Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Договор о сотрудничестве между ХПИ и Мишкольцским университетом тяжелой промышленности (МУТП) был подписан в 1964 году. После обмена делегациями была ...полностью>>
'Документ'
Природные запасы нефти на Земле неизбежно истощаются, соответственно растет цена авиационного топлива, на долю которого сейчас приходится до 50% эксп...полностью>>
'Реферат'
Тема работы актуальна потому, что административное право представляет собой отрасль право­вой системы РФ, которая призвана регулировать общественные ...полностью>>
'Урок'
Ведуча: Зверніть увагу на ці слова, що належать людям – антиподам, добре відомим в історії. Геніальний поет – гуманіст Шевченко правдиво розкрив усю ...полностью>>

Р. И. Юнацкевич Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие нравственности человека и общества обеспечивается доминирующим участием государства в образовании, средствах массовой информации, ориентированных на воспитание индивидуальной нравственности гражданина.

Реальная жизнь – восприятие жизни, адекватное её устройсту.

РЕАЛЬНАЯ СВОБОДА – это свобода, которую люди обретают на нравственному пути. Этот вид свободы имеет два противоположных направления – в сторону добра (в сторону исполнения человеком нравственных норм) или в сторону зла (в сторону удовлетворения им антиобщественных своих желаний).

РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СОВЕСТИ определяет характер, масштаб и границы человеческих действий. Выражает себя в установках на “истинность” или “ошибочность”, “уверенность” или “сомнительность”. В реализации регулятивной функции совести проявляется авторитет совести.

Сверхвласть нравственности господствующий в массовом сознании настрой на соблюдение нравственного принципа. Духовная атмосфера общества, в которой возможны нравственное осуждение и нравственное принуждение

СВОБОДА ВОЛИ – свобода выбора (liberum arbitrium), т.е. способность к избранию человеком определенного направления жизненного пути.

СВОБОДА – 1) понятие, имеющее абсолютно позитивный смысл исключительно в его примени к сфере духа, но не к сфере физического существования в обществе, которая целиком структурируется ограничениями, налагаеиыми на биологические функции; 2) осознанная необходимость и возможность социального субъекта осуществлять нравственный выбор; 3) способность личности к творческому становлению в границах определенных ей возможностей; самая глубокая нравственная основа личности, ее исключительная привилегия и неотъемлемый дар; нравственное самоопределение личности, но не по отношению к дихотомии «небытие-бытие», а по отношению к дихотомии «добро-зло». В этом последнем самоопределении заключается основание человеческого выбора состояния бытия.

СВОБОДА СЛОВА – неотъемлемое право человека, составляющего основу демократии и общественной безопасности, защиты от коррупции и организованной преступности. В позитивном плане реализуемо лишь в единстве со свободой смысла слова.

СВОБОДА СОВЕСТИ проявляется в том, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, как и никто не может связать совесть, заставить ее молчать. Свободная совесть может быть пристрастной, лицемерной и сожженной. Пристрастная совесть, указывая на недостатки других людей, тем самым пытается в своих собственных глазах смягчить или сгладить вину за допущенные нравственные ошибки. Лицемерная совесть незаслуженно награждает человека миром души и сознанием своей праведности. Сожженная совесть оставляет человека в холодном спокойствии духа при совершении им явных преступлений против нравственного закона и при последующих воспоминаниях о совершенных проступках.

СВОЙСТВА ИСТИННОГО НРАВСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА. Для образования истинного нравственного характера требуется гармония добродетелей. Нравственный характер есть характер гармоничный. Само понятие характера предполагает РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И НАСТОЙЧИВОСТЬ. Вместе с тем, характеру должны быть одновременно присущи мягкость и эластичность. В противном случае характер может стать негибким и жестоким. Нравственному характеру должны быть свойственны ОТКРОВЕННОСТЬ И ПРЯМОТА. Человеку с нравственным характером нет необходимости «красться по жизни», такой человек не станет заниматься происками и интригами. Иначе его характер обретёт качества двуличности и лицемерности. Нравственный характер (откровенный и прямой) не позволит человеку много спрашивать и хлопотать о результатах своей деятельности; он заботится главным образом о том, чтобы его деятельность была общественно-значимой и общественно-признаваемой. Нравственному характеру должны быть присущи ДОСТОИНСТВО И ПРОСТОТА. Достоинство характера сказывается в неприятии человеком всего, что не имеет нравственного содержания: имитации деятельности, суетливости, пустячных развлечений и т.д. Простота же характера человека выражается в неприятии им пустых формальностей, ненужной торжественности, словом – всего, что делает жизнь растянутой и церемонной, что всякое малозначительное дело пытается представить великим и важным. Нравственному характеру должна быть свойственна ЭНЕРГИЧНОСТЬ. Энергичность нравственного характера состоит в быстроте реакции и деловой оперативности, в умении не отвлекаться на мелочи и частности. Нравственному характеру должны быть свойственны БЛАГОРОДСТВО И ТРЕЗВОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. Человек благородного характера далек от того, чтобы гордиться какими-либо преимуществами своего материального положения, выделяться чем-либо от своих ближних, "опьяняться" чествованиями в свой адрес; для него достаточно простого изъявления уважения. Его самосознание проникнуто скромностью. Подобное самочувствие неотделимо от трезвости мышления, выражающейся в том, что, стремясь к идеалу (в чем также выражается благородство характера), подлинно нравственный человек адекватно оценивает наличные условия жизни и деятельности. Он не стремится к невозможному, ему чужды какие-либо фантазии. Нравственный характер – это его БОГАТСТВО, выражаемое многосторонностью проявлений характера.

СВЯЗЬ – философская категория, выражающая взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. Их классифицируют по объектам познания, по формам детерминизма (однозначные, вероятностные и корреляционные), по силе (жесткие и корпускулярные), по характеру результата, который дает эта связь (связи порождения и преобразования), по направлению действия (прямые и обратные), по типу процессов, которые определяют данную связь (связи функционирования, развития, управления), по содержанию, которое является предметом связи (связи, обеспечивающие перенос вещества, энергии и информации) /БЭС, М.-СПБ, 2000/.

СЕМЬЯ — малая социальная группа, основанная на брачных узах или кровном родстве (муж, жена, дети и другие близкие родственники); лица, связанные родством или свойством, проживающие совместно и ведущие совместное хозяйство.

СИНТЕЗ – операционный приём, с помощью которого соединяются в одно целое расчлененные в анализе отдельные части предметов, явлений и процессов; конечный результат операционного приёма.

СИСТЕМНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ – оценочная категория, выражающая способность любой социально-экономической системы (СЭС) выполнять поставленные перед ней научно обоснованные задачи с учетом требуемых социальных, экономических, экологических, технических и прочих показателей ее функционирования и развития, а также риска и неопределенности.

СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ – качественно новый по сравнению с несистемным процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся учётом игнорировавшихся в механистической науке сторон действительности, таких, как целостность, целенаправленность, целесообразность, нелинейность, иерархичность и др.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - система научно-этических знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их нравственного мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником содержания образования и воспитания служит все историческое многообразие культуры.

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ТРУД – предпосылка и условие существования здорового общества.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – такие действия и поступки человека, которые совершены им с полным сознанием законности или незаконности, уместности или неуместности, полезности или вредности того или иного поступка. При этом степень сознания совершаемого по силе и глубине своего проявления может существенно различаться. К примеру, различаются действия детей, стариков или умалишенных; соответственно, и вменяется им за это в различной степени. Нужно отличать также степень ответственности подчиненного, знавшего приказ своего начальника, но не выполнившего его, от степени ответственности подчиненного, не знавшего приказа своего начальника, а потому его не выполнившего.

Состояние реальной нравственной свободы самым тесным образом связано со свободой самоопределения в ситуации морального выбора и характеризуется напряжением духовных сил человека, осуществляющего нравственный выбор. В состоянии реальной свободы ум человека постоянно пребывает в состоянии борьбы с помыслами, чувствами и наклонностями чувственной природы.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — усвоение человеком самостоятельно и по­средством целенаправленного воздействия (воспитания) оп­ределенной системы ценностей, социальных норм и образ­цов поведения, необходимых для становления личности, обретения социального статуса (положения) в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — важнейшая область социальной сфе­ры жизнедеятельности общества; система мер, осуществля­емых государством, объединениями предпринимателей и ра­ботников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень жизни населе­ния; соблюдение соответствующих прав и привилегий граж­дан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении; социальная помощь нуждающимся в ней.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА комплекс объектов, пред­назначенных для жизнеобеспечения людей, оказания им социально-бытовых, культурных, интеллектуальных услуг.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере; целенаправ­ленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека и его положения в об­ществе; предоставление социальных гарантий с учетом осо­бенностей различных социально-демографических групп населения.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ — одна из основных форм социальной защиты, ориентированная преимущественно на материаль­ное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА — субъект управления социальным раз­витием организации, должностные лица и управленческие подразделения, наделенные соответствующими полномочи­ями и несущие ответственность за решение социальных про­блем. Функциями социальной службы, которые определя­ются общей спецификой социального управления и соци­альной средой данной организации, являются социальное прогнозирование и планирование, распорядительство по обеспечению выполнения целевых программ и планов со­циального развития, мотивация и стимулирование, посто­янный контроль за практической реализацией намеченных мероприятий и оценка результатов их социальной эффек­тивности.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА — составная часть жизни общества, не­посредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Применительно к организации это ее социальная среда, совокупность материальных, общественных и духов­но-нравственных условий, в которых работники трудятся и живут вместе со своими семьями.

Социальное государство обеспечивает каждому человеку возможность достижения социальной значимости в духовной и материальной сферах жизнедеятельности.

СОЦИАЛЬНО-АПРОБАТИВНАЯ ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОЙ САНКЦИИ базируется на идеях французских социологов XIX – XX вв. (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль). Данная теория рассматривает категории добра и зла с точки зрения соответствующей санкции общества, одобряющего одни человеческие поступки и осуждающего другие.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — составная часть социальной защиты населения, осуществляемая как в рамках социаль­ного страхования, так и – в значительной мере – на основе вспо­моществования престарелым и нетрудоспособным, а также детям и семьям с низким достатком.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — система мероприятий, обес­печивающих сотрудничество наемных работников, представ­ляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объеди­няемыми, как правило, в ассоциации предпринимателей, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (организаций) и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и согла­шений. Специфическая форма социального партнерства — трипартизм (составленность из трех частей), при котором к постоянным партнерам, представляющим работников и ра­ботодателей, присоединяются представители органов госу­дарственной власти и местного самоуправления в целях регу­лирования социально-трудовых отношений.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ состояние межличностных и групповых связей работников организа­ции, отражающее их деловой настрой, трудовую мотива­цию, жизненную позицию, отношение к совместной рабо­те и друг к другу.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ — установленные обществом, го­сударством, отдельной организацией правила, правовые нор­мы, образцы поведения, определяющие устойчивые формы общения и социального взаимодействия людей, а также ко­личественная и качественная характеристика требований к условиям жизни и труда, совокупность социальных стан­дартов, регламентированных значений социальных показа­телей.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — основанные на знаниях о че­ловеке, содержании и формах социальных связей совокуп­ности средств упорядочения, воспроизводства и обновле­ния социальной среды организации в целях гуманизации труда, создания условий, благоприятствующих совместной работе, свободному и всестороннему развитию личности.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — проявление социальных связей людей, специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взгля­дах, столкновении интересов, противоборстве преследую­щих свои цели сторон; следствие разногласия социальных групп в мотивации трудовой деятельности, ухудшения их экономического и статусного положения в целом или в срав­нении с другими группами, снижения степени удовлетво­ренности совместной работой.

СОЦИАЛЬНЫЙ МИНИМУМ — обусловленный развитием дан­ного общества минимум средств к существованию, обеспе­чивающий сохранение здоровья и жизнедеятельности чело­века, нижний предел доходов и потребления благ, необхо­димых не только самому работнику, но и членам семьи.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ — духовное состояние людей, ха­рактеризуемое положительным восприятием действительно­сти, уверенностью в возможностях улучшения жизни, осоз­нанием себя общественно значимой силой.

СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ – гражданин, группа граждан, организации, государство, общество.

Стоический идеал совершенного человека не оставляет места для эмоциональных переживаний. Настоящий стоик должен быть апатичен или безразличен как к наслаждению, так и к страданию.

СТРАСТЬ – сильное, глубокое, надолго захватывающее человека чувство.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТЕГОРИИ "ДОЛГ": Видение нравственного идеала. Осознание нравственного идеала как ценности. Желание достижения нравственного идеала ради высшего блага. Решимость в осуществлении желаемой цели. "Сознание долга нравственного совершенства есть вызов ветхому человеку, коснеющему в безответственности и инертности".

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТЕГОРИИ "НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ": Осознание человеком своего "Я" в свободе его нравственного выбора. Оценка нравственного выбора с точки зрения понятий достоинства и свободы. Определение степени нравственной ценности совершенного поступка. Переживание нравственных последствий своего поступка в качестве одобрения или порицания со стороны совести.

СТЫД – чувственное переживание человеческой личностью своих безнравственных поступков. В отличие от «совести» как чисто внутреннего переживания, «стыд» подразумевает переживание перед лицом общественности.

СУБЪЕКТ — индивид или группа как источник ментального или физического действия; носитель активности.

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – активно действующий, обладающий сознанием и волей гражданин, объединение граждан, общество, государство.

СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ общество в лице государственных органов власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Общество осуществляет образование взрослых как активных участников созидательного труда, направляющих свою деятельность на нравственное преобразование окружающей действительности, без ущерба (вреда) для юридических и физических лиц, среды обитания.

ОСУЖДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ СОВЕСТИ направлена на оценку человеческих поступков.

СУЩНОСТЬ – философская категория, отражающая смысл предмета, его внутреннее содержание, отвлечённое от его изменчивых состояний и параметров.

ТРУД — сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физических усилий для создания предметов и услуг, предназначенных для удовлетворения материальных и духовных потребнос­тей общества. Труд является основной формой жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, исходным условием социального бытия, развития всех сторон обще­ственной жизни, средством самовыражения и самоутверж­дения личности, реализации ее опыта, интеллектуального и творческого потенциала, нравственного достоинства.

ТРУДОВАЯ МОРАЛЬ — комплекс нравственных установлений и общезначимых предписаний, которым неукоснительно дол­жны следовать отдельный человек, рабочая группа или кол­лектив.

ТРУДОЛЮБИЕ — уважительное отношение к делу, усердие в ра­боте; понятие, противоположное безделью, праздности, пустому вре­мяпрепровождению.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логическое действие, посредством которого из двух или нескольких суждений получается новое суждение.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ — степень развития и удовлетворения потреб­ностей, интересов людей, выражаемая посредством конк­ретных показателей, включая внутренний валовой продукт страны в целом и на душу населения, фонды материальных благ, номинальные и реальные доходы населения, соци­альный минимум и т.п. В отличие от качества жизни, даю­щего оценочную характеристику, при определении уровня жизни используются поддающиеся учету данные о состоя­нии здоровья населения, питании, одежде, жилищных ус­ловиях, занятости, формах организации и оплаты труда, социальном обеспечении и обслуживании, развитии обра­зования, предоставлении общечеловеческих свобод и дру­гие сведения.

УСЛОВИЯ – обстоятельства, от которых что-нибудь зависит (в частности, принятие оптимальных решений).

УСЛОВИЯ ТРУДА — совокупность здоровых и безопасных усло­вий трудовой деятельности, к которым, в частности, отно­сятся: условия трудового процесса, включая технологию, формы организации труда, уровень экономичности исполь­зуемых технических средств и оборудования; условия про­изводственной среды, микроэкология труда, складывающа­яся под воздействием как технологических режимов, так и общего экологического состояния окружающей среды; эстетичность, эргономичность и комфортность места работы; самоохрана труда путём укрепления дис­циплины и повышения уровня культуры труда.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ — условия, определяющие содержание изменений в социальной среде организации и адекватные этим изменениям последствия, различающиеся по направленности и формам влияния на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совмест­ный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники и их семьи живут. К факторам, непосредственно воздейству­ющим на социальную среду, относятся: потенциал органи­зации, включая ее социальную инфраструктуру; условия и охрана труда; материальное вознаграждение трудового вкла­да, достаток семей работников, их социальная защищен­ность; социально-психологический климат коллектива; вне­рабочее время и использование досуга. Общезначимыми факторами, опосредованно воздействующими на социальную среду организации, являются положение дел в стране, ду­ховно-нравственное состояние общества, социальная поли­тика государства.

ФИЛОСОФИЯ – теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством, наукой).

ФИЛОСОФСКАЯ ЭТИКА занимается обсуждением метафизических и метаэтических вопросов морали, к примеру, вопросом природы этических ценностей.

ФОРМАЛЬНАЯ СВОБОДА – психологическое самоощущение личности, для которой одинаково доступен в качестве нравственного выбора путь добра или путь зла. Формальная свобода присуща младенцу, находящемуся в состоянии нравственной непорочности и невинности, а также взрослому человеку, не задающемуся вопросами этики и руководствующемуся в ситуации выбора принципом «здесь-теперь». В состоянии формальной свободы нет антагонизма между умом, чувствами и желаниями человека.

ФОРМИРОВАНИЕ – это то, что противостоит закону распада (энтропии), что ведет к преодолению хаоса и к оформлению жизни в устойчивую и целостную структуру.

ХАРАКТЕР – приобретенная на основании естественной индивидуальности основная печать воли, объемлющая всю область душевной жизни человека и сказывающаяся на его настроении и действиях. Решающим моментом в характере человека являются твердость и постоянство. Так же как вера есть твердость и постоянство в том, на что надеются, так и характер есть твердость и постоянство в том, чего хотят.

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ – добродетели, превосходящие меру и возможности обычного человеческого естества и являющиеся чистым природным даром. Харизматическая добродетель есть результат совершенного человеком подвига и общественного одобрения поступка человека, или же результат приписывания ему совершения подвига и общественного одобрения.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия субъекта.

ЦЕННОСТЬ – свойство предмета или явления, присущее ему не от природы (внутренней структуры объекта), а в силу его вовлечённости в сферу общественного бытия: в силу его статуса «носителя определённых социальных отношений».

ЦИКЛИЧНОСТЬ в развитии личности представляет собой периодическое проявление всего спектра потребностей на новом, более высоком уровне. При этом в качестве циклов могут выступать отдельные периоды жизни, отмеченные новыми духовными достижениями. Такое, в частности, может случиться с мальчишеской мечтой о героической профессии воина-защитника своего Отечества, набирающей с годами «обороты» профессионального и духовно-нравственного взросления, и повторяющейся в последующих воинских династиях.

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и связью, объединяющей эти предметы и приводящей к появлению у их совокупности новых свойств и закономерностей. Эта связь выступает как Целое, а предметы – в качестве его Частей.

ЧУВСТВО – длительное, устойчивое переживание человеком своего отношения к самому себе и людям, их характеру, поведению, поступкам, а также ко всем окружающим его (человека) явлениям.

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИ-ЛИЧНОСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ связаны с самоутверждением личности и направлены на достижение определенных отличительных преимуществ в социальной сфере и в сфере обладания материальными благами. К числу данной категории потребностей следует отнести, к примеру, потребности в получении определенного образования, трудовой квалификации, достижении конкретного служебного положения и т.д.

ЭМОЦИИвиды психологического состояния: чувство, аффект, страсть, настроение и др.

ЭНТУЗИАЗМ воодушевление, вдохновенный порыв участников совместной деятельности, увлеченно стремящих­ся к достижению поставленной перед собой цели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ характери­стика социальной среды организации, выражающая соот­ветствие между воздействием на персонал результатов со­циальных мероприятий, в том числе внедрения новых со­циальных технологий, и затратами материально-финансовых и иных ресурсов на их осуществление. Если экономическая эффективность означает достижение заметных перемен к луч­шему в социальной среде при наименьшей затрате средств и поддается количественному измерению, то социальная эффективность изменений в социальной среде, ее опреде­ление и оценка основываются по преимуществу на каче­ственных показателях и признании приоритетности соци­альных целей: чем в большей степени то или иное меропри­ятие способствовало решению конкретных социальных проблем, тем оно социально эффективнее.

ЯВЛЕНИЕ – внешне-наблюдаемый, чувственно-воспринимаемый результат какого-либо процесса; выражение, свидетельство наличия в воспринимаемой действительности чего-то другого, невидимого, ненаблюдаемого.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Литература

Абеляр П. Этика, или познай самого себя. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Абеляр П. Теологические трактаты. М.: Прогресс-Гнозис, 1995.

Августин Аврелий. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991.

Агошков А.В. Ценностные суждения в содержании обществоведческого образования // Вопросы культурологи. Научно-практический и методический журнал. 2007. № 9.

Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979.

Антоний (Храповицкий), митрополит. Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности. СПб., 1898

Апресян Р.Г. Постижение добра. М.: Молодая гвардия, 1986.

Аристотель. Этика. СПб., 1907.

Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1975.

Барсов Т. Вера, надежда, любовь и их значение в жизни и истории человечества. СПб., 1870.

Бауэр Е.А., Борисенков В.П. Социальная работа и социальная педагогика в эпоху глобализации // Педагогика. Научно-теоретический журнал. 2007, № 1

Бачинин В.А. Нравственная культура и личность. М.: знание, 1979.

Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. СПб., 2005.

Бенеке Ф.Э. Руководство к воспитанию и учению. Ч.1. СПб., 1875.

Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Правда, 1989.

Бернар Клервосский. О благодати и свободе воли // Средние века. Т. 3. М., 1982.

Бестужев-Лада И.В. Глобальный технологический прогноз на XXI век // Социологические исследования, 2007, № 4.

Болдуин Д.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы. Ч. 1. М., 1911.

Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). М.: наука, 1983.

Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. М., 1986.

Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1984.

Бубер М. Я и Ты. М., 1986.

Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические // Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1972.

Бэн А. Воспитание как предмет науки. СПб., 1879.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Он же. Избранные произведения. М., 1990.

Величковский П. Добротолюбие. Т. 1-4. М., 1880-1889.

Вильденбанд. О свободе воли. СПб., 1904.

Витгенштейн Л. Лекции по этике // Историко-философский ежегодник 1989. М., 1990.

Владиславлев В., протоирей. Уроки по классу христианской педагогики. М., 1875.

Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике // Педагогика.Научно-теоретический журнал, 2006, № 10.

Вундт В. Этика. СПб., 1887.

Гегель Г.В.Ф. Система нравственности // Политические произведения. М., 1978

Гильти К. Воспитание души, воли и характера. СПб., 1899.

Гольцев В.А. Воспитание, нравственность, право. М., 1897.

Горюнков С.В., В.А.Чигирев, Юнацкевич П.И. Нравственное возрождение России и проблема смены мировоззренческой прадигмы. СПб., 2007

Гуляев А.А. Этическое учение в «Мыслях» Паскаля. Казань, 1906.

Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.

Ельницкий К. Очерки по истории педагогики. СПб., 1891.

Ермилов В. Реформаторы воспитания. Амос Коменский. Великая книга Локка. М., 1905.

Загвязинский В.И. Методология и методика преподавания педагогического исследования. М., 1982.

Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

Иванов-Разумник Р. Смысл жизни. СПб., 1911.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Он же. Путь к очевидности. М., 1993.

Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Полтиздат, 1988.

Карлейль Т. Этика жизни. СПб., 1906.

Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

Лалаев М. Ахиллесова пята современного воспитания. СПб., 1893.

Лебон Г. Психологические законы эволюции народов. СПб., 1906.

Липская Л.А. Философско-антропологический фундамент современного образования // Педагогика. Научно-теоретический журнал. 2006, № 2.

Лосский В.Н. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб.: Наука, 1993.

Мартенсен, епископ. Христианское учение о нравственности. Пг., 1915.

Нравственное богословие или христианское учение о нравственности / Сост. М. Олесницкий. СПб., 1907.

О вере и нравственности по учению православной Церкви. Сборник. М., 1991.

Олесницкий М. Из системы христианского нравоучения. Киев, 1896.

Пазущенко В.И. Вторая натура человека // Открытая школа. Научно-методический журнал. 2006, № 5.

Паскаль Б. Мысли. М., 1974.

Перэ Б. Нравственное воспитание начиная с колыбели. М., 1910.

Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1908.

Петров Э.Ф. Эгоизм: философско-этический очерк. М., 1969.

Пико де Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981.

Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

Подобед В.И., Юнацкевич П.И., Ипатов Ю.М., Юнацкевич Р.И., Рекомендации по использованию международного опыта непрерывного образования в Российской Федерации. - СПб.: ИОВ РАО, 2009.

Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1981.

Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. СПб., 1895.

Пшенко К.А., Юнацкевич П.И. Становление и развитие систем непрерывного образования взрослых в государствах-участниках СНГ: аналитическая записка. – СПб.: ИОВ РАО, 2009.

Радлов Э.Л. Этика. 1921.

Рено А. Героизм: примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времён и народов. СПб., 1896.

Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социологические исследования, 2007, № 4.

Сенека. Нравственные письма к Луциллию. М., 1977.

Сенько Ю.В. Педагогическая технология в герменевтическом круге // Педагогика. Научно-теоретический журнал. 2005, № 6.

Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1983.

Смирнов Д., протоиерей. Письмо курсанту военного училища // Православная беседа. 1999. №1.

Смит А. Теория нравственных чувств. СПб., 1868.

Сойко Богдан, протоиерей. Вера и исцеления. Актовая речь 18 декабря 1999 г. СПб., 1999.

Соловьёв В.С. Оправдание добра: нравственная философия // Он же. Сочинения в 2-х т. Т. I. М., 1990.

Социальная сущность и функции нравственности. М., 1975.

Спенсер Г. Основания науки о нравственности. СПб., 1880.

Спиноза Б. Этика. М.-Л.: Госиздат, 1932.

Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: учебное пособие. СПб, БГТУ «Военмех», 1998

Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: учебное пособие. СПб, Издательский дом «Бизнес-пресса»,2000.

Спицнадель В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений: учебное пособие. СПб, Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002

Спицнадель В.Н. Философия науки: учебное пособие. СПб, МБИ, 2007.

Структура морали и личность. М.: Мысль, 1977.

Сутерланд А. Происхождение и развитие нравственного инстинкта. СПб., 1900.

Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания (Опыт этико-философского исследования). М.: Мысль, 1974.

Толкачев В.К. Роскошь системного мышления. Руководство-практикум по развитию мышления, СПб, 1999.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918.

Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики. Минск, 1992.

Фулье А. Критика новейших систем морали. СПб., 1898.

Хвостов В.М. Нравственная личность и общество. Очерки по этике и социологии. М., 1911.

Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1. М., 1993.

Хьюсмен Р.К., Хетфилд Дж. Д. Фактор справедливости. М., 1992.

Циглер Т. Что такое нравственность? СПб., 1895.

Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. О обязанностях. М., 1974.

Чигирев В.А., Горюнков С.В., Сергеев Е. И. Нравственность и смена мировоззренческой парадигмы // Вопросы культурологи. Научно-практический и методический журнал. 2007, № 9.

Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.

Шестов Л. Добро и зло в учениях графа Толстого и Ницше. СПб., 1900.

ШопенгауэрА. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Эмерсон Р.У. Нравственная философия. СПб, 1868.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Наука, 1983.

Этика ненасилия. М., 1991.

Этика. Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарика, 2001.

Юнацкевич П.И. Развитие договорно-правовой базы государств-участников Содружества Независимых Государств по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов: Концепция. – Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2009.

Юнацкевич П.И. О работе Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности. СПб.: ИОВ РАО, 2009. .

Юнацкевич П.И. План мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ. СПб.: ИОВ РАО, 2009.

Юнацкевич П.И. План работы Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности на период 2010-2012 года. СПб.: ИОВ РАО, 2009.

Юнацкевич П.И. Формирование единого образовательного пространства государств-участников СНГ в условиях становления национально-региональных систем образования взрослых. Пб.: ИОВ РАО, 2009.

Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Горюнков С.В. Нравственный социализм (социализм новой эпохи: декларация нравственного социализма). СПб., 2007.

1 OECD, op cit., 1973, p. 24-27

2 T. Schultz “Recourses for Higher Educations Vieur”. Journal of Political Economy. V 76? N.3, p. 328

3 B.F. Kiker “The Historical Roots of the Concept of Human Capital”

4 S. Dublin, A. Lotka “The Money Value of a Man”, 1946, p.16

5 В.Петти. Политическая арифметика или рассуждение относительно размеров и стоимости земли, людей, строений…, относительно определения ценности людей..., в В.Петти «Экономические и статистические работы». М., 1940, с. 171.

6 Клочков В., «Человеческие ресурсы» в оценке буржуазной политической экономии. - Экономические науки, 1974, № 2, с. 85.

7 S. Dublin, A. Lotka “The Money Value of a Man”, 1946, p. 6

9 G. Becker. A Theory of Allocation of Time. “The Economic Journal”, V. LXXV, N.299, 1965, pp. 493-517

10 J. R. Shea and R.O. Welcon. Determinants of Educational Attainment in School. Columbus

12 Г. Хюсен. Образование в 2000 г., Исследовательский проект, М. 1977, с. 123-124



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Монография. Главы 1-11

    Монография
    Юнацкевич П.И. Формирование единого образовательного пространства государств-участников СНГ в условиях становления национально-региональных систем образования взрослых.
  2. Обзор [18-21]. Единая голографическая информационна теория вселенной егитв

    Документ
    Материал данной Информационной Теории есть не подо­бие или часть Теорий Информации Винера, как больше киберне­тической и технической проблемы, а здесь рассматривается Ин­формационная Голографическая Теория, описывающая состояние Информации
  3. А. Е. Войскунский, О. В. Митина, А. А

    Документ
    Рассматривается один из элементов новой парадигмы современного обществоведения - включение в контекст исследований проблемы социальных изменений; обозначается специфический угол зрения социальной психологии на социальные изменения
  4. Информационный бюллетень октябрь 2008 год

    Информационный бюллетень
    Деменев, А. Г., И. И. Мечников и Е. П. Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ) : автореф. дис. канд. филос. наук / А. Г. Деменев.
  5. A rel="nofollow" href=" (6)

    Документ
    РУКОВОДСТВО walters o. s. - religion and psychopathology. Религия и психопатология walters o.s. - religion and psychopathology.

Другие похожие документы..