Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Давно это было. Земля только что нарождалась, постепенно шири­лась и, увеличиваясь, отходила в даль от водного простора. Появились на ней высокие бел...полностью>>
'Диплом'
Дифференциальная диагностика при болях в грудной клетке. Черкасова Н.А., Сергеева Е.В., под ред. Л.И Дворецкого, 2009г. (Серия Актуальные вопросы меди...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре Сердечно-сосудистой, торакальной хирургии и трансфузиологии государственного образовательного учреждения дополнительного ...полностью>>
'Документ'
4. Судебная практика рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных ...полностью>>

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Методика преподавания математики»

Главная > Самостоятельная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра естественных наук и методики их преподавания

Пятибратова И.И.

Самостоятельная работа студентов

по дисциплине

«Методика преподавания математики»

учебно-методическое пособие

Борисоглебск, 2008

ББК74.58

УДК 378

П 99

Печатается по решению редакционно-

издательского совета ГОУ ВПО

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

Рецензенты:

Немытова М.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики её преподавания ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»,

Пятибратова И.И. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Методика преподавания математики». Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и методики начального образования./И.И. Пятибратова; Федеральное агентство по образоанию РФ; Борисоглебский государственный педагогический институт. - Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2008. – 142с.

ISBN 978-5-85897-437-6

Цель пособия - организация эффективной самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов по дисциплине «Методика преподавания математики», способствующей формированию профессиональных учебно-методических и научно-исследовательских компетенций будущего учителя.

Пособие адресовано студентам и преподавателям факультета педагогики и методики начального образования высших и средних педагогических образовательных учреждений.

© ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»

© Пятибратова И.И. 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….

5

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика преподавания математики»…………………………………..

6

Тематическое планирование занятий по дисциплине «Методика преподавания математики»…………………………………………………

11

Содержание подготовительных и учебных самостоятельных работ по основным разделам программы дисциплины «Методика преподавания математики»:……………………………..............................

15

Методика преподавания математики как педагогическая наука…………...

16

Содержание и построение начального курса математики……………........

17

Методы и средства обучения математике в начальной школе…………….

19

Организация образовательного процесса по математике в начальной школе..................................................................................................................

22

Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике……………………………………………………….....................

26

Методика изучения нумерации чисел в концентре «десяток»………................................................................................................

27

Методика изучения нумерации чисел в концентре «сотня»………………..

29

Методика изучения нумерации чисел в концентре «тысяча»………………

32

Методика изучения нумерации многозначных чисел.....……………………

34

Методика изучения табличного сложения и вычитания……………………

37

Методика изучения внетабличного сложения и вычитания………………..

39

Методика изучения табличного умножения и деления……………………..

41

Методика изучения внетабличного умножения и деления…………………

43

Методика ознакомления младших школьников с величинами и их измерением……………………………………………………………………..

46

Методика обучения младших школьников решению задач………………..

49

Методика изучения элементов алгебры в начальной школе…………….....

54

Методика изучения геометрического материала в начальной школе……..

56

Методика ознакомления младших школьников с дробными числами…….

58

Методика развития младших школьников в процессе обучения математике……………………………………………………………………..

60

Обзор развития методики преподавания математики как педагогической науки……………………………………………………....................................

62

Содержание проверочных самостоятельных работ по основным разделам программы дисциплины «Методика преподавания математики»:…………………………………………………………………

63

Содержание контрольной работы по темам: «Общие вопросы методики организации образовательного процесса по математике в начальной школе. Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел»….

63

Содержание контрольной работы по темам: «Методика изучения арифметического материала в начальной школе. Методика ознакомления с величинами и их измерением……………….................................................

67

Содержание контрольной работы по темам: «Методика обучения младших школьников решению задач. Методика изучения алгебраического и геометрического материала в начальной школе………

72

Содержание контрольной работы по выявлению остаточных знаний студентов……………………………………………………………………....

79

Содержание контрольной работы для студентов заочного отделения.........

90

Тематика рефератов по дисциплине «Методика преподавания математики»......................................................................................................

98

Требования к выполнению и оформлению реферата……………………

100

Темы для организации проектной деятельности студентов……………………………………………………………………….

101

Вопросы к экзамену по дисциплине «Методика преподавания математики»......................................................................................................

104

Тематика курсовых и выпускных исследовательских работ………......

106

Требования к выполнению и оформлению курсового исследования…

110

Требования к выполнению и оформлению выпускного исследования.

111

Содержание дисциплины «Методика преподавания математики» в программе комплексного государственного экзамена «Педагогика с частными методиками»………………………………………………….......

113

Список необходимой литературы……………………..................................

118

Словарь использованных терминов………………….................................

120

Приложения……………………………………………………………….......

121

ВВЕДЕНИЕ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает в качестве основного вида учебно-познавательной деятельности самостоятельную работу студентов. Учебные планы специальности 050708 - «Педагогика и методика начального образования» и «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью» отводят 50% часов общей трудоёмкости - на дневном отделении и 80% - на заочном отделении – на самостоятельное изучение дисциплин предметной подготовки.

Издание предлагаемого пособия предопределено необходимостью организации эффективной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания математики», способствующей формированию профессиональных учебно-методических и научно-исследовательских компетенций будущего учителя.

Во вступительной статье пособия охарактеризованы виды самостоятельной работы в соответствии с основной дидактической целью и этапом изучения материала; методы и приёмы её организации, способствующие развитию творческих способностей, критического мышления, формированию рефлексивных умений студентов.

В основной части пособия представлены следующие материалы:

  • содержание подготовительных, учебных и проверочных самостоятельных работ по 20 основным темам дисциплины «Методика преподавания математики»;

  • тематика рефератов, курсовых и выпускных исследовательских работ, творческих учебных проектов;

  • требования к выполнению и оформлению указанных исследовательских работ, критерии их оценки;

  • материалы к семестровому и государственному экзамену;

  • список основной учебной и методической литературы для самообразования.

В приложении содержатся материалы, обеспечивающие качественное выполнение заданий (памятки, схемы, график выполнения выпускного исследования и образцы оформления титульных листов исследовательских работ, структура индивидуального портфолио студента и пр.).

Пособие адресовано студентам и преподавателям факультета педагогики и методики начального образования высших и средних педагогических образовательных учреждений и может быть использовано при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности как во внеаудиторное время (подготовительная самостоятельная работа; реферат, творческий проект, курсовое и выпускное исследование и др.), так и непосредственно на практических и лабораторных занятиях по указанной дисциплине.

Организация самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Методика преподавания математики»

Одной из основных профессионально-значимых компетенций учителя в условиях современной вариативности образования является устойчивая потребность в самообразовании. Формирование умений осуществлять самообразовательную деятельность начинается ещё в вузе, в процессе изучения профессионально направленных дисциплин. Основной акцент в развитии самообразовательной деятельности ставится на самостоятельность студентов в процессе изучения дисциплин предлагаемых курсов, на создание у них положительно-эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. Показателями сформированности такого отношения выступают критичность мышления (личное мнение, оценка, новое решение), умение вести дискуссию, обоснование собственной позиции, способность ставить новые вопросы, готовность к адекватной самооценке, в целом устойчивая потребность в самообразовании.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.

Студенту предстоит динамика от овладения приёмами работы с учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и выработки привычки в систематическом самообразовании. Содержательно такая динамика связана с развитием умений восприятия и воспроизведения изучаемого материала, его анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем, таблиц, графиков, аргументации выводов. Целесообразны решения познавательных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных контрольных работ, моделирование и проектирование основных форм образовательного процесса, выполнение исследовательских заданий.

Под самостоятельной работой студентов [по З.А. Барышниковой]1 мы понимаем особым образом организованную учебно-познавательную деятельность, включающую в свою структуру такие компоненты, как

  • уяснение цели и поставленной учебной задачи;

  • чёткое и системное планирование самостоятельной работы;

  • поиск необходимой учебной и научной информации;

  • освоение найденной информации и её логическая переработка;

  • использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;

  • выработка собственной позиции по поводу освоенной информации;

  • представление, обоснование и защита полученного решения;

  • проведение самоанализа и самоконтроль.

При организации самостоятельной работы по дисциплине «Методика преподавания математики» мы ставим целью формирование профессионально-значимых компетенций будущего учителя, его способности реализовывать профессиональные задачи:

  • осуществлять процесс обучения и развития младших школьников в образовательной области «математика»;

  • осуществлять исследовательскую деятельность.

Систематическая самостоятельная работа стимулирует развитие самообразовательных умений студентов, мотивирует информационную потребность будущего учителя.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Методика преподавания математики» предопределяется основной дидактической целью, в соответствии с которой она проводится на различных этапах изучения материала:

  • подготовительные самостоятельные работы проводятся с целью актуализации опорных знаний и умений студентов (актуализация базовых знаний по теоретическим основам начального курса математики, теории обучения, предварительное изучение теории вопроса, литературных источников, анализ опыта работы учителей, наблюдение педагогических явлений и их анализ и т.п.);

  • учебные (обучающие) самостоятельные работы проводятся с целью формирования методических, исследовательских и рефлексивных умений будущих учителей (самостоятельное выполнение заданий, предусмотренных тематикой и планом проведения практических и лабораторных занятий по дисциплине «Методика преподавания математики»; аннотирование и реферирование литературных источников и публикаций периодической печати; конструирование конспектов уроков и внеклассных занятий; анализ уроков математики с определённой целью; составление заданий: тренировочных развивающих контрольных и т.п.);

  • проверочные самостоятельные работы проводятся с целью текущего и промежуточного контроля уровня усвоения студентами материала, предусмотренного программой дисциплины «Методика преподавания математики», формирования методических умений, а также с целью организации последующей коррекционной индивидуальной работы со студентами.

Студентам вовлекаются в такие профессионально-направленные виды самостоятельной деятельности, как

  • изучение и анализ литературных источников, публикаций в периодической печати, учебных и методических пособий;

  • работа со сборниками педагогических задач и ситуаций (Н.Б. Истомина «Практикум по методике преподавания математики в начальных классах»);

  • разработка моделей уроков, внеурочных и внеклассных занятий;

  • подбор и составление упражнений для учащихся;

  • анализ, аннотирование и реферирование дополнительной литературы;

  • изучение и анализ передового педагогического опыта;

  • диагностика учащихся в образовательном процессе в практике работы школы и анализ изучаемых явлений.

Эффективным методом организации самостоятельной деятельности студентов, способствующим достижению высокого уровня мотивации образовательной деятельности, развитию самостоятельности и рациональному использованию учебного времени является метод учебного проекта.

Структура проектной деятельности предусматривает три этапа:

1 этап: подготовительный: выбирается тема проекта; происходит деление студентов на группы и выбор ответственного в каждой из них; определяются проблемы, которые предстоит решить каждой группе в процессе проектирования, цель и содержание деятельности; планируются способы сбора информации, происходит знакомство с литературой по данной теме; обсуждаются предполагаемые результаты работы над проектом.

2 этап: исследовательский: самостоятельная работа студентов: сбор информации и её систематизация, изучение литературных источников, наблюдение, анкетирование, подбор и проведение опытно-экспериментальной работы. Преподаватель выступает в качестве консультанта, координатора деятельности студентов.

3 этап: итоговый (подведение результатов работы): анализ собранной информации; обсуждение результатов проведённой работы, формулируются выводы. Группы отчитываются о результатах проделанной работы с использованием презентаций. Продуктом деятельности проектной группы может быть доклад, реферат, статья, видеофильм, сборник упражнений, брошюра и др. Ответственные в группах дают оценку работы каждого студента и группы в целом. Преподаватель оценивает результаты деятельности студентов, высказывает пожелания о продолжении их исследовательской деятельности в рамках работы над курсовыми и выпускными квалификационными исследованиями.

В пособии представлены направления для организации проектной деятельности в рамках типологии2., в основе которой лежат исследовательский, информационный, практико-ориентированный, игровой методы.

Преимущества метода проектов заключается в том, что он является

  • личностно-ориентированным (использование метода проектов обеспечивает комфортные условия для развития личности, каждый студент может продвигаться по индивидуальной траектории, решая учебные задачи);

  • деятельностным (формирование личности студента и продвижение в его развитии осуществляется в процессе деятельности, связанной с добыванием новых знаний);

  • обучающим взаимодействию в группе и групповой деятельности;

  • построенным на принципах проблемного обучения;

  • развивающим умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

  • формирующим навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  • воспитывающим целеустремлённость, коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Стимулируя и постоянно поддерживая у студентов интерес к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, преподаватель обращает внимание на обучение их системе самообразования. Студенты овладевают умениями, необходимыми для выполнения научно-исследовательской деятельности, а также основными и отдельными конкретными составляющими элементами труда учителя:

  • умениями анализировать научную, методическую и учебную литературу;

  • определять особенности вариативных программ и учебников;

  • изучать и обобщать опыт работы учителей начальных классов;

  • подбирать диагностические методики;

  • обосновывать результаты, формулировать выводы по исследуемой проблеме;

  • излагать учебный материал; составлять систему дифференцированных упражнений и управлять ею в процессе решения педагогических задач;

  • использовать приёмы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса;

  • быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию;

  • уметь контролировать и оценивать знания и т.д.

В процессе организации самостоятельной работы реализуются инновационные технологии обучения: технология развития критического мышления, балльно-рейтинговая, «Портфолио» и др. Деятельность студентов активизируется посредством использования инновационных методов и приёмов её организации. Самостоятельные работы подготовительного и учебного вида предполагают составление кластеров, синквейнов по изучаемым понятиям, что способствует не только актуализации опорных знаний, систематизации изученного материала, установлению преемственных связей в изучении теории обучения и методики преподавания математики, но и формированию и развитию творческих способностей и рефлексивных умений будущего учителя.

Результаты самостоятельной деятельности студентов по мере выполнения заданий оформляются соответствующим образом, обобщаются и размещаются в раздел «Рабочие материалы» индивидуального портфолио. Это позволяет осуществлять систематический текущий и промежуточный контроль и самоконтроль выполнения плана изучения дисциплины в соответствии с программой и стандартом высшего профессионального образования. Продукты самостоятельной деятельности студентов подвергаются балльно-рейтинговой оценке, что обеспечивает управление образовательной деятельностью студентов, стимулирует учебно-познавательную активность, а также способствует их профессионально-личностному развитию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ»

Дневное отделение,

специальность 050708 – Педагогика и методика начального образования

Всего часов по ГОС ВПО: 320ч.

Форма занятий

Трудо-

ёмкость

Лекции

Практич.

Лабора-торн.

Самост.

раб.

Наименование разделов и тем

V семестр

92 ч.

18 ч.

28 ч.

46

I Общиевопросы методики преподавания математики

1.Методика преподавания математики как педагогическая наука

1

2

2.Начальный курс математики как учебный предмет. Принципы построения начального курса математики. Характеристика основных понятий начального курса математики, последовательность их изучения.

1

4

10

3.Методы обучения математике в начальной школе.

2

4

4. Организация образовательного процесса по математике в начальной школе.

4

6

10

5. Средства обучения математике. Оснащение учебного процесса.

2

2

4

II Основные понятия начального курса математики и особенности

их формирования у младших школьников

1.Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел по концентрам

8

16

16

VI семестр

112 ч.

20

28

8

56

2.Методика изучения арифметических действий и их свойств.

12

16

2

3. Методика изучения величин и единиц их измерения.

8

4

2

VII семестр

116 ч.

36 ч.

6 ч.

16 ч.

58

4.Методика обучения младших школьников решению задач

8

6

5.Методика изучения алгебраического материала.

8

4

6.Методика изучения геометрического материала.

8

4

7. Методика ознакомления младших школьников с дробными числами.

2

2

III Особенности обучения математике в малокомплектной

начальной школе

2

2

IV Развитие младших школьников в процессе обучения математике

6

2

V Возникновение и развитие методики начального обучения математике и перспективы её дальнейшего совершенствования.

2

2

Всего:

320

74 ч.

62 ч.

24 ч.

160

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ»

Дневное отделение

специальность– Педагогика и методика начального образования

с дополнительной специальностью

Всего часов по ГОС ВПО: 220ч.

Трудо-ёмкость

Форма занятий

Лекции

Практич.

Лабо-раторн.

Самост.

раб.

Разделы и темы

V семестр

64 ч.

16 ч.

16 ч.

32 ч.

I Общиевопросы методики преподавания математики

1.Методика преподавания математики как педагогическая наука

2

2.Начальный курс математики как учебный предмет. Принципы построения начального курса математики. Характеристика основных понятий начального курса математики, последовательность их изучения.

1

4

10

3.Методы обучения математике в начальной школе.

1

2

4.Организация образовательного процесса по математике в начальной школе.

1

2

6

5. Средства обучения математике. Оснащение учебного процесса.

4

1

2

6.Контроль знаний, умений и навыков учащихся по математике. Нормы оценки.

1

1

2

II Основные понятия начального курса математики и особенности

их формирования у младших школьников

1.Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел по концентрам

8

8

8

VI семестр

84ч.

18 ч.

18 ч.

6 ч.

42ч.

2.Методика изучения арифметических действий и их свойств.

12

14

4

26

3. Методика изучения величин и единиц их измерения.

4

4

2

16

VII семестр

72 ч.

18 ч.

18 ч.

36ч.

4. Методика обучения решению задач.

4

4

8

5. Методика изучения алгебраического материала.

2

6

6. Методика изучения геометрического материала.

2

6

7. Методика ознакомления младших школьников с дробными числами.

2

4

III Особенности обучения математике в малокомплектной

начальной школе

1

4

IV Развитие младших школьников в процессе обучения математике

2

4

V Возникновение и развитие методики начального обучения математике и перспективы её дальнейшего совершенствования.

1

4

Всего:

220 ч.

52 ч.

52ч.

6ч.

110 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания психологии учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

    Учебно-методический комплекс
    М Методика преподавания психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  2. Методика преподавания математики Учебное пособие Специальность 050201 «Математика» Канск 2011

    Учебное пособие
    Рецензент: Е.В. Чепикова, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ Гимназия № 1 г. Канска, руководитель городского методического объединения учителей математики г.
  3. Рабочая программа по курсу «методика преподавания математики» (наименование дисциплины) для специальности 010101. 65 Математика (шифр и наименование специальности, цикл и компонент гос впо)

    Рабочая программа
    Актуальность. Учебная дисциплина «Методика преподавания математики» относится к циклу педагогических дисциплин и изучается студентами, уже получившими определенную философскую, психологическую, общедидактическую, логическую и математическую подготовку.
  4. Базовая учебная программа дисциплины «методика преподавания математики» для студентов специальности 1-31 03 01-02 «Математика (научно-педагогическая деятельность)»

    Программа дисциплины
    обеспечение глубокого изучения студентами научных и психолого-педагогическихоснов структуры и содержания курса математики средних учебных заведений, пониманиеметодических идей заложенных в них;
  5. Аннотация программы учебной дисциплины «Методика преподавания математики» Направление 010200. 62 «Математика и компьютерные науки»

    Документ
    Целями освоения дисциплины «Методика преподавания математики» являются: формирование критического мышления и развитие у студентов прочного интереса к проблемам теории и методики преподавания математики, понимания неисчерпаемости и

Другие похожие документы..