Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Памятка'
Во исполнение Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Зако...полностью>>
'Изложение'
Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, уже какое-то время жила вместе с мужем на даче, потому что шел ремонт их городской кварти...полностью>>
'Документ'
Силина ЕленаПрезидент «Fit Hit company». Бизнес-тренер по специальной программе «Спортивный менеджмент» МФПА. Руководитель образовательной программы «...полностью>>
'Документ'
Открытие выставки состоится 23 мая, среда, в 18:00 в Зале литературы на иностранных языках. На открытии выставки будет представлена презентация о шот...полностью>>

Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому руководство

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Космические технологии

Продолжится реализация мероприятий Национальной программы исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2008 - 2012 годы. Основная цель данной Национальной программы - развитие и эффективное использование научно-технического потенциала Беларуси в области создания космических средств и технологий для решения социально-экономических задач в интересах отраслей экономики, обеспечения безопасности населения, повышения уровня науки и образования в стране.

Намечается создание и внедрение технологий и аппаратно-программных комплексов для дешифрирования и обработки данных дистанционного зондирования Земли, которые позволят решать задачи в следующих областях деятельности: сельское, лесное и водное хозяйство; оперативное предупреждение о чрезвычайных ситуациях и минимизация их последствий; экология, охрана и использование природных ресурсов; картография, градостроительство и геология; оборона и других.

Атомная энергетика

Планируемое строительство атомной электростанции позволит увеличить объем производства электроэнергии в республике до 20 процентов и нарастить ее экспорт за рубеж. Данное строительство предполагает активное развитие собственной научной базы в обеспечении развития ядерной энергетики и соответствующую подготовку специалистов.

РАЗВИТИЕ VI ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА

Нанотехнологии

Предусматривается разработка и внедрение нанотехнологий и технологий создания наноматериалов в производстве:

оборудования технологического уровня до 65 нм для промышленного применения в микроэлектронном производстве нового поколения;

наноразмерных структур и покрытий, в том числе на полупроводниковых пластинах;

магнитных, сегнетоэлектрических, полупроводниковых, сверхпроводящих, радиационно стойких, квантоворазмерных, нелинейнооптических и сверхтвердых материалов и других.

Генная инженерия, клеточные технологии

Предусматривается разработать и внедрить в медицинскую практику:

генно-инженерные и клеточные технологии для получения вакцин против лимфом in vitro;

технологии ДНК-диагностики первичных иммунодефицитов;

метод ПЦР-диагностики для комплексного определения молекулярно-генетических изменений у детей с острыми лейкозами;

технологии применения мезенхимальных стволовых клеток для профилактики и лечения осложнений после родственных и неродственных аллотрансплантаций костного мозга;

технологии ДНК-диагностики числовых аномалий хромосом человека на основе флуоресцентной количественной ПЦР;

технологию полного сканирования нуклеотидной последовательности ДНК-генов, ответственных за развитие наследственных и врожденных заболеваний человека;

технологию полного сканирования нуклеотидной последовательности ДНК-генов, ответственных за развитие наследственных и врожденных заболеваний человека;

метод лечения трофических язв с использованием аутологичных стволовых клеток из жировой ткани;

способ хирургического лечения пациентов с гипотиреозом и гипопаратиреозом путем ксенотрансплантации тироцитов и паратироцитов;

технологию создания костно-хрящевого имплантата с использованием коллаген-гидроксиаппатитного матрикса, насыщенного клеточными элементами;

новые методы реконструкции обширных послеоперационных дефектов брюшной стенки и тазового дна с использованием многокомпонентного биологического трансплантата с мезенхимальными стволовыми клетками жировой ткани человека;

на основе использования аутологичных стволовых клеток технологию получения биологически активного трансплантата с оптимальными характеристиками для спондилодеза в хирургии позвоночника;

новый метод применения аутотрансплантации мезенхимальных стволовых клеток для регенеративного восстановления повреждения хряща крупных суставов;

технологию ex vivo получения трансплантата натуральных киллерных клеток для целей противоопухолевой клеточной иммунотерапии для пациентов с онкологическими заболеваниями.

Будут созданы:

Республиканский регистр доноров костного мозга;

Республиканский центр по генетическому маркированию и паспортизации растений, животных, микроорганизмов и человека;

Центр аналитических и генно-инженерных исследований в области микробиологии на базе ГНУ "Институт микробиологии НАН Беларуси".

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

В число важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год включены показатели, характеризующие эффективность деятельности промышленных организаций: рентабельность продаж в промышленности (в процентах) и удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основными видами экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции (в процентах). Проектом Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь предусматривается рентабельность продаж в промышленности увеличить с 7,5 процента (оценка) в 2010 году до 14 - 15 процентов в 2015 году, а удельный вес отгруженной инновационной продукции - с 11 процентов (оценка) в 2010 году до 20 - 21 процента в 2015 году. Кроме того, в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь необходимо увеличить к 2015 году не менее чем на 200 процентов долю наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта. Достижение этих показателей возможно только при условии модернизации производств с переходом их на новые и высокие технологии, создания новых высокотехнологичных производств.

Обеспечение технологического развития будет осуществляться путем перемещения иностранных технологий и внедрения отечественных технологий.

Первым направлением создания высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов на основе разработки отечественных высоких технологий в республике станет резкое увеличение затрат на исследования и разработки, особенно за счет собственных средств организаций промышленности. Проектом Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы предусматривается за пять лет увеличить внутренние затраты на исследования и разработки (затраты на выполнение исследований и разработок собственными силами) с 0,64 процента (оценка) в 2010 году до 2,5 - 2,9 процента к ВВП, что будет соответствовать уровню затрат на исследования и разработки таких развитых стран, как Швейцария, Дания, Австрия. Такая задача достижима. В Республике Корея в 1981 - 1985 годах отношение затрат на научные исследования и разработки были увеличены с 0,77 процента к ВВП в 1980 году до 1,58 процента в 1985 году, при этом расходы бизнеса увеличились более чем в 9 раз и составили 1,18 процента к ВВП (в 2003 году расходы бизнеса составили 1,98 процента к ВВП). В Республике Беларусь затраты на исследования и разработки за счет внебюджетных средств должны составить в 2015 году 1,3 - 1,55 процента.

В КНР в 1980 - 1990-х годах первостепенная задача состояла в том, чтобы использовать уже имеющиеся за рубежом технические достижения в целях максимальной экономии денежных ресурсов и времени. Но изучение и применение иностранных достижений ни в коем случае не должно ослабить собственные (национальные) исследования в области науки и техники. Все должно быть направлено на дальнейшее укрепление отечественной науки и техники. Зарубежная техника закупалась на основе принципа "учиться, использовать, улучшать и производить". При этом учитывалось, что мировая наука постоянно развивается, промышленная техника обновляется быстро. И если только вводить зарубежное промышленное оборудование, наращивать производственные мощности и игнорировать технические знания по использованию техники, то это приведет лишь к слепому копированию иностранного. В этих условиях трудно создать что-либо новое, в лучшем случае будет обеспечено медленное продвижение вслед за развитыми странами. В Китае учитывали, что только на основе изучения положительного зарубежного опыта и через собственные новые научно-технические достижения можно заложить прочный фундамент для дальнейшего ускоренного развития.

Без проведения промышленностью исследований и разработок добиться перелома в технологическом развитии не удастся. Как ранее отмечалось, в развитых странах доля затрат на исследования и разработки за счет средств бизнеса составляет 64 - 75 процентов. В связи с этим необходимо создание и развитие в промышленности и других отраслях заводских исследовательских лабораторий, научно-технических центров и тому подобного. В целях оценки активности министерств, концернов и организаций по проведению исследований и разработок и созданию собственных технологий предлагается введение показателя "отношение затрат на исследования и разработки к выручке от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в процентах". Именно высокое отношение затрат на исследования и разработки к продажам от 10 до 40 процентов характеризует высокотехнологичные рентабельные компании в сфере биотехнологий и фармацевтики, разработки программного обеспечения, микроэлектронике и телекоммуникационном оборудовании. Сравнение отношения затрат на исследования и разработки к выручке от реализации продукции отечественных высокотехнологичных организаций с аналогичными показателями ведущих зарубежных компаний позволит объективно оценивать уровень инновационной активности организаций страны.

Учитывая, что разработка и освоение технологий требует больших объемов финансирования и наличия исследовательских подразделений в составе предприятий, важным направлением технологического развития станет объединение предприятий в холдинги, включающие научные организации, что позволит создать сквозную научно-производственную цепь: исследование - разработка - производство - реализация продукции.

В настоящее время зарегистрировано 14 холдингов: "БЕЛТЕХ ХОЛДИНГ", "Могилевводстрой", "Интертрансавто", "Холдинг "Компания "Пинскдрев", "ГОРИЗОНТ", "Агромашсервис", "Могилевобллён", "БелЭликомХолдинг", "ЗОВ-строй", "Агрокомбинат "Скидельский", "Пралесак-Оил", "Холдинг Реви Тар Инвест", "Группа компаний Протос", "Забудова".

До конца 2010 года планируется создание холдингов: "БЕЛАВТОМАЗ", "Минский моторный завод", "БелОМО" "Оптической электроники", "Брестоблтранс".

В 2011 году намечается создание холдингов "Интеграл", "Белспецмонтаж", "Белжелезобетон", "Минскстрой", Холдинга автоматизированных систем управления, Регионального холдинга по промышленно-техническому монтажу оборудования и конструкций, Масложирового холдинга, Межотраслевого производственного холдинга по производству подвижного состава наземного городского пассажирского электротранспорта, техники специального и коммунального назначения, реализации комплексных транспортных проектов "под ключ" (управляющая компания - ОАО "Белкоммунмаш").

Предполагается создание на базе холдингов межотраслевой финансово-промышленной организации с учетом результатов анализа деятельности созданных холдингов и рассмотрение вопросов с заинтересованными органами государственного управления, Национальным банком и Министерством архитектуры и строительства, а также создание в 2013 - 2014 годах холдинга на базе организаций консервной отрасли концерном "Белгоспищепром".

В целях стимулирования затрат на исследования и разработки за счет средств организаций необходимо внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, предусмотрев применение скидки по уменьшению суммы налога на прибыль в размере 50 процентов суммы прироста затрат организации на научные исследования и опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Выработка мер по безусловному перечислению лицензионных платежей (роялти) организациями, использующими результаты научных исследований и разработки, а также объекты промышленной собственности, соответствующим научным организациям и обладателям исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Вторым направлением развития высокотехнологичных производств V и VI технологических укладов станет создание научно-технологического парка в области фотоники и электроники в г. Минске и научно-технологического парка "Полесье" в области биотехнологий в г. Пинске.

Третье направление - развитие малых инновационных предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию. Для этого необходимо создание при государственной поддержке во всех областных центрах и крупных университетах научно-технологических парков в целях привлечения молодых ученых и студентов к инновационному предпринимательству, обеспечения поддержки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в реализации инновационных проектов по созданию производств, основанных на высоких технологиях и выпускающих законченную высокотехнологичную продукцию. Целесообразно внести дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. N 123 "О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 66, 1/10522), предусмотрев право университетам (научным организациям) создавать не только унитарные предприятия, но и хозяйственные общества с участием университетов (интеллектуальная собственность), государственных предприятий (производственные площади и оборудование) и организаций частного сектора (финансовые ресурсы).

В целях обеспечения малых инновационных предприятий финансированием будет осуществляться содействие созданию венчурных организаций (фондов), в том числе с участием государства. Необходимо совершенствование деятельности Белорусского инновационного фонда в направлении преимущественно финансирования венчурных проектов малых инновационных предприятий. Для развития венчурного финансирования в республике в 2011 - 2012 годах планируется создание фондовой биржи для котировки и продажи акций частных высокотехнологичных организаций.

Необходимо определить показатели облисполкомам и Минскому горисполкому по количеству малых инновационных предприятий, которые будут выпускать экспортоориентированную высокотехнологичную продукцию для оказания местными исполнительными и распорядительными органами содействия им в выделении оборудованных инженерными коммуникациями земельных участков для размещения производств.

В Республике Беларусь в 2009 году производством промышленной продукции занималось более 13 тыс. малых предприятий, которые также стремятся поставлять продукцию на экспорт. Например, из 4,6 тыс. малых предприятий г. Минска около 3,4 тыс. предприятий поставляли продукцию на экспорт. В 2011 - 2015 годах необходимо оказать содействие инновационному развитию малых предприятий страны для развития их инновационного потенциала и наращивания экспорта высокотехнологичной продукции. Для этого необходимо обеспечить передачу в установленном законодательством порядке научными организациями страны технологий, созданных за счет средств бюджета, малым предприятиям на условиях перечисления ими после получения выручки от продажи продукции роялти научным организациям. То есть следует создавать инновационные сети, в которых крупные организации будут взаимодействовать с инновационными (венчурными) малыми и средними предприятиями. Использование преимуществ крупного предприятия на экономии за счет масштабов производства и мобильности, гибкости, готовности к быстрым изменениям при относительно малой капиталоемкости инновационных малых предприятий позволяет сократить сроки исследований и разработок, освоение массового выпуска широкого набора модификаций нового товара и выход его на мировой рынок.

Четвертое направление - создание научно-исследовательских и научно-технических центров (лабораторий) частной формы собственности, в том числе в микро- и малых организациях, а также создаваемых иностранными высокотехнологичными компаниями. Данное направление будет развиваться с учетом зарубежного опыта. Так, в Республике Корея в 1981 году функционировало 53 частных исследовательских центра, в 2004 году - около 10 тыс. центров, в том числе более 9,2 тыс. небольших исследовательских центров малого и среднего бизнеса. В Израиле иностранные компании (Intel, Motorola, General Elektric, Texas Instruments, IBM, Fillips Medical, Hewlett Packard и другие) создали и финансируют более 110 центров, осуществляющих исследования и разработки, с численностью работающих более 35 тыс. человек. В 1983 году в Китае по инициативе руководства Академии наук КНР началась реформа научно-технической сферы. За 1983 - 1987 годы более 6 тыс. специалистов ушли из академических НИИ и создали 217 научно-технических фирм, из них 14 были подчинены АН КНР, 102 - академическим НИИ, 75 - создано совместно академическими НИИ и торгово-промышленными организациями государственной или коллективной собственности, 26 - академическими НИИ и иностранными фирмами. В 1988 году число таких фирм достигло 400, в них было занято около 10 тыс. бывших работников АН КНР. Электроника была главной сферой деятельности созданных АН КНР научно-технических фирм. Средний объем реализации на одного занятого в научно-технических фирмах превышал этот показатель для государственных НИИ и вузов в 5 - 10 раз. Поэтому в начале 1998 года руководством КНР созданы особо благоприятные условия для их развития. Работникам научно-технической сферы и руководителям всех уровней дали понять, что с деятельности фирм сняты всякие ограничения и любые попытки поставить административные преграды на пути их развития не должны иметь места. Это создало базу для стремительного развития в КНР таких фирм.

В настоящее время в условиях острой конкуренции на мировых рынках стоимость морально устаревших основных фондов, которые используются для выпуска убыточной продукции, может ничего не стоить, а интеллектуальная собственность, защищенная патентами, может оцениваться миллионами и миллиардами долларов.

В экономике, основанной на знаниях, создание объектов интеллектуальной собственности, проектов товаров, правил создания технологий, формирование идеологии спроса и предложения становится выгоднее, чем создание и производство товаров, наращивание производства для удовлетворения спроса. Республика Беларусь обладает высоким научным потенциалом. Так, например, по данным организации Tomson Scientific по совокупному цитированию в области нанокристаллов наша страна занимает 20-е, фотоники в целом - 16-е, в сфере фотонных кристаллов - 6-е место в мире. По оценкам специалистов в будущем развитие нанофотоники по масштабам долговременного технологического и социального воздействия может быть сравнимо с влиянием полупроводниковой электроники на технологический прогресс и повышение качества жизни. Важно создать условия для превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные исследования, разработки и промышленную коммерциализацию.

В этих целях целесообразно стимулировать создание учеными частных исследовательских центров, переход ученых в исследовательский сектор предприятий, в том числе в частные исследовательские лаборатории для коммерциализации результатов исследований. При этом необходимо обеспечить разработку и принятие законодательного акта, предусматривающего их социальную защиту. Например, выплату им в течение 2 - 3 лет за счет бюджета гарантированной суммы дохода в размере должностного оклада на предыдущей работе.

Пятое направление - проведение аттестации действующих производств в части определения уровня их технологического развития (уклада), развитие независимого инновационно-технологического аудита. Оказание государственной поддержки организациям в зависимости от уровня технологического развития организации и показателей, предлагаемых к реализации инвестиционных (инновационных) проектов.

Шестое направление - осуществление перехода в 2012 году в организациях от показателя "объем промышленного производства" к показателю "добавленная стоимость". При формировании и отборе проектов по созданию высокотехнологичных предприятий и производств одним из основных экономических критериев является добавленная стоимость (фонд заработной платы, включая обязательные платежи, прибыль, амортизационные отчисления, налоги и сборы, кроме налога на добавленную стоимость и акцизов) в расчете на одно новое рабочее место (в среднем по экономике производительность труда на новом рабочем месте должна быть не менее 60 тыс. долларов США). Понятие "добавленная стоимость" пока не используется в бухгалтерском учете на уровне организаций и статистической отчетности организаций.

В 2011 году необходимо внести соответствующие дополнения в нормативные правовые акты для определения добавленной стоимости в бухгалтерском учете и статистической отчетности организаций.

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Необходимыми условиями изменений в структуре производства являются усиление свободы действий, конкуренция, использование предпринимательских инновационных элементов в ведении бизнеса, формирование мощного слоя малого и среднего бизнеса, крупных государственно-частных компаний. Либерализация условий экономической деятельности, в том числе упрощение налогового законодательства, является одним из важнейших условий формирования национального бизнеса как важнейшего экономически и инновационно-активного слоя общества. Результатом такой либерализации должно стать в том числе и формирование общей обстановки в экономике, при которой постоянное осуществление инновации является необходимым условием выживания в конкурентной борьбе.

В настоящее время предлагаемые наукой результаты исследовательских разработок находят слабое практическое применение в экономике.

Необходимо предусмотреть широкие льготы и стимулы для решения ключевых проблемных вопросов инновационного развития. По мере появления в стране соответствующих условий следует:

развивать систему амортизационных, таможенных, административных и других мер, которые ориентируют субъекты хозяйствования на инновации. У инновационных организаций и новых инновационных производств налоговая нагрузка должна быть существенно ниже, чем в традиционной экономике;

принять практику обязательного перечисления научным организациям и конкретным ученым лицензионных платежей (роялти) за результаты научной деятельности;

предоставить организациям право на период освоения новых технологий и внедрения в производство импортозамещающих товаров самостоятельно определять объемы производства и формировать цены на них исходя из спроса;

увязать инновационную политику предприятий с маркетинговой стратегией в целях решения на законодательном уровне вопроса о включении затрат на маркетинг и рекламу в структуру себестоимости производства инновационной продукции на срок до трех лет с начала серийного выпуска;

предоставить право нанимателям использовать помимо тарифной системы иные системы оплаты труда в целях совершенствования мотивации труда работников и руководителей организаций реального сектора экономики;

усилить роль стимулирующих выплат (премий, надбавок, вознаграждений, бонусов), социального пакета и мер нематериального поощрения работников и руководителей организаций реального сектора экономики путем расширения практики применения коллективно-договорных отношений;

обеспечить повышение профессионального уровня персонала (обучение, переподготовка и повышение квалификации);

развивать систему страхования инновационной деятельности;

привлекать ученых и конструкторов из стран СНГ и других зарубежных стран для работы в научных и производственных организациях для быстрого решения проблемы обеспечения потребности организаций в квалифицированных научных и инженерных кадрах.

Чрезвычайно актуальной является проблема формирования человеческого капитала, отвечающего задачам активного инновационного развития экономики, что предполагает кардинальное улучшение качества всех ступеней образования, подготовки научных кадров, развития творческих способностей и стимулов всего населения.

Формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов предпринимательской деятельности должно обеспечиваться совершенствованием имущественных отношений, функций отраслевых министерств, концернов.

Основной функцией отраслевых министерств, концернов должно стать формирование и осуществление экономической политики в соответствующей отрасли. Необходимо свести к минимуму функции, связанные с непосредственным управлением хозяйственной деятельностью подчиненных организаций.

Из подчинения министерств, состава концернов необходимо вывести организации, деятельность которых не оказывает определяющего значения на отрасль в целом. В подчинении министерств, концернов целесообразно оставить организации, осуществляющие специальные функции по обеспечению национальной безопасности и стратегических интересов страны, производящие продукцию, изъятую из гражданского оборота либо оборот которой ограничен, объекты инфраструктуры республиканского значения и другие значимые организации.

Первостепенной задачей государства должна стать защита и охрана прав собственников, в том числе интеллектуальной собственности, обеспечение взаимодействия государственного и частного секторов экономики при сбалансированности интересов, прав и обязательств всех представителей этих секторов.

Системы управления государственным имуществом, реформирования отношений собственности, приватизации государственного имущества должны быть максимально ориентированы на создание благоприятных условий для повышения инновационной активности всех субъектов предпринимательской деятельности. Управление государственным имуществом, приватизация государственного имущества как составные части единой общеэкономической политики страны в максимальной степени должны быть направлены на создание условий для привлечения инвестиций в экономику.

ЗАЩИТА И ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТЕРОВ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Необходимо обеспечить реализацию системы мер по защите и поддержке экономических интересов экспортеров в соответствии с разработанными отраслевыми стратегиями и планами, среди которых можно выделить следующие:

обеспечение государственной поддержки экспорта в форме целевого страхования и кредитования экспорта (льготное кредитование экспортеров), страхование экспортных кредитов в целях обеспечения защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков. Страхование экспорта может осуществляться через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты;

государственная поддержка инновационных и инвестиционных проектов по производству и поставке на экспорт высокотехнологичной продукции, что значительно повысит доверие к ним отечественных и зарубежных инвесторов;

развитие лизинга высокотехнологичной продукции, поставляемой на экспорт;

свободная амортизационная политика субъектов предпринимательской деятельности, создание для высокотехнологичных производств специальных норм амортизации основных средств;

введение в практику официальной государственной статистики отчетности о торговле высокотехнологичной продукцией;

обеспечение государством информационного, консультационного, маркетингового и технического содействия экспортерам;

организация в Беларуси научного сопровождения работ по развитию экспорта высокотехнологичной продукции, создание отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств Республики Беларусь за рубежом.

ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Инвестиционное обеспечение технологического развития и конкурентоспособности национальной экономики в долгосрочном периоде должно базироваться на взаимосогласованных действиях государства, бизнеса, науки и гражданского общества, где ключевая роль принадлежит государству как инициатору и гаранту выполнения достигнутых договоренностей.

Источниками финансирования приоритетных проектов и мер по реализации долгосрочной технологической стратегии развития могут рассматриваться средства бюджета в рамках бюджетных программ, государственных фондов.

В целях финансового обеспечения формирования технологических коридоров, проведения отдельных высокорискованных прикладных научно-исследовательских опытно-конструкторских работ по созданию технологических решений на базе разработанных принципиально новых технологических идей предстоит повысить роль государственно-частного партнерства через концессионные договоры, проектное финансирование, создание венчурных и иных фондов. В качестве соорганизаторов и ключевых источников финансирования крупных проектов, нацеленных на достижение прорывных результатов по стратегически значимым направлениям, должны выступить иные институты развития.

Важными источниками инвестиций являются собственные средства организаций, кредиты банков, иностранные источники и другие. Предстоит финансирование создания и развития инновационной инфраструктуры, то есть совокупности субъектов, осуществляющих научное, финансовое, организационно-методическое, материально-техническое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий), увеличение объемов финансирования инновационного сектора и кадровых программ (поддержка высших учебных заведений, развитие системы непрерывного профессионального образования и другое), защита интеллектуальной собственности, а также создание инновационных предприятий и инновационных кластеров, факторами развития которых выступает наличие развитой вузовской сети, интегрированной в международное образовательное пространство, развитие инфраструктуры транспорта, способной обеспечить мобильность населения (аэропорты, высокоскоростные магистрали, сети автодорог и прочее), создание комфортной для жизни среды, масштабного и диверсифицированного рынка труда, что повысит значение развития городов-спутников вокруг крупных городов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ожидаемыми результатами реализации стратегии будет достижение к 2015 году:

доли инновационно-активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности не менее 40 процентов;

доли накопленной амортизации в стоимости активной части основных средств промышленных предприятий не более 53 процентов;

удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основными видами экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в объеме отгруженной продукции 20 - 21 процента;

доли затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и инвентаря в общем объеме инвестиций в основной капитал - 50 процентов;

доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта - 12 - 14 процентов;

внутренних затрат на научные исследования и разработки - 2,5 - 2,9 процента к ВВП;

расходов республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность - 1,2 - 1,35 процента к ВВП;

затрат субъектов предпринимательской деятельности (коммерческого сектора) на исследования и разработки - не менее 1,3 - 1,55 процента к ВВП;

объема экспорта инновационной продукции - не менее 13,8 млрд. долларов США.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому ежегодно предусматривать в региональных и отраслевых программа

    Программа
    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 253 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 66,
  2. Об утверждении государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007 2010 годы (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 28. 05. 2008 n 286, от 06. 10. 2008 n 545)

    Документ
    2. Определить государственными заказчиками Государственной программы Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль за ее выполнением.
  3. Совет Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Республиканскую программу энергосбережения на 2011-2015 годы* далее - республиканская программа

    Программа
    2. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому ежегодно предусматривать в региональных и отраслевых программах
  4. Методические рекомендации по разработке Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы с учетом внедрения в экономическую практику окэд минск, сентябрь 2010

    Методические рекомендации
    Методические рекомендациипо разработке Программы социально-экономическогоразвития Республики Беларусь на 2011–2015 годы с учетом внедрения в экономическую практику ОКЭД
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29. 12. 2006 №1760 программа

    Программа
    Настоящая Программа определяет основные направления, цели и задачи развития лесного хозяйства на 2007–2011 годы и разработана в целях реализации поручений Президента Республики Беларусь, данных 14 июля 2006 г.

Другие похожие документы..