Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Непал – страна величественных Гималаев и прекрасных горных долин, богатая ландшафтом, природой и культурой. Непал – уникальное индуистское королевств...полностью>>
'Доклад'
Едва ли существует какая-нибудь потребность ремесел, промышленности, физиологии, которая до сих пор не удовлетворяла бы химия. Всякий вопрос, точно и ...полностью>>
'Исследование'
В основе своей теории «Эмиль, или о воспитании» Ж.Ж.Руссо полагал, что «воспитание будет содействовать развитию ребёнка, если приобретёт естественный...полностью>>
'Лекция'
Целью данного курса является изучение особенностей использования прикладных пакетов и языков высокого уровня, обеспечивающих сетевую поддержку; владе...полностью>>

Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I- хклассы)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММЫ

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(подготовительный, I- Х классы)

Программы подготовлены к печати педагогами специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида № 123 г. Екатеринбурга являющиеся региональной экспериментальной площадкой по работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость.

В данной программе использованы:

  • Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

  • Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

  • Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

  • Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида. Программа носит рекомендательный характер.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящем сборнике представлены программы, раскрывающие постановку образовательного процесса детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В программах дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Количество часов на изучение отдельных предметов и конкретных тем условно и зависит от состава учащихся, материального обеспечения процесса обучения.

Каждая из предложенных программ имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач.

Программы определяют содержание общеобразовательных предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения и представлены общеобразовательными дисциплинами:

В настоящем сборнике представлены программы, раскрывающие постановку образовательного процесса детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В программах дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для каждого этапа обучения. Количество часов на изучение отдельных предметов и конкретных тем условно и зависит от состава учащихся, материального обеспечения процесса обучения.

Каждая из предложенных программ имеет пояснительную записку, в которой кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач.

Программы определяют содержание общеобразовательных предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения и представлены общеобразовательными дисциплинами:

  • родной язык (развитие речи, чтение, письмо);

  • математика (счет);

  • мир животных, мир растений, человек;

  • человек и общество;

  • изобразительное искусство;

  • музыка, пение, ритмика;

  • физкультура;

  • ОБЖ;

  • самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд (ХБТ).

Специальными коррекционными курсами :

  • предметно-практическая деятельность (ППД);

  • социально-бытовая ориентировка (СБО).

Все учебные предметы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы, именно поэтому, авторы считают деление содержательного материала по классам условным. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя, воспитателя.

В программах прослеживается принцип преемственности между ступенями образования и предметами («Самообслуживание» I-IV кл., «ХБТ» V-X кл., «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» I-VI кл. и «Мир животных», «Мир растений», «Человек» VII- X кл.).

Учитывая важность социальной адаптации, авторы считают необходимым использовать элементы интегрированного обучения. Содержание некоторых тем рассматривается при прохождении нескольких предметов (СБО, ХБТ, ОБЖ, «Самообслуживание»; музыка, пение и ритмические занятия). Проведение предметных уроков и экскурсий требует большей затраты учебных часов, но одновременно с этим решается и большее количество педагогических задач.

С целью развития мотивации к учебной деятельности, коррекции высших психических функций, при обучении детей возможно использование компьютера практически на всех предметах.

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;

  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

  • формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Обучение грамоте, чтению и письму направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Они должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.

Обучение математике направлено, главным образом, на овладение учащимися счетными операциями сложения и вычитания в пределах 10 или для некоторых в пределах 100, решение простых арифметических задач, имеющих практическую значимость.

При знакомстве с миром растений и животных развивается память, речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит коррекция личностных качеств учащихся.

Большое значение для обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, развития их эмоционально-волевой сферы, имеют такие учебные предметы как рисование, музыка, пение и ритмика. На уроках ИЗО, ритмики развиваются координация движений, общая, мелкая моторики. Дети учатся различать основные цвета, их оттенки, видеть красивое, эмоционально воспринимать его. Благотворно на них воздействует музыка (грустная, веселая), хоровое пение, игра на простейших музыкальных инструментах.

Физкультура как учебный предмет, прежде всего, способствует укреплению здоровья детей. В процессе физических упражнений учащиеся учатся основным двигательным действиям, ориентации в пространстве.

Трудовое обучение имеет немаловажное значение для формирования у учащихся элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, культуры поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда.

Предмет ОБЖ может быть введен с III класса за счет занятий по выбору и факультативных занятий.

Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию детей в общество.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса.

Программы по трудовому обучению и часть предметов коррекционного блока будут представлены в следующей работе.

Примерный учебный план

общего образования учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости

Образовательная область, учебная дисциплина

Подгот. Класс

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Филология /родной язык

  1. Развитие речи

  2. Чтение

  3. Письмо

2

2

2

2

2

3

2

3

4

2

3

4

2

3

4

-

3

3

-

3

3

-

3

3

-

3

3

-

3

2

-

2

2

Математика

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

Искусство

1.Музыка, пение

2.Изобразительное искусство

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

Обществознание

Человек и общество

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

2

Естествознание

  1. Мир растений

  2. Мир животных

  3. Человек

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

1

1

-

-

-

2

-

-

2

Физическая культура

2

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

Технология

  1. Самообслуживание

  2. Ручной труд

  3. Хозяйственно бытовой труд

  4. Ремесло

3

1

-

-

2

1

-

-

1

2

-

-

1

2

-

-

1

3

-

-

-

-

2

6

-

-

2

8

-

-

2

10

-

-

2

10

-

-

3

12

-

-

2

16

Коррекция

  1. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

  2. Предметно практическая деятельность.

  3. Музыкально ритмические занятия.

  4. Социально- бытовая ориентировка.

  5. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия*:

-логопедические

-ЛФК

-развитие психомоторики и сенсорных процессов

-

2

1

-

4

2

2

-

2

1

-

4

2

2

-

2

1

-

4

2

2

-

-

1

1

4

2

2

-

-

1

2

4

2

2

2

-

1

2

3

1

1

2

-

-

2

3

1

1

-

-

-

2

3

1

1

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

Занятия по выбору и факультативные занятия

-

-

-

1

1

3

3

2

2

2

1

Максимальная нагрузка

20

20

22

22

25

30

31

32

32

34

35

Максимальное количество часов к оплате

28

28

30

30

33

35

36

37

32

34

35

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Пояснительная записка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа по трудовому обучению (швейное дело) (для детей с тяжелой умственной отсталостью, обучающихся по программе «Особый ребёнок»)

    Программа
    Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский краевой институт повышения
  2. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости Причины умственной отсталости

    Документ
    В монографии представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое внимание уделяется социализации и интеграции этих лиц в общество.
  3. Рекомендации по обучению чтению неслышащих детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

    Документ
    Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №89»
  4. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (1)

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.
  5. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (2)

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.

Другие похожие документы..