6. Социальный статус и социальные роли личности.

7. Правовая социализация личности.

8. Личность современного студента.

Рекомендуемая литература [3, 9, 10, 11, 16, 24, 25, 29, 30].

Тема 5. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ И

СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Цель занятия: усвоить знания о социальной структуре общества, социальной стратификации, социальной мобильности, уметь определять социальную структуру общества

План занятия:

1. Социальная структура.

2. Социальная стратификация.

Краткое содержание темы:

Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации: теория классовой структуры общества К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Т.Маршалла, Э. Райта, Р. Дарендорфа и др. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия: социальный класс, социальная группа, социальный слой (страта), социальный статус. Многообразие моделей стратификации. Процедура формирования многомерных слоев. Индекс социальной позиции. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как особое направление стратификационных делений: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном российском обществе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как определял понятие «социальная стратификация» П.А. Сорокин?

2. Каковы формы социальной стратификации?

3. Влияет ли на социальную структуру общества многообразие форм собственности, социально-экономический статус групп?

4. Что означает термин «социальная мобильность» и что Вы знаете об авторе этого термина?

Темы рефератов:

1. Социальная структура общества.

2. Социальная стратификация общества.

3. Теория социальной стратификации общества в работах К. Маркса, М.Вебера, П. Сорокина.

4. Исторические типы социальной стратификации.

5. Классы в современном обществе.

Рекомендуемая литература [1, 4, 9,11, 12, 23, 34, 42].

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

Цель занятия: научиться различать социальные общности и социальные группы, исследовать актуальные общественные проблемы развития социальных общностей.

План занятия:

1. Социальные группы.

2. Социальные общности.

Краткое содержание темы:

Определение понятия «социальная группа». Различные виды социальных групп. Факторы, влияющие на их формирование. Типология социальных групп по степени внутри группового контроля. Большие и малые группы. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено). Первичные и вторичные группы (Ч. Кули), референтные группы (Г.Хаймепа). Внутренние и внешние группы. Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства в группах. Конформизм. Группообразующие процессы в современном обществе.

Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей. Территориальная общность и поведение личности. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. Национально-этнические общности. Определение понятия «этническая группа» (этнос). Теория этногенеза Л. Гумилева. Типы этносов: племя, народность, нация. Этническая стратификация. Шкала социальной дистанции Э. Богардиса. Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования общества. Причины обострения межнациональных отношений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как определить понятие «социальная группа»?

2. Какие факторы влияют на формирование социальной группы?

3. Какие существуют типы социальных групп?

4. Что такое большие и малые группы?

5. Что означает понятие «социальной общности»?

6. Какие проблемы изучает этносоциология?

Темы рефератов:

1. Виды и характеристика социальных общностей.

2. Этническая стратификация.

3. Социально-территориальные общности.

4. Территориальная общность и поведение личности.

5. Социально-профессиональные общности.

6. Межнациональные общности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология справочные материалы для подготовки к тестированию содержание

    Материалы для подготовки
    Аболициони́зм ( abolitionism, от  abolitio, «отмена») — общественное движение, добивающееся отмены какого-либо закона. Политическое движение (в конце XVIII—XIX веках) за отмену , работорговли и освобождение рабов в Западной Европе и Америке.
  2. Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т. Г

    Лекции
    Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга.
  3. Социология культуры

    Учебная программа курса
    Учебная программа по дисциплине «Социология культуры» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.
  4. Социология как наука

    Документ
    Автор термина «Социология» — Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта — уподобить изучение общества изучению природы.
  5. Социология образования: место и роль в системе социально-гуманитарного знания

    Решение
    Известно, что решение многих, возникающих в обыденной мирской жизни проблем возможно на основе консолидации усилий различных социальных институтов, групп и отдельных граждан, так сказать, "навалившись всем миром, всем скопом".
  6. Социология как наука Функции социологического знания

    Документ
    Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.

Другие похожие документы..