Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. К нормативным документам, регули...полностью>>
'Документ'
Управлением образования, администрациями школ ведется постоянная и планомерная работа по организованному окончанию 2010/2011 учебного года, а также п...полностью>>
'Закон'
Рассмотрев принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 декабря 2009 года проект Закона Республики Беларусь «О ратифик...полностью>>
'Документ'
Для начала нового – ХХI – века характерно то, что в цивилизованных странах мира продолжается напряженный процесс совершенствования национальных систе...полностью>>

Программа учебной дисциплины «инновационный менеджмент» для студентов специальности 080504 "Государственное и муниципальное управление"

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 1. Теоретические основы инновационного менеджмента

Инновации в рыночной экономике. Инновационный менеджмент как учебная дисциплина подготовки менеджеров. Роль знаний и обучения. Возрастание роли инновационного менеджмента по мере движения к экономике знаний.

Сущность понятий “инновация”, “изобретение”, “инновационный процесс”, “инновационная деятельность”. Виды инновационной деятельности. Диффузия инноваций.

Становление теории инноватики. Инноватика как наука. Большие циклы конъюнктуры по Н.Д. Кондратьеву. Деловые циклы Й. Шумпетера.

Технологические уклады. Жизненный цикл технологического уклада и его основные характеристики. Социальные и экономические трансформации в рамках новой технико-экономической парадигмы.

Сравнительные характеристики промышленного производства в рамках четвертой и пятой волны технологических изменений.

Классификации инноваций и их специфика. Примеры инноваций, которые “преобразили мир”.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое новация, новшество?

  2. Охарактеризуйте понятия инновация, нововведение.

  3. Инновационный процесс, его этапы.

  4. Показатель результативности научно-исследовательской деятельности.

  5. Что включает в себя инновационная деятельность?

  6. Чем характеризуется инновационный потенциал?

  7. Инновационная политика. Основные направления инновационной политики России.

Литература: основная – 1,2,3, дополнительная – 1,9,15,25,26

Тема 2. Методологические основы инновационного менеджмента.

Содержание инновационного менеджмента. Задачи и функции инновационного менеджмента. Менеджеры в инновационной сфере. Стиль руководства инновациями. Классификация концепций и методологических подходов к инновационному менеджменту. Классическая школа. Поведенческая школа. Научная школа. Процессный подход. Системный подход. Социально-психологический подход. Жизнециклический подход. Количественные математические подходы. Проектный подход. Маркетинговый подход. Содержание, формы реализации и результаты. Современное управление процессами разработки и реализации новых технологий в производственной и научной сфере.

Организационные формы инновационного развития. Свойства инновационных организаций. Инновационный проект как новая форма организации инноваций. Макро-, мезо- и микроэкономических подходов управления нововведениями

Вопросы для самоконтроля:

  1. Сущность инновационного менеджмента. Три аспекта понятия инновационный менеджмент:

  2. Этапы развития инновационного менеджмента.

  3. Задачи внутрифирменного управления инновациями (внутреннего и внешнего плана).

  4. Функции инновационного менеджмента. Их классификация.

  5. Содержание процесса управления.

  6. Виды контроля в инновационном менеджменте.

  7. Социально-психологические функции инновационного менеджмента.

  8. Процессуальные функции в инновационном менеджменте.

  9. Виды коммуникационных каналов.

  10. Решения в инновационном менеджменте. Их классификация. Процесс принятия решений в инновационном менеджменте.

Литература: основная – 1,6, дополнительная – 1,3,9,13,25,

Тема 3. Инновационный рынок как форма организации инновационной деятельности.

Рынок инноваций как связующее звено всех элементов региональной инновационной системы. Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности. Малый бизнес и инновационная деятельность. Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе, ориентированные на решение научно-технических проблем. Инновационные организации, действующие на основе венчурного финансирования. Факторы конкурентоспособности инновационной организации. Субъектами территориально рынка инноваций. Значение и задачи анализа спроса на инновации. Инновации как специфический товар. Воздействие внешних и внутренних условий на инновационную восприимчивость субъектов рынка инноваций. Информационная инфраструктура. Формы и методы продвижения инновационных продуктов на рынок. Мониторинг инновационных процессов. Коммерциализации инновационных продуктов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Сущность и особенности инновационного рынка.

  2. Субъекты инновационного рынка.

  3. Роль инноваций в современной мировой экономике.

  4. Особенности международной торговли научно-техническими знаниями в современных условиях.

  5. Чем, на ваш взгляд, государство должно помогать инновационным фирмам?

  6. Особенности участия России на мировом рынке инноваций инновационных связей российских предприятий.

  7. Кто помогает вводить новшества?

  8. Барьеры вхождения на рынок для новшества.

  9. Кто традиционно помогает исследователям?

  10. Каковы основные этапы вывода инновационных технологий на рынок?

  11. В чем состоят особенности малых (крупных) инновационных компаний?

Литература: основная – , дополнительная – ,

Раздел 2. Организация и содержание инновационной деятельности

Тема 3. Планирование инновационных процессов

Задача планирования инноваций. Принципы планирования инноваций. Стратегическое планирование как элемент стратегического управления инновациями. Оперативное планирование инноваций. Концепции планирования инноваций. Виды планирования инноваций на предприятии. Процесс планирования. Необходимость разработки научно-технических прогнозов. Сетевое планирование. Методические приемы научно-технического прогнозирования. Дифференциация научно-технических прогнозов в зависимости от уровня разработки. Дифференциация научно-технических прогнозов в зависимости от длительности прогнозируемого периода. Содержание научно-технического прогноза. Методика прогнозирования на основе экстраполяции. Методика прогнозирования на основе индивидуальных экспертных оценок. Методика прогнозирования с помощью моделирования. Методы экстраполяции при научно-техническом прогнозировании. Методика прогнозирования на основе коллективных экспертных оценок.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Функции планирования.

  2. Функция координации и формы ее осуществления.

  3. Основные задачи планирования.

  4. Принципы планирования инноваций.

  5. Признаки классификации видов планирования.

  6. Виды планов.

  7. Понятие и задачи научно-технического прогнозирования.

Литература: основная – 1, дополнительная – 7,10,18,22

Тема 4. Управление инновационным проектом

Сущность и виды исследовательских проектов. Принципы управления, порядок разработки инновационных проектов, управление реализацией проектов.

Организация разработки программ и проектов нововведений. Формы реализации проектов. Факторы, влияющие на результаты проектных работ. Информационное обеспечение проектной работы. Экспертиза программ и проектов. Структурно - логический анализ проектов. Критерии выбора, ресурсы. Современные организационные формы инновационной деятельности. Участники инновационного проекта.

Субъекты нововведения. Координация и отношения заказчика, инвестора. Участие государства в инновациях. Непрерывность и последовательность проектирования, стадии инноваций и система планов.

Характеристика инновационного проекта. Оформление инновационных проектов. Проектно-целевое управление исследованиями и разработками. Организация управления проектом.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте понятие «инновационный проект».

  2. Каковы основные элементы инновационного проекта?

  3. Участники инновационного проекта.

  4. Порядок разработки инновационного проекта.

  5. Что такое «дерево целей», его значение?

  6. Что такое «дерево работ», его значение?

  7. Раскройте содержание процесса планирования инновационного проекта.

  8. Планы реализации инновационного проекта по уровню иерархии.

  9. Разделы и содержание бизнес-плана.

  10. Формы контроля хода реализации инновационного проекта.

Литература: основная – 1,2,3, дополнительная – 10,11,13,18

Тема 5. Стратегическое управление инновационным развитием

Значение менеджмента технологических инноваций для развития конкурентных преимуществ. Основные функции и особенности менеджмента технологических инноваций. Новые вызовы для инновационного менеджмента. Стратегическое управление как составная часть инновационного менеджмента. Необходимость стратегического подхода к управлению инновациями. Стратегии технологических и продуктовых инноваций. Конкурентные стратегии дифференциации и сокращения издержек и направленность продуктовых и процессных инноваций. Этапы разработки инновационной стратегии предприятия, региона, города. Конкуренция “во времени”. Инновационный потенциал организации. Наукоемкость продукции. Методы разработки и обоснования инновационных стратегий. Риски процесса выведения на рынок новых продуктов. Факторы успешной реализации стратегии: оргструктуры, персонал, финансовая поддержка.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем состоят особенности процедуры определения стратегии?

  2. Основные цели стратегии.

  3. Какие требования, предъявляемые при постановке цели?

  4. Классификация инновационных стратегий.

  5. Характеристика универсальных (базовых или эталонных) стратегий.

  6. Особенности интеграционных стратегий.

  7. В чем состоят отличия основных инновационных стратегий поведения предприятий?

Литература: основная – 1, дополнительная – 3,5,7,19,22

Тема 6. Управление рисками в инновационной деятельности

Неопределенность как неотъемлемая черта инновационной деятельности. Оценка рисков инновационного проекта. Основные понятия и категории теории управления рисками. Цели и задачи управления рисками. Основные методы оценки рисков. Методы управления рисками. Венчурный бизнес и организация венчурного финансирования. Причины возникновения рисков. Задача теории управления инновационными рисками. Условия возникновения рисков в соответствии с теорией управления рисками. Цели управления рисками. Этапы управления рисками. Классификация рисков. Качественные методы оценки рисков. Количественные методы оценки рисков. Основные методы управления рисками.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные причины возникновения рисков.

  2. Что понимается под риском.

  3. Условия возникновения рисков в соответствии с теорией управления рисками.

  4. Каковы цели управления рисками?

  5. Этапы управления рисками.

  6. Провидите классификации рисков.

  7. Качественные и количественные методы оценки рисков.

  8. Дать характеристику основным методам управления рисками.

Литература: основная – 1,2, дополнительная – 6,14,17,21

Тема 7. Финансирование инновационной деятельности, и анализ ее эффективности.

Задача определения эффективности инвестиций в инновационную деятельность. Общие принципы осуществления инвестиций в инновации. Комплексная оценка эффективности инноваций. Научно-техническая эффективность. Социальная эффективность. Экономическая эффективность. Финансово-экономический анализ как центральный элемент системного анализа эффективности инновационного проекта. Простые и дисконтированные критерии оценки финансово-экономической эффективности инновационной деятельности. Задача сравнения инновационных проектов по их эффективности. Источники инвестиций. Цели и инвестиционные приоритеты различных источников. Формы финансирования инноваций. Собственные источники инвестиций. Бюджетные источники инвестиций. Заемные источники инвестиций.

Проблемы финансирования инноваций в России. Внеэкономические факторы инвестиционной привлекательности инновационных процессов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Классификация источников инвестиций.

  2. В чем состоит значение лизинга как источника финансирования инноваций?

  3. Современные проблемы финансирования инноваций в России.

  4. Внеэкономические факторы инвестиционной привлекательности инновационных процессов.

  5. Финансово-экономические факторы инвестиционной привлекательности инновационных процессов.

  6. Определение цены собственного и привлеченного капитала.

  7. Факторы, определяющие цену привлеченного капитала.

  8. Определение средневзвешенной цены капитала.

  9. Оценка экономической эффективности инновационных проектов различными методами.

Литература: основная – 1,2,3, дополнительная – 2,18,25,14

Тема 8. Технологический аудит инновационной деятельности.

Основные этапы проведения технологического аудита в организации. Формы и методы обзора используемых в организации технологий. Выявление наилучшей технологической практики в ходе анализа технологических эталонов. Бэнчмаркинг как управленческий инструментарий. Основные типы, стадии и шаги анализа технологических эталонов, его многомерность и многофункциональность. Оценка относительной эффективности используемых технологий в ходе анализа технологического портфеля организаций. Рекомендации по выработке и реализации технологической стратегии организации.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем отличаются между собой различные методы анализа используемых технологий?

  2. Как организуются работы по анализу используемых в организации технологий?

  3. В чем вы видите основные сложности проведения анализа технологических эталонов?

  4. Каково содержание деятельности организаций, специализирующихся на анализе технологических эталонов?

  5. Каким образом выявление технологических эталонов стимулирует инновационную деятельность?

  6. В чем специфика анализа технологического портфеля организации как метода инновационного менеджмента?

  7. Анализ матрицы технологического портфеля организации.

  8. Как оптимизируется технологический портфель?

Литература: основная – 1,2, дополнительная – 12

Раздел 3. Механизм государственного и муниципального регулирования инновационной деятельностью

Тема 9. Правовое обеспечение инновационной деятельности.

Инновации как объекты интеллектуальной собственности. Защита инноваций как объектов промышленной собственности. Использование системы отсроченной экспертизы при защите инноваций. Регламентация использования служебных изобретений. Защита авторских прав на результаты инновационной деятельности. Правовая защита конфиденциальной информации, ноу-хау как ее вида. Лицензирование как форма трансферта технологий. Основные типы лицензионных соглашений: неисключительная (простая), исключительная, полная, открытая, перекрестная лицензии, сублицензия, пакетное лицензирование. Фрэнчайзинг как вид лицензирования.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как предотвратить несанкционированное использование результатов инновационной деятельности?

  2. Как устанавливается изобретательский уровень результатов инновационной деятельности?

  3. Какую роль играет патент в системе рыночных отношений?

  4. Каковы особенности правовой защиты полезных моделей?

  5. На основании каких критериев происходит защита прав на промышленные образцы?

  6. Какие результаты инновационной деятельности являются объектами авторского права?

  7. Как возникает авторское право на результаты инновационной деятельности?

  8. В чем специфика авторских прав на служебные произведения?

  9. Как поддержать конфиденциальность информации в ходе инновационных процессов?

  10. В чем вы видите преимущества и недостатки различных типов лицензий?

  11. Как государство может влиять на лицензионную политику инновационных предприятий?

Литература: основная – 1,3, дополнительная – 4,25

Тема 10. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры.

Основные задачи содействия инновационной деятельности. Элементы инновационной инфраструктуры. Технопарковые структуры, их основные формы: научные парки, технологические и исследовательские парки, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, центры трансферта технологий, особые экономические зоны, инкубаторы бизнеса, инкубаторы технологий, виртуальные инкубаторы, технополисы. Роль информационно-технологических систем в развитии инновационной инфраструктуры. Городская инновационная инфраструктура. Интеграционные и синергетические процессы в инновационной инфраструктуре.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие методы используются для формирования инновационной стратегии муниципального предприятия?

  2. Реализация инновационной деятельности в городском хозяйстве.

  3. Создание инфраструктуры инновационной деятельности.

  4. Основные направления научно-технической политики крупного города.

  5. Источники и методы инвестирования в системе городского хозяйства.

  6. Координация инновационной деятельности.

  7. Содержание программ развития науки в интересах городского хозяйства.

  8. Объекты управления и организация инновационной деятельности.

  9. Роль местных органов власти в инновационном процессе.

  10. Основные направления инновационной деятельности администраций городов.

  11. Инвестиционная деятельность муниципальных органов власти.

Литература: основная – 1,2,3 дополнительная – 2,13,23

Тема 11. Государственное и муниципальное регулирование инновационных процессов.

Уровни регулирования инновационной деятельности. Системный подход к управлению инновациями, его сущность и значение. Разработка инновационных прогнозов и стратегий. Приоритеты государственной инновационной политики. Федеральные целевые программы. Программы технологического развития. Поддержка высокоэффективных инновационных проектов. Создание организационных, экономических и правовых условий развития инновационной деятельности. Основные факторы государственного регулирования инновационной деятельности. Пути создания благоприятного инновационного климата. Обеспечение приоритета инновационной деятельности.

Реализация научно-технических программ. Опыт США, Японии и других стран. Отечественный опыт.

Транснациональные инновационные корпорации и альянсы. Транснациональные финансово-промышленные группы.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Факторы, определяющие необходимость государственного регулирования инновационных процессов.

  2. Функции государства в инновационной сфере.

  3. Понятие государственная инновационная политика.

  4. Элементы государственной инновационной политики.

  5. Основные критерии выбора инновационных приоритетов.

  6. Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов.

  7. Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов.

  8. Инструменты государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества.

  9. Основные методы государственной поддержки инновационных процессов в России.

Литература: основная – 1,2,6, дополнительная – 2,13,24

Учебные мероприятия текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Содержание практических занятий для студентов очной и вечерней форм обучения

Тема

Форма

Часы

Д

ОЗ

Применение методов прогнозирования в инновационном менеджменте.

Лр.

2

2

Изучение возможностей пакета прикладных программ

Microsoft Project в аспекте реализации инновационного проекта.

Лр.

2

2

Формы и источники финансирования инновационной деятельности, и анализ ее эффективности с использованием программно-методического комплекса МаркетингМикс и Мастерская Бизнес планирования.

Лр.

2

2

Стратегическое управление инновационным развитием.

Пр.

2

2

Управление рисками в инновационной деятельности.

Пр.

1

3

Правовое обеспечение инновационной деятельности.

Пр.

1

Формирование и развитие инновационной инфраструктуры.

C.

1

2

Государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационных процессов.

C.

2

Итого:

10

16

Д – дневное обучение, ОЗ – очно-заочное обучение.

Содержание практических занятий для студентов специальности "Управление в городском хозяйстве"

Тема

Форма

Часы

Применение методов прогнозирования в инновационном менеджменте (в среде EXCEL и SPSS).

Лр.

2

Изучение возможностей пакета прикладных программ

Microsoft Project в аспекте реализации инновационного проекта.

Лр.

2

Стратегическое управление инновационным развитием с использованием программно-методического комплекса МаркетингМикс.

Лр.

-

Финансирование инноваций и оценка рисков инновационных проектов.

Лр.

2

Управление рисками в инновационной деятельности.

Правовое обеспечение инновационной деятельности.

Пр.

1

Формирование и развитие инновационной инфраструктуры.

C.

1

Государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационных процессов.

C.

2

Итого:

20

C. – семинар Л.р. - лабораторная работа П.р. – практическая работа

Промежуточный контроль осуществляется в форме тестирования по ряду пройденных тем.

Самостоятельная работа заключается в подготовке домашних заданий в форме эссе, рефератов и тезисов устных выступлений по темам, выбираемым из предложенного списка с помощью рекомендуемой литературы и других источников. Студент может сам предложить тему самостоятельной работы по интересующей его проблеме, но должен согласовать ее с преподавателем.

На некоторых практических занятиях подробно рассматриваются одна или две темы в форме case-study с обязательными конкретными примерами. Темы предлагаются студентами или преподавателем и могут совпадать с темами представленных эссе и рефератов. Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.

Примерный перечень тем индивидуальных работ студентов

    1. Разработка механизма формирования инновационной политики городов.

    2. Совершенствование технической политики предприятий городского хозяйства.

    3. Формирование муниципального заказа по научно-техническим программам и проектам.

    4. Создание и развитие региональной сети инновационных фирм.

    5. Проведение маркетингового исследования инновационного рынка.

    6. Совершенствование механизма бюджетного кредитования инновационных проектов и программ.

    7. Совершенствование форм реализации научно-технического продукта.

    8. Проблемы защиты интеллектуальной собственности.

    9. Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в инновационную деятельность города.

    10. Оценка затрат на инновационные проекты и определение их эффективности.

    11. Разработка инновационного плана предприятия городского хозяйства.

    12. Повышение роли бюджетного финансирования инновационной деятельности.

    13. Совершенствование системы территориального управления инновациями.

    14. SWOT-анализ стратегического плана инноваций.

    15. Управление реализацией инновационных проектов.

    16. ВУЗ - как инновационная структура.

    17. Нововведения в сфере организации производства.

    18. Нововведения в сфере автоматизации управления.

    19. Управленческая система инновационной компании.

    20. Инновационный климат и потенциал предприятия.

    21. Стимулирование инновационных разработок.

    22. Управление исследовательскими организациями и механизм его совершенствования.

    23. Инновационная организация.

    24. Особенности деятельности венчурных фондов в России.

    25. Анализ инновационной организации.

    26. Отличие венчурного финансирования от традиционных форм кредитования инновационных проектов.

    27. Налогообложение в инновационной сфере.

    28. Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации.

    29. Инновации и инновационная деятельность за рубежом.

    30. Высокие технологии и их роль в развитии экономики России.

    31. Научно-техническая подготовка производства.

    32. Федеральные и региональные целевые программы развития науки и техники.

    33. Венчурные фонды, функционирующие на территории Российской Федерации.

    34. Инновационный проект компании.

    35. Инвестиционная инфраструктура и ее взаимоотношение с инновациями.

    36. Основные риски инвесторов венчурного капитала. Способы их уменьшения.

    37. Информационное обеспечение инновационного менеджмента.

    38. Экономическое стимулирование инновационного процесса.

    39. Отличия венчурного финансирования от традиционных форм кредитования.

    40. Инновационная инфраструктура региона.

    41. Основные риски инвесторов венчурного капитала, способы их минимизации и особенности деятельности венчурных фондов в России.

    42. Анализ инновационной инфраструктуры города.

    43. Исследование основных аспектов базисной инновации.

    44. Инновационный проект компании.

    45. Региональная (городская) инновационная политика.

Литература

Основная

  1. Инновационный менеджмент. Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2004.

  2. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М., 2004.

  3. Морозов. Ю.П. Инновационный менеджмент. Уч.пособие для ВУЗов, М., "Юнита-Дана", 2003.

  4. Инновационный менеджмент, Под ред. Аньшин В.М., Дагаев А.А.,– М.: Дело, 2003.

  5. Инновационный менеджмент, Под ред. Швандар В.А., Горфинкель В.Я. – М.: Вузовский учебник, 2004.

  6. Руднев А.В. Инновационный менеджмент. – М.: ГАУ,1998.

  7. Фатхудинов Ф.А. Инновационный менеджмент. - М.: ПИТЕР, 2004.

Дополнительная

  1. Абдулов А.Н., Кулькин А.М. Государственная научно-техническая политика Японии. - М., 2000.

англ. – М.: Аланс, 1993.- 325 с.

  1. Балабанов И.Т.Инновационный менеджмент. - СПб.: "Питер", 2000.

  2. Балацкий Е., Забелин О. Инструменты амортизационной политики в системе регулирования промышленных инноваций.// «Общество и экономика». 2005. №5.

  3. Баранчеев В.П., Гунин В.Н., Ляпина С.Ю., Онищенко С.И., Устинов В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / ГУУ. – М.: Финстатинформ, 2000.

  4. Белов В.В., Г.В.Виталиев, Г.М.Денисов. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. Уч.пособие., М.: "ЮРИСТЪ", 1997.

  5. Виханский О.С., А.И.Наумов. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд-е. - М.: Фирма Гардарика, 1996.

  6. Гаврилов К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

  7. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.

  8. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР.– Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

  9. Гончарова Н.П., Перерва П.Г. Маркетинг инновационного процесса: Учебное пособие. – Киев: ВИРА-Р, 1998,267 с.

  10. Гранберг А.Г. Социально-экономическое пространство России: трансформацилнные тенденции и перспективы. – М.: ГУУ, 2004.

  11. Гурков И. Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. – М.: ТЕИС, 2003.- 321 с.

  12. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. – М.: Теис, 2003.

  13. Дежина И.Г. Салтыков Б.Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок. – М., ИЭПП, 2004.

  14. Друкер П. Инновации и предпринимательство. – М., 1992. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050. Стратегия инновационного прорыва. – М.: «Экономика», 2005.

  15. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии устойчивого развития. – Уфа.: ООО «ДизайнПолигрфСервис», 2003.

  16. Ильдеменов В., Ильдеменов А. С., Воробьев В. П. Инновационный менеджмент. -М.: Издательство: ИНФРА, 2004.

  17. Ильин Н.П.и др. Управление проектами. - СПб.: "Два-Три", 1996.

  18. Инновационный менеджмент, Под ред. Оголевой Л.Н. – М.: Инфра-М, 2004.

  19. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. Под ред. П.Н. Завлина, Казанцева А.К, Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 1997.

  20. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. О.П. Молчановой. – М.: Вита-Пресс, 2001.

  21. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М: Финансы и статистика, 2000.

  22. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М., 1997, 289 с.

  23. Кондратьев Н.Д.. Основные проблемы экономической динамики. - М.: Наука, 1991.

  24. Котлер Ф.. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 2003.

  25. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 1998, 224 с.

  26. Максютов А. А. Бизнес-план предприятия: финансовый бюджет. – М., 2002.

  27. Мир управления проектами / Под ред. Х. Решке, Х. Шелн: Пер. с

  28. Новоселов А.С. Региональные рынки – М.: Инфра-М, 1999

  29. Панкрухтин А.П. Маркетинг Территорий. – СПб.: Питер, 2006.

  30. Пикфорд .Дж. Управление рисками. - М.: Вершина, 2004.

  31. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.

  32. Технопарки: организация и управление. Пер. с англ. – М., 1997, 163 с.

  33. Цветков А.Н. Государственный организационно-экономический механизм научно-технических нововведений / СПб, 1997, 142с.

Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. – СПб.: ДваТри, 1996.

  1. Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер. 2004.

  2. Янсен Ф., Эпоха инноваций: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.



Глоссарий

Инновация (нововведение) – новшество, ставшее предметом инновационного процесса; новшество приобретает это новое качество и становится нововведением с момента своего распространения и принятия потребителем (инноватором) для дальнейшего преобразования и/или использования.

Инновационный процесс (ИП) – совокупность состояний инновации (новации, включенной в инновационной процесс), сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, маркетинговой и конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии, организационные формы, виды деятельности). В процессе преобразования инноваций последние проходят ряд промежуточных состояний: идея потребности, конструкторское и/или технологическое выражение идеи, экспериментальный, опытный и серийный образцы, новый товар, новый элемент технологического процесса или новая технология у потребителя, новый социально-экономический эффект. ИП имеет черты дискретности, непрерывности и цикличности. ИП осуществляется совокупностью участников посредством их инновационной деятельности. ИП – элемент инновационной системы.

Участники инновационного процесса – совокупность новаторов и инноваторов (отечественных и зарубежных), государственных, региональных и отраслевых учреждений, звеньев инновационной инфраструктуры, то есть всех субъектов инновационного процесса, играющих в нем определенную роль и выполняющих соответствующие функции.

Инновационная деятельностьсовокупность действий участника инновационного процесса, имеющего определенную цель, средства достижения цели, осуществляющего свои функции соответственно своей роли в процессе и достигающего определенных результатов.

Инновационный механизм – рыночное и/или административное формирование инновационных потребностей и спроса, с одной стороны, и инновационного предложения, с другой. Выделяются рыночный, административный и смешанный механизмы. Инновационный механизм – элемент инновационной системы. Должны действовать три группы акций, воздействующих на инновационные системы: а) стимулирование предложения новшеств; б) повышение спроса на результат инновационного процесса; в) воздействие на условия, стимулирующие нововведения.

Инновационная система (ИС) – состав взаимосвязанных элементов, способных в совокупности организовать инновационный процесс и поддерживать его на требуемом уровне. ИС имеет внутреннюю и внешнюю среды, управляемую и управляющую подсистемы. Элементами ИС являются инновации, сам инновационный процесс и его участники, отношения и связи которых упорядочены организационной структурой, осуществляющие инновационную деятельность, а также инновационный механизм. ИС является предметом инновационного менеджмента.

Инновационная среда – дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение любого участника инновационного процесса, оказывающее косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат. В качестве компонентов макросреды выступают научно-техническая, производственная, финансовая, экономическая, административная и правовая, природно-географическая, социальная, политическая среды. Компонентами микросреды или как часто называют, инновационной сферы принято считать рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, с которыми непосредственно связаны участники инновационного процесса, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.

Инновационный климат – благоприятствующие или неблагоприят-ствующие внешние или внутренние факторы влияния на инновационную деятельность участников инновационных процессов.

Инновационный цикл – это совокупность стадий инновационного процесса, регулярно повторяющихся независимо от класса инноваций, последовательно сменяющих друг друга, причем отдельные этапы и операции могут выполняться параллельно. Инновационный цикл представляет собой жизненный цикл инноваций (ЖЦИн), включающий стадии: научно-техническую (стадию НИОКР), производственную, реализации (стадию коммерциализации или стадию передачи в сферу потребления по договору), потребления. Поскольку ЖЦИн предполагает различные состояния инновации, на определенных стадиях к инновации применимы понятия жизненного цикла изделия (продукта), технологии, товара.

Инновационная активность – степень интенсификации инновационной деятельности и поведения на рынках новшеств и нововведений, отражаемая в определенных количественных и качественных параметрах: продолжительности инновационного цикла, обновления предметов и средств труда, объемах предложений и закупок результатов инновационной деятельности, ценового поведения, предложений развития инновационных механизмов и систем.

Инновационный потенциал – способность, возможность, готовность участника инновационного процесса мобилизовать ресурсы и организационный механизм (технологию деятельности и организационную структуру) на его осуществление в той части процесса, которая отражает роль участника, в заданные сроки и затраты. Учитываются функциональный (научно-технические, производственные, маркетинговые и др.), ресурсный (материально-технические, финансовые, человеческие, информационные) и системный (миссия, ценностные ориентации, опыт, компетентность общего руководства) потенциалы, а также инновационная гибкость.

Инновационные стратегии – выбор на основе учета целей участника инновационного процесса, состояния внешней среды (выявления угроз и возможностей) и потенциала (выявление силы и слабости) направлений инновационной деятельности, поведения на рынках новшеств, методов использования ресурсов и организационного механизма

Инновационный трансферт – продвижение нового продукта к потребителям (инноваторам) вплоть до освоения и потребления. Выделяют этапы продвижения: идея – новатор, новшество – инноватор, новый продукт – рынок, рынок новшеств – потребитель (инноватор), продвижение в среде инноватора. Осуществляется различными способами: а) распространение в условиях повышенного спроса по обычным каналам сбытовых сетей; б) диффузия новшества через информацию об удачном опыте использования новшества, либо через рекламу, либо через непосредственное ознакомление с опытом применения новшества, и рекомендаций специалистов фирм, уже применивших новый продукт; в) внедрение – преодоление сопротивления новшествам, адаптация инновационной системы фирмы к новшеству.

Инновационная инфраструктура - совокупность экономических субъектов, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности с целью эффективного взаимодействия участников рынка инноваций.

Инновационная политика территории - совокупность мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия органов государственного управления и местного самоуправления на научно-техническую и инновационную деятельность, реализацию конкретных программ и проектов, заказов и контрактов инновационного характера с целью развития конкурентоспособных производств и технологий и обеспечения согласованных и скоординированных действий всех субъектов инновационной сферы.

Инновационная программа - как инструмент реализации стратегии инновационного развития территории - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение установленных целей и задач в интересах развития основных общественных сфер, повышения конкурентоспособности инновационной сферы и экономики в целом.

Инновационная идея – заявка о появившейся идее, замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (инвесторов, исследователей, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, администраторов, потребителей) для организации работ по всем (или отдельным) стадиям и этапам инновационного цикла.

Инновационное предложение – предложение участникам инновационного процесса для инвестирования и продолжения работ с какой-либо стадии (этапа) инновационного цикла. Сопровождается результатами предыдущих стадий (этапов) и бизнес-планом. Предложения, как правило, не связаны с большими инвестициями и не продолжительны по реализации.

Инновационный проект – относится к сложному, дорогостоящему и продолжительному комплексу работ, сопровождается большим объемом проектно-конструкторской и другой документации по установленным нормам, проводится технико-экономическое обоснование. Представляет собой обращение к крупным инвесторам и инноваторам с высоким инновационным потенциалом. В зависимости от масштаба проекта по инвестициям, количеству участников и числу входящих проектов выделяют моно-, мульти- и мегапроекты.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.). Большинство объектов интеллектуальной собственности как результаты творческого труда имеют авторов, чьи имена сопровождают данные объекты. Товарные знаки и иные обозначения индивидуализируют субъекты и продукты обычного труда — товары, услуги.

Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, государственные органы управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

Конкуренция территорий - соревнование между регионами (муниципальными образованиями) с целью завоевания различных целевых групп потребителей местных ресурсов и услуг общественной сферы территории, а также привлечения новых источников финансирования для социально-экономического развития территории.

Концепция инновационной политики территории - нормативно-правовой документ, утверждающий цели и задачи инновационной политики, приоритетные направления развития и механизмы поддержки инновационной деятельности.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ - законченный в соответствии с договором и принятый заказчиком результат научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К ней относятся: научно-техническая документация, опытные образцы новой продукции, научно-технические услуги, различные виды консультаций.

Новация (новшество) – новый или обновленный продукт чьей-либо творческой (новаторской) деятельности, предлагаемый потребителям (инноваторам) для дальнейшего преобразования и/или использования. Новшества могут представлять собой новые материалы, изделия, методы, технологии, организационные формы, виды деятельности, системы управления. Существует рынок новшеств (как новых товаров и новых услуг со своими рыночными параметрами).

«НОУ-ХАУ» — совокупность технических, техноло­гических, коммерческих, организационных знаний, необходимых для организации производства. В отличие от секторов производства «ноу-хау» не патентуется, так как в значительной части состоит из определенных приемов, навыков, производственного опыта. «Ноу-хау» наряду с патентами, товарными знаками, авторскими правами считается собственностью предприятия, фирмы. В качестве товара «ноу-хау» сопутствует продаже патентов и лицензий, но может реализоваться самостоятельно. Обмен «ноу-хау» может осуществляться путем передачи технической документации, организации обучения персонала, участия специалистов в производственном процессе.

Потенциал инновации – возможности данной инновации к развитию через трансформацию в другие предусмотренные состояния, к образованию других инноваций.

Рынок инноваций - совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами научно-технической деятельности, идеями и технологиями и согласования интересов его участников по ценам, качеству, срокам и масштабам такого обмена.

Стратегия инновационного развития территории - совокупность целей, задач, методов их достижения, направленных на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа по организации и проведению производственной практики для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Санкт Петербур г 2007 год

    Программа
    Программа производственной практики разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню и качеству подготовки выпускников по специальности 080504 – «Государственное и муниципальное управление».
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Р 17 Разработка управленческих решений : учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» – Уфа : РИО БАГСУ, 2008.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Взаимоотношения государственных предприятий и кредитно-финансовых учреждений: Учебно-методический комплекс / сост. О.В. Сидорова. – Уфа: РИО БАГСУ, 2008.
  4. Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) специальности 080504 (061 ) – «Государственное
  5. Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) специальности 080504 (061 ) – «Государственное

Другие похожие документы..