Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебник'
В книге излагается курс расчета и конструирования трансформаторов, составленный на основе программы предмета «Расчет и конструирование трансформаторо...полностью>>
'Литература'
Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимает важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В ...полностью>>
'Документ'
Стало доброй традицией проводить в августе большой педагогический совет, чтобы накануне нового учебного года подвести некоторые итоги работы районной...полностью>>
'Документ'
В октябре 2002 г. журнал "Социологические исследования" провел четвертые Харчевские чтения "Основные категории современной социологиче...полностью>>

«Анкеты выпускника»

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

16


© 2001 г.

Г.А. ЧЕРЕДНИЧЕНКО

ЛИЧНЫЕ ПЛАНЫ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (сравнительный анализ)

ЧЕРЕДНИЧЕНКО Галина Анатольевна – кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.

Молодому поколению, вступившему в самостоятельную жизнь в конце 90-х годов, пришлось столкнуться с крутыми переменами в развитии российского общества, обусловленными, прежде всего, переходом его на рельсы рыночной экономики, которые сопровождается, в частности, резким изменением возможностей трудоустройства, плюрализацией системы образования, усилением социальной дифференциации населения. Каким образом все это сказалось на жизненных планах молодежи, в том числе учащихся общеобразовательных и специальных средних учебных заведений – школ, техникумов, профессиональных училищ. Как повлияло на формирование специфических жизненных путей разных групп выпускников названных учебных заведений? Выяснению этих вопросов было посвящено исследование, осуществленное в 1998 г. Центром образования и молодежи Института социологии РАН.

______________________

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 00-03-00365.

Было обследовано около 2500 учащихся указанных учебных заведений. Опрос проходил в два этапа. На первом этапе весной юноши и девушки отвечали на вопросы «Анкеты выпускника» о том, где они намерены работать или учиться, в какие учебные заведения поступать и т.д. На втором этапе осенью собиралась информация о том, куда реально они пошли работать или учиться. Обследование выпускников дневных средних школ проводилось в Москве и Новосибирской области. После опроса и отбраковки части информации в обсчеты было включено 470 анкет из Москвы и 500 анкет из Новосибирской области. В столице были опрошены выпускники 15 средних школ, которые представляют школы как центральных, так и срединных и периферийных районов города. Одновременно в равных долях выбирались школы, в которых: 1) повышенная по сравнению со средними данными доля родителей учеников с высшим образованием; 2) повышенная по сравнению со средними данными доля родителей учеников рабочего происхождения; 3) смешанные школы. По таким же принципам строилась выборка 13 школ в Новосибирске. Помимо Новосибирска обследование выпускников средних школ осуществлялось в двух средних городах (Бердске и Куйбышеве), трех малых городах (Татарск, Колывань, Болотное) и шести селах Новосибирской области.

В качестве объекта изучения были выбраны также выпускники дневных средних специальных учебных заведений (далее – ССУЗы) на базе основного общего образования. Опрос проводился в 8 техникумах и колледжах Москвы и 15 - Новосибирска. Число респондентов составило соответственно 391 и 444 человек. В выборку попали учебные заведения экономики, просвещения, медицины, информатики, промышленного производства и транспорта. Обследование проходило также среди выпускников профессиональных училищ (далее ПУ). Они поступили в училища после завершения основной школы и проучились в них три года, получив наряду с квалификационным разрядом по изучаемой профессии аттестат зрелости. В Москве опросом было охвачено 8 ПУ: общее число полученных полных анкет составило 393. Массив Новосибирска состоит из 312 полных анкет, собранных в 9 ПУ и 2 лицеях. В выборку попали ПУ, готовящие специалистов для различных сфер: промышленное производство (электрогазосварщики, слесари, монтажники); строительство (столяры, маляры, штукатуры, плотники); торговля (продавцы, кассиры, контролеры); сфера обслуживания технического профиля (телемастера, шоферы, механики, автослесари); сфера культурных услуг (полиграфисты, операторы, наборщики, реставраторы книги, рекламные агенты); сфера обслуживания (парикмахеры, швейники, портные, повара, кондитеры, официанты).

При обобщении материалов проведенных исследований по трем группам опрошенной молодежи - выпускникам средних школ, ССУЗов и ПУ пришлось столкнуться с рядом методических трудностей. Согласно проекту исследования, разработчики старались охватить опросом единую когорту молодого поколения - тех, кто в возрасте 17-18 лет сталкивается с проблемой выбора на выходе из разных учебных заведений среднего общего, специального и начального профессионального образования. Ради этого в ССУЗах и ПУ обследованием были охвачены только поступившие туда учиться после окончания основной школы (девятилетки). Это должно было обеспечить сходный возрастной состав во всех трех группах обследованной молодежи. Однако полного сходства ситуации выбора не могло быть достигнуто в принципе, поскольку для выпускников ССУЗов и ПУ, в отличие от средних школ, окончание учебного заведения означает получение профессиональной подготовки. И хотя значительная часть выпускников указанных заведений (особенно ПУ) не идет работать по полученной специальности, у этих двух групп молодежи сама ситуация выбора в принципе является специфичной в сравнении с выпускниками средней школы. Выявление этой специфики, ее проявление в особом характере аспираций, ожиданий, склонностей и реальных решений различных групп молодежи этих и стало основным предметом анализа в данной статье.

Личные планы

Исследование позволило выявить как общие черты, так и особенности личных планов у молодежи, оканчивающей средние школы, ССУЗы и технические лицеи (ПУ). Как видно из табл. 1, планы продолжения учебы являются стержнем намерений всех трех групп выпускников. Если рассчитать суммарно долю тех, кто собирается учиться очно, и тех, кто хотел бы совмещать работу с учебой, то таких насчитывается 98,5% среди выпускников средних школ, 73,3% среди выпускников ССУЗов и 54,2% среди выпускников технических лицеев. И хотя в сравнении с тотальной ориентацией на образование старшеклассников молодежь, получившая профессиональную подготовку, особенно краткосрочную в ПУ, в меньшей степени стремится к продолжению учебы, сами по себе показатели ориентации для этих контингентов юношей и девушек достаточно велики: ведь высказывают свое желание учиться (почти три четверти выпускников ССУЗов и более половины выпускников технических лицеев) те юноши и девушки, которые только что овладели специальностью, что позволяет выходить на рынок труда. Такие высокие показатели стремления к учебе этих двух групп молодежи есть свидетельство определенных претензий оканчивающих учебные заведения продлить свое пребывание в сфере образования, отодвинуть срок вступления в самостоятельную трудовую жизнь.

Таблица 1

Личные планы выпускников разных учебных заведений (% от числа опрошенных)

Планы

Средние школы

ССУЗы

ПУ

Работать

1,2

23,2

35,1

Совмещать работу с учебой

22,8

51,7

30,4

Учиться

75,7

21,6

23,8

Не работать и не учиться

0,3

0,7

0,9

Армия

0

2,5

4,4

Другое

0,5

0,2

4,0

Стремление к продолжению учебы существенно сближает выпускников ССУЗов и ПУ с выпускниками средних школ, с их промежуточным состоянием, ощущением того, что они воспринимают себя в качестве субъектов системы образования, переходящих с одной ее ступени на другую. Вместе с тем, различия в величинах планирующих продолжить учебу в разных группах молодежи говорит о том, что чем более качественную общеобразовательную подготовку получает молодежь, тем выше ее амбиции на продолжение образования.

Одновременно обнаруживается корреляция более высоких амбиций на продолжение образования с повышенным удельным весом высокостатусных категорий учащихся по происхождению в составе различных групп молодежи. Дети руководителей и специалистов составляют среди учащихся средних школ, техникумов и ПУ соотвественно: 52,7%, 42,5% и 20,5%. Соотношение лиц рабочего происхождения выглядит обратным: детей рабочих меньше всего среди выпускников школ (12,3%), несколько больше среди учащихся техникумов (17,8%) и больше всего среди питомцев ПУ (47,1%). Таким образом, социальная селекция сильнее всего проявляется в дневных средних школах. Она приводит к тому, что у выпускников этих учебных заведений формируются ориентации на продолжение образования.

В своих планах относительно учебы разные группы молодежи существенно различаются ориентацией на дневную форму обучения или на совмещение учебы и работы. Выпускники школ существенно обгоняют других сверстников в своем стремлении только учиться: такое намерение высказывают 75,7% старшеклассников против 21,6% учащихся ССУЗов и 23,8% учащихся ПУ. И напротив, желание совмещать работу с учебой выразило всего 22,8% выпускников школ и гораздо больше выпускников техникумов (51,7%) и выпускников ПУ (30,4%). Эти данные свидетельствуют о том, что последние две категории в гораздо большей степени обременены необходимостью думать о собственном заработке, а желание учиться скорее является для них выражением идеальных стремлений, осознанием важности роли образования для дальнейшей карьеры. Большая величина стремящихся совмещать работу с учебой среди выпускников техникумов и ПУ характеризует предпочтительные стремления этих групп молодежи, которые не могут позволить себе не включаться в экономическую деятельность и одновременно не хотят лишать себя перспектив профессионального роста.

Планы выпускников трех рассматриваемых групп, ориентированные на начало работы после окончания учебного заведения, обратно пропорциональны суммарным планам на учебу (включая совмещение). Начать только работать сразу после школы планирует практически несущественная доля старшеклассников (1,2%) и - напротив - значительная часть выпускников ССУЗов (23,2%) и особенно выпускников технических лицеев (35,1%). Если посмотреть суммарные данные о планирующих только работать, а также совмещать работу с учебой, то окажется, что показатели по техникумам и ПУ носят еще более внушительный характер: в сравнении с 24% учащихся школ работать намереваются 74,9% выпускников ССУЗов и 65,5% - ПУ. Такие различия вполне оправданы: молодежь, шедшая учиться в техникумы и технические лицеи, была ориентирована на обретение профессии и последующее трудоустройство. Другое дело, что эти учебные заведения предоставляют юношам и девушкам полное среднее образование, а это, в совокупности с отменой обязательного распределения по окончании побуждает к продолжению образования. Именно такая двойственность статуса порождает дополнительно такое большое число желающих совмещать работу с учебой. И все же можно констатировать, что по преимущественной направленности планов выпускники ССУЗов и ПУ существенно отличаются от выпускников школ: если последние тотально ориентированы на учебу, то значительная часть первых связывает свое будущее с работой.

Ни в одной из групп молодежи практически нет таких, кто после окончания учебного заведения намерен не работать и не учиться. А вот неотвратимость службы в армии в сравнении с выпускниками средних школ, где никто из юношей не планирует идти в армию, сильнее ощущают выпускники ССУЗов и особенно ПУ. Именно из этих групп юношей кооптируются будущие контингента призывников. Планы, которые выпускники обозначили как «другое», несколько больше присутствуют в намерениях выпускников ПУ за счет девушек, которые стремятся скорее выйти замуж.

Конкретизацией личных планов молодежи служат ее ориентации на учебу в разных типах учебных заведений. Здесь различия между молодежью трех групп проявляются гораздо сильнее. Прежде всего, обращает на себя внимание неодинаковая степень определенности у разных групп выпускников планов, нацеленных на учебу (табл. 2).

Процент лиц, не давших информации о том, на какие учебные заведения они ориентируются, незначителен у старшеклассников (4,0%), зато он вполне значим у выпускников ССУЗов (17,3%) и весьма существенен у выпускников ПУ (31,5%). Отсутствие продуманности и реалистичности планов, касающихся учебы, есть свидетельство того, что, когда юноши и девушки, в частности в ПУ, говорили о желании учиться, они высказывали в большой степени не реально обдуманные намерения, а скорее общую установку, ощущение того, что учеба в будущем лучше, чем какая-либо другая перспектива. Их планы в отношении продолжения учебы скорее были идеальными стремлениями, не подкрепленными сколько-нибудь реалистичным представлением о том, где и какую подготовку они намерены получать. В результате достаточно высокий процент юношей и девушек из техникумов и особенно из ПУ не смогли указать тип учебного заведения, в котором они собираются учиться.

Таблица 2

Ориентация выпускников на разные типы учебных заведений (% от числа опрошенных)

Хотят учиться в:

Средние школы

ССУЗы

ПУ

Вузах

84,4

70,5

31,2

ССУЗах

10,3

2,3

16,9

ПУ

0,4

0

0

На курсах

0,9

10,0

20,4

Нет информации

4,0

17,3

31,5

Желание учиться в вузе явно стимулируется высококачественной общеобразовательной подготовкой, которая обеспечивается средней школой лучше, чем ССУЗом и тем более ПУ. В средних школах подавляющее число выпускников (84,4%) стремится к высшему образованию, подтверждая роль этого канала подготовки как транслятора его клиентуры на более высокую ступень образования. В техникумах также большинство юношей и девушек (70,5%) стремится после окончания поступить в вуз. То есть здесь стремления и амбиции также разбужены. А нынешняя ситуация, когда трудоустройство после окончания учебного заведения не носит обязательного характера и к тому же затруднено по причине переизбытка рабочей силы на рынке труда, побуждает формирование намерений, которые так или иначе связаны с учебой и образованием. В отличие от школ и ССУЗов ситуация в ПУ иная. Здесь выпускники более крепко привязаны к насущным реалиям жизни и поэтому в вуз стремится поступать менее трети выпускников. Как видим, ориентации на высшее образование у молодежи рассматриваемых трех групп специфичны. С одной стороны, наблюдаются высокие амбиции выпускников средних школ и средних специальных учебных заведений, с другой - сдержанные, умеренные стремления к учебе в вузе у юношей и девушек, оканчивающих ПУ. Тем не менее, сама по себе величина выпускников ПУ, которые хотят учиться в вузах - 31,2% - достаточно впечатляюща, если учесть, что в ПУ поступает молодежь, отсеявшаяся из средней общеобразовательной школы чаще всего по причине низкой успеваемости. Скорее, эта величина свидетельствует о том потенциале стремления к высшему образованию, который формируется в современных технических лицеях, воспринимаемых как альтернативный средней школе канал получения полного среднего образования.

Учащиеся ПУ, поступившие туда ради быстрого овладения профессией, после окончания, если и планирует продолжить учебу, то чаще выбирает более краткосрочные ее формы: 20,4% их желают получить подготовку на курсах. На быстрое приобретение новых профессиональных навыков нацелены в меньшей степени выпускники ССУЗов (10,0%), среди выпускников школ таковых практически нет (0,9%). То есть курсы, не являющиеся предметом внимания старшеклассников и играющие небольшую роль в планах оканчивающих ССУЗы, обладают существенной притягательностью для выпускников ПУ. Видимо, среди них есть немало тех, кто не находит практического применения полученной специальности и планирует повысить свою конкурентоспособность, приобретая максимально быстро другую профессию на краткосрочных курсах. Для них также остается в какой-то мере привлекательной перспектива учебы в средних специальных учебных заведениях: 16,9% планируют учиться в ССУЗах, в сравнении с 10,3% выпускников школ. Учащиеся ПУ, как видим, в целом отличаются гораздо более приземленными планами и ориентациями. По сравнению со старшеклассниками и выпускниками ССУЗов, по преимуществу своему ориентированными на вуз, они гораздо прагматичнее, большее место уделяют краткосрочной подготовке. Если же они и ориентированы на учебу в вузе, то скорее как на ценность, гарантий реализации которой у них мало.

Реализация личных планов

Данные о личных планах молодежи не дают информации относительно того, насколько они адекватны возможностям трудоустройства и поступления в учебные заведения. Только изучение реальных шагов, которые совершают выпускники разных учебных заведений в первые несколько месяцев после их окончания, позволяет получить информацию о том, как в действительности складываются их судьбы. В ходе этих первых решений предварительные личные планы молодежи оказываются существенно скорректированными (табл. 3).

Таблица 3

Реальные жизненные пути выпускников разных типов учебных заведений (% от числа опрошенных)

Реализация планов

Средние школы

ССУЗы

ПУ

Работают

3,0

38,9

34,1

Совмещают работу с учебой

2,4

13,7

6,1

Учатся

87,8

29,9

31.5

Не работают и не учатся

4,1

6,7

9,6

Армия

0,3

5,8

16,2

Другое

0,4

4,8

2,5

Так приступило к работе практически столь же мало выпускников школ, как и планировало это сделать (3,0% в сравнении с 1,2%). Зато среди выпускников ССУЗов работающих оказалось гораздо больше, чем намеревались (38,9% против 23,2%). Количество же выпускников ПУ, начавших непосредственно работать, практически равно количеству тех, кто собирался это сделать после окончания (34,1% и 35,1%), т.е. в данном случае можно говорить о полной реализации планов, как и в случае выпускников школ.

Что касается совмещения работы с учебой, то во всех трех группах молодежи его реализовала гораздо меньшая часть юношей и девушек, нежели планировала. Выпускников школ, соединяющих труд и учебу, стало на порядок меньше (2,4% против 22,8%), выпускников ССУЗов - в 3,7 раза меньше (13,7% против 51,7%) и выпускников лицеев - почти в 5 раз меньше (6,1% против 30,4%). Понятно, что осенью, когда проходил сбор информации о трудоустройстве, еще очень немногие из тех, кто желал совмещать работу и учебу, смогли найти себе рабочее место и что в будущем определенная часть продолжающих учиться найдет себе возможности подработки и увеличит тем самым категорию совмещающих. Однако сам факт значительного сокращения реального процента совмещающих работу с учебой свидетельствует о том, что это наиболее дефицитный вариант выбора и его не всегда удается осуществить.

В отличие от совмещающих работу с учебой категория учащейся (и только учащейся) молодежи во всех рассматриваемых, группах оказалась более многочисленной, нежели намечалось в планах: начали учиться 87,8% выпускников школ (против 75,7% планировавших учебу), 29,9% выпускников ССУЗов (против 21,6% намеревавшихся) и 31,5% выпускников лицеев (против 23,8% выражавших такое желание).

Итак, общая для всех трех групп тенденция заключается в том, что поступающих учиться на дневные отделения оказывается больше, чем планировавших такого рода учебу, при этом во всех трех группах молодежи существенно меньшей, чем в планах, оказывается категория тех, кто совмещает работу с учебой. Видимо, учебные вакансии становятся более доступны, чем рабочие места.

Что касается других вариантов выбора жизненных путей молодежи, то во всех рассматриваемых трех группах произошло увеличение на порядок относительно планировавших доли тех, кто не начал к моменту повторного опроса ни работать, ни учиться. Их доля была совершенно незначительной среди планировавших (менее 1% в каждой группе), но в реальности таких оставшихся не у дел среди выпускников школ, техникумов и ПУ оказалось соответственно: 4,1% 6,7% и 9,6%. Значит, существенная часть когорты молодежи вообще не нашла себя, в то время как намеревались не работать и не учиться лишь единицы. Эти тревожные показатели – свидетельство тех трудностей, которые встречают молодежь на рынке труда и могут оборачиваться для нее безработицей со всеми пагубными последствиями. Причем, как видим, эти трудности нарастают по мере движения от питомцев школ к выпускникам техникумов и от последних к окончившим ПУ, иначе говоря, по мере уменьшения (как будет показано ниже) среди молодежи группы тех, кто получает места в высших учебных заведениях, и увеличения числа лиц, рассчитывающих сразу на получение рабочей специальности. То есть даже при самом первом столкновении с рынком рабочих и учебных вакансий в наиболее неблагоприятном положении оказываются выпускники учебных заведений, более ориентированные на производственный сектор и, соответственно, те, кто по своему социальному происхождению чаще принадлежит к низкостатусным социальным группам.

Различия между тремя группами молодежи наблюдается и в отношении мобилизации юношей на службу в ряды российской армии. Сразу после окончания учебного заведения в армию попадают (если сделать перерасчет относительно общей численности только юношей) 0,5% выпускников школ, 15% - ССУЗов и 32,8% - ПУ. Следует учесть, что большая часть юношей оканчивает среднюю школу в возрасте семнадцати лет и имеет временную отсрочку от призыва в армию, кроме того, впоследствии они поступают в вузы, где их взаимоотношения со службой в армии складываются по-иному. Вот почему указанные цифры со всей очевидностью демонстрируют, что главным источником пополнения рядов призывников является юношество ПУ.

Если рассмотреть, как распределяется молодежь трех групп по разным вариантам жизненных путей, то основное различие наблюдается между выпускниками средних школ, с одной стороны, и выпускниками ССУЗов и ПУ – с другой. Школьники после окончания учебного заведения в своем подавляющем большинстве приступают к очной учебе (87,8%), а пути выпускников техникумов и ПУ более разнообразны: более трети их идут непосредственно работать, менее трети начинают учиться; примерно каждый десятый после техникума и чуть реже после ПУ приступает к совмещению работы с учебой. Относительно более высокий уровень общеобразовательной подготовки и увеличенный в социальном составе школьников удельный вес детей высокостатусных групп гомогенизируют реальные жизненные пути этой группы молодежи, ориентируя большую ее часть на продолжение дневного образования. Особенности подготовки в средних специальных и начальных профессиональных учебных заведениях - сочетание общего среднего образования и обучения профессии, - а также более демократический социальный состав учащихся по происхождению обуславливают то, что основными векторами их жизненных стратегий становится как непосредственное трудоустройство, так и продолжение учебы в системе последующего профессионального образования. И в этом они существенно отличаются от выпускников средних школ.

Вместе с тем, нельзя сказать, что жизненные пути этих групп молодежи различаются кардинально: нет резкого разграничения, когда одни (выпускники школ) только бы шли учиться, а другие (выпускники ССУЗов и ПУ) только бы приступали к работе. Тот факт, что среди последних около трети продолжает свое образование (на фоне перехода подавляющей части школьников к учебе в других учебных заведениях), является серьезным свидетельством того, что в жизненных стратегиях молодежи указанных трех групп есть существенные аспекты сближения.

Рассмотрим в этой связи подробнее пути трех групп выпускников с учетом того, в какие учебные заведения они пошли учиться, включая как тех, кто только учится, так и тех, кто совмещает работу с учебой (см. табл. 4). Как видим, в вузы поступает учиться 67,1% окончивших средние школы (против 84,4% планировавших учебу в высшей школе), 40,2% выпускников техникумов (против 70,5%) и 10,1% окончивших ПУ (против 31,2%). Та же тенденция к снижению процента реализуемости планов наблюдается в отношении учебы выпускников ССУЗов и ПУ в средних специальных учебных заведениях и на курсах. Реальная действительность усиливает различия между рассматриваемыми группами молодежи, разводя полярно выпускников средних школ и выпускников ПУ: если для первых переход в высшую школу – выбор большинства, то для вторых - лишь каждого десятого. Реальные пути выявляют четкую демаркационную линию, отделяющую пополнение вузов из преимущественных контингентов - выпускников дневных средних школ - от пополнений малочисленных - из окончивших ПУ. Питомцы ССУЗов оказываются в этом отношении в промежуточной ситуации. То, что две пятых из них поступает в вузы, говорит о значительном потоке лиц, идущих в высшую школу после окончания среднего специального учебного заведения. И это основной поток продолжения образования выпускников ССУЗов. Другие виды подготовки, как это видно из табл. 4, их не привлекают. Вместе с тем, по проценту лиц, поступающих в вузы, окончившие техникумы уступают выпускникам школ (соответственно 40,2% и 67,1%).

Таблица 4

Реальный выбор выпускниками отдельных типов учебных заведений (% от числа опрощенных)

Учатся в:

Средние школы

ССУЗы

ПУ

Вузах

67,1

40,2

10,1

ССУЗах

16,1

2,0

10,4

ПУ

2,0

0

11,3

На курсах

2,4

0,8

2,6

На подготовительных курсах

2,7

0,6

1,5

Работают

3,0

38,9

34,1

Не работают и не учатся, армия, другое, нет информации

6,7

17,5

30,0

Вторым по значимости вариантом выбора учебы после вузов является обучение в среднем специальном учебном заведении. Сюда поступает 16,1% выпускников средних школ и 10,4% выпускников ПУ. Для выпускников ССУЗов этот поток, естественно, ограничен, он охватывает лишь небольшую долю (2,0%) тех, кто в своем же учебном заведении по уже полученной специальности повышает уровень квалификации (в выборке были такие учебные заведения). Вновь наблюдается (теперь на примере ССУЗов), что в ходе реальной конкурентной борьбы за учебные места молодежь, оканчивающая ПУ, уступает своим сверстникам, оканчивающим средние школы. И здесь преимущества в общеобразовательной подготовке оборачиваются для выпускников средних школ занятием учебных мест более высокого уровня.

Что касается выпускников ПУ, то они чаще, чем выпускники школ, продолжают учиться в той же системе начального профессионального образования: 11,3% их поступают в другие ПУ против 2,0% выпускников школ. Иначе говоря, после окончания одного ПУ десятая часть выпускников вместо работы по полученной специальности выбирает учебу в другом, но по иной специальности. Многие выпускники ПУ из тех, кто идет работать, трудоустраиваются также не по специальности, что свидетельствует о недостаточно эффективной отраслевой направленности подготовки в ряде учебных заведений этого типа. В этом проявляется еще и то обстоятельство, что выбор молодыми людьми ПУ бывает иногда случайным, чем они существенно отличаются от выпускников ССУЗов: там практически нет таких, кто после окончания одного техникума поступал бы учиться в другой.

Очень небольшая часть молодежи всех трех указанных групп идет учиться на курсы по профессии, а также на подготовительные курсы при учебных заведениях. Среди выпускников школ этот вариант выбора планировала еще менее значительная часть молодежи, чем реально его избравшая. Судя по планам выпускников техникумов и ПУ, учеба на курсах была для них достаточно привлекательна. Однако в реальности выбор этого пути оказался существенно скромнее: планировали учиться на курсах 10,0% выпускников ССУЗов, а в реальности учатся 1,4%, планировали поступать на курсы 20,4% выпускников ПУ, а учатся там всего 4,1%.

В целом распределение по учебным заведениям отражает дифференциацию молодежи указанных трех групп: выпускники средних школ преимущественно оказываются в вузах и даже места в средних специальных учебных заведениях они занимают чаще других, а выпускники ПУ в целом гораздо реже продолжают учебу, особенно в вузах и техникумах;

большая их часть начинает работать или, не находя своего места, идет в армию и т.п. Молодежь, оканчивающая ССУЗы, занимает промежуточное положение: определенная ее часть поступает в вузы и такое же количество идет работать. Причем выпускники ССУЗов оказываются достаточно укорененными в полученной специальности, ибо в большинстве своем те, кто идет в высшую школу, продолжают учиться уже в русле полученной специализации. И этим они существенно отличаются от выпускников ПУ, для многих из которых ситуация аналогична позиции выпускников средних школ: после завершения учебы они вновь оказываются перед необходимостью выбора профессий и учебных заведений. Однако схожесть в разнообразии открывающихся путей для них отнюдь не сопровождается такими же шансами доступа к наиболее привлекательным учебным вакансиям, как для выпускников средних школ. Им достаются либо нижние этажи системы образования и подготовки, либо вариант непосредственного выхода на рынок труда, где они могут столкнуться с безработицей.

Одним из существенных выводов сравнительного изучения планов молодежи и их реализации является положение о том, что молодежь всех указанных групп скорее находит себе учебные, нежели рабочие места. Очевидно, что с развитием рыночных отношений у нас в стране складывается ситуация, аналогичная той, которая уже давно наблюдается в развитых странах Запада1, когда после окончания обязательного образования определенный - и порой достаточно большой - промежуток времени молодости посвящается дополнительным формам обучения в различных типах и видах учебных заведений, в системе переподготовки кадров и т.п. По крайней мере в больших городах растет численность молодежи, которая до все более старшего возраста остается в стенах разных образовательных институтов; все реже встречается ситуация, когда молодой человек оканчивает одно учебное заведение и сразу приступает к работе. Чаще он последовательно учится в нескольких учебных заведениях или чередует учебу и кратковременную работу. Таким образом, все большая часть времени молодости оказывается заполненной учебой, а трудоустройство откладывается. И это все чаще становится уделом не только тех молодых людей, которые получают качественно более высокую общеобразовательную подготовку в средней школе, но и тех, кто приобретает среднее образование в системе среднего специального и начального профессионального образования. (По крайней мере, это справедливо для молодежи крупных городов).

Одновременно создается специфический рынок молодежных мест труда, включающий самые разные виды временной, краткосрочной, непостоянной работы, работы, которую можно совмещать с учебой в учебных заведениях. Есть разнообразные виды работ, скорее подработок, позволяющих как-то поддерживать свое существование тем, кто фактически не имеет постоянной занятости. Распространяются такие графики труда, когда молодые люди нанимаются последовательно на работу в рамках системы краткосрочных договоров, заказов, грантов. Все это заполняет время молодости трудом, который нельзя характеризовать как постоянную занятость, но который служит источником существования и позволяет проживать этот период жизни не в состоянии полной безработицы. Существование такого специфического рынка труда продлевает время молодости, жизни в рамках молодежной субкультуры. Да и сами выше охарактеризованные рабочие места нередко предоставляются инфраструктурой именно молодежной культуры и потребления.

По сути, речь идет о формировании некого конгломерата молодежного труда и учебы, молодежного досуга и молодежного потребления, который является паллиативом жизненной стратегии, связанной с постоянной занятостью, перспективами профессионального совершенствования и карьеры. Он формируется по принципу замещения в результате того, что общество не в состоянии предоставить всему молодому поколению условия реализации важнейших жизненных ценностей труда в традиционной модели. Все это, удлиняя время молодости для самих молодых людей, а для общества снимая излишнее давление нового поколения на рынок труда, становится неизбежной приметой современного состояния общественных условий, в которых складываются жизненные пути молодежи, оканчивающей общеобразовательные и специальные средние учебные заведения.

1 См.: Les jeunes et les autres (Contributions des sciences de 1'homme a la question des jeunes, coordonees par Francois Proust). Paris, 1985.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анкета выпускника рудн, информация, необходимая для выпуска нового издания книги «Выпускники рудн», Том II место для цветного цифрового фото фамилия ( Last )

    Анкета
    Кого Вы могли бы порекомендовать для представления в следующем издании сборника «Выпускники РУДН» (имя, год выпуска РУДН, настоящее место работы и положение,
  2. Анкета выпускника 201 г

    Анкета
    13. К настоящей анкете Вы можете приложить, по своему усмотрению, любые дополнительные материалы, которые Вы сочтете необходимыми (характеристика, сочинение, рассказы, рисунки, фотографии и т.
  3. Анкета выпускника представляет собой набор тематических групп вопросов, ряд из которых выбирался в качестве элементов прогностического исследования. Эту группу составили ответы на обобщенные вопросы следующего содержания

    Анкета
    Для совершенствования системы профессионального образования и развития спектра образовательных услуг в Рязанской государственной радиотехнической академии проводится ежегодный мониторинг студентов-выпускников.
  4. В. И. Байденко выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гос впо нового поколения методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Автор просит своих коллег принять во внимание поставленную перед нам задачу – написать методику выявления (идентификации) компетенций/компетентностей выпускников вузов, которая отличалась бы лаконичностью, носила бы по возможности
  5. Анкета №1 анкета студента факультета

    Анкета
    Уважаемые студенты выпускных курсов академии, Центр дополнительного профессионального образования и содействия трудоустройству выпускников собирает сведения с целью создания базы данных и получения дополнительной информации о ваших

Другие похожие документы..