Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Что такое социология и что она изучает Этимология слов «социология». Многообразие определений социологической науки. Объект и предмет социологии. Общ...полностью>>
'Урок'
Поэма - путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, ...полностью>>
'Программа'
Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утверждены Распоряжением Минтранса России от 14 м...полностью>>
'Программа'
Обращаем Ваше внимание на то, что по решению редакционной коллегии некоторые тезисы были перенесены из одного направления в другое, также была измене...полностью>>

Программа дисциплины "экология и рациональное природопользование" Код дисциплины

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

«Утверждаю»

_____________________

Проректор по учебной работе,

проф. И. Н. Гутник

«____»_____________20____г.

Биолого-почвенный факультет

Кафедра ботаники

Кафедра гидробиологии и зоологии беспозвоночных

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины "ЭКОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ"

Код дисциплины по учебному плану ОПД.Ф.6

Для студентов специальности 020201.65 «Биология»

г. Иркутск

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Цель курса

Цель курса – ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитание навыков экологической культуры; ознакомление с экологическими принципами природопользования.

Дисциплина "Экология и природопользование" разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, а также учебно-методических разработок в данной отрасли. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и предназначена для студентов дневной формы обучения. Содержит тематику и план лекций и семинарских занятий, вопросы для самоконтроля и итогового контроля.

Курс направлен на изучение следующих вопросов: взаимодействия организма и среды; факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы; антропогенные воздействия и экологический прогноз; методы анализа и моделирования экологических процессов; экологические принципы природопользования и охрана природы; эволюция человечества и изменение природной среды; природно-ресурсный потенциал; возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы, принципы и методы их рационального использования и воспроизводства.

1.2 Задачи курса

Изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;

Формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления.

1.3 Место курса в процессе подготовки специалиста

Содержание курса ориентированно на подготовку специалиста-биолога. Перед изучением курса студент должен освоить следующие дисциплины: «Науки о биологическом многообразии», «Науки о Земле», «Общая биология». У студента должна быть сформирована общекультурная компетенция: «использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования».

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов очного отделения

Тема

Всего часов

Из них аудиторных

Самостоятельная работа

лекц.

прак.

СРС

КСР

Введение.

1

1

-

-

-

Тема 1. Живые системы. Биологическое многообразие – ведущий фактор организации биосферы.

9

2

2

5

-

Тема 2. Аутэкология (взаимоотношения организма и среды).

14

4

4

5

1

Тема 3. Экология популяций.

18

4

4

10

-

Тема 4. Экология сообществ (биоценозов).

9

2

2

5

-

Тема 5. Экосистемы. Блок-схемы экосистем

9

2

2

5

-

Тема 6. Биосфера. Учение о биосфере В.И. Вернадского.

10

2

2

5

1

Тема 7. Экология человека. Человек как биологический вид.

9

2

2

5

-

Тема 8. Устойчивость биосферы, как основа существования человечества. Этапы взаимодействия общества и природы

16

3

2

10

1

Тема 9. Принципы рационального природопользования. Ресурсное природопользование. Отраслевое природопользование. Территориальное природопользование

17

2

4

10

1

Тема 10. Научно-техническая революция (НТР) и экологические кризисы. Международное сотрудничество в решении проблем природопользования

9

2

2

5

-

Тема 11. Экологический мониторинг, его уровни и виды

10

2

2

5

1

Тема 12. Охрана и планирование ландшафтов. Особо охраняемые природные территории (ООПТ), их типы

9

2

2

5

-

Тема 13. Правовое регулирование природопользования. Экономические аспекты рационального природопользования

10

2

2

5

1

Всего

150

32

32

80

6

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Общее содержание

Введение. Экология и её место в системе наук. Предмет, методы и задачи экологии. Природопользование – область и форма взаимодействия производства и окружающей среды. Природопользование в комплексе современных наук.

Тема 1. Живые системы. Определение понятия «Жизнь». Геофизические условия существования жизни. Основные свойства и функции живых систем. Уровни организации живого. Клетки как трансформаторы энергии. Клетки и организмы как трансформаторы энергии.

Тема 2. Аутэкология (взаимоотношения организма и среды). Основные требования организма к среде обитания. Экологический оптимум. Экологическая валентность. Лимитирующий фактор. Закономерности адаптации организмов к среде обитания.

Тема 3. Экология популяций. Статические и динамические характеристики популяций. Экологическая ниша и правило конкурентного исключения. Основные стратегии выживания популяций в природе.

Тема 4. Экология сообществ (биоценозов). Типы биологических отношений в сообществах. Трофические цепи и сети. Условия устойчивости биоценозов.

Тема 5. Экосистемы. Блок-схемы экосистем. Взаимодействия живого и неживого вещества в экосистемах. Понятие о круговороте биогенных веществ. Трансформация энергии в экосистемах. Экологические пирамиды.

Тема 6. Биосфера. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Понятие «живое вещество». Свойства и функции живого в биосфере. Эволюция биосферы. Ноосфера. Современные среды жизни – водная, почвенная, наземная, воздушная, их происхождение и биотическая регуляция.

Тема 7. Экология человека. Человек как биологический вид. Экотипы. Гомеостатическая регуляция. Высшая нервная деятельность. Онтогенез и его критические периоды. Среда обитания человека. Экологические факторы и здоровье человека. Базовые потребности человека. Стресс и тренировка. Генетика человека и генетический груз. Основные мишени и эффекты агрессивного воздействия окружающей среды на человека. Жизнь в экстремальных условиях. Агро- и урбоэкосистемы и условия существования в них.

Тема 8. Устойчивость биосферы – основа существования человечества. Эволюция биосферы (основные этапы). Особенности функционирования экосистем разного уровня. Принцип эмерждентности. Поток энергии и круговорот веществ как условия функционирования биосферы, их изменения в связи с деятельностью человека. Пределы допустимых воздействий на экосистемы. Загрязнения, их классификация. Химическое загрязнение окружающей природной среды. Пути решения проблемы. Этапы взаимодействия общества и природы. Ограниченность природных ресурсов как условие развития человечества. Возникновения проблем природопользования. Экологические кризисы и революции. Роль природно-климатических условий в развитии цивилизаций. Связь природопользования и демографической ситуации.

Тема 9. Принципы рационального природопользования. Рациональный и нерациональный типы природопользование, их характеристика и отличительные особенности. Типы природопользования (ресурсное природопользование, территориальное природопользование, отраслевое природопользование). Концепция устойчивого развития (КУР). Основные положения, принципы и аспекты КУР. Показатели устойчивого развития. Ресурсное природопользование. Классификации природных ресурсов: по происхождению, по использованию в производстве, по степени исчерпаемости. Закон интегрального ресурса. Проблема истощения природных ресурсов. Отраслевое природопользование. Лесопользование (виды лесопользования, главное и побочное лесопользование). Экологические функции лесов, последствия промышленного лесопользования. Возобновление лесов. Добывающая промышленность. Экологические проблемы в добывающей промышленности и возможные пути их решения. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Виды воздействий различных предприятий энергетики (ТЭС, ГЭС, АЭС). Изменения в природе, происходящие под воздействием ТЭК и их последствия для человека. Агропромышленный комплекс (АПК). Сельское хозяйство как фактор воздействия на окружающую среду. Проблема эрозии почв. Опустынивание. Военно-промышленный комплекс (ВПК). Воздействие ВПК на природу в мирное время. Экологические последствия испытаний оружия, аварий на военных объектах, разоружения. Влияние войн на состояние окружающей среды. Промысловое природопользование. Роль промысла на различных ступенях развития общества. Отличительные особенности промыслового природопользования. Экологические функции ресурсов фауны. Транспорт. Влияние транспорта на землепользование. Изменение гидросферы и атмосферы под влиянием транспорта. Влияние транспорта на биоту. Влияние транспорта на здоровье населения. Территориальное природопользование. Значение приоритета территориальности в природопользовании. Принципы природопользования на региональном (территориальном) уровне. Оценка состояния окружающей природной среды региона. Пути решения экологических проблем региона. Территориальные природоохранные программы. Функционально-стоимостный анализ (ФСА), его значение для территориального природопользования.

Тема 10. Научно-техническая революция (НТР) и экологические кризисы. Противоречие между возможностями развития техники и естественными возможностями биосферы как основная причина экологического кризиса. Роль НТР в деградации сырьевых ресурсов и загрязнении окружающей природной среды. Международное сотрудничество в решении проблем природопользования. Роль международного сотрудничества в реализации устойчивого развития. Основные этапы формирования международного сотрудничества в области охраны природы. Объекты национальной и международной охраны окружающей природной среды. Влияние уровня экономического развития региона на характер природопользования. Пути реализации международного сотрудничества в природопользовании.

Тема 11. Экологический мониторинг, его уровни и виды. Стандарты качества окружающей среды (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС, ПДН).

Тема 12. Охрана и планирование ландшафтов. Типы природных ландшафтов: зональные, интразональные, экстразональные и азональные. Антропогенные ландшафты: агрокультурный и урбанистический. Культурный ландшафт. Общие требования к культурному ландшафту. Планирование культурного ландшафта. Особо охраняемые природные территории (ООПТ), их типы. Роль ООПТ в сохранении видов и экосистем. Типы ООПТ в России и в мире. ООПТ в Прибайкалье. Байкал – объект мирового наследия.

Тема 13. Правовое регулирование природопользования. Источники экологического права. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды". Государственные стандарты (ГОСТ) на природопользование. Государственные органы охраны окружающей среды и основные направления их деятельности. Экологическая паспортизация. Государственная экологическая экспертиза. Экономические аспекты рационального природопользования. Связь экологии и экономики. Эколого-экономическая эффективность природопользования. Учет экстернальных издержек. Принципы и методы оценки эколого-экономической эффективности природопользования. Концепция общей экономической стоимости природных ресурсов. Проблема оценки природных ресурсов и экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды. Государственное и рыночное управление природопользованием. Роль государства и рынка в охране окружающей природной среды. Основные направления перехода экономики к устойчивому развитию. Экономические механизмы природопользования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Макет рабочей программы дисциплины (модуля) министерство образования и науки

    Рабочая программа
    Повышение экологической грамотности, ознакомление с общими принципами охраны природы и использование природоохранных методов применительно к специализации.
  2. Рабочая программа дисциплины «Экологическая экспертиза пищевого сырья и продуктов питания» Код дисциплины по учебному плану дс. Р. 12

    Рабочая программа
    Настоящий курс является обязательным для подготовки студентов по специальности «Экология», входит в цикл дисциплин специализации «Экологическая экспертиза».
  3. Рабочая программа дисциплины «введение в биохимическую экологию» Код дисциплины по учебному плану сд

    Рабочая программа
    Изучить экологические взаимодействия между организмами, опосредуемые веществами, которые являются регуляторами экологических процессов, а так рассмотреть молекулярные механизмы биотрансформации ксенобиотиков.
  4. Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине биология по направлению 020200. 68 Биология

    Программа
    Основные черты строения и жизнедеятельности одноклеточных. Группа Жгутиконосцев. Различные типы питания жгутиконосцев.
  5. Программа создания и развития Физико-технологического института Уральского федерального университета имени первого

    Программа
    Будет разработано не менее 15 учебно-методических коплексов по дисциплинам. Обеспечивает качество осуществляемых программ подготовки, конкурентноспособность и тем самым достижение целевых индикаторов: табл.

Другие похожие документы..