Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Коммуникативные стратегии в Интернете – это общие принципы, которые обусловливают коммуникативные события, делающие событийной саму передачу информац...полностью>>
'Урок'
Цель урока: доказать, что Литература не может жить без Музыки; показать на примере литературного произведения Л.Кириллина «Сказка о рояле, который хо...полностью>>
'Документ'
В зв’язку з тим, що в звітному році відбулося об’єднання двох банків УніКредит Банк ТзОВ і АКБ «ХФБ Банк Україна» (у подальшому “Банк”), показники фі...полностью>>
'Документ'
Государственный заказчик – координатор Программы - министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области по раздел...полностью>>

Методика и формы работы над сказкой > 5 Педагогическое исследование по проблеме «Роль сказки в воспитании младшего школьника». Выводы по 2 главе

Главная > Исследование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Татарское педагогическое училище»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Русские народные сказки как средство воспитания младших школьников.

Выполнила студентка 5 курса 502 группы Синькова В.А., специальность 050709 «Преподавание в начальных классах».

Руководитель: преподаватель лингвистически дисциплин ВКК

Некрасова С.М.

Работа допущена к защите

«___»_____________ 2010г.

Работа защищена

«___»_____________ 2010г.

С отметкой _______

Татарск

2010 год

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты исследуемой проблемы.

1.1. Воспитание младшего школьника как педагогический процесс.

1.2. Виды воспитания младшего школьника.

1.3. Методы и средства воспитания младшего школьника.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Сказка как средство воспитания младшего школьника.

2.1. Фольклор как народно - поэтическое творчество.

    1. Сказка как средство педагогического воздействия на школьника.

    1. Классификация народных сказок.

2.4. Методика и формы работы над сказкой

2.5 Педагогическое исследование по проблеме « Роль сказки в воспитании младшего школьника».

Выводы по 2 главе

Заключение

Библиография

Приложение

Введение.

Историческое прошлое нашей страны является частью национальной культуры. Ценности национальной культуры выражают представления о добре, мире, труде, прекрасном, истинном. Национальная культура способствует преобразованию личности. Национальная культура включает историю страны. Увидеть свои истоки, приобщиться к силе своих предков – столь немаловажно для современных детей. И нужно как можно раньше развивать интерес к прошлому – событиям, историческим личностям. Исторический материал оказывает нравственное воздействие на личность ребёнка, способствует воспитанию любви к отечеству, уважение к истории и культуре своего народа.

Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

В решении данной проблемы участвуют многие социальные институты. Их общей задачей является как воспитание младших школьников, формирование у них нравственных представлений, воспитание нравственных чувств и опыта нравственного поведения, так и привитие детям с ранних лет любви к своей земле, к своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками богатой и живой культуре - искусству и фольклору. Человек только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции, историю. Помочь ребенку почувствовать и понять это нужно пока дети не выросли, верят нам и прислушиваются к нашим словам. Найти общий язык взрослому и ребенку с каждым годом становится труднее. И сказка - это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные условия для общения взрослых и детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа - она учит добру, справедливости, честности. Сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

Своеобразие воспитания школьников и его методики нашли отражение в трудах Т.Н. Бабаевой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Дуровой, М.М. Кониной, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, СВ. Петериной, Л.П. Стрелковой, Л.Б. Фесюковой, М.И. Шаровой и других авторов. В них красной нитью прослеживается мысль о самоценности младшего школьного возраста. По мнению большинства ученых, именно в этот период формируются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, любовь к труду, принципиальность, бережливость, интерес к профессии и пр. В воспитании перечисленных качеств немаловажное значение имеет использование фольклора; его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности.

Народная сказка - неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания школьников.

Многие современные писатели и педагоги (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В.П. Аникин, Д.М. Арновская-Дубовис, Л.Л. Бочкарева, Н.Ф. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршенкова, Дж. Родари, Л.П. Стрелкова, A.M. Счастная, А.П. Усова, Л.Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности младшего школьника. По мнению ученых, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе школы.

Значительный вклад в развитие русского сказковедения внесли известные ученые-фольклористы: В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, Д.Д. Зуев, Е. Мелетинский, Э.К. Померанцева, В.Я. Пропп, Я.В. Соколов, В.И. Чичеров и др. Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

Изучению сказки как источника творчества детей посвятили свои труды И.Н. Кольцова, Ю.А. Лебедев, Ю.В. Филиппов, Л.В. Филиппова, A.M. Фирсова, и др.

Использование сказок в экологическом воспитании детей рассматривают в своих работах Э.И. Иванова, Н.Н. Кравцов, С.Н. Николаева, Р.Ю. Посылкина, Н.А. Рыжова и др.

Научно - методические рекомендации этих авторов по использованию сказок в формировании личности школьников успешно используются в практике работы многих образовательных учреждений. Вместе с тем, в педагогической науке остается недостаточно раскрытой проблема формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок, не отображено его содержание и не выявлены педагогические условия, позволяющие совершенствовать данный процесс.

Таким образом, имеет место противоречие между требованием формирования основ нравственных представлений у младших школьников посредством сказок и недостаточной разработанностью этого вопроса.

Оказать влияние на воспитание младшего школьника поможет учителю детская литература. Родилась детская литература в глубокой древности . И с тех пор эта теме самая актуальная тема воспитания. Как утверждает летопись, возникла она во второй половине VI века. Уже тогда люди понимали, как важна литература в жизни воспитания ребенка. В литературе главным в воспитании ребенка является русские народные сказки. Эти сказки ребенок слышит с рождения и легко запоминает. Эти сказки не только познавательные, но и используются в воспитательных целях. Сказки сочинял народ, и передаются они из поколения в поколения.

Проблемой нашего исследования является русская народная сказка как средство воспитания младшего школьника. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знания русских народных сказок и методики работы над ними, но и умение направить свою деятельность на воспитание младшего школьника.

Цель исследования: определение роли и значения жанра сказок в воспитании младшего школьника.

Объект исследования: процесс воспитания младшего школьника на уроках литературы и внеклассной работы.

Предмет исследования – воспитательный потенциал литературного жанра «русские народные сказки».

В соответствии с проблемой, с целью, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  2. Рассмотреть определение понятия «воспитание», «фольклор», «сказка».

  3. Изучить русские народные сказки и методику работы над ними.

  4. Апробировать результаты теоретического исследования на практическом материале во время прохождения преддипломной практики.

  5. Сделать сравнительный анализ УМК Климановой Л.Ф, Горецкого В.Г., Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А.

6. Разработать систему заданий, направленных на воспитание младших школьников.

7. Составить сборник мультимедийных презентаций по теме исследования «Русские народные сказки» (электронный вариант).

Методы исследования:

  • изучение психолого-педагогической методической литературы по проблеме исследования;

  • наблюдение за деятельностью школьников; беседа; анкетирование;

  • практическое исследование по апробированию практических материалов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты исследуемой проблемы.

1.1. Воспитание младшего школьника как педагогический процесс.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: « вос - питание» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Центральное понятие «воспитание» имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связаны с воспитанием. В первую очередь отметим « становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится самостоятельно жить в обществе распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Когда мы говорим « невоспитанный человек», то разумеем под этим, что был лишен достойного воспитания, однако формирование его личности протекало, маленьким ребенком он реагировал на все случайные, стихийные и социально ценностные и антисоциальные воздействия – и под влиянием стечения обстоятельств, проходящих через призму его индивидуальности, приобрел устойчивые черты, не вполне отвечающие нормам современной культуры. Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый – целенаправленность, наличие, какого – то образца, пускай самого общего, как социально – культурного ориентира; второй – соответствие хода процесса социально – культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества; третий – присутствие определенной системы организуемых влияний. Становление личности, свершающие в жизни ребенка, рождает еще одно педагогическое явление, получившее название « самовоспитание». Суть его – в указании на смещение субъекта воспитания: теперь соотносить социально – культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Подрастающий ребенок принимает воспитательную эстафету у педагога и несет ее дальше по дороге собственного совершенствования. « Само - воспитание » подчеркивает субъектность вчерашнего воспитания – он сегодня эмансипировался от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия. В педагогическую терминологию вошло понятие « перевоспитание» как отражение этой стороны педагогической деятельности. Приставка « пере» уже сама по себе говорит о желании что – то изменить, сделать по – новому, заново, иначе, по – другому, не так, как оно есть сейчас. К понятию « перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе и о противоправных деяниях. «Перевоспитание» - термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Предполагалось, что отрицательные качества нужно «удалять», «уничтожать», даже «вытравливать», «подавлять», а положительные – вкладывать на место вытравленных, как если бы ребенок был магнитофоном, в который педагог может вставить нужную кассету с хорошей чистой записью, а дурную кассету, с непристойными записями удалить. Центральные категории воспитания отличаются от такого же рода категорий любой другой науки тем, что язык других наук складывался в стороне от повседневной практики и по мере исследования каких – то новых явлений вырабатывался наукой специальный язык, и потом, по истечении некоторого времени, выработанные новые понятия входили в повседневность. Понятие же «воспитание», «формирование», «развитие», «становление», «самовоспитание» и другие сначала были вплетены в наличную практику людей, в контекст обыденности, потом, вырванные из контекста повседневного общения, они наполнялись новым для них научным смыслом, не уйдя из обыденного языка. Наложение двух смыслов усложняет использование научно – терминологического аппарата. Как видим, сложности в изучении научно – теоретической картины воспитания как социально – психологического, социально – культурологического и педагогического явления начинаются с первых шагов, которые предстоит делать молодому человеку, намеревающемуся работать с детьми на основании научных истин. Всякое понятие есть уже обобщение и фиксирование вполне определенных знаний, поэтому рассмотрение понятий позволяет практику действовать наверняка и осознано. Понятия дают сокращенную схему действий, предлагают правила. Посмотрим, действительно ли рассмотренные нами центральные понятия руководят педагогом-практиком. Если под «воспитанием» понимать введение ребенка в контекст общечеловеческой культуры, то этого более чем достаточно, чтобы, увидев, как ребенок пьет из бутылки, продолжить ему сосуд для питья; увидев, как он держит руки в карманах, ведя разговор с дамой, попросить его что – то сделать, что заставит его вынуть руки из карманов; увидев, что он отвлекся в момент работы учебной группы, остановиться в нерешительности и беспокойстве, удастся ли ему, потом понять пропущенное; и, увидев опоздавшего на занятия, предположить, прежде всего, какие – то осложненные обстоятельства. Если помнить, что «воспитание» своим завершением имеет «самовоспитание», то просто и естественно педагог введет в содержание работы с детьми сообщение, как занимался собственным самосовершенствованием Д. Р. Франклин, А. П. Чехов, Р. Э. Амундсен и другие выдающиеся личности; просто и заботливо прозвучит вопрос ученику, который дурно себя ведет: «Чего ты хочешь?»

Если знать, что «воспитание» не исчерпывает «формирования» и последнее не подлежит организации, то, встретившись с дурными манерами формировавшихся на улице (или рынке) девочек, педагог сделает вид, что не замечает вульгарного, и обратится к девочкам: «Милые дамы!» - предоставляя им иной опыт общения. Именно подвижность центральных категорий заставляет педагога, прежде чем обратиться к изучению любого вопроса процесса воспитания, сначала рассмотреть значение этих центральных понятий. И, только обратившись к терминологическому значению и оговорив, его мы можем ставить вопрос о скрытой сущности явления, которое отражает понятие. Обратимся к вопросу сущности воспитания как явления педагогической профессиональной сферы. Определить сущность предмета – значит найти и обозначить, что есть этот предмет среди ряда других, что отличает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть. Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Если взглянуть на воспитание философски, то мы увидим целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколениям молодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены. Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Младший школьный возраст – это возраст 6 – 11-летних детей, обучающихся в 1 – 3 (4 ) классах современной отечественной начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. В связи с этим проблемы содержания, структуры учебной деятельности, условий и путей ее формирования, особенностей функционирования этой деятельности, выделение качественных изменений в психическом развитии учащихся, описание генезиса основных психических новообразований – фундаментальные проблемы психологии младшего школьника. Ребенок, начавший ходить в школу, осознает свое принципиальное отличие от других детей. От тех, кто младше его, он отличается тем, что учится в школе; от тех, кто старше, — тем, что находится в самом начале школьного пути. В то же время школа объединяет его со взрослым обществом: ведь все люди старшего возраста или тоже учатся, или когда-то учились в школе. Изначально ребенок ориентирован (как правило, положительно) на внешнюю, формальную сторону школьной жизни (ранец, школьные принадлежности и пр.). И лишь много позже и не без труда он овладевает ее внутренней сутью. Это особенно наглядно проявляется в отношении начинающего ученика к школьной отметке: впервые недели важно ее наличие, а затем постепенно осмысляется ее оценочное значение. Осваивая учебную деятельность, ребенок включается в деловые, ролевые, функциональные отношения не только с учителем, но и с родителями и с взрослыми вообще. Он становится интересен взрослому миру в первую очередь как носитель новой для себя социальной роли — ученик. Жизнь младшего школьника коренным образом меняется: с одной стороны, ужесточается, а  с другой — расширяется и обогащается. Ребенок вынужден ежедневно проводить за столом около четырех часов в школе и до полутора часов дома, занимаясь тяжелым и заслуживающим уважения трудом — учебной деятельностью. Ему приходится отказываться от некоторых удовольствий (прежде всего от физической активности и игры, развлечений). Он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, уметь управлять собой, принуждать себя к преодолению усталости, скуки и т. д. Кроме того, у него появляются новые, серьезные и зачастую нелегкие обязанности и занятия не только в школе, но и дома.

Понятие «задачи возраста» введено в педагогику А. В. Мудриком. Оно означает, что на каждом этапе жизни перед человеком встает целый ряд особых задач, решение которых объективно необходимо для его дальнейшего развития. Эти задачи принимают вид портрета идеального сверстника, требований, которым должны соответствовать физический и нравственный облик, социальное поведение, знания, достижения, положение в обществе человека определенного возраста и пр.

Дети осознают задачи своего возраста благодаря взрослым, которые (не всегда осознанно и внятно) предъявляют определенные требования и образцы, актуализируют некоторые тенденции, поддерживают процессы развития ребенка. В связи с этим возникают проблемы адекватности требований объективным задачам того или иного возраста и своевременности их решения. Для первоклассника, особенно единственного ребенка в семье, важно научиться общаться со сверстниками; привыкнуть к тому, что значимый взрослый общается с ним как с одним из многих детей, а не как с уникальной личностью, что его права и желания рядоположены правам и желаниям других детей. Второклассник стремится занять свое собственное, вполне определенное место в системе отношений класса. В третьем классе актуализируется задача освоения и утверждения в коллективе тех социальных ролей, которые наиболее адекватны полу ребенка. Младший школьник — переселенец или новичок — должен добиться признания в новой среде, ассимилироваться с ней.

 Из всего вышесказанного с очевидностью вытекает чрезвычайно высокая объективная и субъективная значимость того отрезка жизни, который принято называть младшим школьным возрастом. Будучи начальным, этот возраст вместе с тем, может быть, самый главный в школьном периоде жизни человека. Даже простые пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения, как правило, приводят к серьезным проблемам на последующих этапах. Все, что происходит с ребенком в школе, на уроке, в общении с учителем, приобретает для него глубокий психологический смысл, проникает в его подсознание и сказывается на дальнейшем личностном развитии.

Личность – это человек в его социальных связях и взаимных социальных отношениях, это член общества, с одной стороны, подвергающий воздействию среды, а с другой – сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Мера осознанности различна у каждого человека, но личностью он становится постольку, поскольку функционирует как некая автономность в социуме и отдает себе отчет в своих отношениях. Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои. Воспитание относится и к психологической сфере, так как обращена непосредственно к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Воспитание – элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом. Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека. Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания. Существуют несколько видов воспитания, о них подробно пойдет речь далее.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Народная игра как средство социально- нравственного воспитания младших школьников и подростков (на материале традиционных игровых практик Кубани) 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 18 декабря 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертаци­онного совета Д 212.104.01 в Курском государственном университете по адре­су: 305 , г.
  2. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников посредством кистевой росписи

    Реферат
    Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности использования росписи дымковской игрушки в художественно-эстетическом воспитания учащихся младших классов .
  3. Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеклассной работе в условиях школы полного дня

    Реферат
    Коллектив воспитателей начальной школы в этом учебном году стал работать над единой методической темой: “Воспитание культуры поведения и речи младших школьников во внеклассной работе в условиях школы полного дня”.
  4. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий

    Реферат
    Одной из приоритетных задач современной школы является создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связанное с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности.
  5. Кукольный театр в системе музыкально-эстетического воспитания младших школьников

    Документ
    Актуальность исследования. Формирование музыкально-театральной культуры школьников является одним из факторов успешной социализации ребенка, так как в музыке и театре сконцентрирован духовный опыт человечества, который, попадая в

Другие похожие документы..