Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На сегодняшнем этапе развития страны приоритетом во внутренней политике является формирование инновационной экономики, движущим фактором развития кот...полностью>>
'Документ'
В жизни каждый из нас часто задается вопросом: где она, моя вторая половинка? Он ли это, единственный, или просто слу­чайный попутчик? Разность темпе...полностью>>
'Элективный курс'
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Рабочая программа дисциплины «Корпоративное право: современное состояние и перспективы развития» предназначена для магистров первого года обучения по...полностью>>

Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты Полный зачет 79

Главная > Шпаргалка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Жаворонкова А.С.

Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты

Полный зачет – 79

«Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты»: Аллель; Москва; 2009

Аннотация

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по философии, а остальное — дело техники.

Ни пуха, ни пера!

В издание включено 90 вопросов с ответами.

Оглавление

• 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

• 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

• 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

• 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

• 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ

• 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

• 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

• 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

• 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

• 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС

• 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

• 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

• 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

• 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)

• 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

• 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

• 17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

• 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

• 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА

• 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.

• 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

• 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

• 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.

• 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.

• 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.

• 27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ

• 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН

• 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ

• 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

• 31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА

• 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА

• 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ

• 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ

• 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

• 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

• 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ

• 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ

• 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА

• 40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

• 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO

• 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ

• 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.

• 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

• 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

• 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

• 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ

• 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ

• 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

• 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

• 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

• 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА

• 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА

• 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

• 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

• 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ

• 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА

• 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

• 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ

• 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ

• 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ

• 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ

• 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

• 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

• 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ

• 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

• 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

• 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

• 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ

• 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.

• 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

• 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА

• 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

• 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ

• 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

• 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

• 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

• 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

• 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

• 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

• 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

• 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

• 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

• 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.

• 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ

• 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

• 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА

• 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ

• 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ

• 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

— теорию познания;

— проблемы теории познания и творчества;

— этику;

— эстетику;

— теорию культуры;

— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:

— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

— идеалистическим;

— материалистическим.

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

— о совершенном обществе, в котором все честно;

— гармонически развитой личности;

— разумных межличностных отношениях;

— нравственном;

— прекрасном;

— реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

— духовное ядро личности;

— основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия — один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.

Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.

Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.

Философия зародилась в очагах цивилизации:

— Древней Индии;

— Древнем Китае;

— Древней Греции;

— Древнем Риме.

Родоначальниками философии принято считать:

— Лао-цзы (Китай);

— Кун-цзы (Китай);

— Шакьямуни (Индия);

— Заратустра (Персия);

— Иеремия (Палестина);

— Аввакум (Палестина);

— Даниил (Палестина);

— Фалес (Древняя Греция);

— Анаксимен (Древняя Греция);

— Анаксимандр (Древняя Греция).

Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления.

Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:

— от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;

— с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.

Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.

Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.

В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.

Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.

С самого начала в философии были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.

Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости.

Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания.

Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).

4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Философия — это учение о всеобщих принципах и законах развития природы, общества, познания и мышления.

Философия в буквальном переводе — любовь к мудрости. Впервые слово «философия» употребил Пифагор, а ввел в общественное употребление Платон.

Первые древнегреческие мыслители предметом изучения философии сделали природу — исследовали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается.

Поворот от космоса к человеку сделал Сократ, поставивший проблемы смысла человеческой жизни, смерти и др. После этого переворота у философии появилась двуединая задача — исследование мира и человека в их взаимоотношении, взаимосвязи.

Философия:

— теоретическое выражение получили в ней социальное самосознание людей, их общие ценности и идеалы;

— явилась интегрированным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса цивилизации и культуры. Назначение философии:

— создание целостного мировоззрения;

— объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий;

— учение об общих принципах бытия;

— познание сущего;

— исследование отношений человека к объективному миру и его места в этом мире. Отличительные особенности философии:

— она является всеобщей и абстрактной;

— в ней присутствует значительный ценностный компонент;

— она призвана утверждать гуманистические идеалы (истину, добро, справедливость);

— она рефлексирует духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности;

— она является результатом самосознания всей культуры.

Философия с точки зрения своего назначения является рефлексией. Рефлексия — своеобразное явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает ни с познанием, ни с самопознанием.

Одной из самых важных особенностей философии является ее универсализм. Это означает, что лишь в философском анализе возможно фиксировать существование разных способов духовного освоения человеком мира, учитывать специфику каждого из них, сопоставлять категории добра и зла, истины и пользы и др., ставить вопрос об их природе.

Основные проблемы философии:

— объекта и предмета философии (объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве);

— первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии);

— развития мира (диалектический и метафизический способы познания);

— познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики);

— человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры). Структура философского знания:

— онтология (философия бытия);

— гносеология (теория познания);

— логика (познание принципов мышления);

— аксиология (учение о ценностях);

— эстетика (изучение прекрасного);

— антропология (исследование проблем природы, сущности человека);

— праксеология (социальная философия).

5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

— как возник мир;

— как он развивается;

— что такое жизнь;

— что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

— через воспитание в условиях религиозной семьи;

— обучение в школе;

— опыт жизни;

— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (29)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Документация об аукционе
    Открытый аукцион на право заключения Государственного контракта на поставку литературы (формирование книжных фондов центральной отраслевой библиотеки) для нужд РГУФКСиТ.
  3. Бюллетень поступлений за 2011 год

    Бюллетень
    Диагностика и надежность автоматизированных систем : учебник / Бржозовский Борис Максович [и др.] ; под ред. Б.М. Бржозовского. - 3-е изд., перераб. и доп.
  4. Бюллетень новых поступлений за год (2)

    Бюллетень
    Мауэргауз Юрий Ефимович. Автоматизация оперативного планирования в машиностроительном производстве / Мауэргауз Юрий Ефимович. - М. : Экономика, 2007. - 287с.
  5. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах

    Документ
    В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А.А.Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней.

Другие похожие документы..