Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
4 4 Геометрия Биология 3 3 Химия 3 3 ВСЕГО: 30 30 Компонент образовательного учреждения Кубановедение 1 1 Математические основы информатики 1 Культура...полностью>>
'Документ'
Тур на День рождения Санкт-Петербурга! Празднования дня рождения Северной Пальмиры традиционно с XVIII века проводились и проводятся ежегодно. Наш го...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Законів України «Про основні засади державної аграрної політики на період до 2015 року», «Про державну підтримку сільського господарств...полностью>>
'Семинар'
Цель: Дать понятие «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выдел...полностью>>

Е. А. Климов введение в психологию труда рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Е.А. КЛИМОВ

ВВЕДЕНИЕ

в ПСИХОЛОГИЮ ТРУДА

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Москва

"Культура и спорт"

Издательское объединение "ЮНИТИ"1998

ББК 88.4я73

К49

Рецензенты:

академик РАО, профессор А.А. Бодалев и профессор И.И. Ильясов

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Климов Е.А.

К49 Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.:

Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с. ISBN 5-85178-060-6.

В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как создание не только материальных, но и духовных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращается на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального соответствия требований профессии и личных качеств человека.

Для студентов и преподавателей вузов, психологов, руководителей и служб управления персоналом предприятий, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

ББК 88.4я73

ISBN 5-85178-060-6 © Е.А. Климов, 1998

© ЮНИТИ, 1998

Часть 1 О предметной области и задачам психологии труда

... нахожусь в том противном состоянии, которое принято называть отдыхом от усиленных занятий и посвящать разным накопившимся отложенным мелочам... Итак, я отдыхаю, а вернее – скучаю и потому о времени труда говорю, как о милом прошлом.

МЛ. Врубель (письмо

к А. А. Врубель от апреля 1863 г.)

Введение

Естественные и технические науки, оснащенные специально разработанными для них. математическими средствами, давно используются людьми и для создания материальных условий существования, искусственной среды обитания и даже для широкомасштабного уничтожения людьми друг друга. Вполне понятно, что у человека, живущего в современной культуре, эти науки уже в порядке не обязательно сознаваемой "презумпции" вызывают заслуженное почтение, уважение с разными их оттенками (от восхищения до страха) и отношение как к образцам проявлений разума. Исходя из такой позиции, казалось бы, надо строить научную психологию труда по образу и подобию указанных наук, а историю психологии понимать как приближение к их историческому пути или как его запаздывающее повторение. И, кстати, есть примеры соответствующих подходов к рассматриваемому делу, с чем мы отчасти столкнемся несколько ниже. Но все же идея построения психологических наук и, в частности, психологии труда по названным уважаемым и достойным в своем роде (в рамках их корректного приложения) образцам ведет в пределе к абсурду. Почему?

Дело в том, что, во-первых, и категориальный строй (множество понятий), и системы методов указанных наук нечувствительны как раз к той реальности, которая существенна для психологии. Более того, по-житейски различимые и свойственные человеку как субъекту особенности, качества понимаются в естественных и технических науках скорее как помехи или источники затруднений, от которых важно избавляться (повышать, скажем, надежность производственных систем за счет вытеснения из них человека, который ошибается, утомляется, отвлекается; совершенствовать методы познания, очищая их от субъективности, т. е. опять-таки от чего-то присущего человеку, и т.п.). Во-вторых, явления природы и техники относительно стабильны, если иметь в виду масштабы времени человеческой жизни (серная кислота и в прошлом веке, и в будущем будет взаимодействовать со щелочью по давно известной формуле, и это будет происходить и в пробирке, и в заводском резервуаре); человек же со всей системой его психической регуляции и ее динамикой изменчив, индивидуально неповторим, располагает многими степенями свободы выбора. И его активность, в частности, существенно обусловлена относительно быстро сменяющими друг друга средовыми процессами, протекающими в обществе, в культуре (понимаемой в широком смысле как область накопленных достижений в материальном и духовном производстве, общественном устройстве).

Культивирование так называемого гуманистического подхода в психологии (подхода, связанного с уважением к человеку как субъекту, с учетом его уникальности, свободы, права на "самостроительство", жизнь по своему замыслу и разумению) тоже можно довести до абсурда и, продолжая полагать себя в области науки, оказаться фактически в области мистики, непроверяемых мифологических моделей и "сверхученых" слов.

Просто "строить баррикады" против научной традиции, традиционной научной рациональности и размахивать флагом гуманистического подхода было бы нелепо. Нельзя не считаться с теми обретениями научной рациональности, которые накопило человечество (включая не только достижения философии. гуманитарных, наук. но и наук естественных и технических). Нужны новые качественные синтезы научного знания. И их построение - особая задача на далекую перспективу.

Нам же здесь в связи со сказанным важно для начала хотя бы стараться осознавать те ходы. стереотипы мысли, которые воспитаны у нас, возможно, еще в школе на материале учебных предметов естественно-научного цикла, не считать их единственно возможными образцами проявлений разума и научности, помнить, что любая истина имеет ограниченные пределы корректного приложения, которые надо конкретно выяснять.

Обратимся к рассмотрению общепонятных явлений труда человека на штатном рабочем месте. Пусть это будет работа водителя грузового автомобиля, а мы, располагая средствами науки, хотим быть полезными: намереваемся внести вклад в повышение производительности труда, его безопасности, создать условия для максимальной сохранности данного работника как члена профессиональной общности водителей, для разностороннего развития его личности, удовлетворенности трудом.

Нетрудно заметить, что при попытке нашего обращения к конкретному явлению, "частному случаю" возникают полезные, с точки зрения и движения к истине, и оказания практического содействия

человеку, несообразности, несвязности:

штатное "рабочее место" водителя как раз меньше всего именно "место", поскольку здесь человек при работе как раз перемещается, и предметная ситуация труда все время "плывет" не только во времени, но и в обычном пространстве. Точно так же большим упрощением было бы говорить о рабочем "месте" многих других работников, которые, казалось бы, "ходят на работу" или "пребывают на работе". Учитель, например, должен побыть и в библиотеке, и, возможно, посетить семью ученика. и провести с детьми экскурсию, а также и у себя дома он фактически "на работе": ему надо посидеть над тетрадями учеников, а отнюдь не только быть в классе, у доски. Если ретивый блюститель трудовой дисциплины и законов о труде захотел бы учесть пребывание учителя или агронома, руководителя, не говоря уже о водителе автомобиля, "на работе", то он либо пришел бы в смятение, либо "наломал бы дров", упрекнув работников, что они не находятся там. где они должны, казалось бы, быть. Таким образом, придется сразу же теоретически признать представление не столько о "рабочем месте", сколько о "рабочей зоне" человека, занятого трудом, которая при этом может быть причудливым образом распределена не только в геометрическом, но и в социальном, информационном пространствах. И для некоторых случаев это вопрос не праздный: если, предположим, руководитель, менеджер (как иногда модно выражаться) не учитывает рассматриваемого обстоятельства, неизбежны конфликты. Не важно, скажем, где "сидит" работник науки, важно, чем и как занята его голова, и именно это последнее обстоятельство определяет, находится или не находится он "на работе";

как мы заметили, столкновение с конкретными явлениями предполагает не только движение от науки к практике, не только "внедрение" идей науки или "приложение", "применение" их, но также и коррекцию, уточнение, а то и коренную ломку и перестройку этих идей, т. е. речь идет и о продуктивном. движении от практики ("конкретики") к науке. Едва прикоснувшись к реальности, мы должны были, например, подправить наши "презумпции" относительно "рабочего места";

при конкретном подходе к делу сразу становится очевидным, что те полезные практические, гуманистические вклады, которые мы вознамерились сделать применительно к некоторому частному случаю, не могут быть сделаны за счет какой-то одной отрасли научного знания. Показатели деятельности и развития личности работника зависят и от организации труда на предприятии, в учреждении (режим, сменность), от системы вознаграждения за работу, мероприятий по охране здоровья, профилактике заболеваний, от отношений, складывающихся у работника с непосредственным руководителем. Далее, если мы имеем в виду все же именно водителя грузового автомобиля, то показатели деятельности его зависят от конструкции кабины автомобиля (возможность регулировок сиденья, рычагов управления сообразно размерам тела водителя), от того, насколько удобно расположены и оформлены шкалы приборов (указатели скорости, пробега, давления масла, температуры охлаждающей жидкости двигателя и др.), зеркала заднего вида; насколько обеспечен обзор, не проникают ли в кабину химические примеси к воздуху (гарь, пары бензина и др.). Сюда же входят вопросы о стратегии наблюдения за дорожными условиями, состоянием машины и груза, о средствах саморегуляции и преодоления работником своих неблагоприятных функциональных (возникающих во время работы, функционирования) состояний, например, таких, как утомление, сонливость, раздраженность; важны и уровень знаний, навыков работника, его отношение к участникам дорожного движения, к своей профессии, к своему предприятию.

В отличие от технического автомата, например, аппарата по продаже газированной воды, человек не просто реагирует на внешнее воздействие, "слушается" и т.п., но управляется сложной многоуровневой системой внутренних, в частности психических, регуляторов. Например, чтобы быть устойчиво работоспособным в дальнем рейсе, человеку важно не только иметь физическое здоровье, но и сознание значимости, смысла работы, и специальное профессиональное самосознание, включающее чувство гордости ("мы – транспортники - кровеносная система общества" или что-нибудь в этом роде) и многое другое, совершенно недоступное внешнему наблюдению или, по крайней мере, неявное на первый взгляд;

поскольку существенная особенность явлений, процессов психики состоит в их многофракторной обусловленности и мораль требует уважительного отношения к индивидуальному своеобразию человека, каждый конкретный "частный случай" в предметной области психологии труда – это и случай во многих отношениях уникальный. Иначе говоря, то, что в науках о природе и технике считается ценностью и нормой ("очищение" факта от "посторонних примесей", установление точных параметров, закономерных и однозначных общих зависимостей и стандартов, достижение повторяемоemu событий при повторении вызывающих их условий и т.п.), в психологии принципиально недостижимо или даже вредно, поскольку ведет к обезличивающему подходу к человеку. О человеке неуместно мыслить в "идеологии стандартов", которая вполне уместна и желательна, если речь идет о технике или неживой природе. В связи со сказанным важно напомнить об одном очевидном обстоятельстве: если имееm место труд, значит есть и взаимодействие человека с некоторой внешней реальностью. Иначе говоря, здесь возникает система "субъект - объект", или, выражаясь более детально и пространно, система "субъект труда – люди (трудовой коллектив) – предмет труда - средство труда – производственная среда", или "человек – машина", или "человек – техника – среда" и пр. Такого рода систему называют для краткости эргатической (от древнегреческого корня "эрг" - дело, работа). Нe следует только примешивать сюда представление о физической единице измерения работы определенной силы на некотором пути. В нашем случае система производит, строго говоря, не саму по себе работу в физическом смысле, а "потребительную стоимость" (К. Маркс) – то, в чем нуждаются и что способны потребить люди, общество, а это могут быть, как отчасти отмечалось, и вещественный предмет, и полезная информация – научная, художественная, и лучший ход социальных процессов, и любой функциональный "эффект полезности", например, защищенность границ страны и т.п.

Слово " эргатическая" применительно к обсуждаемой системе не является лишним, засоряющим язык. Не нельзя назвать трудовой, поскольку некоторые существенные процессы, ведущие к достижению цели, возложены здесь на технические средства труда. А о средстве можно лишь в фигуральном, поэтическом смысле сказать, что оно трудится. В противном случае у нас возникнут немалые сложности и противоречия в понимании многих положений, начиная с таких, как "труд создал человека", "труд ваяет человека" и кончая пунктами кодекса законов о труде.

Комплекс областей знания и практики, ориентированных на изучение и оптимизацию труда человека, обозначают иногда термином эргономика (древнегреческий корень "ном" – закон, правило). Иногда эргономикой называют ту часть знания и практики, ориентированных на труд, которая учитывает " организменную" (анатомо-физиологическую) и ту психологическую составляющую человека, которую можно, упрощая и типизируя предмет рассмотрения, выразить числом, графической схемой (иногда это приводит к кажущейся точности, но без языка чисел и форм проектировщики техники затрудняются учитывать психическую реальность).

Вероятно, нельзя быть эргономистом-всезнайкой. Каждый участник эргономической работы, хорошо разбираясь в своей области приложения сил (например, в физиологии и гигиене труда, в психологии восприятия, памяти, в техническом конструировании, художественном конструировании, в экономике и организации труда и т.д.), должен ориентироваться и в смежных областях, чтобы разумно координировать свои усилия и приходить к согласованным решениям без конфликтов и без утраты своей профессиональной позиции.

Специалисты полагают, что комплексная проектная проработка, например, будущего технического изделия (скажем., транспортного средства, станка, пульта автоматизированной системы управления каким-либо объектом) в отношении соответствия этого изделия особенностям человека, в частности его удобства, безопасности, должна проводиться уже на самых ранних этапах проектирования. Заметить недостатки готового изделия проще, чем. предвидеть их на стадии, например, эскизного проекта. Нo исправить - труднее и дороже. Например, изготовили серию мощных тракторов для работы в карьерах. Нo, увы, расчетная производительность труда не достигается, а трактористы-машинисты то и дело отказываются работать на этой новой машине. В чем дело? Место водителя расположено та. что из-за больших боковых габаритов ходовой части он плохо видит "опасный край" грунта. Водителю то и дело приходится останавливать машину, вставать и заглядывать за гусеницы. Итaк, машина новая, но спроектирована без учета некоторых требований "человеческого фактора". И при этом речь идет не о длине или силе рук-ног, не о "досягаемости" рычагов управления, а о познавательной функции работника, которая проектировщику могла казаться чем-то невещественным и не заслуживающим внимания -"дыркой от бублика". В результате не только нет ожидаемой производительности труда, но даже возникло уже экономическое явление повышенной "текучести" кадров.

Глава 1

Психическая реальность, труд и науки о труде

Поскольку труд, как бы его ни понимали, есть условие существования и развития общества, соответствующие представления и понятия мы найдем в самых разных формах общественного и индивидуального сознания (от поэзии до санитарии, от фольклора до утонченных организационно-технических концепций); при этом важно различать психологические и непсихологические подходы к труду и трудящемуся. При психологическом подходе к труду вводятся в оборот все существенные категории психологических наук, поскольку центральной здесь оказывается проблема взаимосоответствия человека как субъекта и так или иначе фиксированных в культуре (и в этом смысле объективных) требований к нему как "делателю" чего-то ценного.

1.1. Непсихологическое знание о труде

Наша задача – научиться выделять и по-деловому учитывать психологическую составляющую труда, но для этого надо, в частности, хотя бы обзорно рассмотреть ("окинуть взглядом") непсихологические подходы к рассмотрению труда и трудящегося.

Основные области знания и практики, смежные с психологией труда. Труд – явление прежде всего социально-экономическое, и существуют вопросы его принципиально научного понимания на уровне человечества в целом (в отличие, скажем, от активности животных или в аспекте антропогенеза и исторического развития человечества), вопросы планирования и организации хозяйства (а значит и труда) в стране или относительно обособленной отрасли, или на предприятии, вопросы его учета и вознаграждения. Этому соответствуют философские, исторические, социологические и экономические подходы к пониманию труда.

В рамках психологии мы должны выделить свойственные именно ее конкретно-научному уровню "свои" признаки труда.

С терминами "труд", "трудящийся" связано большое количество разных непсихологических реальностей, явлений и их признаков. Чтобы помочь читателю составить о них или "оживить" в памяти нужное здесь представление, просто перечислим некоторые важные и характерные понятия, "ключевые слова", которыми оперируют в разных областях знания и практики, так или иначе обслуживающих человека в труде и человека, входящего в мир труда (скажем, в связи со взрослением, выбором будущей профессии или вынужденной переменой рода занятий).

Философия и политическая экономия: "субъект труда", "объект труда", "орудия труда", "процесс труда", "коллективный труд", "индивидуальный труд", "эксплуатация труда", "противоположность между физическим и умственным трудом", "труд как источник существования человека", "труд как источник творческого вдохновения и наслаждения", "необходимый труд", "конкретный труд", "абстрактный труд", "кооперация труда", "прибавочный труд", "овеществленный труд", "живой труд".

Социология труда: "социальная природа труда", "социальные последствия автоматизации (производства, труда)", "изменения характера труда в связи с техническим прогрессом", "социальные формы общественного труда", "общественная организация труда", "социальные факторы выбора профессии", "процесс профессиональной активизации женщин", "отношение молодежи к труду", "труд как процесс, формирующий человека и общество", "функции общественного труда (свободотворческая функция и др.).

Экономика труда: "производительность труда", "трудовые ресурсы", "организация труда (на предприятии, в учреждении)",

"нормирование труда", "рабочее время как мерило труда", "оплата труда", "планирование труда", понимаемое как планирование производства, а не как построение образа будущей деятельности в сознании определенного трудящегося, "трудовые показатели" предприятия, учреждения.

Законодательство о труде, юриспруденция: "трудовой договор", "коллективный договор", "порядок установления и пересмотра норм труда", "право на отпуск", "право на гарантированную заработную плату", "гарантии для рабочих и служащих, избранных на выборные должности", "компенсации в связи с разъездным характером работ", "правовое регулирование материальной ответственности", "обязанности рабочих и служащих", "обязанности администрации", "правовые мероприятия по охране труда", "запрещение применения труда женщин на тяжелых и опасных работах", "права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях", "льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением", "порядок рассмотрения трудовых споров".

Физиология и гигиена труда, производственная санитария: "режим (чередование) труда и отдыха", "мышечная работоспособность", "динамика работоспособности" (например, в течение рабочего дня), "утомление", "статическая работа", "тяжесть и напряженность труда", "легочная вентиляция в процессе труда", "сердечная деятельность в процессе труда", "санитарное нормирование факторов производственной среды", "запыленность и загазованность на предприятии", "пути устранения шума и вибрации на предприятии".

Врачебно-трудовая экспертиза: "трудоспособность", "временная нетрудоспособность", ."потеря трудоспособности" (инвалидность, от лат. invalidus – "бессильный, некрепкий, нездоровый"), "остаточная трудоспособность", "реальные трудовые возможности" (больного, данного человека), "социально-трудовые рекомендации", "степень утраты трудоспособности", "рекомендуемые (данному человеку, например, хронически больному) виды трудовой деятельности", "трудотерапия", "трудоустройство хронически больных", "врачебная профессиональная консультация" (например, по выбору профессии).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ю. Г. Волков И. В. Мостовая социология под редакцией проф. В. И. Добренькова Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    Учебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным построением текста, современным «многослойным» изложением, позволяющим последовательно и углубленно формировать тезаурус в области социологического зна­ния Содержание
  2. Е. Л. Григоренко психогенетика под редакцией И. В. Равич-Щербо Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    ISBN 5-75 7-0 3 - Первый на русском языке учебник по психогенетике для студентов университетов и пединститутов. В доступной и систематизированной фор- ме излагаются необходимые базовые сведения по общей генетике, эмпи- рическим и
  3. Учебник (4)

    Учебник
    Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»
  4. Р. С. Немов основы психологического консультирования рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник (1)

    Учебник
    Книга является первым издаваемым в нашей стране вузовским учебником по психологическому консультированию и соответствует курсу по данной дисциплине, на базе которой готовят практических психологов.
  5. Р. С. Немов основы психологического консультирования рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник (2)

    Учебник
    Книга является первым издаваемым в нашей стране вузовским учебником по психологическому консультированию и соответствует курсу по данной дисциплине, на базе которой готовят практических психологов.

Другие похожие документы..