Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
• В телевизионном конкурсе школьников – знатоков русского языка в качестве домашнего задания командам было предложено переделать в драму и разыграть о...полностью>>
'Лекции'
Марис: Этим утром, когда я пришла на медитацию, двери были закрыты. Когда я шла к двери, потом к другой, я чувствовала, что моё солнечное сплетение б...полностью>>
'Документ'
Відомо, що відтворювальні можливості країни, її регіонів, окремих суб’єктів господарювання вирішальною мірою залежать від їхньої фінансової спроможно...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 12 ноября 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени к...полностью>>

Методические указания по выполнению практических занятий для студентов специальности 100403 "Организация перевозок и управления на транспорте"

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ

И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Методические указания

по выполнению практических занятий

для студентов специальности

8. 100403 “Организация перевозок и управления на транспорте”

(для иностранных студентов)

КИЕВ 2005

УДК _____________________

ББК _________________

__________

Составитель: К.В. Маринцева

Рецензент: Г.Н. Юн

Утвержден на заседании учебно-методическо-редакционном совете ИЭМ ____________________2005 г.

Марінцева К.В.

______Основи теорії систем і системний аналіз: Методичні вказівки к практичним заняттям / Уклад. Марінцева К.В. - К.: НАУ, 2004. – 51 c.

Методические указания содержат темы практических занятий и методические рекомендации к ним, методические рекомендации к самостоятельной подготовке студентов, список рекомендованной литературы, а также контрольные вопросы и задачи.

Предназначены для студентов второго курса специальности 7.100403. “Организация перевозок и управления на транспорте (воздушном)”.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для подготовки к практическим занятиям необходимо изучить указанную литературу и составить краткий конспект ответов на перечисленные в плане практического занятия вопросы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основной:
  1. Общая теория систем. Учеб. пособие. Исаев В.В. – СПб., 2001 г.

  2. Введение в системный анализ. Учебное пособие. Л.В.Комаревич, Е.Б.Чарушина – Омск: Издательство ОмГТУ, 2000 г.

  3. Системный анализ. Учебное пособие. Девятов Д.Х., Ячиков И.М., Морозов А.П. – Магнитогорск, МГТУ, 2001 г.

Дополнительный:

  1. Статистические методы системного анализа. Учебное пособие. Буртаев Ю.Ф., Колесник В.Н., Чеховская А.В., Чеховской А.В., - Сургут: издательство СурГУ, 2001 г.

  2. Системный анализ и исследование операций. Часть 3. Анализ систем методами исследования операций. Тексты лекций. Под ред. Кабкова П.К. МГТУ ГА, - М., 2001 г.

  3. Текст лекции “Выбор (принятие решений)” курса “Основы теории систем и системный анализ”. Милов А.В., - Харьков: ХГЭУ, 2001 г.

  4. Системный анализ. Методология. Построение моделей. Учебное пособие по курсу “Системный анализ”. Антонов А.В. – Обнинск: ИАТЭ, 2001 г.

  5. Математические основы теории систем. Учебное пособие для самостоятельной работы. М.В.Ефимов, Моск. гос. ун-т печати. М.: МГУП, 2001 г.

  6. Методология систем. В.Д.Могилевский – М.: Экономика, 1999 г.

  7. Основы теории транспортных систем. Учебное пособие. П.Ф.Горбачев, И.А.Дмитриев, - Харьков: ХНАДУ, 2002 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Практическое занятие №1

РАЗВИТИЕ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

и НЕОБХОДИМОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

План практического занятия

  1. Основные этапы истории развития системного подхода.

  2. Взаимосвязь между кибернетикой и общей теорией систем.

  3. Системный подход как синтез индуктивного и дедуктивного способов мышления.

  4. Анализ потребностей и областей применения системного анализа.

  5. Роль системного анализа в решении задач планирования, проектирования и управления.

  6. Особенности экономических объектов и принципиальная ограниченность их формализованного представления.

Литература: [1-3].

Методические указания

После изучения темы Вы должны:

Знать

основные этапы развития системных представлений;

суть основных направлений системных исследований;

существенные черты системного подхода;

причины появления и развития методов системного анализа;

особенности системного анализа и область его применения.

Уметь

отличать системный анализ от других исследовательских приемов.

Ключевые понятия: общая теория систем, системный анализ, системотехника, система, альтернатива, цель, рациональное восприятие.

В теории систем есть свое «ядро», свой особый метод – системный подход к возникающим задачам. Сущность этого метода довольно проста: все элементы системы и все операции в ней должны рассматриваться только как одно целое, только во взаимосвязи один с другим.

Анализируя литературу можно определить, что системный подход может быть рассмотрен как методология проектирования, общая концептуальная основа, метод анализа организаций, системное управление, метод, связанный с исследованием операций, экономической оценкой и т.д.

Системы, взятые из разных областей, имеют много общих свойств. Одной из задач системного подхода является исследование подобных структур, свойств и явлений, которые относятся к системам из разных областей. Это позволяет «повысить уровень общности законов», сфера действия которых ограниченная. Изоморфизм в данном случае не совпадает с полной аналогией. Уровень общности может быть повышен, если использовать общие обозначения и общую терминологию аналогично тому, как системное мышление применяется к извне не связанным областям.

К проблемам, для решения которых предназначен системный анализ, относится боль­шинство наиболее важных экономических, технических, политических и военно-стратегических задач крупного мас­штаба. Типичными проблемами такого рода являются те, которые:

  1. намечены для решения в будущем;

  2. сталкиваются с широким набором альтернатив;

  3. требуют больших вложений капитала и содержат элементы риска;

  4. внутренне сложны вследствие комбинирования ре­сурсов, необходимых для их решения.

При осуществлении системного анализа в процессе структуризации проблемы некоторые ее элементы-подза­дачи получают количественное выражение, и отношения между всеми элементами становятся все более определен­ными. Исходя из этого при использовании системного анализа совсем не обя­зательна первоначальная четкая и исчерпывающая поста­новка проблемы, эта четкость должна достигаться в про­цессе самого анализа и рассматривается как одна из его главных целей.

Основные отличия системного анализа от других более или менее формализованных подходов при обосновании управленческих решений сводятся к следующему:

  • рассматриваются все теоретические возможные аль­тернативные методы и средства достижения целей по жизненному циклу системы, правиль­ная комбинация и сочетание этих различных методов и средств;

  • альтернативы системы оцениваются обязательно с пози­ций длительной перспективы (особенно для систем, име­ющих стратегическое назначение);

  • отсутствуют стандартные решения;

  • четко излагаются различные взгляды при решении одной и той же проблемы;

  • признается принципиальное значение организа­ционных и субъективных факторов в процессе приня­тия решений, и в соответствии с этим разрабатывают­ся процедуры широкого использования качественных суждений в анализе и согласовании различных точек зрения;

  • особое внимание уделяется факторам риска и не­определенности, их учету и оценке при выборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов.

Новизна системного анализа заключается в том, что он рассматривает проблему в целом, с постоянным ударе­нием на ясность анализа, на количественные методы и на выявление неопределенности.

Недостатки системного анализа заключаются в сле­дующем. Многие факторы, имеющие фундаментальное значение, не поддаются количественной обработке и мо­гут быть упущены из рассмотрения или умышленно ос­тавлены для последующего рассмотрения, а потом забы­ты. Иногда им может придаваться неправильный вес в самом анализе либо в решении, основанном на таком ана­лизе.

Еще одним недостатком системного анализа является то, что он находится на начальной стадии своего разви­тия, его методологию еще никак нельзя назвать устояв­шейся, а практическая применимость и эффективность во многом зависят от совершенства экономических, мате­матических, логических методов и уровня конкретных зна­ний о сложных общественно-политических и социаль­но-экономических процессах, от возможностей получения соответствующей информации о них .

Итак, системный анализ — это совокупность методов и средств выра­ботки, принятия и обоснования решений.

Полезность новых методов системного анализа состоит в следующем:

  1. в большем понимании и проникновении в суть про­блемы: практические усилия выявить взаимосвязи и ко­личественные ценности помогут обнаружить скрытые точ­ки зрения за теми или иными решениями;

  2. в большей точности: более четкое формулирование целей, задач снизит, хотя и не устранит, неизбежно не­ясные стороны многоплановых целей;

  3. в большей сравнимости: анализ (политика) может быть осуществлен таким образом, что планы для одной страны или района могут быть с пользой увязаны и срав­нены с планами и политикой в отношении других райо­нов; при этом можно выявить общие элементы;

  4. в большей полезности, эффективности: разработка новых методов должна привести к распределению денеж­ных ресурсов более упорядоченным образом и должна оказать помощь в проверке ценности интуитивных суж­дений.

Задание для проверки знаний

Выберите ответы из приведенных вариантов для сформулированных вопросов.

  1. Целью применения системного анализа к конкретной проблеме является:

  1. получение новых знаний о проблеме;

  2. синтез обоснованного оптимального управления системой;

  3. повышение степеней обоснованности решения, которое принимается;

  4. проектирование сложных информационных систем;

  5. построение модели компьютерной системы.

  1. Системный подход синтезирует:

  1. интуицию, научный подход и исследовательские факты

  2. цель, назначение и окружающую среду, в которой функционирует сложная система;

  3. дедуктивный и индуктивный способ мышления с привлечением интуиции.

  1. Системотехника как научное направление описывает:

  1. правила поведения инженера, который конструирует сложные системы;

  2. понятие “системная технология”;

  3. систему знаний инженера в области объектов компьютеризации;

  4. методы системного анализа инженерных систем;

  5. абстрактные инженерные модели реальных систем.

  1. Системный анализ – это:

  1. методология исследования таких свойств и отношений в объектах, которые тяжело понимаются, с помощью представления этих объектов в виде целенаправленных систем;

  2. технология конструирования сложных систем с учетом их назначения и цели функционирования;

  3. методика расчета параметров объектов, которые сложно понимаются, с помощью представления этих объектов в виде целенаправленных систем;

  1. Потребность в СА возникает в том случае, если возникают следующие ситуации:

  1. создаются большие системы;

  2. существуют варианты решения проблемы или достижения взаимосвязанного комплекса целей, которые тяжело сравнить;

  3. решается проблема, которая периодически возникает, с помощью СА она формулируется, определяется, что и о чем узнать, и кто должен знать;

  4. решение проблемы требует большого количества однородного ресурса;

  5. решение проблемы предусматривает координацию целей с лицами, которые принимают решение

  6. существует много вариантов решения проблемы или достижение взаимосвязанного комплекса целей, которые сравниваются между собою с помощью одного критерия;

  7. решение проблемы предусматривает координацию целей с множеством средств их достижения;

  1. Системный анализ отличается от других исследовательских приемов тем, что:

  1. учитывает принципиальную величину объекта, который исследуется;

  2. принимает во внимание разветвленные и стойкие взаимные связи между элементами окружения;

  3. учитывает невозможность наблюдения всех свойств объекта и окружающей среды;

  4. основываясь на известных свойствах сложных систем, позволяет обнаружить новые конкретные свойства и взаимные связи конкретного объекта исследования;

  5. в отличие от других методов, в которых точно определены объекты, включает как один из важных этапов определение объекта, его нахождение или конструирование;

  6. реальные явления, их свойства и связи с окружением переводятся дальше в качественное описание взаимодействий;

  7. ориентируется на решение “правильно сформулированных” задач, а не на создание правильной постановки задачи и выбор соответствующих методов для ее решения;

  8. основное в СА – найти путь, которым можно превратить простую проблему в сложную, таким образом, не только простую для решения, но и для понимания проблему превратить в последовательность сложных задач, для которых необходимо разработать методы их решения;

  1. С кибернетикой связано развитие таких системных представлений, как:

  1. выявление и компенсация обратных связей в системе;

  2. развитие теории многоуровневых иерархических систем организационного управления;

  3. типизация моделей систем, выявление особого значения обратных связей в системе;

  4. развитие методологии моделирования;

  5. осознание значения информации и возможностей ее количественного описания.

Перечень правильных ответов на вопросы теста:

  1. c). 2. с). 3. a). 4. a). 5. b), g). 6. d), e). 7. c), d), е).

Практическое занятие №2

Основные понятия системного анализа

План практического занятия

  1. Суть, содержание и практическая интерпретация принципов системного подхода относительно конкретных систем.

  2. Практическое значение классификации целей с точки зрения времени и наличия информации о способах достижения цели.

  3. Основные виды структур, их преимущества и недостатки.

Литература: [1-3], [10].

Методические указания

После изучения темы Вы должны:

Знать

содержание принципов системного подхода;

что такое система и основные группы определений этого понятия;

как система связана с внешней средой;

что отображает цель, и каким образом она конкретизируется;

какие виды целей характерны для сложных систем, и какие основные аспекты имеет цель;

основные понятия системного анализа: декомпозиция, элемент, функция, структура, поток, состояние, процесс;

преимущества и недостатки иерархических структур.

Уметь

интерпретировать принципы системного подхода относительно конкретных систем;

идентифицировать системы в окружающем мире на основе их определений;

классифицировать цели реальных систем соответственно их видам.

Ключевые понятия: принцип системного похода, система, окружающая середа, цель, макроцель, идеал, декомпозиция, элемент, функция, структура, иерархия, связь, состояние процесс.

В литературе известно много определений системного подхода, уточняющих и дополняющих друг друга. Приведем одно из них: "Системный подход — это широкие возможности для получения са­мых разнообразных оценок и суждений и предполагает поиски самых разнообразных вариантов выполнения той или иной работы с дальнейшим выбором оптимального".

Иными словами, системный подход сводится к охвату всей сферы познания, находящейся в ведении профессионала, а не к сосредоточению внимания на некотором частном участ­ке, входящем в эту сферу.

В теории и научной практике наряду с понятием «системный подход» широко используется и другое – «комплексный подход». Понятия «системность» и «комплексность» употребляются как синонимы, хотя, по мнению отдельных авторов, между ними есть различия. Например, в от­мечается, что "… понятие «системность» характеризует целенап­равленность, упорядоченность, организованность, тогда как понятие «комплексность» отражает взаимосвязанность, взаимообусловленность, разносторонность, широту исследо­вательского охвата проблемы".

Соотношение системного и комплексного подхо­дов можно анализировать по разным основаниям — по происхождению, уровню развития, целям изу­чения тех или иных объектов, месту и роли в науке, что является сложной и самостоятельной задачей. Поэтому мы ограничимся сравнительным обсуждением в самом общем виде, но важным для исследования проблем оценки эффективности.

Развитие комплексного подхода происходит в рамках знаний многих наук, выступающих обособлено. Представители каждой из них видят свою науку базовой. Причем развитие осуществляется на уровне уже существующих знаний каждой дисципли­ны с последующим суммированием. Развитие же СП про­исходит в рамках одной науки — системологии (теорети­ческой дисциплины, рассматриваемой методологические проблемы и знаковые модели сложных систем). Она носит общетеоретический характер и отражает интеграционные процессы между элементами разных наук, пронизываю­щих системную логику как единое целое. Причем разви­тие осуществляется на уровне новых (синтезирующих) зна­ний, носящих системообразующий характер (установление различных связей, принципов, законов, закономерностей). Сходства и различия комплексного и системного под­ходов представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к выполнению практических занятий для студентов специальности 150405. 65 «Машины и оборудование лесного комплекса»

    Методические указания
    Основы теории надежности машин: Методические указания к выполнению практических занятий для студентов специальности 150405.65 «Машины и оборудование лесного комплекса».
  2. Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов специальности

    Методические указания
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образованияВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
  3. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов специальности спо 080113 «Страховое дело (по отраслям)» по дисциплине «Страховое дело»

    Методические указания
    Излагаются рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине «Страховое дело». Приводятся требования к структуре и содержанию курсовых работ.
  4. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080102. 65 (060600) «Мировая экономика»

    Методические указания
    Подоба З.С. Международный бизнес. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080102.65 (060600) «Мировая экономика» / З.
  5. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации» и080504 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения Омск 2008

    Методические указания
    Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации» и 080504 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения )

Другие похожие документы..