Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
На протяжении многовековой истории адыги, шапсуги, убыхи - аборигены Черноморского побережья Кавказа - выработали своеобразный и богатый ассортимент ...полностью>>
'Доклад'
Цоколова О.В. Двумерные неголономные распределения в трёхмерном евклидовом пространстве, для которых одна из полных кривизн равна нулю. Научный руков...полностью>>
'Доклад'
Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобо...полностью>>
'Курсовая'
Сейчас, когда человечество входит в третье тысячелетие, для обитателей мегаполисов незаменимой вещью, фактически правой (или левой) рукой стал компьют...полностью>>

Методические указания по выполнению практических занятий для студентов специальности 100403 "Организация перевозок и управления на транспорте"

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Комплексный и системный подходы: сходства и различия

Характерис­тика подхода

Комплексный подход

Системный подход

1

2

3

Формирование

На фоне междисциплинарного движения как своеобразие их проявления

Целевая уста­новка

На синтезирующее отображение объективной реальности

Механизм реализации установки

Стремление к синтезу на

базе различных дисциплин (с последующим, как правило, суммированием полученных результатов)

Стремление к синтезу в рамках одной научной дисциплины на уровне новых знаний, носящих системообразующий характер (установление связей, принци­пов, законов)

Объект исследования

Любые явления, процес­сы, состояния, суммативные системы

Только системные объекты, т. е. целостные системы, состоящие из закономерно структуризованных и функционально законченных эле­ментов

Метод

Междисциплинарный —учитывает два или более показателей, влияющих на эффективность

Системный — в пространстве и времени учитывает все показа­тели, влияющие на эффектив­ность

Понятийный аппарат

Базовый вариант, норма­тивы, экспертиза, сумми­рование, отношения для выражения критерия

Тенденции развития, аналитиче­ские зависимые, отличные от от­ношений, проверка критерия, вы­бор оптимальной формы

Принципы

Отсутствуют

Основополагающие: системный, иерархии, интеграции, формализации

Продолжение табл. 2.1.

1

2

3

Теория и практика

Теория отсутствует, а практика неэффективна

Системология — теория систем, системотехника — практика, СА-методология

Общая характеристика

Организационно-методический (внешний) при­ближенный разносторон­ний взаимосвязанный взаимообусловленный предтеча СП

Методологический (внутренний), ближе к природе объекта, целенаправленность, упорядоченность, организованность, как развитие КП

Характерные особенности

Широта охвата проблемы при детерминированности требований

Широта охвата проблемы, но в условиях риска и неопределенности

Развитие

В рамках существующих знаний многих наук, выступающих обособлено

В рамках одной науки (системологии) на уровне новых знаний, носящих системообразующий характер (становление связей, принципов, законов)

Результат

Экономический эффект

Системный эффект (авторские материалы)

Подготовка кадров

Есть

Нет

Примеры реализации

Технико-экономическое обоснование, ком­плексная оценка мероприятий НТП, закон при­были как цель современной технологии и пр.

Космические сис­темы акад С.П. Королева, сис­темная оценка по ПЖЦ, закон всесторонней пользы и др.­

Стандартность решения

Есть

Нет

Пример: с экономической точки зрения системный подход - это «комплексное изучение экономики <авиакомпании - автор> как единого целого с позиций системного анализа”. Комплексное изучение, в свою очередь, предполагает анализ и синтез системы. Поскольку главная особенность сложной системы, каковой является авиакомпания, - тесная взаимосвязь всех её элементов и подсистем, то системный подход авиакомпании к лизингу воздушных судов (ВС) означает учёт всех этих взаимосвязей, изучение лизинг-объекта как структурной части более сложной системы (парка ВС авиакомпании), выявление роли лизинга в хозяйственной деятельности авиакомпании и, наоборот, воздействие авиакомпании на параметры лизинга. В таком случае суть системного подхода к лизингу ВС состоит в том, что:

  1. Эффект взятого в лизинг ВС оценивается на множестве всех допустимых комбинаций его использования в динамической структуре парка авиакомпании по экономическому критерию;

  2. При формировании множества допустимых вариантов использования арендуемого ВС учитываются возможные изменения по составу начального парка и конфигурации сети авиалиний, закреплённых за ВС данной авиакомпании;

  3. Под экономической эффективностью лизинга ВС будем понимать отношение полученного эффекта как будущего положительного результата инвестиционного проекта к затратам на этот проект;

  4. Результаты анализа преимуществ и недостатков лизинга учитываются при построении экономико-математической модели.

Задание для проверки знаний

Выберите ответ из приведенных вариантов для сформулированных вопросов.

Для вопросов 3, 4, 6, 7, 8 необходимо выбрать лишь по одному ответу, для вопросов 1, 2, 5 – по два. Любой из правильных ответов оценивается в 1 балл, и таким образом максимальное количество баллов за тест составляет 11. Результаты теста оцениваются следующим образом: если количество полученных баллов находится в границах 0-5 – «неудовлетворительно», 6-7 – «удовлетворительно», 8 – «хорошо», 9-10 – «отлично».

  1. Система – это:

а) множество объектов вместе с отношениями между объектами и внешней средой;

б) множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами;

в) множество функций, на котором определено заданное отношение с фиксированными свойствами;

г) комплекс взаимосвязанных элементов, которые образовывают целостность;

д) образовывает особое единство с функциями и является элементом «надсистемы»;

е) комплекс элементов, который взаимодействует с внешней средой;

ж) структура и множество функций, которые подчиненные глобальной цели.

  1. Декомпозиция – это:

а) деление системы на части с целью сделать более удобными определенные операции с этой системой;

б) упрощение системы, чрезмерно сложной для рассмотрения целиком;

в) объединение элементов в систему путем определения системообразующих отношений;

г) усложнение системы, чрезмерно простой для выполнения определенных функций;

д) распределение функций системы по классам с целью ее лучшего познания;

е) все то, что выполняет система или может выполнять соответственно своему назначению;

ж) это множество частей или форм (элементов), которые находятся во взаимодействии и специфическом порядке.

  1. Функция системы – это:

а) упрощение системы, чрезмерно сложной для рассмотрения целиком;

б) совокупность состояний элемента в пространстве и времени;

в) объединение элементов в систему путем определения системообразующих отношений;

г) все то, что выполняет система или может выполнять соответственно своему назначению;

д) стойкая упорядоченность в пространстве и во времени элементов и связей системы.

  1. Принцип децентрализации ориентирует на:

а) полную централизацию, которая оказывает содействие повышению степени управляемости сложной системой;

б) разумную децентрализацию с полной свободой для элементов системы, которая оказывает содействие реализации назначения системы;

в) разумный компромисс между полной централизацией и предоставлением возможности реагировать на определенные действия элементам системы;

г) достижение общей цели в сильно децентрализованной системе;

д) реализация сильной обратной связи с целью обеспечения возвращения на запланированную траекторию.

  1. Структура - это:

а) множество частей или форм (элементов), которые находятся во взаимодействии и специфическом порядке, необходимом для реализации функций;

б) это стойкая упорядоченность в пространстве и во времени элементов и связей между системой и внешней средой;

в) множество ограничений на потоки в пространстве и времени;

г) совокупность всех объектов, изменение которых влияет на систему, а также объектов, которые изменяются под действием системы;

д) то, что может или должно возникнуть, прообраз будущего, состояние, которое желательно достичь;

е) совокупность состояний элемента в пространстве и времени;

  1. По наличию информации о способах достижения целей выделяются следующие их классы:

а) функциональные целые, цели-аналоги, идеалы;

б) микроцели, макроцели, генеральная цель;

в) тактические цели, макроцели, идеалы;

г) тактические цели, цели-аналоги, цели развития;

д) функциональные цели, цели-аналоги, цели развития.

  1. Достижение общей цели в сильно децентрализованной системе обеспечивается:

а) стойким механизмом регулирования, которое реализует положительную обратную связь, которая ведет к достижению общей цели;

б) координацией потоков, которые поступают в систему из внешней среды;

в) управляющими действиями верхних уровней иерархии;

г) стойким механизмом регулирования, которое не разрешает сильно откланяться от поведения, которое ведет к достижению общей цели;

д) ограничением влияний внешней среды на элементы и структуру системы.

  1. Иерархия – это:

а) структура с подчиненностью, то есть с неравноправными связями – действия в одном направлении проявляют намного большее влияние, чем в обратном;

б) древовидная структура, в которой отношение подчинения служат для обеспечения информированности верхних уровней иерархии;

в) сеть, в которой благодаря наличию большого количества связей между элементами обеспечивается стойкость системы;

г) система, в которой действуют отрицательные обратные связи, которые оказывают содействие достижению системой глобальной цели;

д) структура с жестким подчинением и централизацией и наличием асимметрических связей, вследствие чего всегда обеспечивается достижение генеральной цели.

Перечень правильных ответов на вопрос теста:

1.б), г), 2. а), б), 3. г), 4. в), 5. а), в), 6. д), 7. г), 8. а).

Практическое занятие №3

КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА СИСТЕМ

План практического занятия

  1. Анализ признаков классификаций систем.

  2. Основные особенности и характерные признаки сложных систем.

  3. Механизмы управления сложными системами.

  4. Анализ свойств сложных систем.

Литература: [1-3], [10].

Методические указания

После изучения темы Вы должны:

Знать

классификационные признаки и виды систем;

что такое сложные системы и чем они отличаются от больших систем;

свойства сложных систем;

что ограничивает изучение сложных систем извне и изнутри;

в чем суть энтропийной концепции принятия решений в реальных условиях.

Уметь

отнести систему к тому или иному типу по конкретным классификационным признакам;

оценить, принадлежит ли реальная система к сложной;

исследовать, какой является система с точки зрения управления и свободы реализации своих функций;

оценить, какие из свойств сложных систем принадлежат конкретной системе и в чем они проявляются.

Ключевые понятия: система, классификация, классификационный признак, сложность, сложные системы, большие системы, эмерджентность, синергизм, аддитивность, принятие решений, управление, параметр, адаптация, самоорганизация, плановая траектория, функциональное преобразование, всеобщность, абстрактность, множественность, относительность и конкретность, целостность.

Пример 1. Описать входные, выходные данные, возможные состояния системы ВУЗ (цель - обучение студентов).

Примерами параметров системы могут быть: входные - уровень подготовки поступающих, уровень проведения вступительных экзаменов; выходные - уровень профессиональной подготовки и адаптационные возможности молодых специалистов после окончания ВУЗа; внутренние - уровень и качество научной методической работы, уровень организации самостоятельной работы студентов, профессиональный уровень и состав преподавателей ВУЗа.

Пример 2. Указать подсистемы системы приведенной в предыдущем примере.

Примерами подсистем системы ВУЗ могут быть такие системы: деканат (цель - управления факультетом), бухгалтерия (цель - обеспечение финансово-экономической жизни ВУЗа), студенческий совет (цель этой подсистемы - обеспечение студенческого самоуправления) и др.

Пример 3. Классифицировать приведенные выше системы и подсистемы.
Системы - "ВУЗ", "Деканат", "Бухгалтерия", "Студенческий совет" можно отнести:

  • по взаимоотношениям со средой - к открытым;

  • по происхождению - к смешанным (организационного типа);

  • по описанию - к смешанным;

  • по управлению - к комбинированным;

  • по функционированию - типа непараметрических систем.

Задание для проверки знаний

  1. Указать пропущенные атрибуты системы и охарактеризовать их:

Вход

Выход

Цель

Система

1

Студенты

Знание темы

Лекция

2

Студенты

Оценка

Проверка знаний

3

Текущее время

Показ времени

4

Передвижение

Автомобиль

5

Предмет коллекции

Антиквариат

Автомобиль

6

Специалист

Студент

7

Семья

8

Защита прав

Государство

  1. Заполнить места, отмеченные знаком вопроса:

а) Если входные посылки, цель, условие задачи или решение плохо описываемы, формализуемы, то такие задачи называются ..?

б) Если структура проблем (модели, алгоритма, решения) плохо описываемы или определяемы, то такая проблема называется..?

в) Сложные системы бывают сложности структурной (т.е. ?), или динамической (т.е. ?), или вычислительной (т.е. ?).

  1. Указать подсистемы систем приведенных в задаче 1. Какие связи между ними существуют? Опишите их внешнюю и внутреннюю среду, структуру. Классифицировать (с пояснением) системы, приведенные в задаче 1 и указать какие из них большие, а какие сложные системы и почему. Описать вход, выход, цель, связи указанной системы и ее подсистем.

  1. Привести синонимы и антонимы следующих понятий:

а) целостность, структурированность, системность, системный анализ;

б) междисциплинарность, междисциплинарная проблема.

  1. Привести пример системы, указать её связи с окружающей средой, входные и выходные параметры, возможные состояния системы, подсистемы.

Темы рефератов, докладов

  1. Классификация сложных систем.

  2. Интерпретация понятия сложности и основные подходы к ее измерению.

Практическое занятие №4

СИСТЕМА И МОДЕЛЬ

План практического занятия

  1. Познавательный и прагматический аспект моделирования.

  2. Основные виды сходства модели и оригинала.

  3. Структура взаимосвязей между системой, моделью и исследователем.

  4. Реализация основных функций моделей.

Литература: [3], [ 4-6], [8].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к выполнению практических занятий для студентов специальности 150405. 65 «Машины и оборудование лесного комплекса»

    Методические указания
    Основы теории надежности машин: Методические указания к выполнению практических занятий для студентов специальности 150405.65 «Машины и оборудование лесного комплекса».
  2. Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов специальности

    Методические указания
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образованияВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
  3. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов специальности спо 080113 «Страховое дело (по отраслям)» по дисциплине «Страховое дело»

    Методические указания
    Излагаются рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине «Страховое дело». Приводятся требования к структуре и содержанию курсовых работ.
  4. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080102. 65 (060600) «Мировая экономика»

    Методические указания
    Подоба З.С. Международный бизнес. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080102.65 (060600) «Мировая экономика» / З.
  5. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации» и080504 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения Омск 2008

    Методические указания
    Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации» и 080504 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения )

Другие похожие документы..