Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В данном кратком статистическом сборнике представлены данные о социальном и экономическом положении Республики Беларусь в 2009 году в сравнении с пре...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре психиатрии и наркологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербу...полностью>>
'Диплом'
Цель изучения дисциплины - ознакомить студентов с основополагающими положениями и методами эффективного управления нововведениями и интеллектуальными...полностью>>
'Документ'
Если смотреть с Болота1, например, с последнего уровня кольца, то первым бросается в глаза именно "Угольный Шпиль" - тонкий, без особых изы...полностью>>

По специальности 060105. 65 «стоматология» (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

Общие сведения о кафедре

Заведующий кафедрой – профессор, д.м.н. Зайратьянц О.В.

Заведующий учебной частью – профессор, д.м.н. Рябоштанова Е.И.

Кафедра располагается по адресу: ул. Стромынка, д. 7, корп. 10, 3 этаж.

Телефон: 268-23-30

Особенности организации учебного процесса.

На базе стоматологического факультета кафедры проходят обучение студенты стоматологического дневного и вечернего отделения в течение трех семестров: студенты 2 - 3 курсов обучаются общей и частной патологической анатомии, 4 курса – орофациальной патологии. Преподавание ведется с учетом профильности на стоматологическом факультете. На кафедре внедрены современные компьютерные технологии, ситуационные задачи, тестовые задания.

Патологическая анатомия

Цель и задачи дисциплины

Цель: изучение патологических процессов и болезней с позиций структурных изменений с учетом данных других наук.

Задачи дисциплины:

  • изучение этиологии болезней – причины развития;

  • изучение патогенеза – механизмов развития;

  • изучение морфогенеза – структурных механизмов развития;

  • изучение осложнений и исходов;

  • изучение танатогенеза – механизмов умирания;

  • изучение патоморфоза – изменчивости болезней;

  • изучение ятрогенных осложнений – осложнений медицинских мероприятий.

Содержание разделов учебной программы.

Раздел 1. Общая патологическая анатомия.

Раздел 2. Частная патологическая анатомия.

Раздел 3. Патологическая анатомия орофациальной области.

Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать и уметь использовать историю развития патологической анатомии; объекты, изучаемые патологической анатомией; методы изучения объектов; наиболее общие (типовые) патологические процессы

На практике студент должен использовать - знание особенностей структурных изменений клеток, органов и частей тела человека при различных патологических процессах и заболеваниях.

Уровень компетентности

Обладание способностью диагностировать причины, патогенез и морфогенез болезней, их проявления, осложнения и исходы, а также патоморфоз, а в случае смерти — причину смерти и механизм умирания (танатогенез).

Коммуникативность

Уметь использовать полученные знания о структурных изменениях при патологических процессах и болезнях при профессиональном общении с коллегами и пациентами.

Практические навыки

Студент должен иметь практические навыки о:

-макроскопической диагностике патологических процессов;

-микроскопической (гистологической) диагностике патологических процессов.

Общее представление

Студент должен иметь представление о современных гистологических методах изучения аутопсийного и биопсийного материала, сканирующей и трансмиссионной электронной микроскопии, морфометрии, иммуногистохимических методах, методах молекулярной биологии.

Формы промежуточного контроля

Темы занятий

Вид контроля

Сроки проведения

Вводное занятие. Повреждение и гибель клеток. Некроз. Апоптоз.

Тест-контроль

1 неделя

Нарушения обмена веществ.

Тест-контроль

2 неделя

Расстройства кровообращения.

Тест-контроль

3 неделя

1 контрольное занятие по темам «Повреждение». «Расстройства кровообращения» (темы 1-3).

Компьютерный контроль, собеседование.

4 неделя

Воспаление.

Тест-контроль

5 неделя

Иммунопатологические процессы.

Процессы адаптации.

Тест-контроль

6 неделя

Опухоли. Введение в онкологию. Эпителиальные опухоли. Опухоли из меланинобразующей ткани.

Тест-контроль

7 неделя

Мезенхимальные опухоли, опухоли нервной системы. Заболевания системы крови: анемии, гемобластозы.

Тест-контроль

8 неделя

2 контрольное занятие по темам: «Воспаление», «Процессы адаптации»,

«Опухоли», «Анемии и гемобластозы» (темы 5-8).

Компьютерный контроль, собеседование.

9 неделя

Форма итогового контроля

Формы итогового контроля – зачет.

Рекомендуемая литература

  1. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия: Учебник. — В 2-х т.— М.: Медицина, 2001.

  2. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия: Учебник. — В 2-х т.— Изд. 2-е, перераб. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.

  3. Пальцев М.А., Пономарев А.Б., Берестова А.В. Атлас по патологической анатомии. — М.: Медицина, 2003.

4. Курс лекций по патологической анатомии. Общий и частный курс. Под ред. академика РАН и РАМН, профессора М.А.Пальцева. — М.: «Русский врач». — 2003.

5. Пальцев М.А., Аничков Н.М., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. — М.: Медицина, 2002.

6. Зайратьянц О.В., Чирва В.Г., Миринова Л.Г., Бойкова С.П., Дорофеев Д.А. История кафедры патологической анатомии МГМСУ с кратким очерком истории патологической анатомии: Учебное пособие. — М.: МГМСУ, 2004.

  1. Частная патологическая анатомия (частный курс). /Учебное пособие к практическим занятиям по патологической анатомии. Частный курс. Стоматологический факультет. Коллектив авторов: О.В.Зайратьянц, Л.Е.Кременецкая, Е.И.Рябоштанова, Л.А.Зотова, С.П.Бойкова, В.А.Смольянникова, Л.Г.Миринова, К.В.Опаленов, Л.В.Гундорова, Д.А.Дорофеев, Н.А.Швец, Н.А.Грекова, О.П.Мишутченко, А.В.Журавлева, Н.В.Трыкина. Под общей редакцией профессора О.В.Зайратьянца. — Москва: МГМСУ, 2007. — 320 с.

  2. Миринова Л.Г., Дорофеев Д.А., Зайратьянц О.В. Метод биопсийного исследования: Учебное пособие. — М.: МГМСУ, 2004.

  3. Зайратьянц О.В., Чирва В.Г., Бойкова С.П. Клинико-морфологические проявления общепатологических процессов, соматических и инфекционных заболеваний в орофациальной области: Учебное пособие. - М.: МГМСУ, 2005.

КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Общие сведения о кафедре

Заведующий кафедрой – Заслуженный деятель науки РФ, д.м.н. проф., Воложин А.И.

Заведующий учебной частью – д.м.н. профессор, Денисов А.Б.

Кафедра располагается по адресу: ул. Вучетича, д.9 А

Телефон: 611-13-64

Особенности организации учебного процесса.

Преподавание патофизиологии на стоматологическом факультете осуществляется на практических занятиях, лекциях и с помощью самостоятельной работы студентов.

На лекциях и практических занятиях используются методические пособия и практикум, таблицы, слайды, микро и макропрепараты.

На практических занятиях в течение первых 15-20 мин проводится опрос студентов письменно по тестам или устно. Затем преподаватель объясняет тему текущего занятия в течение 20 – 30 мин в зависимости от сложности или объема материала.

На выполнение заданий отводится 1,5 часа на 4-м и 1 час на 5-м семестре. В конце занятия подводятся итоги, формулируются выводы и подписываются протоколы.

Итоговый контроль знаний, умений и навыков проводится на курсовом экзамене.

Патологическая физиология

Цель и задачи дисциплины

Цель: освоение студентами теоретических основ и практических навыков по общим закономерностям и конкретным механизмам возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, в том числе в тканях полости рта, принципах их выявления, терапии и профилактики.

Задачи:

  • выработать у студентов умение проводить патофизиологический анализ симптомов и синдромов заболеваний зубо-челюстно-лицевой области;

  • научиться анализировать результаты лабораторных и функциональных исследований;

  • научится устанавливать взаимосвязь между заболеваниями зубочелюстной области и общесоматическими заболеваниями;

  • сформировать методологическую и методическую основы клинического мышления и рационального действия врача-стоматолога.

Содержание разделов учебной программы.

Раздел 1: Патофизиология нервной системы.

Раздел 2: Патофизиология эндокринной системы.

Раздел 3: Патофизиология иммунной системы.

Раздел 4: Патофизиология системы кровообращения.

Раздел 5: Патофизиология системы крови.

Раздел 6: Патофизиология внешнего дыхания.

Раздел 7: Патофизиология желудочно-кишечного тракта.

Раздел 8: Патофизиология печени.

Раздел 9: Патофизиология почек.

Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать и уметь использовать:

  • основные понятия общей нозологии,

  • роль причин, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и завершении (исходе) болезней;

  • причины и механизмы типовых патологических процессов и реакций, их проявления и значение для организма при развитии различных заболеваний;

  • причины, механизмы и основные (важнейшие) проявления типовых нарушений функций органов и физиологических систем организма;

  • этиологию, патогенез, проявления и исходы наиболее частых заболеваний органов полости рта и других физиологических систем организма, принципы их этиологической и патогенетической терапии;

  • значение экспериментального метода (моделирования болезней и болезненных состояний на животных) в изучении патологических процессов; его возможности, ограничения и перспективы;

  • значение патофизиологии для развития медицины и здравоохранения; связь патофизиологии с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами.

Уровень компетентности

Обладание представлениями о единстве человека, общества и уровня развития здравоохранения, об общих закономерностях развития патологических процессов и болезней, роли наследственных и приобретенных факторов в их развитии. Обоснование этиотропного и патогенетического принципа коррекции болезней человека.

Коммуникативность

Уметь при общении со студентами и преподавателями строить и доходчиво излагать правильное понимание патологических процессов в механизме развития болезней на базе естественнонаучного мировоззрения. Использовать данные лабораторных и функциональных исследований для объяснения закономерностей течения патогенеза и саногенеза болезней человека.

Практические навыки

Студент должен иметь практические навыки

  • проведения патофизиологического анализа клинико-лабораторных, экспериментальных и других данных и формулировать на их основе заключение о возможных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней) в тканях зубо-челюстно-лицевой системе и других систем организма;

  • применения полученных знаний при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности;

  • анализа проблемы общей патологии и критической оценки современных теоретических концепций и направлений в медицине;

  • планирования и проведения (с соблюдением соответствующих правил) экспериментов на животных, обработки и анализа результатов опытов, правильного понимания значения эксперимента для изучения клинических форм патологии в зубо-челюстно-лицевовой системе;

  • интерпретации результатов наиболее распространенных методов диагностики;

  • решения ситуационных задач;

  • регистрации ЭКГ у экспериментальных животных и человека, определения по данным ЭКГ основных видов аритмий, признаков ишемии и инфаркта миокарда;

  • проведения цитологической оценки воспалительного экссудата и определения фагоцитарной активности;

  • подсчета и анализа лейкоцитарной формулы;

  • по данным гемограммы формулировать заключение о наличии и виде типовой формы патологии системы крови;

  • регистрации и анализа показателей коагулограммы крови;

  • по показателям вентиляции, газового состава крови и кровотока в легких определять типовые формы нарушения газообменной функции легких;

  • дифференцирования патологических типов дыхания;

  • по данным анализа мочи и клиренс-тестов давать характеристику типовых нарушений функций почек;

  • дифференцирования различных видов желтух;

  • оценки показателей кислотно-основного состояния (КОС) и определения различных видов его нарушений;

  • дифференцирования различных типов гипоксии;

  • по данным анализа желудочного и кишечного сока определять типовые нарушения секреторной функции желудка и кишечника;

  • по характеру температурной кривой определять тип лихорадочной реакции;

  • интерпретации результатов основных диагностических аллергических проб для оценки непереносимости лекасрственных препаратов и материалов, применяемых в стоматологии;

  • обоснования принципов патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний зубо-челюстно-лицевой области.

Общее представление

Студент должен иметь представление

  • об основных принципах выявления и профилактики заболеваний человека, в том числе патологических процессов в зубо-челюстно- лицевой области;

  • об основных перспективных направлениях развития патофизиологии.

Формы промежуточного контроля

Темы занятий

Вид контроля

Сроки проведения

1.Патофизиология нервной системы

Тесты

2 неделя

2.Патофизиология эндокринной системы

Тесты

3 неделя

3.Патофизиология иммунной системы

Коллоквиум

4 неделя

4.Патофизиология системы кровообращения

Тесты

5 неделя

5.Патофизиология системы крови

Тесты

6 неделя

6.Патофизиология внешнего дыхания

Тесты

8 неделя

7.Патофизиология желудочно-кишечного тракта

Тесты

10 неделя

8.Патофизиология печени

Тесты

12 неделя

9.Патофизиология почек

Коллоквиум

14 неделя

Форма итогового контроля

Итоговый контроль: по итогам 5 семестра 3 курса - зачет.

Рекомендуемая литература

  1. Патологическая физиология. //Под ред. А. Д. Адо и В.В. Новицкого, - Изд. Томского университета, 1994. - 468 с.

  2. Патологическая физиология. //Под ред. А. Д. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова, - М., Триада-Х, 2000, -574 с.

  3. Патологическая физиология.1 и П том //Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина, - М., МЕДпресс, 1998, 2000, -1001 с.

  4. Патофизиология. //Под ред. В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга, - Изд. Томского университета, 2001. - 754 с.

  5. Патофизиология. //Под ред. П.Ф. Литвицкого, - Изд. ГЭОТАР-МЕД, 2002. –

  6. Курс лекций по патофизиологии. //Под ред. П.Ф.Литвицкого, М. - Медицина, 1995. - 752 с.

  7. Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии.

//Под ред. Н. И. Лосева, М. -Медицина, 1985. - 207 с.

  1. Тестовые задания по курсу патофизиологии //под ред. Г.В. Порядина, Ж.М. Салмаси, М.-, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,- 2000,-352 с.

  2. пособие "Клиническая патофизиология для стоматолога: избранные лекции и тестовые задания к ним"", подготовленное сотрудниками Омской ГМА (проф. В.Т. Долгих),-2001.

  3. Пособие "Патофизиология эндокринопатий"", подготовленное сотрудниками Самарской ГМА (О.С.Сергеев и соавт.), - 2001 .

  4. Пособие "Основные понятия общей патофизиологии", (проф. А.В Ефремова и проф. Г.В. Порядина), -2001.

  5. "Практикум по патологической физиологии"", подготовленный сотрудниками РВМА (под редакцией профессоров В.Ю. Шанина и А.В. Дергунова), 2000.

  6. пособие "Патология клетки", подготовленное сотрудниками СПб ГМА им. И.И. Мечникова под редакцией проф. В.И. Николаева, -2001.

  7. "Методические рекомендации к занятиям по патофизиологии"", подготовленные сотрудниками ММА (под редакцией профессора П.Ф. Литвицкого), 2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. По специальности 060105. 65 «стоматология» (1)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  2. Рабочая учебная программа по медицинской информатике и автоматизированным системам управления здравоохранением для специальности 060105. 65 стоматология

    Рабочая учебная программа
    Медицинская информатика является естественнонаучной и математической дисциплиной и предназначена для решения задач по получению, передаче, обработке, хранению, распространению и представлению информации в медицине и здравоохранении.
  3. Рабочая программа по общей хирургии специальность 060105. 65 «стоматология»

    Рабочая программа
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
  4. Примерная программа дисциплины стоматология детского возраста для студентов обучающихся по

    Примерная программа
    Цель дисциплины – подготовка врача стоматолога, способного оказывать пациентам амбулаторную стоматологическую помощь при основных стоматологических заболеваниях в зависимости от индивидуальных и возрастных анатомо-физиологических
  5. Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта №133 мед/СП-стоматология высшего профессионального образования по специальности 060105.

Другие похожие документы..