Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Программа учебной дисциплины «инновационный менеджмент» для студентов специальности 080504 "Государственное и муниципальное управление"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
для студентов специальности
080504 "Государственное и муниципальное управление"
"Менеджмент организации" – 061100
специализации
"Управление в городском хозяйстве" - 061166
Москва 2007
Составитель
Кандидат экономических наук, доцент
С.В. Артемов
Ответственный редактор
Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления,
доктор экономических наук, профессор
В.Б.Зотов
Обсуждена
На заседании кафедры государственного и муниципального управления
Протокол № 5 от «18» октября 2004 г.
Обсуждена и одобрена
на заседании методического совета института
государственного и муниципального управления
Протокол № 1 от « 21 » октября 2004 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Данные учебно-методические материалы по дисциплине "Инновационный менеджмент" включают в себя объем учебных занятий, охватывающих науку и практику разработки и использования инноваций в управлении.
Содержание учебно-методических материалов соответствует требованиям специальной дисциплины "Инновационный менеджмент" Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 "Государственное и муниципальное управление" и предназначено для студентов, обучающихся по этой специальности и специальности "Менеджмент организации" – 061100, специализации 061166 –"Управление в городском хозяйстве".
Целью курса “Инновационный менеджмент” является формирование у студентов будущих специалистов области государственного и муниципального управления теоретических знаний в области экономики инноваций и освоение практических навыков решения проблем в области организации и управления процессами создания и коммерциализации инноваций. Знания, полученные студентами в процессе обучения позволять решить следующие задачи:
освоить категории и практические возможности теории инноватики;
приобрести навыки анализа инновационного потенциала территории и предприятий расположенных на ней и на этой основе выявлять новые, ранее неизвестные и скрытые возможности успешной инновационной деятельности;
освоить и применять методы организации и управления инновационной деятельностью;
разрабатывать и обосновывать инновационные проекты продвижения новых продуктов, технологий, услуг в научно-технических, промышленных, финансовых и коммерческих сферах.
Дисциплина «Инновационный менеджмент» предназначена для подготовки специалистов высшей квалификации в области принятия широкого спектра решений по организации разработки и внедрения нововведений на всех стадиях жизненного цикла инновации: от научных исследований до маркетинговой поддержки и сопровождения.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина «Инновационный менеджмент» является обобщающей, завершающей профессиональную подготовку по данной специальности. Изучение данной дисциплины должно способствовать достижению целей обучения и подготовки специалистов в области государственного и муниципального менеджмента, поэтому материалы программы взаимоувязаны с содержанием всех других дисциплин данной специальности с учетом особенностей их специализаций. Однако для наиболее эффективного освоения знаний и приобретения практических навыков инновационного менеджмента студенты должны иметь достаточную подготовку как в области общих социально-экономических и общих математических, естественнонаучных дисциплин, так и в области общепрофессиональных дисциплин.
Программа дисциплины ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по всем дисциплинам учебного плана для специальности 080504 "Государственное и муниципальное управление" и специализации "Управление в городском хозяйстве" – 061166.
В ходе изучения дисциплины углубляются теоретические, методические и практические знания, полученные студентами по таким дисциплинам, как «Макроэкономика», «Основы менеджмента», «Маркетинг территорий», «Правоведение», «Экономика государственного и муниципального сектора», «Антикризисное управление», «Теория организации» и других.
В программе курса одиннадцать тем, сгруппированных в 3 раздела:
представление об инновациях (нововведениях) и инновационном процессе;
методы управления инновационной деятельностью, а так же технологии управления инновационными проектами и обоснование эффективности их инвестирования;
государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационных процессов.
Основные задачи курса:
- определять тенденции развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;
- организовывать управление развитием организаций, предприятий и учреждений;
- разрабатывать проекты внедрения нововведений;
- создавать системы управления инновациями;
- формировать благоприятный инновационный климат и условия для адаптации организаций к нововведениям;
- принимать решения, направленные на стимулирование роста инновационной активности организаций, регионов и отраслей экономики.
Кроме того, при изучении дисциплины студенты должны овладеть практическими приемами обоснования инновационных решений в условиях неопределенности и риска.
В процессе преподавания данной дисциплины проводятся лекции, практические занятия, используется разбор конкретных ситуаций из российской и зарубежной практики инновационных фирм. Освоение курса предполагает высокий уровень самостоятельной подготовки и групповой работы студентов, прежде всего за счет анализа конкретных ситуаций, а также подготовки эссе и рефератов по тематике курса.
В целях интенсификации процесса обучения широко используются активные методы обучения в виде лабораторных работ по основным темам дисциплины и обсуждение деловых конкретных ситуаций: в том числе:
классификация инноваций;
анализ источников и механизмов финансирования инновационной деятельности;
проблемы управления инновационным бизнесом на региональном уровне;
анализ кривых жизненных циклов продуктов и технологий;
оценка эффективности инноваций;
методы коммерциализации научно-технических разработок;
государственная поддержка инновационной деятельности;
управление инновационными проектами и оценка рисков.
Лабораторные занятия предназначены для развития умений и навыков студентов по использованию служебного и прикладного программного обеспечения в управлении.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами дисциплины и заключается в подготовке домашних заданий в форме эссе, рефератов и тезисов устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного преподавателем списка.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные вопросы.
Курсовой проект выполняют только студенты специализации "Управление в городском хозяйстве", которые самостоятельно разрабатывают и решают вопросы проектирования инновационного процесса на уровне предприятия или отраслевом уровнях управления.
Проверка знаний студентов осуществляется путем защиты курсового проекта и сдачи экзамена. Для студентов дневного отделения дисциплина читается на 8 семестре, для вечернего отделения на 9 семестре.
Количество часов для студентов специальности "Государственное и муниципальное управление" дневного отделения – 21, в том числе 11 лекций, 6 часов практических занятий, и 4 часа лабораторных работ.
Для студентов вечернего отделения – 32 часа, в том числе 16 лекций, 10 часов практических занятий, и 6 часов лабораторных работ.
Количество часов для студентов специальности "Управление в городском хозяйстве" дневного отделения – 36 часов, в том числе 16 часов лекций, 14 часов практических занятий, и 6 часов лабораторных работ.
Распределение часов по видам и темам учебных занятий для студентов очной и вечерней форм обучения специальности "Государственное и муниципальное управление"
Раздел, тема программы | Количество аудиторных часов | |||
Всего | В том числе по видам учебных занятий | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||
Раздел 1 Основы теории инноватики. | ||||
Тема 1. Теоретические основы инновационного менеджмента. | 1/2 | 1/2 | -/- | -/- |
Тема 2. Методологические основы инновационного менеджмента | 1/1 | 1/1 | -/- | -/- |
Тема 3. Инновационный рынок как форма организации инновационной деятельности. | 1/1 | 1/1 | -/- | -/- |
Раздел 2. Организация и содержание инновационной деятельности | ||||
Тема 3. Планирование инновационных процессов. | 3/4 | 1/2 | 2/- | -/2 |
Тема 4. Управление инновационным проектом. | 3/4 | 1/2 | -/- | 2/2 |
Тема 5. Стратегическое управление инновационным развитием. | 3/4 | 1/2 | 2/2 | -/- |
Тема 6. Управление рисками в инновационной деятельности. | 2/4 | 1/1 | 1/3 | -/- |
Тема 7. Формы и источники финансирования инновационной деятельности, и анализ ее эффективности. | 3/4 | 1/2 | -/- | 2/2 |
Раздел 3. Механизм государственного и муниципального регулирования инновационной деятельности | ||||
Тема 8. Правовое обеспечение инновационной деятельности. | 1/4 | 1/1 | -/1 | -/- |
Тема 9. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры. | 2/4 | 1/2 | 1/2 | -/ |
Тема 10. Государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационных процессов. | 2/4 | 1/2 | -/2 | -/- |
Всего часов на освоение учебного материала | 21/32 | 11/16 | 6/10 | 4/6 |
Распределение часов по видам и темам учебных занятий для студентов специальности "Управление в городском хозяйстве"
Раздел, тема программы | Количество аудиторных часов | |||
Всего | В том числе по видам учебных занятий | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия, деловые игры | ||
Раздел 1 Основы теории инноватики. | ||||
Тема 1. Теоретические основы инновационного менеджмента. | 2 | 2 | - | - |
Тема 2. Методологические основы инновационного менеджмента | 1 | 1 | - | - |
Тема 3. Инновационный рынок как форма организации инновационной деятельности. | 1 | 1 | - | - |
Раздел 2. Организация и содержание инновационной деятельности | ||||
Тема 3. Планирование инновационных процессов. | 6 | 2 | 2 | 2 |
Тема 4. Управление инновационным проектом. | 6 | 2 | 2 | 2 |
Тема 5. Стратегическое управление инновационным развитием. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 6. Управление рисками в инновационной деятельности. | 3 | 1 | 2 | - |
Тема 7. Формы и источники финансирования инновационной деятельности, и анализ ее эффективности. | 4 | 2 | 2 | - |
Раздел 3. Механизм государственного и муниципального регулирования инновационной деятельности | ||||
Тема 8. Правовое обеспечение инновационной деятельности. | 1 | 1 | 1 | - |
Тема 9. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры. | 3 | 1 | 1 | - |
Тема 10. Государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационных процессов. | 6 | 2 | 2 | 2 |
Всего часов на освоение учебного материала | 36 | 16 | 14 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Раздел 1. Основы теории инноватики
Похожие документы:
Программа по организации и проведению производственной практики для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Санкт Петербур г 2007 год
ПрограммаПрограмма производственной практики разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню и качеству подготовки выпускников по специальности 080504 – «Государственное и муниципальное управление».Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (1)
Учебно-методический комплексР 17 Разработка управленческих решений : учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» – Уфа : РИО БАГСУ, 2008.Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (3)
Учебно-методический комплексВзаимоотношения государственных предприятий и кредитно-финансовых учреждений: Учебно-методический комплекс / сост. О.В. Сидорова. – Уфа: РИО БАГСУ, 2008.Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (1)
Методические рекомендацииМетодические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) специальности 080504 (061 ) – «ГосударственноеМетодические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (2)
Методические рекомендацииМетодические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) специальности 080504 (061 ) – «Государственное